Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием

Внеурочная деятельность и дополнительное образование: сходство и различие

В связи с внедрением в образование ФГОС НОО обязательным для учащихся становится внеурочная деятельность, которая направлена на развитие личности школьника.

В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность», рассматривается как неотъемлемая частью образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач, она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.

В материалах сопровождения ФГОС (в частности в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения) констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.

Необходимость «разведения» внеурочной деятельности и дополнительного образования детей связано с тем, что, имея много общего, эти две сферы обладают и значительными различиями.

Общими характеристиками внеурочной деятельности и дополнительного образования являются:

Характеристиками, различающими внеурочную деятельность и дополнительное образование являются:

Внеурочная деятельность

Дополнительное образование

организационная «единица» – («модуль») внеурочной деятельности – класс или группа одноклассников, ровесников

организационная «единица» дополнительного образования детей – творческий коллектив, состоящий из детей и подростков разных классов и возрастов

внеурочную деятельность осуществляют в основном классные руководители, воспитатели ГПД, педагоги-организаторы

занятия в творческих объединениях ведут педагоги дополнительного образования, имеющие, как правило, базовую непедагогическую профессию (инженер, эколог, музыкант и т.п.) и получившие в дальнейшем квалификацию, позволяющую работать с детьми;

взаимодействие между учителем и учениками

взаимодействие между педагогом (мастером, тренером) и ребенком

внеурочная деятельность в целом организуется педагогами, школьникам же предлагается принять участие в тех мероприятиях, которые включены в сформированный ими план (на уровне класса или школы); в этом случае степень свободы у ребенка значительно меньше: ему трудно отказаться о тех дел, в которых участвуют его класс

дополнительное образование предоставляет возможность свободного выбора форм и видов деятельности самому ребенку (или ребенку совместно с родителями)

Сказанное не означает стремления доказать большую значимость внеурочной деятельности или дополнительного образования. Однако очевидна необходимость сохранения и развития той и другой сферы, их специфики и функций. Более того, необходимо их гармоничное соединение с основным образованием. Такой подход позволяет создать единое образовательное и культурное пространство, и что наиболее существенно, расширить пространство детства, в котором у ребенка появляется возможность сменить статус неуспевающего на успешного, роль ученика на роль ребенка, подростка – спортсмена, художника, актера и значительно расширить круг общения.

Источник

Статья на тему «Внеурочная деятельность и дополнительное образование: сходство и различие»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Организация работы системы дополнительного образования.

Отличие дополнительного образования от внеурочной деятельности.

Сегодня мы будем разговаривать о таких одинаковых и в тоже время различных понятиях в системе образования, как внеурочная деятельность детей и дополнительное образование детей. И так, что же из себя представляет каждое из этих понятий:

1.Система дополнительного образования – понятие, давно существующее и поэтому хорошо известное всем работникам образования. В настоящее время образовательные учреждения, организуя работу этой системы, руководствуются двумя главными нормативными актами:

-Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

-Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отражены следующие моменты:

— Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени; дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

К учреждениям дополнительного образования относятся: Центры дополнительного образования детей, дворцы детского (юношеского) творчества, дома детского творчества, детская студия (по различным видам искусств), станция юных натуралистов, школы: детско-юношеская спортивная и детская школа искусств

Учреждения дополнительного образования реализуют дополнительные общеобразовательные программы, которые подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы ;

Дополнительные образовательные программы нового поколения требуют от преподавателей (педагогов) решения весьма сложных задач, ориентированных на подготовку детей и подростков к углубленному освоению художественно и технического творчества, различных спортивных дисциплин, декоративно-прикладного искусства и др. видов деятельности, число которых весьма велико.

2. Внеурочная деятельность.

Образовательные стандарты второго поколения, также как и другие важные документы последних лет (национальный проект Образование»; национальная образовательная инициатива «Наша новая школа») призваны обеспечить достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям в целом.

Необходимо отметить, что в стандарте речь также идет об освоении образовательными учреждениями новых направлений деятельности; совершенствование спектра образовательных услуг; создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования; создание инфраструктуры социальной мобильности.

Кроме того значительно усиливается воспитательная составляющая деятельности школы. В ее задачи входит привлечение ребят в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Результативность дополнительного образования и внеурочной деятельности отслеживается через участие детей в выставках, конкурсах, концертах различного уровня

Рассмотрим различия между ними.

2.Следующее отличие нового образовательного компонента – внеурочной деятельности – от дополнительного образования в том, что в систему ДО учащийся приходит уже определившимся, часто с целью профессиональной ориентации. Другими словами, у ученика есть интерес к какому-то виду деятельности, есть задатки, есть любовь к этому занятию, у него это дело получается. Задача преподавателя при этом – совершенствовать знания и умения этого ребёнка, довести до мастерства. И, наконец, довольно часто этот вид деятельности учащийся выбирает в качестве будущей профессии.

Однако Приказ Минобрнауки № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», корректирует место внеурочной деятельности в образовательном процессе школы. Отмечается, что реализация основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самим образовательным учреждением, а при отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Совершенно очевидно, что учителя не могут в полной мере заменить педагогов дополнительного образования, даже если они пройдут специальную переподготовку, (а для этого требуются значительные средства, время, дополнительные возможности). Учитель сегодня в одном лице представляет профессионала, как учитель-предметник….воспитателя и организатора творческих дел класса, как классный руководитель и учитель качественно должен преподнести ту область внеурочной деятельности, профессионалом в которой он не является….большая ответственность, не правда ли?

Отмечу, что документы ФГОС с одной стороны значительно повышают статус внеурочной деятельности, (что не может не радовать!), а с другой – снижают значение и место дополнительного образования в целом. По сути дела можно говорить о подмене дополнительного образования детей внеурочной деятельностью.

Загруженность детей в общеобразовательной школе основными предметами и обязательной внеурочной деятельностью в последние годы стало приводить к сокращению численности детей посещающих учреждения доп. образования, что приводит к уменьшению образовательных, творческих, культурных, профориентационных возможности подрастающего поколения.

Источник

Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Смотреть фото Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Смотреть картинку Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Картинка про Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Фото Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием

Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Смотреть фото Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Смотреть картинку Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Картинка про Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Фото Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием

Количество просмотров: 557

В наше время люди часто путают внеурочную деятельность и дополнительное образование детей. Давайте по порядку. Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования в рамках реализации ФГОС НОО. Дополнительное образование – это составная (вариативная) часть общего образования, сущностно-мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. В педагогической практике эти виды образовательной деятельности называются «неформальным образованием» или «альтернативным образованием». Направления работы у них так же отличаются. Внеурочная деятельность: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Дополнительное образование: техническое, естественнонаучное, физкультурно-спортивное, художественное, туристско-краеведческое, социально-педагогическое. Характеристики, различающие внеурочную деятельность и дополнительное образование: 1. Часы, отводимые на занятия: во внеурочной деятельности – количество курсов и часов существует обязательно для всего класса, но выбирает их посещение сам обучающийся и его родители (законные представители), которые несут ответственность за посещение внеурочной деятельности, так же, как и урочной; в дополнительном образовании – часы занятий устанавливаются и утверждаются образовательным учреждением для всех детей, посещающих это творческое объединение, одинаково, но выбор посещаемости часов индивидуальных или групповых занятий зависит от заинтересованности всех сторон образовательного процесса: ученик-родитель-педагог. 2. Формы организации: Во внеурочной деятельности – это экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики и другие формы, но аудиторных занятий должно быть не более 50%, все формы организации внеурочной деятельности определяет образовательное учреждение в рамках основной образовательной программы общего образования. Формы проведения занятий ДО подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей учащихся, цели и задач образовательной программы, специфики предмета и других факторов. 3. Основная организационная «единица»: «модуль» внеурочной деятельности – класс или группа одноклассников не более 15 человек (хотя внеурочная деятельность может быть также организована и на уровне параллели классов и на общешкольном уровне); «единица» дополнительного образования детей — творческий коллектив, состоящий из детей и подростков разных классов и возрастов (в группах не более 15 человек). 4. Кадры: внеурочную деятельность осуществляют в основном классные руководители, воспитатели ГПД, педагоги-организаторы (на уровне школы); занятия в творческих объединениях ведут педагоги дополнительного образования, имеющие, как правило, базовую непедагогическую профессию (спортсмен, инженер, эколог, музыкант и т.п.) и получившие в дальнейшем квалификацию, позволяющую работать с детьми. 5. Научно-методической основой деятельности является: во внеурочной деятельности – ПЛАН РАБОТЫ классного руководителя, воспитателя; у педагогов дополнительного образования — образовательная программа с полным комплектом структурных частей и продуманных специальных процедур их оценки и утверждения.

Источник

—> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Советского муниципального района

Мы в социальных сетях:

Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Смотреть фото Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Смотреть картинку Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Картинка про Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Фото Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Смотреть фото Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Смотреть картинку Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Картинка про Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Фото Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Смотреть фото Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Смотреть картинку Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Картинка про Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Фото Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Смотреть фото Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Смотреть картинку Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Картинка про Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Фото Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием

Категории раздела

Официальные выступления [294]
Изучение деятельности образовательных учреждений [346]
Школа в режиме развития [13]
Год науки и технологий [22]
Для Вас, родители [105]
Питание обучающихся [33]
Десятилетие детства [32]
Культурный дневник школьника [23]
Культурный дневник дошкольника [6]
Сертификат дополнительного образования [51]
Наши успехи [199]
Национальный проект «Образование» [98]
Совет отцов [14]
Финансово-хозяйственная деятельность [7]
Муниципальный консультационный центр [3]
Новости из образовательных учреждений [352]
Государственная аттестация обучающихся [633]
Электронные услуги [103]
ФГОС [87]
Оценка механизмов управления качеством образования [22]
Независимая оценка качества образовательных услуг [335]
Методические рекомендации [143]
Аттестация педагогических и руководящих работников [99]
Курсы повышения квалификации [78]
Творческие группы профессионального развития [465]
Инновационная деятельность [198]
Семинары и конференции [408]
Августовский педсовет [145]
Педагог. Как много смысла в этом слове [13]
Конкурсы [589]
Учитель года [337]

Цифровизация образования [304]
Дистанционное обучение [207]
Интернет-олимпиады [104]
Лето [205]
Здоровый образ жизни [145]
Профориентация [89]
Профилактика правонарушений [78]
Безопасность в образовательных учреждениях [223]
Психологическая служба [141]
ГТО [104]
Спорт [176]
Защита прав участников образовательного процесса [246]
Юбилеи и праздники [485]
50 лет Советскому району [10]
80 лет Саратовской области [43]
Библиотечное дело [70]
Год памяти и славы [101]
Год театра [12]
Год добровольца (волонтера) [30]

Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Смотреть фото Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Смотреть картинку Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Картинка про Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Фото Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием

Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Смотреть фото Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Смотреть картинку Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Картинка про Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Фото Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием

Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Смотреть фото Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Смотреть картинку Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Картинка про Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Фото Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием

Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Смотреть фото Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Смотреть картинку Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Картинка про Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Фото Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием

Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Смотреть фото Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Смотреть картинку Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Картинка про Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Фото Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием

Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Смотреть фото Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Смотреть картинку Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Картинка про Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Фото Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием

Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Смотреть фото Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Смотреть картинку Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Картинка про Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Фото Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованиемОсновным отличием между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием является то, что последнее не имеет уровней и федерального государственного стандарта, оно реализуется во всём образовательном пространстве, которое находится за его пределами. А внеурочная деятельность является неотъемлемой составной частью образовательного стандарта, которая влияет на результаты его реализации. Законодательно установлены статус, цель, задачи и форматы дополнительного образования в парадигме непрерывности.

Нормативные документы, регламентирующие внеурочную деятельность и дополнительное образование.

Нормативно-правовая основа в некоторых моментах одна, так как определенные документы общего содержания регламентируют всю образовательную систему, но, несмотря на это, внеурочная деятельность и дополнительное образование совершенно не могут подменять друг друга.

К общим документам относятся: федеральный закон; указ президента; федеральная целевая программа развития. В остальном нормативно-правовые базы совершенно разные. У дополнительного образования, например, основными документами являются: концепция развития и порядок реализации дополнительной общеобразовательной программы. Для внеурочной деятельности это все тексты стандартов и приказы, которые вносят в них изменения.

Нормы СанПиН, которые регламентируют условия организации обучения в общеобразовательных организациях и учреждениях, тоже установлены отдельно для внеурочной деятельности и дополнительного образования. Важным моментом является то, что лицензируется конкретный вид образования, а не отдельные программы. При этом подаётся пакет документов, в котором содержится весь их перечень, который будет установлен порядком лицензирования. И в него должны входить дополнительные общеобразовательные программы.

Внеурочная деятельность сама по себе не лицензируется, в отличие от дополнительного образования, потому что она является составной частью основной программы, которая устанавливается для учреждения в целом.

Содержание, целевые ориентиры и направленности внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Внеурочная деятельность и дополнительное образование – это два разных понятия, самостоятельных и самоценных вида образовательной деятельности.
Их содержание определяют программы, но в случае дополнительного образования они работают на индивидуальный выбор и находятся за пределами федерального государственного стандарта.

А внутри находится как раз внеурочная деятельность, которая является частью основной образовательной программы. Значительно отличаются и целевые ориентиры. Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, а также на организацию свободного времени детей. То есть оно работает на удовлетворение интересов личности в образовании, поэтому и является дополнительным.

А внеурочная деятельность направлена только на достижение результатов освоения основной образовательной программы. В этом их главное отличие. Также внеурочная деятельность и дополнительное образование различаются по направлениям развития личности (направленностям). Для внеурочной деятельности это: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное (или спортивно-оздоровительное), социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное направления развития личности.

Для дополнительного образования это: физкультурно-спортивная, художественная, техническая, социально-педагогическая, туристско-краеведческая и естественно- научная направленности.

Таким образом, внеурочная деятельность и дополнительное образование имеют как общие характеристики, так и отличительные особенности. На практике они очень схожи, из-за чего у педагогических работников иногда появляются определенные проблемы с идентификацией своего труда. Также вводит в заблуждение данная фраза из нормативного документа: “если школа не может самостоятельно реализовать внеурочную деятельность, то она может использовать ресурс дополнительного образования”. Но важно понимать, что это не одно и то же. У них разная нормативно-правовая база, хоть и некоторые моменты регламентируются одними документами. Кроме того, содержание, целевые ориентиры и направленности существенно отличаются, поэтому внеурочная деятельность и дополнительное образование никак не могут подменять друг друга.

Источник

Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное образование детей» и «внеурочная деятельность»

Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Смотреть фото Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Смотреть картинку Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Картинка про Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием. Фото Что общего и в чем разница между внешкольным и дополнительным образованием

Дата публикации: 25.11.2015 2015-11-25

Статья просмотрена: 11236 раз

Библиографическое описание:

Буйлова, Л. Н. Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное образование детей» и «внеурочная деятельность» / Л. Н. Буйлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 930-937. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23802/ (дата обращения: 14.12.2021).

В среде педагогической общественности отмечается стойкая тенденция смешения и даже подмены понятий «дополнительное образование детей» и «внеурочная деятельность»: это не просто мелкие недочеты, а системная, сложная проблема, не соответствующая особой миссии этих видов образования. В статье предпринята попытка определить общее, особенное и найти принципиальные различия этих видов образования.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, внеурочная деятельность, дополнительная общеобразовательная программа, рабочая программа курса внеурочной деятельности.

В условиях реализации Федеральных государственных стандартов нового поколения педагогические коллективы существенным образом должны переосмыслить взаимоотношения общего и дополнительного образования детей.

Анализ проблем и ошибок взаимоотношений общего и дополнительного образования показывает, что сегодняшняя практика не только не обеспечивает реализацию ФГОС в заданных требованиях (вариативный выбор, доступность и качество образования, индивидуализация и персонализация обучения и т. д.), но зачастую снижает качество дополнительного образования детей и даже разрушает его методологические основы.

Образовательные организации, выстраивая свою работу в соответствии с новым законодательством и по новым стандартам, ведут поиск приемлемой и менее затратной технологии интеграции учебного и внеучебного процессов, урочной и внеурочной деятельности с заполнением последней программами дополнительного образования детей. И это позволяет сделать то обстоятельство, что в контексте ФГОС содержание понятий «внеурочная деятельность школьников» и «дополнительное образование детей» ясно не представлено, а их соотношение в реальной практике однозначно раскрыть практически невозможно: сколько людей — столько мнений.

В этой связи необходимо разобраться как в самих понятиях «дополнительное образование детей» и «внеурочная деятельность», так и решить принципиальные вопросы, связанных с проектированием главных документов — дополнительных общеобразовательных программ и рабочих программ курсов внеурочной деятельности, разработка которых должна опираться на нормативно-правовых положения с целью дифференциации их целей, задач, планируемых результатов, программно-методического, кадрового и финансового обеспечения.

Для удобства восприятия и понимания смысла выделим основные линии, раскрывающие логику разграничения «дополнительного образования детей» и «внеурочной деятельности» как самостоятельных и самоценных видов образования.

Есть документы, которыми необходимо руководствоваться как при организации дополнительного образования детей, так и при организации внеурочной деятельности, среди них: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р); Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 3 апреля 2012 г. № Пр-82); Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 г. (1.06.2012 г.№ 761); Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 годы» (от 29 декабря 2014 г. № 2765-р); Стратегия развития воспитания в РФ (2015–2025) (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).

Кроме этого, дополнительное образование детей осуществляется с учетом положений Концепции развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) и Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. N 1008).

А вот при осуществлении внеурочной деятельности необходимо опираться на: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241); Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897); Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом МОиН РФ от 7 июня 2012 г. № 24480); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015).

Дополнительное образование — это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (ФЗ 273 — гл.1, ст. 2, п. 14).

Дополнительное образование представляет собой самостоятельный вид образовательной деятельности; это целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательной деятельности в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами: в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются (ФЗ 273-ст.2, п.14).

Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (Письмо Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03–296).

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования ФГОС в полной мере (http://standart.edu.ru/).

Внеурочная деятельность так же, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но при этом реализуется в формах, отличных от урочных на основании запросов обучающихся, выбора их родителей (законных представителей) (до завершения получения ребенком основного общего образования), а также с учетом имеющихся кадровых, материально- технических и иных условий (МР от 7.08.2015 № 08–1228).

Дополнительное образование и внеурочная деятельность — два самостоятельных и самоценных вида образовательной деятельности. Содержание образования определяют образовательные программы (ФЗ 273 — ст.12, п.1).

Внеурочная деятельность должна быть направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся (Письмо Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03–296).

Целью дополнительного образования является всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (ФЗ 273 — ст. 2, п.14).

Цельювнеурочной деятельности является обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [ФГОС НОО, п. 19.5], основной образовательной программы основного общего образования [ФГОС ООО, п. 18.2.2] или основной образовательной программы среднего общего образования [ФГОС СОО, п. 18.2.2].

Дополнительное образование детей предполагает реализацию дополнительной общеобразовательной программы определённой направленности: художественной, социально-педагогической, технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой (Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008, пункт 9).

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное (Письмо Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03–296).

В дополнительном образовании возможные формы занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, тренинг, игра (деловая, ролевая), праздник, аукцион, путешествие, поход, экскурсия, мастерская, гостиная, защита проектов, дискуссия, диспут, суд, зачет, конкурс, КВН, эстафета, соревнование, турнир, конференция, пресс-конференция, фестиваль, творческая встреча, концерт, репетиция и т. д.

Внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от классно-урочной (Письмо Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03–296). Формы, способы и направления организации внеурочной деятельности определяются образовательной организацией самостоятельно в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы: клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, экскурсионный туризм, экспедиции, общественно полезные и естественнонаучные практики, профильные смены (в том числе в каникулярный период в рамках деятельности лагерных смен) (МР от 7.08.2015 № 08–1228).

Образовательная программа, в соответствии с современным законодательством, «представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» (ФЗ ст.2, п.9).

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является самостоятельным нормативным документом, содержащим максимально полную информацию о дополнительном образовании, предлагаемом детям преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет; имеющим конкретизированные образовательные цель и задачи, а также фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности является необъемлемой частью основной образовательной программы образовательной организации. Постатусу рабочая программа относится к комплексу организационно-педагогических условий, обеспечивающих достижение планируемых результатов основной образовательной программы, и является документом образовательной организации, определяющим объем, содержание и последовательность изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в рамках основной образовательной программы (ФЗ 273 — ст.2, п.9).

Обратим внимание на то, что рабочая программа курса внеурочной деятельности:

как программный жанр возникла в условиях введения ФГОС общего образования;

определяет требования и организационные мероприятия, направленные на развитие личности за рамками урока;

является частной по отношению к основной образовательной программе, наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел ООП;

разрабатывается на основе требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования с учетом основных направлений программ, включенных в структуру образовательной программы основного общего образования (МР от 7.08.2015 № 08–1228).

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы предназначены для детей и взрослых (ФЗ 273 — ст.75, п.2), учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей (ст.75, п.1), но при этом к освоению образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы (ФЗ ст.75, п.3); в работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав (Приказ 1008 — п.15).

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности предназначены для обучающихся общеобразовательных организаций.

Дополнительная общеобразовательная программа разрабатывается на основе требований действующего законодательства. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ФЗ 273 — ст. 75, п.4).

Рабочая программа курса внеурочной деятельностиразрабатывается в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ФЗ 273 — ст.12, п.7), на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий (ФГОС ООО, п.19.5) или с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы (ФГОС СОО, п. 18.2.2; 4, п. 18.2.2).

Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы включает (ФЗ 273 — ст.2, п.9):

1) комплекс основных характеристик программы: пояснительная записка; цель и задачи программы; содержание программы; планируемые результаты.

2) комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации: календарный учебный график; условия реализации программы; формы аттестации; оценочные материалы; методические материалы; рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы; список литературы.

Структурарабочей программы курса внеурочной деятельности определяется в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС СОО п. 18.2.2.) и должна содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели среднего общего образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности;

2) общую характеристику курса внеурочной деятельности;

3) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

4) содержание курса внеурочной деятельности;

5) тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;

6) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

Результаты реализации дополнительной общеобразовательной программы могут быть представлены как [8]: результаты обучения, результаты развития, результаты воспитания.

Планируемые результаты дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Одним из ключевых элементов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются планируемые результаты ее освоения учащимися (п.9 ст.2), которые представляют собой:

систему ведущих целевых установок освоения всех элементов, составляющих содержательно-деятельностную основу программы;

письменную формулировку предполагаемых достижений учащегося, которые он сможет продемонстрировать.

При проектировании и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы необходимо ориентироваться на метапредметные и личностные результаты образования (Концепция, р.IV), а также предметные.

Планируемые результаты формулируются с учетом цели и содержания программы и определяют основные знания, умения, навыки, а также компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты, приобретаемые учащимися в процессе изучения программы.

Оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе должна носить вариативный характер (Концепция, р. I). Инструменты оценки достижений детей и подростков должны способствовать росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, а также диагностировать мотивацию достижений личности (Концепция, р. III).

Федеральный закон № 273-ФЗ не предусматривает проведение итоговой аттестации по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (ст.75), но и не запрещает ее проведение (ст.60).

Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (Письмо Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03–296).

Реализация программы внеурочной деятельности отражает приобретение предметных, метапредметных и личностных результатов, которые могут быть представлены как:

результаты первого уровня приобретение школьником социальных знаний, представлений;

результаты второго уровня формирование опыта переживаний, позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества;

результаты третьего уровня — получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности можно представить в программе как:

перечень личностных и метапредметных результатов освоения курса внеурочной деятельности, согласующиеся с его целью и задачами (определение основных знаний, умений, навыков, а также компетенций, приобретаемых учащимися в процессе изучения программы);

формы аттестации/контроля — разрабатываются и обосновываются для определения результативности усвоения программы (зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т. д.).

оценочные материалы — пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов — контрольно-измерительных материалов для оценки степени достижения запланированных личностных и метапредметных результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).

В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 48 Федерального закона РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с утвержденной рабочей программой.

Дополнительные общеобразовательные программы и программы курсов внеурочной деятельности самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ФЗ 273 — ст.12, п.5).

Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет»: о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой; о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам; о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (ФЗ ст.29, п.1, п.2).

Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ строятся на следующих основаниях (Концепция, р.IV):

свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;

соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;

вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;

разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;

модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;

ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;

творческий и продуктивный характер образовательных программ;

открытый и сетевой характер реализации.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности:

могут разрабатываться школой самостоятельно на основе переработки примерных образовательных программ, если такое имеются;

должны соответствовать возрастной группе и психолого-педагогическим особенностям обучающихся;

ориентируются на запросы и потребности учащихся;

соответствуют нормативным требованиям к внеурочной деятельности;

направлены на достижение результатов основной образовательной программы;

имеют определенную, четкую заданную ФГОС структуру;

содержат контрольно-диагностический раздел по определению результативности обучения.

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы имеют право разрабатывать и реализовывать образовательные организации любых типов: дошкольные образовательные организации; общеобразовательные организации; профессиональные образовательные организации; образовательные организации высшего образования; организации дополнительного образования; организации дополнительного профессионального образования (ФЗ ст.23, п.3–4); а также организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные юридические лица (ФЗ ст.31); нетиповые образовательные организации (ФЗ ст.77).

Разработка и утверждение рабочей программы курса внеурочной деятельности является исключительным правом образовательной организации (ФЗ ст.12), включая определение порядка этих процессов; при этом организация самостоятельно определяет, как оформить этот порядок — отдельным локальным нормативным актом или в составе положения о разработке и утверждении основной образовательной программы (ФЗ ст. 28).

ФГОС в рамках основной общеобразовательной программы допускает использование во внеурочной деятельности дополнительных общеразвивающих программ, которые относятся к образовательным программам другого вида (ФГОС НОО п.17; ФГОС ООО п.16; ФГОС СОО п. 21).

Кадровое обеспечение разработки и реализации дополнительной общеобразовательной программы осуществляется педагогом дополнительного образования, что закрепляется Профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [9].

Кроме педагога дополнительного образования, для организации образовательного процесса могут привлекаться другие специалисты (концертмейстер, художник-оформитель, аранжировщик, педагоги дополнительного образования других направлений, лаборант и др.).

Кадровое обеспечение разработки и реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности осуществляется в порядке, установленном образовательной организацией: педагогические работники привлекаются к разработке этих программ на основании их академических прав и должностных обязанностей, закрепленным ФЗ «Об образовании в РФ» (ФЗ ст.47, п.3,5), Профессиональным стандартом педагога [1] и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими трудовые отношения.

В организации внеурочной деятельности образовательного учреждения могут принимать участие все участники образовательного процесса: заместители директора, функционально реализующие внеурочную деятельность; педагоги дополнительного образования; учителя-предметники; классные руководители; воспитатели группы продлённого дня; служба сопровождения образовательного процесса (педагог-организатор, педагог-психолог, учитель-логопед, педагог-библиотекарь, социальный педагог и т. п.); родители (законные представители обучающихся).

Государство гарантирует бесплатность и общедоступность дополнительного образования детей в пределах освоения основной общеобразовательной программы, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Бесплатность ДОД не гарантируется ни Конституцией, ни Законом.

Законом гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования (гл. 1, ст. 5, п. 3). Следовательно, ВД входит в ФГОС и государством гарантируется ее бесплатность в объеме, установленном ФГОС.

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы и рабочие программы курсов внеурочной деятельности могут реализовываться с использованием:

сетевой формы, что обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иных организаций (ФЗ 273 — ст.13, п.1);

различных образовательных технологий, в том числе дистанционных, и электронного обучения (возможно использование смешанной технологии, при которой часть программы реализуется в очной/очно-заочной форме, а часть — в дистанционной форме) (ФЗ 273 — ст.13, п.2);

форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий (ФЗ 273 — ст.13, п.3).

Подводя итоги проведенного сравнения дополнительного образования детей и внеурочной деятельности по основным позициям, подчеркнем, что «внеурочная деятельность» и «дополнительное образование» не равнозначны и не равноценны, их соотношение может бесконечно интерпретироваться, трактоваться, и о каждом варианте нельзя сказать, что он единственно верный и правильный, что и отражается в предлагаемых в настоящее время моделях, методических конструкторах внеурочной деятельности школьников, методических рекомендациях и методических разработках.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждениям рекомендуется использовать возможности учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта, а для ее продолжения в каникулярное время — использовать возможности организаций отдыха и оздоровления, создаваемых как на собственной базе, так в учреждениях дополнительного образования детей.

Дополнительное образование — это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (ФЗ № 273); на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, а также организацию их свободного времени (ФЗ № 273, ст. 121.1); обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе, их профессиональную ориентацию, выявление и поддержку одаренных и талантливых детей (ФЗ № 273, ст. 121.1), включает ребенка в интересные ему, личностно значимые виды предметной деятельности. Эти занятия могут для воспитанника стать прообразом профессии или хобби.

Внеурочная деятельность — это составная часть основной образовательной программы, направлена внеурочная деятельность на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, но организуется ВД в формах, отличных от классно-урочных, проводится в свободное от учебных занятий время в школьных помещениях, реже — за пределами школы (экскурсии на предприятия, на природу, в музеи и т. п.), но обязательно в тесной связи с учебной программой по предмету, так как предполагает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. За пределами круга знаний, определенного школьными программами, остается немало интереснейших разделов науки, знакомство с которыми является источником умственного обогащения учащихся, и очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеурочных занятий.

По большому счету урочная деятельность, внеурочная деятельность и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны, а в совокупности способны решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:

выровнять стартовые возможности развития личности ребенка,

способствовать выбору его индивидуального образовательного пути,

обеспечивать каждому ученику «ситуацию успеха»,

содействовать самореализации личности ребенка.

Очевидно, что наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс: его эффективность в обеспечении современного качества образования не безгранична, особенно в рамках классно-урочной системы. Пора преодолеть стереотип восприятия внеурочной деятельности и дополнительного образования как второстепенных и малозначимых явлений, и понять, что они объективно обладают возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.

Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов. Говоря словами А. С. Макаренко, в идеале весь образ жизни ребенка, каждый квадратный метр его жизни должен быть заполнен образованием.

Но для того, чтобы внеурочная деятельность способствовала расширению образовательного пространства, не копировала дополнительное образование, создавала дополнительные условия для развития учащихся, чтобы каждый ребенок смог развить и реализовать свои творческие возможности, и школам, и организациям дополнительного образования детей предстоит еще много сделать.

разработку и реализацию программ учебных предметов, курсов дисциплин (модулей) в рамках основной общеобразовательной программы;

проектирование и реализацию воспитательных программ;

разработку (совместно с другими специалистами) и реализацию совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *