Что общего и что различного между сценами и картинами на дне

В чём схожи и чем отличаются друг от друга первая и последняя сцены пьесы М. Горького «На дне»? (ЕГЭ по литературе)

В 1902 году Максим Горький создает драму “На дне”. Писатель затрагивает важные, вечные темы: спор о человеке и смысле его существования. Главные герои произведения обречены на гибель, они выброшены из жизни. В рассуждении о сущности человеческой личности важную роль играет композиция произведения: первая и последняя сцены пьесы связаны между собой.

Рассмотрим, в чем они схожи и чем друг от друга отличаются.

В экспозиции представлено описание ночлежки. “Подвал, похожий на пещеру”, в котором “всё — некрашеное и грязное”. Для людей со “дна” такие условия стали привычными. В первой сцене мы видим, как жизнь героев идет своим чередом. Настя читает книжку, Квашня хозяйничает, Бубнов сидит на нарах. Герои давно не верят в лучшую жизнь, принимают свою действительность и освоились в ней.

С приходом Луки жизнь людей меняется. С помощью героя автор поднимает важную проблему правды и лжи. Старик вселяет в ночлежников ложную надежду в лучшее будущее. Своим добрым отношением, утешением он побуждает их верить: “Человек все может. лишь бы захотел”. В последней сцене герои так же размеренно играют в карты, поют песню, но в их жизни произошли значительные изменения. Анна умирает от чахотки. Пепел отправляется в Сибирь на каторгу из-за убийства Костылева. Развязкой становится весть об Актере, который убивает себя, потеряв надежду излечиться. “Эх. испортил песню. ”, — говорит про него Сатин.

Сопоставляя первую и последнюю сцену, мы видим, что в обоих фрагментах герои занимаются рутинными делами, они соглашаются со своей реальностью. Но образ Луки зажег на время ложный свет в сердцах ночлежников. С его уходом они потеряли мнимую надежду, которая воодушевила их и побудила к правильным мыслям (Пепел уже был готов бежать с Наташей, Актер надеялся отыскать лечебницу). Эти события выводят Сатина на его главный монолог о сущности человеческой личности. В его словах со своей позицией выступает сам Горький: “Человек — это звучит гордо”.

Таким образом, сравнивая эти сцены, мы можем убедиться, что положение героев ухудшилось. В конце произведения ночлежники в большей мере осознали безысходность положения. Они убедились в беспросветности своей жизни.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Что общего и что различного между сценами и картинами на дне

Что общего и что различного между сценами и картинами на дне. Смотреть фото Что общего и что различного между сценами и картинами на дне. Смотреть картинку Что общего и что различного между сценами и картинами на дне. Картинка про Что общего и что различного между сценами и картинами на дне. Фото Что общего и что различного между сценами и картинами на дне

Что общего и что различного между сценами и картинами на дне. Смотреть фото Что общего и что различного между сценами и картинами на дне. Смотреть картинку Что общего и что различного между сценами и картинами на дне. Картинка про Что общего и что различного между сценами и картинами на дне. Фото Что общего и что различного между сценами и картинами на дне

АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ
(1868 – 1936)

Уроки литературы в 11 классе[1]

УРОК № 17
Тема.
Контрольная работа
по творчеству Максима Горького

Цель: научить учащихся обобщать и использовать полученные на предыдущих этапах работы знания — самостоятельно давать оценку отдельным частям и всему произведению в целом; иметь собственное суждение о поступках действующих лиц; опираясь на содержание и форму художественного произведения, развивать навыки устной и письменной речи.
Оборудование: тестовые задания (2 варианта).
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся показывают уровень литературного развития, начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи; уровень знания произведений, входящих в круг обязательного чтения; уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать художественный текст; умение сжато и логично излагать собственную точку зрения.

I. Организационный этап

II. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Большой и необыкновенно богатый жизненный и творческий путь прошёл Максим Горький. О всемирном значении Горького хорошо сказал выдающийся немецкий писатель Генрих Манн:
«Горький остался всем сердцем связанным с судьбой угнетённых и борющихся за освобождение. Это сохранило ему творческие силы и обеспечило бессмертие его произведениям. Горький расширил область литературного творчества, открыл новые пути и перспективы для мировой литературы. Он дал новые темы и нового читателя. Горький первый ввёл в литературу, в качестве героев её, представителей того класса, который до того в литературе представлен не был. Горький сделал широкие массы пролетариев друзьями литературы, друзьями книги».

В развитии современной литературы творчество Горького сыграло исключительную роль. Гуманизм, пафос героических подвигов, поэтизация труда, гениальное новаторство в изображении борьбы и жизни народных масс, широта философско-исторического эпоса, образ нового героя истории, созданный писателем,— всё это определило особенности лучших произведений русской литературы XX в.

Посмотрите театральные постановки горьковских пьес. Тут нельзя дать конкретных рекомендаций: каждый вечер в каждом театре спектакль рождается заново. Побывайте в музеях писателя — в Москве, в Горьком, Казани, Куйбышеве, селе Мануйловке (Полтавская область, Украина), посетите горьковские залы в Литературном музее в Москве и музее Пушкинского дома в Санкт-Петербурге, места, связанные с жизнью и творчеством писателя во многих городах необъятной России…

III. Работа над темой урока

• Укажите правильный ответ.

1. Первый рассказ, написанный Горьким, называется:
а) «Макар Чудра»;
б) «Коновалов»;
в) «Челкаш»;
г) «Старуха Изергиль».

2. Рассказ «Старуха Изергиль» назван так потому, что:
а) от её имени даются оценки поступкам героев;
б) её судьба является центральной;
в) судьба героини — один из вариантов выбора жизненного пути;
г) от имени Изергиль ведётся повествование.

3. Использование фольклорных приёмов, контрастность изображения, гиперболизация чувств и поступков героя — всё это связывает многие произведения раннего Горького с:
а) реализмом;
б) романтизмом;
в) классицизмом;
г) модернизмом.

4. «На дне» — это:

а) философская драма;
б) психологическая драма;
в) бытовая драма;
г) социально-философская драма.

• Выполните задания.

5. Вспомните, что вы знаете о романтизме, аллегории, гиперболе. Поработайте с этими понятиями. Докажите, что произведения, которые вы прочитали («Макар Чудра», «Старуха Изергиль»), действительно романтические.

Глоссарий-подсказка
Аллегория
— художественный приём (от греч.— «иносказание») — одно из сильнейших средств воздействия на читателя. Суть аллегории в том, что конкретный образ раскрывается через абстрактное явление, в сравнении с ним. Сила аллегории в том, что она способна на века олицетворять понятия человечества о добре, зле, справедливости. В литературе приёмы аллегории можно найти в сказках, былинах, притчах, баснях.

Гипербола (от греч. — «преувеличение») — средство художественного изображения, в основе которого лежит чрезмерное преувеличение. Такое преувеличение позволяет заострить внимание читателя на особо важной проблеме. Гипербола является важным средством выразительности речи.

Романтизм — художественный метод, сложившийся в русской литературе в начале ХІХ в. и получивший широкое распространение как направление (течение) в искусстве и литературе большинства стран Европы, в том числе и России. Литература романтизма выдвинула своего героя, чаще всего выражающего авторское отношение к действительности. Романтик выражает своё отношение к действительности.
Характерные черты романтического героя:
это человек с особенно сильными чувствами, с неповторимо острой реакцией на мир, отвергающий законы, которым подчиняются другие; он всегда поставлен выше окружающих; герой одинок, и тема одиночества варьирует в произведениях разных жанров. Герой живёт в особенных условиях, чаще всего его окружает природа.

6. Найдите в пьесе Горького «На дне» комические моменты. В чём секрет комизма и причины периодически возникающего в зрительном зале смеха?
По мнению И. Ф. Анненского, «“На дне” — «настоящая драма, только не совсем обычная». Сам Горький определил жанр «На дне» не сразу. На афише МХАТа читаем: сцены в четырёх действиях. Лишь позже появился окончательный вариант: «Картины. Четыре акта». Что общего и что различного между сценами и картинами? Как бы вы охарактеризовали жанр пьесы «На дне»?

7. В драматургии пьесы «На дне» И. Ф. Анненский отметил «три главных элемента:
1) сила судьбы;
2) душа бывшего человека;
3) человек иного порядка, который своим появлением вызывает болезненное для бывших людей столкновение двух первых стихий и сильную реакцию со стороны судьбы».
Согласны ли вы с суждением И. Ф. Анненского о том, что один из главных элементов в пьесе Горького — судьба?

8. Заглавие «На дне» впервые появилось на афишах Московского Художественного театра. Горький долго искал своему произведению подходящее название. Известны такие варианты: «Ночлежка», «В ночлежном доме», «Без солнца», «Дно», «На дне жизни». Как вы думаете, почему писатель остановил свой выбор на названии «На дне»?

9. Проанализируйте легенду о Ларре или легенду о Данко (по выбору) из рассказа Горького «Старуха Изергиль».
Используйте при анализе эпизодов следующую схему:
• какое место в произведении занимает этот эпизод;
• можно ли выделить в эпизоде элементы композиции: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, эпилог;
• осмысление системы персонажей: говорящие имена и фамилии, прототип, портрет, авторская характеристика, сопоставление, сравнение;
• действия и поступки персонажа, его речь;
• хронотоп: время и пространство;
• психологизм — изображение внутреннего мира персонажа;
• роль эпизода в произведении.

10. Перечитайте любое действие драмы Максима Горького «На дне».
Проанализируйте его, опираясь на следующую схему:
• какое место в композиции драматического произведения занимает это действие: завязка, развитие действия, кульминация, развязка;
• кто из героев пьесы участвует в действии;
• проанализируйте их монологи и диалоги: эмоциональность, образность, ключевые слова;
• авторские ремарки;
• декорации: какое воздействие на читателя (зрителя) оказывают;
• место героев в действии;
• как это действие связано с предыдущим и последующим (временны е рамки, персонажи и т. п.).

Ключ: 1 — а); 2 — г); 3 — б); 4 — г).

• Укажите правильный ответ.

1. Первые рассказы Горького относятся к:
а) реализму;
б) романтизму;
в) модернизму;
г) сентиментализму.

2. Имя героя одной из легенд — Ларра — обозначает:
а) сын орла;
б) гордый;
в) отверженный;
г) гуманный.

3. Основной пафос раннего творчества Горького заключается в:
а) утверждении любви как высшей ценности;
б) отрицании индивидуализма и утверждении коллективизма;
в) обретении героями свободы, даже ценой отказа от жизни;
г) духовных поисках его героев.

4. Первоначальное название пьесы «На дне»:
а) «Без солнца»;
б) «Ночлежка»;
в) «Дно»;
г) «Люди дна».

• Выполните задания.

5. Проанализируйте рассказ «Старуха Изергиль», используя следующую схему.
а) Определите композицию рассказа. Вспомните, какие вы читали произведения с подобной композицией.
б) Составьте план рассказа.
в) Сравните легенды о Ларре и Данко. Запишите в тетради в виде таблицы характеристику Ларры и Данко. Сделайте выводы.
г) Проведите исследование, какова роль природы в рассказе «Старуха Изергиль».

6. Исследователи не раз писали о сопоставимости драмы Максима Горького «На дне» с пьесами А. П. Чехова, поскольку она представляет собой «полилог, составленный из не стыкующихся друг с другом реплик, провалы коммуникации, заменяющие общение, пунктир лейтмотивов (правда — вера, правда — ложь), организующий движение речевого потока». Докажите эту мысль. Подумайте также над такой проблемой: использование схожих форм не может не означать некоторого сходства решаемых художественных задач. Если это так, то какие общие мотивы или положения содержат пьесы А. П. Чехова (например комедия «Вишнёвый сад») и Максима Горького?

7. Вспомните известные вам пьесы: «Гамлет», «Мещанин во дворянстве», «Недоросль», «Горе от ума», «Борис Годунов», «Ревизор», «Гроза», «Вишнёвый сад» и др. Попробуйте классифицировать традиционные принципы именования драматических произведений. Можно ли сказать, что название пьесы Горького традиционно? Обоснуйте своё мнение.

8. По мнению И. Ф. Анненского, «индивидуальность Горького представляет интереснейшую комбинацию чувства красоты с глубоким скептицизмом. Горький сам не знает, может быть, как он любит красоту; а между тем ему доступна высшая форма этого чувства, та, когда человек понимает и любит красоту мысли». Согласны ли вы с мнением поэта? Что, по вашему мнению, составляет эстетическую ценность мысли? Как в пьесе «На дне» выражена любовь к «красоте мысли»?

9. Проанализируйте легенду о Лойко Зобаре и Радде из рассказа Максима Горького «Макар Чудра».
Используйте при анализе эпизодов следующую схему:
• какое место в произведении занимает этот эпизод;
• можно ли выделить в эпизоде элементы композиции: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, эпилог;
• осмысление системы персонажей: говорящие имена и фамилии, прототип, портрет, авторская характеристика, сопоставление, сравнение;
• действия и поступки персонажа, его речь;
• хронотоп: время и пространство;
• психологизм — изображение внутреннего мира персонажа;
• роль эпизода в произведении.

10. Перечитайте любое действие драмы Максима Горького «На дне».
Проанализируйте его, опираясь на следующую схему:
• какое место в композиции драматического произведения занимает это действие: завязка, развитие действия, кульминация, развязка;
• кто из героев пьесы участвует в действии;
• проанализируйте их монологи и диалоги: эмоциональность, образность, ключевые слова;
• авторские ремарки;
• декорации: какое воздействие на читателя (зрителя) оказывают;
• место героев в действии;
• как это действие связано с предыдущим и последующим (временны е рамки, персонажи и т. п.).

Ключ: 1 — б); 2 — в); 3 — в); 4 — а).

IV. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— Писатели часто говорят о сотворчестве, о жажде общения с Настоящим читателем. Его называют ещё Понимающим, Умным, Хорошим читателем, а педагоги и учёные хотят видеть современного ученика читателем Квалифицированным, Зрелым, Умелым, Эстетически развитым — Читателем с большой буквы. Помочь вырастить такого Читателя — цель уроков литературы. Успехов вам в дальнейшем постижении тайн литературоведения!

V. Домашнее задание

Опережающие задания. Подготовить выразительное чтение стихотворений поэтов «Серебряного века» (акмеистов, символистов, футуристов) с краткими комментариями. Цель — составить общее представление о поэзии «Серебряного века».

1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

Источник

В чём схожи и чем отличаются друг от друга первая и последняя сцены пьесы Горького «На дне»? (ЕГЭ по литературе)

В «На дне» М. Горький описывает тяжелую жизнь ночлежников: оскудение личности, порочность, моральную и материальную бедность. Однако по сюжету герои задают себе важные философские вопросы и духовно развиваются: такой вывод можно сделать, рассмотрев первую и последнюю сцены пьесы.

Например, в начале драмы жители ночлежки разобщены: персонажи грубы друг с другом, между ними нет товарищеских отношений. Барон шутит над Настей, читающей «Роковую любовь», все смеются над Квашней, называющей себя «свободной женщиной». Автор подчеркивает, что несмотря на плохое самочувствие Анны, герои долго не обращают на неё внимание, не проявляют сострадания к умирающей жене Клеща: в первом действии жители подвала не понимают ценности личности и человеческой жизни.

Однако в развязке ночлежники не отстраняются друг от друга: они пьют и поют вместе «Солнце всходит и заходит».

Изменились не только взаимоотношения между героями, но и их представления о смерти: когда они узнают о самоубийстве Актера, пение и веселье прекращаются, а Сатин называет мертвого «дураком», винит его в том, что он «испортил песню». В финале произведения действующие лица сопереживают, по-другому воспринимают конец человеческой жизни.

М. Горький противопоставляет первую и последнюю сцены «На дне», чтобы показать развитие героев, то, как на них повлияли события, происходившие по сюжету драмы. Однако, несмотря на антитезу, в конце произведения действие так же происходит в подвале: персонажи изменили свое отношение к человеку, но их окружающая действительность не поменялась, ведь они смирились со своим положением в обществе: Татарин и Клещ, не принимавшие образ жизни и взгляды сожителей, в одной из заключающих сцен поют вместе с ними.

Таким образом, первое и последнее действия имеют как сходства, так и различия: герои изменились духовно, начали по-другому относиться к окружающим их людям, осознали ценность личности и человеческой жизни. Но материально персонажи так же находятся «на дне», они не пытаются изменить свое положение, у них нет надежды на будущее. Так М. Горький развивает проблему безволия и душевной слабости в русской литературе.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Урок литературы на тему «Письменная работа по творчеству М. Горького»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема. Письменная работа по творчеству Максима Горького

Цель: научить учащихся обобщать и использовать полученные на предыдущих этапах работы знания — самостоятельно давать оценку отдельным частям и всему произведению в целом; иметь собственное суждение о поступках действующих лиц; опираясь на содержание и форму художественного произведения, развивать навыки устной и письменной речи.

Оборудование: тестовые задания (2 варианта).

I. Организационный этап

II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

— Большой и необыкновенно богатый жизненный и творческий путь прошёл Максим Горький. О всемирном значении Горького хорошо сказал выдающийся немецкий писатель Генрих Манн: «Горький остался всем сердцем связанным с судьбой угнетённых и борющихся за освобождение. Это сохранило ему творческие силы и обеспечило бессмертие его произведениям.

Горький расширил область литературного творчества, открыл новые пути и перспективы для мировой литературы. Он дал новые темы и нового читателя. Горький первый ввёл в литературу, в качестве героев её, представителей того класса, который до того в литературе представлен не был. Горький сделал широкие массы пролетариев друзьями литературы, друзьями книги».

В развитии современной литературы творчество Горького сыграло исключительную роль. Гуманизм, пафос героических подвигов, поэтизация труда, гениальное новаторство в зображении борьбы и жизни народных масс, широта философско-исторического эпоса, образ нового героя истории, созданный писателем,— всё это определило особенности лучших произведений русской литературы XX в. Посмотрите театральные постановки горьковских пьес. Тут нельзя дать конкретных рекомендаций: каждый вечер в каждом театре спектакль рождается заново.

Побывайте в музеях писателя — в Москве, в Горьком, Казани, Куйбышеве, селе Мануйловке (Полтавская область, Украина), посетите горьковские залы в Литературном музее в Москве и музее Пушкинского дома в Санкт-Петербурге, места, связанные с жизнью и творчеством писателя во многих городах необъятной России…

III. Работа над темой урока

• Укажите правильный ответ.

1. Первый рассказ, написанный Горьким, называется:

а) «Макар Чудра»; б) «Коновалов»;

в) «Челкаш»; г) «Старуха Изергиль».

2. Рассказ «Старуха Изергиль» назван так потому, что:

а) от её имени даются оценки поступкам героев;

б) её судьба является центральной;

в) судьба героини — один из вариантов выбора жизненного пути;

г) от имени Изергиль ведётся повествование.

3. Использование фольклорных приёмов, контрастность изображения, гиперболизация чувств и поступков героя — всё это связывает многие произведения раннего Горького с:

а) реализмом; б) романтизмом;

в) классицизмом; г) модернизмом.

а) философская драма; б) психологическая драма;

в) бытовая драма; г) социально-философская драма.

5. Вспомните, что вы знаете о романтизме, аллегории, гиперболе. Поработайте с этими понятиями. Докажите, что произведения, которые вы прочитали («Макар Чудра», «Старуха Изергиль»), действительно романтические.

Аллегория — художественный приём (от греч.— «иносказание») — одно из сильнейших средств воздействия на читателя. Суть аллегории в том, что конкретный образ раскрывается через абстрактное явление, в сравнении с ним. Сила аллегории в том, что она способна на века олицетворять понятия человечества о добре, зле, справедливости. В литературе приёмы аллегории можно найтив сказках, былинах, притчах, баснях.

Гипербола (от греч. — «преувеличение») — средство художественного изображения, в основе которого лежит чрезмерное преувеличение. Такое преувеличение позволяет заострить внимание читателя на особо важной проблеме. Гипербола является важным средством выразительности речи.

Романтизм — художественный метод, сложившийся в русской литературе в начале ХІХ в. и получивший широкое распространение как направление (течение) в искусстве и литературе большинства стран Европы, в том числе и России. Литература романтизма выдвинула своего героя, чаще всего выражающего авторское отношение к действительности. Романтик выражает своё отношение к действительности. Характерные черты романтического героя: это человек с особенно сильными чувствами, с неповторимо острой реакцией на мир, отвергающий законы, которым подчиняются другие; он всегда поставлен выше окружающих; герой одинок, и тема одиночества варьирует в произведениях разных жанров. Герой живёт в особенных условиях, чаще всего его окружает природа.

6. Найдите в пьесе Горького «На дне» комические моменты. В чём секрет комизма и причины периодически возникающего в зрительном зале смеха? По мнению И. Ф. Анненского, «“На дне” — «настоящая драма, только не совсем обычная». Сам Горький определил жанр «На дне» не сразу. На афише МХАТа читаем: сцены в четырёх действиях. Лишь позже появился окончательный вариант: «Картины. Четыре акта». Что общего и что различного между сценами и картинами? Как бы вы охарактеризовали жанр пьесы «На дне»?

7. В драматургии пьесы «На дне» И. Ф. Анненский отметил «три главных элемента:

1) сила судьбы; 2) душа бывшего человека; 3) человек иного порядка, который своим появлением вызывает болезненное для бывших людей столкновение двух первых стихий и сильную реакцию со стороны судьбы».

Согласны ли вы с суждением И. Ф. Анненского о том, что один из главных элементов в пьесе Горького — судьба?

8. Заглавие «На дне» впервые появилось на афишах Московского Художественного театра. Горький долго искал своему произведению подходящее название. Известны такие варианты: «Ночлежка», «В ночлежном доме», «Без солнца», «Дно», «На дне жизни». Как вы думаете, почему писатель оста новил свой выбор на названии «На дне»?

9. Проанализируйте легенду о Ларре или легенду о Данко (по выбору) из рассказа Горького «Старуха Изергиль».

Используйте при анализе эпизодов следующую схему:

• какое место в произведении занимает этот эпизод;

• можно ли выделить в эпизоде элементы композиции: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, эпилог;

• осмысление системы персонажей: говорящие имена и фамилии, прототип, портрет, авторская характеристика, сопоставление, сравнение;

• действия и поступки персонажа, его речь;

• хронотоп: время и пространство;

• психологизм — изображение внутреннего мира персонажа;

• роль эпизода в произведении.

10. Перечитайте любое действие драмы Максима Горького «На дне». Проанализируйте его, опираясь на следующую схему:

• какое место в композиции драматического произведения занимает это действие: завязка, развитие действия, кульминация, развязка;

• кто из героев пьесы участвует в действии;

• проанализируйте их монологи и диалоги: эмоциональность, образность, ключевые слова;

• декорации: какое воздействие на читателя (зрителя) оказывают;

• место героев в действии;

• как это действие связано с предыдущим и последующим (временны е рамки, персонажи и т. п.).

Ключ: 1 — а); 2 — г); 3 — б); 4 — г).

• Укажите правильный ответ.

1. Первые рассказы Горького относятся к:

а) реализму; б) романтизму;

в) модернизму; г) сентиментализму.

2. Имя героя одной из легенд — Ларра — обозначает:

а) сын орла; б) гордый;

в) отверженный; г) гуманный.

3. Основной пафос раннего творчества Горького заключается в:

а) утверждении любви как высшей ценности;

б) отрицании индивидуализма и утверждении коллективизма;

в) обретении героями свободы, даже ценой отказа от жизни;

г) духовных поисках его героев.

4. Первоначальное название пьесы «На дне»:

а) «Без солнца»; б) «Ночлежка»;

5. Проанализируйте рассказ «Старуха Изергиль», используя следующую схему.

а) Определите композицию рассказа. Вспомните, какие вы читали произведения

с подобной композицией.

б) Составьте план рассказа.

в) Сравните легенды о Ларре и Данко. Запишите в тетради в виде таблицы характеристику Ларры и Данко. Сделайте выводы.

г) Проведите исследование, какова роль природы в рассказе «Старуха Изергиль».

6. Исследователи не раз писали о сопоставимости драмы Максима Горького «На дне» с пьесами А. П. Чехова, поскольку она представляет собой «полилог, составленный из не стыкующихся друг с другом реплик, провалы коммуникации, заменяющие общение, пунктир лейтмотивов (правда — вера, правда — ложь), организующий движение речевого потока». Докажите эту мысль. Подумайте также над такой проблемой: использование схожих форм не может не означать некоторого сходства решаемых художественных задач. Если это так, то какие общие мотивы или положения содержат пьесы

А. П. Чехова (например комедия «Вишнёвый сад») и Максима Горького?

7. Вспомните известные вам пьесы: «Гамлет», «Мещанин во дворянстве», «Недоросль», «Горе от ума», «Борис Годунов», «Ревизор», «Гроза», «Вишнёвый сад» и др. Попробуйте классифицировать традиционные принципы именования драматических произведений. Можно ли сказать, что название пьесы Горького традиционно? Обоснуйте своё мнение.

8. По мнению И. Ф. Анненского, «индивидуальность Горького представляет интереснейшую комбинацию чувства красоты с глубоким скептицизмом. Горький сам не знает, может быть, как он любит красоту; а между тем ему доступна высшая форма этого чувства, та, когда человек понимает и любит красоту мысли». Согласны ли вы с мнением поэта? Что, по вашему мнению,составляет эстетическую ценность мысли? Как в пьесе «На дне» выражена любовь к «красоте мысли»?

9. Проанализируйте легенду о Лойко Зобаре и Радде из рассказа Максима Горького «Макар Чудра».

Используйте при анализе эпизодов следующую схему:

• какое место в произведении занимает этот эпизод;

• можно ли выделить в эпизоде элементы композиции: экспозицию, завязку,

развитие действия, кульминацию, развязку, эпилог;

• осмысление системы персонажей: говорящие имена и фамилии, прототип,

портрет, авторская характеристика, сопоставление, сравнение;

• действия и поступки персонажа, его речь;

• хронотоп: время и пространство;

• психологизм — изображение внутреннего мира персонажа;

• роль эпизода в произведении.

10. Перечитайте любое действие драмы Максима Горького «На дне».

Проанализируйте его, опираясь на следующую схему:

• какое место в композиции драматического произведения занимает это действие: завязка, развитие действия, кульминация, развязка;

• кто из героев пьесы участвует в действии;

• проанализируйте их монологи и диалоги: эмоциональность, образность, ключевые слова;

• декорации: какое воздействие на читателя (зрителя) оказывают;

• место героев в действии;

• как это действие связано с предыдущим и последующим (временны е рамки,

Ключ: 1 — б); 2 — в); 3 — в); 4 — а).

IV. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— Писатели часто говорят о сотворчестве, о жажде общения с Настоящим читателем. Его называют ещё Понимающим, Умным, Хорошим читателем, а педагоги и учёные хотят видеть современного ученика читателем Квалифицированным, Зрелым, Умелым, Эстетически развитым — Читателем с большой буквы.

Помочь вырастить такого Читателя — цель уроков литературы. Успехов вам в дальнейшем постижении тайн литературоведения!

V. Домашнее задание

Опережающие задания. Подготовить выразительное чтение стихотворений поэтов «Серебряного века» (акмеистов, символистов, футуристов) с краткими комментариями. Цель — составить общее представление о поэзии «Серебряного века».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *