Что общего между философией и другими науками

Философия и наука: сходства и различия. Соотношение философии и науки

Сходства и различия науки и философии всегда привлекали внимание людей. Такие разные, но говорящие об одном и том же. Такие вечные и на первый взгляд привычные вещи, как время, пространство и расстояние, можно рассмотреть совершенно с разных сторон. О том, что сближает философию и науку, поговорим в материале статьи.

Что общего между философией и другими науками. Смотреть фото Что общего между философией и другими науками. Смотреть картинку Что общего между философией и другими науками. Картинка про Что общего между философией и другими науками. Фото Что общего между философией и другими науками

Как и где родилась философия

Философия как наука родилась больше двух с половиной тысяч лет назад в таких странах, как Египет, Китай, Индия и Древняя Греция.

Определение философии

Прежде чем искать сходства и различия философии и науки, рассмотрим каждое понятие в отдельности. На греческом «философия» означает любовь к мудрости, и это определение как нельзя лучше вмещает в себя всю суть понятия.

Кто был первым?

В любой науке есть первооткрыватели, и философия не стала исключением. Первым человеком, причислившим себя к философам, был Пифагор. А в отдельную дисциплину ее ввел Платон.

Что общего между философией и другими науками. Смотреть фото Что общего между философией и другими науками. Смотреть картинку Что общего между философией и другими науками. Картинка про Что общего между философией и другими науками. Фото Что общего между философией и другими науками

Кроме того, термин «наука» несет в себе несколько смыслов:

Что общего между философией и другими науками. Смотреть фото Что общего между философией и другими науками. Смотреть картинку Что общего между философией и другими науками. Картинка про Что общего между философией и другими науками. Фото Что общего между философией и другими науками

Характеристики науки

Наука обладает своим набором характеристик, среди которых:

Основные характеристики философии как научной дисциплины

Философия обладает следующими признаками:

Что общего между философией и другими науками. Смотреть фото Что общего между философией и другими науками. Смотреть картинку Что общего между философией и другими науками. Картинка про Что общего между философией и другими науками. Фото Что общего между философией и другими науками

Религия и философия

Разберемся теперь, в чем разница между такими близкими на первый взгляд понятиями, как «религия» и «философия».

Что общего между философией и другими науками. Смотреть фото Что общего между философией и другими науками. Смотреть картинку Что общего между философией и другими науками. Картинка про Что общего между философией и другими науками. Фото Что общего между философией и другими науками

Философия и наука

В чем выражается соотношение философии и науки друг с другом? Это две совершенно разных формы познания мира, самостоятельные, но дополняющие друг друга. Соотношение философии и науки выражается не только в поиске сходств и различий. Одно не может существовать без другого.

История развития науки была бы неполной без философии. Она выполняет следующие функции:

Что общего между философией и другими науками. Смотреть фото Что общего между философией и другими науками. Смотреть картинку Что общего между философией и другими науками. Картинка про Что общего между философией и другими науками. Фото Что общего между философией и другими науками

Взаимосвязь философии с науками

Связь философии и гуманитарных наук гораздо крепче, чем можно подумать на первый взгляд, и характеризуется тем, что из нее вышло несколько научных дисциплин, среди которых:

Что общего между философией и другими науками. Смотреть фото Что общего между философией и другими науками. Смотреть картинку Что общего между философией и другими науками. Картинка про Что общего между философией и другими науками. Фото Что общего между философией и другими науками

Научное определение времени

Время в науке и философии воспринимается по-разному. Начиная с древности, все великие умы задавались тем, что оно из себя представляет.

Наука выдвигает несколько определений понятия времени, основываясь на его характеристиках:

Единицы времени в науке

Некоторые концепции времени

Таблица «Философия и наука»

Философия опирается в основном на внутренние ощущения человека, его чувства и переживания. Наука признает конкретику и расчет. Сходства и различия науки и философии представлены в таблице.

И философия, и наука ищут ответы на поставленные вопросы, призваны решать проблемы

Ищет ответы на вопросы о смысле жизни, собственном пути, разделении на духовное и материальное.

Наука призвана решать вопросы, возникающие в обществе в настоящее время.

Критическое осмысление прошлого, поиск новых решений, ведение мысленного диалога с предшественниками.

Ученые не зацикливаются на открытиях прошлого.

Философия использует в основном абстрактные понятия.

Наука призвана решать проблемы путем лабораторных исследований, опыта, наблюдения.

В философии могут вместе существовать несколько противоречивых подходов.

Наука отвергает сосуществование нескольких взаимоисключающих подходов.

Знание в философии многослойно.

Философия призвана найти истину как способ согласовать мысли и существование человека. Ценности утверждает как форму согласования человеческого бытия с его мыслями.

Абстрагируется от оценок и суждений, не делит на черное, белое, хорошее и плохое. Отвечает на конкретные вопросы: каким образом, для чего, почему и так далее.

Философия сегодня

Какие вопросы философия решает на сегодняшний день? В связи с развитием человека как личности, некоторые вопросы, которые были важны, скажем около 100 лет назад, на сегодняшний день ушли сами собой. Центральные вопросы философии сегодня:

Философия в культуре

Несмотря на все различия и сходства философии и науки, ей отведена особая роль в обществе. Культурная функция философии состоит в том, что, распространяясь в виде определенного знания, она создает условия для лучшего понимания окружающего мира, помогает сформировать новые представления, объединяя не только общество отдельного региона, но и нескольких стран между собой.

Эйнштейн утверждал, что изучение физики помогло ему понять и поверить в существование Бога. Это утверждение доказывает, что философия и другие науки тесно связаны между собой. Также знаменитый ученый считал, что человек может получить любую реальность, которую он захочет, настроившись на определенную частоту. Поскольку все в мире состоит из энергии, человеку достаточно просто начать излучать в пространство те ощущения, мысли и эмоции, которые он хочет получить.

Никола Тесла, выдающийся физик, утверждал, что высшая точка развития человеческого сознания является в воплощении той реальности, которую человек может вообразить мысленно.

Надеемся, что представленный материал помог более четко проследить, как взаимодействуют между собой философия и другие науки, а также помог расширить горизонты восприятия привычных на первый взгляд вещей.

Источник

Философия и наука: сходства и различия

Содержание

Что такое философия, и что такое наука? Что общего у них, и чем они отличаются? Философия является теоретической частью науки или наука прикладной частью философии? Для того чтобы попытаться дать ответы на эти непростые вопросы, нужно разобраться в самой сути этих понятий, в их истоках.

История возникновения

Философия в переводе с греческого языка означает «стремление к мудрости». Впервые слово «философ» употребил еще в шестом веке до нашей эры Пифагор, который считал, что поиск истины – это и есть смысл философии.

Первые известные нам философские учения возникли в середине первого тысячелетия до нашей эры в трех очагах цивилизации того времени: в древнем Китае, древней Индии и древней Греции. Предшественниками философии были мифологические мировоззрения древних народов, населявших нашу планету. На основе мифов сложились системы ценностей и образ мышления человека еще на начальных стадиях развития общества.

Появление философии – это продолжительный процесс перехода от мифологического мировоззрения к рациональному. В процессе развития общества мифология себя изжила, и на ее место пришли религия и философия. И, если религия основывается на духовных канонах, то философия представляет собой систему знаний, основанную на рациональном восприятии и осмыслении мироустройства и месте человека в этом мире.

История науки также уходит в глубину веков. Когда, во времена палеолита, древний человек взял впервые в руки орудия труда и научился добывать огонь, тогда и началось применение, если еще не научного подхода, то уже накопленных знаний и опыта для решения своих насущных проблем.

Понятно, что без определенных познаний, древние египтяне или народы майя не смогли бы построить свои города, пирамиды, бальзамировать мумии. Или создать, например, древние календари, обнаруживающие глубокие познания цивилизаций того времени в астрологии.

Однако, в условиях мифологического сознания, все это носило исключительно прикладной, практический характер. Только с зарождением рационального мышления появилась возможность, с помощью логического развития, эмпирические знания систематизировать в научные. Поэтому временем зарождения науки также считается период античной древнегреческой цивилизации.

Что общего между философией и другими науками. Смотреть фото Что общего между философией и другими науками. Смотреть картинку Что общего между философией и другими науками. Картинка про Что общего между философией и другими науками. Фото Что общего между философией и другими науками

Особенности науки и философии, сравнение, общие черты и различия

Что же является объектом изучения философии? Если коротко, это общие и глубинные вопросы бытия, сущности и познания окружающего мира, места человека в этом мире, смысл жизни, какое начало лежит в основе всего – духовное или материальное. Существуют огромное количество разных философских теорий. Философия, как таковая, представляет собой совокупность различных, иногда во многом противоположных по взглядам учений. И часто эти учения, как в искусстве, отражают личностные представления и предпочтения создавшего их мыслителя.

Резюмируя вышесказанное, можем выделить сходства и различия науки и философии.

Можно сделать однозначный вывод, что наука и философия тесно переплетаются между собой на протяжении всей своей истории и призваны помогать человечеству в познании мира во всех его формах и проявлениях, находить ответы на насущные вопросы жизни и улучшать тем самым ее качество. Философия, в большей мере, классическая европейская, дополняет науку, расширяет ее границы и, очевидно, является ее уникальной, специфической составной частью.

Источник

Философия 22.04.2020. Контрольные вопросы 1 в чем сходство и различия между философией и наукой

ОТЛИЧИЕ ФИЛОСОФИИ ОТ НАУКИ, ИСКУССТВА, РЕЛИГИИ,

ИДЕОЛОГИИ И ЕЕ МЕСТО В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1) В чем сходство и различия между философией и наукой?:

Сходство в том, что и философия и наука стремятся к поиску истины.

Философия науки – это дисциплина, занимающаяся изучением методов, границ компетенции и понятие науки, а также исследует природу, способы развития и обоснования научного знания, его структуру и функции.
3) Каких вы знаете ученых, которые были одновременно философами?:

Древнегреческий ученый философ. Проповедовал на улицах и площадях, ставя своей целью борьбу с софистами и восприятие молодежи.

Платон основал свою школу- Академию платоновскую. Автор знаменитого сочинанея «Апология Сократа».

Величайший философ Древней Греции. Был учителем Александра Македонского. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и самый стиль научного мышления.
4) В чем сходство и различия между философией и искусством?:

Философия изучает отношения между духовным и материальным. Искусство познает и отражает красоту духовного и материального.

Философия- мышление сознательного и бессознательного.

Искусстово- бессознательное мышление.
5) Как соединяются искусство и философия в творении нового духовного мира?:

Философия вырастает на основе принципов, которые отражают глубинные основания деятельности. Искусство, в отличие от нее, имеет в основании остенсивные формы культуры, основанные на демонстрации культурного содержания. Создавая предметы искусства или любуясь ими, человек сливается с миром, который те изображают. Философия, напротив, заставляет человека заниматься рефлексией и подвергать критике тот мир, который он видит.

При этом между двумя данными культурологическими сферами – прочная связь. Они имеют в своем фундаменте общую культуру и в процессе развития проникают друг в друга. Так, творчество поднимает философские проблемы, а философия превращается в искусство.

В произведениях обеих этих сфер культуры есть ярко выраженный высокая степень индивидуальности, отражение эмоционально-личностного компонента автора. Но, если в произведениях деятелей искусства проблемы выражаются в художественных, изобразительных образах, то у философов они принимают вид абстрактных понятий, освоить которые может только обладатель тонкого ума – через разум, а не органы зрения, слуха или осязания. Однако благодаря философии и творчеству, когда они объединяются, складывается наиболее полная картина мира.
6) В чем сходство и различия между философией и религией?:

Стремление философа к истине ненасыщаемо, потому что он не знает, «попал в цель» или нет. Если он уверен, что истина у него в руках, он становится верующим. Если приходит к

уверенности, что ее найти нельзя, погружается в материальную жизнь. Религия обращается ко всем людям, но несет одну истину как единственно верную. Философия не претендует на истинность какой-либо одной системы. Она конструирует «духовные дома», которые хотя и связаны с традициями определенной культуры, но в принципе универсальны. Философия преимущественно вопрошает, и удачные вопросы и ответы входят в сокровищницу человеческой мудрости.
9) В чем сходство и различия между философией и идеологией?:

Философия и идеология

Главное достижение философии — развитие представления об идее. Но когда от идеи как таковой переходят к конкретным идеям, которые пытаются внушить всем, — это идеология. М. Маркович проводит следующее различие между философией и идеологией. «Философия не является идеологией, потому что ее положения должны быть рационально и фактически обоснованы. Идеология же, напротив, всегда выступает как выражение эффективных потребностей определенных общественных групп». Идеология не есть «чистая» теория и не может ею быть, поскольку знание действительности само по себе не может никого побудить к действию; идеология содержит оценочные или описательные суждения, которые или уже являются мистифицированным выражением веры в какие-нибудь ценности, или подчиняют свое содержание укреплению этой веры и этих ценностей.
10) В каком смысле можно говорить о философии как синтезе науки, искусства и религии?:

Философия как синтез науки, искусства и религии

БЛИЗОСТЬ философии к науке, искусству и религии следует из того, что философия есть взгляд на мир как целое, а наука, искусство и религия представляют собой определенные проекции на мир.

Всепричастность философии причиняла ей много неприятностей. В Средние века она была

служанкой богословия и занималась оправданием и обоснованием теологических истин (сама

теология — продукт подчинения философии религии). В Новое время философия преимущественно служанка науки и служит делу развития рационалистического познания (сама

философия науки — продукт подчинения философии науке). Развитие философии в Новое время стимулировало философский гносеологизм, достигший расцвета в трудах Канта и направлениях, вдохновленных его творчеством: немецкой классической философии и неокантианстве, в котором гносеологизм достиг предела и вызвал реакцию «философии жизни».

Источник

Сравнительная характеристика философии и других форм сознания (наука, искусство, религия, мораль)

Философия и наука. Философия и Наука – две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится познать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нереальное. Для Философии нет границ – она стремится понять всё, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.п. Но изучение это происходит по сравнению с изучением этого же философией хотя и однобоко, но более тщательно. Философия и Наука изучают картину мира, взаимно дополняя друг друга.

Они имеют ряд общих характеристик: всеобщность и универсальность, логичность и доказательность, рациональные основы исторического развития, наличие внутренней структурной организации и системы знаний. Факты науки: вещи, вещества, энергия, движения и т.п. Факты философии: смысл и идеи. Опыт науки – это очевидная данность той или иной области научного знания. Опыт философии – опыт мира в целом и опыт нахождения в «идеальном плане» действительности. Ученый – всегда аналитик. Философ – всегда созерцатель. Наука стремится разгадать тайны мира. Философия склоняется перед неустранимой его тайной.

Философия на протяжении всего своего развития была связана с наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношение философии и науки с течением времени менялось. Философия и наука тесно взаимосвязаны. С развитием науки, как правило, происходит прогресс философии: с каждым делающим эпоху открытием в естествознании, как отмечал еще Ф. Энгельс, материализм должен менять свою форму. Но нельзя видеть и обратных токов от философии к науке. Достаточно указать на идеи атомизма Демокрита, оставившие неизгладимый след в развитии науки. Философия и наука рождаются в рамках конкретных типов культуры, взаимно влияют друг на друга, решая при этом каждая свои задачи и взаимодействуя в ходе их решения. Философия намечает пути разрешения противоречий на стыках наук. Она также призвана решать и такую задачу, как уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки, в частности. Философия выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые активно применяются в конкретных науках.

Итак, наука и философия – не одно и тоже, хотя у них и немало общего. Общее между философией и наукой заключатся в том, что они:1. Стремятся к выработке рационального знания;2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объектов и явлений;3.Выстраивают категориальный аппарат (свой язык) и стремятся к построению целостных систем.

Разное, что:1. Философия всегда представлена адресно, т.е. тем или иным философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разделяют их другие философы. Наука же в конечном счёте – плод коллективного труда;2. В философии (в отличие от конкретных наук) нет единого языка и единой системы. Плюрализм взглядов здесь – норма. В науке же – монизм, т.е. единство взглядов, как минимум, на основные принципы, законы, язык;3. Философские знания не проверяемы экспериментально (иначе они становятся научными);4. Философия не может дать точного прогноза, т.е. не может экстраполировать достоверные знания в будущее, ибо таковыми не обладает. Отдельный философ на основе определённой системы взглядов может лишь предсказывать, но не прогнозировать или моделировать, как доступно учёному.

Философия и искусство. Сходство философии и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен эмоционально-личностный компонент, они всегда индивидуальны. Однако если философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций, обращаясь к тонкости ума, то деятель искусства выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробужденные им чувства. И философия, и наука, и религия, и искусство создают свою картину мира, дополняя друг друга.

Таким образом, ни философские, ни художественные тексты нельзя «пересказать другими словами», заменить. Это связано и с экзистенциальной вовлеченностью читателя, и с тем, что естественный язык и его символичность, его смысловая многозначность становятся в философии и искусстве «участниками» творчества, а не инструментом для выражения готовой мысли. Так что автору никогда до конца не ясно, что удалось сказать. Эта укорененность в естественном языке отличает искусство и философию от науки с ее искусственным, инструментальным языком.

Говоря же о различиях философии и искусства, отметим следующее:

Философия и религия. Религия, как и философия, является мировоззрением, правда, специфическим и одновременно включает в себя определенное поведение и действия, которые основываются на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое является «священным», сверхъестественным, недоступным пониманию человеческим разумом. «. Всякая религия, — отмечал Ф. Энгельс, — является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных». Философия и религия имеют совершенно различные задачи и суть различные по существу формы духовной деятельности. Религия есть жизнь в общении с Богом, имеющая целью удовлетворение личной потребности человеческой души в спасении, в отыскании последней прочности и удовлетворенности, незыблемого душевного покоя и радости. Философия есть, по существу, совершенно независимое от каких-либо личных интересов высшее, завершающее постижение бытия и жизни путем усмотрения их абсолютной первоосновы. Но эти, по существу, разнородные формы духовной жизни совпадают между собой в том отношении, что обе они осуществимы лишь через направленность сознания на один и тот же объектна Бога, точнее, через живое, опытное усмотрение Бога. Философия и религия соотнесены через феномен предельного, вечного, и веры. В религии осознание вечности – формы сознания массового и нравственного. А в философии – в формах сознания теоретического и во многом элитарного. Религия обращается к сверхъестественному началу мира – Богу. Философия же направлена на постижение абсолюта, единого безличностного начала мира.

Философия и мораль. По определению мораль является совокупностью правил выработанных из нравственных предпочтений большинства людей составляющих общество. Это так, кроме того, мораль призвана сделать возможным совместное проживание людей. Когда в разношёрстном обществе не складывается общая мораль, неизбежно возникают конфликты по любому поводу не идентичности людей. Следовательно, мораль является учебником совместного проживания не просто людей, а их душ. Тогда спрашивается, из каких нравственных свойств души и как складывается мораль? Сравнение морали с пирамидой удачно во многих отношениях, с высотой вроде бы строить меньше, да легче не становится, а высота пирамиды прямо зависит от того, как широко заложишь основание. И с моралью так же, чем больше сущностей вовлечено в неё, тем выше будет мораль, а чем более высокие ценности в неё вложены, тем труднее воспитывать человека и следовать им. С другой стороны, чем выше моральные устои общества, тем большим трудностям общество способно противостоять. Жизнь показывает, что если трудности превышают моральные возможности общества, то сначала разваливается экономика, а следом и государство.

Мораль и есть отношение человека к себе в перспективе собственного стремления к совершенству, идеалу. В человеке, начиная с древности, выделяются три составляющие: тело, душа, дух. Мораль является характеристикой души. Не тела. Не духа. А души. С одной стороны, существуют аффекты, природные инстинкты и стремления — все то, что сопряжено с удовольствиями и страданиями.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Сравнительная характеристика философии и других форм сознания (наука, искусство, религия, мораль)

Сравнительная характеристика философии и других форм сознания (наука, искусство, религия, мораль)

Сравнительная характеристика философии и других форм сознания (наука, искусство, религия, мораль)

Источник

17 Связь науки и философии

Связь науки и философии, ее эволюция и влияние на судьбы
человечества.

Наука – форма общественного сознания, представляющая исторически сложившуюся систему упорядоченных знаний, истинность которых проверяется и постоянно уточняется в ходе общественной практики. Могущество научного знания в его обобщенности, всеобщности, необходимости и объективной истинности. В отличие от искусства, которое отражает мир при помощи художественных образов, Н. постигает его в понятиях, средствами логического мышления. В противоположность религии, дающей извращенное, фанатическое изображение действительности, Н. строит свои заключения, опираясь на факты. Сила Н. в ее обобщениях, в том, что за случайным, хаотичным она находит и исследует объективные законы, без знания которых невозможна осознанная, целенаправленная практическая деятельность. Н. призвана не только объяснять существующее, но на основе знания объективных законов развития предвидеть будущее. Прогресс Н. заключается в том, что она переходит от раскрытия относительно простых причинно-следственных отношений и существенных связей к формулированию более глубоких и фундаментальных законов бытия и мышления. Н. тесно связана с философским мировоззрением, которое вооружает ее знанием наиболее общих законов развития объективного мира, теорией познания, методом исследования. Современной формой философии, способствующей правильному обобщению данных Н. и служащей методологической базой научного исследования, является диалектический материализм. Возникнув из потребностей общественно-производительной практики и непрерывно испытывая стимулирующее влияние последней, Н. сама, в свою очередь, сильно воздействует на ход развития общества.

Соотношение философии и науки
Анализ взаимосвязи философии и частных наук показывает, что никакая сфера человеческого духа, и философия в том числе, не может вобрать в себя всю совокупность специально-научных знаний о мироздании. Философ не может и не должен подменять собой работу медика, биолога, математика, физика и т.п.
• Философия не может быть наукой всех наук, т.е. стоять над частными дисциплинами, равно как она не может быть одной из частных наук в ряду прочих. Многолетний спор философии и науки о том, в чем больше нуждается общество — в философии или науке, какова их действительная взаимосвязь, породил множество позиций и интерпретаций этой проблемы. Каково же соотношение науки и философии?
• Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике, обучению, законодательству и пр. Они изучают свой специфический срез действительности, свой фрагмент бытия, ограничиваются отдельными частями мира. Философию же интересует мир в целом, она устремлена к целостному постижению универсума. Она задумывается о всеохватывающем единстве всего сущего, ищет ответ на вопрос: «Что есть сущее, поскольку оно есть». В этом смысле справедливо определение философии как науки «о первона
чалах и первопричинах».
Частные науки обращены к явлениям, существующим объективно, т.е. вне человека, независимо ни от человека, ни от человечества. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и тем социальным последствиям, к которым может привести то или иное открытие. Фигура ученого, строй его мыслей и темперамент, характер исповеданий и жизненных предпочтений также не вызывает особого интереса. Закон тяготения, квадратные уравнения, система Менделеева, законы термодинамики объективны. Их действие реально и не зависит от мнений, настроений и личности ученого.
Мир в глазах философа — не просто статичный пласт реальности, но живое динамичное целое. Это многообразие взаимодействий, в котором переплетены причина и следствие, цикличность и спонтанность, упорядоченность и деструкция, силы добра и зла, гармонии и хаоса. Философствующий разум должен определить свое отношение к миру. Потому-то основной вопрос философии и формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию (человека к миру). Принимая во внимание научные данные и опираясь на них, она идет дальше, рассматривая вопрос о сущностном смысле и значимости процессов и явлений в контексте человеческого бытия. Представители науки обычно не задаются вопросом, как возникла их дисциплина, в чем ее собственная специфика и отличие от прочих. Если эти проблемы затрагиваются, ученый вступает в сферу истории и философии науки. Философия же всегда стремилась выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно философского. Она направлена на выявление таких достоверных основ, которые могли бы служить точкой отсчета и критерием для понимания и оценки всего остального (отличия истины от мнения, эмпирии от теории, свободы от произвола, насилия от власти). Предельные и пограничные вопросы, которыми отдельная познавательная область либо начинается, либо заканчивается, — излюбленная тема философских размышлений.
Наука занимает приоритетное место как сфера деятельности, направленная на выработку и систематизацию строгих и
объективных знаний о действительности. Наука — это форма общественного сознания, направленная на предметное постижение мира, выявление закономерностей и получение нового знания. Цель науки всегда была связана с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ее законов.
Философия основывается на теоретико-рефлексивном и духовно-практическом отношении субъекта к объекту. Она оказывает активное воздействие на социальное бытие посредством формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей. К ее основным, исторически сложившимся разделам относятся: онтология, гносеология, логика, диалектика, этика, эстетика, а также антропология, социальная философия, история философии, философия религии, методология, философия науки, философия техники и пр. Главные тенденции развития философии связаны с осмыслением места человека в мире, смысла его существования, судеб современной цивилизации.

История науки
В истории науки можно выделить две стадии, которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности:

— первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), которая изучала преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивался в производстве и обыденном опыте. Человек стремился построить модели таких изменений, с тем чтобы предвидеть результаты своих практических действий. Люди изучали вещи, их свойства и отношения, которые выявлялись самой практикой. Они фиксировались в познании в форме идеальных объектов, которыми мышление начинало оперировать как специфическими предметами, замещающими объекты реального мира. Эта деятельность мышления формировалась на основе практики и представляла собой идеализированную схему практических преобразований материальных предметов. Используя такого типа знания, можно было предвидеть результаты преобразования предметов, характерные для различных практических ситуаций, связанных с объединением предметов в некоторую совокупность;

— вторая стадия — наука в собственном смысле слова. На данном этапе наука начинает строить фундамент новой системы знания как бы «сверху» по отношению к реальной практике и лишь после этого, путем проверки уже созданных из идеальных объектов конструкций, сопоставляет их с предметными отношениями практики. При таком методе исходные идеальные объекты черпаются уже не из практики, а заимствуются из ранее сложившихся систем знания (языка) и применяются в качестве строительного материала при формировании новых знаний.
Благодаря новому методу построения знаний наука получила возможность изучать не только те предметные связи, которые могут встретиться в сложившейся практике, но и проанализировать изменения объектов, которые в принципе могла бы освоить развивающаяся цивилизация. С этого момента кончается этап преднауки и начинается наука в собственном смысле.
С развитием письменности, в странах древних цивилизаций накапливались и осмысливались эмпирические знания о природе, человеке и обществе, возникали зачатки математики, логики, геометрии, астрономии, медицины. Предшественниками современных учёных были философы Древней Греции и Рима, для которых размышления и поиск истины становятся основным занятием. В Древней Греции появляются варианты классификации знаний.
Наука в современном понимании начала складываться с XVI—XVII веков. В ходе исторического развития её влияние вышло за рамки развития техники и технологии. Наука превратилась в важнейший социальный, гуманитарный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру. Объём научной деятельности с XVII века удваивается примерно каждые 10—15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников).
В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды — научные революции, приводящие к изменению её структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм её организации. Для науки характерно диалектическое сочетание процессов её дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.
ЭВОЛЮЦИЯ НАУКИ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *