Что общего между армянами и чеченцами
Чечня, Армения и Урарту: кто кому родственник?
Порой, блуждая по просторам Сети можно увидеть не просто перлы, а нереальные перлы. Недавно вот прочел статью, на основе материалов кандидата исторических наук, доцента, замдекана исторического факультета чеченского государственного университета Хажи Хизриева, и понял, что национальные проблемы в нашем государстве еще долго будут цвести и пахнуть. Хорошо, если еще нарастать не будут.
Автор статьи говорил о государстве Урарту и его связи с армянами и чеченцами (и ингушами). Там утверждалось, что урарты – предки ингушей и чеченцев, а связь с армянами – «выдумка армянских сказочников».
Ужа сама такая формулировка вопроса указывает на то, что с элементарной этикой сей господин не знаком. Большая часть его высказываний сводится к тому, что армяне присвоили себе чеченскую историю.
Историю Урарту он, видимо, считает чеченской по умолчанию, и разницы между древним переднеазиатским государством Урарту и современной северокавказской Чечней в упор не видит.
По словам автора, самым близким языком к урартскому является чеченский, что стало ясно после исследования обильного письменного наследия урартов.
Увы, это заявление показывает до чего дошла российская наука в целом, и чеченская в частности, как и то, что государство спокойно спускает такие высказывания на тормозах, несмотря на то, что в них сквозит не наука, а национализм.
На самом деле одной из главных проблем урартологов является то, что урарты оставили после себя очень мало письменных источников. Большая их часть – немногочисленные царские надписи, из-за чего внятного представления об этом языке сформировать не удалось.
Более того, по этой же причине затрудняется национальная идентификация урартов и поиск их родни в древнем
(и, тем более в современном) мире.
И поскольку урарты не оставили письменных памятников, которые освещали бы жизнь простых людей, жречества и прочих, не раз высказывалось предположение, что это был язык немногочисленной этнической группы.
По словам автора статьи, все попытки расшифровать урартский язык с помощью местных языков, включая армянский, провалились и только когда догадались сравнить его с чеченским языком, то обнаружили, что он совпадает с ним на 85%.
При этом он манипулирует именем советского ученого И. М. Дьяконова, который, как и некоторые другие действительно крупные специалисты, отмечали подобную связь. Но!
Если вдумчивый человек вникнет в суть вопроса, то обнаружит, что, во-первых лингвисты – не дилетанты, которые станут искать родственные языки только на территории, извините, близлежащих огородов. В поиске родственных связей лингвисты переворачивают гигантские языковые пласты.
Во-вторых, Хизриев утверждал, что только армяне говорят о связи урартов с армянами, а все видные ученые настаивают на родстве урартского языка с чеченским.
В реальности, большинство ученых (не армянских) считает, наиболее близким к урартскому языком хурритский, с которым объединяют его в хуррито-урартскую семью. Сам же хурритский язык разные лингвисты определяют то в индоевропейскую семью, то вне ее.
Другие специалисты, в том числе и Дьяконов, считают, что хурритский язык находился в отдаленном родстве с нахско-дагестанскими языками.
Чувствуете разницу? По словам действительно маститых ученых, урартский язык близок к хурритскому, а они вместе имеют отдаленное родство не с современным чеченским языком, с нахско-дагестанской семьей.
По словам же автора статьи, урартский можно прочесть только с помощью чеченского. Забавно, что при этом ворами называют армянских сказочников. Не спорю, среди армянских ученых, тоже хватает фантазеров, но в данном случае, фантазеры двух стран, похоже, встретили друг дуга.
Далее автор статьи, уже не ссылаясь на Хизриева, говорил, что язык государства Урарту базируется на современном чеченском языке. Потрясающе! Оказывается, язык из прошлого может базироваться на языке из будущего.
Здесь автор статьи либо демонстрирует полное непонимание того, что языки постоянно изменяются, либо впадает в шизофрению, путая местами причину и следствие. «Ветер дует, потому что деревья качаются»– так рассуждает автор.
Далее он говорит, что современные чеченцы являются не только культурно-историческими, но и генетическими потомками урартов, что «подтверждается многочисленными данными из области языка» (непонятно откуда взявшимися, учитывая скупое урартское письменное наследие), «а также данными археологии, антропологии, топонимии, летописных и фольклорных источников и на основании параллелей в обычаях, обрядах и традициях».
Это заявление нужно рассмотреть по пунктам. О языке я уже писал. Теперь о генетике.
Генетическое и антропологическое родство урартов и чеченцев
Население Урарту было многонациональным, и никто не знает урартской генетики, поскольку ни одного, извините, ископаемого урарта, который точно не был бы протоармянином, лувийцем или хурритом пока не откопали. Так что это фантазии. Генетика чеченцев изучена достаточно хорошо, но сравнивать ее, увы, в данном случае н с чем.
Что касается антропологического облика, то здесь несколько яснее. Антропологический облик урартов нам тоже неизвестен по той же причине, что и генетика. Зато нам хорошо известна антропология чеченцев. Ее основным типом является кавкасионский тип балкано-кавказской расы.
История этого типа хорошо прослеживается теми самыми данными антропологии, и они говорят, что этот тип является коренным.
Если бы чеченцы были бы потомками урартов – они имели бы заметные отличия от коренных народов. Однако сам их физический облик сформировался именно там, где они сейчас и живут.
И наиболее близкими к чеченцам народами, являются те, которые издавна с ними соседствуют. И даже не такие уж далекие армяне и азербайджанцы уже довольно сильно от них отличаются. Вероятно, не меньше отличались и урарты.
Данные археологии
Никаких археологических данных, которые свидетельствовали бы о родстве урартов именно с протовайнахами, нет. Урарты контактировали со всеми соседями, включая кавказские народы, и нет оснований считать, что они отдавали приоритет протовайнахам. Скорее на эту роль претендуют ассирийцы, с которыми у них были наиболее плотные связи.
Сходство летописных и фольклорных источников
Непонятно о каком сходстве в фольклоре может идти речь, если об урартском фольклоре данных нет вообще. То же самое можно сказать об обычаях и традициях. Урарты об этом вообще не сообщали.
Кроме того чеченцы издавна гордились своим свободолюбием и отрицанием любой власти, что нашло свое отражение в чеченской военной демократии. Непонятно как это коррелирует с урартской царской властью.
Если посмотреть на урартскую материальную культуру, то можно увидеть совершенно характерные именно для данного региона черты, наиболее близкими к которым можно считать все те же ассирийские.
Кстати, можно сколько угодно ругать армянских псевдоисториков, способных отыскать армянина даже в древнекитайских летописях, но факт остается фактом: урартское культурное наследие перетекло к тем народам, которые заняли эти территории впоследствии, в том числе и к армянам.
Есть у урартов связь с армянами?
Здесь правильнее было бы спросить: «а почему ее не должно быть?» Ведь ни о каком исходе урартов из этого государства на Северный Кавказ нет никаких данных.
Государство Урарту пошло к упадку, и впоследствии на его месте возникли другие, рождались новые народы, одним из которых стал и армянский народ. Вполне очевидно, что урарты растворились в этих более молодых народах.
Так что армянские националисты, конечно, фантазируют, называя только себя прямыми потомками урартов, но то, что в их жилах текут и урартские гены (как и у большинства коренных народов этого региона) сомнению не подлежит.
Какова урартская доля в их геноме – это уже другой вопрос, ибо опять же генетики урартов мы не знаем.
Врите больше – скорее поверят!
Автор обсуждаемой мной статьи, пытаясь доказать, что весь мир заполонила армянская ложь, предложил поинтересоваться тем, что написано в Википедии по запросу «Урарту».
По его словам, там написано, что Урарту было древнеармянским государством, полностью населенным этническими армянами, говорившими на армянском языке.
Вообще за подобное распространение ложной информации следовало бы отдавать под суд. Любой, кто заглянет в Википедию, сможет увидеть там совсем другое. Рекомендую, кстати, прочесть и сравнить с националистическими завываниями как армянских, так и чеченских нацистов.
В реальности там написано, что (по мнению того же И. М. Дьяконова) изначально протоармяне (не этнические армяне, а именно «носители протоармянского языка») составляли не более десятой части от населения Урарту.
Впоследствии их язык становился все более распространенным и таким образом произошла языковая ассимиляция местных народов, среди которых были и урарты.
Какой же вывод можно сделать из всего этого? Лично я вижу только один: национализм, сколько бы его ни пытались выдать за любовь к родному при отсутствии ненависти к чужому, в большинстве случаев именно этой ненавистью и заканчивается.
Ученого же он и вовсе лишает трезвого взгляда на вещи, порой опуская до уровня настоящего хамства.
Что же касается урартов, то здесь картина, хотя и мутная, но не такая уж непонятная. В культурном и генетическом плане они ближе к народам Закавказья и Передней Азии, в которых и растворились.
В языковом же, они, вероятно, являются отдаленными родственниками нахско-дагестанских народов. Сказать что-то большее пока что затруднительно.
Армяне и чеченцы: какие взаимоотношения между народами.
Армяне и чеченцы: какие взаимоотношения между народами
Взаимоотношения армян и чеченцев.
Чеченцы и армяне — коренные кавказские народы, живущие бок о бок уже не одну тысячу лет.
Сразу отмечу, что одно из первых упоминаний собственно вайнахского народа находится в армянской рукописи — географическом труде «Ашхарацуйц» (Показ мира) великого армянского ученого Мовсеса Хоренаци, датируемом VII веком нашей эры.
У Хоренаци упоминается некий народ Нахчаматьяне, под которым большинство историков, как считают историки, фигурируют предки чеченцев. Причем их ареал обитания, по Хоренаци, доходит до самой реки Танаис (Дон).
По одной из версий, армяне — это индоевропейцы, смешавшиеся с хурритскими племенами урартов за тысячи лет до нашей эры. А вайнахи — как раз «чистые» представители урартского народа, ушедшие на Северный Кавказ. На это указывают найденные учеными параллели в армянском и коренных северокавказских языках. Ну и название региона Нахиджеван (Нахичевань) — что возможно означает «земля нахов» (нах — люди на чеченском языке).
Несколько лет назад в Ереванский Матанедаран (хранилище рукописей, спасенных в 1915 году) отправилась изучать записи о своих предках целая группа чеченских специалистов во главе с министром по нацполитике ЧР Джамбулатом Умаровым.
В начале XX века армяне, купцы и ремесленники, составляли одну из крупнейших общин Грозного. В городе действовали армянская школа, лавки, и даже давал представления армянский театр. На старинных фото Грозного сохранилась изображение армянской церкви, снесенной большевиками в 1930-е годы. Большинство грозненских армян же покинуло Чечню в лихие 90-е.
В 1992 году чеченский полевой командир Шамиль Басаев отправился в Карабах воевать на стороне азербайджанцев против армян. Армяне на линии фронта по громкоговорителю призывали чеченцев — «коренной народ Кавказа не воевать против другой коренной нации Кавказа». Басаев впрочем, в Карабахе, и сам надолго не задержался…
Интересно, что своим девушкам чеченцы выйти замуж за армянина категорически не позволят. Но это в принципе так сложилось, что чеченцы не выдают своих дочерей за иноверцев.
Например, в 2010 году стал известен громкий и скандальный случай, когда чеченская певица Хеда Хамзатова в Москве исполнила перед армянской аудиторией армянскую же песню «Хай каджер» (армянские храбрецы). А после вознамерилась выйти замуж за предложившего ей путевку на Евровидение состоятельного армянского бизнесмена. Рамзан Кадыров был очень зол и вернул девушку из Еревана домой…
Что общего между армянами и чеченцами
ОБ АРМЯНО-ЧЕЧЕНСКОМ ДИАЛОГЕ, СПУСТЯ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА
В последние четверть века тема армяно-чеченских взаимоотношений, если выразиться очень мягко, пребывала в некоем забвении. Если порой окружающий мир тревожат громогласные конфликты или канонады открытого противоборства, в затронутой сейчас теме более ужасающе звучит тишина. Причём, затишье на грани стагнации.
А ведь в истории между армянами и чеченцами не бывало абсолютно каких-либо разборок, но не ощущалось какой-либо родственной привязанности, несмотря на культурную и историческую общность, связанную с древней Биайной (Урарту).
Наверное, из-за военных лихолетий, находясь в бурном водовороте событий, ни у армян, ни у чеченцев не находилось свободного времени, чтобы внезапно опомниться и мгновенно осознать факт этой самой стагнации; чтобы искренне удивиться, задав самим себе вопрос: «А почему всё так внезапно произошло? Почему никто из интеллигенции обоих народов тогда же не забил в набатный колокол?»
Ведь ситуация прямо-таки удивительная и, что весьма удивительно, необъяснимая, будто речь идёт о тайне бермудского треугольника.
Вспоминается советский период и город Грозный до распада СССР. Здесь проживало основное армянское население, насчитывавшее, если не изменяет память, до двадцати тысяч человек.
Абсолютно никаких конфликтов на межнациональной волне. Более того, армяне и чеченцы, жившие по соседству, были между собой по-родственному внимательны, добры и предупредительны. Многие дружили. А насколько самозабвенно умеют дружить на Кавказе, знают только сами кавказцы — представители всех национальностей, обитающих в этом благодатном регионе нашей планеты.
Вспоминается землетрясение в Спитаке в декабре 1988 года, которое в Чечено-Ингушетии было воспринято с болью и состраданием.
Затем трагедия в Сумгаите и эскалация карабахского конфликта.
В Чечено-Ингушетию тогда переехало немало беженцев из Закавказья (Азербайджана и Карабаха). Помнится, с каким нескрываемым сочувствием и солидарностью относились чеченцы к армянским бедствиям. Всё это было, и этих страниц не перечеркнуть в памяти. А потом. Смутная эпоха. Какое-то забвенье, безвременье. Обитая в соседстве на Кавказе и к тому же будучи двумя наиболее яркими заметными этносами в самой России, армяне и чеченцы, вроде как перестали замечать друг друга.
И вдруг наступает миг некоего прозрения, понимания того, что ситуация нездоровая; она далека от какой-либо нормы и здравомыслия; она не поддаётся полноценному анализу.
В настоящий момент и в армянских умах, и в осознании чеченцев вызрело понимание, что далее уже нельзя бездействовать; необходимо отряхнуться от дурмана забвения и целенаправленно выводить ситуацию в позитивное русло, от чего в выигрыше останутся все без исключения, от указанной инициативы окрепнут позиции России в мире, весомо возрастёт геополитическая роль и авторитет страны на международном уровне. Но начинать нужно внутри нас. Именно общественные силы должны проявлять высокую гражданскую сознательность и быть на страже интересов общества и государства.
И в этом процессе армяне и чеченцы должны и могут играть существенную роль. Нужно только начать! И начало положено хотя бы потому, что созрело понимание такой необходимости.
В качестве первого шага к переходу от затянувшейся стагнации к активной фазе армяно-чеченского диалога STUDIA-AMAngelMedia (г. Псков) и МАОО «Кавказский миротворческий форум» (г. Грозный) инициируют съёмки полнометражного художественного фильма об искренней дружбе двух грозненцев — искренних друзей Артура Айрапетяна и Аслана Джамалдинова, армянина и чеченца. Развязанная безответственными коррумпированными структурами война вторглась в мирную жизнь Юга России, оборвав судьбы замечательных друзей и многих ни в чём не повинных грозненцев. В той войне пострадали не только чеченцы или армяне, а все, кто оказались втянутыми в неё.
Аслан и Артур погибли в холодном феврале 1995 года, и сегодня, спустя без малого четверть века после своей гибели, они оживают в наших сердцах и памяти, служа примером настоящей бескорыстной дружбы. Они — и пример, и символ былого братства армян и чеченцев, уходящего корнями в глубь тысячелетий. Они сегодня демонстрируют молодому поколению, насколько глубокой, трогательной и показательной может быть дружба между кавказцами, гражданами многонациональной России.
Здравый смысл на то и необходим, чтобы принимать наиболее верное судьбоносное решение. Сегодня сами события, бушующие в окружающем нас мире, как минимум, подсказывают как армянам, так и чеченцам необходимость культурного и идеологического диалога и дальнейшего сотрудничества, от чего коэффициент полезного действия станет только выше, и в рамках нашей страны от этого выиграет вся Россия.
член правления МАОО «Кавказкий миротворческий форум».
Древние чеченцы пришли из Урарту
Араик Оганесович Степанян
Урарту
Название «Урарту» — ассирийское, в переводе с армянского — Арарат. Оно обозначает территорию по местному географическому названию. Ассирийцы Армению называли «Урарту» или «Арарту», персы — «Армина», хетты — «Хайаса», аккады «Армани». Здесь следует упомянуть, что сами себя армяне называют — хайами.
Какое отношение имеют вайнахи к Армении?
На основании исследований В.И. Иллича-Свитыча и А.Ю. Милитарёва, ряда других крупных лингвистов, при соотнесении их данных с археологическими материалами, в частности А.К. Векуа, фундаментальными работами Т. Гомбрелидзе и В. Иванова, А. Арорди, М. Гавукчяна и др., можно прийти к следующим выводам относительно происхождения и расселения представителей древнейшего этноязыка вайнахов.
В пределах XXX-XXV тыс. до н.э. осуществляется первичная дифференциация гипотетической восточно-средниземноморско-переднеазиатской праэтноязыковой общности людей начала верхнего палеолита на несколько этноязыковых массивов, среди которых в настоящее время более-менее отчетливо просматриваются три:
1) Ностратический — с ареалом становления в пределах Закавказья, Южного Прикаспия, Загроса и прилегающих к ним областей (в настоящее время в него включают языковых предков индоевропейских, уральских, алтайских, картвельских и эламо-дравидских народов). Здесь стоит отметить новую работу А. Арорди «Генезис Айа», где автор этим ностратическим языком называет язык айа.
2) Афразийский — между средним Евфратом и Нижним Нилом, с центром в Палестине, Заиорданье и Сирии (от него происходят языковые предки семитских народов, древних египтян, а также носители современных берберско-туарегических, чадских, кушитских и омотских языков северной половины Африки).
3) Синокавказский — в пределах Армянского Нагорья и Анатолии — Армянская Месопотамия (с ним генетически связываются не только древние и некоторые современные языки Средиземноморья и Кавказа, такие как баскский, этрусский, хеттский, хуррритский, «урартский», абхазо-адыгейские и нахско-дагестанские, в частности чеченский, лезгинский и пр., но и, как ни странно, языки сино-тибетской группы, в том числе и китайский).
Праностратическая общность в ее современном понимании складывалась на Армянском Нагорье. Из ее юго-восточной части потомки представителей западного ареала синокавказской общности в течение IX — VI тыс. д.н.э. распространяются по всему Северному Средиземноморью, Балкано-Дунайскому региону, Причерноморью и Кавказу. Их реликты известны как баски в Пиренеях и адыгейцы или чеченцы в горах Кавказа.
Северными соседями древних семитов были носители древнеанатолийско-северокавказских языков, представленные, главным образом, двумя ветвями западной, хеттской — в Малой Азии (с ответвлениями на Северном Кавказе в виде языковых предков абхазо-адыгейских народов), и восточной, хурритской — на Армянском Нагорье (с ответвлениями на Северном Кавказе в виде предков нахско-дагестанских народов).
Таким образом, лингвисты утверждают, что нахско-дагестанский язык формировался в Армянском Нагорье, значит, языковые сходства армянского и вайнахского каким — то образом должны отражаться в их географических названиях.
«Нах» по армянски «начало»
На основе анализа топонимических названий Армении, Чечни, Ингушетии можно определить регионы (губернии) в Армении, откуда вышли первые нохчий и двинулись на Северный Кавказ.
Возьмем чеченское селение Хой. По-армянски это слово означает — дикий баран, овен. В этом слове примечательно то, что от него, по мнению О. Пиликяна, происходит самоназвание армян — хай, таким переходом хой-хоай-хай. Существуют еще три версии о происхождении этнонима хай. Армянский город Хой — бывший Гер, а по данным Авесты — Вер, который арии построили в стране Ар — Мана, находился в исторической Армении — область Васпуракан. Сегодня Хой находится на территории Ирана.
Есть большое сходство между чеченским селением Эрзи и армянскими городами Алзи, Арзни, Арзан, Эрзрум и Ерзнка. На мой взгляд, чеченское селение Эрзи имеет родственные связи с армянским Алзи.
Приведу лишь несколько названий чеченских селений, которые схожи с именами городов и племён Армении.
Армхи Арме, Урме, Архи
Скажем сразу, что мы не согласны с А. П. Берже, который слово «нохчий» выводит от чеченского «нахчи», означающего сыр. То есть люди, изобилующие сыром.
Название «вайнах» имеет значение этнической общности, куда входили чеченцы, ингуши и бацбийцы. Слово «вайнах» состоит из двух корней — «вай» и «нах». В слове «нохчо» тоже есть корень «нох». Согласно исследованиям Ю. Дешериева, древнейшей формой слова «нохчо» было «нахча», с чем мы охотно соглашаемся. Однако, что же означает слово — «нахча»? Есть несколько толкований этого слова:
1) армянское толкование, где слово «нах» происходит от библейского Ноя, который после всемирного потопа спустился с горы Арарат. Место, где он поселился, называется — Нахиджеван (Нахчаван на старом армянском), который означает место (ван), куда спустился (идж или эдж) Ной (Нах).
Сущностная ошибка ряда исследователей заключается в том, что армянское слово «нахчаматеанк» они пытаются толковать в чеченской этимологии, что, на наш взгляд, в корне не верно. Таким образом, ассирийцы перевели армянское слово Арарат на свой язык, и на свет появилось новое государство «Урарту». Так, например, К.П. Патканов слово «нахчаматяны» разбил на три части: «нахча», «мат», «яны» (суффикс множественного числа древнеармянского языка). Он считает, что «нахча» соответствует вайнахам, а «мат» означает язык по — чеченски.
Поэтому, чтобы понять суть слова «нахчаматсанк» его следует толковать в армянской этимологии. Первая часть в слове «нахчаматсанк» и «нахчаматеанк» уже нам известно: «нахча» — «праотец, предок», или «народ», а вот вторая часть: «матеанк» и «матсанк» — это название и племени и области Матян в исторической Армении, на юге озера Урмия. А на северо-западе озера Ван жили племена мардуцайки (марды). Возьмем название «нохчимохк»: «нохчи» — «мохк». На юге озера Ван есть армянское княжество Мокк, это означает — предки из Мокка. Остановимся на ряде других примеров сходства названий армянских и вайнахских селений и городов, которые соседствуют друг с другом. Опорным пунктом обозначаем княжество Вайк (Вай-нах) и по часовой стрелке спустимся вниз. На юге Вайка находится губерния Нахчаван (Нохчо). На западе от Нахчавана крепость Шот (Шатой). От Нахчавана спускаемся к озеро Урмия (Армхи) — Капутан — Матиана, не доходя до озера прямо по курсу город Хой (Хой), он же Гер. На юге озера Урмия княжество Матян (матянк, нахча-матянк). Этот список можно продолжить. Таким образом, напрашивается вывод, что, во-первых, слово «вайнахи» указывает этническое происхождение. Во-вторых, слово «нахчаматеанк» и «нахчаматсанк» или «нахчамохк» указывают место их прародины, то есть из каких мест они эмигрировали на Кавказ. Таким образом, слово «вайнах»- понятие этническое, а «нахчаматянк», «нахчамтсанк» и «нахчамохк» — географическое.
Когда вайнахи эмигрировали из Армении?
Обратимся к баскским источникам.
В 1927г. выходит на свет книга Бернардо Эсторнес Ласая: «Долина Ронкала», где он пишет: «По священным писаниям, после всемирного потопа мир разрушился, и спасся только Ной и его семья. У Ноя появился внук от сына Иафета, которого звали Тубал.
Жили они в Азии, в стране по имени Армения, когда началось строительство знаменитой башни Вавилона, по той причине смешались языки и от этого, по мнению одного автора, появился язык басков. Непонимание языков людей заставило скитаться по миру.
Праотец Тубал, которого еще звали Аитор, означающее что-то похожее на «праотец басков», вместе с армянами держал путь к западным краям Европы для проживания.
«Задерживаясь долгие годы на Кавказе, они решают продолжить свой прерванный путь — всегда на Запад».
Как видно из вышесказанного, баски считают своей прародиной Армению. В целом, по теме басков существует немало спорных моментов, но мы здесь не будем на них останавливаться. Скажем лишь, что в Испании огромное количество баскских названий, схожих с армянскими. Басковеды Испании и Армении нашли свыше 400 баскских слов, которые в армянском языке имеют идентичный смысл.
Следует отметить, что эмиграция из Армянского Нагорья на Кавказ происходила по нескольким этапам.
Второй этап — III — I тыс. д.н.э., арийская эпоха, когда у армян главный бог — Ар или Ара (Ардини), у славян Яр — Ярило, у вайнахов — Ерды.
Третий этап — это где-то с VI века д. н.э. В это время в Закавказье появились разные кочевые народы, которые являлись преградой на пути из Армении на Кавказ.
Уже в VII веке нохчий выступают под именем «нахчаматянк». О них армянский историограф Г. Алишан пишет, что они очень похожи на армян, со своими адатами, обрядами, танцами, мелодичными песнями, жертвоприношениями, поклонениями деревьям и т.д. Не все материалы про вайнахов, которые находятся в Матенадаране (крупнейшее книгохранилище древних рукописей в Ереване), изучены. Они ждут своих исследователей.
Частые вторжения разных кочевых племен на Кавказ — тюрков, хазар, монголов и др. — нарушали спокойную (относительно) жизнь вайнахов. Какая задача встала в этот период перед нохчий? Главная — выжить, не раствориться среди кочевых народов, сохранить свою самобытность, обычаи, адаты и т. д. Для этого они поднялись в горы. В горах они находились в относительной безопасности. Именно замкнутая жизнь в горах стала причиной отсутствия государственности вайнахов. Они при угрозе извне объединялись против врагов, отбивались и далее жили у себя в горах. Точно так же, как и армяне, отбивались от врагов. От аккадских и ассирийских царей мы узнаем, что когда они шли на Армению, то против них выступили около 60 племенных союзов.
На территории вайнахов жило много других народов: тюрки, иудеи, монголы и др., и закономерно кровосмешение. Встал вопрос: как определить, кто есть кто? Ответ очень прост: по семенам (чеч. — тукхуму, арм.- тохум, тахум), по родам (тейпам), то есть, по ним определяли свое место в обществе — «свой» или «чужой». Вот тогда и появились жестокие и изнуряющие обычаи кровной мести. У армян вместо понятия тейпа были князя (нахарары), и между ними была вражда. Причиной вражды становилась кровь, опять же семена — тукхуму. Армянские князья не признавали ни чистокровных князей, ни тем более тех, кто претендовал на царский престол. И вот, пока они между собой решали, кто из них чистокровный, вначале персы с византийцами покорили Армению, а потом арабы, монголы и турки. До сих пор в Чечне вопрос тейпов имеет большое значение. Посторонним трудно понять значение и место тейпов в общественно-политической жизни Чечни. Только сами чеченцы могут определить внутри себя, кто есть кто.
Четвертый этап — это XV-XVI век, когда принявшие ислам армяне из Османской империи (исторической части Армении) переходят в Персию, а оттуда уже в Чечню. Про этих армян очень красноречиво пишет армянский историк Лео. Это несколько армянских «тейпов» из гор Санасунк, которые занимались грабежом турецких налоговых служб. Это происходило таким образом: турки когда проходили по их ущельем за сбором налогов, то их беспрепятственно пропускали, а когда они, собрав налоги, возвращались, то на них нападали и грабили. Наказать или поймать их было невозможно, потому что они не имели постоянного дома, их домами были горы. Поэтому турецкий султан дал команду обходить этот район
В конце хочу отметить, что еще недостаточно основательно изучена связь вайнахов с Армянским Нагорьем. И этот тезис не ставит под сомнением теорию об автохтонности вайнахов. По той простой причине, что когда первые нохчий пришли на Кавказ, там не было жителей, потому что эта территория находилась под водой Каспия. Но это уже другая тема.
«Объединенная газета» № 24(80) 15 ноября 2005 г.