2. Разработать урок связи живописи и литературы
3. Обобщить и сделать выводы
Актуальность данной работы заключается в том, что связь живописи и литературы оказывают позитивное влияние на усвоение компонентов содержания образования (знания, умения, навыка опыт творческой деятельности, ценностные ориентации) на занятии. Использование элементов живописи на уроке делает знания значимыми, т.к. ученики не только воспринимают в слух, но и зрительно. В курсовой работе мы рассмотрели методические работы Аншевица С.Н., Дмитриева Н.А., Браже Т.Г. и другие.
Глава I . Живопись на уроках литературы
Глава II . Бытовая картина на уроках литературы
Рассмотрим данный опыт на примере первой темы.
К уроку литературы дети читают былины: «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня и Змей», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Садко». Дается понятие о былине. Выясняются, каковы отличительные черты былин. Знакомятся с элементами композиции. Делаются выводы: в чём особенность былин? Кто мог быть героем былины? Какими чертами обладают Садко, Алёша Попович, Илья Муромец и Добрыня? Итог работы – сочинение «Илья Муромец в селе Михайловском». Затем учащиеся идут на урок ИЗО. Здесь ребята рассматривают репродукцию картины Васнецова «Богатыри»: анализируют образы богатырей, подчёркивая их мощь. Учащиеся работают над эпитетами, дают характеристику героям, учатся их описывать, слушают песню-былину «Про Добрыню». Далее следует практическая работа: сюжетный рисунок. Такие уроки доставляют учащимся истинное удовольствие. В течение двух уроков изучается одна тема. На уроке литературы говорим о художественных особенностях произведения. На ИЗО дети знакомятся с особенностями картин, выявляют связь между словесным и изобразительным произведениями. В результате у ребят создаётся целостное представление о мире, поддерживается интерес к искусству в целом. На таких уроках даже пассивные ребята пытаются подключиться к общему разговору. Пусть не всегда их ответы бывают точными и правильными. Иногда детям не хватает слов для выражения нужной мысли. Главное – удалось заставить говорить, вызвать на откровенный разговор. На уроках поэзии учащиеся охотно сочиняют стихи, используя предложенные рифмы. Учителю необходимо помнить, что дети – душа класса. Нужно в полную силу использовать детские дарования, постараться найти применение знаниям и умениям, полученным ребятами в детской школе искусств. Таким образом, интегрированные уроки требуют большой подготовки, но ребята работают с удовольствием. Дети чувствуют себя творцами. Данный опыт существенно расширит кругозор учащихся, воспитает интерес к живописи и музыке, заставит больше читать и вдумываться в текст художественного произведения.
В практике преподавания литературы важное место принадлежит взаимодействию литературы с другими видами искусства. В школьном изучении литературы с привлечением произведений изобразительного искусства необходимо учитывать как различие обоих видов художественного творчества, так и их определенное сходство. И если различие в характере воспроизведения действительности писателями и художниками позволяет подчеркнуть специфику литературы как искусства слова, что является одной из главных целей привлечения произведений изобразительного искусства на уроках литературы, то сходство позволит решить задачи, связанные, например, с общностью решения и интерпретации тех или иных проблем писателем и художником. Вполне очевидное различие литературы и изобразительного искусства состоит в том, что писатель, воссоздающий действительность, пользуется словом — условным знаком, не обладающим чертами визуального сходства с тем, что обозначает, а художник прибегает к зримому подобию чувственных предметов. Свою невещественность художественная литература искупает оперативным и компактным изображением жизни во всей ее многоплановости, поскольку слово является точным эквивалентом наших мыслей и эмоций. Художественная литература способна переносить читателя через любые пространства в повествовании, в то время как изобразительное искусство имеет дело со строго ограниченным пространством. Одним из основных видов изобразительного искусства, использование которого имеет давние традиции при изучении литературы в школе, является живопись.
В заключение надо подчеркнуть, что использовать произведения искусства следует не только умело, но и с некоторой долей осторожности. Следует помнить, что при всех своих достоинствах произведения изобразительного искусства все-таки играют вспомогательную роль на уроке и далеко не каждая тема дает возможность их использовать. Нельзя забывать о том, что ранее должно произойти потрясение души художественным словом. А если слову поможет живопись и музыка, тогда оно состоится и раньше, и глубже в душу проникнет. Ведь в самом ребенке работает энергия здоровых духовных сил, и она обязательно откликнется. Тема интеграции имеет давние традиции. Сегодня обращение к картине очень значимо: «телевизионное и компьютерное» поколение мало посещает музеи, практически не соприкасается с прекрасным. Воспоминание о живописных полотнах ограничивается «Бурлаками на Волге» И. Репина и «Утром в сосновом бору» И. Шишкина. В 11 классе не знают ни одного импрессиониста! Как читать И. Бунина, представить образы символистов?! Наблюдая столь плачевную ситуацию, надо стараться как можно чаще «приглашать» картину на урок литературы. Важно лишь, чтобы она органично вписалась в контекст урока и «заработала». Почему так важно обращение к живописному полотну? «Повествовательность, литературность живописи, ее способность в одной картине «рассказать» о многом и служит высоким основанием для привлечения ее на уроке литературы». Картина может не только «рассказывать», но и рождать ассоциации, чувства, выходящие за рамки изображения. Интегрируя уроки, надо ставить перед собой следующие задачи:
· привлечь подростков к миру искусства, культуры;
· расширить их кругозор в понимании той или иной эпохи;
· развить художественный вкус и творческие способности;
· научить давать собственную оценку тому или иному произведению искусства, одновременно воспитывая толерантное отношение к мнению сверстников.
Источник
Что общего между литературой и живописью
«Живопись, как и всякое явление культуры,
можно рассматривать с разных точек зрения.
Скажем — и с литературной. »
Программа
1. Введение (1 час). Проблема взаимодействия искусств. Связь литературы и живописи: история, формы, этапы, разновидности. Язык искусств. Как читать картину: композиция, пространство, колорит. Роль сюжета, повествовательности.
3. К.П. Брюллов «Гадающая Светлана» — В.А. Жуковский «Светлана» (1 час). Черты классицизма и романтизма в творчестве Брюллова. «Русская картина»: национальный сюжет и средства его воплощения (костюм героини, аксессуары крещенского гадания, прическа, облик). Симметрия композиции: овал зеркала — кокошник на голове девушки. Классическая ясность линий, чистота колорита. Отсутствие романтической таинственности. Классическая умеренность эмоций: героиня «молчалива и грустна». Отрешенность от предметного мира. Психологическая углубленность живописного образа в отличие от поэтической (балладной) повествовательности.
4. И.Е. Репин «Протодиакон» — А.С. Пушкин «Борис Годунов» (Варлаам) (1 час). Признаки сходства драматического и живописного образов: физическая мощь; проницательный взгляд; цвет лица, выдающий слабость к «питию». Микеланджеловский мотив: передача силы духа посредством избытка плоти. Черты отличия Протодиакона от Варлаама: звание, величественность осанки, иное предназначение посоха, твердость жизненных устоев, выраженная в облике. Прототип — портрет чугуевского соборного дьякона: «Он живой передо мной, едва не говорит» (Репин); «единственный отголосок языческого жреца» (Репин).
5. И.Е. Репин «Дуэль Онегина и Ленского» — А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (1 час). Дуэль в жизни Пушкина. Профессиональные подробности в сцене дуэли. Тема дуэли в творчестве Репина (картина «Дуэль»,два варианта — 1896 и 1897 гг.). Причины двукратного обращения Репина к сцене дуэли у Пушкина. Общие черты и отличия в рисунках и тексте романа. Способы психологической характеристики героев у Репина: светлое пальто и шляпа у Ленского, театральность позы и выражения лица, уверенность и хладнокровие в позе Онегина (рисунок 1896 г.). Характерность образов Зарецкого и Гийо: одежда, фигура, поза. Усиление темных тонов во втором рисунке как средство живописной драматургии.
6. В.Г. Перов «Суд Пугачева» — А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (1 час). Динамичность и концентрированность живописного повествования. Психологический поединок двух характеров — Пугачева и помещика (Пугачев и капитан Миронов). «Психологический фон»: фигуры женщины, связанного и сподвижников Пугачева. Отличие перовского Пугачева от Пугачева пушкинского.
7. Образ Демона в живописи М.А. Врубеля и поэзии М.Ю. Лермонтова (2 часа). Духовное родство Врубеля и Лермонтова — в стремлении к возвышенному, величаво-прекрасному и героическому. «Демониана» Врубеля как образная автобиография души художника. Демон как олицетворение философского и творческого сознания поэта. Сократовское понимание «демония» Врубелем как божественного голоса в душе. «Демон сидящий»: нерастраченный душевный жар, лиричность и человечность. Романтическая декоративность, орнаментальность, «пуанти-листическая» техника. Синтез поэзии и графики. Контраст слабого тела и величия несломленного духа в «Демоне поверженном».
8. И.Е. Репин «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану»— Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (1 час). «Физиология смеха как главная тема картины» Связь с «бешеным разгульем веселости» у Гоголя. Многообразие типов у Гоголя и Репина: «бурсаки, не выдержавшие академических лох»; воспитанные на Горации, Цицероне и Римской республике; «степенные старые чубы». Костюмы и утварь как средство воссоздания колорита эпохи. «Сечь, умевшая только гулять да палить из ружей» у Гоголя — и смеющаяся сечь Репина. Коллективное начало — воплощение идеи запорожского товарищества. Колористическое решение.
9. И.Н. Крамской «Русалки» — Н.В. Гоголь «Майская ночь» (1 час). Отход от первоначального замысла картины. Акцент не на фантастике, а на поэтическом начале. Расхождение с Гоголем в изображении сцены. Образы земных девушек. Томление человеческого духа — основа содержания образов. Решение колористической задачи «поймать луну».
10. В.Г. Перов «Старики родители на могиле сына» — И.С. Тургенев «Отцы и дети» (1 час). Повышенная эмоциональность образа. Детали-метафоры: птицы на ветке. «Косвенность» художественного повествования. Элегическая недоговоренность. Отказ Перова от прямой демонстрации переживаний героев. Настроение тихой печали. Единство пейзажа и человеческих фигур.
11. Ф.А. Васильев «Деревня» — Н.А. Некрасов «»В деревне», «Деревенские новости», «За городом», «Начало поэмы» (1 час). Мотив покинутости, заброшенности как отражение крестьянско-деревенской доли. Соответствие мотиву состояния природы. Мотив дороги. Путь через мостик — выход в другой мир. Раскрытие красоты в неприглядном, но родном. Реалистические детали картины и стихов: две старушки, убогая избенка, развалившийся овин, стая ворон.
12. И.М. Прянишников «Порожняки» —Н.А. Некрасов «Школьник» (1 час).Смена акцентов в крестьянской проблематике: сельская беднота не как предмет сострадания, а как положительный герой. Трудный путь к знаниям — лейтмотив картины и стихотворения. Оптимистичность звучания обоих произведений, несмотря на суровые детали. Совпадение деталей: книги, бедность одежды, сословная принадлежность. Символика убегающей вдаль дороги. Роль пейзажа в образном решении сюжета картины. Этапы работы художника над картиной.
13. А.К. Саврасов «Волга под Юрьевцем» — Н.А. Некрасов «На Волге» (1 час). Панорама реки и ее роль в структуре композиции. Место бурлаков в пространственном решении картины. Второй план. Светотеневая моделировка. Перекличка фрагментов картины с эпизодами стихотворения. Противоречивость поэтического настроения. Скученность группы. Передача суммарного впечатления и дифференциация образов.
14. В.Г. Перов «Проводы покойника» — Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос» (1 час). «Бытовое» явление как оболочка внутренней драмы. Сложный душевный мир «маленького человека». Сострадание жертвам жизненных обстоятельств. Психологизм и лиризм в картине и поэме. Сюжетное действие картины как результат и продолжение трагического события. «Песенный» ритм картины и его созвучность поэме. Детали картины как поэтические символы: сухая трава, одинокие кусты, крыши домов — сиротливость и бесприютность жизни. Различия в трактовке пейзажа у художника и поэта.
15. Н.В. Неврев «Воспитанница» — А.Н. Островский «Воспитанница» (1 час). Структурная разработка сюжета. Обличительный характер картины. Проблема женской эмансипации у Островского, Неврева и в публицистике 1860-х годов. Героиня картины. Безысходность судьбы. Образ помещицы-самодурки. Образы «соблазнителя» и «жениха». Напряженность минуты — следствие предыдущих событий. Театральность мизансцены как свидетельство связи замысла с пьесой. Цветовая гамма картины. Тщательная отделка деталей.
16. К.А. Савицкий «Ремонтные работы на железной дороге» — Н.А. Некрасов «Железная дорога» (1 час). Динамика «человеческого улья». Типажи переднего плана. Образ подрядчика. Пространственное решение картины. Колорит. Параллели и несовпадения со стихотворением Некрасова.
17. И.М. Прянишников «Шутники» — А.Н. Островский «Шутники». (1 час).Драма «маленького человека». «Социальная задача» сюжета картины(Островский). Передача жизненного смысла ситуации, а не следование за сюжетом. Самостоятельность Прянишникова в разработке темы. Детальная разработка центрального образа. «Торговое население» Гостиного двора. Близость образа, созданного художником, и творческой интерпретации образа Оброшенова актером Шумским. «Верно взятый сюжет, глубоко схваченные типы и выражения» (В.В. Стасов). Колорит и композиция как средство создания образа. Психологическая оправданность поз и жестов.
18. И.Н. Крамской Портреты демократов 1860-х годов («Портрет молодого демократа», «Портрет С.Н. Крамской», «Портрет О.П. Орловой») — Н.Г. Чернышевский «Что делать?» (1 час). Искусство психореалистического портрета в живописи и литературе 1860-х годов. Обнаженный интеллектуализм. Культура душевного содержания и мышления.«Взор обращен в мозг» (Б. Асафьев). Характерность интеллигентсткого строя. Гипотеза о прототипе художника, написавшего в романе портрет Веры Павловны. История отношений Крамского и его будущей жены С.Н. Прокофьевой и сюжетная линия романа. Внутренняя чистота и одухотворенность облика Орловой. Серьезность жизни ума и сердца.
19. И.М. Прянишников «В 1812 году» — Л.Н. Толстой «Война и мир»
(1 час). «Дубина народной войны» в литературе и живописи. Описание отступления французов у Толстого. Две группы образов на картине. Духовная красота и благородство крестьян и потерянность французов. «Старостиха Василиса» у Толстого и Прянишникова. Приметы места по облику персонажей: западная граница. Контрастность костюмов пленных французов и суровой снежной зимы. Отдельные образы: седой француз на картине, Рамбаль и Морель у Толстого. Мотив обреченности пленных. Моральное превосходство крестьян и гуманное отношение к побежденным.
20. В.В. Верещагин Серия картин об Отечественной войне 1812 года— Л.Н. Толстой «Война и мир» (2 часа). История работы художника и писателя над темой. «Наполеон на Бородинских высотах». Театральность позы в сочетании с тревогой и ожиданием. «Конец Бородинского боя».Колористическое решение. «Апофеоз» битвы. «Перед Москвой в ожидании депутации бояр». Контрастность в изображении участников сцены. «Расстрел в Кремле». Перекличка с восприятием расстрела «поджигателей» Пьером Безуховым. Народная война. Партизанский дозор. Пленные в руках французов. Бегство великой армии.
21. Н.А. Ярошенко «Кочегар» — В.М. Гаршин «Художники» (1 час). «Решительная новость в русском народном искусстве» (А.В. Прахов). Физическая и моральная сила «Глухаря». Сосредоточенное раздумье, драматизм в выражении лица и фигуры. «Говорящие» руки. Грубоватость живописи как средство передачи жизненной правды. «Черты точного воспроизведения ярошенковского «Кочегара» (В.Г. Короленко) в рассказе Гаршина. Различия между «Глухарем» и «Кочегаром». «Мыслящий взор» «Глухаря».
22. В.Е. Маковский «Свидание» — А.П. Чехов «Ванька» (1 час). Жанр картины-новеллы. Лаконизм решения. Точно очерченное состояние персонажей. Колорит как свидетельство выражения идейного замысла. Сострадательная эмоция. Принцип типизации. Отличие «объективизма»повествования Маковского от чеховской субъективности.
23. Н.М. Минский «Последняя исповедь» — И.Е. Репин «Отказ от исповеди» (1 час). Историческая основа — «Процесс 193-х». Жанр обоих произведений — драматический диалог. Белый стих как средство усиления драматизма. Удаление фигуры палача в окончательном варианте картины. Смысл разворота фигуры священника: он лишь символ, а недействующее лицо. Живописные средства выражения: свет выделяет лицо революционера и крест священника. Скованность фигуры революционера как выражение внутренней сосредоточенности и готовности к казни. Средства передачи отказа в стихотворении и картине: гневная отповедь у Минского и выражение глаз у Репина. Неизменность позы революционера (руки, ноги, посадка) как выражение безразличия к процедуре казни.
24. Образ города в графике М.В. Добужинского и поэзии А.А. Блока
(1 час). Одушевленность городского пейзажа. Говорящие вывески и афиши. Выразительность городского куска («Ночь. Улица. Фонарь. Аптека»). «Монументальное нищенство домов-ульев, убогая фантастика дома-тюрьмы» (С.К. Маковский). Фантастичность как средство реалистического гротеска. Фигуры и маски. Поэзия и проза окраин. Свет и воздушная среда. Образ метели и сумерек. Одиночество человека среди кирпичных громад.
25. В.Е. Маковский «Ночлежный дом» — М. Горький «На дне» (1 час).Экстерьер и интерьер как две части мира отверженных. «Хоровой» характер картины. Пейзаж как средство выражения замысла: безысходность, «дно» жизни. Темный колорит, Пространственная замкнутость. Персонажи ближнего плана: старик с фолиантом (Сатин), бывший мастеровой (Клещ), старуха с муфтой. Дальний план — другая жизнь, другие люди. Символика обнаженного дерева и стаи ворон.
26. Г.Г. Мясоедов «Страдная пора (Косцы)» — И.А. Бунин «Косцы»
(1 час). Жизнеутверждающий пафос. Гармония природы и людей. Рит-мическое построение. Поэзия крестьянского труда «Власть земли». Традиции и новаторство в решении темы (Венецианов — Г. Успенский).
28. Резервные часы (2 часа).
29. Итоговое занятие (2 часа). Сочинение, эссе по картине. Музейная экскурсия. Электронный урок: просмотр на компакт-дисках с последующим анализом или развернутый устный ответ. Конференция. Урок-семинар. Задание по выбору (один из видов).
Литература:
1. Стасов В.В. Избранные статьи о русской живописи. М., 1968.
2. Грабарь И. Моя жизнь. М., 2001, с. 149.
3. Грабарь И.Э. Моя жизнь. М., 2001, с. 429.
4. Там же, с. 432.
5. Цитируется по книге: Игорь Долгополов. Мастера и шедевры: В трех томах. М., 1987, т. II, с. 280.
Источник
|