Что общего и чем различаются различные товары
Натуральный продукт и товар: что в них общее и чем различаются
Всякий продукт и натурального, и товарного хозяйства имеет одно общее свойство – полезность.
Полезность – это способность блага удовлетворять какие-то потребности людей.
Каждое материальное благо имеет, как правило, не одну, а множество полезностей, или, образно говоря, «пучок полезностей». Скажем, конструкторы разных заводов создают из одного и того же металла множество разных нужных вещей. По мере развития современной науки и технологии производства в природных и химических веществах открывается все возрастающее количество полезных качеств.
Свойства благ выявляют и оценивают по-разному их производители и потребители. Изготовители продуктов в первую очередь дают объективную (независимую от воли и сознания людей) оценку их вещественных свойств, позволяющих получить нужную полезность. Так, в железной руде определяется количество содержащегося в ней железа и других составных частей. Если количество полезных веществ в продуктах возрастает, то это повышает их качество, а тем самым увеличивает их полезность. Об этом могут судить покупатели многих пищевых товаров, на упаковках которых указываются содержащиеся в них полезные элементы.
Потребители довольно часто придерживаются своих субъективных оценок пользы материальных благ, подчас пренебрегая их объективными качествами. Они смотрят на натуральные продукты или товары с точки зрения личных запросов, вкусов и предпочтений. Разве каждый из нас не проявляет свою привязанность к выбору какого-то сорта чая, кофе? Встречаются и уникальные случаи. Например, в Китае у малочисленной народности мясо любимое блюдо – приготовленные с изыском бамбуковые крысы с гарниром из молодого бамбука.
Вполне очевидно, что сам по себе натуральный продукт и товар одинакового предназначения и качества ничем не отличаются, если рассматривать их полезность. Разве различаются, например, цветы лишь оттого, что в одном случае вы вырастили их у себя на садовом участке, а в другом случае – купили на рынке?
Но дело обстоит совершенно иначе, если учитывать экономические отношения, связанные с получением полезных вещей.
Как известно, натуральный продукт приобретается внутри замкнутого хозяйства без его обмена на иную вещь. Допустим, это происходит, когда крестьянин использует весь собранный им урожай зерна и картофеля для своей семьи.
В отличие от этого в товарном хозяйстве возникают совсем иные экономические отношения. Владелец товара и покупатель при рыночном обмене вступают в известные имущественные связи. Ни тот, ни другой не отдают принадлежащее им имущество безвозмездно, даром. И продавец, и покупатель заинтересованы в том, чтобы при рыночном обмене получить за свою вещь – при нормальных условиях – другое равноценное имущество (будь то другое благо или деньги). Этим свойством рыночный продукт решительно отличается от натурального продукта.
Товар – это полезная вещь, которая обменивается на рынке на равноценное благо.
Отсюда становится ясно, что каждый товар при обмене на равноценный продукт приобретает на рынке меновую стоимость. Меновая стоимость – это способность товара обмениваться на другие полезные вещи в определенных пропорциях (соотношениях).
Например, на рынке можно признать эквивалентными друг другу (цифры условные): 20 кг мяса, 1 пару кроссовок, 50 литров молока и т. д.
Подобное равенство меновых соотношений вещей повседневно и миллиарды раз повторяется в практике рынка. Оно кажется обычным и понятным. На самом деле здесь многое скрыто от глаз и не ясно: что в вещах, чему и почему равно?
В самом деле, равны ли обмениваемые, а следовательно, приравненные друг к другу товары как полезные вещи? Совершенно очевидно, что обмениваются совершенно разнородные вещи (мясо, кроссовки, молоко – как в приведенном выше примере). Ведь никто не продает полезную вещь определенного вида за такое же благо. Приравненные вещи не сопоставимы и в количественном отношении: мясо измеряется в килограммах, кроссовки – парами, молоко – литрами и т. д. Что же в таком случае является равным в меновой пропорции?
Классификация товаров
Классификация товаров необходима для формулирования маркетинговой стратегии продвижения товаров. Производителю приходится сталкиваться с необходимостью классификации товаров по срокам потребления, принятия решения при покупке и т.п. Сформулирую по настоящему полную систему классификации товаров, во всяком случае, приведу максимально возможное количество классификация товара. Смело иогу утверждать, что в интернете более полной классификации просто нет.
Классификация по материальной осязаемости, товарному признаку :
Классификация товара по значимости для потребления:
Классификация по взаимосвязи товаров:
Классификация товаров на основе длительности потребления:
Товары длительного пользования – материальные изделия, обычно выдерживающие многократное использование. Примерами подобных товаров могут служить холодильники, станки, одежда.
Товары кратковременного пользования – товары, полностью потребляемые за один или несколько циклов использования. Примерами подобных товаров могут служить пиво, мыло, соль.
Классификация товаров в зависимости от ритма совершения покупки:
Классификация товаров по назначению:
Классификация товаров по активности спроса:
По признаку новизны, товары можно классифицировать:
По сезонности покупки, товары классифицируют:
Классификация товаров по числу удовлетворяемых потребителей:
Классификация товаров по месту производства:
Классификация товаров по личностному потреблению:
Классификация товаров по признаку военный/мирный:
Классификация товаров по происхождению:
Классификация товаров по материальному иполнению:
Качество и классификация товаров
Товары различаются набором полезных свойств, однако и одноименные товары, выпускаемые различными фирмами, и различные модификации одного и того же товара имеют неодинаковый уровень качества.
Одной из ведущих проблем маркетинга является управление качеством товара. Качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, придающих им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Понятие качества в глазах потребителя и производителя вызывает определенное противоречие. Если для производителя главным является соблюдение технологических параметров и требований надежности, срока безотказного функционирования и т.п., то для потребителя часто наиболее важным являются качества психологического и эстетического порядка. Цель маркетинга – примирить оба этих подхода.
Качество и свойства товара на конкурентном рынке проявляются в форме конкурентоспособности. Конкурентоспособность товара выражается возможностью товара быть проданным на рынке в присутствии конкурирующих товаров. Как правило, чем выше качество товара, тем выше его цена. Это еще одно противоречие, которое маркетинг призван преодолеть: либо те 15 – 20 % совокупных затрат, которые ложатся на обеспечение необходимого качества, сократить; либо убедить потребителя в том, что высокая цена окупается высоким качеством.
|
Качество – мера полезности. Полезные свойства товара – инструмент маркетинга, с помощью которого можно регулировать спрос (рис. 9).
Вся продукция, предлагаемая для продажи, может быть условно разделена на четыре группы, определяющие уровень качества: высший, конкурентоспособный, пониженный, неконкурентоспособный.
Изделия высшего качества превосходят большинство товаров конкурентов. Во многих случаях это принципиально новая продукция – «продукция рыночной новизны». Изготовитель таких товаров может значительно увеличить свою прибыль как за счет повышения цен на них, так и за счет увеличения доли своего рыночного участия (объема продаж).
Конкурентоспособная продукция зачастую находится на среднем уровне качества для данного рынка. В этой ситуации эффективность маркетинговых мероприятий зависит, главным образом, от прочих факторов конкурентоспособности: цены, технического сервиса, рекламы и т.д.
Продукция с пониженным уровнем качества имеет в целом несколько худшие потребительские свойства. Чтобы рыночные позиции остались стабильными, производитель должен прибегнуть к снижению цены на такие товары.
Изделия с неконкурентоспособным уровнем качества либо вообще не найдут потребителя, либо могут быть реализованы только по довольно низким ценам. Производителю необходимо срочно переориентировать маркетинговую программу, чтобы повысить качество такой продукции или создать новое изделие.
Оценку качества выпускаемой продукции необходимо проводить для разработки мероприятий по совершенствованию управления качеством изделий.
С точки зрения конечного применения выделяют три главных типа продукта: потребительские товары, продукцию производственно-технического назначения и услуги, то есть определяется признак товарной специализации, который выводится из потребительского назначения товаров:
o продукты производственно-технического назначения (сооружения, оборудование, сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, детали и т.д) ;
o услуги производственного назначения (услуги по эксплуатации и ремонту, монтаж и установка оборудования, транспортные, деловые, консалтинговые услуги (в том числе и маркетинговые);
o продукты потребительского назначения (продукты питания, непродовольственные товары, продукты иррационального спроса);
o услуги потребительского назначения (бытовые, жилищно-коммунальные, медицинские и т.д.).
Товар – продукт труда или услуга, произведенные для продажи. С точки зрения маркетинга, это средство, с помощью которого можно удовлетворить определенную потребность.
Потребительские товары делятся на:
ü товары повседневного спроса– легкодоступные товары и услуги, которые потребители приобретают часто и без долгих раздумий. Например, мыло, чистящий порошок, стирка в прачечной, стрижка. На принятие решения о покупке оказывают влияние привычки потребителей. Потребители, как правило, покупают товары одной и той же марки и не придают особого значения цене, так как цена на товары повседневного спроса обычно не высока. Производители, чтобы создать привычку, широко рекламируют эти товары с целью создания легко узнаваемого образа; товары длительного пользования – вещи, на решение о покупке которых потребители тратят много времени. Это более важные товары, которые люди не покупают регулярно. Например, бытовая техника, мебель, услуги юриста, хорошая одежда. При покупке этих товаров потребители уделяют внимание цене товара, качеству, репутации фирмы-производителя. Причем, чем дороже товар, тем больше времени потребитель уделяет анализу этих характеристик;
ü товары специального ассортимента – товары, которым не существует замены по мнению потребителей, и ради приобретения которых они готовы затрачивать больше усилий. Например, часы Rolex. При приобретении этих товаров потребитель не обращает внимание на цену, потому что он хочет приобрести именно этот товар, и никакой другой.
При выборе институциональных товаров потребители (организации) руководствуются такими критериями, как эффективность, техническое обслуживание, стоимость товара, гарантия. В зависимости от стоимости и срока службы товары делятся на товары кратковременного пользования и капитальные товары. Товары кратковременного пользования – относительно недорогие, со сроком службы до одного года. Капитальные товары– довольно дорогие, со сроком службы более года. Покупки этих товаров планируются в течение продолжительного времени. Решение об их покупке принимается руководителями высшего ранга организации, которые тщательно оценивают все характеристики товара. Решение о покупке товаров кратковременного пользования принимаются руководителями более низкого порядка.
Товары можно классифицировать и по их роли в маркетинге:
Ø товары-лидеры. Обычно это новинки, пользующиеся большим спросом. Они создают рекламу фирме и способствуют расширению продажи остальных товаров;
Ø товары-спутники. Продажа некоторых товаров влечет за собой спрос на сопутствующие товары. Например, оргтехника, компьютеры, принтеры требуют приобретения комплектующих, картриджей, бумаги. С другой стороны, товары, влекущие за собой приобретение сопутствующих товаров, называются локомотивами;
Ø тактические товары. Кроме основного ассортимента в магазине необходим дополнительный, это менее важные, второстепенные товары. Их нужно иметь для того, чтобы не вынуждать потребителя обращаться к другой фирме.
Особый интерес для тактики маркетинга представляют «зазывные» товары, особо дешевые (продаваемые иногда даже в убыток). Они рассчитаны на то, чтобы завлечь потенциального покупателя, у которого низкие цены на данный товар психологически ассоциируются со всем ассортиментом магазина. Как правило, покупатели не удерживаются от дополнительных покупок, достигающих 20 – 25 % планируемых.
Классификация товаров — виды и типы товарных групп с примерами
В торговле, маркетинге и экономике важное место занимает классификация товаров. В этой статье мы рассмотрим, на какие группы можно разделить все продукты труда, в зависимости от их свойств, назначения, уникальных характеристик, и для чего это необходимо.
Понятие классификации товара и ее роль в торговле
Многие продукты потребления, которые продаются и покупаются людьми по обоюдному соглашению сторон, являются не просто вещью, а товаром. Товар — это полезный предмет, который был получен в результате труда человека и принял участие в обмене на аналогичный по стоимости объект.
Современное производство поставляет на рынок огромный ассортимент продукции, которая должна обладать определенными характеристиками, функциями и приносить пользу потребителю. Но из-за невероятного многообразия выпускаемых товаров, пропадает возможность оценки их свойств по каким-то общим критериям. Для упорядочения многочисленного ассортимента в торговле и экономике его принято классифицировать.
Рис. 1. Классификационные признаки ассортимента товаров
Классификация товаров — это распределение объектов рыночного обмена на категории и группы по определенным параметрам для упорядоченного и более внимательного изучения.
Важно! Классификация может производиться как по строго регламентированным документам, так и более поверхностно группировать продукты на классы. Без организованной систематизации рекламная, производственная, транспортная и рыночная деятельности придут в состояние хаоса.
Назначение классификации товаров:
Важно! Без составления организованных классификаторов невозможно добиться стабильного качества, назначить адекватную стоимость для предлагаемой продукции, а также закрепиться в международной торговле. При выходе на рынки других стран производитель должен учитывать местные системы классификации и требования, предъявляемые к данной категории товара.
Роль классификации в рыночной сфере огромна. Она помогает как покупателю, так и производителю товаров. С ее помощью определяются свойства, которыми должны обладать предметы той или иной категории, вводятся более строгие проверки качества. Знание необходимых свойств товара помогает предприятиям выпускать востребованную, качественную и безопасную продукцию. Выполнение требований к транспортировке и хранению продукта сохраняют его пользу. Службы маркетинга, опираясь на классификацию товаров по цене, качеству и прочим параметрам, проводят успешные рекламные компании и помогают развитию фирм. А покупателю легче найти в магазине именно то, что ему нужно.
Рис. 2. Классификация товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции
Виды товарной классификации
Все товары можно разделить на огромное множество групп, списков и категорий, в зависимости от требуемых в данный момент свойств. Рассмотрим самые распространенные методы группирования.
Торговый классификатор
Используется для производства, продажи и правильного хранения продукции. Делит товары на две группы:
Экономико-статистическое деление
Относится к наиболее полной и обширной системе разделения товаров и направлена на облегчение проведения стандартизации и сертификации.
Стандартная классификация
Определяется Общероссийским классификатором стандартов и используется для определения требований для проведения контроля качества. Разделяет предметы по их назначению и отраслевому происхождению.
Внешнеэкономический классификатор
Разделяет товары, предназначенные для международной торговли, помогает наладить торговлю между странами. Учитывает внешнеэкономические факторы и зарубежные требования к выпускаемой продукции.
Учебное группирование
Практически дублирует торговую классификацию, но имеет специфические функции и особенности. Этот метод используется исключительно для обучения будущих специалистов товароведения. Позволяет изучить принципы определения необходимых свойств и виды товара.
Рис. 3. Свойства товара
Прочие способы сортировки
Зависят от конкретной потребности сгруппировать товар в данный момент. Разделяют продукты по таким характеристикам, как цель применения, потребительские особенности, местоположение производства, условия эксплуатации, предметы индивидуального и общественного пользования и прочее.
Важно! В России наиболее часто используются два типа классификации товаров — торговая и экономико-статистическая. После предварительного анализа данных, полученных в результате сортировки продукции, определяются основные стандарты для различных сегментов рынка.
Торговая классификация
Эта сортировка активно применяется в торговле. С ее помощью производитель может выпускать продукцию, свойства которой в полной мере удовлетворят потребителя, а транспортные компании, склады и точки продаж получают достоверную информацию о перевозке и правильном хранении изделия.
Торговая классификация разделяет товары на продовольственные (продукты питания) и непищевые промышленные товары (промтовары).
Съедобные, или продовольственные продукты можно поделить на множество групп:
В категорию непродовольственных товаров также входит множество групп, которые различаются по признакам:
Важно! Учебная классификация изучает принципы торговой сортировки и также делит все товары на продовольственные и непродовольственные. При этом изделия разбиваются на множество групп и подгрупп для детального изучения их свойств.
Торговая классификация представляет собой огромный список, состоящий из сотен смешанных пунктов и уточнений. Многие товары могут подходить сразу для нескольких категорий, к примеру, любой продукт питания может оцениваться сразу и по происхождению, и по срокам хранения, и по сорту. А косметическая продукция попадает и в категорию хозтоваров, и в предметы личного пользования. Такие примеры можно приводить бесконечно.
Рис. 4. Система классификации товаров
Экономико-статистическая классификация
В отличие от торговой сортировки, не отображает многих свойств и характеристик товара. Она регулируется нормативными документами и разделяет продукты по определенным кодам.
Экономико-статистическая группировка товаров предназначена для автоматизации сбора информации, а также для анализа качества и улучшения процессов производств в различных областях.
Этот метод классификации направлен на предоставление государственным органам упорядоченной информации для дальнейшего принятия законов, регламентов и порядков стандартизации. Он облегчает управление всеми отраслями народного хозяйства, а также регулирует деятельность медицинских учреждений.
Важно! Главный признак экономико-статистической группировки — неотделимость процессов классификации изделий с оценкой экономического положения предприятий или страны в целом.
Статистическая классификация активно применяется в экономике, зато маркетинговая, товароведная и рыночная отрасли крайне редко изучают это понятие. Эта сортировка не совпадает с торговой сортировкой и не позволяет подробно изучать интересные для покупателя свойства предмета.
Важно! Экономико-статистическое группирование детально отражено в Общероссийском классификаторе продукции. Этот классификатор регламентируется комплексом нормативных документов, определяющих порядок стандартизации в Российской Федерации — Единой системой кодирования и классификации данных.
Общероссийский классификатор продукции представляет собой огромный список, состоящий из множества кодов, и делит объекты на:
Каждый товар называется позицией, имеет свой идентификационный шестизначный код, контрольное число для проверки и название, отображающее принадлежность товара к конкретной группе.
В экономико-статистической классификации можно выделить основные виды товаров:
Упорядоченная система кодов и наименований помогает специалистам быстро находить необходимое изделие в списке позиций, разрабатывать каталоги продукции, упрощать их систематизацию и сертифицировать товары по группам. Каждый объект, изготовленный в результате труда, может быть занесен в классификатор для дальнейшего изучения и получения необходимых разрешительных документов.
Несмотря на огромное количество методов разделения товаров на группы, их объединяют общие цели классификации — доскональное изучение продукта, организация качественного производства, хранения товара, а также мониторинг рыночного спроса.
Узнайте еще больше методов классификации товаров из предложенного ниже видео.