Что общего и различного между фольклором и литературой
Разница между фольклором и литературой
Между фольклором и литературой существует тесная связь, обусловленная спецификой словесного творчества, в котором отображаются представления человека об окружающем мире и закономерности развития общественного сознания. Однако в фольклорных и литературных произведениях есть принципиальные различия, определяющие их характерные черты и особенности.
Фольклор в широком смысле – это исторически сложившееся, впитавшее народные традиции коллективное соавторство, передающее в устной или игровой форме поэтическое обобщение опыта многих поколений. Среди фольклорных жанров выделяют обрядовые, песенные и эпические. К эпическим жанрам относятся сказки, предания, былины, легенды, сказы, а также малые формы устного народного творчества – пословицы, поговорки, загадки и анекдоты. Слово «фольклор» часто употребляют в более узком значении – для определения содержания и способа создания словесных художественных образов, свойственных именно этим жанрам.
Зарождение литературы как вида искусства во многих культурах связано с развитием народного эпоса. Он служил основой летописей и жизнеописания святых; принцип повествования, позаимствованный из фольклорных сказок, использовался в построении сюжетов авантюрных и плутовских романов – прообраза многих жанров современной прозы; образный строй и ритмическая организация былин, исторических, обрядовых песен нашли отражение в авторской поэзии.
Однако литературные произведения не подчинялись фольклорным канонам, имели более сложную композицию, произвольно развивающийся сюжет и могли существовать только в письменной форме, поскольку каждое из них представляло собой оригинальное сочинение, созданное одним человеком.
Начиная с эпохи Возрождения, характерной чертой художественной литературы становится авторский стиль, а объектом изображения – внутренний мир героя, в котором читатель находит нравственные приоритеты и черты эпохи, свойственные конкретному историческому периоду в развитии общества.
Современный литературный процесс – сложное разноплановое культурное явление, проявляющееся в многообразии уже сложившихся и только зарождающихся форм словесного творчества.
В отличие от литературы, фольклор сохраняет устойчивые формы и малоподвижную композиционную структуру текста. Внутренний мир героя закрыт: значение имеют только событие или поступок, в которых проявляется не черты характера, а общепризнанные принципы поведения, принятые за основу порядка, устанавливающего равновесие между добром и злом.
Фольклор и литература – что это и отличия
Каждый человек хотя бы раз слышал такие названия, как фольклор и литература. Термины связаны с культурой и самобытностью, но объяснить, в чем состоят отличия между ними, бывает достаточно сложно. Известно, что связь между понятиями существует и она достаточно сильная. Основа – специфика словесного (устного) творчества. В нем отображаются представления человека об окружающем мире, в котором нет ничего, кроме сил природы, а также находят свое место закономерности развития общественного сознания, как неотъемлемая часть бытия. В произведениях литературы и фольклора имеется принципиальная разница. Для того чтобы лучше понять, в чем она заключается, необходимо выявить характерные черты и особенности каждого из рассматриваемых терминов.
Определение понятий
Прежде чем сравнивать термины между собой, необходимо дать каждому из них определение. Это поможет лучше разобраться в художественных особенностях.
Фольклором принято называть народные традиции и коллективное творчество, которое сложилось исторически. В произведениях этого жанра отсутствуют единый автор, а сами элементы фольклора – песни, сказки, стихи, игры, традиции, передаются в устной форме из поколения в поколение. Существует несколько фольклорных жанров, определяющие, какими будут произведения:
Выделяют малые формы устного народного творчества. В эту группу входят пословицы, поговорки, загадки, а также различные анекдоты.
Литература – полноценный и самостоятельный вид искусства. Во многих культурах он появился под влиянием народного эпоса. Первые произведения – летописи и хроники, описания жизни правителей или святых. В основе описания заложены фольклорные традиции. В тестах присутствуют сюжетная составляющая, образы героев. Поэтическая составляющая возникла на основе песен и былин. Литературные произведения вышли за пределы канонов, определяемых фольклором. Они имеют сложную конструкцию, способствующую произвольному развитию сюжета. Произведения существуют только в письменной форме. В произведениях описывается не только внешний мир, окружение человека, но и его переживания, рассматриваются особенности личности и ее взаимодействие с обществом. В основу могут лечь социальные и бытовые проблемы. У текстов существует автор.
Сравнение
Для того чтобы лучше понять, чем отличается фольклор от литературы, необходимо провести сравнение их между собой по основным параметрам. Произведения литературного творчества являются сложными, так как используют имеющиеся и появляющиеся (современные) элементы словесного творчества. В основе литературы, как искусства лежит разнообразие жанров. Фольклор сохраняет устойчивые формы. В текстах используется определенная и неизменная композиционная структура. Внутренний мир героя закрыт от слушателя, понять его переживания сложно. В основе произведения в этом случае поступок или событие, которое определяет сюжетную линию. Рассматриваются принципы поведения, способные удержать равновесие между добром и злом, светом и тьмой.
Выводы
Фольклор является особой формой творчества народа. Основная составляющая – устное выражение образов. В произведениях передается общее представление об устройстве мира, законах природы. Общество рассматривается, как единое целое, а внутренние переживания людей остаются скрытыми от посторонних глаз. Литература позиционируется, как вид искусства, в котором произведения сохраняются в письменной форме. Тексты всегда являются авторскими. В них находят свое отражение такие составляющие, как внутренний мир человека, его личность и место в обществе. Социальные взаимодействия и отношения – составляющая многих сюжетов и жанров в литературе. Фольклорные произведения выстраиваются по устойчивым правилам. Сюжеты рассматривают обобщенные образы. В них нет сложных художественных подходов, призванных приукрасить происходящее или сделать образ героев более ярким и запоминающимся. Все тесты можно передавать устно, немного изменяя последовательность повествования.
В случае с литературным произведением передать его без искажения получится только в письменной форме. У текстов всегда имеется автор, реже соавтор. В фольклоре подразумевается, что произведение является плодом коллективного народного творчества, поэтому выявить и указать одного автора не представляется возможным.
Конспект урока литературы для 5 класса на тему: «Понятие о словесности. Фольклор и литература»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема. Понятие о словесностию Фольклор и литература: сходство, различие, взаимосвязь.
Цель: познакомить учащихся с понятием «фольклор»; выявить сходства и различия УНТ и художественной литературы; раскрыть своеобразие фольклорного мира; воспитывать любовь к художественному слову.
Приветствие. Объяснение темы и целей урока.
Читаем с. 3 учебника. Записывам:
Словесность — это творчество, выражающееся в слове, как устном, так и письменном, словесное творчество.
Найти в тексте два вида словесности (с. 4), записать определения устной и письменной словесности.
? Что такое мифология? (записать опред. Со стр. 5).
Представления первобытн ого человек а об окружающ ей сред е.
А нтропоморфизм, а нимизм, табу.
II Работа по основной теме урока.
— Какие произведения, изученные в начальной школе, вы отнесли бы к фольклору? Почему?
— Как вы понимаете термин «фольклор»?
Фольклор (от англ. народная мудрость) – устное народное поэтическое творчество. Совокупность всего, что хранится в народной памяти, о чем поется и рассказывается в народе. Наука, изучающая произведения фольклора, называется фольклористикой. А собирателей примеров УНТ называют фольклористами.
— Есть ли между фольклором и литературой сходство?
Конечно, ведь они ветви единого дерева.
— Чем они отличаются друг от друга?
2. Построение таблицы «Фольклор и литература».
1. Создают художественные словесные образы.
1. Стадиальное (время появления)
Возник с появлением речи на земле.
Появилась с возникновением письменности на Руси (10-11 века).
2. Общая родовая система: эпос, лирика, драма.
2. Функциональное (для чего существует)
Воспитывает, учит, накапливает бытовые знания.
Воспитывает в человеке чувство прекрасного.
3. Различие в характере творчества
Автор – народ, выражающий коллективные переживания.
Автор – конкретный человек, выражающий свои переживания.
4. Различие в условиях бытования
(в какой форме существуют)
Передавался из уст в уста
— Почему фольклор и литературу считают ветвями единого дерева?
Оба эти искусства – искусства слова, создают художественные словесные образы. Мы воспроизводим их, воспринимаем на слух, преображая в картинки.
И фольклора и у литературы общая родовая система.
Конечно же, фольклор оказывал влияние на литературу. Тем более, что литература со времени ее появления была доступна только грамотным, а, значит, богатым людям. А фольклор жил в народной речи и продолжает жить, несмотря на то, что безграмотных людей среди нас нет. Писатели и поэты использовали фольклорные образы в своих произведениях. Но происходило иногда и так, что литературные произведения, близкие по духу фольклорным, воспринимались народом, как свои. Например, стихотворения И. Сурикова «Тонкая рябина», «Степь» стали народными песнями.
3. Творческое задание (работа с раздаточным материалом).
Задание №2. Отгадай малые жанры фольклора, укажи их функцию.
Пример
Жанр и его функция
Под лежачий камень и вода не течет.
Пословица. Воспитывает любовь к труду.
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
Потешка. Весело учит малыша жестам и законам жизни.
Пёс Полкан,
Полезай в стакан,
Хватай лимон,
Убирайся вон!
Считалка. Помогает весело и честно распределить роли в игре.
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост — колечком.
Загадка. Учит угадывать задуманное, находить предмет по признакам.
Если месяц ведро не держит – весь месяц дождливым будет.
Примета. Учит определять погоду.
Выколпакован колпак не по-колпаковски. Надо колпак взять переколпаковать и выколпаковать.
Скороговорка. Учит ребенка правильно выговаривать буквы.
3. Различие в характере творчества.
Литературное произведение написано конкретным человеком. В нем автор выражает индивидуальные идеи, переживания. У фольклорного произведения нельзя выделить автора – конкретного человека, ведь оно было создано давно и имя его забыто. В фольклорном произведении выражены коллективные переживания, которые передает исполнитель (например плачи плакальщиц).
Литература – письменная форма слова, где между автором и читателем есть посредник – написанный или напечатанный текст. Основная форма бытования фольклора – устная. Произведение было создано и рассказано другим и те, в свою очередь, хранили его в памяти, рассказывая другим. И лишь в 19 веке появились ученые фольклористы, которые начали изучать русский фольклор и собирать по деревням песни, сказки, былины и т. д. Однако, они столкнулись с проблемой: одна и та же сказка в разных областях рассказывалась по-разному, хотя и был основной сюжет. Почему так получилось?
Человеческая память не может в точности запомнить текст произведения, и поэтому в текст были внесены изменения их рассказчиками. Так возникли варианты одного и того же произведения.
Как же человек запоминал произведения фольклора наизусть? Существовали определенные слова-помощники, которые встречались во всех произведениях данного жанра. Одни из них – постоянные эпитеты. Вам знаком этот термин.
— Вспомните, что такое эпитет?
Эпитет – образное определение.
Постоянные эпитеты – переходящие из одного произведения в другое.
3. Творческое задание (работа с раздаточным материалом).
Задание №3. Творческая работа.
1. Закончите определение.
2. Подчеркните постоянные эпитеты волнистой линией в импровизированной фразе.
Вышел в чисто поле добрый молодец, взял в руки белые лук ясеневый, натянул тетиву шелковую, достал стрелу каленую, выстрелил в яблочко наливное, упало яблочко на травушку-муравушку, взял конь добрый и устами сахарными съел.
3. Подберите постоянные эпитеты к данным существительным:
4. Напишите фразу, используя постоянные эпитеты.
Читая произведения литературы, мы каждый раз попадаем в неповторимый мир, ведь каждый автор индивидуален и его творение неповторимо. Произведения фольклора своеобразны, здесь мы встречаемся с иным уровнем мышления, которое уходит корнями в мифологическое прошлое.
Работа с раздаточным материалом.
Задание №4. Сопоставь представления о пространстве, времени, образах-персонажах в литературе и фольклоре. Сделай вывод и заполни таблицу «Своеобразие фольклорного мира».
«Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин».
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына».
Русская народная сказка
«Шел-шел, третью пару железных сапог истер, третий железный хлеб изгрыз – и пришел в дремучий бор».
Русская народная сказка
«Спустя час после всей этой тревоги дверь каморки растворилась, и показался Герасим».
«Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, пришел к реке».
Русская народная сказка
«Финист – ясный сокол»
«Настя была как золотая курочка на высоких ногах. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком».
«Сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой – такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать!».
Русская народная сказка
5. Построение таблицы «Своеобразие фольклорного мира».
Пространство условно, нет названия городов, точное расстояние не указывается, мир делится на «свой» и «чужой».
Время условно, бесконечно растягивается и стремительно сокращается, не исчисляется в днях, неделях, годах.
Герои типичны, отсутствует описание внешности. Всех героев можно разделить на положительных и отрицательных.
1. Представление о пространстве.
— Обратимся к сказке. Вспомните, как в сказках указываются расстояния от одного царства до другого? Есть ли здесь точное название городов? Как герои попадают от одного пункта назначения до другого? Кто помогает им в этом?
Точное расстояние никогда не указывается, а описывается словами «за тридевять земель», название тоже не указывается, обычно это «некое царство, некое государство», герои попадают из одного пункта в другой через колодец, три камня у дороги, помогают им в этом сказочные помощники, которые знают дорогу в это царство и охраняют путь в него: Баба Яга, волк, клубочек. Царство, в которое попадает герой, обычно отрицательное, хозяин его либо Кощей Бессмертный, либо Змей Горыныч.
— Подумайте, отразились ли здесь мифологические представления древних славян?
Мы помним, что они представляли мир, как свой – надземный, и иной – подземный, царство мертвых. Тотемистические представления отразились в том, что человеку помогают животные.
В былинах действуют реальные герои, указываются реальные названия городов Киев, Муром, Чернигов, но в соотнесении пространства присутствует элемент фантастики: богатырь может с одного места увидеть всю свою землю, преодолевает пространство одним прыжком коня.
2. Представления о времени.
— Как в сказках представлено время?
Оно не исчисляется в реальных днях, неделях, годах, бесконечно растягивается или стремительно сокращается. Время и пространство условны и фантастичны.
3. Фольклорные персонажи.
— На какие два типа можно разделить героев сказок?
Добрые и злые. Они напоминают нам один другого. Обычно внешность совпадает с внутренними качествами.
— Как описываются герои?
Герои описываются одинаково «ни в сказке сказать, ни пером описать». В былинах у героев есть имена, но внешность не описывается.
Конспект урока по русской словесности в 5 классе на тему «Фольклор и литература. Своебразие фольклорного мира»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема. Фольклор и литература.
Своеобразие фольклорного мира.
Цель: познакомить учащихся с понятием фольклор; выявить сходства и различия УНТ и художественной литературы; раскрыть своеобразие фольклорного мира; воспитывать любовь к художественному слову.
Приветствие. Объяснение темы и целей урока.
Опрос домашнего задания.
1. Анализ и работа с планом.
2. Фронтальный опрос.
— Как первобытный человек представлял себе окружающую среду?
— Какие понятия возникли в связи с первобытными представлениями?
— Что такое антропоморфизм? Приведите примеры.
— Анимизм? Приведите примеры?
— Что такое табу? Откуда они появились?
— В связи с чем возникли эвфемизмы?
II Работа по основной теме урока.
— Какие произведения, изученные в начальной школе, вы отнесли бы к фольклору? Почему?
— Как вы понимаете термин фольклор?
Фольклор (от англ. народная мудрость) – устное народное поэтическое творчество. Совокупность всего, что хранится в народной памяти, о чем поется и рассказывается в народе. Наука, изучающая произведения фольклора, называется фольклористикой. А собирателей примеров УНТ называют фольклористами.
— Есть ли между фольклором и литературой сходство?
Конечно, ведь они ветви единого дерева.
— Чем они отличаются друг от друга?
2. Построение таблицы «Фольклор и литература».
1. Создают художественные словесные образы.
1. Стадиальное (время появления)
Возник с появлением речи на земле.
Появилась с возникновением письменности на Руси (10-11 века).
2. Общая родовая система: эпос, лирика, драма.
2. Функциональное (для чего существует)
Воспитывает, учит, накапливает бытовые знания.
Воспитывает в человеке чувство прекрасного.
3. Различие в характере творчества
Автор – народ, выражающий коллективные переживания.
Автор – конкретный человек, выражающий свои переживания.
4. Различие в условиях бытования
(в какой форме существуют)
Передавался из уст в уста
— Почему фольклор и литературу считают ветвями единого дерева?
Оба эти искусства – искусства слова, создают художественные словесные образы. Мы воспроизводим их, воспринимаем на слух, преображая в картинки.
И фольклора и у литературы общая родовая система.
— Следовательно, какое искусство слова оказывало влияние на другое фольклор или литература?
Конечно же, фольклор оказывал влияние на литературу. Тем более, что литература со времени ее появления была доступна только грамотным, а, значит, богатым людям. А фольклор жил в народной речи и продолжает жить, несмотря на то, что безграмотных людей среди нас нет. Писатели и поэты использовали фольклорные образы в своих произведениях. Но происходило иногда и так, что литературные произведения, близкие по духу фольклорным, воспринимались народом, как свои. Например, стихотворения И. Сурикова «Тонкая рябина», «Степь» стали народными песнями.
Главная задача писателя: открыть читателю глаза на добро и зло, научить быть милосердным, добрым, справедливым и т. д. Фольклор посредством сказок тоже учит нас этому. А вот при помощи других жанров, выполняет иные функции.
3. Творческое задание (работа с раздаточным материалом).
Задание №2. Отгадай малые жанры фольклора, укажи их функцию.
Пример
Жанр и его функция
Под лежачий камень и вода не течет.
Пословица. Воспитывает любовь к труду.
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
Потешка. Весело учит малыша жестам и законам жизни.
Пёс Полкан,
Полезай в стакан,
Хватай лимон,
Убирайся вон!
Считалка. Помогает весело и честно распределить роли в игре.
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост — колечком.
Загадка. Учит угадывать задуманное, находить предмет по признакам.
Если месяц ведро не держит – весь месяц дождливым будет.
Примета. Учит определять погоду.
Выколпакован колпак не по-колпаковски. Надо колпак взять переколпаковать и выколпаковать.
Скороговорка. Учит ребенка правильно выговаривать буквы.
3. Различие в характере творчества.
Литературное произведение написано конкретным человеком. В нем автор выражает индивидуальные идеи, переживания. У фольклорного произведения нельзя выделить автора – конкретного человека, ведь оно было создано давно и имя его забыто. В фольклорном произведении выражены коллективные переживания, которые передает исполнитель (например плачи плакальщиц).
4. Различие в условиях бытования.
Литература – письменная форма слова, где между автором и читателем есть посредник – написанный или напечатанный текст. Основная форма бытования фольклора – устная. Произведение было создано и рассказано другим и те, в свою очередь, хранили его в памяти, рассказывая другим. И лишь в 19 веке появились ученые фольклористы, которые начали изучать русский фольклор и собирать по деревням песни, сказки, былины и т. д. Однако, они столкнулись с проблемой: одна и та же сказка в разных областях рассказывалась по-разному, хотя и был основной сюжет. Почему так получилось?
Человеческая память не может в точности запомнить текст произведения, и поэтому в текст были внесены изменения их рассказчиками. Так возникли варианты одного и того же произведения.
Как же человек запоминал произведения фольклора наизусть? Существовали определенные слова-помощники, которые встречались во всех произведениях данного жанра. Одни из них – постоянные эпитеты. Вам знаком этот термин.
— Вспомните, что такое эпитет?
Эпитет – образное определение.
Постоянные эпитеты – переходящие из одного произведения в другое.
3. Творческое задание (работа с раздаточным материалом). .
Задание №3. Творческая работа.
1. Закончите определение.
2. Подчеркните постоянные эпитеты волнистой линией в импровизированной фразе.
Вышел в чисто поле добрый молодец, взял в руки белые лук ясеневый, натянул тетиву шелковую, достал стрелу каленую, выстрелил в яблочко наливное, упало яблочко на травушку-муравушку, взял конь добрый и устами сахарными съел.
3. Подберите постоянные эпитеты к данным существительным:
4. Напишите фразу, используя постоянные эпитеты.
Читая произведения литературы, мы каждый раз попадаем в неповторимый мир, ведь каждый автор индивидуален и его творение неповторимо. Произведения фольклора своеобразны, здесь мы встречаемся с иным уровнем мышления, которое уходит корнями в мифологическое прошлое.
Работа с раздаточным материалом.
Задание №4. Сопоставь представления о пространстве, времени, образах-персонажах в литературе и фольклоре. Сделай вывод и заполни таблицу «Своеобразие фольклорного мира».
«Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин».
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына».
Русская народная сказка
«Шел-шел, третью пару железных сапог истер, третий железный хлеб изгрыз – и пришел в дремучий бор».
Русская народная сказка
«Спустя час после всей этой тревоги дверь каморки растворилась, и показался Герасим».
«Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, пришел к реке».
Русская народная сказка
«Финист – ясный сокол»
«Настя была как золотая курочка на высоких ногах. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком».
«Сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой – такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать!».
Русская народная сказка
5. Построение таблицы «Своеобразие фольклорного мира».
Пространство условно, нет названия городов, точное расстояние не указывается, мир делится на «свой» и «чужой».
Время условно, бесконечно растягивается и стремительно сокращается, не исчисляется в днях, неделях, годах.
Герои типичны, отсутствует описание внешности. Всех героев можно разделить на положительных и отрицательных.
1. Представление о пространстве.
— Обратимся к сказке. Вспомните, как в сказках указываются расстояния от одного царства до другого? Есть ли здесь точное название городов? Как герои попадают от одного пункта назначения до другого? Кто помогает им в этом?
Точное расстояние никогда не указывается, а описывается словами «за тридевять земель», название тоже не указывается, обычно это «некое царство, некое государство», герои попадают из одного пункта в другой через колодец, три камня у дороги, помогают им в этом сказочные помощники, которые знают дорогу в это царство и охраняют путь в него: Баба Яга, волк, клубочек. Царство, в которое попадает герой, обычно отрицательное, хозяин его либо Кощей Бессмертный, либо Змей Горыныч.
— Подумайте, отразились ли здесь мифологические представления древних славян?
Мы помним, что они представляли мир, как свой – надземный, и иной – подземный, царство мертвых. Тотемистические представления отразились в том, что человеку помогают животные.
В былинах действуют реальные герои, указываются реальные названия городов Киев, Муром, Чернигов, но в соотнесении пространства присутствует элемент фантастики: богатырь может с одного места увидеть всю свою землю, преодолевает пространство одним прыжком коня.
2. Представления о времени.
— Как в сказках представлено время?
Оно не исчисляется в реальных днях, неделях, годах, бесконечно растягивается или стремительно сокращается. Время и пространство условны и фантастичны.
3. Фольклорные персонажи.
— На какие два типа можно разделить героев сказок?
Добрые и злые. Они напоминают нам один другого. Обычно внешность совпадает с внутренними качествами.
— Как описываются герои?
Герои описываются одинаково «ни в сказке сказать, ни пером описать». В былинах у героев есть имена, но внешность не описывается.
6. Анализ схемы в учебнике «Жанровая система фольклора».
Жанр – группа произведений, сходных между собой по ряду признаков.
IV Подведение итогов.
Прочитать (стр.9-14), выучить определения, составить план статьи №3, 4 учебника.