Что общего между материальной и духовной культурой

Что такое культура. Признаки народной, массовой и элитарной культуры

Что общего между материальной и духовной культурой. Смотреть фото Что общего между материальной и духовной культурой. Смотреть картинку Что общего между материальной и духовной культурой. Картинка про Что общего между материальной и духовной культурой. Фото Что общего между материальной и духовной культурой

Культура в более узком смысле – это активная творческая деятельность людей, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Материальная и духовная культура

Материальная культура – это средства труда, коммуникация, производственный опыт, умения и навыки и т.п. Все то, что помогает человеку удовлетворять свои материальные потребности.

Духовная культура – это наука, искусство, религия, мораль, политика, право. Все то, что удовлетворяет нематериальные потребности: в познании, в красоте, в творчестве.

Однако деление культуры на две сферы очень условно. Многие предметы удовлетворяют и материальные, и духовные потребности человека. Например, все мы стремимся, чтобы одежда и предметы обихода были и красивыми, и удобными.

Кроме того, произведениям искусства обычно нужен материальный носитель. Картина или статуя удовлетворяют потребность человека в красоте, но это еще и материальные объекты.

Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура

Культуру можно делить на типы по множеству признаков. Например, по национальному: на русскую, немецкую, китайскую, американскую. Можно говорить о сельской и городской культуре, о средневековой и античной культуре, о дворянской и крестьянской культуре…Однако основной способ деления – на три основные формы: элитарную, народную и массовую.

Народная культура не имеет четких авторов. Ее творцы не являются профессионалами и остаются анонимными. К народной культуре относятся мифы и сказки, фольклор, народные песни и танцы, промыслы.

Что общего между материальной и духовной культурой. Смотреть фото Что общего между материальной и духовной культурой. Смотреть картинку Что общего между материальной и духовной культурой. Картинка про Что общего между материальной и духовной культурой. Фото Что общего между материальной и духовной культуройФольклорный коллектив «Иван да Марья» на фестивале в Шушенском Красноярского края. Фото: Reuters

Что общего между материальной и духовной культурой. Смотреть фото Что общего между материальной и духовной культурой. Смотреть картинку Что общего между материальной и духовной культурой. Картинка про Что общего между материальной и духовной культурой. Фото Что общего между материальной и духовной культуройПоп-певица Майли Сайрус на концерте. Фото: Reuters

Массовая культура: плюсы и минусы

Массовую культуру нередко критикуют. Например, говорят о том, что она снижает общий культурный уровень, потакая невзыскательной публике и апеллируя к низменным инстинктам. Массовая культура приучает пассивно потреблять готовое, а не создавать что-то новое, учит мыслить упрощенными шаблонами, «отупляет», сетуют ее критики. Она подменяет реальную жизнь красивой картинкой, раздувает искусственные потребности, полагают противники масскульта.

При этом у массовой культуры, безусловно, есть положительные черты. Она демократична, доступна каждому. Она просто и понятно говорит о сложных вещах: способна учить и воспитывать в людях лучше качества. Например, популярные комиксы и фильмы о супергероях учат детей смелости и дружбе, умению бороться за справедливость, считают их ценители.

Как связаны массовая и элитарная культура

Массовая и элитарная культура не враждуют. В современном мире они тесно связаны и питают друг друга. А многие выдающиеся произведения рождаются на стыке элитарной и массовой культуры.

Например, Фредди Меркьюри и группа Queen в знаменитой композиции Bohemian Rhapsody объединили рок-музыку с хоровым искусством и оперой. Песня получила небывалый успех, став одним из лучших образцов и массовой, и элитарной музыки.

Произведения массовой культуры, выполненные на высоком уровне, могут войти в золотой фонд элитарной культуры. Например, песни поп-короля Элвиса Пресли сегодня считаются музыкальной классикой XX века.

С другой стороны, образцы элитарной культуры усваиваются в массовой культуре. Например, полотна Винсента Ван Гога в XIX веке были непонятны его современникам, а сегодня продаются миллионы репродукций и сувениров с его картинами.

Что такое субкультура и контркультура

Особыми разновидностями культуры являются субкультура и конткультура.

Что общего между материальной и духовной культурой. Смотреть фото Что общего между материальной и духовной культурой. Смотреть картинку Что общего между материальной и духовной культурой. Картинка про Что общего между материальной и духовной культурой. Фото Что общего между материальной и духовной культуройЛондонская девушка-панк перед концертом. 1977 год. Фото: Getty Images

Субкультура включает в себя определенные ценности и нормы, картину мира, стиль и образ жизни, в том числе внешние атрибуты. Порой представителей определенных субкультур общество рассматривает как маргиналов.

Контркультура – это протестная культура. Ее представители противопоставляют себя культуре, господствующей в обществе. Представителями контркультуры в разное время были битники, хиппи и панки. В СССР одно время существовала контркультура стиляг, которых советская власть считала своими «идеологическими врагами».

Что общего между материальной и духовной культурой. Смотреть фото Что общего между материальной и духовной культурой. Смотреть картинку Что общего между материальной и духовной культурой. Картинка про Что общего между материальной и духовной культурой. Фото Что общего между материальной и духовной культуройКукрыниксы. «Поганки», 1959. Советская карикатура на стиляг

Источник

Разница между духовной и материальной культурой

Кто есть человек? Животное или нечто иное? Подобные вопросы мучают людей, наверное, с момента появления первого Homo Sapiens. Раньше ученые утверждали, что мы относимся к высшим разумным животным. Однако сегодня бытует другая точка зрения, которая прочно обосновалась в учебниках, энциклопедиях и научных трудах, где слово «животное» заменили слова «существо» и «субъект»:

«Человек — живое разумное общественное существо, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.»

Однако у нас другая тема, которую в этой формулировке мы специально выделили и подчеркнули, – это культура. Светлые умы человечества до сих пор спорят, есть ли ее зачатки (о какой-то развитой культуре говорить не приходится) у некоторых видов животных. Но с любой точки зрения человеческая культура – это нечто совершенно особое, и никакие интеллектуалы из животного мира планеты не имеют ничего похожего. Более того, у человеческой цивилизации существует два типа культуры – духовная и материальная. И несмотря на то, что оба направления объединены одним словом, суть их совершенно разная, но при этом они глубоко интегрированы друг в друга.

В этой статье мы постараемся выяснить,чем отличается духовная культура от материальной. Кстати, оба понятия включают в себя ряд подвидов, если так можно выразиться (художественная, массовая, техническая и т. д. культуры), которые в свою очередь могут состоять из десятков субкультур. Но наша задача состоит в том, чтобы разобраться с глобальными вопросами, а не тонуть в деталях. Для начала давайте определимся со смыслом, вложенным в это слово.

А вообще, что такое культура?!

Действительно, что означает это понятие? Почему оно является одним из главных и неотъемлемых признаков человеческой цивилизации? Есть множество пространных ответов на данный вопрос. Попробуем ответить и мы – только проще и своими словами:

«Культурой называют деятельность общества людей либо отдельного человека, которая приводит к духовному и (или) материальному изменению жизни как конкретного человеческого сообщества, так и целых народов. Созданные культурные ценности всегда влияют в той или иной мере на развитие человеческой общины, какими бы они ни казались незначительными на первый взгляд».

Кто-то посчитает наше определение неглубоким и неполным, но эта статья и не претендует на статус монографии. Желающих разобраться в данном вопросе более основательно отсылаем в электронные и обычные библиотеки, где есть масса серьезнейших трактатов на эту тему.

Материальная культура

Что общего между материальной и духовной культурой. Смотреть фото Что общего между материальной и духовной культурой. Смотреть картинку Что общего между материальной и духовной культурой. Картинка про Что общего между материальной и духовной культурой. Фото Что общего между материальной и духовной культурой

Само понятие материальной культуры очень просто и даже незамысловато. Его можно выразить одной фразой:

«Все, что создал человек своими руками, можно назвать материальной культурой».

Холодильник, детская игрушка, Собор Парижской Богоматери, операционная система Windows – все это продукты материальной культуры. Мы не будем описывать даже основных представителей данного типа культуры. Тема эта огромна и неисчерпаема. Скажем только, что с развитием человечества список материальных ценностей растет безостановочно. В нем уже есть вещи, которые нельзя пощупать руками, однако их все же относят к материальным явлениям. Например, технологические процессы, которые нематериальны, но в результате их использования возникают вполне реальные физические предметы. Коротко суммируем вышесказанное.

Духовная культура

Что такое «духовная культура»? Ответ заключен в самом словосочетании:

«Все то, что создано человеком, но невозможно потрогать руками, и есть духовное».

И в этом главное отличие духовной культуры от материальной. Можно привести огромное количество примеров такой культуры: песни, наука, языки, поэзия, моральные ценности, высокие чувства и эмоции… И еще, и еще…

Что общего между материальной и духовной культурой. Смотреть фото Что общего между материальной и духовной культурой. Смотреть картинку Что общего между материальной и духовной культурой. Картинка про Что общего между материальной и духовной культурой. Фото Что общего между материальной и духовной культурой

Духовная культура – это сложнейшая субстанция, состоящая из сотен и тысяч элементов-кирпичиков. Идеология, менталитет целых народов основаны на такой культуре. Мировоззрение, отношение к себе, к окружающим, к жизни связаны у человека именно с духовной культурой. Тема эта бескрайняя как в ширину, так и в глубину. Поэтому приведем несколько общепринятых постулатов, можно сказать, фундамент, на котором построен многоэтажный дом.

Приведем гипотетический пример. Гениальный фармацевт, чье открытие в медицине спасло миллионы людей, не родился с готовой формулой, рецептом в голове. Он долго и упорно учился, постигал опыт, накопленный не одним поколением известных и неизвестных медиков. Результатом стало создание чудо-лекарства, победившего ранее неизлечимую болезнь. Из подобных примеров (не только в науке) состоит практически вся наша история.

Сравнение

Таблицу различий между двумя типами культур можно было бы и не составлять, так как это различие, по большому счету, всего одно. Но оно настолько существенно, что мы все-таки решили показать его более наглядно.

Материальная культураДуховная культура
Предметно-вещевой мир, окружающий человека и созданный самим человеком при помощи его рук, навыков, технологий и ума относится к материальным ценностям человечества или отдельно взятой личностиДуховная культура не имеет под собой материальной основы. Она призвана в первую очередь воздействовать на человека или человеческое общество через чувства, эмоции, психику. Она способствует развитию человека в моральном плане, создает у него устойчивое мировоззрение и помогает принимать правильные социально-личностные решения в жизни

к содержанию ↑

Заключение

Сколько существует человечество, столько и идет развитие его культурного богатства, причем мы говорим сейчас о культуре в целом. И как бы ни спорили ученые мужи, культурологи и всевозможные идеологи,в чем разница между духовной и материальной культурой, нужно четко понимать, что это две сущности, которые за тысячелетия существования человеческой цивилизации настолько тесно переплелись и срослись, что уже невозможно представить их отдельно, в отрыве от общего развития общечеловеческой истории.

Приведем простой пример. Книга – одно из величайших изобретений в истории нашей цивилизации. Сама по себе книга является предметом материальной культуры. Однако то, что в ней написано, безусловно, относится к духовному миру человека. Читая ее, он держит в руках вполне материальный предмет, имеющий вес, размер, плотность. И в то же время человек может испытывать сильнейшие эмоции от прочитанного – страдать и сопереживать вместе с виртуальными персонажами книги. Это и есть ярчайший показатель соединения, казалось бы, совершенно разных типов культур.

Что общего между материальной и духовной культурой. Смотреть фото Что общего между материальной и духовной культурой. Смотреть картинку Что общего между материальной и духовной культурой. Картинка про Что общего между материальной и духовной культурой. Фото Что общего между материальной и духовной культурой

Статуя Венеры Милосской (богини любви) – бриллиант в сокровищнице человеческой культуры. Прекрасный пример воплощения духовного в материальное

Если вдруг исчезнут все культурные ценности (и материальные, и духовные), накопленные за всю историю нашего мира, – человечество мгновенно превратится в разумных муравьев, не имеющих даже собственного муравейника, и, скорей всего, погибнет. Такова цена культуры.

Источник

Духовная и материальная культура: единство и отличия.

Первым структурным элементом морфологии культуры обычно называют материальную культуру. К материальной культуре относятся артефакты, предназначенные для удовлетворения материальных (т.е. телесных) потребностей человека. Это всё то, что направлено на сохранение жизни человека, поддержание в нормальной физической форме его тела, а также деятельность по изготовлению и потреблению данных артефактов. Деятельность по изготовлению предметов материальной культуры происходит в сфере материального производства, объектами которого выступают орудия труда, средства и продукты производства: одежда, жилища, средства сообщения, продукты питания и т.д. Деятельность по употреблению артефактов, относящихся к материальной культуре, осуществляется в сфере материального потребления, к которой можно отнести жилища, предприятия общественного питания, «оздоровительные объекты» (медицинские учреждения, структуры, предназначенные для приобщения людей к физической культуре) и т.д.

Культурологические словари по-разному трактуют духовную культуру. Современные представления о духовной культуре, на наш взгляд, даны в словаре А.А. Фёдорова. Под духовной культурой автор понимает систему ценностей, отражающих богатство духовной жизни общества и человека, а также всю совокупность результатов духовной деятельности человека, имеющих социальное и гуманистическое значение. Духовная культура порождается познавательной деятельностью человека и выступает в виде определённого объёма знаний о природе, обществе и человеке. Духовная культура является сферой, обеспечивающей общение между людьми, что способствует социализации личности в том или ином историческом типе общества.

Какие черты присущи духовной культуре? Прежде всего, надо отметить, что духовная культура (в высших своих проявлениях) неутилитарна, бескорыстна, самодостаточна. Она нужна людям сама по себе, а не ради решения каких-либо практических задач. Важно подчеркнуть, что творческая деятельность в духовной культуре ведёт к тому, что она формирует особый духовный мир, созданный человеческой мыслью, логическим и образным мышлением, который может обогатить духовный мир подготовленного и достаточно мотивированного «потребителя». Особенность духовной культуры также состоит в том, в ней человек имеет наибольшую свободу творчества. Эта сфера культуры по своей сути безгранична, как безгранична перспектива духовного возвышения человека. Разум человека способен беспредельно проникать в макро – и микромир действительности, либо устремляться от неё в бесконечный мир фантазии, что подтверждает история искусства, мир которого постоянно расширяется «мирами» подлинных творцов. Следует признать, также то, что духовная культура наиболее чувствительная, «хрупкая» сфера культуры. Она является самой уязвимой и ранимой областью культуры и более всего страдает при социальных катаклизмах, когда резко возрастают угрозы биологического существования людей. Большие потери духовная культура несёт в обстановке «дикого рынка». Высокая духовная культура без постоянной поддержки общества и государства существовать и развиваться не может.

Ценности и антиценности духовной культуре

В самой духовной культуре всё не так однозначно. В ней также существует «зазор», разделяющий мир духовных ценностей и мир духовной жизни реальных людей. В первом случае речь идёт о положительной духовной деятельности людей и её продуктах. Это могут быть оригинальные научные теории, которыми «прирастает» наука, художественные творения, обогащающие искусство, передовые идеи и лозунги, «оздоровляющие» и развивающие общество. Не вызывает сомнений существование и отрицательной духовной деятельности и адекватных ей результатов, содержащих реакционные идеи, «дурные» вкусы, низменные инстинкты, ненависть, агрессию по отношению к людям иной культуры, религии, языка, расы и т.п. Если духовные ценности призваны удовлетворять культурные потребности человека и духовно возвышать его, то антиценности приводят «неокрепшие души» к прямо противоположным результатам – духовному оскудению и деградации.

Единство материальной и духовной культуры

Материальную и духовную культуру, прежде всего, объединяет то, что они являются порождением деятельности человека, отражают его природно-культурные основы. В материальной культуре всегда имеется духовное начало, т.к. в любом её артефакте воплощены элементы духовной культуры (идеи, знания, намерения, цели человека), что и делает его предметом культуры. Продукты духовной деятельности человека в процессе своей реализации (и сама деятельность группы людей) неизбежно облекаются в материальную форму, иначе они не могут восприниматься органами чувств других людей (сотрудниками и потребителями).

Бывают случаи, когда видовая принадлежность предмета культуры вызывает затруднения. Например, одежду, которой пользуются в повседневной жизни, относят к материальной культуре. Но одежда, представленная в музее, а также используемая, например, на дипломатических приёмах относится уже к культуре духовной.

Может ли духовная культура выполнять свои функции без материальной культуры? Ответ очевиден – нет. Успешное функционирование духовной культуры предполагает наличие необходимых материальных условий. Так, нормальная работа музеев требует надёжных, достаточно просторных, хорошо охраняемых с помощью современной техники помещений и расположенных в них экспонатов. Вряд ли возможен успешный учебный процесс без хорошо оборудованных аудиторий и т.д.

Итак, знание материальной и духовной культуры помогает понять, что только духовная культура способна возвысить человека, поднять качество его жизни, сделать его интересным для других, но, прежде всего, – для самого себя.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Духовная и материальная культура: единство и отличия.

Духовная и материальная культура: единство и отличия.

Духовная и материальная культура: единство и отличия.

Источник

Структура культуры и ее основные элементы

Все статьи сайта → Культурология → Теория культурыСтруктура культуры и ее основные элементы

Что общего между материальной и духовной культурой. Смотреть фото Что общего между материальной и духовной культурой. Смотреть картинку Что общего между материальной и духовной культурой. Картинка про Что общего между материальной и духовной культурой. Фото Что общего между материальной и духовной культурой

Рассматривая культуру в широком плане, в ней можно вы­делить материальные и духовные средства жизнедеятельно­сти человека. Иными словами, культура состоит из элемен­тов, образующих определенное единство: материальной и духовной культуры. И те, и другие созданы самим человеком.Решающую роль в этом единстве играет духовная культура. При этом речь не идет об исключении или принижении роли материальной стороны жизни общества. Культура — это единство духовного и материального, но гармония этого един­ства обеспечивается духовной деятельностью человека.

Материальная культура

Материальная культура (материальные ценности) суще­ствует в предметной форме. Это дома, станки, одежда — все, что объект превращает в вещь, т.е. предмет, свойства которо­го обусловлены творческими способностями человека, име­ют целесообразное предназначение.

Материальная культура — это духовность человека, пре­образованная в форму вещи, это, прежде всего, средства ма­териального производства. Это энергетические и сырьевые ре­сурсы, орудия труда (от простейших до сложных), а также раз­личные виды практической деятельности человека. В понятие материальной культуры включают также материально-пред­метные отношения человека в сфере обмена, т.е. производ­ственных отношений. Виды материальных ценностей: здания и сооружения, средства коммуникаций и транспорта, парки и оборудованные человеком ландшафты, — также входят в ма­териальную культуру.

Следует иметь в виду, что объем материальных ценностей шире объема материального производства, поэтому к ним от­носятся также памятники, археологические объекты, архитек­турные ценности, оборудованные памятники природы и т.п.

Материальная культура создается для совершенствования жизнедеятельности человека, для развития его творческих способностей. В истории человечества складывались различ­ные условия для реализации материально-технических воз­можностей человека, для развития его «Я». Отсутствие гар­монии между творческими замыслами и их реализацией при­водило к неустойчивости культуры, к ее консерватизму или утопичности.

Духовная культура

Различие между материальной и духовной культурой мож­но проследить по различным направлениям. Так, например, ценности духовной культуры (искусство) не знают морально­го старения в отличие от орудий труда, станков и т.п. Кроме того, духовные ценности могут существовать не только в пред­метной форме (книги, картины и т.д.), но и как акты деятель­ности. Например, игра скрипача, актера на сцене и т.п.

Наконец, духовные ценности несут на себе отпечаток лич­ности их создателя: поэта, певца, художника, композитора. Неповторимая индивидуальность автора позволяет нам по­стичь не только содержательную, но и эмоционально-чув­ственную сущность произведений искусства, философских идей, религиозных систем и т.п.

Очевидно, что и потребность в духовных ценностях у че­ловека безгранична, в отличие от уровня материального бла­госостояния, которое имеет пределы. Проявлениями духов­ной культуры выступают обычаи, традиции, нормы.

Обычай представляет собой одно из самых древних явле­ний духовной культуры. В первобытном обществе формиро­вались первые обычаи как регуляторы поведения человека.

Обычаи формируются в основном в бытовой среде, поэтому отличаются устойчивостью, длительностью существования, «живучестью». Они присутствуют в любой развитой культу­ре, как привычные, мало подвергаемые осознанию образцы поведения. («Присядем, друзья, перед дальней дорогой, пусть легким покажется путь»). Обычай — это стереотип в поведе­нии человека. Обычаи тесно связаны с традициями, которые поддерживаются через обрядовые и ритуальные действия. Как звенья одной цепи следует рассматривать такие понятия, как обычай, обряд, ритуал. Нередко их определяют как мо­мент традиции.

Традицией называют передачу и сохранение социального и культурного опыта от поколения к поколению. В качестве тра­диций выступают те или иные ценности, нормы поведения, обычаи, обряды, идеи. Иногда их воспринимают как пережит­ки, они могут исчезать, а потом возрождаться. Отбор тради­ций производит время, но есть и вечные традиции: почитание родителей, уважительное отношение к женщине и т.п.

Способом существования традиции, кроме обычаев, выс­тупают также обряды или ритуалы. Обряд — это последова­тельный порядок действий, которым завершается обычай. Обряды, как правило, привязаны к определенным датам или событиям (обряд инициации, посвящение в студенты, свадеб­ные обряды, обряды, связанные с окончанием жатвы — «до­жинки») и другие.

В духовной культуре могут действовать нормы. Норма — это общепризнанное правило поведения или действия. Они (нормы) выделяются из обычаев и приобретают самостоятель­ное существование. Поступки человека во многом определя­ются принятыми в обществе нормами. Различают нормы-предписания, нормы-запреты, нормы-образцы. Последние отражают уровень культуры, достигнутый в обществе.

Более сложным и развитым продуктом духовной культу­ры являются ценности. Ценность подразумевает выбор, до­пускает различные, даже противоположные решения и пред­почтения. Ценность включает в себя такие элементы, как ин­терес и потребность личности, долг и идеал, побуждение и мотив. Типы ценностей бывают различными: нравственные, религиозные, художественно-эстетические, политические, витальные (связанные со здоровым образом жизни). Можно также говорить о семейно-родственных ценностях, трудовых, идеологических. Нередко ценности в тех или иных культурах персонифицируются в облике святых, героев, вождей, клас­сиков и т.д. Богатый набор ценностей той или иной культуры свидетельствуют об уровне духовной культуры общества, о ее способности общаться с другими культурами.

Если классифицировать элементы духовной культуры, рассматривая ее как одну из форм общественного сознания, то при таком основании выделяется:

• политическая культура;
• нравственная культура (мораль);
• эстетическая культура (искусство);
• религиозная культура;
• философская культура и т.д.

Но это не единственная попытка классификации элемен­тов духовной культуры. При социальном подходе культуро­логи выделяют две формы существования культуры: массо­вую и элитарную. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах (детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс и т.п.). Производителем и потребителем элитарной культуры является высший, привилегированный слой обще­ства — элита. Содержанием культуры является вся челове­ческая деятельность.

Рассмотрев структуру культуры, следует отметить нали­чие в культуре каждого народа классовых и общечеловечес­ких, национальных и интернациональных ценностей. В тра­диционных обществах с жесткой организацией, авторитетом социальных норм, сильной власти медленно развивались та­кие внеклассовые формы культуры, как наука, техника, язык. Те же формы культуры, на которых базировалась власть гос­подствующих классов, были достаточно развитыми. Это мо­раль, право, искусство. Так, например, в нашем обществе, где «гегемоном» был объявлен рабочий класс, культура строилась по мерке пролетарской культуры, что привело к обострению проблемы общечеловеческих ценностей.

Общечеловеческие, т.е. надклассовые ценности, есть в каждой национальной культуре. Национальный характер культуры проявляется не только в самосознании, в ментали­тете нации, но и в том, что свою культуру каждый народ счи­тает и родной и общечеловеческой одновременно. Слово «люди» означает в названиях многих племен и народов «на­стоящие люди», т.е. каждый народ вполне естественно счита­ет настоящим человеком прежде всего самого себя. В каче­стве примера гармоничного сочетания национальных и ин­тернациональных начал в культуре обычно называют Япо­нию. С одной стороны, Япония — традиционное общество с особыми традициями, обычаями, ценностями, с другой сто­роны, в последние десятилетия эта страна сумела удачно со­единить интернациональные технологии, новации в сфере техники и производства с национальными особенностями своей культуры и вырвалась вперед в гармоническом сочета­нии одного и другого.

Большую роль в развитии культуры играют потребнос­ти. Потребность — это необходимость в чем-либо, это оп­ределенное состояние человека, связанное с чувством необ­ходимости, удовлетворения. Потребность заставляет челове­ка действовать. Есть первичные потребности человека — при­родные, и вторичные — социальные или культурные. Куль­турные потребности человек ценит выше, чем природные, хотя жизненная ценность последних часто недооценивается (чистый воздух, чистая вода, естественная природа). Роль по­требностей заключается в том, что у человека с их возникно­вением пробуждается интерес к чему-то. Это ведет к твор­ческой деятельности, к каким-то открытиям, изобретениям, идеям и т.п. В результате создаются определенные ценности, производство которых и представляет собой культуру.

Физическая культура

Физическая культура — это преобразование природного начала в самом человеке; формирование социально необходимых навыков и умений человеческого тела. Анализ состава русского языка показывает, что слова-обозначения врожденных телесных действий составляют не более 0,9% от общего количества глаголов, отражающих действия, усвоенные человеком через обучение.

В основе физической культуры лежит домашняя физическая подготовка, включающая развитие координации движений всего тела ребенка (формирование макро-действий) и артикуляционного аппарата (микро-движения челюстно-лицевых мышц, органов дыхания, пищеварения). Иначе говоря, это решение такой ответственной задачи, как обучение речи, прямохождению, перемещению предметов, гигиеническим правилам, культивирование различий в поведении по половым или возрастным признакам.

На этом фундаменте надстраиваются все последующие, более сложные или специализированные физические навыки и координированные движения вроде балетного танца, движения рук токаря, хирурга или фокусника. Чтобы всему этому научиться, необходимы не столько подходящие физические данные, сколько богатые культурные традиции и воспитанная в человеке способность к совершенствованию движений тела применительно к тем или иным профессиональным задачам.

Виды культуры

Помимо основных форм культуры выделяют также различные виды культуры. Среди большого числа классификаций можно остановиться на той, что опирается на понятие субъекта-носителя культуры, как наиболее обобщенной и универсальной. Применяя все, что мы уже знаем об этом понятии, получаем следующее распределение видов культуры: культура общества, культура коллектива (организации), культура личности.

Ни один из видов культуры не сводим к двум другим ни в сумме, ни по отдельности. Так, культура общества — это объективная целостность культурного творчества, структура и закономерности которой не зависят от деятельности отдельных коллективов или личностей, первичны по отношению к ней. Культура коллектива складывается как результат накопления опыта, традиций совместной деятельности устойчивой группы людей. Культура личности определяется не только степенью усвоения общественной и коллективной культуры, но и субъективностью, уникальным характером каждого конкретного «Я».

Следует отметить, что любая классификация форм и видов культуры, в некоторой степени, относительна, и в реальной действительности они переплетаются, взаимосвязаны друг с другом. Сложность социокультурной реальности обуславливается также исторической изменчивостью (вариативностью) всех ее существенных характеристик. Поэтому введенные теоретические понятия субъекта, видов и форм культуры нуждаются в дальнейшем истолковании с помощью конкретного исторического материала.

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *