Что общего между человеком и животным биология 8 класс
Черты сходства и различия человека и животных — основная разница
Человек — многоклеточный организм, разумное и общественное существо, которое обладает определенным сознанием. Человек может изменить не только себя, но и окружающий мир. Основные отличия человека от других животных, являются хорошо развитый мозг, прямохождение, разговорная речь и мышление.
Отличие и сходство человека и млекопитающих животных:
Черты сходства:
Черты отличия:
Сходство человека с животными
1. Человек так же как и другие животные — гетеротрофный организм, который «ест все».
2. Человек относится к отряду приматов по большому мозгу и расположению конечностей.
3. Главные черты человеческого тела унаследованные от разных существ:
Различие человека с животным
1. У животных физическая сила играет важную роль, в то время как у человека на первом плане стоит душевная и умственная сила.
2. У человека небольшой волосяной покров.
3. Общение человека в несколько раз превосходит животную речь.
Органы человека — видео
Различия и сходства животного и человека: сравнение строения и поведения
Как никто другой, человек склонен влиять на планету. Отгородившись городами от дикого мира, мы часто воспринимаем себя отдельно от природы. Современная наука все же считает, что люди – её продукт. Достигнув своего «трона» благодаря эволюции, мы сохранили нечто общее со своими «родственниками» млекопитающими. Что же делает нас похожими на них? А в чем отличие? Сравнение человека и животного мы представим далее в статье.
Человек в биологической системе
Современный человек относится к роду Люди и виду Homo sapiens (человек разумный). Существуют разные теории об истинном происхождении столь развитого существа: теория внешнего вмешательства, пространственных аномалий, креационизм и эволюционизм.
В биологической систематике мы относимся к хордовым млекопитающим и отряду приматов, чем и объясняются некоторые сходства человека и животных. Из живущих на Земле видов наиболее близкими к людям по ДНК являются обыкновенные и карликовые шимпанзе.
Общие сходства человека и животных
Люди принадлежат к царству животных, а значит, обладают сходными чертами с другими его представителями. Так, наши органы и ткани состоят из клеток, которые оснащены клеточным ядром и лишены вакуолей.
Как представитель класса млекопитающих человек обладает двухсторонней симметрией тела, четырьмя конечностями, четким разделением частей тела на голову, конечности, туловище и шею (у животных ещё выделяется хвост). Людям присущи теплокровность, внутриутробное развитие зародышей, живорождение, кормление детенышей молоком, наличие волосяного покрова на теле.
Системы органов человека и животных (млекопитающих) обладают общими чертами, которые приведены в таблице ниже.
Два круга кровообращения.
Есть щитовидный хрящ и надгортанник.
Млечные, сальные и потовые железы
Внутренний скелет (череп, грудная клетка, позвоночник, пояса конечностей).
Пять отделов позвоночника.
Парная барабанная кость.
4 отдела пищеварительного тракта (ротоглотка, пищевод, желудок, кишечник).
Развитые железы и удлинённый тракт.
Центральная и периферическая НС.
Синаптическая передача с помощью нейромедиаторов, а не электрических сигналов.
Вкусовые почки на слизистых языка и нёба.
Соматовисцеральная кожная чувствительность.
Развитие зародышей
Сходство человека и животных наблюдается уже на первых этапах жизни. Эмбрионы человека на ранних стадиях практически не отличаются от эмбрионов других высших позвоночных. Только со временем они начинают приобретать специфические для каждого вида черты. При этом гомологичные органы формируются из одинаковых структур, то есть там, где у ящериц появляются передние конечности, у птиц развиваются крылья, а у человека руки и т. д.
Чем же похожи наши эмбрионы? Развитие всех позвоночных начинается с оплодотворения, далее образуется зигота, которая дробится, переходя в стадии морулы, бластулы и гаструлы. Из средних (мезодермы), внутренних (эндодермы) и внешних (эктодермы) зародышевых листков начинают формироваться органы и ткани.
Как и у остальных позвоночных животных, на 2,5 неделе жизни у нас появляется хорда – длинный продольный тяж, который со временем преобразуется в позвоночник. Сердце вначале выглядит как трубка с пульсирующими стенками, а то, что позже перерастет в спинной мозг и полноценную нервную систему, является поначалу нервной трубкой.
Как и у рыб, человеческий мозг до 3 месяцев состоит из пяти мозговых пузырей. С материнским организмом нас связывает пупочный канатик, что наблюдается у всех плацентарных млекопитающих. У приматов, грызунов и хищников он отпадает при рождении плода.
Люди и приматы
Лучше всего сходство человека и животных прослеживается на больших человекообразных обезьянах. Это ближайшие к нам представители млекопитающих, объединённые с людьми в семейство гоминид. Во многих чертах шимпанзе имеют больше общего с человеком, чем с другими обезьянами. Когда-то их даже хотели определить в группу Homo.
Внешняя схожесть заключается в удлиненных по сравнению с телом конечностях, в широких плечах, длинной шее и седалищных мозолях. И у тех, и у других нет хвоста, а на коже нет подшерстка, нос выступает из плоскости лица, на пальцах есть ногти вместо когтей. Тело человекообразных обезьян (антропоидов) покрыто волосами не так густо, как у их собратьев.
Кровь шимпанзе также имеет четыре группы, а сроки их беременности и полового созревания почти идентичны нашим. У нас одинаковые рисунки на коренных зубах, равное число долей в легких и схожее строение гортани. Обезьяны тоже имеют 4 резца и 4 клыка, 8 коренных зубов, 5-6 крестцовых позвонков в скелете. Они могут ходить на задних конечностях, помогая себе руками.
Наши общие болезни
Схожесть внутреннего устройства людей и животных приводит к тому, что нас могут одолевать одинаковые вирусы и инфекции. Так как обезьяны ближе всего к нам по структуре ДНК, то они наиболее подвержены нашим болезням. Они легко заражаются от нас туберкулёзом, гриппом, холерой, оспой, гепатитом.
Все млекопитающие подвержены действию прионных болезней. Человек и животные одинаково поддаются бешенству. В истории известно немало случаев, когда крысы передавали человеку чуму и лептоспироз.
От домашних питомцев человек может заразиться гельминтами, стригущим лишаем, лихорадкой от кошачьих царапин, токсоплазмозом. Птицы и рептилии переносят сальмонеллёз и орнитоз, грызуны – туляремию. Как дикие, так и домашние животные подвержены сибирской язве и фасцилёзу.
Наши различия
Несмотря на схожесть во многих аспектах, люди во многом отличаются от других видов. Многие физические различия человека и животных связаны с развитием у нас прямохождения и речи. Так, у нас более развит мозговой отдел, чем лицевой, есть подбородок, таз расширен.
От большинства млекопитающих нас отделяет трихроматическое зрение (также есть у приматов) и более слабое обоняние. За определение запахов у нас отвечает только 387 генов, у приматов – 500, у макросоматов – более 1000.
Наши ноги длиннее рук, а у приматов – наоборот. Клыки не выступают из зубного ряда, туловище короче, чем у обезьян. Большой палец человека противопоставлен остальным и очень подвижен, это помогает использовать различные орудия труда.
Мозг и интеллект
Конечно, главное различие человека и животных – интеллект. Дальше всех в мыслительных способностях продвинулись млекопитающие. Однако и они не в силах нас превзойти. Человек обладает сознанием, конкретным и отвлеченным мышлением. Мы умеем обобщать, мечтать, размышлять о прошлом и будущем.
Человек способен к дальнему планированию, в то время как животные принимают решения только для ближайшего временного отрезка. Люди – единственный вид, который способен делать выводы, познавать окружающий мир и передавать свои знания другим.
В связи с этим наш мозг приобрёл отличные от животных черты. Его кора в 2,5 раза больше по площади, чем у обезьян. Он крупнее, а борозды развиты сильнее. Теменные, лобные и височные доли, отвечающие за речь и психику, у нас тоже более развиты.
Человек способен к речи, в то время как животные владеют лишь упрощённой сигнальной системой. Они могут оповещать «собратьев» о самых простых ситуациях, например, «опасность!», «удовольствие» и т. д. У желтобрюхих сурков таких сигналов 8, у макак – около 30.
Зато животные способны к обучению. Шимпанзе более продвинулись в этом. Шимпанзе Уошо владельцам удалось научить языку жестов. В результате она владела 500 понятиями и могла даже их комбинировать, чтобы создавать свои. Например, словами «вода» + «птица» она объяснила, что увидела лебедя.
Поведение
Разница в интеллекте влияет и на различия поведения человека и животных. И тем, и другим свойственны условные и безусловные рефлексы. Но в целом действия животных более ритуализированы и диктуются древними инстинктами, а человек склонен поступать по ситуации, учитывая все внешние факторы и собственное желание. Иными словами, из всех животных мы склонны вести себя наиболее пластично.
Инстинкт – это форма поведения, которая заложена у вида на генетическом уровне, она диктуется биологическими потребностями и включает строго определённый порядок действий. Если хоть одно условие будет изменено, то животное растеряется или отреагирует не совсем адекватно.
Например, осы, перед тем как затащить пойманную добычу в нору, оставляют её у входа, а сами лезут внутрь, чтобы проверить, не забежал ли туда кто-нибудь посторонний. Когда все в порядке, они тащат жертву в «домик». Если мы вмешаемся и переместим её добычу немного дальше от входа, то оса начнет повторять всё заново. В её поведении не заложена возможность того, что кто-то будет перетаскивать еду, поэтому оса опять перенесёт жертву ко входу и вновь полезет в нору для проверки.
Эмоции человека и животных
И у нас и у животных первичные эмоции являются врожденными. Отсюда можно сделать вывод, что связанные с ними чувства человека и животных ощущаются одинаково, а некоторые даже проявляются подобно нашим. Приматы владеют тем же набором лицевых мышц и тоже могут показывать гримасы радости, гнева, страха и т. д.
Яркое выражение эмоций присуще социальным животным, так как выполняет коммуникативную функцию. Одним из важных проявлений эмоций является оскал. Открытая пасть с торчащими клыками как ничто лучше предупреждает противника о воинственном настрое.
Но у животных эмоции носят чисто биологический характер и существуют только в пределах их прямых потребностей и инстинктов. Опасность для них существует только в конкретный момент нападения, и чувство страха появляется только тогда. У человека оно может возникнуть даже в спокойной обстановке, если он вообразит себе опасную ситуацию.
Культура и творчество
Если инстинкты и эмоции наблюдаются у всех высших животных, то культура – это то, что определяет именно человека. Люди являются единственными организмами, которые не просто существуют в окружающей среде, но и могут изменять её.
Некоторые животные тоже могут применять орудия труда. Например, вороны достают червяков и насекомых из коры дерева, используя палочки и веточки. Но они не могут сделать эту палку сами.
Человек и животные: сходства и отличия
Человек и животные: сходства и отличия
Конспект «Человек и животные: сходства и отличия». Человек (Homo sapiens Linneus, 1758) является животным, т. е. принадлежит к земным многоклеточным эукариотическим организмам, которые питаются другими организмами или их частями, поедая их в виде отдельных частиц.
С биологической точки зрения корректно говорить и писать не «человек и животные», а «человек и другие животные». Современные методы реконструкции эволюции позволили описать основные этапы эволюции нашего вида. Нам свойственны все характерные особенности типа Хордовые, надкласса Четвероногие, класса Млекопитающие, отряда Приматы.
Таблица 1. Человек и животные: сходства
Ещё недавно человека и, к примеру, шимпанзе было принято относить к разным зоологическим семействам: человека — к семейству Hominidae (Люди), а человекообразных обезьян — к семейству Pongidae. По недавнему решению ведущих приматологов (специалистов по изучению отряда Primates), шимпанзе, горилл и орангутанов следует относить к семейству Hominidae. Генетические и палеонтологические данные подтверждают, что эволюционные ветви человека и шимпанзе разошлись 6—7 млн лет назад. Мы являемся более близкими родственниками шимпанзе, чем гориллы. Последний общий предок шимпанзе и человека жил позже, чем последний предок гориллы и шимпанзе (вместе с человеком) и гориллы.
Генетически, физиологически и биохимически человек и его ближайшие родственники чрезвычайно сходны. Однако, как любой вид, наш вид имеет ряд биологических особенностей.
Таблица 2. Человек и животные: отличия
Особенности строения человека:
В целом этот комплекс особенностей способствовал тесному взаимодействию в семьях человека, сложные связи между членами человеческих групп и исключительно высокие способности к обучению (культурному наследованию).
Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Гурная Татьяна Владимировна
учитель биологии МОАУ «СОШ №11 г. Орска»
Уровень обучения базовый
Тема урока: Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1
Место урока в системе уроков по теме 1
Создание условий для формирования научного мировоззрения у учащихся о происхождении современного человека и его месте в системе органического мира.
организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся по изучению структуры тела человека; расширить знания о сходствах и различиях человека и животных.
воспитание в учащихся уверенности в своих силах посредствам повышения интереса к предмету;
формирование умения работать с текстом, самостоятельно добывать информацию, выделять главное;
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе и его происхождении;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Техническое обеспечение урока
Телевизор Samsung CS 21z45zQQ
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока
Карточки для закрепления знаний обучающихся. (Приложение 1)
Урок ознакомления с новым материалом.
Учитель приветствует обучающихся. Проверяет готовность класса к уроку.
Психологический настрой «Дерево достижений».
Учитель. Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Красный, — желают общаться.
Желтый — проявят активность.
Синий — будут настойчивы.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
Природа! Человек – твоё творение,
И этой чести у тебя не отберут,
Но на ноги поставил с четверенек
И человеком предка сделал труд.
Почему С. Щипачев называет человека творением природы?
Человек, безусловно, является частью органического мира. Он употребляет в пищу органические вещества, производимые другими организмами, и использует их для получения энергии. Кроме того, для жизни человеку требуются кислород, вода и приемлемая температура среды. Таким образом, он является аэробным гетеротрофом.
Сообщение темы, цели, задач урока.
Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний
Тело человека имеет определенное строение, т.е. структуру. Как и любой другой организм человек состоит из органов. Различают внешние и внутренние органы. Назовите известные вам органы.
Учитель корректирует ответы обучающихся, классифицирует органы на внешние и внутренние.
(Проблема – недостаточные знания о строении тела человека)
Ознакомление с новым материалом
Полезно знать о пропорциональных соотношениях частей тела. Это может показаться удивительным, но длина предплечья человека равна длине стопы, а длина носа равна длине уха, люди с маленькой головой обычно обладают длинной и тонкой шеей, большая же голова часто держится на короткой и массивной шее.
Как вы думаете представителям каких профессий могут понадобиться знания о пропорциях тела человека? (Слайд №2)
Работа с текстом §2 стр. 10-11.Обучающиеся записывают в тетрадь основные понятия. (Слайд №3)
Внешние органы видны при наружном осмотре (глаза, уши и др.).
Внутренние органы (их больше) – не видны, они – внутри организма.
Внутренние органы расположены в полостях тела – грудной и брюшной, разделенных диафрагмой.
Тело человека покрывает кожа. Под ней располагаются мышцы и кости. Кости образуют скелет. Скелет и мышцы обеспечивают человеку опору и движение.
Мы выяснили, что человек является частью органического мира, какое же место он в нем занимает? Какие существуют доказательства принадлежности человека к царству животных? Какие таксоны вы помните из курса ботаники и зоологии?
Ответить на эти вопросы вы сможете, изучив таблицу №1 «Характеристика вида Человек разумный в системе живых организмов» стр.11-14.
Внимательно изучите таблицу.
Выпишите: 1.Особенности, позволяющие отнести человека к классу Млекопитающих; 2. Особенности, позволяющие отнести человека к отряду приматов; 3. Особенности, позволяющие отнести человека к семейству антропоморфных (человекообразных обезьян).
Обучающиеся работают с текстом, выделяют главное, конспектируют, делают вывод.
Всё это позволяет отнести человека к царству животные. Если брать более подробно, то люди относятся к типу хордовые, подтипу позвоночные, классу млекопитающие, подклассу плацентарные, отряд приматы, семейство гоминиды, род человек, вид человек разумный. (Слайд№4)
Вернемся к эпиграфу урока.
О какой особенности человека говориться в стихотворении С. Щипачева?
Существуют особенности характерные для человека, рассмотрим их. (Слайд№5)
Мозговой отдел черепа больше лицевого;
Челюстной отдел не выступает вперед;
Клыки равны резцам;
Позвоночник S-образной формы;
Прикрепление черепа к позвоночнику совпадает с центром тяжести головы;
Кости ладони подвижны;
Лучевая кость предплечья подвижна относительно локтевой кости.
Этап первичного осмысления и закрепления связей и отношений в объектах изучения
1. Назовите известные вам части тела. Укажите какие пропорции существуют между ними.
2. Назовите признаки человека, позволяющие отнести его к подтипу позвоночных животных.
3. Укажите признаки, определяющие положение человека в классе млекопитающих.
4. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?
5. Почему нельзя считать современных человекообразных обезьян предками человека?
6. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.
Задание (Приложение 1)
Разделите признаки сходства человека с классом Млекопитающих, отрядом приматов, семейством антроморфных, оформите работу в виде таблицы:
Особенности, позволяющие отнести человека к семейству антропоморфных (человекообразных обезьян).
Между зубами и щеками существует щель.
Большой палец противопоставлен остальным.
Характерные пропорции тела: короткое туловище и длинные конечности.
Грудная и брюшная полости разделены диафрагмой.
Подвижная ключица и шаровидный ключевой сустав.
Редукция хвостовых позвонков уменьшение числа грудных и поясничных позвонков, увеличение числа крестцовых позвонков, сросшихся в одну кость – крестец.
Сердце включает 4 камеры. Левая и правая стороны сердца изолированы.
Легкие альвеолярного типа.
Вскармливание детенышей молоком.
Усложнение переднего отдела головного мозга, в частности больших полушарий.
Носовая и ротовая полости разделены твердым и мягким небом.
Этап. Постановка задания на дом.
Изучить текст из учебника§2. стр.10-15; словарная работа с терминами стр.15.
Ответить на вопрос. Как в человеке проявляется его биологическая и социальная природа? (письменно)
Этап подведения итогов урока.
Подведение итогов урока.
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Что общего между человеком и животным биология 8 класс
Какой признак, свойственный человеку, является признаком животных типа Хордовые?
1) нервная система узлового типа
2) жаберные щели в стенке глотки зародыша
3) лёгкие, состоящие из альвеол
4) волосяной покров
Признак Хордовых: глотка пронизанная жаберными щелями. У человека только на эмбриональной стадии развития: легкие, состоящие из альвеол — признак класса Млекопитающие; волосяной покров — признак отряда Приматы. Нервная система узлового типа — тип Кольчатые черви и тип Членистоногие.
Правильный ответ указан под номером 2.
В первом пункте не указано, признак какого класса или отряда указан
Сплочению членов коллектива первобытных людей, общению при помощи звуков, а затем и слов способствовало(-а)
1) постоянная миграция
2) употребление мясной пищи
3) трудовая деятельность
Первопричиной возникновения языка послужил общественно-трудовой процесс.
Биологические и основные социальные факторы — основные факторы антропогенеза.
Биологические факторы: изменчивость, борьба за существование, естественный отбор и т. п.
Основные социальные факторы: труд и коллективная деятельность (общественный образ жизни, использование орудия труда), мышление, использование огня, развитие речи.
Правильный ответ указан под номером 3.
Какое изменение в строении стопы появилось у человека в связи с прямохождением?
1) Срослись кости предплюсны.
2) Сформировались своды.
3) В большом пальце появились две фаланги.
4) Большой палец приобрёл подвижность.
Сводчатая форма стопы человека сформировалась как приспособление к прямохождению, сводчатая стопа при ходьбе, беге, прыжках пружинит, смягчает толчки.
Правильный ответ указан под номером 2.
Как называют семейство, в которое помимо человека включены человекообразные обезьяны?
Гомниды (Hominidae) — самое высокоорганизованное семейство человекообразных обезьян. Включает современного человека и его предшественников: палеоантропов и архантропов.
Правильный ответ указан под номером 2.
Гоминиды-это семейство люди, а понгиды- семейство человекообразных обезьян
Гоминиды (Hominidae): семейство, включающее в себя человека, шимпанзе, гориллу, орангутанга и их вымерших предков. Терминология в области систематики высших приматов часто меняется. Ранее к гоминидам относили только людей и их вымерших эволюционных предшественников, а орангутангов, горилл и шимпанзе выделяли в отдельное семейство понгид. Теперь человек и его предшественники после разделения ветвей человек и шимпанзе классифицируются как Hominina.
Семейство понгид является немногочисленной группой ближайших родичей человека.