Что общего между географическими науками 8 класс

§ 1. Социально-экономическая география. Объект и предмет изучения

1. Проверим себя.

1. Что общего между географическими науками?

География — это система взаимосвязанных между собой наук. Все вместе они формируют наши знания о географической оболочке Земли, её строении и процессах, происходящих в ней. Географическая оболочка — общий объект изучения всех географических наук. Главный предмет любого географического исследования — размещение объектов.

2. Что является объектом и предметом социально-экономической географии?

Объектом изучения социально-экономической географии является общество и его составные части: население, хозяйственная деятельность людей, материальная и духовная культура. Предмет изучения экономической и социальной географии — особенности размещения населения и хозяйственной деятельности людей.

3. Какую роль в жизни человека и общества играют знания в области социально-экономической географии?

Любая наука развивается, удовлетворяя потребности общества в определённых знаниях. Социально-экономическая география не является исключением. Факторами, определявшими возникновение и последующее развитие общественной географии, были практические потребности торговли, управления, военного дела.

Одной из важнейших задач, стоящих перед современным обществом, является достижение устойчивого развития, которое позволит будущим поколениям людей жить не хуже, чем живёт нынешнее поколение. Достижение этих целей возможно только с учётом особенностей каждой конкретной территории. Полученные социально-экономической географией знания позволяют оценить современный уровень развития любой территории и определить приоритетные направления для её устойчивого развития.

Велика мировоззренческая роль социально-экономической географии. Полученные знания позволят вам лучше ориентироваться в современном мире, понимать происходящие в нём политические и экономические процессы, иметь представление о жизни людей в других странах, их культуре, традициях, обычаях. Эти знания способствуют в том числе и патриотическому воспитанию человека. Они позволяют видеть место своей страны среди других стран мира, дают представление о её роли в региональных и общемировых процессах.

4. Что такое регион и для чего проводится регионализация мира?

Регионализация помогает странам, расположенным в одном регионе, как правило, активно сотрудничают между собой, развивают экономические, политические, культурные связи. Вместе они объединяют усилия для решения возникающих проблем, в том числе экологических, связанных с загрязнением и разрушением окружающей природной среды.

Регион в социально-экономической географии — это часть территории земного шара, на которой располагаются страны, характеризующиеся сходством географического положения, общностью исторического, экономического, социального и культурного развития.

5. На какие регионы делится современный мир?

В соответствии с предложением ООН весь мир делится на пять крупных макрорегионов (Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия и Океания), в каждом из которых выделяется несколько регионов более низкого порядка.

В Европе выделяются: Западная Европа, Северная Европа, Южная Европа, Восточная Европа, в Азии — Западная Азия, Центральная Азия, Южная Азия, Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, в Африке — Северная Африка, Западная Африка, Центральная Африка, Восточная Африка, Южная Африка, в Америке — Северная Америка, Центральная Америка, Карибский бассейн, Южная Америка, в Австралии и Океании — Австралия и Новая Зеландия, Меланезия, Микронезия, Полинезия.

2. От теории к практике.

Представьте, что вы являетесь предпринимателем и собираетесь открыть сеть предприятий розничной торговли в крупном населённом пункте. Как вы думаете, пригодятся ли вам географические знания при выборе конкретного места для размещения торговых предприятий? Свой ответ обоснуйте.

Да, нужно оценить количество потребителей в районе, количество конкурентов (что очень легко сделать с помощью ГИС- технологий). Также при застройке важно учитывать природные условия.

3. Обсудим.

Какую практическую значимость имеет регионализация мира?

Регионализация является катализатором развития мировой экономики и стран-членов региональных интеграционных группировок. Регионализация приводит к опережающему росту внутрирегиональных экономических потоков (торговля, прямые инвестиции) по сравнению с их общей динамикой. Регионализация является базой для международной экономической интеграции.

Источник

География – определение, история, основные отрасли и научные дисциплины

Что общего между географическими науками 8 класс. Смотреть фото Что общего между географическими науками 8 класс. Смотреть картинку Что общего между географическими науками 8 класс. Картинка про Что общего между географическими науками 8 класс. Фото Что общего между географическими науками 8 класс

Увлекательный предмет география является научным направлением, изучающим земную поверхность, океаны и моря, окружающую среду и экосистемы, а также взаимодействие между человеческим обществом и окружающей средой. Слово географии в буквальном переводе с древнегреческого означает “описание земли”. Ниже приведено общее определение термина география:

“География – система научных знаний, изучающая физические особенности Земли и окружающей среды, включая влияние деятельности человека на эти факторы, и наоборот. Предмет также охватывает закономерности размещения населения, землепользования, наличия природных ресурсов и производств”.

Ученые, которые изучают географию известны как географы. Эти люди занимаются исследованием природной среды нашей планеты и человеческого общества. Хотя картографы античного мира были известны как географы, сегодня это относительно самостоятельная специализация. Географы, как правило, сосредоточены на двух основных областях географических исследований: физической географии и географии человека.

История развития географии

Что общего между географическими науками 8 класс. Смотреть фото Что общего между географическими науками 8 класс. Смотреть картинку Что общего между географическими науками 8 класс. Картинка про Что общего между географическими науками 8 класс. Фото Что общего между географическими науками 8 класс

Термин “география” был придуман древними греками, которые не только создали подробные карты окружающей местности, а также объяснили отличие людей и природных ландшафтов в разных местах Земли. С течением времени, богатое наследие географии осуществило судьбоносное путешествие в яркие исламские умы. Золотой век ислама стал свидетелем поразительных достижений в области географических наук. Исламские географы прославились новаторскими открытиям. Были исследованы новые земли и разработана первая сетка-основа для системы карт. Китайская цивилизация также инструментально способствовала развитию ранней географии. Компас, разработанный китайцами, использовался исследователями для изучения неизвестного.

Новая глава в истории науки начинается с периода великих географических открытий, период, совпадающий с Европейским Ренессансом. В европейским мире проснулся свежий интерес к географии. Марко Поло – венецианский купец и путешественник возглавил эту новую эпоху исследований. Коммерческие интересы в установлении торговых контактов с богатыми цивилизациями Азии, такими как Китай и Индия стали основным стимулом путешествий в те времена. Европейцы продвинулись вперед по всем направлениям, открыв новые земли, уникальные культуры и природные чудеса. Был признан огромный потенциал географии для формирования будущего человеческой цивилизации и в 18 веке, ее ввели в качестве основной дисциплины на университетском уровне. Опираясь на географические знания, люди начали открывать новые пути и средства для преодоления трудностей, порождаемых природой, что привело к процветанию человеческой цивилизации во всех уголках мира. В 20-м веке, аэрофотосъемка, спутниковые технологии, компьютеризированные системы, и сложное программное обеспечение радикально изменили науку и сделали изучение географии более полным и подробным.

Ветви географии

География может рассматриваться как междисциплинарная наука. Предмет включает в себя трансдисциплинарный подход, что позволяет наблюдать и анализировать объекты в пространстве Земли, а также разрабатывать пути решения проблем на основе этого анализа. Дисциплина география может быть поделена на несколько направлений научного исследования. Первичная классификация география разделяет подход к предмету на две обширные категории: физическая география и социально-экономическая география.

Физическая География

Что общего между географическими науками 8 класс. Смотреть фото Что общего между географическими науками 8 класс. Смотреть картинку Что общего между географическими науками 8 класс. Картинка про Что общего между географическими науками 8 класс. Фото Что общего между географическими науками 8 класс

Физическая география определяется как ветвь географии, которая включает в себя изучение природных объектов и явлений (или процессов) на Земле.

Физическая география дополнительно подразделяется на следующие отрасли:

География человека

Что общего между географическими науками 8 класс. Смотреть фото Что общего между географическими науками 8 класс. Смотреть картинку Что общего между географическими науками 8 класс. Картинка про Что общего между географическими науками 8 класс. Фото Что общего между географическими науками 8 класс

География человека, или социально-экономическая география – ветвь географии, занимающаяся исследованием воздействие окружающей среды на человеческое общество и земную поверхность, а также влияние антропогенной деятельности на планету. Социально-экономическая география ориентирована на изучение самых развитых с эволюционной точки зрения существ мира – людей и их окружение.

Эта ветвь географии делится на различные дисциплины в зависимости от направленности исследований:

Источник

Презентация по географии «Отрасли географической науки» (8 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что общего между географическими науками 8 класс. Смотреть фото Что общего между географическими науками 8 класс. Смотреть картинку Что общего между географическими науками 8 класс. Картинка про Что общего между географическими науками 8 класс. Фото Что общего между географическими науками 8 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

КГУ «Отрадненская основная школа» География 8 класс. 1 четверть. (1 урок) РАЗДЕЛ 1. Методы географических исследований 1. 1. Исследования и исследователи Тема: Отрасли географической науки Учитель биологии и географии: Муканова Асель Боранбаевна

Цель урока: 8.1.1.1. – в графической форме отображать и объяснять деление географической науки на отрасли

Физическая география (русский язык) Физикалық география (казахский язык) Physiography (английский язык)

экономическая география (русский язык) экономикалық география (казахский язык) economical geography (английский язык)

География География как наука возникла из-за наличия потребностей людей, общества, государств и человечества в географических знаниях. Уже в древние времена в географии шел процесс дифференциации – ее разделения на две крупнейшие отрасли: физическую и общественную ( социально- экономическую) географию.

Любой природной комплекс – одно из основных понятий физической географии. Он состоит из таких компонентов, как рельеф, река, почва, животный и растительный мир. Каждый из этих компонентов изучается отдельным направлением физической географии.

Формы рельефа изучает геоморфология. Формы рельефа изучает геоморфология. Растительность изучает география растений. Погоду и климат изучают метеорология и климатология. Почвы изучает география почв. Водные объекты планеты изучают гидрология суши и океанология

Население Земли отличается разнообразием. В его структуре выделяются исторически сложившиеся общности людей: расы, этносы, религии, культуры и цивилизации. По особенности состава выделяются младенцы, дети и подростки, молодежь, взрослые, пожилые, долгожители, мужчины и женщины. По пространственной организации можно выделить сельское и городское население, население края, региона, страны, материка. В динамике населения выделяют такие процессы, как рождаемость и смертность, миграции. Население Земли отличается разнообразием. В его структуре выделяются исторически сложившиеся общности людей: расы, этносы, религии, культуры и цивилизации. По особенности состава выделяются младенцы, дети и подростки, молодежь, взрослые, пожилые, долгожители, мужчины и женщины. По пространственной организации можно выделить сельское и городское население, население края, региона, страны, материка. В динамике населения выделяют такие процессы, как рождаемость и смертность, миграции. Каждая из этих особенностей изучается отдельными направлениями социальной географии.

Источник

Вспомогательные науки географии 20 примеров

вспомогательные науки географии те дисциплины, как астрономия, гидрология и другие, которые дополняют эту область исследования.

Много говорится о вспомогательных науках, и хотя их название дает нам представление об их функциях, необходимо определить их, чтобы понять их важность.

Что общего между географическими науками 8 класс. Смотреть фото Что общего между географическими науками 8 класс. Смотреть картинку Что общего между географическими науками 8 класс. Картинка про Что общего между географическими науками 8 класс. Фото Что общего между географическими науками 8 класс

Список с 20 вспомогательными науками географии

1- Астрономия

Что общего между географическими науками 8 класс. Смотреть фото Что общего между географическими науками 8 класс. Смотреть картинку Что общего между географическими науками 8 класс. Картинка про Что общего между географическими науками 8 класс. Фото Что общего между географическими науками 8 класс

Наука, которая изучает звезды и их связь с явлениями на Земле и их влиянием на физические характеристики планеты..

Поддерживая географию, появляется геоастрономия. Несмотря на то, что многое было изучено по этому вопросу, еще не принято как часть точных наук влияние астрального движения на земные события, поэтому эту науку считают метациенцией..

2- Эдафология

3- Потамология

Что общего между географическими науками 8 класс. Смотреть фото Что общего между географическими науками 8 класс. Смотреть картинку Что общего между географическими науками 8 класс. Картинка про Что общего между географическими науками 8 класс. Фото Что общего между географическими науками 8 класс

Наука, которая изучает подземные воды. Поддерживая географию, они порождают геопотамологию, которая изучает поведение воды в геологических средах в соответствии с законами гидравлики..

4- Таласология

Наука, которая изучает моря, приливы и морские пейзажи, будучи частью изучения географии, обеспечивает неотъемлемую поддержку этой науки.

5- Криология

Что общего между географическими науками 8 класс. Смотреть фото Что общего между географическими науками 8 класс. Смотреть картинку Что общего между географическими науками 8 класс. Картинка про Что общего между географическими науками 8 класс. Фото Что общего между географическими науками 8 класс

Наука, которая изучает ледники и их влияние на остальную часть земной поверхности. Поддерживая географию, создается геокриология, которая изучает влияние постоянно мерзлых грунтов в земной среде..

6- Гидрология

Наука, которая изучает водный цикл и как его различные фазы изменяют физические характеристики планеты.

7- Космология

Наука, которая изучает историю и развитие Вселенной, тесно связана с географией, которая объясняет происхождение различных характеристик, составляющих почвы и материю планеты..

8- Геодезия

Что общего между географическими науками 8 класс. Смотреть фото Что общего между географическими науками 8 класс. Смотреть картинку Что общего между географическими науками 8 класс. Картинка про Что общего между географическими науками 8 класс. Фото Что общего между географическими науками 8 класс

Наука, которая изучает воображаемое деление Земли и основывает свои ссылки на депрессиях и природных рельефах на поверхности планеты.

9- Картография

Наука, которая отвечает за подготовку карт, планов и топографических карт. Все продукты этой науки тесно связаны с географией, являясь просто репрезентацией ее объекта исследования..

10- Спелеология

11- орография

Что общего между географическими науками 8 класс. Смотреть фото Что общего между географическими науками 8 класс. Смотреть картинку Что общего между географическими науками 8 класс. Картинка про Что общего между географическими науками 8 класс. Фото Что общего между географическими науками 8 класс

Наука, которая изучает горы и горные хребты и их формирование. Будучи частью географических характеристик, он тесно связывает обе науки.

12- geogenia

Наука, которая изучает происхождение Земли и тем самым объясняет происхождение ее рельефов, эрозий, возможных изменений и более преобладающих характеристик.

13- Геоморфология

Наука, которая изучает формы Земли и как они были или изменены естественными или искусственными явлениями.

14- Петрология

Что общего между географическими науками 8 класс. Смотреть фото Что общего между географическими науками 8 класс. Смотреть картинку Что общего между географическими науками 8 класс. Картинка про Что общего между географическими науками 8 класс. Фото Что общего между географическими науками 8 класс

Наука, которая изучает горные породы, их образование, минералы, характеристики, морфологию, пластичность и как они влияют на окружающую их среду.

15- Лимнология

Наука, которая изучает озера и лагуны, их происхождение и влияние на рельефы и образования.

16- Эология

Наука, которая изучает ветры и изменения их эрозии на поверхности Земли.

17- ботаника

Что общего между географическими науками 8 класс. Смотреть фото Что общего между географическими науками 8 класс. Смотреть картинку Что общего между географическими науками 8 класс. Картинка про Что общего между географическими науками 8 класс. Фото Что общего между географическими науками 8 класс

Наука, которая изучает растения и связь между естественными рельефами и их изменениями благодаря им. Примером этих изменений является эрозия почвы из-за отсутствия деревьев.

18- Экология

Наука, которая изучает проблемы окружающей среды. Поддерживая географию, возникает геоэкология, наука, которая изучает окружающую среду с целью уменьшения воздействия человека на природный ландшафт Земли без ограничения выживания вида..

19- Демография

Наука, которая изучает характеристики населения и статистику населенных пунктов в зависимости от наличия ресурсов и средств, которые предоставляют им средства для развития.

Геодемография изучает изменения, которые человеческие поселения вызывают в структуре земной поверхности.

20- Политика

Это наука, которая изучает организацию социальных слоев людей. Поддерживая географию, возникает геополитика, которая изучает влияние земных ресурсов на организацию человеческого общества..

Источник

Лекция по географии «Структура географической науки»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Структура географической науки

Смешанная группа наук.

Специфика географии состоит в ее положении на стыке естественных и общественных наук. Каждой из этих двух групп наук присущ особый характер изучаемых закономерностей и подходов к их исследованию. В географии сложились две научные ветви – естественная и общественная, между которыми в течение ряда десятилетий существовали крайне слабые контакты. К тому же у каждой из них имеются свои ответвления второго порядка – специализированные отраслевые дисциплины, число которых продолжает множиться (особенно в общественно-географической среде).

Физическая география в широком смысле слова, объединяет собственно физическую географию, или физическую географию в узком смысле слова, именуемую также комплексной физической географией, и группу отраслевых физико-географических дисциплин, которые не имеют резких границ между науками.

В составе комплексной физической географии сложились две основные теоретические дисциплины – общее землеведение и ландшафтоведение. Общее землеведение (общая физическая география) изучает общие физико-географические закономерности Земли. Объектом этой дисциплины является географическая оболочка. Объектом ландшафтоведения служат геосистемы региональной и локальной размерности как структурные части географической оболочки. Объем ландшафтоведения настолько расширился, что появились его «дочерние» ветви: геохимия ландшафта, геофизика ландшафта, морфология ландшафта.

С комплексной физической географией тесно связана палеогеография, предметом которой является изучение закономерностей развития географической оболочки и ее отдельных частей в геологическом прошлом. Эта дисциплина синтезирует данные палеогеографических разделов геоморфологии, климатологии и других отраслевых дисциплин, а также исторической геологии, с которой она частично перекрывается.

Историческая физическая география палеогеографию исторического периода. Основным предметом этой отрасли является исследование изменений географической оболочки за историческое время в процессе взаимодействия человека с географической средой.

В составе комплексной физической географии выделяется региональная физическая география – описательная наука, обобщающая данные отраслевых физико-географических дисциплин об отдельных природных компонентах по тем или иным территориям.

Отраслевым физико-географическим дисциплинам относятся:

геоморфология – наука о рельефе суши и морского дна (основные ветви: геоморфология суши, дна океанов, морских берегов, структурная геоморфология и др);

климатология – наука о климате (разделы: общая климатология, региональная климатология; прикладные разделы: агроклиматология, биоклиматология, медицинская, курортная, инженерная климатология);

гидрология – наука о гидросфере (разделы: гидрология рек, озер и болот);

океанология – наука о Мировом океане;

гидрогеология – наука о подземных водах;

гляциология – наука о ледниках;

геокриология (мерзлотоведение) – наука о мерзлых почвах и горных породах;

почвоведение – наука о почве как самостоятельном природном теле;

биогеография – наука о закономерностях распространения организмов и их сообществ на Земле (разделы: география растений, география животных, геоботаника;

фенология – наука о сезонных явлениях ландшафта как один из разделов ландшафтоведения (правильнее относить ее к биологическим наукам (Исаченко, 2004).

2. Общественно-географические науки

Изучением размещения и территориальной организации отдельных отраслей хозяйства занимаются отраслевые экономико-географические дисциплины. Основные из них – география промышленности, география сельского хозяйства, география транспорта, география сферы обслуживания. Кроме этого, перечисленные отрасли подразделяются на отрасли второго порядка или подотрасли в соответствии со специализацией основной отрасли (например, черная и цветная металлургия и др.).

К географии мирового хозяйства близкое отношение имеет геоэкономика – новейшее направление, возникновение которого связано с глобализацией хозяйственных связей. Предметом геоэкономики можно считать формирующуюся систему мирового хозяйства или экономическую структуру мира с ее сложными и противоречивыми отношениями между высокоразвитыми странами, вступившими на путь постиндустриального развития, и странами, находящимися на периферии или полупериферии процесса глобальной перестройки международного разделения труда и территориальной структуры мирового хозяйства.

География населения служит связующим звеном между экономической географией и социальной географией. В ее предмет входит изучение населения отдельных стран и районов, закономерностей территориальной дифференциации его состава и образа жизни, типов и форм расселения. В этой дисциплине сложились разделы: география поселений, включая географию городов (геоурбанистику) и сельских поселений (георуролистику), географию миграций. У географии населения близкие связи с демографией, экономикой, социологией, этнографией.

Социальная география определяется как наука о пространственных процессах и факторах организации жизни людей, прежде всего с точки зрения условий труда, отдыха, быта, развития личности и воспроизводства жизни людей. Социальная география непосредственно смыкается с географией населения.

География сферы обслуживания изучает территориальные различия потребностей населения в услугах и уровень их удовлетворения, а также территориальную организацию индустрии услуг.

География потребления изучает территориальные различия и объеме и структуре потребляемых населением материальных и духовных благ (продукты питания, одежды, предметов долговременного использования; печать, телевидение, радио, посещение театров, музеев и др.).

География культуры (культурная география) – относительно новое направление для отечественной науки направление, предмет которого определяется как изучение территориальной дифференциации культуры и ее отдельных компонентов – образа жизни, традиций населения, элементов материальной и духовной культуры. Культурная география переплетается с этнической географией, социальной географией, исторической географией, культурологией, искусствоведением и др.

Политическая география – общественно-географическая дисциплина, тесно связанная и частично перекрывающаяся с социально-экономической географией, военной географией, историей, политической экономией, социологией, государственным правом. Предмет изучения – формирование политической карты мира, размещение и территориальные сочетания политических сил и их взаимосвязи с пространственной организацией политической жизни общества.

Она охватывает теорию, методику и технические приемы создания и использования картографических материалов. Научные задачи картографии состоят в разработке как специфических способов отображения природных и общественных явлений, так и методов их познания с помощью образно-знаковых картографических моделей.

Тематическое картографирование связывает картографию со всеми отраслями географии. Тематические карты – геоморфологические, почвенные, ландшафтные, экономические и т.д. – создаются совместными усилиями картографа и географа-специалиста. Подобные карты по объекту изображения относятся к соответствующей отрасли, а по методу – к картографии.

Геоинформатика – междисциплинарная отрасль науки и одновременно техника и производство. Ее – задачи – создание геоинформационных систем и разработка методов пользования ими путем компьютерного моделирования, Компьютерное моделирование осуществляется в тесной связи с геоинформационным картографированием.

Геотелекоммуникация – научное направление, имеющая дело с изучением обращения геоинформации в компьютерных сетях.

4. Смешанная группа наук

Военная география изучает физико-, экономико-, политико-географические условия ведения военных действий; в ее задачу входит, в частности создание региональных (страноведческих) военно-географических характеристик возможных театров военных действий.

Медицинская география – наука, изучающая влияние физико-географических и социально-экономических условий на состояние здоровья населения и закономерности распространения болезней.

Рекреационная география – наука, изучающая прикладное направление в ландшафтоведении, социально-экономические аспекты организации отдыха и туризма. Предмет исследования – территориальные рекреационные системы.

Мелиоративная география возникла в рамках прикладного ландшафтоведения, в ее задачи входят мелиоративная оценка геосистем, физико-географическое обоснование мелиоративных проектов, изучение воздействия мелиорации на природную среду.

География природных ресурсов изучает размещение отдельных видов ресурсов и их сочетаний, проблемы их оценки, рационального использования и воспроизводства; иногда рассматривается как составная часть ресурсоведения – формирующегося научного направления с ее вполне отчетливым определением.

Топонимика – междисциплинарная наука на стыке географии, лингвистики, истории; изучает географические названия, их происхождение, смысловые значение, написание, произношение.

5. Общегеографические дисциплины

Они находятся на разных стадиях формирования и некоторые из них несомненно обладают определенным интеграционным (общегеографическим) потенциалом.

Страноведение – старейшая отрасль в географии, объединяющая сведения о природе, населении и хозяйстве.

Краеведение часто сравнивают со страноведением, и основное различие между ними состоит в том, что второе занимается обширными территориями, а первые – малыми. Краеведение едва ли можно считать научным направлением, это скорее род научно-просветительской деятельности, осуществляемый не столько профессионалами-учеными, сколько силами любителей.

Историческая география представлена двумя ветвями – в социально-экономической географии, где она рассматривается как вспомогательная дисциплина, рассматривающая процессы территориальной дифференциации населения и хозяйства, и в физической географии, где предметом становится изучение истории ландшафтов в тесной связи с человеческой деятельностью за исторический период.

География Океана – сравнительно новое междисциплинарное направление, призванное интегрировать материалы наук об Океане, главным образом в плане проблем сохранения, рационального использования и улучшения природной среды, рациональной пространственной организации общественного воспроизводства Мирового океана; главная составная часть – социально-экономическая география Океана.

Геоэкология – новое междисциплинарное направление, формирующееся на стыке географии и экологии. Предмет и задачи сводятся к изучению негативных антропогенных воздействий на природную среду, что ведет к перекрытию с соответствующими разделами физико-географических наук.

Теоретическая география. Один из основоположников этого направления В. Бунге определил его как науку о пространственных процессах и пространственных структурах в наиболее общем, абстрактном выражении. В 60-е гг. появилась идея о метагеографии как особой научной дисциплине, которая должна изучать специфику географии, ее положение в системе наук, обосновывать ее целостность и т.д.

Районистика – особое направление, предметом которого должна служить разработка общих принципов и методов систематизации путем районирования (идея Б.Б. Родомана, 1999). Так как практически каждая географическая наука самостоятельно разрабатывает собственное районирование, идея Б.Б. Родомана не получила развитие.

Регионоведение по замыслу его инициаторов должно изучить специфику развития целостных регионов в самых разнообразных аспектах – от природных до этноконфессиональных. Пока сущность объекта и теоретические основы этой дисциплины, ее соотношение с другими географическими науками не вполне ясны.

Регионалистика должна была объединить два предыдущих направления имеющих дело с районированием и изучением районов. Практического развития она не получила.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *