Что общего между философией и искусством философией и религией
Связь философии с наукой, религией и искусством
Место философии в системе наук, изучающих отдельные области реальности. Значение термина «религия»; сравнение философии и религии как общественных явлений. Сходства и различия философии и искусства. Взаимодополнение философии, науки, религии и искусства.
Рубрика | Философия |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 09.05.2014 |
Размер файла | 22,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Философия и наука, философия и религия, философия и искусство
Вопрос о соотношении философии и науки важен для более глубокого понимания смысла и назначения философии. Является ли философия наукой? Находится ли она в одном ряду с другими науками или занимает совершенно особое место, будучи самостоятельной формой культуры?
От ответа на эти вопросы зависит трактовка взаимосвязи философии и частных наук. Под частными науками понимаются науки, изучающие отдельные области реальности. Это такие науки, как физика, химия, биология, экономика, литературоведение, правоведение, языкознание и др.
В наши дни наука пронизывает все сферы деятельности человека. Она стала мощным фактором достижений человечества в самых различных областях. Однако очевидно, что так было не всегда. Человечеству потребовалось пройти большой путь, чтобы перейти от донаучных форм познания к научным.
Философия возникла в синкретическом единстве с наукой и на протяжении всей своей истории сохраняет черты сходства с ней. Характерными общими чертами науки и философии являются следующие.
Как же ответить на вопрос о том, каково соотношение между философией и наукой. По утверждению Кармина А.С. и Бернацкого Г.Г. возможно четыре различных варианта ответа:
Не только философия нуждается в науке, но и наука нуждается в философии для решения стоящих перед нею проблем. Один из величайших ученых ХХ в. А. Эйнштейн писал: «В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки».
Философия и религия философия наука религия искусство
2. Религиозная организация (церковь).
3. Культ (система обрядов и таинств).
Сравнивая философию и религию как общественные явления, мы видим, прежде всего, что для философии наличие культовой стороны не является характерным признаком. Обрядам и таинствам не принадлежит значительная роль ни в науке, ни во многих других сферах человеческой деятельности. Вместе с тем факт наличия в составе большинства форм культуры, в том числе нерелигиозной, отдельных элементов культа общепризнан.
Культура как целостное явление предполагает наличие определенных процедур (ритуалов). В них запечатлеваются образцы поведения, признающиеся данным объединением людей в качестве положительных. Нарушения принятых образцов воспринимаются как проявления негативного свойства. На основе принятых образцов вырабатываются нормы и правила или стандарты определенного вида деятельности. В этом смысле не лишена культовой стороны даже такая сугубо рациональная сфера человеческой деятельности, как наука. Однако ни в науке, ни в культуре в целом культу, конечно, не принадлежит такой значительной роли, какую он играет в религии. По этому признаку сравнение религии с философией не представляет трудностей, поскольку культ для философии неспецифичен. По-иному обстоит дело, если сравнивать содержательную сторону религии и философии. В этом случае необходимо, прежде всего, сравнивать две доктрины, т.е. философию и теологию. Так В.Ф. Шаповалов1 полагает, что можно выделить несколько вариантов решения вопроса об отношении теологии и философии.
Второй вариант отношений философии и теологии складывается в средние века. Его можно охарактеризовать как «философствование в вере». Философия здесь существует «под знаком» веры. Она непосредственно отправляется от догматов теологии. Истины откровения рассматриваются в качестве незыблемых. На их основе развивается философское знание, более всеохватное по своему характеру и более абстрактное по сравнению с богословским. Христианского Бога-Личность «философствование в вере» наделяет абстрактно-философскими характеристиками. Он есть символ бесконечного, вечного, единого, истинного, доброго, прекрасного и т.д.
Третий вариант связан с направленностью философского знания на обнаружение таких универсальных характеристик бытия, которые не зависят от религиозного мировоззрения. Такая философия религиозно нейтральна. Она учитывает факт многообразия религиозных конфессий, но ее теоретические положения строятся так, чтобы были приемлемы для всех людей, без различия вероисповеданий. Она не строит своего Бога, но и не отвергает Бога религий. Вопрос о Боге она целиком передает на усмотрение теологии. Этот тип характерен для ряда направлений западноевропейской философии XVIII в. и широко распространен и в наше время.
Четвертый вариант есть открытое признание непримиримости философии и религии. Это атеистическая философия. Она принципиально отвергает религию, рассматривая ее в качестве заблуждения человечества.
В современной философии представлены все названные варианты. Возникает вопрос о том, какой из приведенных вариантов наиболее «правильный». Предпочтение зависит от самого человека. Каждый из нас вправе самостоятельно решить, какой вариант предпочесть, какой из них наиболее соответствует характеру личного мировоззрения. Чтобы наметить подходы к решению этого вопроса, необходимо, в частности, выяснить, что такое вера, не религиозная только, а вера вообще. Осмысление феномена веры входит в задачу философии.
Познавательное значение веры невелико. Было бы легкомысленным сохранять незыблемую убежденность в абсолютности тех или иных научных положений вопреки данным эксперимента и логическим доводам. Научное исследование предполагает умение сомневаться, хотя и оно не обходится без веры. И все же, познавая, мы не можем делать ставку на веру. Гораздо большую важность здесь имеют обоснованность и логическая убедительность. Но если познавательное значение веры невелико, то исключительно велико ее жизненное значение. Без веры невозможен сам процесс жизни человека. В самом деле, чтобы жить, мы должны верить в то, что нам суждена какая-то более или менее значительная миссия на земле. Чтобы жить, мы должны верить в собственные силы. Мы доверяем нашим органам чувств и верим, что в большинстве случаев они поставляют нам верную информацию о внешнем мире. В конце концов, мы верим и наш разум, в способность нашего мышления находить более или менее приемлемые решения сложных проблем. Впрочем, в жизни существует множество ситуаций (их большинство), исход которых заранее просчитать с абсолютной точностью мы не в состоянии. В таких ситуациях вера выручает нас. Безверие ведет к апатии и унынию, которые могут перейти в отчаяние. Отсутствие веры рождает скепсис и цинизм.
Для благополучия и процветания современного мира крайне важно найти путь налаживания полноценного диалога между верующими и неверующими, между людьми различной конфессиональной принадлежности. В решении этой задачи важная роль принадлежит философии.
Философия и искусство
С другой стороны, деятели искусства всегда выступали за то, что искусство должно быть внутренне свободным, незаинтересованным, неутилитарным, одним словом, относительно самостоятельной сферой жизни.
Сходство философии и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен личностно-эмоциональный компонент, переживания автора, субъективное видение автором той панорамы жизни, о которой он пишет. Произведения философии и искусства всегда индивидуальны, поэтому, знакомясь с их произведениями, мы не только воспринимаем правду жизни, но всегда выражаем свои симпатии и антипатии. В связи с этой особенностью философии само изучение истории философии идет через изучение творчества, мировоззрения, личной драмы философа в условиях конкретно-исторической эпохи. А произведения классиков философии всегда пленяют нас так же, как и произведения классиков искусства. Но есть, конечно, и существенные различия между философией и искусством. Философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций, обращаясь к тонкости ума. Деятель искусства, как правило, выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробуждённые им чувства. И философия, и наука, и религия, и искусство создают свою картину мира. При всем своем различии они дополняют друг друга. Поэтому каждый культурный человек должен хорошо разбираться в этих картинах мира.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Сущность философии и религии, их происхождение. Рассмотрение религии как важнейшего атрибута любого социума. Зарождение философии, ее взаимосвязь с религией в Древней Греции и Древнем Востоке. Характеристика сходств и отличий между философией и религией.
реферат [36,7 K], добавлен 21.01.2015
Предмет, функции и методы философии. Религия как мировосприятие и определенная сфера жизни человека. Ее внутренняя сторона и функции. Сходства и различия философии и религии. Диалектика их взаимодействия. Роль теистической философии в жизни общества.
реферат [29,9 K], добавлен 06.12.2011
Уровни мифологии: образный; смысловой. Замена образов понятиями как точка перехода от мифологии к философии. Предпосылки становления философии. Роль деятельности Сократа в становлении философии. Культурная специфика философии. Связь философии с религией.
контрольная работа [13,2 K], добавлен 13.12.2009
курсовая работа [28,6 K], добавлен 04.02.2015
курсовая работа [72,3 K], добавлен 20.05.2015
История развития философии, ее общие характерные черты с наукой и основные отличия. Соотношение философии с различными направлениями и проявлениями искусства, общие темы с религией и культурологией. Формирование образа философии как высшей мудрости.
реферат [28,3 K], добавлен 13.03.2010
Основные положения философии Л. Фейербаха, посвященные истории философии, вопросам нравственности, представлениям о философии будущего. Материалистические позиции Фейербаха, учение о человеке, о природе, этике, рассуждения о христианской религии.
контрольная работа [32,5 K], добавлен 17.03.2010
Сходство и различие между философией, наукой, религией, искусством.
Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий. Однако в философии объект исследовани рассматривается через призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент субъективности.
Философия и религия стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, источнике добра и зла. Как и религии, философии присуще трансцендирование, то есть выход за границы опыта, за пределы возможного, иррационализм, в ней есть элемент веры. Однако религия требует беспрекословной веры, в ней вера выше разума, в то время как философия свои истины доказывает, апеллиру к разуму, к разумным доводам. Философия всегда приветствует любые научные открытия, как условия расширения наших знаний о мире.
Сходство философии и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен эмоционально-личностный компонент, они всегда индивидуальны. Однако если философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций, обращаясь к тонкости ума, то деятель искусства выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробужденные им чувства. И философия, и наука, и религия, и искусство создают свою картину мира, дополняя друг друга.
Философия и религия.
Философия и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: что есть добро? что есть зло? где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Как и религии, философии присуще трансцендирование, т.е. выход за границы возможного опыта, за пределы разумного.
Философия Древнего Востока.
Философия йоги делает акцент на исследовании психологических категорий и практическое психологическое обучении.
В древнекитайской школе выделяют шесть школ:
5. школа «инь-янь» (натурфилософы);
Одной из особенностей древнекитайской философии является ее нравственно-политическа направленность. Философы обращали внимание на разработку проблемы человека, его нравственного идеала и путей достижения нравственного идеала.
Античная философия.
Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в Древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах государствах (полисах) и др. Античная философия тесно связана со всеми сторонами античной культуры.
Введение термина «философия» традиция приписывает Пифагору. Возникновение античной философии относят к VI в. до нашей эры. Ее расцвет приходится на IV в до н.э. и связан с именами Платона и Аристотеля.
Древнегреческая и грекоримская философия имеет более чем тысячелетнюю историю, котора завершилась в 529 г. н.э., когда византийский император Юстиниан закрыл языческие, т.е. нехристианские школы и разогнал их последователей. В истории античной философии выделяютс следующие периоды:
2. период гуманистический, когда центр философии смещается к осмыслению сущности человека софисты и особенно Сократ (V в. до н.э.);
3. период большого синтеза Платона и Аристотеля (IV в. до н.э.), когда создаются обобщающие философские концепции;
Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 1108 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Связь искусства и философии между собой
Философия и искусство – это, пожалуй, две сферы, в которых наиболее всего выражает себя человеческая культура. Различаясь от страны к стране, они все же сохраняют общие черты. Отличия искусства от философии меняются в зависимости от эпохи.
Сущность философии и искусства
Если переводить термин «философия» дословно, то он означает «любовь к мудрости». Однако если раскрывать суть понятия, то становится понятным, что предметом науки является мышление как главное отличие человека от животных. Философствование идет еще дальше и превращает человеческое мышление в способ, которым можно познавать мир.
Главная цель философии – постижение всего сущего. Она постигает эпоху через мышление, становясь тождественной ей. При этом, не поднимаясь выше своего времени по содержанию, она возвышается над ним по форме, рассказывая об идеальной сущности предметов и явлений.
Если философия узнает мир посредством мыслительной деятельности, то творчество делает это через художественные образы. В этом – их отличие. Оно не имеет никакого отношения к тому, что создали природа или технический прогресс, но основывается на чувстве прекрасного и красоты, оно глубоко субъективно.
Значение искусства в жизни человека велико. Оно выполняет множество функций:
Несмотря на то, что философия и искусство показывают мир и человека с его эмоциональными переживаниями с разных точек зрения и разными методами, в них много общего.
Сходства философии и искусства
Философия вырастает на основе принципов, которые отражают глубинные основания деятельности. Искусство, в отличие от нее, имеет в основании остенсивные формы культуры, основанные на демонстрации культурного содержания. Создавая предметы искусства или любуясь ими, человек сливается с миром, который те изображают. Философия, напротив, заставляет человека заниматься рефлексией и подвергать критике тот мир, который он видит.
При этом между двумя данными культурологическими сферами – прочная связь. Они имеют в своем фундаменте общую культуру и в процессе развития проникают друг в друга. Так, творчество поднимает философские проблемы, а философия превращается в искусство.
В произведениях обеих этих сфер культуры есть ярко выраженный высокая степень индивидуальности, отражение эмоционально-личностного компонента автора. Но, если в произведениях деятелей искусства проблемы выражаются в художественных, изобразительных образах, то у философов они принимают вид абстрактных понятий, освоить которые может только обладатель тонкого ума – через разум, а не органы зрения, слуха или осязания. Однако благодаря философии и творчеству, когда они объединяются, складывается наиболее полная картина мира.
Сходств у них много, к ним можно причислить:
Можно отметить и то, что отличает две эти культурные сферы:
Таким образом, очевидно, что для искусства в приоритете эмоциональный уровень и художественность, а для философии – наличие строгих и точных категорий, позволяющих рассматривать ее в качестве науки.
Философия искусства в средние века
Информацию о понимании термина «искусство» часто можно найти в трудах философов. Это верно и для периода Средневековья.
В средние века творчество понимается, как во времена античности – как изучение правил, которые ведут к созданию вещей. В эпоху Средневековья у философов и у деятелей искусства не было даже сомнения в том, что сами правила уже существуют и необходимо только освоить механизм, чтобы создавать шедевры. Художник приравнивался к строителю, ремесленнику или ритору, которым достаточно было хорошо овладеть делом, чтобы исполнять его легко.
Теория создания шедевров отождествлялась с теорией ремесла. Деятели искусства же создавали предметы, которые дополняли или исправляли представления людей о чем-то или улучшали то, что уже было рождено самой природой. В это время люди еще не осознавали такую цель искусства, как доставление эстетического наслаждения.
Очень часто оно принимало религиозную или символическую формы. Художники работали на церкви, храмы и мечети. Несмотря на существование светского искусства, направленного на развлечение высшего класса общества, оно не было определяющим для эпохи. Жизнь людей во многом направлялась и управлялась религией, которая накладывала отпечаток и на характер искусства. Так, оно использовало символы и аллегории, потому что большинство мировых религий говорили, что земные вещи не могут в полной мере отобразить небесное. Некоторые религии – например, ислам – запрещали использовать изображения людей.
Средневековое искусство включает в себя не только официальные религиозные идеи, переданные художественными средствами, но и мифологию, поэзию, народное творчество. В целом оно во многих государствах в средние века развивалось большими темпами. Самый большой расцвет оно переживало в Китае, Индии и некоторых европейских странах. При этом на разных континентах оно выглядело по-разному: например, для Византии были характерны отказ от земного и аскетизм, а для Индии – богатство чувственных образов, красочность и спонтанность.
Монументальная архитектура отражает высшие достижения средневекового искусства. Мечети в арабских странах, храмы Византии, европейские сооружения в готическом и романском стилях, индийские храмы – все это сегодня считают жемчужинами мировой художественной культуры.
Необходимо сделать акцент и на литературном творчестве, потому что в Средневековье оно уже было разделено на жанры, течения и направления. К литературе относились сказания и легенды, исторические хроники (воплотившиеся, например, в рыцарских романах), церковные писания, поэзия.
В это же время особенное внимание уделяется театральному искусству, которое переполняется мистикой, драмой и описанием страстей в жизни людей.
Музыка в те времена воспринималась как научное познание, она была поделена на «человеческую» и «мировую». Первая делилась на теоретическую и практическую. При этом теоретическая была воплощением философии математики. Еще античные философы стремились разгадать тайны музыки через математические формулы. Среди популярных философов этого времени: Лессинг, Гегель, Шопенгауэр, Хайдеггер.
Философию искусства средних веков можно охарактеризовать словами Августина, обращенными к верующим людям: «Не блуждай вне, но войди вовнутрь себя». Это значит, что человек начал попытки обращаться к своему внутреннему миру, исследованию эмоциональной жизни других людей. При этом господствовала над всем синтезом видов средневекового искусства архитектурное.
Философия искусства в XX веке
XX век примечателен в истории философии искусства тем, что начали применяться такие подходы к ее изучению и восприятию:
Кроме того, именно в эту эпоху искусство становится автономным эстетическим феноменом, имеющим направленность на доставление удовольствия и наслаждения наблюдателям или слушателям. Некоторые философы того времени пришли к выводу, что предметы искусства являются олицетворением чувств, полета воображения художника, за счет чего им свойственна первобытная наивность.
При этом в XX веке оно по-прежнему не отражает реальный внешний вид вещей, которые оно изображает. Оно не морализирует и не стремится соответствовать категоричным правилам или канонам. Эстетическая реальность никак не зависит от внешней. Поэтому исчезает стремление основываться на подражании и все дальше отходит от того, чтобы быть актом познания мира, и становится актом творчества.
Если эпоха Возрождения характеризовалась тем, что живописцы были зеркалами, отражавшими внешний мир, то XX век создает новую, оригинальную реальность, которая может отражать разве что внутренний мир творца.
У произошедшего есть положительная и отрицательная стороны. К первой можно отнести тот факт, что серьезное искусство все больше и больше становится интересным только искушенным знатокам, в то время как большинство людей предпочитает прибегать к искусству как развлечению. Поэтому философы называют это время также «эпохой забвения бытия». Философ Джозеф Кошут даже кратко высказался о том, что оно заменило философское мышление.
Особенности понимании искусства в русской философии
Особенность русской философия, занимавшейся проблемами искусства, в том, что она представлена религиозными мыслителями. Художественное творчество исследовалось через призму христианской традиции, для которой были характерны такие черты, как анонимность искусства эпохи Средневековья.
Религиозными философами считаются Павел Флоренский, Николай Бердяев и Владимир Соловьев, последний из которых посвятил много лет созданию русской эстетики. Под ней он понимает идеальное содержание, заключенное в чувственные формы. А идеальное содержание здесь – правильное понимание добра и зла.
При этом подразумевается, что, если шедевр подлинный, то он не только отражает идею, но и действительно содержит ее в себе. Духовная сущность материализуется в нем, одухотворяя его. Таким образом, творчество наделяется поистине высоким статусом.
Бердяев писал о том, что творческую способность человек мог получить только от самого Бога. За счет этого дара он относится не к относительным, а к абсолютным существам.
В советский период к искусств подходили с гносеологической точки зрения. Российская современная философия искусства, напротив, использует множество подходов для изучения художественного творчества.
Человек изучает мир различными способами, один из которых – искусство. Оно содержит не только его личное видение картины мира, но и идейно-эмоциональный смысл. Человек передает через работы личные эстетические переживания, взывая не только к чувственной стороне людей, но и к интеллектуальной и духовной. Напряженную духовную жизнь философы считают истинной.
Вопрос 2. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии. Структура философского творчества.
1) философия существует в форме теории, концепции (хотя и не всегда излагается в форме трактата);
2)философия имеет самостоятельный предмет исследования;
3) философия имеет специфический метод исследования, т.е. способ построения и обоснования системы философского знания.
4) Философия имеет собственный язык со всеми его элементами, в том числе философия имеет набор терминов, которые служат для формулирования философских понятий (например: бытие, сущее). Многие философские категории имеют парный характер, потому что они выражают собой универсальные противоположности (например: необходимость и случайность, форма и содержание), некоторые категории образуют триады (единичное – особенное – общее).
5) Философии органически присуща диалогичность. Если у философа нет оппонента (собеседника), то он не философ. Оппонентом может выступать не только другая личность, но и целая культурная традиция. Философ – это мыслитель, который может быть оппонентом и для самого себя.
6) В философии всегда присутствует феномен авторства. Анонимная философия невозможна. Носителем философствующего ума может быть только личность. Философия – личностное явление. Официальная философия или народная невозможна. Хотя народ – это коллективная личность.