Что общего между человеком и бабочкой
Что общего между людьми и насекомыми?
Изучение процесса превращения куколки в бабочку показало, что между людьми и насекомыми есть немало общего.
Написаны несколько фантастических рассказов о том, что двуногий человек — не высшая стадия развития этого вида.
Проводится аналогия с насекомыми, которые проходят стадии гусеница-куколка-бабочка, и мы — всего лишь куколки, не сумевшие превратиться в бабочек. Эта высшая стадия, в данном случае бабочка, носит общее название имаго. Так и называется рассказ Вайтбрехта, в котором профессор-энтомолог сумел достигнуть этой стадии развития человека. Другой пример — знаменитый рассказ Брэдбери «Превращение», где после странного заболевания куколка-человек обретает способность летать и уносится к звездам. Цитируемая сайтом infox.ru работа группы генетиков из Университета штата Миннесота во главе с Майклом ОКоннором демонстрирует, что в этих фантастических сюжетах есть доля истины и что люди имеют нечто общее с насекомыми.
Исследователи решили выяснить механизм превращения гусеницы дрозофилы во взрослое насекомое, муху. К настоящему времени уже было известно, что этот метаморфоз связан с гормоном мозга насекомого РТТН. Группе профессора ОКоннора удалось установить, что этот гормон включает метаморфоз (превращение) только при увеличении содержания в грудной железе насекомого белка, известного как torso. Когда они заблокировали у дрозофилы ген, обеспечивающий выработку torso, куколки из гусеницы образовывались гораздо позже.
Важнейшим признаком имаго является способность к размножению, предыдущие формы насекомого не достигают полового созревания. Поразительно, но гормон РТТН очень близок по строению к человеческому фактору роста, благодаря которому у людей наступает это созревание. Получается, что достигший полового созревания человек является в некотором смысле бабочкой по отношению к куколке-ребенку. Или же этот гормон (или что-то еще) работает недостаточно эффективно и приводит к изменениям лишь в репродуктивной сфере, но не во внешнем облике человека. А заработал бы получше, мы могли бы летать. Представляете, летит этакий олигарх-махаон, а рядом с ним секретарша-капустница.
О бабочках и человеках с точки зрения психологии
«…Мы – гусеницы ангелов; и сладко
Вгрызаться с краю в нежный лист.
Рядись в шипы, ползи, сгибайся, крепни,
И чем жадней твой ход зеленый был,
Тем бархатистей и великолепней
Хвосты освобожденных крыл».
Многим из нас часто приходиться слышать: «Не проси у Бога, а то получишь!». Но немногим из нас суждено понять до конца, какие смыслы скрыты в этом парадоксальном высказывании.
Но те, кому «посчастливилось» достичь поставленных целей в материальном мире, в большинстве случаев безупречно понимают, куда приводят мечты. Как и те, кто посвятил себя поискам идеала, служению абстрактным идеям, растратив жизнь на химер, так и не познав в полной мере земных радостей.
И те, и другие хранят молчание, как минимум, для того, чтобы не прослыть неудачниками, потратившим жизнь в погоне за внешним успехом, либо на книги, семинары, тренинги, которые в изобилии предлагает рынок закомплексованным ботаникам. Но рано или поздно тайное становится явным.
Один из знакомых, заняв кресло заместителя председателя банка, реклама которого в девяностые крутилась по всем центральным каналам телевидения, безуспешно пытался справиться с экзистенциальным отчаянием с помощью алкоголя и неловких попыток суицида, потому как «денег хоть жопой ешь, а счастья нет».
Клиент, пребывая в депрессии, после того как вывел бизнес на запланированную высоту, вполне себе понимал, что, если покупка Бентли не принесёт ожидаемой порции счастья, он может умереть от передозировки.
Перефразируя известный мем в фейсбуке «Сейчас езжу на Майбахе, но в детстве всё равно велосипеда не было» на «была надежда купить велосипед, купил велосипед и нет надежды», можно объяснить состояние человека, вложившегося целиком и полностью в достижение внешних целей.
Конечно, ощущение счастья – глубоко личное переживание, зависящее как от индивидуальности страждущего поймать синюю птицу счастья за хвост, так и от внешних обстоятельств, в том числе и исторического отрезка времени, в котором человек проживает свою жизнь.
Много лет назад, когда начала разбираться со своим душевным неблагополучием при внешних атрибутах успешной женщины, на сессии по арт-терапии из восьми предложенных слов выбрала метаморфоз.
К стыду своему, не знала, что слово описывает жизненный цикл бабочки. Но душа ведала, интуитивно изобразила бабочку как символ незнакомого слова.
Уже имея внушительный профессиональный и личный опыт исцеления раненых душ, совершенно неожиданно пришла к выводу, что острые приступы экзистенциального отчаяния связаны с тем, что мы видим и понимаем жизнь преимущественно в одной плоскости, сфокусировав витальную энергию и восприятие мира на внешних целях.
Это туннельное восприятие внешнего зеркально восприятию мира внутреннего, которое зачастую не развито, подавлено, либо обесценено как атавизм. Быстрее, выше, сильнее.
Движение вверх по социальной лестнице, обеспечивающее переход из одной социальной страты в другую, не сопряжено с внутренней работой, душевным развитием. Человек, как личность, движется по горизонтали по принципу «рождённый ползать летать не может».
Ползти и есть. Жить и потреблять, захватывая всё новые и новые территории.
Движение происходит как у гусеницы, вылупившейся из личинки, жадно захватывающей пространство зелёного листа, чтобы другие особи, не дай то Бог, не отобрали основу жизни, рано или поздно приводит к психологическим кризисам большого и малого порядка.
Таков приблизительно и в основном сценарий первой половины жизни, связанной с социальной адаптацией в обществе потребления. Но отдельные особи – человеки, интуитивно ощущая экзистенциальную пустоту, неясную тоску, впадают в депрессию.
Не случайно в качестве эпиграфа выбрала стихотворение Владимира Набокова, русского писателя, мечтавшего посвятить себя изучению бабочек. Бабочки в жизни гения занимали особое место в метафизике мира, являясь символом водораздела между земной жизнью и иной реальностью, говорящей об изначальном Промысле Творца и тайном смысле жизни.
Учёные энтомологи знают, что тело гусеницы содержит структуры, способные и готовые в заданный момент запустить механизмы трансформации в бабочку.
Гусеница, улавливая зов судьбы, начинает окукливаться снаружи и разлагаться изнутри, пока в один прекрасный миг не разорвёт кокон и предстанет перед миром абсолютно иным существом.
Червяк знает, что носит прообраз бабочки, точнее. тело, рождённое ползать, знает о крыльях. Знание о потенциальных крыльях заключено в особых образованиях – имагинальных дисках, пробуждающихся и начинающих процесс роста под действием гормонов – триггеров.
Так и в человеческой судьбе определённые события, которые мы можем воспринимать как катастрофу, разрушение основ жизни, выполняют роль триггеров, подталкивающих к трансформации, обретению крыльев.
Имагинальные диски с информацией о крыльях можно сравнить со свойствами души, данной человеку от рождения, которые необходимо развить, предъявить миру, осуществляя Высший замысел Творца.
Мы не выбираем душу, душа выбирает нас, выводя из заточения в коконе на свет и дальше к Свету.
Душа проявляется в социуме как акт самореализации. Исполнение предначертанного можно сравнить с полётом бабочки. А бабочки, как известно, летят к свету, несмотря на то, что огонь является потенциальной гибелью.
Конец света гусеницы является преображением и возможностью обретения крыльев для бабочки.
Придерживаясь общепринятой модели успеха, люди – потребители забывают о развитии внутреннем. О душе, её потребностях, не сводимых к первым уровням пирамиды Маслоу.
Многим из тех, которых условно отношу к внешним людям, разговоры о духовных кризисах, психологической подоплёке испытываемого дискомфорта, кажутся чистой воды абстракцией, не имеющей под собой серьёзной почвы.
Но в другой, параллельной вселенной живут люди, ориентированные на жизнь внутреннюю. Они прочитали много книг, теоретически разбираются в сложнейших философских и психологических вопросах, но на практике зачастую увы и ах.
На мой взгляд, это сильный перекос, как у первых, так и у вторых. Выпячивание, гипертрофия одной из сторон бытия является своего рода идеализмом. Люди внешнего порядка преимущественно ориентированы на потребление вещей, люди внутренние на потребление идей.
Но вспомним бессмертные строки Гёте «… суха теория, мой друг, лишь древо жизни пышно зеленеет». Относительно отдельно взятого человека этот принцип как нельзя лучше сформулирован у Владимира Маяковского «… Каждый хитер. Землю попашет. Попишет стихи».
Всегда старалась балансировать, как на канате, между миром земным и миром небесным. Была своей среди чужих, чужой среди своих.
Раньше казалось, что это мой внутренний конфликт вызывает желание разместиться на двух стульях одновременно. Но, пройдя кризис середины жизни, ясно увидела, что «пахота» земли и сочинение стихов связаны с внутренними циклами личностного становления, в котором неразделимы Земля и Небо, в той же мере, в которой тело есть храм души.
Балансирование – сталкерство между двумя мирами позволило увидеть закономерности и циклы развития души, где гармонично соединены тело, душа, дух. И ничто земное в этом движении мне не чуждо.
В жизни человека можно явственно различить циклы личинки, гусеницы, куколки и бабочки. Человек проходит через ряд микро-кризисов, как гусеница через несколько линек, и один большой мета-кризис, знаменующий полное преобразование, предпосылки которого уже были с самого рождения.
И это развитие по вертикали вверх является квантовым скачком. Квантовый скачок характеризуется новым уровнем энергии, мироощущения, усовершенствованной я-концепцией и, соответственно, новыми возможностями самореализации.
Не меняй мир, изменись сам. И душа начнёт излучать новые энергии, структурирующие и моделирующие внешнее пространство в заданном и необходимом порядке.
Хочется напомнить изречение Серафима Саровского: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи».
Глубоко субъективное переживания единения с миром, осязание нерва жизни, сходно с состоянием Потока.
КОГДА НЕ ТОЛЬКО ТЫ ЧАСТЬ МИРА, НО И МИР ЧАСТЬ ТЕБЯ.
Метафора полёта бабочки как нельзя лучше передаёт ощущение пребывания в Потоке.
Проблемы внешней жизни нам посылаются для того, чтобы, подобно гусенице, окуклиться, остановить стремительный забег во внешней жизни. А кризисы внутренние от малых до больших необходимы для преобразования в бабочку.
Если твой мир разрушен, если тебе жизненно необходимо справиться с обстоятельствами, которые заведомо сильнее тебя, не отчаивайся.
Это зов судьбы, последовав за которым, ты непременно исполнишь заветную мечту, даже, если она в итоге будет разительно отличаться от того, что ты представлял в начале Пути.
Просто следуй за белым кроликом.
И непременно обретёшь крылья, как способность взлетать после падений.
На эти 3 вопроса правильно отвечают только шизофреники. Ну или гении
Ответы на самые простые вопросы могут многое рассказать о человеке и о том, что творится у него в голове. Психологи всего мира используют эту технику, чтобы понять: этот человек — гений или ему необходимо лечение.
Мы узнали 3 вопроса, которые помогут определить, кто сидит у вас в голове: Безумный Шляпник или Сальвадор Дали.
1. Что общего у чайника и парохода?
2. Что общего у гоночного болида и торнадо?
3. Что общего у ботинка и карандаша?
А теперь — самое интересное: кто же вы?
Если вы не смогли ответить на эти вопросы, не переживайте: у вас абсолютно здоровое мышление. Ну а если же сделать это оказалось проще простого, то у вас есть предрасположенность к психическим заболеваниям и, возможно, стоит обратиться к компетентному специалисту с негромким голосом и проницательным взглядом.
Этот тест называют «методом противопоставлений» и используют для выявления расширенного сознания. Если обычному человеку зададут вопрос: «Что общего между вороном и письменным столом?», он ответит: «Да ничего». И будет в какой-то степени прав. По общим признакам это совершенно несопоставимые вещи. Шизофреники же сразу ищут более мелкие и глубокие варианты: они сходу могут сказать, что на столе пишут письма, а у ворона есть перо, которым можно писать.
Но как отличить шизофреника от настоящего гения? Разница в том, что первые отвечают так сразу, а гениальным личностям нужно напрячься, отбросить лобовые, неинтересные варианты и выдать по-настоящему уникальный результат.
Болид и торнадо движутся по кругу.
Оба оставляют след.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
История вещей: галстук-бабочка
Для персон: VIP и нон-грата
Галстуки и в самом деле любят называть именами животных. Почему — неизвестно. Может быть, потому что каждый из них почти одушевлен и умеет «разговаривать» — правда, на своем языке. Например, сморщенный галстук-шарпей — предок гофрированного воротника, который мужчины надевали на камзоле в Средние века. Украсить себя такой роскошью мог, как правило, очень знатный человек.
То же самое было и с бабочкой. Еще в начале прошлого века ее надевали в самых исключительных случаях (у простого человека за всю жизнь такового могло и не случиться) либо носили регулярно, но лишь очень высокопоставленные особы — вспомните главного поклонника этого аксессуара Уинстона Черчилля. Впрочем, иногда ситуация переворачивалась с ног на голову и бабочку можно было увидеть на самом распоследнем попрошайке или лакее.
Вероятно, бабочка говорила не столько об очень высоком положении, сколько о том, что перед вами персона из ряда вон. В каком-то смысле подобный посыл этот галстук несет и сегодня — надевают его, как правило, те, кто хочет выделиться из толпы. Тем не менее милый аксессуар давно потерял свое уникальное предназначение — его могут носить все. Правда, с небольшой оговоркой: для повседневной носки бабочка должна быть яркой и бросаться в глаза. Она же, выполненная в тон костюма, считается подходящей, кажется, лишь для обеда с английской королевой. Аксессуар также может служить частью униформы — например, он входит в обязательный элемент костюма адвокатов в Швейцарии, США и Франции. Бабочку очень любит творческая богема: актеры, музыканты и художники. (Узнайте также, почему британские судьи до сих пор носят парики.)
Из шарфа — в насекомое
Прародитель бабочки — обычный шарф, только короткий. А вот завязывать его в виде крыльев насекомого, как считается, впервые стали хорватские наемники времен прусских войн XVII века. Такие шарфы скрепляли вороты рубашек на мужественных шеях хорватов. Сами же шейные платки (они так и называются «крават», от французского croat — «хорват») появились еще в древности: в Египте, Китае и Риме.
Первым ввел моду на платки, повязанные в виде бабочки, знаменитый король-солнце —Людовик XIV. В 1661 году он открыл при своем дворе целую мастерскую по изготовлению любимого аксессуара — галстуков, в том числе и бабочек. На прелестную мелочь тут же обратили внимание дамы — одной из первых, кто «поселила» бабочку на шее, стала придворная герцогиня Луиза де Лавальер.
На пригласительном билете еще в прошлом столетии могли указать только адрес мероприятия и цвет бабочки
Современные формы бабочка обрела лишь в начале прошлого столетия. Считается, что до ее модификации додумались костюмеры театра Ла Скала в 1904 году, надев изящные галстуки на актеров и музыкантов оперы Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй» (или «Чио-чио-сан»). Спектакль произвел фурор. А потом была Марлен Дитрих с ее страстью к тому же аксессуару. Крошечному «насекомому» суждено было завоевать мир.
«Гадание» по бабочке
А еще бабочки бывают классические и все остальные. Первые состоят из полоски ткани — каждый раз их нужно завязывать самостоятельно, вторые — те, что уже завязаны. В силу простоты носки вторые несравнимо популярнее первых, зато классические имеют более длинную историю. И требования к ношению этого аксессуара в свое время были куда строже современных. Черную бабочку, к примеру, полагалось носить лишь со смокингом, белую — с фраком. Эта маленькая деталь одежды говорила не только за себя, но и за других. Скажем, за пригласительный билет, на котором еще в прошлом столетии могли указать только адрес мероприятия и цвет бабочки. Все остальное подразумевалось по умолчанию. И даже манера завязывать этот галстук опытным наблюдателям могла рассказать о состоятельности и характере его носителя: тороплив он или нет, дорогая ли ткань использована для аксессуара или дешевая.
Ширина классической бабочки — от 5,5 до 6,5 см. Большая бабочка — от 8 до 8,5 см. Бабочка «летучая мышь» (кстати, любимица Авраама Линкольна) очень узкая — 4–4,5 см. А еще бывает бабочка-бриллиант — ее зачастую носят творческие люди и женщины, она имеет характерную асимметричную форму (это единственный вид бабочки, который тоже можно завязывать). У клубной бабочки округлые концы и мягкая текстура.
p_i_f
ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ
Ответы на самые простые вопросы могут многое рассказать о человеке и о том, что творится у него в голове. Психологи всего мира используют эту технику, чтобы понять: этот человек — гений или ему необходимо лечение.
1. Что общего у чайника и парохода?
[ Spoiler (click to open) ] Пар.
2. Что общего у гоночного болида и торнадо?
[ Spoiler (click to open) ]
Болид и торнадо движутся по кругу.
3. Что общего у ботинка и карандаша?
[ Spoiler (click to open) ]
Оба оставляют след.
А теперь — самое интересное: кто же вы?
Если вы не смогли ответить на эти вопросы, не переживайте: у вас абсолютно здоровое мышление. Ну а если же сделать это оказалось проще простого, то у вас есть предрасположенность к психическим заболеваниям и, возможно, стоит обратиться к компетентному специалисту с негромким голосом и проницательным взглядом.
Этот тест называют «методом противопоставлений» и используют для выявления расширенного сознания. Если обычному человеку зададут вопрос: «Что общего между вороном и письменным столом?», он ответит: «Да ничего». И будет в какой-то степени прав. По общим признакам это совершенно несопоставимые вещи. Шизофреники же сразу ищут более мелкие и глубокие варианты: они сходу могут сказать, что на столе пишут письма, а у ворона есть перо, которым можно писать.
Но как отличить шизофреника от настоящего гения? Разница в том, что первые отвечают так сразу, а гениальным личностям нужно напрячься, отбросить лобовые, неинтересные варианты и выдать по-настоящему уникальный результат.