Что общего и каковы различия между олигополией и монополией

Разница между монополией и олигополией

Рынок всегда находится между двух огней: с одной стороны, он естественным образом стремится к конкуренции, с другой – периодически скатывается к появлению доминирующего игрока. Образование монополий и олигополий многие называют искусственным, но на самом деле, их появление обусловлено объективными причинами. Попробуем разобраться в особенностях данных категорий и выяснить, насколько они подходят рынку.

Определение

Монополия – организация рынка, при которой в отдельных сферах экономики доминирует только один игрок. Он определяет не только ценовую политику, но и сбыт продукции, развитие отрасли. Монополия может возникать в силу естественных причин (жизненно важные для государства сферы), так и искусственных (создание неписаных и законодательных барьеров).

Олигополия – организация рынка, при которой в определённых сегментах доминирует несколько производителей, определяющих ценовую политику и принципы развития. Данный вид несовершенной конкуренции чаще всего проявляется в высокотехнологичных и сложных областях, таких как судостроение, аэрокосмическая промышленность, автомобильное производство.

Сравнение

Итак, олигополия предполагает наличие нескольких участников на рынке, соответственно, наличие товаров-заменителей. Монополия – это всего один серьёзный игрок, определяющий ценовую и сбытовую политику. Товаров-заменителей при такой организации торгового пространства не существует, конкуренция полностью отсутствует.

Что общего и каковы различия между олигополией и монополией. Смотреть фото Что общего и каковы различия между олигополией и монополией. Смотреть картинку Что общего и каковы различия между олигополией и монополией. Картинка про Что общего и каковы различия между олигополией и монополией. Фото Что общего и каковы различия между олигополией и монополией

Источник

Монополия против олигополии

Монополия и олигополия экономические рыночные условия. Монополия определяется доминированием только одного продавца на рынке; олигополия это экономическая ситуация, когда рынок заполняется несколькими

Содержание:

Монополия и олигополия экономические рыночные условия. Монополия определяется доминированием только одного продавца на рынке; олигополия это экономическая ситуация, когда рынок заполняется несколькими продавцами.

Сравнительная таблица

Характеристики

Монополистические рынки контролируются только одним продавцом. Здесь продавец имеет право влиять на рыночные цены и решения. Потребители имеют ограниченный выбор, и им приходится выбирать из того, что поставляется. Монополист утверждает всю власть, в то время как у потребителя нет выбора. Это рыночное состояние обычно возникает в результате слияний, поглощений и поглощений.

Источники силы

Монополистический рынок получает свою власть из трех источников: экономического, юридического и преднамеренного. Монополистический субъект будет использовать свое положение в своих интересах и вытеснять конкурентов либо за счет снижения цен до такой степени, что выживание другого продавца может стать невозможным, либо в силу экономических условий, таких как потребность в большом капитале для начинающих компаний. Юридические барьеры, такие как права интеллектуальной собственности, также помогают монополисту сохранить свою власть. Преднамеренные попытки создания монополистических рынков включают сговор, лоббирование государственных органов и т. Д.

Хотя олигополистический рынок не имеет источников власти, он возникает исключительно благодаря сговорчивости других продавцов.

Монополистический рынок может устанавливать высокие цены. Поскольку нет другого конкурента, которого можно было бы опасаться, продавцы будут использовать свой статус доминирования и максимизировать свою прибыль.

Рынки олигополии, с другой стороны, обеспечивают конкурентоспособные, а значит, и справедливые цены для потребителей.

Монополистическое производство

Это видео объясняет, как монополии сокращают производство и повышают цены на рынке.

Примеры

Long Island Rail Road и Long Island Power Authority являются примерами монополистических рынков.

В Австралии существует олигополия в телекоммуникационном секторе (Telstra сдает в аренду телефонные линии другим провайдерам, а они впоследствии сдаются в аренду клиентам), продуктовом бизнесе (Coles and Woolworths) и СМИ (News Corporation, Time Warner и Fairfax Media).

Источник

Что такое олигополия. Рынок олигополии и отличия олигополии от монополии

Что общего и каковы различия между олигополией и монополией. Смотреть фото Что общего и каковы различия между олигополией и монополией. Смотреть картинку Что общего и каковы различия между олигополией и монополией. Картинка про Что общего и каковы различия между олигополией и монополией. Фото Что общего и каковы различия между олигополией и монополией

Продукция компаний-конкурентов на олигополистическом рынке может быть идентична (например, сотовая связь) или дифференцирована (например, разные прохладительные напитки).

У фирм на олигополистическом рынке может быть две стратегии: вести ценовую войну и пытаться выдавить конкурентов с рынка; либо сотрудничать, договариваясь о ценах и соблюдая иные неформальные договоренности.

Отличия олигополистического рынка от монопольного и конкурентного

Главное отличие олигопольного рынка от конкурентного также состоит в том, что при олигополии каждая из фирм при принятии решений оценивает возможную реакцию конкурентов. На высококонкурентном рынке действия отдельных предприятий не оказывают значимого влияния на другие компании, так что на их реакцию можно не ориентироваться.

Например, снижение цен на картошку в одном из множества продовольственных магазинов не изменит ситуацию на рынке (рынок, близкий к чистой конкуренции). А вот снижение цен на автомобили одним из крупных автоконцернов неизбежно заставит конкурентов реагировать (рынок олигополии).

Примеры рынков олигополии

Примером олигополии может служить рынок пассажирских самолетов. Большую их часть производят компании Boeing или Airbus. Вход других фирм на рынок затруднен: чтобы наладить производство авиалайнеров, нужны многомиллиардные вложения и долгие годы.

Признаки и особенности рынка олигополии

Немногочисленность фирм. Большую часть рынка контролируют от двух до пяти крупных производителей.

Вход новых фирм на рынок затруднен. Например, необходим большой стартовый капитал или существуют законодательные ограничения.

Взаимозависимость производителей. Конкуренты в своих действиях ориентируются друг на друга, опасаясь потерять долю рынка. Важнейшими условиями выживания становятся информированность о чужих действиях и бизнес-стратегия.

В результате ценовая конкуренция на олигополистическом рынке ограничена. Фирмы уделяют больше внимания неценовой конкуренции.

Картельный сговор на рынке олигополии

Преимущества и недостатки олигополистического рынка

Олигополии присущи как положительные, так и отрицательные черты.

Положительные черты олигополии:

Конкуренция крупных компаний не дает ни одной из них взвинчивать цены, вынуждает уделять больше внимание качеству продукции.

Компании активно вкладываются в научные исследования и разработки, внедряют новые технологии.

Отрицательные черты олигополии:

Компании могут вступать в сговор, завышать цены.

Олигополии вынуждают заниматься неценовой конкуренцией, что увеличивает издержки.

Источник

Олигополия – отличие от монополии

Определенное число производителей отдельной отрасли имеют свою стратегию и учитывают действия остальных участников рынка. Олигополия – это разновидность рыночной экономики, при которой несколько крупных компаний осуществляет выработку и сбыт определенного товара. Такой вид производственной деятельности имеет определение «рынок немногих». В структуру олигополии часто входит 3-10 производителей, которые удовлетворяют основную часть спроса на рынке. Появление новых компаний вызывает трудности или совершенно невозможно.

Отличие монополии от олигополии

В определенных отраслях деятельность одной фирмы бывает намного эффективней. Экономический вопрос отражает масштаб, который определяет рост производства. Такая компания является монополией и становится единственным продавцом на рынке сбыта. Олигополия характеризуется поставкой товара от нескольких производителей. Они могут изготавливать разную продукцию.

Монополия и олигополия имеют свой рынок сбыта. Монополисты изготавливают уникальную продукцию. Являясь единственным производителем, они могут позволить установить предельно высокие цены. Олигополисты находятся в прямой зависимости от конкурентов, к этому вопросу относятся осторожно и редко пересматривают цены. Вопрос об удешевлении продукции ограничивает внедрение прогрессивной технологии.

Причины существования олигополии

Экономика многих стран характеризуется производством и сбытом основной массы продукции на рынке, которая осуществляется несколькими фирмами. Каждая из них своими действиями влияет на рыночные цены, что и определяет сущность олигополии. Доминирующее положение во многих отраслях принадлежит нескольким крупным производителям. Олигополия в рыночной экономике в таких случаях именуется «Большая шестерка». Им принадлежит лидерство производства и сбыта автомобилей, стали, электроприборов. Среди основных причин существования олигополии выделяют:

Признаки олигополии

Крупные фирмы конкурируют между собой на потребительском рынке. Особенности олигополии ограничивают вступление новых фирм. Основной преградой является крупное капиталовложение, которое требуется для крупномасштабного производства. Немногочисленность компаний на рынке не позволяет поднимать конкуренцию снижением цен, что резко отражается на прибыли. Поэтому применяются более эффективные способы борьбы за конкуренцию – это качество, техническое превосходство, гарантийные сроки на изделие, условия оплаты.

На основании данных выводов можно выделить основные черты олигополии:

Олигополия – плюсы и минусы

Каждая рыночная структура имеет свои положительные и отрицательные черты. Недостатки олигополии определяет:

Преимущества олигополии выражаются в следующем:

Виды олигополии

В олигополию входит несколько крупных предприятий. Они представляют всю отрасль на рынке сбыта. Существуют разные типы олигополии, среди которых выделяют следующие:

Тайный сговор на рынке олигополии

Конкуренция на рынке может привести к заключению тайного сговора. Это соглашение, которое заключается между фирмами одной отрасли на установление фиксированных цен на продукцию и объем производства. При таких условиях фирма выравнивает цены при их понижении или повышении. Предприятия, производящие однородную продукцию, будут иметь одинаковые издержки. В таких случаях понятие олигополии становится неуместно, компания ведет себя как монополист. Это соглашение во многих отраслях считается незаконным действием.

Примеры олигополии в мире

Олигополистическая отрасль включает много производителей. Ее примерами может служить налаженное производство пива, компьютеров, стали. В России все кредиты контролируют 6 крупнейших государственных банков. К другим примерам олигополии относится производство автомобилей, среди которых хорошо известны марки «БМВ» и «Мерседес», пассажирские самолеты «Боинг», «Эйрбас».

Олигополия в США разделила рынок первичного свинца на 4 крупнейшие фирмы, также как самолетостроение и производство первичного алюминия. На 5 компаний разделено 90% производства стиральных машин, холодильников, сигарет и пива. В Германии и Великобритании 94% табачной промышленности выпускают 3 производителя. Во Франции полностью выпуск (100%) сигарет и холодильников в руках трех крупнейших компаний.

Источник

Монополия против олигополии: в чем разница?

Опубликовано 20.06.2021 · Обновлено 20.06.2021

Монополия против олигополии: обзор

Монополии и олигополии являются рыночными структурами, которые существуют при наличии несовершенной конкуренции. Монополия – это когда одна компания производит товары без близкого аналога, а олигополия – это когда небольшое количество относительно крупных компаний производит похожие, но немного разные товары. В обоих случаях серьезные препятствия для входа на рынок не позволяют другим предприятиям конкурировать.

Географический размер рынка может определять существующую структуру. Одна компания может контролировать отрасль в определенной области, не имея других альтернатив, хотя несколько аналогичных компаний работают в других частях страны. В этом случае компания может быть монополистом в одном регионе, но работать на рынке олигополии в более крупном географическом регионе.

Ключевые выводы

Монополия

Монополия существует в областях, где одна компания является единственной или доминирующей силой, продающей продукт или услугу в отрасли. Это дает компании достаточно сил, чтобы держать конкурентов подальше от рынка. Это может быть связано с высокими барьерами для входа, такими как технологии, высокие требования к капиталу, государственное регулирование, патенты или высокие затраты на распространение.

После установления монополии отсутствие конкуренции может привести к тому, что продавец установит высокие цены. Монополии – это производители цен. Это означает, что они определяют стоимость продажи своей продукции. Эти цены могут быть изменены в любой момент. Монополия также уменьшает доступный выбор для покупателей. Монополия становится чистой монополией, когда нет абсолютно никакой другой замены.

Монополиям разрешено существовать, когда они приносят пользу потребителю.В некоторых случаях правительство может вмешаться и создать монополию на предоставление определенных услуг, таких как железная дорога, общественный транспорт или почтовые услуги.Например, Почтовая служба США обладает монополией на почту первого класса и рекламную почту, а также на монопольный доступ к почтовым ящикам.

Краткий обзор

Почтовая служба США обладает монополией на доставку писем и доступ к почтовым ящикам, что защищено Конституцией.

Олигополия

В олигополии группа компаний (обычно две или более) контролирует рынок. Однако ни одна компания не может помешать другим оказывать значительное влияние на отрасль, и каждая из них может продавать продукты, которые немного отличаются друг от друга.

Цены на этом рынке умеренные из-за наличия конкуренции. Когда одна компания устанавливает цену, другие будут модно реагировать, чтобы оставаться конкурентоспособными. Например, если одна компания снижает цены, другие игроки обычно следуют ее примеру. Цены обычно выше при олигополии, чем при совершенной конкуренции.

Поскольку в отрасли нет доминирующей силы, у компаний может возникнуть соблазн вступить в сговор друг с другом, а не конкурировать, что удерживает неустановленных игроков от выхода на рынок. Это сотрудничество заставляет их действовать так, как если бы они были единой компанией.

В 2012 году Министерство юстиции США заявило, что Apple ( сговоре и установлении цен на электронные книги.Департамент утверждал, что Apple и издатели сговорились поднять цену на скачивание электронных книг с 9,99 до 14,99 долларов. Окружной суд США встал на сторону правительства, и решение было оставлено без изменения.

На свободном рынке фиксирование цен – даже без судебного вмешательства – неприемлемо. Если одна компания подрывает конкуренцию, другие вынуждены быстро последовать за ней. Компании, которые снижают цены до точки, когда они становятся убыточными, не могут оставаться в бизнесе надолго. Из-за этого члены олигополий склонны конкурировать с точки зрения имиджа и качества, а не цены.

Законность монополий против олигополий

Олигополии и монополии могут беспрепятственно работать в Соединенных Штатах, если они не нарушают антимонопольные законы.Эти законы охватывают необоснованное ограничение торговли;явно вредные действия, такие как установление цен, раздел рынков и сговор на торгах;а также слияния и поглощения (M&A), которые существенно снижают конкуренцию.

Без конкуренции компании могут устанавливать цены и создавать дефицит продуктов, что может привести к ухудшению качества продуктов и услуг и увеличению затрат для покупателей. Существуют антимонопольные законы, обеспечивающие равные условия.

В 2017 году Министерство юстиции США подало гражданский антимонопольный иск, чтобы заблокировать слияние AT&Tс Time Warner, утверждая, что это приобретение существенно снизит конкуренцию и приведет к повышению цен на телепрограммы. Однако судья окружного суда США не согласился с доводами правительства и одобрил слияние, и это решение было оставлено без изменения при рассмотрении апелляции.

У правительства есть несколько инструментов для борьбы с монополистическим поведением.Это включает в себя Антимонопольный закон Шермана, который запрещает необоснованное ограничение торговли, и Антимонопольный закон Клейтона, который запрещает слияния, уменьшающие конкуренцию, и требует от крупных компаний, планирующих слияние, получать предварительное разрешение. Антимонопольное законодательство не налагает санкций на компании, которые достигают статуса монополии, предлагая более качественный продукт или услугу, или посредством неконтролируемых событий, таких как уход с рынка основного конкурента.

Примеры монополий и олигополий

Компания, предлагающая новый или инновационный продукт или услугу, обладает монополией до тех пор, пока не появятся конкуренты. Иногда эти новинки охраняются законом. Например, инвестиций, и потенциально полезные исследования были бы подавлены.

Газовые и электроэнергетические компании также получили монополию. Однако эти коммунальные услуги в значительной степени регулируются государственными комиссиями по коммунальным услугам. Ставки часто контролируются вместе с любым повышением ставок, которое компания может передать потребителям.

Олигополии существуют во всем деловом мире. Горстка компаний контролирует рынок СМИ и развлечений. Некоторые из больших имен включают The Walt Disney Company ( DIS ), ViacomCBS ( VIAC ) и Comcast ( CMCSA ). В музыкальном бизнесе Universal Music Group, Sony Entertainment и Warner Music Group прочно удерживают рынок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *