Что общего между мастером и иешуа
Иешуа Га-Ноцри и Мастер
Мастер. В ранней редакции романа, когда образ был еще не ясен самому М. Булгакову, заглавный герой был назван Фаустом. Это имя было условным, вызвано аналогией с героем гетевской трагедии, и лишь постепенно прояснялась концепция образа спутника Маргариты — Мастера.
Мастер является трагическим героем, во многом повторяющим путь Иешуа, в современных главах романа. Тринадцатая (!) глава романа, где Мастер впервые появляется перед читателем, названа «Явление героя»:
Иван [Бездомный. — В.К.] спустил ноги с постели и всмотрелся. С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темно-волосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми… Тут увидел Иван, что пришедший одет в больничное. На нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат.
— Вы — писатель? — с интересом спросил поэт.
— Я — мастер, — он сделался суров и вынул из кармана халата совершенно засаленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой «М». Он надел эту шапочку и показался Ивану и в профиль и в фас, чтобы доказать, что он — мастер.
Подобно Иешуа, Мастер пришел в мир со своей истиной: это истина о тех событиях, что произошли в древности. М. Булгаков как бы экспериментирует: что произошло бы, если бы в наши дни в мир вновь пришел Богочеловек? Какой была бы его земная судьба? Художественное исследование нравственного состояния современного человечества не позволяет М. Булгакову быть оптимистически настроенным: судьба Иешуа осталась бы прежней. Подтверждение тому — судьба романа Мастера о Богочеловеке.
Мастер, как и в свое время Иешуа, также оказался в конфликтной, драматичной ситуации: власть и господствующая идеология активно противостоят его истине — роману. И Мастер также проходит свой трагический путь в романе.
Но Мастер, в отличие от Иешуа, оказывается несостоятельным как трагический герой: в нем недостает той духовной, нравственной силы, которую проявил Иешуа и на допросе у Пилата, и в свой смертный час. В самом названии главы («Явление героя») заключена трагическая ирония (а не только высокая трагедия), так как герой является в больничном халате, в качестве пациента психиатрической лечебницы, и сам объявляет Ивану Бездомному о своем сумасшествии.
Воланд говорит о Мастере: «Его хорошо отделали». Истерзанный Мастер отказывается от своего романа, от своей истины: «У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет… Ничто меня вокруг не интересует, кроме нее [Маргариты. — В.К.]… Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал… он мне ненавистен, этот роман… Я слишком много испытал из-за него».
Мастер, как и Иешуа, имеет своего антагониста в романе — это М.А. Берлиоз, редактор толстого московского журнала, председатель МАССОЛИТа, духовный пастырь пишущей и читающей паствы. Для Иешуа в античных главах романа антагонистом является Иосиф Каифа, «исполняющий обязанности президента синедриона первосвященник иудейский». Каифа выступает от имени иудейского духовенства как духовный пастырь народа.
Каждый из главных героев — и Иешуа, и Мастер — имеет своего предателя, стимулом для которых является материальная выгода: Иуда из Кириафа получил свои 30 тетрадрахм; Алоизий Могарыч — квартирку Мастера в подвале.
► Читайте также другие статьи по творчеству М.А. Булгакова и анализу романа «Мастер и Маргарита»:
Образы Иешуа и Мастера
Между судьбой Иешуа и страдальческой жизнью Мастера видна явная параллель. Связь между историческими главами и главами о современности усиливает философские и нравственные идеи романа.
В реальном плане повествования Булгаков изобразил жизнь советских людей в 20-30-х годах ХХ века, показал Москву, литературную среду, представителей разных сословий. Центральными персонажами здесь являются Мастер и Маргарита, а также московские литераторы на службе у государства. Основная проблема, волнующая автора, – взаимоотношения художника и власти,
Образ Мастера имеет много автобиографических черт, но знак равенства между ним и Булгаковым ставить нельзя. В жизни Мастера в художественной форме отражены трагические моменты судьбы самого писателя. Мастер – бывший безвестный историк, отказавшийся от собственной фамилии, “как и вообще от всего в жизни”, “не имел нигде родных и почти не имел знакомых в Москве”.
Он живет, погруженный в творчество, в осмысление идей своего романа. Его как писателя волнуют вечные, общечеловеческие проблемы, вопросы смысла жизни, роли художника в обществе.
Свободно ориентируясь в древних пластах истории, он ищет в них вечные законы, по которым строится общество людей. Ради познания истины Фауст продает душу дьяволу, а Мастер у Булгакова знакомится с Воландом и уходит с ним из этого несовершенного мира.
У Мастера и Иешуа есть схожие черты и убеждения. Писатель отвел этим персонажам немного места в общей структуре романа, но по своему значению эти образы наиболее важны. Оба мыслителя не имеют крыши над головой, отвергнуты обществом, оба преданы, арестованы и, невинные, уничтожены.
Их вина в неподкупности, чувстве собственного достоинства, преданности идеалам, глубоком сочувствии к людям. Эти образы взаимно дополняют, подпитывают друг друга. В то же время между ними есть различия. Мастер устал бороться с системой за свой роман, добровольно устранился, Иешуа же за свои убеждения идет на казнь.
Иешуа полон любовью к людям, прощает всех, Мастер, напротив, ненавидит и не прощает своих гонителей.
Мастер исповедует не религиозную истину, а правду факта. Иешуа – трагический герой, созданный Мастером, гибель которого мыслится им как неизбежная. С горькой иронией автор представляет Мастера, который появляется в больничном халате и сам говорит Ивану, что он сумасшедший. Для писателя жить и не творить равнозначно смерти.
Отчаявшись, Мастер сжег свой роман, вот почему “он не заслужил света, он заслужил покой”. Роднит героев еще одна общая черта: они не чувствуют, кто их предаст. Иешуа не догадывается, что Иуда предал его, но предчувствует, что с этим человеком случится несчастье.
Странно, что замкнутый, недоверчивый по характеру Мастер сходится с Алоизием Могарычом. Более того, уже находясь в сумасшедшем доме, Мастер “до сих пор” “скучает” по Алоизию. Алоизий “покорил” его “своею страстью к литературе”. “Он не успокоился до тех пор, пока не упросил” Мастера прочесть ему “роман весь от корки до корки, причем о романе он отозвался очень лестно…”.
Позже Алоизий, “прочитав статью Латунского о романе”, “написал на Мастера жалобу с сообщением о том, что он хранит у себя нелегальную литературу”. Целью предательства для Иуды были деньги, для Алоизия – квартира Мастера. Не случайно Воланд утверждает, что страсть к наживе определяет поведение людей.
Иешуа и Мастер имеют каждый по одному ученику. Иешуа Га-Ноцри – Левия Матвея, Мастер – Ивана Николаевича Понырева. Ученики сначала были очень далеки от позиции своих учителей, Левий был сборщиком податей, Понырев – малоодаренным поэтом.
Левий поверил, что Иешуа – воплощение Истины. Понырев постарался все забыть и стал обычным служащим.
Создав своих героев, Булгаков прослеживает изменение психологии людей на протяжении многих веков. Мастер, этот современный праведник, уже не может быть таким искренним и чистым, как Иешуа. Понтий понимает несправедливость своего решения и чувствует вину, а гонители Мастера уверенно торжествуют.
Related posts:
Медицинская энциклопедия. Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология
Как повлияли на героя бесчеловечные о. Что роднит Мастера и Булгакова? Что общего между Мастером и Иешуа? В чём различие их позиций? Что сломило Мастера? Как повлияли на героя бесчеловечные о Сравнение Иешуа и Воланда «мастер и Маргарита»
Построение булгаковского романа позволяет утверждать, что писатель знал правила так называемой формулы «двойника» и использовал их для философской концепции мира и человека. П.Р.Абрагам указывает на два способа использования формулы «двойника. С одной стороны, персонажи трактовались как отдельные психические слои «Я». Имеется в виду натурфилософская система Г.Г.Шуберта. Структура человеческого сознания состоит в следующем: эмпирическую часть «Я» составляет так называемое «бодрствующее» «Я» и «спящее» «Я». Метафизическими элементами сознания являються «внутренний поэт» и два голоса совести, представленные обычно образами «благого ангела» и «злого ангела».
Для Мастера в концепции Булгакова характерна амбивалентность связей не только с Иешуа, но и с Воландом. Важным отличием Мастера от Иешуа (и от Пилата) является то, что двое последних не творческие личности. Иешуа весь обращен к реальной жизни, между ним и окружающим его миром связи прямые не опосредованные барьером художественного (или научного) творчества. Иешуа не только ничего не пишет сам, но резко отрицательно относится к записям своего ученика Левия (сравним также отношения Пилата к секретарю, записывающему его разговор с Иешуа). В этом Иешуа прямо противоположен образу Мастера, превращающего литературу в материал творчества саму свою жизнь. Казалось бы, явное сходство Мастера и Иешуа оказывается средством для того, чтобы подчеркнуть их различия.
В “Мастере и Маргарите” нашла точное отражение обстановка в стране 30-х годов. Через чувство страха, охватившего Мастера, в романе писателя передается атмосфера тоталитарной политики, в условиях которой писать правду о самовластии Понтия Пилата, о трагедии проповедника правды и справедливости Иешуа было опасно.Отказ печать роман сопровождался в редакции зловещим намеком:”. Кто это. надоумил сочинить роман на такую странную тему!?” Ночная исповедь Мастера перед Иваном Бездомным в книжечке Стравинского поражает своим трагизмом. Булгакова травили критики, присяжные ораторы, и он, естественно, болезненно реагировал на эти гонения. Не имея возможности противостоять своим хулителям публично, “писатель искал сатисфакции через посредства искусства, взяв себе в секунданты муз (в том числе и покровительницу истории Клио). Таким образом, сценическая площадка ”Мастера” стала дуэльным ристалищем.”
Явившаяся как внезапное озарение, мгновенно вспыхнувшая любовь героев оказывается долговечной. “В ней мало помалу открывается вся полнота чувства: тут и нежная влюбленность, и жаркая страсть, и необыкновенно высокая духовная связь двух люлей.” Мастер и Маргарита присутствуют в романе в неразрывном единстве. Когда Мастер рассказывает Ивану историю своей жизни, все его повествование пронизано воспоминаниями о любимой.
Это было величайшей дерзостью со стороны Гете: в его время у церкви его герои могли получить у церкви только проклятие. Но что-то в этом решении уже не удовлетворяло и Гете. Недаром торжественность финала уравновешивается у него “полной грубоватого юмора сценой флирта Мефистофеля с ангелами, в которой крылатые мальчики так ловко обставляют самого старого черта и уносят у него из-под носа душу Фауста”.
Тем более такое решение оказалось невозможным для Булгакова, невозможным в мироощущении ХХ века, наградить райским автобиографического героя. И конечно абсолютно невозможно в художественной структуре романа, где нет ненависти между Тьмой и Светом, но есть противостояние, разделенность Тьмы и Света, где судьбы героев оказались связаны с Князем тьмы и свою награду они могли получить только из его рук.
Мастер отпускает Пилата в свет, к Иешуа, завершив тем самым свой роман. Эта тема исчерпана, и больше в свете с Пилатом и Иешуа ему делать нечего. Лишь в потустороннем мире он находит условия творческого покоя, которых был лишен на земле. нешний покой скрывает за собой внутреннее творческое горение. Лишь такой покой признавал Булгаков. Иной покой, покой сытости, покой, достигаемый за счет других, был ему чужд.
бстоятельства его жизни? Как попадает Мастер в клинику Стравинского? Какой символический смысл вкладывает Булгаков в изображение клиники?Пожалуйста,очень нужно!
В Иешуа и Воланда много общего. Это свидетельствует о том, что добро и зло переплетаются. Дьявол в романе Булгакова борется с человеческими пороками и становится заядлым адвокатом людей.
Характеристика Иешуа «Мастер и Маргарита»
Хотя Булгаковском Иешуа и присущи некоторые черты Мессии, и он больше похож на Сына Человеческого, а не Сына Божьего. Человеческие его черты рельефно проявляются, в частности, в сцене допроса. Этот странствующий философ проповедует моральный закон Добра. Он ни на йоту не отступает от своих убеждений и пренебрегает ложью, чтобы спастись: не понимает или не хочет понимать намеков прокуратора. И даже за мгновение до казни, когда ему, жаждущему, преподнесли в рот мокрую губку, он исповедует этот закон: отказывается от этой милости в пользу осужденного соседа, который так же страдал от жажды.
Характеристика Воланда «Мастер и Маргарита»
Противоположностью Иешуа является Воланд. Если Мефистофель с «Фауста» Гете является воплощением зла, всесильным, как Бог, то Воланд имеет целью восстановление справедливости, хочет доказать, что зло и добро тесно переплетаются, вот только зло неизбежно наказуемо.
Кстати, в Ветхом Завете Библии Сатана также не враг Бога, как в Новом Завете, а земное божественное правосудие. В жизни часто Сатана кроется в нас самих, и от нас зависит, какой выбор сделать, каким путем пойти.
Сравнение Иешуа и Воланда «мастер и Маргарита»
Мысли о главном зло человеческой личности сказал Пилату : «Беда в том, что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. Ведь нельзя, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудное, игемон »« Что-то недоброе таится в мужчинах, избегающих игр, вина, очаровательных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих »
Писатель творит свой миф, трансформируя, переосмысливая библейские легенды, литературные источники и собственное понимание вечных истин.
Попытка постижения понятий “истинная свобода” и “истинная любовь”;
Исследование темы творчества и судьбы художника в романе;
Рассмотрение раскрытия в романе темы бессмертия;
Обучение учащихся использованию данного материала при написании эссе.
Эвристическая беседа с элементами последовательного анализа.
Фрагменты видеофильма “Мастер и Маргарита”.
1. Из словаря литературоведческих терминов в тетрадях делаем запись определения эссе.
Вот какую работу вам предстоит выполнить после сегодняшней беседы о финале романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.
Переплетение темы любви и темы искусства для Булгакова необычайно важно: они, проводя человека через испытания жизнью, через все радости и беды, обрекают его на бессмертие. “Как я угадал”,- шепчет Мастер, услышав от Ивана Бездомного рассказ Воланда о суде Понтия Пилата. А что угадал? Наверное, первую фразу, лейтмотив: “Все люди добры”,- то, что повергло прокуратора в изумление. Ведь с этой фразы всё и началось. Слово Христа и слово истинного искусства – об одном и том же: о неизбывности доброго начала в человеке. Что же явилось итогом страданий, исканий, потерь главных героев романа – Мастера и Маргариты?
3. Один из учеников рассказывает историю жизни Мастера, опираясь на выписанные дома цитаты, например, из главы 13:
Я знаю пять языков, кроме родного…
— …однажды выиграл сто тысяч рублей.
Ах, это был золотой век, совершенно отдельная квартирка, и ещё передняя, и в ней раковина с водой…
Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы.
Любовь выскочила перед нами, как выскакивает из-под земли убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих… и т.д.
4. А теперь послушаем историю Маргариты, также опираясь на выписанные цитаты, например:
Меня поразила не столько её красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах. (гл.13)
Я верую! Что-то произойдёт! (Гл.20)
Невидима и свободна!
Была на свете одна тётя. И у неё не было детей, и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая… (гл.21) и т.д.
5. Вы выслушали истории жизни двух главных героев романа. Что их объединяет, почему их встреча была неизбежна и трагична одновременно?
Они оба одиноки. Оба стремились стать свободными в своих мыслях, чувствах. В том мире, в котором они жили, это было невозможно.
6. Какой смысл вкладывает Булгаков в слово “мастер”? Что роднит Мастера и Булгакова? Что общего между Мастером и Иешуа? В чём различие их позиций?
Слово “мастер”, противопоставляющее булгаковского героя пошлому писательскому миру, означает человека, наделённого творческой свободой, силой слова, великим пониманием жизни, а также содержит такие значения, как “наставник, образец для подражания”, “художник милостью божьей”. Исследователи даже полагают, что в имени героя зашифрованы инициалы автора. Иешуа и Мастер не могут воспринимать окружающий их мир как должное. Но, в отличие от Иешуа, Мастер разуверился в силе добра. Трёхмесячное отсутствие и возвращение с оторванными пуговицами породили в герое страх, покорность судьбе, ненависть к своему роману и даже привели к утрате имени.
7. А что поразило вас в образе Маргариты?
Необычайное чувство свободы и независимости, которое особенно проявилось в сцене полёта. Способность самоотверженно любить, пусть даже ценой собственной жизни. Тем не менее она способна сочувствовать, сострадать – она жалеет маленького мальчика, просит за Фриду. Даже тот факт, что она продала душу дьяволу, не умаляет её бесспорных достоинств. Особенно сильно в образе Маргариты звучит тема бессмертия. Любовь, как и творчество,- высшее проявление человеческого духа, потому-то она бессмертна.
8. Итак, почему же при всей жестокости решения проблемы ответственности человека автор не наказывает героя тьмой? Почему продавшей душу дьяволу Маргарите тоже дарован покой, а не тьма? И что такое покой? (Беседа с записью основных выводов).
С христианской точки зрения, Мастер не заслужил света, поскольку и за смертным порогом продолжал оставаться земным. Он оглядывается назад, на свою земную грешную любовь – Маргариту, он хотел бы делить с нею свою будущую неземную жизнь. Критики вполне справедливо упрекают Мастера в унынии, в капитуляции. Мастер отказывается от открывшейся ему в его романе истины, он признаётся: “У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет… ничто меня вокруг не интересует, кроме неё… Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал, он мне ненавистен, этот роман. Я слишком много испытал из-за него”. Сожжение романа – своего рода самоубийство. Не случайно вслед за этим событием появился Воланд. В булгаковском романе Воланд оказывается даже значимее, чем Иешуа, по крайней мере в художественном отношении, на что критики уже не раз обращали внимание. Устроить судьбу Мастера и Маргариты просит Иешуа, но об этом же “догадался” и Воланд. Их примиряет творческий подвиг Мастера, пусть даже непоследовательный, а также примиряет человеческая земная любовь, “настоящая, верная, вечная”.
Разумеется, высшей ценностью для автора романа является творчество. При решении судьбы Мастера любовь и творчество уравновесили на чаше весов отсутствие веры – не перевешивали ни Рай, ни Ад. Пришло компромиссное решение: наградить-наказать Мастера “покоем”. Необходимо отметить, что финал булгаковского романа определён не только внутренней логикой самого произведения, но и логикой развития творчества писателя в целом. Ведь талант Булгакова – это талант преимущественно сатирический, земной. Поэтому в решении посмертной судьбы его главного героя, заслужившего “покой”, но не “свет”, чувствуются усмешка и скептицизм Булгакова. Однако “покой” в романе ставит новые проблемы. Ведь память Мастера, идущего с Маргаритой к своему вечному дому, “стала потухать”. А ведь память о романе, о земной любви – это единственное, что у Мастера оставалось. Значит, творчество, творческий покой становится невозможным – а это то, во что хочется верить, чего жаждет душа художника, но что достоверного характера не имеет. И поскольку “покой” в романе оказывается мнимым, постольку возможным стал ещё один финал – лунный, обманный, “не истинный” свет. Это финал-загадка. И мы с вами сделаем попытку разрешить эту загадку. Ведь итогом нашей беседы, наших размышлений должно стать написание эссе – как раз на тему “Как вы поняли финал романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.
9. В заключение урока – просмотр финальных сцен видеофильма “Мастер и Маргарита”.
Что роднит Мастера и Булгакова? Что общего между Мастером и Иешуа? В чём различие их позиций? Что сломило Мастера? Как повлияли на героя бесчеловечные о. Cочинение «Булгаков и Мастер одна общая трагедия Сравнение Иешуа и Воланда «мастер и Маргарита»
Мастер является трагическим героем, во многом повторяющим путь Иешуа, в современных главах романа. Тринадцатая (!) глава романа, где Мастер впервые появляется перед читателем, названа «Явление героя»:
Иван [Бездомный. — В.К.] спустил ноги с постели и всмотрелся. С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темно-волосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми… Тут увидел Иван, что пришедший одет в больничное. На нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат.
— Вы — писатель? — с интересом спросил поэт.
— Я — мастер, — он сделался суров и вынул из кармана халата совершенно засаленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой «М». Он надел эту шапочку и показался Ивану и в профиль и в фас, чтобы доказать, что он — мастер.
Подобно Иешуа, Мастер пришел в мир со своей истиной: это истина о тех событиях, что произошли в древности. М. Булгаков как бы экспериментирует: что произошло бы, если бы в наши дни в мир вновь пришел Богочеловек? Какой была бы его земная судьба? Художественное исследование нравственного состояния современного человечества не позволяет М. Булгакову быть оптимистически настроенным: судьба Иешуа осталась бы прежней. Подтверждение тому — судьба романа Мастера о Богочеловеке.
Мастер, как и в свое время Иешуа, также оказался в конфликтной, драматичной ситуации: власть и господствующая идеология активно противостоят его истине — роману. И Мастер также проходит свой трагический путь в романе.
Но Мастер, в отличие от Иешуа, оказывается несостоятельным как трагический герой: в нем недостает той духовной, нравственной силы, которую проявил Иешуа и на допросе у Пилата, и в свой смертный час. В самом названии главы («Явление героя») заключена трагическая ирония (а не только высокая трагедия), так как герой является в больничном халате, в качестве пациента психиатрической лечебницы, и сам объявляет Ивану Бездомному о своем сумасшествии.
Мастер, как и Иешуа, имеет своего антагониста в романе — это М.А. Берлиоз, редактор толстого московского журнала, председатель МАССОЛИТа, духовный пастырь пишущей и читающей паствы. Для Иешуа в античных главах романа антагонистом является Иосиф Каифа, «исполняющий обязанности президента синедриона первосвященник иудейский». Каифа выступает от имени иудейского духовенства как духовный пастырь народа.
Каждый из главных героев — и Иешуа, и Мастер — имеет своего предателя, стимулом для которых является материальная выгода: Иуда из Кириафа получил свои 30 тетрадрахм; Алоизий Могарыч — квартирку Мастера в подвале.
Читайте также другие статьи по творчеству М.А. Булгакова и анализу романа «Мастер и Маргарита»:
Между судьбой Иешуа и страдальческой жизнью Мастера видна явная параллель. Связь между историческими главами и главами о современности усиливает философские и нравственные идеи романа.
В реальном плане повествования Булгаков изобразил жизнь советских людей в 20-30-х годах ХХ века, показал Москву, литературную среду, представителей разных сословий. Центральными персонажами здесь являются Мастер и Маргарита, а также московские литераторы на службе у государства. Основная проблема, волнующая автора, — взаимоотношения художника и власти, личности и общества.
Образ Мастера имеет много автобиографических черт, но знак равенства между ним и Булгаковым ставить нельзя. В жизни Мастера в художественной форме отражены трагические моменты судьбы самого писателя. Мастер — бывший безвестный историк, отказавшийся от собственной фамилии, «как и вообще от всего в жизни», «не имел нигде родных и почти не имел знакомых в Москве». Он живет, погруженный в творчество, в осмысление идей своего романа. Его как писателя волнуют вечные, общечеловеческие проблемы, вопросы смысла жизни, роли художника в обществе.
Само слово «мастер» приобретает символическое значение. Судьба его трагична. Он серьезный, глубокий, талантливый человек, существующий в условиях тоталитарного режима. Мастер, как и Фауст И. Гете, одержим жаждой познания и поиском истины. Свободно ориентируясь в древних пластах истории, он ищет в них вечные законы, по которым строится общество людей. Ради познания истины Фауст продает душу дьяволу, а Мастер у Булгакова знакомится с Воландом и уходит с ним из этого несовершенного мира.
У Мастера и Иешуа есть схожие черты и убеждения. Писатель отвел этим персонажам немного места в общей структуре романа, но по своему значению эти образы наиболее важны. Оба мыслителя не имеют крыши над головой, отвергнуты обществом, оба преданы, арестованы и, невинные, уничтожены. Их вина в неподкупности, чувстве собственного достоинства, преданности идеалам, глубоком сочувствии к людям. Эти образы взаимно дополняют, подпитывают друг друга. В то же время между ними есть различия. Мастер устал бороться с системой за свой роман, добровольно устранился, Иешуа же за свои убеждения идет на казнь. Иешуа полон любовью к людям, прощает всех, Мастер, напротив, ненавидит и не прощает своих гонителей.
Мастер исповедует не религиозную истину, а правду факта. Иешуа — трагический герой, созданный Мастером, гибель которого мыслится им как неизбежная. С горькой иронией автор представляет Мастера, который появляется в больничном халате и сам говорит Ивану, что он сумасшедший. Для писателя жить и не творить равнозначно смерти. Отчаявшись, Мастер сжег свой роман, вот почему «он не заслужил света, он заслужил покой». Роднит героев еще одна общая черта: они не чувствуют, кто их предаст. Иешуа не догадывается, что Иуда предал его, но предчувствует, что с этим человеком случится несчастье. Материал с сайта
Странно, что замкнутый, недоверчивый по характеру Мастер сходится с Алоизием Могарычом. Более того, уже находясь в сумасшедшем доме, Мастер «до сих пор» «скучает» по Алоизию. Алоизий «покорил» его «своею страстью к литературе». «Он не успокоился до тех пор, пока не упросил» Мастера прочесть ему «роман весь от корки до корки, причем о романе он отозвался очень лестно…». Позже Алоизий, «прочитав статью Латунского о романе», «написал на Мастера жалобу с сообщением о том, что он хранит у себя нелегальную литературу». Целью предательства для Иуды были деньги, для Алоизия — квартира Мастера. Не случайно Воланд утверждает, что страсть к наживе определяет поведение людей.
Иешуа и Мастер имеют каждый по одному ученику. Иешуа Га-Ноцри — Левия Матвея, Мастер — Ивана Николаевича Понырева. Ученики сначала были очень далеки от позиции своих учителей, Левий был сборщиком податей, Понырев — малоодаренным поэтом. Левий поверил, что Иешуа — воплощение Истины. Понырев постарался все забыть и стал обычным служащим.
Создав своих героев, Булгаков прослеживает изменение психологии людей на протяжении многих веков. Мастер, этот современный праведник, уже не может быть таким искренним и чистым, как Иешуа. Понтий понимает несправедливость своего решения и чувствует вину, а гонители Мастера уверенно торжествуют.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
Построение булгаковского романа позволяет утверждать, что писатель знал правила так называемой формулы «двойника» и использовал их для философской концепции мира и человека. П.Р.Абрагам указывает на два способа использования формулы «двойника. С одной стороны, персонажи трактовались как отдельные психические слои «Я». Имеется в виду натурфилософская система Г.Г.Шуберта. Структура человеческого сознания состоит в следующем: эмпирическую часть «Я» составляет так называемое «бодрствующее» «Я» и «спящее» «Я». Метафизическими элементами сознания являються «внутренний поэт» и два голоса совести, представленные обычно образами «благого ангела» и «злого ангела».
Для Мастера в концепции Булгакова характерна амбивалентность связей не только с Иешуа, но и с Воландом. Важным отличием Мастера от Иешуа (и от Пилата) является то, что двое последних не творческие личности. Иешуа весь обращен к реальной жизни, между ним и окружающим его миром связи прямые не опосредованные барьером художественного (или научного) творчества. Иешуа не только ничего не пишет сам, но резко отрицательно относится к записям своего ученика Левия (сравним также отношения Пилата к секретарю, записывающему его разговор с Иешуа). В этом Иешуа прямо противоположен образу Мастера, превращающего литературу в материал творчества саму свою жизнь. Казалось бы, явное сходство Мастера и Иешуа оказывается средством для того, чтобы подчеркнуть их различия.
В “Мастере и Маргарите” нашла точное отражение обстановка в стране 30-х годов. Через чувство страха, охватившего Мастера, в романе писателя передается атмосфера тоталитарной политики, в условиях которой писать правду о самовластии Понтия Пилата, о трагедии проповедника правды и справедливости Иешуа было опасно.Отказ печать роман сопровождался в редакции зловещим намеком:”. Кто это. надоумил сочинить роман на такую странную тему!?” Ночная исповедь Мастера перед Иваном Бездомным в книжечке Стравинского поражает своим трагизмом. Булгакова травили критики, присяжные ораторы, и он, естественно, болезненно реагировал на эти гонения. Не имея возможности противостоять своим хулителям публично, “писатель искал сатисфакции через посредства искусства, взяв себе в секунданты муз (в том числе и покровительницу истории Клио). Таким образом, сценическая площадка ”Мастера” стала дуэльным ристалищем.”
Явившаяся как внезапное озарение, мгновенно вспыхнувшая любовь героев оказывается долговечной. “В ней мало помалу открывается вся полнота чувства: тут и нежная влюбленность, и жаркая страсть, и необыкновенно высокая духовная связь двух люлей.” Мастер и Маргарита присутствуют в романе в неразрывном единстве. Когда Мастер рассказывает Ивану историю своей жизни, все его повествование пронизано воспоминаниями о любимой.
Это было величайшей дерзостью со стороны Гете: в его время у церкви его герои могли получить у церкви только проклятие. Но что-то в этом решении уже не удовлетворяло и Гете. Недаром торжественность финала уравновешивается у него “полной грубоватого юмора сценой флирта Мефистофеля с ангелами, в которой крылатые мальчики так ловко обставляют самого старого черта и уносят у него из-под носа душу Фауста”.
Тем более такое решение оказалось невозможным для Булгакова, невозможным в мироощущении ХХ века, наградить райским автобиографического героя. И конечно абсолютно невозможно в художественной структуре романа, где нет ненависти между Тьмой и Светом, но есть противостояние, разделенность Тьмы и Света, где судьбы героев оказались связаны с Князем тьмы и свою награду они могли получить только из его рук.
Мастер отпускает Пилата в свет, к Иешуа, завершив тем самым свой роман. Эта тема исчерпана, и больше в свете с Пилатом и Иешуа ему делать нечего. Лишь в потустороннем мире он находит условия творческого покоя, которых был лишен на земле. нешний покой скрывает за собой внутреннее творческое горение. Лишь такой покой признавал Булгаков. Иной покой, покой сытости, покой, достигаемый за счет других, был ему чужд.