Что общего и в чем различия в характерах дикого и кабанихи кратко
Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи (по пьесе Островского «Гроза»)
Общие черты
Марфа Игнатьевна Кабанова и Савел Прокофьевич Дикой – представители старого уклада жизни.
Характеристика Дикого и Кабанихи часто сливаются воедино, так как главное в их жизни – это власть. Оба персонажа являются настоящими деспотами.
Дикой постоянно гневается на свою семью. В ходе повествования читатель узнает о том, что племянник Дикого Борис обязан прислуживать ему, чтобы получить бабушкино наследство.
Кабаниха держит в постоянном страхе собственных детей: Тихона и Варвару. Жену Тихона Катерину Кабанова сразу же невзлюбила, поэтому она относится к ней с презрением и жестокостью. Кабаниха, как и Дикой, не дает свои родственникам шанса на свободную и счастливую жизнь.
Кабаниха и Дикой привыкли к тому, что они постоянно находятся в центре внимания. Герои чувствуют свою власть не только в собственных семьях, но и во всем городе. Кабаниха и Дикой делают абсолютно все, что им вздумается. Деспотизм персонажей остается безнаказанным, никто не решается пойти против Дикого и Кабановой. Дикой считает всех людей червяками, которых он может с легкостью раздавить.
Еще одна черта, которая свойственна и Дикому, и Кабанихе, – страсть к деньгам. Дикой не любит прощаться с ними, поэтому он не выплачивает честно заработанные крестьянами деньги. Это же касается и любых материальных благ: чтобы получить наследство, которое даже не принадлежит Дикому, Борису приходится идти у Дикого на поводу.
Технология урока
В чём сходство и в чём различие образов Дикого и Кабанихи? (По пьесе А.Н.Островского «Гроза»)
В значении имён | Савёл Прокофьевич Дикой: имя «Савёл» ассоциируется с апостолом Павлом, который до обращения в христианство носил имя Савл и был яростным гонителем христиан. Отчество «Прокофьевич» переводится как «преуспевающий», указывая на те «земные» блага, которые накопил купец, обирая по копейке мужиков. Фамилия «Дикой» характеризует её обладателя как вспыльчивого и неуравновешенного человека, быстро приходящего в гнев. | Марфа Игнатьевна Кабанова, в просторечии Кабаниха. Имя «Марфа» обозначает «владычица», подчёркивая властность натуры этой хранительницы домостроевских устоев. Фамилия «Кабанова» передаёт грубость и жестокость нрава Марфы Игнатьевны. | |
Фамилии героев указывают на присутствие в них «звериного» начала и дефицит человечности: доброты, жалости, милосердия, сострадания. А. Н. Островский наделил своих героев яркими «говорящими» именами, которые точно и весьма многозначительно раскрывают нравственную сущность этих самодуров. | |||
В социальном положении | Богатый купец | Купеческая вдова | |
В появлении на сцене – («визитная карточка») | О нём сообщают Кулигин и Кудряш, что он «размахивает руками» и «племянника ругает». «Нашёл где место!». Появление Дикого, резко размахивающего руками, распалившегося в гневе, на фоне привольной Волги, чудесного сельского вида, открывающегося с высокого берега реки, кажется безобразным | Появляется на сцене в окружении своего семейства: сына Тихона, снохи Катерины и дочери Варвары. Общение Марфы Игнатьевны с близкими людьми оставляет тягостное впечатление. она предчувствует, что «дети» хотят жить своей волей, боится, что они уйдут из-под её власти. «Не очень-то нынче старших уважают», — ворчит Кабаниха и упрекает Тихона в том, что ему жена милее матери. | |
Красота природы и безобразие во взаимоотношениях людей – вот контраст, с которого начинается пьеса. | |||
В социально-психологических типах | Самодурство Дикого основано на власти денег и беззакония. Его поступками управляет своеволие. «Захочу – помилую, захочу – раздавлю», — говорит он Кулигину, когда тот просит всего десять рублей для общественной пользы, чтобы установить солнечные часы на бульваре. | Кабаниха воплощает в себе патриархальный тип купечества, но она требует лишь формального исполнения традиционного уклада. Например, жена обязательно должна бояться мужа. Она делает «всё под видом благочестия». Соблюдая «букву» домостроевского закона, выбирая из него самые суровые правила, она забывает об основном христианском законе – милосердии и прощении. В этом проявляется её ханжеская сущность. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», — говорит о Кабанихе Кулигин. | |
Дикой и Кабаниха представляют собой два разных социально-психологических типа. | |||
В нравственном облике | В Диком ещё брезжит тусклый свет нравственной истины, иногда проявляются проблески сознания греха, и он способен попросить прощения. Дикой способен только кричать и буйствовать | Кабанова всегда уверена в своей правоте, всегда тверда и непреклонна, свою ворчливость и строгость объясняет любовью к детям. Чувства раскаяния и жалости незнакомы этой хранительнице патриархальных устоев. В Кабанихе полностью отсутствует сознание своей греховности. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает ее более страшной. | |
На чём основывается власть этих хозяев города? | Полная беззащитность и безответность жертв, их покорность и смирение, неспособность отстоять своё человеческое достоинство позволяют Дикому и Кабанихе безнаказанно творить бесчинства, потому что они не встречают отпора. (Однажды на перевозе гусар обругал Дикого. Из-за невозможности ответить обидчику Савёл Прокофьевич выместил своё зло на домашних). | ||
В отношении к религии | Они очень набожны и религиозны. | ||
Отношение к семье и оружающим | Не скрывает от окружающих отношений в семье. | Всё скрывает. | |
В способности к нравственным изменениям | С Диким нравственного преображения не произошло, он так и остался притеснителем бедняков. | Кабаниха чувствует, что старый уклад жизни нарушается, она одна из последних его хранителей: «Так-то вот старина и выводится…Что будет, как старшие перемрут,…уж и не знаю». Это осознание придает трагизм ее фигуре. К. – не самодурка, она осуждает своего кума Дикого за самодурство и относится к нему как к слабому человеку. Она олицетворение патриархального уклада жизни, хранитель традиций предков. | |
Таким образом, самодурство Дикого и Кабанихи основывается на бесправии жертв. Люди не понимают, «какая красота в природе разлита». Если бы калиновцы увидели эту красоту, почувствовали бы восторг, который пятьдесят лет испытывает «антик» Кулигин, глядя за Волгу, научились бы у природы покою, тишине и гармонии. Но в патриархальном мире городка нет «благолепия»: самодуры тиранят своих жертв, а те безропотно терпят. Дикой и Кабаниха — два разных социально-психологических тип, при этом оба персонажа – самодуры, преследующие молодых, мешающие им достичь своего счастья. |
Н.А.Добролюбов. «Луч света в тёмном царстве». Статья – 1860 г. «Гроза», как вы знаете, представляет нам идиллию «темного царства»… Отсутствие всякого закона, всякой логики — вот закон и логика этой жизни. Это не анархия, но нечто еще гораздо худшее… …внутреннее значение самодуров гораздо ближе к своему концу, нежели влияние людей, умеющих поддерживать себя и свой принцип внешними уступками. Оттого-то так и печальна Кабанова, оттого-то так и бешен Дикой: они до последнего момента не хотели укоротить своих широких замашек и теперь находятся в положении богатого купца накануне банкротства… Кабановы и Дикие хлопочут теперь о том, чтобы только продолжалась вера в их силу. Поправить свои дела они уж и не рассчитывают; но они знают, что их своевольство еще будет иметь довольно простора до тех пор, пока все будут робеть перед ними, и вот почему они так упорны, так высокомерны, так грозны даже в последние минуты, котор положение Диких, Кабановых и всех подобных им самодуров далеко уже не так спокойно и твердо, как было некогда, в блаженные времена патриархальных нравов».
Различия
Несмотря на похожий образ жизни и их самодурство, Кабаниха и Дикой все же имеют различия.
Если Дикой не беспокоится о том, что о нем скажут другие люди, то Кабанова заботится о своем положении в обществе. Дикой не боится даже городничего. Он открыт перед всем обществом, ничего от него не скрывая. Кабаниха же старается показать себя с лучшей стороны, чтобы все вокруг думали о ней только хорошо. Для этого Кабаниха ходит в церковь и помогает нуждающимся. Героиня скрывает все то, что происходит в стенах ее дома.
Также Кабаниха, совершенно ничего из себя не представляя, любит поучать окружающих, давать им советы, которые связаны с традициями старины. Именно они являются первостепенными в жизни Кабановой.
Отличительной особенностью является то, что Дикой признается в том, он во многих ситуациях ведет себя неправильно. Он утверждает, что иной раз извиняется перед своими близкими за совершенные проступки. Дикой рассказывает, что может извиниться и перед обычным мужиком, которого он когда-то обидел. Кабаниха же считает себя правой в любых обстоятельствах. Она не способна просить у кого-то прощение.
Сочинение Кабаниха в пьесе Гроза
Марфа Игнатьевна Кабанова, имеющая прозвище Кабаниха – один из образов, демонстрирующих сущность русского купечества, созданных Островским.
Кабаниха не принадлежит к положительным персонажам драматурга. Это богатая вдова, сама ведущая дела, представительница старшего поколения одной из самых влиятельных семей провинциального поволжского города Калинова. В своей семье Кабанова контролирует всех и выступает в роли домашнего тирана. Ни начисто лишенный воли ее сын Тихон, ни невестка Катерина, обладающая более сильным характером, не выходят из воли главы семейства.
Однако Кабаниха отличается от другого самодура города Калинова – Дикого, для которого характерно просто делать все что вздумается и упиваться своей безнаказанностью. Купчиха придерживается некоторых собственных принципов, считая, что подавление младших членов семьи служит их же собственному благу. Если Дикой может издеваться над человеком, а потом (пусть и в силу своего самодурства) просить у него прощения, то Кабанова, к несчастью для окружающих более цельная натура.
Для контраста показана демонстративная религиозность и благотворительность Кабанихи. Купчиха любит общество странствующих нищенок, тратит на их содержание деньги. Соответственно она любит слушать их благочестивые рассказы и тщательно соблюдает церковные обряды. Однако показное православие не оставляет никакого следа в душе Кабанихи и служит лишь поддержанию имиджа.
Марфа Игнатьевна Кабанова олицетворяет косность, невежество и жестокость, имевшую место в купеческой среде.
Сравнительная таблица
Чтобы понять общие и различные черты, поможет следующая таблица:
Кабаниха | Дикой | |
Общее | Представители старого уклада жизни | |
Настоящие деспоты, разрушающие жизни членов своей семьи | ||
Любят деньги и другие материальные ценности | ||
Различия | Ханжа и лицемерный человек, для которого важно мнение общества | Человек, который никого не боится |
Окружающие люди уважают Кабаниху, считают ее милосердной женщиной | Окружающие боятся Дикого и не пытаются идти против него | |
Скрывает домашнюю обстановку | Не скрывает домашнюю обстановку | |
Все свои поступки оправдывает соблюдением традиций | Эгоист, думающий только о себе и уверенный в своей вседозволенности | |
Уверена в своей правоте в любых ситуациях, не способна на извинения | Признает свои негативные черты, может просить прощение за свое поведение |
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи», рассмотрит общие и различные черты характеров персонажей.
Дикой и Кабаниха в рассказе Гроза Островского
В пьесе «Гроза» Александра Николаевича Островского показаны главные герои и столкновение между ними, связанное с их различными взглядами на мир, несхожими идеями и ценностями. Произведение доказывает, что с ходом времени постоянно меняются жизненные устои. Представители «тёмного царства», купец Дикой и Кабаниха, живут по домостроевскому порядку, который диктует патриархальные нормы, старые традиции новому поколению, что ведёт к зарождению межличностного конфликта в произведении.
Кабаниха, купеческая вдова Марфа Кабанова, предстаёт перед читателем тираном и ханжой. Являясь консерватором в силу своей неграмотности, не знает и даже не думает, что можно жить как-то по-другому, активно проповедует свои идеалы, так как считает, что старший в семье — главный (исходя из норм патриархата). Кабанова понимает, что рушится патриархальный уклад, поэтом насаждает ещё жёстче, это служит в дальнейшем причиной развала семьи.
Кабаниха старается удержать старое, из-за чего абсолютно не видит настоящих чувств и не испытывает их, подавляет в других. Стыдится того, что Катерина, проявляет чувства к её сыну открыто, так как считает неприемлемым «виснуть» на шее мужа, заставляет кланяться ему в ноги. Говорит в повелительном тоне с грубыми выражениями, считая, что вправе указывать ведь она старшая, главная в доме. Максималистка, никогда не идёт на уступки, не терпит воли, веруя обычаям старины.
Купец Дикой также является представителем «тёмного царства», сторонником Кабанихи. Но его образ имеет несколько отличий от образа Кабанихи. Самодурство Дикого заключено в поклонении деньгам. Скупой эгоист, ищущий во всём выгоду, когда претерпевает убытки, то выходит из себя, раздражается, воспринимает это как наказание.
Необразованность Дикого А. Н. Островский показывает в сцене диалога с Кулигиным, самоучкой-механиком, который предлагает установить громоотвод, но Дикой, считающий, что гроза посылается в наказание, начинает кричать на Кулигина. Брань этого героя является его своеобразной защитой. Дикой привык всех запугивать, подавлять других, чувство власти над другими приносит ему уверенность, наслаждение.
Следует обратить внимание на то, что А. Н. Островский наделил героев «говорящими» фамилиями, которые позволяют выявить суть их грубых, вздорных характеров.
Таким образом, проблема существования представителей «тёмного царства», которые стараются удержать окаменевшие формы жизни, находит место в русской классической литературе, затрагивает в произведении не только быт, а охватывает другие сферы жизни, перерастает в более масштабный конфликт.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
Значение купца в произведении
Для обличения образа Дикого нужно вспомнить другую его черту. Богатейший человек в городе в действительности просто трус. Он ведет себя грубо лишь с людьми, которые не могут ему противостоять, кто морально слабей его.
Если попадается человек, который готов «дать сдачи», самодур и хам «поджимает хвост». К примеру, отношения купца с Кудряшом, который не боится его и также отвечает грубостью, поэтому Дикой предпочитает с ним не общаться. Уважительно он относится к властной Кабанихе. Возле этих людей агрессивность толстосума пропадает.
Дикой является представителем «темного царства». Он противоположность «светлому царству», которое побеждает, если человек дает отпор. На эти рассуждения и наталкивает образ Дикого, которому писатель дал соответствующую фамилию.
Самодуры в русской жизни и в пьесе Островского «Гроза» управляют обществом. Произведение было создано в то время, когда их было множество в России.
У персонажа Дикого нет конкретного прототипа — он списан с тысячи богачей, которые утопали в роскоши и невежестве, тянули страну на дно, в царство грубости и глупости.
Что я думаю о темном царстве Дикого и Кабанихи
(Что бы я добавила к взглядам Кулигина как выразителя общественного мнения калиновцев)
А.Н. Островский родился и жил в Москве, на Малой Ордынке. В этом районе издавна обосновалось купечество. Он с детства примечал картины быта и своеобразные нравы этого купеческого мирка. И понятно, почему писатель в своих произведениях использовал прежде всего свой богатый запас наблюдений над бытом купцов, приказчиков и мещан. Ему был чужд и противен весь склад этой пустой, темной жизни. Островский написал 48 пьес, и все они имели большой успех, что говорит о небывалом таланте автора.
Одно из наилучших произведений А.Н. Островского – это драма «Гроза», написанная им в 1859 г. Она была написана в то время, когда на смену домостроевских порядков, на смену прогнившей, никому не нужной старины приходит стремление к учебе, к знаниям, стремление по-настоящему жить и свободно любить. В «Грозе» Островский показал типичных представителей «темного царства», «отцов» города Калинова, которые, опираясь на свое богатство, унижают и обкрадывают бедных людей, творят любые бесчинства как у себя дома, так и на улицах города.
Самый богатый калиновский купец – Савёл Прокофьевич Дикой. Это властный и суровый человек, привыкший, чтобы все окружающие подчинялись ему, а те идут на что угодно, лишь бы как-нибудь не прогневать его. Дикой чувствует свою власть над остальными жителями Калинова, и потому ему ничто не стоит обругать, обокрасть бедного человека и вытолкать его ногой за дверь. Ради денег он готов пойти на любое мошенничество и обман. И он прямо заявляет городничему: «Много у меня в год-то народа перебывает… не доплачу им по копеечке, у меня из этого тысячи составляются, так что оно мне и хорошо». Все члены семьи Дикого находятся в постоянном страхе, боясь хоть чем-нибудь прогневить своего хозяина самодура. Вот что говорит Кулигин: «Уж такого-то ругателя как Савёл Прокофьевич, поискать еще!»
Дикой очень темный и малограмотный человек. Когда механик-самоучка Кулигин объяснил ему, что такое гроза, он с возмущением воскликнул: «Какое еще там елестричество!? Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами, да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли?»
Кулигин советуется с Диким о постройке солнечных часов, громоотвода – всех тех вещей, которые необходимы в городе. Но этот богач настолько невежественный и темный, что не только не дает денег Кулигину, а угрожает ему тюрьмой за вольнодумие: «А за эти вот слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст!»
Дикой – представитель старых порядков, он очень религиозен. Боясь прогневать господа бога, он в то же время бесчинствует над бедняками. У меня к Дикому имеется единственное чувство – это неприязнь, презрение. Как он подло поступил со своим племянником Борисом? Блеск золота довел этого купца до того, что он нарушил завещание своей матери и не отдал ту часть наследства, которая предназначалась его племяннику. Во всем своем облике этот человек ужасно противен. Страшный эгоист.
Вторым представителем калиновского купечества является Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха). Это лицо так же типично для представителей «темного царства», но еще более зловещее и мрачное. Кабаниха сурова и властна. Она ни с кем не считается и заставляет всю семью ползать на коленях перед ней.
Она строго соблюдает порядки домостроевской старины и пытается подчинить этим порядкам своих детей, которые, как она видит, живут уже по другим, совсем ей непонятным правилам. Она не представляет, как будут жить молодые люди после смерти их «премудрых» отцов и матерей: «… Что будет, как старшие перемрут, как свет будет стоять, уж и не знаю!»
Кабаниха, также как и Дикой, темна, невежественна. Страннице Феклуше она так отвечает, когда та рассказывает ей о новых удивительных машинах: «Назвать-то всячески можно, пожалуй, хоть машиной назови; народ-то глуп, будет всему верить. А меня хоть золотом осыпь, так я не поеду».
Она зла и деспотична. Требуя повиновения, она не дает жить Тихону и Катерине, не дает им самостоятельно действовать. Невзлюбив Катерину за ее свободолюбие, гордость, за непослушание, она даже рада смерти этой прекрасной девушки, которая хотела жить и любить свободно, чтобы ее не связывали рамки домостроевщины. Властность Кабанихи сказывается и тогда, когда она заставляет Катерину вставать на колени перед Тихоном: «В ноги, в ноги!»
Дикой и Кабаниха сходны между собой, но в то же время у них есть резкие отличия: Кабаниха прежде всего умнее Дикого, она более сдержана, внешне бесстрастна и сурова. Она единственный человек в городе, с которым как-то считается Дикой.
Кабаниха и Дикой типичные представители «темного царства», которые препятствуют развитию всего нового, передового.
По всему ходу драмы мы видим неизбежную обреченность «темного царства», всех Кабановых и Диких, которые мешают правильной свободной жизни.
Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи в пьесе «Гроза»
Одними из основных персонажей произведения являются представители темного царства Дикой и Кабаниха, создатели и хозяева мира самодурства.
Савел Прокофьевич Дикой, немолодой зажиточный купец, держащий в страхе весь город, занимается выдачей денег под грабительские проценты и обманом простых обывателей. Характерными чертами Дикого являются грубость, жестокость и бесцеремонность, о которых среди местных жителей ходят легенды. Жизненный принцип Дикого – самоутверждение за счет унижения и оскорбления простых обывателей, которые боятся купца и не могут ему ответить тем же. Ощущая свою безнаказанность Дикой лишь повышает степень жестокого отношения к окружающим. Однако глумится купец только перед знакомыми людьми, не способными дать ему достойный отпор, а при встрече более сильного по духу человека дикой сразу же отступает.
Речь купца-самодура наполнена грубыми словами и бранными выражениями, иллюстрирующими его превосходство над другими людьми и ощущение полной безнаказанности.
Кабанова Марфа Игнатьевна представляет собой сильную и властную натуру, являясь богатой купчихой, выразителем принципиальных идей темного мира самодурства, заключающихся в полной покорности всех неимущих. Убивая волю своих домочадцев, она, используя иезуитскую изощренность, унижает их человеческое достоинство, пресекая любую возможность к сопротивлению и непокорности.
Оба героя выражают негативное отношение к любым переменам в их жизни и ратуют за сохранение старых домостроевских традиций. Дикой и Кабаниха являются набожными и религиозными людьми, однако забывают о том, что вера должна быть в сердце человека, а не в ежедневных посещениях церковных храмов и проявлении языческого суеверия, когда природное явление в виде грозы Дикой воспринимает как небесную кару, возмездие.
Между собой Кабаниха и Дикой ведут себя как хорошие и добрые приятели, находящиеся в дружеских отношениях, грубить и хамить Кабанихе Дикой опасается, поскольку понимает силу характера кумы. Поэтому в ее присутствии ведет себя спокойно и миролюбиво.
Характеризующие героев поступки выражают основные черты самодурства купцов. Дикой проявляется в агрессивной грубости и прямолинейности, способный на неоправданное буйство к окружающим, тогда как Кабаниха, слепо поклоняясь давним традициям и суевериям, заставляет домашних выполнять ее прихоти и глупые приказы. Решив, что именно они являются наставниками в городе, Дикой и Кабаниха устанавливают свои негласные порядки, которые невыносимы окружающим и следствием которых становится самоубийство людей либо беспробудное пьянство. Но самодуры уверены в своей правоте и считают себя истиной в последней инстанции.
Раскрывая образы деспотичных представителей самодурства, писатель развенчивает пошлость и низость человеческих поступков, не желающих видеть вокруг себя никого и ничего, кроме себя любимых. Этим людям неизвестны понятия любви, чести, сострадания, взаимоуважения, они погрязли в своей невежественности и не желают менять свою жизнь, но в обществе уже зреет протест против существующих порядков Дикого и Кабанихи в виде лучика в темном царстве.
Суть произведения
Современное поколение автор описывает как общество, желающее найти лучик света и надежды на счастливое будущее. Старое же стремится к сохранению традиций, которые держатся на грубости и строгости. Катерина, жена Тихона, является главным символом прогрессивного общества, ей чужды оковы патриархального устоя Кабанихи, матери мужа. Светлый образ девушки противоречит самодурству, лицемерию и унижениям сложившегося исторически устоя. Она желала освобождения, прекрасного и счастливого будущего, однако ее надежда была обречена на провал.
С помощью взаимоотношений Катерины и семьи Кабановых Островский старается перенести ту социальную обстановку, которая оказалась на границе нравственных переломов и разрушений. Суть произведения кроется в стойкости по отношению к интересам — отстаивании правды, надежды на независимость, поиска смысла жизни.
Если будет хоть намек на проявление слабости, и человек сдастся раньше времени в таком обществе, то он окончательно может опустить руки и подвергнуться разрушительной силе старого порядка, где отклонения от принятых правил уже граничат со смертью.
Говоря кратко, деспотичные купцы Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьева Кабанова давно захватили власть в небольшом городке Калинов, где все пропитано денежными сделками и страхом. Тихон, сын Кабанихи, всегда идет на поводу у собственной матери, выполняет все, что потребуется. Катерина чувствует себя в этой семье, будто в клетке, из которой невозможно выбраться. Она не любит мужа и постоянно вспоминает о том, как была счастлива и свободна раньше.
Катерина просит Тихона взять ее с собой в поездку, однако тот уже давно решил уехать подальше от матери и жены, чтобы побыть одному. У девушки есть симпатия к Борису, племяннику Дикого. Не в силах скрывать измену от мужа, Катерина рассказывает ему все. Тот готов ее простить, но деспотичная свекровь начинает сильно давить на героиню. Вот почему все приводит к тому, что Катерина больше не видит смысла жить и бросается с обрыва.
Необразованность и ханжество людей, которые не готовы принять новые правила общества, сильно влияют на контраст пьесы. Светлые и искренние люди не способны мириться с обстановкой, поэтому Катерина совершает отчаянный поступок.
Провинциальные нравы
В русской классической драматургии творчество Островского занимает особое место. Все его произведения повествуют о человеческих взаимоотношениях, о несправедливом укладе жизни, о вседозволенности и бесправии.
«Гроза» была написана в 1859 г. Действие пьесы разворачивается в небольшом городе Калинове на берегу Волги. Это спокойное, живописное место, с красивой природой. Таких городов по всей России бесчисленное множество. Жители Калинова в основном приверженцы старообрядчества, суеверные и забитые. Все новости приносят к ним лишь странники богомолы.
Потому великий русский критик Добролюбов метко окрестил этот город и все подобные ему «тёмным царством». Но они привыкли жить так, и не задумываются о том, что можно всё изменить и относиться друг к другу иначе. Им чуждо всё, отличающееся от их представлений о том, что правильно, а что нет. В осуждении такого уклада жизни заключается основная мысль произведения.
Как и везде, бедняки здесь вынуждены работать от зари до зари, а богачи и не думают затруднять себя какими-то обязанностями. Материальное положение человека определяет отношение к нему окружающих. Зажиточные люди Калинова:
Они делают всё что хотят, не считаясь ни с кем. Их деспотизм по отношению к беднякам представляется им самим вполне нормальным. Можно кратко охарактеризовать поведение калиновских «денежных мешков»: кто богаче тот и прав. Купцы нередко конфликтуют по вопросам торговли, не стесняясь вставлять друг другу палки в колёса, даже если это требует расходов.
Образ Марфы Игнатьевны
Кабаниха — яркий и центральный образ пьесы. Она ханжа, любит власть, грубость и бесконечно терроризирует своих домочадцев. Кабаниха — самодур русской жизни, она уверена, что мир строится на тирании и страхе. Это патриархальное купечество, которое погрязло в невежественном отношении, где мужчина бьет свою жену, а хозяева — подчиненного.
Кабаниха учит сына жизни, даже при том, что Тихон уже взрослый человек и может самостоятельно позаботиться о своей жизни. Мать позиционирует себя как гордая и властная женщина, способная принять решение за любого человека. Она постоянно срывается на сыне, манипулирует им. Кабаниха считает, что в этом вся суть материнской любви, единственный способ приучить сына к действительности мира.
Марфа — жестокая женщина, пытающаяся добиться полного подчинения от всех. Варвара, ее дочь, нашла свою позицию в этом странном семейном кругу. Она уже привыкла притворяться и лгать, чтобы спокойно жить в обществе властолюбивой матери. А Катерина постоянно пытается противостоять свекрови.
Марфа Кабанова — приземленный персонаж, которому ближе практичность. А стихии ее не пугают, ей только не нравится мокнуть под дождем из-за грозы. Образ героини очень яркий:
А. Н. Островский изобразил невероятный облик негативного персонажа. Кабаниха желает добиться сохранения старого уклада жизни, который разрушается буквально на глазах. Однако ничего у героини не выходит, и в итоге страдают лишь ее родные.
Отвратительный самодур
Образ Савёла Прокофьевича Дикого в произведении представлен автором как образец богатого купца, признающего лишь собственную власть над людьми, которую дают деньги. Всё остальное не имеет для него никакого значения.
Этот человек полностью лишён чести и совести, чего даже не пытается скрыть. Он считает себя выше всех. Городничего запросто похлопывает по плечу, зная, что тот не пойдёт против него. Речевая характеристика образа Дикого в пьесе представлена репликами персонажей. «Да разве ж он кого боится!» — говорят о нём горожане.
Окружающих этот деспот даже без всякой причины оскорбляет и унижает. Они для него «червяки», которых ему ничего не стоит раздавить, если захочется. Невежество и бескультурие в сочетании с грубостью и полным бесстыдством делают этот персонаж отталкивающим. Дикой постоянно ругается, это давно стало его основной привычкой. Он никогда не выбирает выражений, болтая всё, что ему вздумается, вполне оправдывая свою фамилию.
Тихая и покорная жена с утра просит всех не тревожить его: «Голубчики, не рассердите!». Однако этому самодуру и не нужен повод для бешенства и нападения на кого-нибудь просто так, чтобы выплеснуть свою злобу. Собственное поведение порой не нравится даже ему самому. Иногда он раскаивается и просит прощения, но изменить себя не может. В этом состоит противоречивость его натуры.
Впрочем, набрасывается Дикой только на тех, кто заведомо слабее его и не сможет дать отпор. Свою куму Марфу Кабанову уважает. Она сама богаче его и не слабее характером. Поэтому умеет поставить его на место. А также Кудряш, его конторщик, не становится объектом нападок Дикого, так как сам является знатным грубияном.
Жадный, скупой, эгоистичный, он изводит и мучает своего племянника Бориса, не желая отдавать наследство, оставленное бабушкой. По условиям завещания он должен получить его, если будет почтителен с дядей. Но, несмотря на все свои старания, племянник не может угодить ему. Этот скряга и не собирается ничего отдавать Борису.
Сопоставление Дикого и Кабанихи
Сравнение этих персонажей показало, что они оба являются представителями старого уклада общества. Герои похожи своей деспотичностью, властностью и жестокостью. Представленная таблица с цитатами поспособствует понять, есть ли у этих персонажей отличия, или же они абсолютно одинаковы.
Дикой | Кабаниха | |
Семья | Ненавидит ее и особенно любит издеваться над своим племянником Борисом, который прислуживает дяде ради наследства бабушки. | Детей старается держать в страхе. К невестке относится с презрением, поэтому постоянно унижает. |
Отношение к людям | Жители города для него червяки, которых хочется раздавить. Этот персонаж не скрывает своей неприязни, открыто демонстрирует отношение к людям: «Захочу – помилую, захочу – раздавлю». Дикой чувствует вседозволенность и уверенность, что противостояния собственному мнению не встретит. | Хороший человек на людях. Дает деньги нищим, посещает церковь, общается с жителями. Заботится о своем высоком статусе правильной и набожной женщины. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», — говорит о Кабанихе Кулигин. Она надевает маску добродетельности, в то время как сама ничего не чувствует и эмоции не выражает. Главными принципами ее жизни давно стали власть, сила, порядок и чин. Чужие интересы Кабаниха на самом деле не воспринимает всерьез. Она только притворяется, раздает советы, учит жизни других людей, повышает свой статус и поддерживает старинные обычаи. |
Отношение к деньгам | Все, что попадает в карман Дикого, остается там. Даже крестьянам он не оплачивает труд. А своего племянника герой постоянно обманывает и заставляет выполнять множество поручений, зная, что у Бориса нет выбора, кроме как подчиниться. | Кабаниху привлекают материальные ценности, а также статус человека в обществе. |
Анализ показал, что не признают честь и достоинство Дикой и Кабаниха. А цитатная характеристика говорит о том, что каждый из них привык быть в центре внимания, властвовать над другими людьми и не только в семье, а распространять свое влияние на весь город. Поступки героев деспотичны и остаются безнаказанными, потому что все испытают страх перед ними.
Расчетливая холодность Марфы Игнатьевны очень страшна, по сравнению с грубым поведением Дикого. Кабанова всегда считает себя правой и чужого мнения не слушает. Она очень умна и рассудительна. Жизнь ее была нелегка, и теперь она считает, что имеет полное право учить других. Даже ее фальшивая доброта не может скрыть злостность и бесчеловечность. Она давно привыкла командовать и властвовать, особенно в семейном кругу. Кабаниха не проявляет ни капли материнской любви и заботы, что делает ее еще более сильным антигероем повествования.
Купеческий дом
Семья Кабановых: вдовствующая мать Марфа Игнатьевна, дочь Варвара, сын Тихон и его жена Катерина живут в большом богатом доме за глухим высоким забором. Уклад жизни в этом семействе вполне типичен для состоятельного купечества того времени. Патриархальные порядки, царящие в нём, как и во всём городе, определяют взаимоотношения его обитателей.
Эти люди ведут размеренную и спокойную жизнь. Им нет нужды заботиться о хлебе насущном, работать, чего-то добиваться. Богатство позволяет бездельничать и ни о чём не беспокоиться. Они не стремятся к образованию, не читают книг, газет, не интересуются ничем новым. Всё это им не нужно. Большую часть времени проводят дома, изредка выходя на прогулки.
Однако жизнь этого семейства нельзя назвать счастливой. Деспотизм, жестокость и самодурство матери, которая держит всех своих домашних в железных рукавицах, не позволяет никому из них и шагу ступить без её воли. Именно такой домостроевский порядок она считает единственно верным, и противится всему, что даже в малейшей степени не согласуется с ним.
Сын и дочь
Воспитанные в богатой купеческой семье Тихон и Варвара с рождения привыкли безропотно подчиняться своей властной матери, и никогда ни в чём даже не пытаются ей возражать. Кабаниха не позволяла им иметь собственного мнения, и требовала полного повиновения во всём. Её муж давно умер, ничто не мешало ей самодурствовать. И дети выросли покорными. Все их поступки должны быть одобрены родительницей. Однако оба они:
Сын Тихон говорит ей, что не хочет, чтобы жена боялась его, цитата: «мне достаточно, что она меня любит». Человек он добрый, но слабохарактерный и безвольный. Полностью подавленный матерью, Тихон Кабанов страдает от своего бесправия. Однако и не пытается изменить положение.
Он готов и дальше нести эти оковы, осознаёт собственную слабость, хотя мечтает вырваться из них. Чтобы отдохнуть от гнёта, иногда во время поездок по делам пьянствует, находя в этом отдушину. Лишь в конце, после гибели жены он обвиняет мать в этой трагедии. И говорит, что и сам не хочет дальше «жить да мучиться».
Варвара, дочь Кабанихи тоже подчиняется матери. Однако эта девица не так слаба и безвольна, как её брат, и характеры у них разные. Выросшая в деспотичной обстановке, она научилась ловко обманывать и хитрить, чтобы добиться того, что ей хочется. Без этого в их доме жить невозможно, что она и объясняет Катерине. Никаких угрызений совести не чувствует. И сама умело лжёт, чтобы встречаться со своим возлюбленным, а затем и вовсе сбегает с ним из дома. Лицемерие и ханжество давно вошли у неё в привычку. Хотя вряд ли можно строго судить её за это.
Глава семейства
Несложно ответить на вопрос, к какому типу литературных героев принадлежала Кабаниха. Её образ традиционно считается одним из самых отрицательных женских персонажей в классической русской литературе. Эта пожилая купчиха упрямая и вздорная. Отличительные черты её характера — самодурство, суеверие, жестокость.
Представления этой бездушной женщины о жизни определяются приверженностью к старым порядкам, что проявляется в каждом её поступке и суждении. Она совершенно необразованна, но считает себя умным человеком. Ей чужды даже сами понятия о доброте и справедливости. Никто не слышал от неё никогда ласкового слова.
Кабаниха всеми силами старается поддерживать в своём доме домостроевские устои. Главной её заботой является стремление жить по старым правилам, ничего не меняя. Всех своих домочадцев и слуг «поедом ест». И требует полнейшего подчинения.
Сильная, властная и крайне упрямая, она не позволяет им даже задуматься о правильности своего мнения и принятых ею решений, считая, что лишь она может одобрять или не одобрять действия и поступки. И не видит ничего плохого в том, что превратила собственного сына в настоящего труса, мягкотелого, безвольного слабака, полностью лишённого мужского достоинства. Он так боится её, что даже после женитьбы не смеет возразить ей ни в чём.
По приказу матери он бьёт свою жену, ругается с ней, хотя ему вовсе не хочется этого делать. Но Кабаниха считает необходимым такое обращение, ведь страх жены перед мужем — обязательное условие семейной жизни, по её мнению. Она убеждена, что это единственная возможность поддерживать порядок. Её устами в сочинении Островского говорит целая уходящая эпоха: «Что же будет, как старики перемрут? Как будет свет стоять? Уж и не знаю».
В разговоре о паровозе она называет его «огненным змеем» и заявляет, что не станет ездить на нём. В этой реплике выразилось её отношение ко всему новому. Она не желает признавать никаких перемен, убеждённая в том, что ничего хорошего они принести не могут.
Сердечная привязанность
Любит ли она своих детей? Ответить достаточно сложно. В силу ужасного характера эта жестокая мамаша постоянно пилит их, обвиняя в том, что они не желают во всём жить по привычным ей старым правилам. По её словам, строгости она заводит именно от любви к ним, так как желает им добра. Дочери она даже позволяет изредка прогуливаться и видеться с молодёжью.
Но нелегко представить, чтобы в сердце этой злобной ведьмы есть такое светлое чувство, как любовь к своим детям. С трудом можно предположить, что это жестокое существо любит хоть кого-нибудь. Что же касается невестки Катерины, то её она и вовсе готова сжить со свету, и это у неё успешно получается.
Кабаниха считает себя глубоко религиозной. Однако вера её не подлинная, идущая от сердца. Для неё главное — соблюдение всех обрядов, внешней атрибутики. Важно выглядеть таковой в глазах окружающих, а искренние душевные порывы для неё — дело десятое.