Что общего и различного между цивилизацией и культурой
Разница между культурой и цивилизацией
Эти два термина культура и цивилизация часто используются взаимозаменяемо в общем использовании. Однако цивилизация относится к сложному образу жизни, который возник, когда люди начали развивать горо
Содержание:
Эта статья смотрит на,
3. В чем разница между культурой и цивилизацией?
Что такое культура
Культуру можно определить просто как совокупность образов жизни, созданных группой людей, которые передаются из поколения в поколение. Культурный антрополог Э.Б. Тейлор определяет культуру как «сложное целое, которое включает в себя знания, убеждения, искусство, мораль, закон, обычаи и любые другие способности и привычки, приобретенные человеком как членом общества». Как следует из этого определения, многие факторы, такие как знание, язык, религия, социальные привычки, убеждения, кухня, музыка и искусство и т. д. включены в концепцию культуры. Почти все представители определенной культуры разделяют эти культурные черты. Также важно отметить, что культура приобретается, а не наследуется. Таким образом, поведение индивида формируется культурой.
Культура меняется со временем; оно не остается статичным. Различные особенности и практики культуры могут различаться в зависимости от национальности, этнической принадлежности и даже разных возрастных групп. Хотя культура является абстрактным понятием, еда, одежда, ритуалы, искусство и т. Д. Могут рассматриваться как материальные представления культуры.
Мартиник танцоров в традиционных костюмах.
Что такое цивилизация
Термин цивилизация имеет разные определения и интерпретации. В целом его можно охарактеризовать как передовое состояние человеческого общества, в котором достигнут высокий уровень культуры, науки, промышленности и управления. Другими словами, это сложный образ жизни, который возник, когда люди начали развивать городские поселения. Цивилизация часто ассоциируется с рядом социально-политических и экономических характеристик, таких как развитие городов, социальное расслоение, уникальное искусство и архитектура, форма детального письма, сложное разделение труда, кодифицированные законы и управление и т. Д.
В историческом смысле термин цивилизация также используется для обозначения развитой культуры по сравнению с примитивной или дикой. В этом смысле цивилизация и цивилизация были антонимом для дикарей или нецивилизованных групп людей. Однако многие антропологические исследования показали, что у так называемых примитивов есть своя культура и образ жизни. Таким образом, это использование слова очень субъективно.
Древняя хараппская цивилизация
Разница между культурой и цивилизацией
Определение
культура это совокупность образов жизни, созданных группой людей, которая передается из поколения в поколение.
цивилизация это передовое состояние человеческого общества, в котором достигнут высокий уровень культуры, науки, промышленности и управления.
степень
культура является частью цивилизации.
цивилизация это сложный объект, состоящий из разных элементов.
Характеристики
культура состоит из обычаев, верований, религий, искусства, еды, права и т. д.
цивилизация характеризуется социальной стратификацией, кодифицированным правом и управлением, развитием городов и т. д.
Разница между культурой и цивилизацией
Мечтой каждого является такой мир, где живут исключительно культурные люди в цивилизованном обществе. Но что мы подразумеваем под понятиями «культура» и «цивилизация»? Являются ли они синонимами или имеют разные значения?
Культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, выработанных человеком за все время существования.
Термин «цивилизация» появился только в конце 18 века и описывал гражданское общество, наполненное свободой и справедливостью.
Цивилизация – это высокоразвитое культурное общество, которое возникло при переходе человечества от периода дикости к хозяйствованию.
Цивилизация характеризуется упорядоченным общественным строем, возникновением государства, появлением классового деления и частной собственности.
Развитие культуры и цивилизации
Наскальная живопись — культура древнего Египта к содержанию ↑
Временное и пространственное измерение
Охватывая наследие и достояние человека с самых ранних времен, культура представляется более объемной, чем цивилизация. Однако цивилизация развивается значительно быстрее и стремительней, чем культура. При этом совокупность различных культур является составной частью цивилизации.
Факторы
Культура, прежде всего, нравственна. Опирается не на свод правил и законов, а на разум и совесть. Цивилизация начинается с установления каких-либо норм человеческого поведения. Цивилизация не предполагает душевности, а характеризуется лишь интеллектуальностью. По сути, цивилизация является духовным и материальным обеспечением человеком комфортного существования.
Между культурой и цивилизацией существуют как сходства, так и различия
Сходство между культурой и цивилизацией заключается главным образом в том, что обе созданы человеком и составляют искусственную среду его обитания. Их сближает и общая ориентация на достижение согласия и взаимопонимания между людьми. Главное же различие состоит в том, что культура – это, по преимуществу, духовная деятельность и ее результаты, а цивилизация – материальная, а как известно, эти виды человеческой деятельности неотделимы друг от друга.
Таким образом, культура и цивилизация являются разными сторонами бытия и настолько взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, что в реальной жизни их разделить невозможно. Разграничение культуры и цивилизации целесообразно лишь на теоретическом уровне и необходимо для того, чтобы лучше понять сложную социокультурную реальность
Закономерным является вопрос, что такое «цивилизованный человек», и чем он отличается от культурного? Цивилизованный человек является тружеником и созидателем, следует нормам, законам и правилам, ценит чистоту, удобство и комфорт. Он умеет сдерживать свои эмоции и настроен на мирное разрешение спорных вопросов. Цивилизованный человек обладает развитым чувством собственного достоинства уважает как свою свободу, так и свободу других. Однако цивилизованность, как свойство личности, не является гарантией высокой нравственности. Так, цивилизованный человек, действующий в рамках установленных правил и законов, не всегда демонстрирует такие обязательные для культурного человека качества, как доброту, чуткость и милосердие. Испытывая интерес к научным и техническим знаниям, он может проявлять равнодушие к природе, искусству и красоте.
Культура и цивилизация, их сходство и различие
Понятие культуры и цивилизации, их соотношение. Связь культуры с нравственным категорическим императивом, который обладает практической силой и определяет человеческие действия. Характеристика цивилизации как уровня развития культуры и общества.
Рубрика | Философия |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 26.02.2018 |
Размер файла | 22,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Понятие культуры и цивилизации
2. Культура и цивилизация
3. Взаимосвязь культуры и цивилизации
культура цивилизация человеческий общество
Культурные и цивилизационные особенности конкретных обществ, составляющих их народов или этносов, не только придают значительное своеобразие и специфику историческому процессу, но и причудливо меняют его направление. Поэтому судьбы мира во многом связаны с философским постижением сущности культуры и цивилизации, их соотношения и взаимодействия.
Философия исследует сущность культуры и цивилизации, характер их воздействия на природу, историю, выявляет онтологические и экзистенциональные основания человеческой жизни, разрывы между самочувствием реального индивида и объективным, зачастую обезличенным потоком культурного творчества.
В данной работе мы изучим такие понятия как культура и цивилизация, рассмотрим культуру и цивилизацию как одно целое, проследим взаимосвязь культуры и цивилизации.
Культура интересует философию не в своих частных, эмпирических проявлениях, а как феномен общественной жизни в целом. Этот философский взгляд на культуру важен потому, что именно философия может, отвлекаясь от всевозможных деталей, поставить вопрос о том, что такое культура как таковая, что дает ее изучение для понимания истории, какую роль она играет в развитии человека и общества. Общие проблемы, имеющие мировое значение, и являются предметом философского анализа культуры.
Наряду с проблемой культуры не менее актуальной является тема «цивилизации». Вокруг смысла слов «культура» и «цивилизация» ведутся споры, порой обретая острый характер, и редко кто путает эти слова, когда контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной противоположности.
1. Понятие культуры и цивилизации
Книга Шпенглера имела огромный успех, в ней ярко показаны многие характерные черты культуры и цивилизации. Однако сама концепция, основанная на полной противоположности и несовместимости культуры и цивилизации, вызвала вполне обоснованные и убедительные возражения и критику.
Более приемлемыми представляются первые два подхода к пониманию соотношения культуры и цивилизации. Между этими явлениями действительно имеется много общего, они неразрывно связаны между собой, взаимно переплетаются и переходят друг в друга. Одними из первых на это обратили внимание немецкие романтики, которые отмечали, что культура «прорастает» цивилизацией, а цивилизация переходит в культуру. Поэтому вполне объяснимо, что в повседневной жизни мы не слишком различаем их.
Цивилизованность с необходимостью предполагает наличие некоего уровня культуры, которая в свою очередь включает в себя цивилизованность. Некоторые ученые как бы растворяют культуру в цивилизации, другие же делают обратное, придавая последней предельно широкое значение.
2. Культура и цивилизация
В истории философии существовали различные толкования понятия «цивилизация»: от стадии, достигшей более высокого культурного уровня по сравнению с варварством до такой степени деградации культуры, которая характеризует состояние упадка общества, его гибель как локальной культуры. Как видим, существовала даже точка зрения, согласно которой культура и цивилизация противопоставлялись.
Бесспорно, что следует различать культуру и цивилизацию. Это различие наметил уже И. Кант, который в сочинении «О предполагаемом начале человеческой истории» ставит в полемике с Руссо вопрос: что такое человеческая цивилизация и вправе ли человек отказаться от нее, да и возможно ли такое?
Такой подход Канта к рассмотрению проблемы культуры и цивилизации интересен и актуален. В нашем обществе сегодня наблюдается потеря цивилизованности в поведении, в общении людей, остро встала проблема культуры человека и общества.
По нашему мнению, под цивилизацией следует понимать, с одной стороны, уровень развития культуры и общества в целом, а с другой стороны, способ освоения культурных ценностей (материальных и духовных), который определяет всю общественную жизнь, ее специфику, что позволяет судить о ней как об определенной цивилизации. Это как бы два существенных признака цивилизации, позволяющие увидеть ее отличие от культуры.
Говоря о цивилизации как о способе освоения культуры, мы имеем в виду такие средства и методы человеческой жизнедеятельности, которые являются определяющими в развитии самой культуры.
Формирование человека как послушного и добродетельного наложило отпечаток на всю жизнедеятельность человека восточных стран, на саму культуру и способы ее освоения. Это специфическое человеческое начало стало здесь весьма существенным. Для Западной цивилизации характерно ускоренное развитие техники и технологии, быстрое изменение предметного мира и социальных связей людей, ибо в ее культуре доминирует научная рациональность, которая выступает как особая самодовлеющая ценность.
Восточный и западный типы цивилизаций взаимодействуют между собой. Результатом этого взаимодействия является возникновение различных «гибридных» обществ, усваивающих на основе своей культуры новую культуру.
3. Взаимосвязь культуры и цивилизации
Цивилизация как достаточно высокая ступень овладения силами природы, несомненно, содержит в себе мощный потенциал научно-технического прогресса и способствует повышению качества и уровня жизни людей, более комфортному их существованию. Едва ли нужно доказывать очевидные факты благотворного влияния результатов этого прогресса на все стороны общественного и повседневного бытия людей. Сегодняшняя жизнь немыслима без современных электронных средств связи и глобальных информационных систем, средств передвижения и поиска новых источников энергии и т.д.
Цивилизация часто ассоциируется с урбанизацией, скученностью, тиранией техники и технологий, в том числе социальных, выступает как источник и причина дегуманизации мира. В самом деле, интеллект человека в состоянии постичь многие тайны мира, но глубины его собственного духовного мира остаются для него загадкой. Прогресс цивилизации и науки не идентичен культурному развитию, последний включает в себя также нравственные, эстетические, религиозные измерения и составляет самостоятельный и активный пласт в жизни социума.
Существует понятие культуры и цивилизации как общечеловеческий феномен, а также как многообразное проявление специфики той или иной этнической общности. В доиндустриальных обществах культуры складывались относительно изолированно друг от друга. В процессе взаимодействия и взаимообогащения культур они стали представлять собой активную историческую силу, а наиболее мощные из них определили специфику цивилизации.
Часто понятием «цивилизации» обозначается вся общечеловеческая культура или же современный этап ее развития. Вместе с тем в литературе довольно часто встречаются определения типа «европейская цивилизация», «американская цивилизация», «русская цивилизация». Это подчеркивает своеобразие региональных культур.
Таким образом, понятия «цивилизация» и «культура» часто употребляются и воспринимаются как равнозначные, взаимозаменяемые друг друга. И это правомерно, ибо культура в широком ее понимании и представляет собой цивилизацию. Однако отнюдь не следует, что один термин может полностью заменить другой. Или, что скажем, цивилизация не имеет никакого сущностного отличия по отношению к культуре (или наоборот).
Во временном измерении культура более объемна, нежели цивилизация, поскольку она охватывает культурные достояния человека дикости и варварства. В пространственном же измерении правильнее, очевидно, говорить о том, что цивилизация представляет собой сочетание множества культур.
По Канту цивилизация начинается с установления человеком правил человеческой жизни и человеческого поведения. Культуру Кант связывает с нравственным категорическим императивом, который обладает практической силой и определяет человеческие действия не общепринятыми нормами, ориентированными прежде всего на разум, а нравственными основаниями самого человека, его совестью. О. Шпенглер рассматривает переход от культуры к цивилизации как переход от творчества к бесплодию, от живого развития к окостенению, от возвышенных устремлений к неосмысленной рутинной работе. Для цивилизации как стадии вырождения культуры характерно господство интеллекта, без души и сердца.
Цивилизация в целом есть культура, но лишенная своего содержания, лишенная души. От культуры остается лишь пустая оболочка, которая приобретает самодовлеющее значение.
Тема 1.3 Культура и цивилизация
Тема 1.3 Культура и цивилизация
Норматив по теме
Термины: цивилизация, интровертность, техногенная, глобализация
Культура и цивилизация
Понятие «цивилизация» одно из самых сложных в современной науке: предложено множество его определений.
В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью.
Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности.
В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.
Известный российский историк М. А. Барг так определил цивилизацию: «…Это способ, которым данное общество разрешает свои материальные, социально-политические и духовно-этические проблемы».
Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии (как общества одной формации), а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
Освальд Шпенглер (1880-1936), немецкий историк, философ
Культура — э то качественное своеобразие, особенность каждого народа, а цивилизация — это унифицирование, приведение к единым стандартам посредством распространения продуктов НТП.
Шпенглер О. считал, что если пришла цивилизация, то культура умирает.
Типы цивилизаций
В современной теории цивилизаций распространены как
Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:
1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.
2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.
7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.
Макс Вебер (1864-1920),немецкий социолог
Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — систематическая
Современные цивилизации
Техногенная цивилизация — исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до конца XX столетия.
Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.
Характерные черты:
1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний;
2) как результатом слияния науки и производства произошла и научно-техническая революция, существенным образом изменившие взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства;
3) ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой непосредственно протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества— индустриальное общество и постиндустриальное общество.
Глобальная цивилизация — современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.