Что общего и чем отличаются
Что общего и чем отличаются мужчины и женщины?
Что такое однодольные и двудольные растения
Рассматриваемые растения выделяются определенными сходствами и отличиями. Чтобы выявить их, стоит разобраться с терминами.
Определения
Однодольные культуры относятся к классу Покрытосеменных, семенной зародыш которых включает одну семядолю. Двудольные растения представляют собой один из классов Покрытосеменных культур, семенной зародыш которых включает две семядоли.
Признаки
Чтобы различать перечисленные культуры, требуется учитывать их ключевые признаки. К характерным особенностям двудольной разновидности относят следующее:
Однодольные виды отличаются следующими особенностями:
Примеры и представители семейств
Все цветковые растения делят на 2 категории, которые отличаются определенными особенностями. К распространенным однодольным культурам относятся пшеница, тюльпаны, лилии. Также в эту группу входят осока и пальма.
К характерным представителям двудольного класса относятся дуб, подсолнечник, береза. Также в эту категорию входят картофель, виноград, гречиха, береза, кофе, лавр.
Видео
Обращать внимание на названия лиц или предметов
Говоря о различиях, как подлежащее мы используем общее название для сравниваемых лиц и предметов или однородные члены. Люди различаются финансовыми возможностями. Петя и Костя различаются своими финансовыми возможностями.
Если речь идёт об отличиях, в качестве подлежащего мы используем название кого‑то или чего‑то, кто или что является центром нашего внимания, а тот или то, с кем и чем мы сравниваем, выступает как дополнение. Петя отличается от Кости финансовыми возможностями. Богачи отличаются от бедняков своими финансовыми возможностями.
Сравните два предложения:
В первом предложении мы говорим о конкретном произведении, выделяя его из множества других. Во втором — о неком множестве, внутри которого пытаемся разобраться.
Сравнительная таблица
Основные особенности представлены в сравнительной таблице:
Тема: Что общего – чем отличаются
Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ
· с понятием сравнение и правилами сравнения;
· с двумя вариантами построения сравнительного текста.
Учим создавать на основе готовых текстов сравнительное высказывание;
· определять роль сравнительного текста в некоторых речевых произведениях.
Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
– Бывает так, что на уроках русского языка, чтения, окружающего мира и т. д. вас просят сравнить два явления, персонажа, понятия. Например, на уроке чтения ученица так сравнила сказочных героинь: «Падчерица была скромно одета, ей приходилось выполнять по дому всю чёрную работу. Зато хозяйская дочь имела злой и крутой нрав».
– Какую ошибку она допустила? (Нельзя сравнивать одежду одного человека, его обязанности и особенности характера другого.)
– Итак, не всегда у нас получается правильное сравнение. Для того чтобы создать сравнительное высказывание, надо знать, в чём заключается сравнение, его основные правила и многое другое.
– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
– Сравнивая разные предметы, явления и т. д., человек постигает мир. Всегда ли получается у нас правильное сравнение?
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Работа в учебнике. 3 4 2 3
Задание 106. Выделен тот ответ, который наиболее полно и точно раскрывает суть сравнения.
Первый ответ нельзя считать правильным, потому что он касается только одного случая сравнения – отличия двух предметов по величине.
Третье и четвёртое определения не являются полными.
Задание 107. Возможные ответы учеников:
Апельсин и мандарин в диалогах ученика и учителя сравниваются по цвету, груша и апельсин тоже сравниваются по этому же признаку.
Апельсин и мандарин сходны по форме (оба круглые), по вкусу; но различаются по размеру.
Апельсин и груша различаются и по форме, и по вкусу; могут различаться по размеру.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
III. Развитие умений. Применение знаний.
1 3 2
Задание 108.
На рисунках изображены две птицы; обе они сидят на сосновых ветках, у них на груди своеобразная манишка из перьев – этим птицы похожи. А во всём остальном они различаются. Птица, изображённая на левом рисунке, сидит с опущенными крыльями, а на правом – с раскрытыми. Одна птица как будто спит, её глаза закрыты, а вторая чем‑то встревожена, за кем-то, возможно, наблюдает.
Детёныши горихвостки и кукушки разные по виду: кукушонок крупнее детей горихвостки, он весь пёстренький, в серых тонах. А дети горихвостки не похожи на этого малыша: они меньше. Кроме того, они отличаются размером клюва: у кукушонка он длиннее.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
– Рассмотрите схему на с. 104.
– Какие две основные задачи сравнения обозначены в ней?
– Возможно ли, что при сравнении требуется выявить и сходство, и
Возможные примеры для сравнения с задачей различения:
· товары в магазине (разные зубные щётки, ручки, карандаши, плееры и т. д.);
· породы собак и кошек (колли и овчарка; персидские и сибирские
Возможные примеры для сравнения с задачей сходства:
· родственников между собой (детей и родителей, братьев и сестёр и т. д.);
· сооружений (разных мостов, домов, дворцов, памятников полководцам и т. д.).
– Рассмотрим данные ниже материалы.
– По какой из таблиц можно составить сравнительный текст с задачей различения, а по какой – с задачей сходства?
– Составьте сравнительные тексты с разными задачами.
Возможные варианты ответов-сравнений:
а) с задачей сходства.
В лесах водятся дикие кролики и зайцы, и их не всегда легко различить, так как они внешне похожи.
И у тех и у других длинные задние ноги и длинные уши. У диких кроликов в верхней челюсти четыре резца; у зайцев то же самое.
б) с задачей различения.
Несмотря на многие сходные признаки, дикие кролики и зайцы во многом отличаются друг от друга. Дикие кролики строят гнёзда в подземных норах, а зайцы не устраивают ни нор, ни гнёзд. Причём детёныши кроликов появляются на свет голыми, слепыми и беспомощными, зайчата же рождаются зрячими, в меховых шубках. Зайчата рождаются среди травы, крольчата – напротив – в подземной норе. Ещё эти животные различаются тем, что зайцы обычно крупнее кроликов. У них есть одно ещё отличие: уши зайца длиннее, чем у кролика, с чёрными кончиками.
Так что если вы теперь увидите в лесу этих животных, то сможете их различить.
Тема: ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ
· с понятием сравнение и правилами сравнения;
· с двумя вариантами построения сравнительного текста.
Учим создавать на основе готовых текстов сравнительное высказывание;
· определять роль сравнительного текста в некоторых речевых произведениях.
Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
– Мы уже знаем, что такое сравнение. Но мы ещё не знаем основное правило сравнения. Например, ваша задача – сравнить клубнику и землянику. По каким признакам можно их сравнивать, чтобы уметь различать эти ягоды? (По цвету, размеру, вкусу, запаху.)
– Верно. Значит, сравнивать можно предметы по таким основаниям, как цвет, форма, размер, объём, назначение предметов и т. д.
Но можно ли, сравнивая клубнику и землянику, сказать так: «Клубника – крупная ягода, а земляника слаще»? (Нет, так сказать нельзя, потому что нельзя сравнивать размер одной ягоды с вкусовыми свойствами другой.)
– Значит, если мы, например, говорим о форме одного предмета, то
должны сравнивать её с формой другого предмета; если обращаем внимание на цвет одного предмета, то. (будем сравнивать его с цветом другого предмета).
– Правильно. Следовательно, сравнивать можно предметы по одним и тем же (одинаковым, сопоставимым) основаниям.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
3 4 2 3
Задание 112.
– Какое слово в каждом из них выделено? Почему? (В первом тексте выделено слово «величиной», во втором – «окраской», в третьем – «формой». Именно эти слова указывают на тот общий признак, по которому производится сравнение: муравей и оса сравниваются по величине, синица и воробей – по окраске, стриж и ласточка – по форме хвоста.)
– Верно. Обратимся к первому тексту. Как в нём указывается различие по величине между муравьём и осой? (В этом тексте используются слова «меньше», «больше».)
– Подчеркнём их в тексте. Прочитайте это предложение, голосом выделив эти слова.
– А как то же самое выражено во втором тексте? (В нём разница между окраской синицы и воробья подчёркнута союзом «а».)
– Прочитайте предложение, в котором выражено сравнение, подчеркните союз «а». А теперь перечитайте вновь третий текст. Как же в нём описывается отличительный признак двух птиц? (В этом тексте автор помогает нам лучше представить форму хвостов стрижа и ласточки и поэтому сравнивает её с конкретным предметом, хорошо знакомым нам с детства (для этого используется глагол «напоминает»): хвост стрижа напоминает короткую тупую вилку, а хвост ласточки – длинную острую вилку.)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
III. Развитие умений. Применение знаний.
Возможный вариант выполнения задания:
Запах: у геликонид – неприятный, у белянок Пирра – нет запаха.
Величина: примерно одинакова.
Окраска крыльев: у геликонид – жёлтый, красный, коричневый; у белянок Пирра – нет коричневого цвета, красный и жёлтые цвета, по краям верхней части крыла – чёрная окраска.
Главные правила сравнения нарушены в первом и четвёртом предложениях. (Сравнение не по одинаковым основаниям.)
– По каким признакам можно сравнить ветку ели и сосны? (По размерам и форме листьев‑хвоинок, по цвету ветвей.)
– Какие же признаки сходства вы можете назвать у этих хвойных деревьев? (И у сосны, и у ели одинаковая форма листьев – игольчатая.)
– Выразите эту же мысль, используя другие слова в рамочке. (Как у сосны, так и у ели одинаковая форма листьев – игольчатая. У сосны так же, как и у ели, одинаковая форма листьев – игольчатая.)
– И ель, и сосну учёные относят к хвойным. А чем они различаются?
– Наблюдательные люди, любители леса, наверняка заметят и ещё одно различие: у сосны хвоинки соединены по две, а у ели они сидят отдельными иглами. Знатоки леса добавят, что листья сосны живут по два‑три года, а ели – по пять‑семь лет.
– Как вы думаете, с помощью каких ещё слов и выражений можно подчеркнуть сходство и различие между предметами?
Среди языковых средств, выражающих сходство, третьеклассники могут назвать следующие: «тоже», «также», «сходство состоит в том, что. »
Учитель просит подобрать слова‑синонимы к слову «сходный» (общий, похожий, одинаковый).
Школьники называют средства, выражающие различие: «наоборот»,
Вопросы к ученику, выполнявшему работу:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя) учились оценивать свою работу.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности.
– Прочитайте текст. По каким признакам автор сравнил лягушку и жабу?
– Что объединяет этих земноводных? Сформулируйте мысль об их сходстве, используя специальные слова. Чем различаются лягушка и жаба? Какое слово помогло вам подчеркнуть их различие? Как эту мысль можно выразить другими словами?
Самую многочисленную группу земноводных составляют лягушки и жабы. У них короткое тело без хвоста, сильные задние ноги, позволяющие прыгать и плавать. Лягушки, как правило, изящные, проворные животные с большими глазами. Жабы, напротив, тяжёлые и неповоротливые.
Что общего и чем отличаются?
Цель: развивать логическое мышление.
Воспитатель. Что общего между собакой и стулом?
Верно, у стула четыре ножки, а у собаки четыре лапы. А чем они отличаются?
Да, собака живая, а стул — нет. Собака — животное, а стул — предмет мебели. Что общего между морковью и апельсином?
Да, у них одинаковый цвет — оранжевый. Верно, они съедобные, вкусные. А чем они отличаются?
Да, у них разная форма. Апельсин растет на дереве, а морковь в земле. Апельсин — фрукт, а морковь — овощ.
Пары предметов для сравнения, поиска общего и особенного (различного) предлагает сначала воспитатель, а потом — дети.
Примерные пары сравнения:
Угадай!
Цель: развивать логическое мышление и речь.
Воспитатель перечисляет ряд характерных для задуманного предмета признаков. Дети должны назвать этот предмет.
Вкусный, алый, сахарный.
Желтые, красные, осенние.
Белый, пушистый, легкий.
Ветвистая, зеленая, колючая.
Бурый, косолапый, неуклюжий.
Хитрая, рыжая, хищница.
Серый, злой, голодный.
Продолжи предложения
Цель: развивать воображение и речь.
Воспитатель просит детей продолжить следующие предложения:
Магазин
Цель: развивать воображение и речь.
Дети располагаются полукругом перед столом и полочкой с различными игрушками.
Воспитатель. У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их сможете купить. Но чтобы купить игрушку, нужно выполнить правило: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам.
Первым покупает игрушку воспитатель, показывая, как надо выполнять правила игры.
Уважаемый продавец! Я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть все дети.
Продавец продает покупателю мяч.
Спасибо! Какой красивый мяч!
Воспитатель предлагает любому из детей совершить следующую покупку.
Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят себе игрушки.
В течение игры роль продавца могут выполнять несколько детей поочередно.
Па-па — ма-ма
Цель: развивать координацию, мышление и речь.
Сесть с детьми в круг и похлопать ладошками по коленкам. Теперь превращаем правую руку в Папу, а левую — в Маму. «Скажем» правой рукой, шлепая по правой коленке: па-па. То же самое левой: ма-ма. А теперь чередуя руки: па-па — ма-ма.
Каждой рукой можно похлопывать от 4 до 8 раз.
Теперь превращаем наши руки в Дедушку и Бабушку. Значит, каждой рукой придется хлопать по три слога: де-душ-ка, ба-буш- ка (от 4 до 8 раз).
Так можно прохлопывать свои имена и другие разные слова.
Имена
Цели: мобилизовать внимание, волю; развивать чувство ритма.
Дети садятся или встают в круг. Воспитатель хлопками задает какой-то небыстрый темп, отсчитывая «раз, два, три, четыре». Затем дети под непрекращающиеся хлопки последовательно называют свои имена. Надо стараться, чтобы ударение на имени совпало с хлопком. Игра удается, если никто из ребят не пропустил свой хлопок, не отстал от него и не опередил его. Когда все хорошо получается, можно ускорить темп. Играйте сначала в одну сторону круга, затем — в другую. Игра кончается с завершением круга. Имена можно заменять названиями красок (красный, желтый и т.д.) или животных.
Давай придумывать
Цель: развивать абстрактное мышление, речь.
Оборудование: набор предметов разной формы (палочки, шар, кольцо, коробочки, цилиндр) и карточки с изображением разных предметов определенной формы — зеркало, карандаш, яйцо, яблоко. Изображения на картинках должны быть похожи на предметы.
Дети (или ребенок) садятся перед столом, у каждого набор предметов. Воспитатель садится напротив, у него карточки с картинками. Показывает карточки по одной.
Воспитатель. У кого предмет похож на такой карандаш?
Ребенок(у которого похожий по форме предмет). У меня! (Получает карточку с изображением карандаша.)
Вариант наоборот: у детей карточки с картинками, а у взрослого разные предметы.
Чем пахнет?
Цель: познакомить с ощущениями, органами чувств.
Приготовьте предметы со специфическим запахом — мыло, обувной крем, чеснок, лимон и др. Стоит заранее рассмотреть все предметы, обговорить, что съедобное, вместе понюхать и попытаться определить запах — кислый, горький, сладкий, приятный — неприятный, съедобный — несъедобный. Затем завяжите ребенку глаза и предложите по запаху определить каждый предмет.
Назови такой же
Цели: научить соотносить предмет и признак.
Воспитатель называет какой-либо находящийся в поле зрения детей предмет и один из его признаков. Дети должны назвать как можно больше других окружающих их в данный момент предметов, имеющих такой же признак. Например: «Свитер пушистый. Воротник тоже пушистый, шапка пушистая, снег пушистый». За каждое правильное соотнесение предмета и указанного признака ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество предметов и наберет больше фишек.
Затем задание меняется, и дети могут называть предметы определенной величины (высокие, низкие, широкие, узкие), формы (треугольные, квадратные, прямоугольные, овальные, круглые), изготовленные из определенного материала (стекла, дерева, металла и др.), обладающего определенными качествами и т.д.
Бабочки
Цель: развивать логическое мышление.
Оборудование: 18 карточек с изображением бабочек (примерный размер карточек 5×5 см), различающихся цветом крыльев — красные, желтые и синие, формой пятен на крыльях — круглые, треугольные, овальные и характером края крыльев — ровный или с зубчиками (должны быть карточки, совмещающие несколько признаков); три стандартных (формат А4) листа белой бумаги («полянки»), три прямоугольных полоски-«мостика» из серой бумаги (10 х 20 см) и один треугольный «мостик» из бумаги серого цвета.
Участникам необходимо правильно расположить бабочек на «полянке» и «мостике» в соответствии с заданными условиями.
Задание 1. Расположить всех насекомых на двух «полянках» так, чтобы на одной оказались все насекомые с красными крыльями; объяснить после выполнения задания, какие бабочки на какой полянке расположились.
Задание 2. Расположить бабочек на двух «полянках» и соединяющем их «мостике» так, чтобы на одной «полянке» оказались все насекомые с круглыми пятнами на крыльях, а на другой — все насекомые с желтыми крыльями. Догадаться, какие насекомые должны быть расположены на «мостике». Бабочек, которые не подходят ни к одной полянке, положить отдельно. После выполнения игрового задания воспитатель предлагает детям прокомментировать его результат.
Задание 3. Разложить насекомых на грех «полянках» и соединяющих их мостиках так, чтобы на первой «полянке» были все насекомые с красными крыльями, на второй — все насекомые с ровными краями крыльев, на третьей — все насекомые с круглыми пятнами на крыльях (на «полянки» кладутся карточки с соответствующими символами). Догадаться и найти насекомых, которых надо посадить на каждый из «мостиков». Насекомых, которые не подходят ни к одной «полянке» и ни к одному «мостику», отложить в сторону. По окончании выполнения задания ученикам вновь предлагается как можно точнее и короче рассказать, какие насекомые, на какой полянке и на каком мостике находятся.
По аналогии с этой игрой могут быть проведены другие, например, с использованием листьев деревьев, цветов разных оттенков, размера и формы.
Так бывает или нет?
Цель: развивать внимание, абстрактное мышление.
В игре принимает участие вся группа детей. Детям нужно слушать внимательно стихотворение, а если в нем прозвучит какая- либо неточность (или то, что на самом деле не бывает), они должны подать знак — хлопнуть в ладоши.
Шире круг! Шире круг!
Шел по улице индюк,
На цепи бульдога вел
И хвостом дорогу мел.
Шире круг, шире круг,
А навстречу шел утюг,
Шел с корзинкой на базар,
Шел и гладил тротуар.
Шире, шире, шире круг!
Проглотил индюк утюг,
А бульдог — корзинку
Скушал, как сардинку.
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас,
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ —
Это правда или нет?
Умный удод метлою удил,
Утка усатая мышку поймала,
Кошка с утятами в речку ныряла.
Что-то, наверное, было не так,
Что же напутал поэт наш, чудак?
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малыши поливают из лейки,
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучка и бабушка в куклы играют,
А рыбы читают веселые книжки,
Отняв потихонечку их у малышки.
Чем играем?
Цель: развивать внимание, слуховое восприятие.
Оборудование: колокольчик, бубен, метроном, погремушка, свисток, деревянные и металлические ложки и др.
Игра проводится на игровой площадке. Для первой игры используется набор самых простых звуков, хорошо знакомых детям. При последующем проведении игры необходимо добавлять звучание новых предметов. Причем с каждым новым звуком детей следует предварительно познакомить.
Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной к игрокам на расстоянии 2—3 метров. Несколько игроков (3—4) по сигналу ведущего подходят к нему поближе и со словами «Чем играем?» начинают производить звуки. Водящий должен определить, какими предметами издаются звуки. Если он угадал верно, то может перейти в группу играющих, а игроки выбирают нового водящего. Если же нет, то он продолжает водить до тех пор, пока не даст верный ответ.