Что общего между философией и искусством

Философия и искусство

Вы будете перенаправлены на Автор24

Проблема соотношения философии и искусства сложна не только потому, что сама сущность вопроса непроста, но и потому, что соотношение двух исследуемых категорий на протяжении своей длительной истории изменялось. Если в эпоху Возрождения великий Леонардо да Винчи назвал живопись «истинной философией», то художники авангарда вообще отказались от философии как мировоззрения, вследствие чего искусство – истина, философия – ложь. Тем не менее, важно заметить, что даже в Средневековье все фундаментальные мысли о бытие и мире шли рука об руку с искусством.

Что общего между философией и искусством. Смотреть фото Что общего между философией и искусством. Смотреть картинку Что общего между философией и искусством. Картинка про Что общего между философией и искусством. Фото Что общего между философией и искусством

Философия и искусство: мировоззрение

Первая проблема соотношения философии и искусства развязывается сама собой. Дело в том, что по своей сущности данные категории – это просто два разных метода познания мира и самосознания человека. О этих инструментах, конечно же, можно говорить, как о двух противоположностях, и в то же время, как о дополнении друг друга. Зачастую искусство подразумевает под собой метод интуитивного внедрения в неизведанное с интерпретацией данных интуитивных порывов в художественные образы. В это же время философия базируется на рациональном размышлении и логике. В то время как искусство располагает слиянием человека с миром, философия развертывает критическую и рефлексивную позицию человека к окружающему миру.

Следует знать, что философия и искусство – это два мировоззрения, так как располагают они одной целью – познание существующего и несуществующего. Философия и искусство не исчерпывают собою весь прочно сложившийся культурный ландшафт. Подкрепляется данное противостояние наличием религии и науки, где основа – высшее существо или объективная истина – одна субстанция с разными названиями. Тем не менее, в эти два полюса внедряется определенная неизведанность, где человек пытается разрешить самые абстрактные вопросы, которые не подвластные иным формам познания. Именно философия и искусство – плацдарм и экватор между религией и наукой.

Готовые работы на аналогичную тему

Взаимодействие философии и искусства

Так, философия и искусство – это два дополняющие друг друга инструменты самосознания и самосозерцания человека. Это в большинстве случаев проявляется при смене регистра и кода культуры. Трансформация и переход классического периода в культуре в модернизм и авангард сопровождается тем, что радикальные художественные образы и философские идеи оказали очень серьёзное влияние на политику и социальные отношение людей. Утопии эпохи модернизма изначально возникли в философской мысли, литературе и искусстве, лишь после этого некоторые попытки продуцировались в жизни для реализации задуманного. Результат – несколько тоталитарных государств с утопией вместо идеологии. Тем не менее, искусство отторгло в этот период философию, что выразилось наиболее сильно в абстракциях авангарда. Если же говорить с точки зрения философа, то ничто не сможет отказаться от философии, так как смысл есть везде. Если же говорить с точки зрения автора художественного произведения, где философия скорее мировоззрение и миросозерцательная категория, то философская парадигма ушла на второй план уступая категории красоты и естественной истины.

С другой же стороны, взаимодействие философии и искусства в этот период также нельзя отрицать. Основные идеи постмодерна изначально возникли в конструкционных теориях архитектуры, и лишь после были этически продуцированы в состояние культуры, которая защищается от агрессии модернистских идеологий.

То же самое можно сказать и об эпохе постмодерна – кризисе философии и искусства. Две вида человеческой творческой деятельности переживают свой наибольший упадок. Тем не менее, как известно, любой упадок ведет к определенному развитию, так как кризис – это своеобразная точка бифуркации. Возможно, в последующие годы проблема взаимодействия и сосуществования философии и искусства выйдет на новый уровень и разрешится сама собой.

Что общего между философией и искусством. Смотреть фото Что общего между философией и искусством. Смотреть картинку Что общего между философией и искусством. Картинка про Что общего между философией и искусством. Фото Что общего между философией и искусством

Культурологическое сходство искусства и философии

Сходство двух мировоззрений заключается в следующем:

Так, искусство и философия сохраняют жизненность и значимость особенного, индивидуально, в отличии от абстракции всеобщности научного знания. Понятие науки делает абстрактными индивидуальное и единичное, вследствие чего формируется единое общепринятое понятие. Искусство и философия пытаются произвести понимание на едином примере, который достигается посредством символичности художественного образа в искусстве и гносеологического познания в философии.

Основная схожесть искусства и философии заключается в наличии творческого начала и единой конечной цели – познания чего-либо. Творческое начало в философии проявляется в человеческой рефлексии по отношению к существующему миру. Творцы искусства эту рефлексию воплощают на полотно, в музыку или литературный текст. Это своеобразная интерпретация и способ выражения гносеологической основы созерцания.

Культурологическая парадигма современного мира определяет искусство и философию в одну категорию – познание окружающей среды посредством собственных чувств, эмоций, разума.

Источник

Сходства и различия искусства и философии

Что общего между философией и искусством. Смотреть фото Что общего между философией и искусством. Смотреть картинку Что общего между философией и искусством. Картинка про Что общего между философией и искусством. Фото Что общего между философией и искусством Говорить о сходствах и различиях искусства и философия как культурных форм можно только имея в виду относительность указанных противопоставлений и сходств, об акцентах, а не об абсолютных разграничительных линиях. Это особенно относится к современной культуре.

Говоря о тех чертах, которые роднят философию и искусство, отметим следующие:
§ Экзистенциальная роль философии и искусства заключается в трансцендировании обыденности, в установлении собранного бытия, в постановке в художественной или дискурсивной форме «последних» вопросов о смысле и назначении человеческой жизни. Этот экзистенциальный опыт состоит в попадании в «паузу недеяния», амеханию, в выходе из режима обыденной целесообразности и утилитарности.

§ Говоря о важном для всех, об общем и общезначимом, и философия и искусство сохраняют значимость и жизненность индивидуального, особенного, в отличие от абстрактной всеобщности науки. Понятие науки обобщает индивидуальные случаи, формируя общее понятие. А философия и искусство пытаются выполнить понимание «на одном примере», что достигается благодаря символичности художественного образа и эйдетичности созерцания в философии. Это «прозревание» сущности вещей на одном примере роднит философию и искусство.

§ Ни та, ни другая форма не могут «отвлечься» от автора-творца, приобрести автономное, чисто объективированное существование. И художественное и философское произведение остаются неразрывно связанными с духовным поиском их автора.

Таким образом, ни философские, ни художественные тексты нельзя «пересказать другими словами», заменить. Это связано и с экзистенциальной вовлеченностью читателя, и с тем, что естественный язык и его символичность, его смысловая многозначность становятся в философии и искусстве «участниками» творчества, а не инструментом для выражения готовой мысли. Так что автору никогда до конца не ясно, что удалось сказать. Эта укорененность в естественном языке отличает искусство и философию от науки с ее искусственным, инструментальным языком.

Источник

Сходство и различие между философией, наукой, религией, искусством.

Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий. Однако в философии объект исследовани рассматривается через призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент субъективности.

Философия и религия стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, источнике добра и зла. Как и религии, философии присуще трансцендирование, то есть выход за границы опыта, за пределы возможного, иррационализм, в ней есть элемент веры. Однако религия требует беспрекословной веры, в ней вера выше разума, в то время как философия свои истины доказывает, апеллиру к разуму, к разумным доводам. Философия всегда приветствует любые научные открытия, как условия расширения наших знаний о мире.

Сходство философии и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен эмоционально-личностный компонент, они всегда индивидуальны. Однако если философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций, обращаясь к тонкости ума, то деятель искусства выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробужденные им чувства. И философия, и наука, и религия, и искусство создают свою картину мира, дополняя друг друга.

Философия и религия.

Философия и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: что есть добро? что есть зло? где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Как и религии, философии присуще трансцендирование, т.е. выход за границы возможного опыта, за пределы разумного.

Философия Древнего Востока.

Философия йоги делает акцент на исследовании психологических категорий и практическое психологическое обучении.

В древнекитайской школе выделяют шесть школ:

5. школа «инь-янь» (натурфилософы);

Одной из особенностей древнекитайской философии является ее нравственно-политическа направленность. Философы обращали внимание на разработку проблемы человека, его нравственного идеала и путей достижения нравственного идеала.

Античная философия.

Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в Древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах государствах (полисах) и др. Античная философия тесно связана со всеми сторонами античной культуры.

Введение термина «философия» традиция приписывает Пифагору. Возникновение античной философии относят к VI в. до нашей эры. Ее расцвет приходится на IV в до н.э. и связан с именами Платона и Аристотеля.

Древнегреческая и грекоримская философия имеет более чем тысячелетнюю историю, котора завершилась в 529 г. н.э., когда византийский император Юстиниан закрыл языческие, т.е. нехристианские школы и разогнал их последователей. В истории античной философии выделяютс следующие периоды:

2. период гуманистический, когда центр философии смещается к осмыслению сущности человека софисты и особенно Сократ (V в. до н.э.);

3. период большого синтеза Платона и Аристотеля (IV в. до н.э.), когда создаются обобщающие философские концепции;

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 1107 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

В чем заключаются сходства и различия философии и искусства?

Содержание:

Предмет:Философия
Тип работы:Реферат
Язык:Русский
Дата добавления:21.07.2019

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты на любые темы и посмотреть как они написаны:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Философия родилась в результате осознания человечеством себя.

Греческое слово «философия» восходит к именам Фалеса, Гераклита и Пифагора. Его глубокий смысл был впервые подвергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем. В русском языке слово «философия» переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любая мудрость. Эпоха философии очень респектабельна, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Ясно, что в разные эпохи человечества слову «философия» не придавалось одинаковое значение во всем. Тем не менее следует признать, что это слово, по своему происхождению, успешно выражает самые сокровенные черты всего подлинного философствования.

Философия это любовь

Но что мы любим? То, без чего мы чувствуем себя плохо, без которого мы не хотим жить, потому что сама жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что такое мудрость? Продуманность, умение учиться недоступно, вырабатывать ориентиры для жизни человека, определять его основные ценности.

Что такое наука

Наука состоит из положений, которые настолько тесно взаимосвязаны, что они образуют систему. Некоторые положения последовательно подтверждаются другими; это то, как доказательства реализуются в науке. Выводы науки должны найти практическое подтверждение. Это позволяет смести ненаучную фантастику. Но является ли философия систематической, доказательной, проверяемой? Да, есть. Дело в том, что эти знаки были разработаны именно в философии. Понятно, что философия руководствуется своими достижениями. Философы стараются быть убедительными, обосновывать свои выводы, сверять их с фактами. С этой точки зрения философию можно и нужно считать наукой.Но почему многие отказываются признать статус науки философией? Потому что, говорят, наука, в отличие от философии, безлична, объективна, разрабатывает строгие методы, ее интересует только поиск истины, но она не заботится о судьбе человека. Но может быть, наука не должна быть безличной? На этот вопрос еще нет однозначного ответа; это на будущее.

Люди, которые считают, что философия отличается от науки, часто называют это искусством.

Противоречивость отношений философии и искусства

Научно-философское мировоззрение выполняет ряд познавательных функций, связанных с функциями науки. Наряду с такими важными функциями, как обобщение, интеграция, синтез всех видов знаний, обнаружение наиболее общих законов, отношений, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже говорилось, теоретическая шкала философского сознания также позволяет ему выполнять эвристические функции прогнозирования, формируя гипотезы об общих принципах, тенденциях развития, а также первичные гипотезы о природе конкретных явлений, еще не разработанных специально-научными методами. На основе общих принципов рационального мировоззрения, философских мыслительных групп повседневных, практических наблюдений за различными явлениями формулируются общие предположения об их природе и возможных способах познания. Используя опыт понимания, приобретенный в других областях знаний, практики (передачи опыта), она создает философские «зарисовки» различных природных или социальных реалий, подготавливая их последующее конкретное научное исследование. В то же время ведется умозрительное обдумывание принципиально допустимого, логически, теоретически возможного. Когнитивная сила таких «зарисовок» тем больше, чем зрелее научное и философское понимание.

В результате «отбраковки» вариантов, которые вряд ли или полностью противоречат опыту рационального познания, они, в принципе, могут быть выбраны (отбор) и получить философское обоснование для наиболее разумных предположений.

Функция «интеллектуального интеллекта» также служит для восполнения когнитивных пробелов, которые постоянно возникают в связи с незавершенностью, различной степенью знания определенных явлений, наличием «белых пятен» в когнитивной картине мира. Конечно, в конкретном научном плане эти пробелы должны быть заполнены учеными-специалистами, но их первоначальная интерпретация осуществляется в той или иной общей системе мировоззрения. Философия наполняет их силой логического мышления. Кант объяснил, что схема мышления должна сначала очертить мысль.

Человек уже устроен так, что фрагменты знаний, которые плохо связаны между собой, не удовлетворяют его; у него острая потребность в целостном, непрерывном понимании мира как связного и единого. Отдельный, конкретный гораздо лучше понимается, когда осознается его место во всей картине. Для частных наук, каждый из которых занимается своей собственной областью исследований со своими внутренними методами, это невыполнимая задача. Философия вносит значительный вклад в ее решение, способствуя правильной постановке задач.

Интеграция, универсальный синтез знаний также связаны с разрешением характерных трудностей, противоречий, возникающих на границах различных областей, уровней, разделов науки при их «стыковке», координации. Речь идет о всевозможных парадоксах, апориях (логических трудностях), антиномиях (противоречиях в логически доказываемых позициях), когнитивных дилеммах, кризисных ситуациях у паука, в понимании и преодолении которых философская мысль играет очень важную роль.

В конечном итоге такие трудности связаны с проблемами соотношения мысли (языка) и реальности, то есть относятся к вечно-философским проблемам.

В дополнение к задачам, связанным с наукой, философия также имеет особые, присущие ей функции: понимание самых общих основ культуры в целом и науки в частности. Сама наука не совсем понимает, обосновывает себя достаточно широко, глубоко и в больших масштабах.

Что общего между философией и искусством. Смотреть фото Что общего между философией и искусством. Смотреть картинку Что общего между философией и искусством. Картинка про Что общего между философией и искусством. Фото Что общего между философией и искусством

Специалистам, изучающим все виды конкретных явлений, нужны общие, целостные представления о мире, о принципах его «структуры», общих законах и т. д. Однако сами они не развивают такие идеи.

Конечно, опора на науку очень важна для научного и философского мировоззрения. Однако понимание фундаментальных принципов человеческой жизни предполагает обращение не только к науке. Философия призвана осмыслить весь сложный комплекс социально-исторической жизни людей. Но как сравнивать одно и другое?

Каково значение философии, какие функции она реализует

Таких функций много, но есть четыре основные. Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности дать картину мира в целом, объединить данные науки, искусства и практики.

Методологическая функция философии заключается в определении способов достижения цели, например, эффективного конструирования научных знаний, эстетического творчества, социальной практики. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, принципах действия, которые имеют фундаментальное, а не узконаправленное значение. Одним из этих методов является исторический метод: что бы вы ни делали, есть повод рассмотреть историю проблем, которые вас интересуют.

В философии многое делается с точки зрения разъяснения содержания основных принципов науки, искусства и практиковаться.

Гуманистическая функция философии также проявляется очень ярко, она реализуется в чрезвычайно внимательном отношении к человеку. Хорошая философия пронизана любовью к людям, человеческим достоинством. В связи с этим важно, что философия не ограничивается научным подходом, но наряду с этим культивирует эстетические и этические подходы.

Практическая функция философии состоит, как уже отмечалось, прежде всего в ее морали, в заботе о благосостоянии людей.

Для чего нужна философия? Мы слушаем голоса великих. Сократ и Платон полагали, что под влиянием философии человек «становится по-настоящему совершенным». Англичанин Гоббс считал, что недостаток философии вызывает много страданий. Немецкий мыслитель Хайдеггер охарактеризовал философию как «последнее произношение и последний аргумент человека». Наш соотечественник Б.С. Соловьев видел цель философии в стремлении к «духовной целостности человеческого существования».

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ Что общего между философией и искусством. Смотреть фото Что общего между философией и искусством. Смотреть картинку Что общего между философией и искусством. Картинка про Что общего между философией и искусством. Фото Что общего между философией и искусствомЧто общего между философией и искусством. Смотреть фото Что общего между философией и искусством. Смотреть картинку Что общего между философией и искусством. Картинка про Что общего между философией и искусством. Фото Что общего между философией и искусством

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Искусство и философия: полюса, стягивающие культуру

Эти заметки выросли из чтения книг М.С. Кагана.
Издавна люди делились на тех, кто мудры прожитой жизнью, и тех, кто мудры безошибочным броском, прямо попадающим в яблочко. Мудрость творческого прорыва — высшая мудрость культуры, породившая все ее произведения. «Я была там, / когда Он проводил круговую черту по лицу бездны», — говорит София о себе в «Притчах Соломоновых», и это самое точное определения мудрости творчества, которое замещает бездну небытия своим произведением.
Мудрость Моисея Самойловича Кагана, хотя он и приближается к возрасту жизненной мудрости, остается мудростью постоянного беспокойства творчества, мудростью увлечения. Она не только влечет самого Кагана, она увлекает за ним и всех знающих его и его книги.

1. Связь искусства и философии многосторонняя: они могут быть связаны тем, что вырастают из одной культуры, они могут быть связаны тем, что проникают друг в друга — искусство философствует, а философия становится искусством, они связаны и тем, что искусство постоянно входит в круг размышлений философии.

2. Искусство и философия — важнейшие сферы культуры, которые, являясь формами самосознания культуры, занимают в логике культурных форм полярные места. Искусство вырастает на основе остенсивных форм культуры (форм демонстрации и непосредственного представления культурного содержания), а философия — на ветви форм-принципов (форм, выражающих глубинные основания деятельности, дающих свободу человеку в отношении деятельности). Поэтому для искусства всегда характерна опора на чувственное восприятии, а для философии опора на спекуляцию. Искусство феноменологически гетерогенно, для него характерна сложная морфология, а философия феноменологически гомогенна, и ей практически не свойственна сложная морфология. Для искусства характерно непосредственное «слияние» человека (художника или зрителя) с миром, созданным произведением, а для философии характерна рефлексивная и даже критическая позиция человека (философа и его читателя) к миру, который предстает в философии.

Но, находясь на противоположных полюсах культурных форм, искусство и философия во многом совпадают. Совпадают, во-первых, потому, что как уровень остенсивных форм, так и уровень принципов в культуре обращаются к целостному человеку, в первом случае еще не получившему дифференциации, во втором — уже преодолевающему ее. Во-вторых, потому, что как искусство, так и философия способны выразить и, как правило, выражают целостную характеристику своей культуры, одно — определяя стиль внешнего оформления всякой деятельности, другая — определяя тип мышления и деятельности.

Типологическое, а точнее культурологическое сходство искусства и философии проявляется в ряде моментов:

в) Интересы искусства и философии, выступающих различными формами самосознания культуры, сходятся, в конце концов, в одной точке — что собою представляет человек, и каково его место в мире. Для искусства эта проблема оборачивается интересом к человеку как индивидуальности, а для философии она превращается в обсуждение конечных оснований человеческой жизнедеятельности.

аа) Идея индивидуальности, воодушевляющая искусство, определяет сущность эстетического восприятия мира. Именно постижение индивидуальности как таковой составляет главную прерогативу искусства как культурного явления. Человек живет в мире многообразных событий и ситуаций. Благодаря своей деятельности как практической, так и познавательной, он пришел к обобщению мира. Это закрепляется уже в языке и в способности человека к номинации. Успех цивилизационного развития для человека прямо и непосредственно был связан с продвижением в области все большего обобщения мира природы и истории. В конце концов, благодаря развитию науки и индустрии это обобщение мира привело к величайшей стандартизации всей жизни человека, что стало наглядным в наше время. Этой тенденции абстрагирования от многообразия действительности противостояла и противостоит тенденция искусства — видеть мир в его индивидуальности, неповторимости и нетривиальности. Способность увидеть индивидуальность ситуации, предмета или явления и становится особой, а именно, эстетической способностью человека.

бб) Философия в отличие от филофеномении искусства, как известно, любовь к мудрости, а мудрость заключается в знании (не буду сейчас различать мудрость и знание, как не различали это греки), которое «проскакивает» индивидуальность, абстрагируется от нее. Именно с разделения знания «по мнению» и знания «по истине» начинается философия и само теоретическое познание. Знание «по истине», за которое ратует философия со времен Парменида, является, говоря современным языком, знанием абстрактным, знанием общего, которое тождественно истинному, подлинному бытию, то есть такому, которое не может исчезнуть, стать небытием ни при каких обстоятельствах. Этим свойством не обладает бытие конкретное, единичное. Здесь философия абсолютно разошлась с искусством, настолько абсолютно, что Платон изгнал художников из города философов.

Но все-таки это расхождение философии с искусством не оказывается абсолютным, так как постижение истинного бытия философией имеет целью приобщение к нему конкретного человека, который таким бытием не обладает. Поэтому философия хочет знать истинное бытие человека, знать последние незыблемые основания его бытия, и на этой дороге ее пути не могут рано или поздно не пересечься с дорогами искусства.

3. Началом такого пересечения является обсуждение проблем искусства в философии. Вопросы искусства и эстетическая проблематика присутствуют в философских исследованиях двояко. Во-первых, прямо, как исследование искусства и эстетической проблематики той или иной философской концепцией, и тогда в структуре философской системы появляется раздел эстетики или сочинения, относящиеся к ее ведению. Во-вторых, скрыто, латентно, когда проблематика, которая может стать существенно важной для эстетики, обсуждается в понятиях самой философской системы. В этом случае в философской системе может не быть собственно эстетических сочинений или прямых обсуждений проблем искусства и эстетики, но философия будет «работать» на эстетику, развивая ее предметное поле.

а) Парадигма философского мышления on he on (бытия как бытия), возникающая в античности, ориентирует человека в познании и деятельности на мир бытия, мир не только объективный, но и абсолютный, с которым человек должен согласовывать как свой ум (теории), так и свои цели и ценности. Исследования бытия как бытия в своей целостности, единстве и телесности превращает всю древнегреческую философию в эстетику, как показывает А.Ф. Лосев. До многотомной «Истории античной эстетики» Лосева, посвященной истории античной философии, О. Шпенглер также отмечал, что характеристиками пра-феномена греко-римской культуры были чисто эстетические свойства — чувственная непосредственность, телесность и статуарность, которые определяют не только искусство, но все культурные проявления. А искусство, понятое в античном смысле как techne, выступает продуцированием телесной формы, деятельностью оформления, работой с формой. Поэтому искусство проникает во все виды культурной деятельности — в политику (риторика), в философию (диалоги Платона), в религию (мифы, пластика, архитектура), в образование (культивирование тела, музыка), в науку (учение о гармонии). Истина, Добро и Красота выступают как одно.

б) Философия Нового времени формирует парадигму cogito, гносеологическую парадигму, главной проблемой которой становится проблема познания и рациональности. В это время в системе философии эстетика выделяется как специальная наука — наука о чувственном познании (Баумгартен, Кант). Искусство также выделяется в особую культурную деятельность, которая рассматривается как род познания и которое, как и научное познание, постигает всеобщее, но только в форме единичного (Леонардо да Винчи, Гегель, эстетика романтизма и реализма, натурализм). Истина отделяется от Красоты и Добра, теряя связь с ценностями.

в) Со второй половины ХIX века развивается новая парадигма философского мышления, стремящаяся постигнуть бытие как жизнь во всем богатстве ее конкретных проявлений. Новое философское видение свое наиболее развитое представление нашло в экзистенциализме, который и конституировал парадигму “existenz”. Выделив бытие человеческого существования как новую реальность философского рассуждения, новая парадигма показывает его недоступность классическому рациональному мышлению. Поэтому экзистенциальное видение жизни человека нашло свое продолжение (возможно и завершение) в искусстве, которое обладает адекватными средствами для схватывания индивидуальной судьбы человека. Искусство для философии “existenz” становится высшим способом постижения мира. В связи с этим возрождается возникший в недрах романтизма «эстетический миф», возлагающий на искусство надежду на разрешение противоречий техногенного и рассудочного мира западной цивилизации.

Представляется, что на этом пути отношения философии и искусства эстетика может найти свое второе рождение, а вместе с тем будет способствовать и преобразованию философии. Переход философии от вопроса «Что есть истина?» к вопросу «Что есть творчество?» лежит через эстетику как науку о чувственно-рациональном постижении мира.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *