Что общего и различного между суждением и умозаключением
Основные формы мышления в психологии: суждение, умозаключение и понятие
1. Понятие 2. Суждение 3. Умозаключение
Мышление – высший этап познания человека. В его основе лежат постоянные изменения представлений и понятий. Оно дает возможность получать такие знания, которые не являются непосредственной информацией, получаемой с помощью первой сигнальной системы. В клинической психологии мышление относится к высшим психическим функциям – самым сложноорганизованным психическим процессам.
Особенности мышления являются предметом разных научных разделов. Так, к примеру, психофизиологические механизмы составляют основу общей и возрастной психологии, физиологии высшей нервной деятельности, а формы мышления и законы, по которым протекает процесс, являются предметом изучения в логике (хотя затрагиваются и в разделах психологии).
Понятие
Понятие как форма мышления позволяет познавать суть предметов и явлений, устанавливать связи между ними, определять отношения объектов по отношению друг к другу, обобщать признаки.
Оно существует в виде слов, которые могут обозначать что-то единичное (один предмет – «Марс», «Тихий океан»), общее («Здание», «Человек»), конкретное («Стол», «Ложка»), абстрактное («Милосердие», «Вечность»). Важно понимать, что понятие отражает существенные свойства предметов, объектов, явлений.
Примеры подобного: треугольник можно отличить от других геометрических фигур по наличию у него трех углов (хотя у него есть и другие признаки – длина, площадь и т. д.), а животное обладает такими признаками, по которым его можно отличить от человека или растений.
Понятие как форма мышления общего характера является результатом процесса уяснения общих свойств на основе единичных предметов. Это происходит благодаря приобретению новых знаний. Формирование понятий – это всегда движение к общему от частного. Такой процесс носит название «обобщение», и оно является предметом изучения в некоторых отделах психологии (общей, возрастной, клинической).
В основе процесса усвоения понятий лежит практический опыт – если происходит его нехватка, понятия могут принимать искаженный вид, сужаться или расширяться. Это часто происходит у детей дошкольного и в некоторой степени младшего школьного возраста. К примеру, насекомые для них не являются животными, а паук – это как раз насекомое. Нарушение усвоения понятий у взрослых – это характерный признак сниженного интеллекта (умственной отсталости).
Понятие как форма мышления не идентично восприятию и представлениям памяти: оно обладает абстрактным и обобщенным характером.
Суждение
Суждение как форма мышления предполагает подтверждение или отрицание какого-то факта, события, свойства, особенности, связи. Проявляется оно во фразах, но нужно помнить, что не каждая фраза является суждением. Так, междометие или односложное предложение не относится к этой форме мышления (примеры: «Ой!», «Как же так?»).
Предложения, как правило, имеют повествовательный характер: «Земля вращается вокруг Солнца».
Суждение может быть истинным или ложным, что определяется логикой. Первое предполагает наличие одного субъекта с характеристиками или сравнение двух субъектов.
При разделении простого суждения слова перестают нести смысловую нагрузку. Пример: «Мышь меньше кошки». Если это предложение разделить на два, смысл теряется.
Суждения сложные представляют собой различные комбинации, которые состоят из сложного и простого, двух сложных или двух простых суждений. Примеры: «Если пройдет град, растения могут пострадать». Здесь «растения могут пострадать» выступает в качестве простого суждения.
Суждение как форма мышления сложного характера невозможно без грамматических связок («но», «или», «и», «если так, то…», «когда…, то…» и т. д.).
Необходимо различать суждение и другие логические формы мышления: понятие выражается словом, а умозаключение выводом.
Эта форма мышления также может быть:
Существует и другая классификация. Общее суждение предполагает утверждение (отрицание), которое относится к явлениям, субъектам, объединенных с помощью общего понятия («Все здоровые кошки имеют четыре лапы»). Частное подразумевает часть предметов, субъектов, явлений, которые объединены понятием («Какие-то поэты являются графоманами»). В единичном суждении выражено индивидуальное свойство («Ф.М. Достоевский – автор «Преступления и наказания»»).
По сути суждение открывает содержание понятия (или нескольких) – поэтому для высказывания необходимо знать содержание всех используемых понятий.
Умозаключение
Умозаключения как форма мышления образуется при помощи нескольких суждений. Таким образом, имеющаяся информация дает возможность получать новые знания.
Эта форма мышления относится к высшим, так как соединяет в себе понятия и суждения.
Умозаключение может быть правильным или неправильным. Когда говорят об этом свойстве, то имеют в виду теоретическую возможность проверки, так как правильность вывода – это субъективное явление, которое может проверяться в течение продолжительного времени посредством экспериментов и логических рассуждений.
Между суждением и умозаключением существует тесная связь, так как без первого невозможно второе. Умозаключения бывают:
Взаимодействующие между собой понятие, суждение и умозаключение формируют картину человеческого сознания, восприятия и являются основой для развития интеллекта.
Яркий пример умозаключения – это доказательство геометрических теорем.
Итак, основные формы мышления – три составляющие, без которых невозможен мыслительный процесс. Именно благодаря им мозг человека способен анализировать и синтезировать, выстраивать логические связи, что в результате приводит к интеллектуальному развитию. Изучение этих особенностей мышления относится к основным разделам логики, а также к некоторым отделам психологии.
Материалы для самопроверки к главе 6
Дата добавления: 2014-10-24 | Просмотров: 4912
Вопросы для самопроверки
1. Какие виды мышления вы знаете?
2. Дайте характеристику основных фаз мыслительного процесса.
3. Что общего и различного между суждением и умозаключением?
4. Какой из уровней определения понятий самый сложный и почему?
5. Что влияет на результативность мышления?
6. Каким образом мотивационная сфера влияет на мышление?
7. Каким образом сестринский процесс может помочь решению проблем?
8. Дайте характеристику фазам принятия группового решения.
9. Опишите основные черты саногенного и патогенного мышления.
10. Перечислите основные нарушения мышления и интеллекта.
11. Что общего и различного между бредовыми идеями, сверхценными идеями и навязчивостями?
3. Мышление достигает наивысших результатов к__ годам.
5.___ — отрицание или утверждение чего-либо.
6. Беспорядочные и быстрые действия с целью нащупать правильное решения характерны для мышления.
8. Саногенное мышление направлено на психическую регуляцию человека.
9. Научное определение понятия включает описание___ отличий предмета или явления.
10. Исключение рефлексии, мечтательность, застревание на оби
дах, чувстве вины характерны для___ мышления.
Глава 6. Мышление и интеллект •♦• 129
1. На практике мышление существует как отдельный психический процесс.
2. Поддержание мыслительных процессов на стабильном уровне в течение всей жизни невозможно.
3. Групповое мышление всегда результативнее индивидуального.
4. Все люди с высоким 10 обладают креативностью.
5. Навязчивости могут появляться у практически здоровых людей.
6. Постоянное пользование самоприказами приводит к формированию положительных черт личности.
7. Во время дискуссии наблюдатели-секретари безоценочно фиксируют информацию.
8. Конформизм — способность отстаивать свою точку зрения.
9. Булимия поддается коррекции.
10. Аутизм — это мышление, направленное только на внешний мир.
1. корнцанг — медицинский инструментарий;
2. дезинфектант — хлорамин;
4. цитоплазма — часть клетки;
6. абстрагирование — мыслительная операция;
7. нарушение мышления — ксенофобия;
9. мышление — познавательный процесс;
Расположить понятия по порядку, т.е. от более частных к более общим, таким образом, чтобы в образовавшейся цепочке каждое последующее звено относилось к предьщущему, как род к виду (ответ записать в виде: б — д — а — в — г):
1. а) анолит, б) профилактика внутрибольничной инфекции,
в) дезинфектант, г) дезинфекция;
2. а) студент 21-й группы, б) житель Земли, в) студент медучилища,
г) молодой человек, д) студент, е) россиянин, ж) Наумов Сергей;
3. а) фигура, б) квадрат, в) плоскостная фигура, г) прямоуголь
ник, д) многоугольник;
5-1918.
130 •♦■ Раздел I. Обшая психология
4. а) храм, б) древнегреческий храм, в) строение, г) Парфенон, д) ритуальное сооружение;
5. а) тест, б) метод исследования, в) тест измерения умственных способностей, г) тест-опросник, д) метод психодиагностики.
Вам предлагаются два суждения и одно умозаключение. Определите, верно оно или ошибочно.
1. Все граждане России имеют право на труд. Иванов — гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд.
Один — лишний и почему
1. Мышление — внимание — воображение — обобщение — память.
3. Анестезия — фантомные ощущения — иллюзии — психогенные боли.
4. Пузырь для льда — наконечник для клизмы — шприц для инъекций — зонд для питания.
6. Училище — колледж — школа — университет — академия.
Выбрать правильный ответ
1. Препятствие для развития творческого мышления:
а) умение отстаивать и защищать собственное мнение;
б) никогда не реализуются;
в) могут быть подавлены волевым усилием.
3. К нарушениям мышления относятся:
Глава 6. Мышление и интеллект
Ответы
Ответы к упражнению «Потерпевшие кораблекрушение»
1. Зеркало для бритья, так как оно необходимо для сигнализации днем (солнечные зайчики).
2. Двухлитровая канистра нефтегазовой смеси, которую можно зажечь спичкой и банкнотой. Смесь будет плыть по воде и привлекать внимание спасателей.
3. Пятилитровая канистра с водой необходима для утоления жажды.
4. Одна коробка с армейским рационом.
5. 20 м 2 непрозрачного пластика используются для сбора дождевой воды и обеспечивает защиту от стихии.
6. Две коробки шоколада — резервный запас пищи.
7. Рыболовная снасть на всякий случай, нет уверенности, что вы поймаете съедобную рыбу.
8. 15 м нейлонового каната используются для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.
9. Надувная подушка в роли спасательного круга.
10. Репеллент, отпугивающий акул.
11. Бутылка рома крепостью 80° в качестве антисептика; в других случаях имеет малую ценность, поскольку ром может вызвать обезвоживание.
12. Маленький транзисторный радиоприемник.
13. Карты Тихого океана без соответствующих навигационных приборов бесполезны.
14. Противомоскитная сетка — в Тихом океане нет москитов.
15. Секстан(т) без таблиц и хронометра бесполезен.
Ответы к методике «Исключение лишнего»
сражение, солдаты; глаза, слово; растения, земля; крыша, стены; берег, вода; здание, улица; углы, сторона; делимое, делитель; игроки, правила; диаметр, дуга; текст, редактор; бумага, текст; голос, мелодия; колебание, почва; книги, читатели; лист, дерево; состязание, победа; медсестра, больные; чувство, человек; родина, человек; стулья, стол или сервант, шкаф; декан, студент; танки, пушки; свекла, морковь.
1. рефлексивным; наглядно-образным; дивергентным; саноген-ным; репродуктивным; 2. систематический перебор; 3. 30—40; 4. креативностью; 5. суждение; 6. импульсивного; 7. врожденными; 8. эмоционального состояния; 9. родовидовых; 10. патогенного.
Глава 6. Мышление и интеллект •♦■ 135
Верно или неверно произведено обобщение
1 — верно; 2 — неверно; 3 — неверно; 4 — верно; 5 — неверно; 6 — верно; 7 — неверно; 8 — неверно; 9 — верно; 10 — верно.
Расположить понятия по порядку
1. а — в-г-б; 2. ж-а-в-д-г — е-б; 3. б-г — д-в-а; 4. г — б-а-д — в;5. в — г — а-д — б.
Вам предлагаются два суждения и одно умозаключение 1 — верно; 2 — неверно.
1. обобщение; 2. гастрит; 3. иллюзии; 4. пузырь для льда; 5. перекись водорода; 6. школа.
Выбрать правильный ответ 1. б; 2. б; 3. в.
При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.036 сек.)
2. Абстрактное мышление: понятие, суждение и умозаключение
2. Абстрактное мышление: понятие, суждение и умозаключение
Абстрактное мышление имеет несколько форм и этими формами являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие — это форма мышления, которая отражает предмет или группу предметов в одном или нескольких существенных признаках.
В разговорной речи понятие может выражаться как одним, так и несколькими словами. Например, «конь», «трактор» или «работник научно-исследовательского института», «разрывная пуля» и др.
Суждение — это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание об окружающем мире, его предметах, закономерностях и взаимосвязях. Суждения бывают простыми и сложными. Различие между ними в том, что сложное суждение состоит из двух простых. Простое суждение: «Каратист наносит удар». Сложное суждение: «Поезд отошел, перрон опустел». Как видно, формой суждения является повествовательное предложение.
Умозаключение — это форма мышления, которая позволяет из одного или нескольких суждений, связанных между собой, сделать вывод в виде нового суждения.
Умозаключение состоит из нескольких суждений, которые расположены друг над другом и разделены чертой. Те суждения, что расположены над чертой, называются посылками; под чертой расположено заключение. Заключение выводится из посылок.
Пример суждения.
Все деревья — растения.
Понятие, суждение и умозаключение — это категории, которые немыслимы без привязки к повседневной жизни и деятельности человека. Они проходят проверку только на практике. Практика — это ежедневная общественная, материальная, производственная и прочая деятельность человека в определенных условиях. Она может быть в области политики, права, промышленности, сельского хозяйства и т. д. Иными словами, практика — это проверка теоретических знаний с точки зрения их применимости в реальном мире.
Любое изделие проходит перед началом эксплуатации такую проверку. Поезда, машины, самолеты испытываются. Теории и концепции проверяются. Определения также испытываются на практике (вспомним случай с «человеком Платона»).
Все эти трудности необходимы для достижения реального знания, истины. Истина — знание, адекватно отражающее в сознании человека явления и процессы окружающего мира.
Кроме абстрактного мышления, истину могут предоставить и ощущения, и восприятие, и представление, но их уровня познания зачастую недостаточно. Абстрактное мышление, таким образом, дает нам возможность постичь более глубокие слои истины.
Абстрактное мышление — это важнейший инструмент в руках человека, позволяющий познать неизведанное, отделить правду ото лжи, сотворить произведение искусства и совершить открытие. Это очень значимое явление, и поэтому оно имеет характерные признаки:
1) отражает особенности окружающего мира без непосредственного воздействия каких-либо явлений на органы чувств. Иными словами, человеку не всегда необходим непосредственный контакт с объектом или явлением для получения новой информации. Он приходит к этому результату, опираясь на свои знания, полученные ранее (студент математического института, решая незнакомую задачу, применяет знания, полученные ранее при решении подобных задач), на опыт (старый охотник, участвующий в облаве, догадывается, в какую сторону будет уходить зверь), на воображение (человек, никогда не бывавший на Гавайских островах, составляет представление о них по описанию собеседника);
2) это всегда обобщение явлений действительности с целью выявить существующие закономерности. Любой человек инстинктивно стремится к упрощению процесса мышления, что увеличивает его скорость и эффективность. Именно к этому результату приводит обобщение. Информация о предмете или явлении как бы сжимается, доступ к ней за счет образующихся связей в мозгу ускоряется. Иными словами, находя в процессе мышления нечто общее между разными предметами, человек как бы ставит эти предметы в один ряд. Таким образом, ему нет нужды запоминать все данные об одном предмете из ряда, а лишь его характерные особенности. Общее для всех этих предметов необходимо запомнить лишь один раз. Для подтверждения можно привести пример с автомобилем. Если попросить человека представить себе автомобиль, в его воображении возникнет объект, как раз характеризуемый общими признаками, — четыре колеса, несколько дверей, капот, багажник и т. д. Далее необходимо только конкретизировать марку, тип, принадлежность машины;
3) невозможно без непосредственной связи с языковым выражением мысли. Процесс мышления можно условно разделить на два вида — мышление без посредства языка и «внутренний разговор», т. е. протекающее в виде общения с самим собой. Как бы то ни было, нельзя не отметить, что большую часть информации, особенно сложной информации (создаваемой не на основе чувственного отражения), человек получает посредством общения, через книги, журналы, а также СМИ. Все это осуществляется преимущественно посредством разговорного (письменного) языка. Таким образом, создается ситуация, когда человек получает информацию из внешнего мира, перерабатывает ее, создавая нечто новое, и снова закрепляет. Поэтому язык выступает не только как средство выражения, но и как средство закрепления информации.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Абстрактное как выражение конкретного
Абстрактное как выражение конкретного Итак, мы установили, что сознание, отражающее единичный, пусть даже неоднократно повторяющийся факт, но не улавливающее его внутреннего строения и внутренне необходимой связи с другими такими же фактами, есть познание
1. АБСТРАКТНОЕ КАК НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ КОНКРЕТНОСТИ
1. АБСТРАКТНОЕ КАК НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ КОНКРЕТНОСТИ Итак, мы установили, что сознание, отражающее единичный, пусть даже неоднократно повторяющийся факт, но не улавливающее его внутреннего строения и внутренне-необходимой связи с другими такими же фактами, есть
Понятие и суждение
§ 1. СУЖДЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. СУЖДЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
§ 1. СУЖДЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. СУЖДЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ Суждение как форма мышленияПознавая окружающий мир, человек раскрывает связи между предметами и их признаками, устанавливает отношения между предметами, утверждает или отрицает факт существования предмета. Эти
a. Абстрактное произведение искусства
a. Абстрактное произведение искусства Первое произведение искусства, будучи непосредственным, есть произведение абстрактное и единичное. С своей стороны, оно должно двигаться из непосредственного и предметного модуса навстречу самосознанию, как, с другой стороны, это
§ 3. Метафизическое мышление как мышление в предельных понятиях, охватывающих целое и захватывающих экзистенцию
§ 3. Метафизическое мышление как мышление в предельных понятиях, охватывающих целое и захватывающих экзистенцию Мы остаемся при предварительном рассмотрении. Оно призвано подвести нас к задаче курса и одновременно прояснить его целостную установку. Вопреки
86. Абстрактное
86. Абстрактное Итак, можно сказать, что мир элементарной физики наполовину абстрактен, в то время как мир дедуктивной теории относительности полностью абстрактен. Видимость вывода реальных явлений из математических законов обманчива; на самом деле явления лишь
2. Абстрактное мышление: понятие, суждение и умозаключение
2. Абстрактное мышление: понятие, суждение и умозаключение Абстрактное мышление имеет несколько форм и этими формами являются понятия, суждения и умозаключения.Понятие — это форма мышления, которая отражает предмет или группу предметов в одном или нескольких
Первое предисловие — абстрактное
Первое предисловие — абстрактное Поскольку всякое реальное философствование — как любил повторять Мераб Мамардашвили — есть думанье (рассуждение, писание и т. д.) о сознании и, как таковое, не имеет ни начала, ни конца, всегда являясь продолжением, то и я буду, здесь
ПЕРВОЕ АБСТРАКТНОЕ ЯДРО
ПЕРВОЕ АБСТРАКТНОЕ ЯДРО Всякий раз, когда представлялся случай, дон Хуан рассказывал мне короткие истории о магах его партии и особенно о своем учителе, Нагвале Хулиане. Это были не истории в обычном смысле, а скорее описание поведения магов и особенностей их личности.
АБСТРАКТНОЕ
АБСТРАКТНОЕ Ранним утром мы вернулись в дом дона Хуана. Нам пришлось долго спускаться с горы, потому что я боялся оступиться в темноте и дон Хуан должен был то и дело останавливаться, чтобы восстановить сбитое от смеха надо мной дыхание.Я смертельно устал, но уснуть не мог.
Что общего и различного между суждением и умозаключением
мЕЛГЙС 4 ртпуфпе ухцдеойе
1. пВЭБС ИБТБЛФЕТЙУФЙЛБ УХЦДЕОЙС.
2. уФТХЛФХТБ Й ЛМБУУЙЖЙЛБГЙС РТПУФПЗП УХЦДЕОЙС
рПМОБС УФТХЛФХТБ РТПУФПЗП УХЦДЕОЙС ЧЛМАЮБЕФ ЮЕФЩТЕ ЬМЕНЕОФБ:
УЧСЪЛБ (Ч СЪЩЛПЧПК ЖПТНЕ ЧЩТБЦБЕФУС УМПЧБНЙ «ЕУФШ/ОЕ ЕУФШ», «УХФШ/ОЕ УХФШ, «СЧМСЕФУС/ОЕ СЧМСЕФУС» Й Ф.Р., МЙВП ЧППВЭЕ ФПМШЛП РПДТБЪХНЕЧБЕФУС). пФТБЦБЕФ ОБМЙЮЙЕ /ПФУХФУФЧЙЕ ПРТЕДЕМЕООПК УЧСЪЙ УХВЯЕЛФБ Й РТЕДЙЛБФБ;
рТПУФЩЕ УХЦДЕОЙС РПДТБЪДЕМСАФУС РП ЛБЮЕУФЧХ ОБ: ХФЧЕТДЙФЕМШОЩЕ Й ПФТЙГБФЕМШОЩЕ, Б РП ЛПМЙЮЕУФЧХ ОБ:
рП ИБТБЛФЕТХ РТЕДЙЛБФБ ТБЪМЙЮБАФ УХЦДЕОЙС:
БФТЙВХФЙЧОЩЕ. бФТЙВХФЙЧОЩН ОБЪЩЧБЕФУС УХЦДЕОЙЕ П РТЙЪОБЛЕ РТЕДНЕФБ, ОБРТЙНЕТ: «мЙУФ ЪЕМЕОЩК»;
У ПФОПЫЕОЙЕН. тЕМСФЙЧОЩН ОБЪЩЧБЕФУС УХЦДЕОЙЕ ПВ ПФОПЫЕОЙЙ НЕЦДХ РТЕДНЕФБНЙ. оБРТЙНЕТ, «нПУЛЧБ ВПМШЫЕ лТБУОПСТУЛБ»;
УХЭЕУФЧПЧБОЙС. ч УХЦДЕОЙСИ УХЭЕУФЧПЧБОЙС ЧЩТБЦБЕФУС УБН ЖБЛФ УХЭЕУФЧПЧБОЙС ЙМЙ ОЕУХЭЕУФЧПЧБОЙС РТЕДНЕФБ УХЦДЕОЙС. оБРТЙНЕТ: «чЩУЫЕЕ ПВТБЪПЧБОЙЕ ЕУФШ».
тБУРТЕДЕМЕООПУФШ ФЕТНЙОПЧ Ч УХЦДЕОЙСИ
пВЯЕДЙОСС ЛПМЙЮЕУФЧЕООХА Й ЛБЮЕУФЧЕООХА ИБТБЛФЕТЙУФЙЛЙ, УХЦДЕОЙС ДЕМСФУС ОБ:
фЕТНЙО УЮЙФБЕФУС ТБУРТЕДЕМЕООЩН (ПВПЪОБЮБЕФУС»+»), ЕУМЙ ПО ЧЪСФ Ч РПМОПН ПВЯЕНЕ. фЕТНЙО УЮЙФБЕФУС ОЕТБУРТЕДЕМЕООЩН (ПВПЪОБЮБЕФУС»-«), ЕУМЙ ПО ЧЪСФ Ч ЮБУФЙ ПВЯЕНБ.
уХЦДЕОЙЕ б: пВЭЕХФЧЕТДЙФЕМШОПЕ
«чУЕ УФХДЕОФЩ ОБЫЕК ЗТХРРЩ УДБМЙ ЪБЮЕФ РП МПЗЙЛЕ»
уХЦДЕОЙЕ I: юБУФОПХФЧЕТДЙФЕМШОПЕ
«оЕЛПФПТЩЕ УФХДЕОФЩ УДБМЙ ЪБЮЕФ»
уХЦДЕОЙЕ е: пВЭЕПФТЙГБФЕМШОПЕ
«оЙ ПДЙО УФХДЕОФ ОЕ УДБМ ЪБЮЕФ»
уХЦДЕОЙЕ п: юБУФОППФТЙГБФЕМШОПЕ
«оЕЛПФПТЩЕ УФХДЕОФЩ ОЕ УДБМЙ ЪБЮЕФ»
3. пФОПЫЕОЙС НЕЦДХ РТПУФЩНЙ УХЦДЕОЙСНЙ. мПЗЙЮЕУЛЙК ЛЧБДТБФ.
оЕУТБЧОЙНЩНЙ УТЕДЙ РТПУФЩИ УХЦДЕОЙК СЧМСАФУС УХЦДЕОЙС, ЙНЕАЭЙЕ ТБЪМЙЮОЩЕ УХВЯЕЛФЩ ЙМЙ РТЕДЙЛБФЩ.
уТБЧОЙНЩНЙ СЧМСАФУС УХЦДЕОЙС У ПДЙОБЛПЧЩНЙ УХВЯЕЛФБНЙ Й РТЕДЙЛБФБНЙ.
дМС ЙММАУФТБГЙЙ ПФОПЫЕОЙК НЕЦДХ РТПУФЩНЙ УХЦДЕОЙСНЙ ЙУРПМШЪХЕФУС МПЗЙЮЕУЛЙК ЛЧБДТБФ:
I. пФОПЫЕОЙЕН РПДЮЙОЕОЙС УЧСЪБОЩ УХЦДЕОЙС б Й I, е Й п. пВЭЙЕ УХЦДЕОЙС (б Й е) СЧМСАФУС РПДЮЙОСАЭЙНЙ, Б ЮБУФОЩЕ (I, п) РПДЮЙОЕООЩНЙ. дМС УХЦДЕОЙК ОБИПДСЭЙИУС Ч ПФОПЫЕОЙЙ РПДЮЙОЕОЙС, ЙНЕЕФ ЪОБЮЕОЙЕ ХУМПЧЙЕ ЙУФЙООПУФЙ: еУМЙ ЙУФЙООП б(е), ФП ЙУФЙООП Й I(O), ОП ОЕ ОБПВПТПФ.
4. пРЕТБГЙЙ У РТПУФЩНЙ УХЦДЕОЙСНЙ (ОЕРПУТЕДУФЧЕООЩЕ ХНПЪБЛМАЮЕОЙС).
рТЙ РПНПЭЙ ПРЕТБГЙК ПВТБЭЕОЙС, РТЕЧТБЭЕОЙС Й РТПФЙЧПРПУФБЧМЕОЙС РПМХЮБАФУС ОПЧЩЕ УХЦДЕОЙС, ЬЛЧЙЧБМЕОФОЩЕ ЙУИПДОЩН.
уНЩУМ ПВТБЭЕОЙС ЛБЛ ПРЕТБГЙЙ ЪБЛМАЮБЕФУС Ч ФПН, ЮФП УХВЯЕЛФ Й РТЕДЙЛБФ УХЦДЕОЙС НЕОСАФУС НЕУФБНЙ (ПВТБЭБАФУС), ОЕ НЕОСС ЛБЮЕУФЧБ УХЦДЕОЙС.
еУМЙ ЛПМЙЮЕУФЧП РТЙ ЬФПН УПИТБОСЕФУС, ФП ЬФП УХЦДЕОЙЕ ВЕЪ ПЗТБОЙЮЕОЙС (РТПУФПЕ ЙМЙ ЮЙУФПЕ), ЕУМЙ ЛПМЙЮЕУФЧП ЙУИПДОПЗП УХЦДЕОЙС НЕОСЕФУС, ФП ЬФП УХЦДЕОЙЕ У ПЗТБОЙЮЕОЙЕН.
I. A→I
уХЦДЕОЙЕ б ПВТБЭБЕФУС Ч I У ПЗТБОЙЮЕОЙЕН (ПЗТБОЙЮЕОЙЕ УЧСЪБОП У ФЕН ЮФП РПОСФЙС S Й т ЧЪСФЩ Ч ТБЪОПН ПВЯЕНЕ, Ч ЬФПН МЕЗЛП ХВЕДЙФУС РТЙ РПНПЭЙ УИЕНЩ). чУЕ S ЕУФШ т
оЕЛПФПТЩЕ т ЕУФШ S
оБРТЙНЕТ: «еУМЙ ЧУЕ МАДЙ УНЕТФОЩ, ФП МЙЫШ ОЕЛПФПТЩЕ УНЕТФОЩЕ УХЭЕУФЧБ СЧМСАФУС МАДШНЙ» (еУМЙ ЧУЕ S ЕУФШ т, ФП ОЕЛПФПТЩЕ т ЕУФШ S). чПЪНПЦОП ПВТБЭЕОЙЕ б→б: еУМЙ ЧУЕ ЛЧБДТБФЩ(S) СЧМСАФУС ТБЧОПУФПТПООЙНЙ РТСНПХЗПМШОЙЛБНЙ, ФП ЧУЕ ТБЧОПУФПТПООЙЕ РТСНПХЗПМШОЙЛЙ(P) СЧМСАФУС ЛЧБДТБФБНЙ (S) (еУМЙ ЧУЕ S ЕУФШ т, ФП ЧУЕ т ЕУФШ S)
II. е→е
уХЦДЕОЙЕ е ПВТБЭБЕФУС Ч е ВЕЪ ПЗТБОЙЮЕОЙС
оБРТЙНЕТ: «еУМЙ ЧУЕ ФЕБФТЩ ОЕ СЧМСАФУС РПМЙЛМЙОЙЛБНЙ, ФП ЧУЕ РПМЙЛМЙОЙЛЙ ОЕ СЧМСАФУС ФЕБФТБНЙ». чУЕ S ОЕ-ЕУФШ т
чУЕ т ОЕ-ЕУФШ S
III. I→I
уХЦДЕОЙС I ПВТБЭБЕФУС Ч I ФБЛЦЕ ВЕЪ ПЗТБОЙЮЕОЙС.
оЕЛПФПТЩЕ S ЕУФШ т
оЕЛПФПТЩЕ т ЕУФШ S
оБРТЙНЕТ: еУМЙ ОЕЛПФПТЩЕ УФХДЕОФЩ СЧМСАФУС УРПТФУНЕОБНЙ, ФП ОЕЛПФПТЩЕ УРПТФУНЕОЩ СЧМСАФУС УФХДЕОФБНЙ
IV. п→?
уХЦДЕОЙЕ п ОЕ ПВТБЭБЕФУС
4. юБУФОППФТЙГБФЕМШОЩЕ УХЦДЕОЙС (п) РХФЕН РТПФЙЧПРПУФБЧМЕОЙС УХВЯЕЛФХ, Ч УЙМХ ОЕПРТЕДЕМЕООПУФЙ ЛЧБОФПТБ «ОЕЛПФПТЩЕ», ОЕ РПЪЧПМСАФ ХЛБЪБФШ ЕДЙОУФЧЕООПЕ УМЕДУФЧЙЕ ЙЪ ЙУИПДОПЗП УХЦДЕОЙС.