Что общего между народным творчеством и прикладным искусством 3 класс
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
суббота, 22 мая 2021 г.
Ответы на вопросы учебника к разделу «Устное народное творчество» для 3 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 51-57.
Раздел «Устное народное творчество». Проверим себя и оценим свои достижения.
1. Разгадай кроссворд, и ты узнаешь, как ещё называют устное народное творчество.
Ответы на вопросы: Афрон, Козлёночек, Алёнушка, Конь, Уздечка, Елена, Золотые, Перстень.
Слово по вертикали: Фольклор.
2. Найди виды устного народного творчества. Обоснуй свой выбор.
Песня, потешка, прибаутка, поговорка, считалка, пестушка.
Все эти виды рассказывались устно, придумывались народом, служили определенным бытовым целям.
3. Объясни, что такое песня? Чем песня отличается от стихотворения?
4. Прислушайся к звучанию каждой песни, её ритму и интонации. Как они связаны с содержанием песни?
Ритм и интонация песни напрямую связаны с её содержанием. Если песня смешная, то ритм быстрый, а интонация весёлая. Если песня грустная, то ритм медленный, тягучий, а интонация печальная.
5. Песенки-заклички исполнялись хором детей, обращавшихся к силам природы. Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов «Весна-красна. «
Пример песенки-заклички про весну для 3 класса
6. Дополни текст необходимыми словами. Обоснуй свой выбор.
В них народ раскрывает своё отношение к жизни.
Ведь пословицы и поговорки выражают народную мудрость, делятся опытом, советуют как поступить в той или иной ситуации.
Они дошли до нас с давних времён.
Пословицы сочинялись ещё в глубокой древности.
Живут в нашем родном языке и речи.
Мы до сих пор используем пословицы и поговорки в обычной речи.
7. Почему так говорят: «Пословицы недаром молвится», «Пословица всем делам помощница»?
Любая пословица это прежде всего наблюдение, сделанное народом. Это совет, как поступить в том или ином случае. Это мудрость, обретённая с веками.
9. Прочитай скороговорку «Ехал Грека». Какие звуки в ней часто повторяются? Почему?
В этой скороговорке повторяются звуки Р, Г и К.
Она пригодится детям, у которых есть трудности с проговариванием звука Р.
10. Как ты думаешь, что общего между устным народным творчеством и прикладным искусством? Рассмотри рисунки. Назови другие виды народного творчества.
Устное народное творчество и прикладное искусство объединены тем, что их создает народ.
Народ черпает вдохновение в природе, труде, быту. И рождаются произведения фольклора или предметы искусства.
Другие примеры народного творчества:
11. Догадайся о чём эти загадки. Восстанови их. Проверь себя по рифмам.
Примеры своих загадок к этим отгадкам можно посмотреть в ответах к рабочей тетради, перейдя по ссылке.
12. Какими качествами наделены герои прочитанных тобою сказок? Почему именно они одерживают в сказках победу над злом?
Герои прочитанных сказок наделены многими положительными качествами: доброта, отзывчивость, смирение, смелость, трудолюбие.
Они положительные герои, олицетворяющие добро. А добро всегда побеждает зло в сказках.
13. В русских народных сказках есть зачин, присказка и концовка. Обрати внимание на то, как начинаются и заканчиваются прочитанные сказки. Есть ли сходство? Не вспомнишь ли ты другие сказки, которые начинаются и заканчиваются также.
Эти сказки начинаются одинаковым зачином: «Жил-был». Но заканчиваются они разными концовками.
В сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» в концовке Иванушка становится мальчиком.
У сказки «Иван-царевич и серый волк» концовка «Стали жить-поживать».
В сказке «Сивка-бурка» концовка «И я там был».
Такой же зачин в сказках «Морозко», «Смоляной бычок», «Курочка ряба».
Концовка «Стали жить-поживать» встречается в сказках «Василиса Премудрая», «Царевна-лягушка», «Финист ясный сокол».
Концовка «И я там был» встречается в сказках «По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Хрустальная гора», «Иван-коровий сын».
14. Зачин помогает узнать, кто будет героем сказки. А зачем нужна в сказке концовка?
Концовка показывает слушателю, что история подошла к концу, она завершена, и дальше всё у героев очень хорошо.
Зачины: «Жили-были», «За тридевять земель. «
Концовки: «Стали они жить. «, «Я там был. «
16. Что могло бы произойти, если бы Иван-царевич сам пошёл похищать Елену Прекрасную?
У Ивана-царевича ничего бы не получилось. Он опять ослушался бы совета Серого волка, его бы схватили и либо посадили в тюрьму, либо отправили ещё куда-нибудь за тридевять земель, добывать очередное сокровище.
17. Как бы ты сказал, что такое сказка?
18. Подумай, почему волшебные сказки получили такое название. По каким признакам их можно определить?
Сказки называются волшебными, потому что в них происходят чудеса, то, что невозможно в обычной жизни.
В волшебной сказке всегда есть превращения, волшебные предметы, сказочные существа. Их действие происходит в вымышленном мире. Герою приходится бороться со злом и побеждать.
19. Какие ты знаешь волшебные предметы? Вспомни сказки, в которых действуют волшебные предметы. Расскажи одну из них.
Волшебные предметы и сказки в которых они встречаются:
20. Рассмотри рисунок. Расскажи, что ты видишь. Расскажи о том, как одевались русские люди в старину.
На рисунке изображен праздничный день. Люди в своих самых лучших костюмах прогуливаются по базарной площади.
Ниже изображены детали народного костюма: зипун, тулуп, свитка, сорочка, сарафан, кокошник.
21. Рассмотри иллюстрации к разделу. Какие из них тебе больше всего понравились? Сравни произведения Васнецова и Билибина. Составь рассказ об одном из художников, запиши план. Используй слова: годы жизни, создал много произведений на тему, мне больше всего нравится, на ней изображено.
Сравнение картин Васнецова и Билибина можно прочитать, перейдя по ссылке.
Рассказ о художнике Викторе Васнецове для 3 класса
Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в семье священника.
Ещё во время учёбы в семинарии он рисовал портреты, а потом уехал в Петербург и поступил в академию художеств.
Васнецов создал много картин на сказочные сюжеты: «Ковёр-самолёт», «Три царевны подземного царства», «Богатыри».
Но мне больше всего нравится его картина «Алёнушка». На ней изображена сидящая на берегу пруда девушка в простой русской одежде. Она печально склонила голову на колено, а позади неё высится тёмный густой лес.
Неизвестно, зачем она пришла в это глухое место, о чём грустит. Но именно эта таинственность больше всего и привлекает в этой картине.
Кисти художника принадлежат и такие известные сказочные полотна, как «Иван царевич на сером волке», «Кощей бессмертный» и другие. Все они принесли Васнецову мировую славу.
Художник умер 23 июля 1926 года в Москве.
Рассказ о художнике Иване Билибине для 3 класса
Будущий художник родился недалеко от Петербурга в семье врача. Он с детства хорошо рисовал, сперва отдавая предпочтение пейзажу.
Но в двадцатилетнем возрасте Билибин увлёкся народными сказками и стал рисовать иллюстрации к ним. Он создал много произведений на сказочную тематику.
Одной из первых его работ оказалась иллюстрация «Иван-царевич на сером волке». Потом были иллюстрации к сказкам «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и многие другие.
Но мне больше всего нравится его иллюстрация «Жар-птица» к сказке «Иван царевич и серый волк». На ней изображена волшебная, сверкающая огнём птица, одно перо которой выдёргивает упавший на землю царевич.
Царевич изображен на картине настоящим красавцем, в красивой одежде и расписных сапогах.
Проверим себя и оценим свои достижения стр. 51-57
1. Народное искусство слова — песни, загадки, пословицы, сказки, легенды, былины. Разгадай кроссворд, и ты узнаешь, как ещё называют народное творчество (в переводе с английского языка это слово обозначает «народная мудрость, знание»).
1. Кто был хозяином Жар-птицы? — Афрон.
2. В кого превратился Иванушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? — Козлёночек.
3. Помнишь ли ты имя героини, которую хотела погубить ведьма? — Алёнушка.
4. О ком сказано: «…бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»? — Конь.
5. К чему прикоснулся Иван-царевич в конюшне царя Кусмана? — Уздечка.
6. Как звали невесту Иванушки-дурачка? – Елена.
7. Какие яблоки росли в саду царя Берендея? — Золотые.
8. Благодаря какому предмету Елена Прекрасная узнала своего жениха? – Перстень.
Загаданное слово – фольклор.
2. Найди виды устного народного творчества. Обоснуй свой выбор.
К указанному виду творчества относятся произведения, которые не имеют одного определённого автора.
Они передаются из поколения в поколение, от родителей к детям.
Как правило, народ сочинял такие произведения по причине какого-то события, действия в жизни либо же они могли быть полностью плодами фантазии.
Среди указанного списка к такому виду творчества относится песня, прибаутка, потешка, пестушка, поговорка, считалка.
3. Объясни, что такое песня? Чем песня отличается от стихотворения?
Песня – это стихотворное произведение, предназначенное для напевания под музыку либо какой-то мотив.
Но рифмы в песне не всегда так созвучны, как в стихотворении.
К тому же стихотворение не требует напевания и наличия музыкального сопровождения.
Этим и различаются данные жанры литературы.
4. Прислушайся к звучанию каждой песни, её ритму и интонации. Как они связаны с содержанием песен?
Указанные особенности песни всегда зависят от её содержания.
Если в песне описываются радостные, весёлые события, то и поётся она поднесено, в достаточно быстром темпе.
Исполнитель передаёт поднесённое настроение, улыбку.
Если же в песне говорится о грустных событиях, трагедии, то исполняется она в замедленном ритме, протяжно.
При этом исполнитель передаёт все душевные переживания, что описаны в произведении: горечь, слёзы, тоску, уныние.
5. Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов: «Весна-красна. »
6. Дополни текст необходимыми словами. Обоснуй свой выбор.
Кто не знает пословиц и поговорок? В них народ раскрывает своё отношение к миру, природе, человеческим поступкам и характерам.
Эти маленькие народные произведения, богатые по мысли, так складно сложены, что запоминаются сами собой.
Они дошли до нас с древних времён, живут в нашем родном языке и литературе.
Мой выбор обусловлен тем, что пословицы и поговорки являются отображением моральных взглядов народа, их повседневных наблюдений.
Всё это складывалось ещё до появления письма и передавалось с уст в уста.
А сейчас появилась возможность ещё и фиксировать народное достояние на письме, в литературе.
7. Почему так говорят: «Пословица недаром молвится», «Пословица всем делам помощница»?
Дело в том, что пословицы помогают нам во многих делах, подталкивают к правильному решению в той или иной ситуации, учат разбираться в людях и поступать по совести.
8. Собери пословицы. Запиши их в «Рабочую тетрадь».
Была бы охота — будет ладиться работа.
Труд человека кормит, а лень портит.
Раз соврал — навек лгуном встал.
Кто других не любит, сам себя губит.
Кончил дело — гуляй смело.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
9. Прочитай скороговорку. Какие звуки в ней часто повторяются? Почему?
Видит Грека: в реке — рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека — цап!
«Г», «р», «к». Повтор этих звуков нужен для того, чтоб развить речь, правильное произношение.
Благодаря подобным скороговоркам, речевой аппарат становится более подвижным, усовершенствованным.
Мы учимся говорить чётко, красиво и выразительно.
10. Как ты думаешь, что общего между устным народным творчеством и прикладным искусством (народными промыслами)? Рассмотри рисунки. Назови другие виды народного творчества.
Общее то, что их создаёт народ, нет одного известного автора.
А вдохновляет народ на такие творения окружающий мир, их быт и наблюдения за природой.
Все знания, мудрости, накопленные годами, люди передавали детям, затем внукам, правнукам.
Так они и дошли до наших времён.
И теперь мы имеем возможность увековечивать их с помощью письма и компьютерных технологий.
Другие виды: изготовление керамики, кружевоплетение, ковроткачество, резьба по дереву, вязание, вышивание, пошив одежды и обуви, изготовление орудий труда, изготовление игрушек, ковка, ювелирное искусство, архитектура.
11. Догадайся, о чём эти загадки. Восстанови их. Проверь себя по рифмам.
Придумай свои загадки к этим отгадкам.
В огне не горит, в воде не тонет. — Лёд
Зимой лежал, весной побежал. — Снег
Одетый летом, зимой раздетый. — Лес
Стоит Антошка на тонкой ножке. — Подсолнух
Весной вырастают, осенью облетают. — Листья
Шёл долговяз, в сырую землю увяз. — Дождь.
Пример своих загадок к отгадкам:
С морозом играет, под солнцем убегает. – Лёд
Падает пушистый, белый и игристый. – Снег
Зелёная стена на горизонте. – Лес
Было зёрнышко, стало солнышко. – Подсолнух
То зеленеют, то золотеют, то улетают в далёкую даль. – Листья
В окно стучит, но в дом не заходит. – Дождь
12. Какими качествами наделены главные герои прочитанных тобой сказок? Почему именно они одерживают в сказках победу над злом?
Герои сказок, что размещены в этом разделе обладают такими чертами, как храбрость, доброта, сила.
То есть все они были воплощением добра.
Именно благодаря таким качествам герои побеждали зло. Народ всегда прославлял позитивных героев и наказывал отрицательных.
Поэтому другого финала в сказках быть не могло.
13. Обрати внимание на то, как начинаются и заканчиваются прочитанные сказки. Есть ли сходство? Не вспомнишь ли ты другие сказки, которые начинаются и заканчиваются так же?
Сказка об Иванушке и Алёнушке начинается со слов «Жили-были», об Иване-царевиче – «Жил-был» и о Сивке-бурке – тоже «Жил-был».
То есть у них начало одинаковое. Конец также схож, ведь в каждой сказке говорится о счастливой жизни героев либо свадьбе.
Ещё сказки часто начинаются со слов:
«В некотором царстве, в некотором государстве», «За тридевять земель, в тридесятом государстве».
С тех сказок, что я читал, самый распространённые концы:
«Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Стали они жить-поживать и добра наживать…»
14. Зачин помогает узнать, кто будет героем сказки. А зачем нужна в сказке концовка?
Концовка показывает читателю, что история героев закончилась, добро победило зло и все позитивные герои счастливы.
Наличие концовки – одно из основных моментов народных творений.
15. Определи, где зачины и концовки.
Зачины:
«За тридевять земель, в тридесятом государстве…»
Концовки:
«Стали они жить-поживать и добра наживать…»
«Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…»
16. Что могло бы произойти, если бы Иван-царевич сам пошёл похищать Елену Прекрасную?
Он бы потерпел поражение.
Ведь для того, чтоб его не схватили, нужна была скорость.
А ею обладал именно Серый Волк.
17. Как бы ты сказал, что такое сказка?
Определение по опорным словам:
Сказка – это произведение фольклора, в котором изображаются чудесные, необычные события.
Раньше они передавались из уст в уста, а сейчас получили своё отражение и на письме.
18. Подумай, почему волшебные сказки получили такое название. По каким признакам можно их определить?
Причина в том, что в них задействовано волшебство.
Это могут быть различные чудесные события, перевоплощения, наличие волшебных объектов.
19. Какие ты знаешь волшебные предметы?
Правильный ответ: волшебная палочка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, шапка-невидимка.
Сказки с волшебными предметами: «Аладдин», «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», «Аленький цветочек», «Золушка», «Царевна-лягушка».
Вспомни сказки, в которых действуют волшебные предметы. Расскажи одну из них.
«Золушка или Хрустальная туфелька»:
Жила себе красивая, добрая и трудолюбивая девочка — Золушка.
Её отец женился на злой женщине, у которой уже было две дочери.
Мачеха не любила Золушку и заставляла её делать самую грязную работу.
Однажды принц устраивал бал.
Золушка тоже захотела его посетить.
И благодаря крёстной фее и её волшебной палочке, ей это удалось.
Крёстная превратила одежду Золушки в прекрасный наряд и наказала ей вернуться до полуночи.
На второй день бала девочка еле успела вовремя, но из-за спешки потеряла туфельку.
Принц, который влюбился в прекрасную незнакомку, взял туфельку и отправился на поиски.
Так он отыскал Золушку, и они сыграли свадьбу.
20. Рассмотри рисунок. Расскажи, что ты видишь. Обрати внимание на то, как одевались русские люди в старину.
Я вижу русский народ и их различные наряды.
Они значительно отличаются от современной одежды.
21. Рассмотри иллюстрации к разделу «Устное народное творчество». Какие из них тебе больше всего понравились? Сравни произведения художников Ивана Яковлевича Билибина и Виктора Михайловича Васнецова. Найди в энциклопедии сведения о жизни и творчестве этих художников. Составь рассказ об одном из них.
Иллюстрации к этому разделу очень красивые, впечатляющие.
Каждая из них особенна по-своему, поэтому не могу выделить одну.
Произведения Билибина и Васнецова хорошо отображают события сказок.
Хотя подача художников различается.
У Билибина более контрастные иллюстрации, все объекты на них чётко выделены, между собой не сливаются, хорошо прослеживается динамика.
У Васнецова более реалистичные иллюстрации, цвета приглушённые, неяркие.
Пример рассказа об Иване Яковлевиче Билибине для 3 класса:
Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) — русский художник, график.
Он создал много произведений к русским сказкам и былинам.
Обучался Билибин в студии живописи, которая находилась в Мюнхене.
Затем посещал школу-мастерскую княгини.
Большое влияние на творчество художника произвело одно из творческих заданий.
Ему предстояло изучить различные памятники.
Впечатления от них Билибин и начал отображать на полотнах.
Во время большевистской революции Иван Яковлевич отметился в агитпропагандистской деятельности.
Стиль художника отличается некой броскостью, своеобразной узорчатой манерой.
Больше всего мне понравилась иллюстрация «Красный всадник» к сказке «Василиса Прекрасная».
На ней изображён всадник на коне в лесу.
Художник использует яркие, контрастные элементы, что выгодно выделяются на фоне объектов тёмных оттенков.
Например, всадник и его конь изображены в красно-оранжевых цветах.
Поэтому взгляд сразу падает на них.
Ещё достаточно заметны цветы на траве, ведь их розово-бордовый цвет ярко выделяется на фоне зелёного.
Что общего между устным народным творчеством и прикладным искусством?
Задание по литературе для 3 класса 10. Как ты думаешь, что общего между устным народным творчеством и прикладным искусством (народными промыслами)?
В устном народном творчестве, сказках, пословицах, песнях, народ выражает свое представление о том, каким должен быть наш мир, о том, что добро должно всегда побеждать и торжествовать справедливость, выражает свой накопленный веками опыт.
В народных промыслах народ выражает свое представление о красоте, и опять же о добре и это еще один общий момент между фольклором и прикладным искусством.
Произведения устного народного творчества и произведения прикладного искусства принадлежат народу. Их придумывает и делает народ и хотя в народных промыслах есть некий первичный автор, который может выполнять чудесные произведения искусства, но воспринимаются они как часть целого, как часть творчества всего народа.
Сестрица Аленушка главная героиня сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Это очень хорошая и добрая девушка, на плечи которой очень рано легла забота о маленьком брате.
Аленушка очень красивая, ведь не просто так ее сразу полюбил купец, только увидев в поле и даже согласился, чтобы козленок жил с ними. Конечно Аленушка также и добрая и ласковая, ведь злых не любят.
Аленушка очень доверчивая, она почему-то поверила незнакомой женщине, которая ласково звала ее купаться, а оказалась ведьмой.
Что же значило в понимании Ивана Федорова «рассеивать духовные семена»?
Первопечатник сравнивал книги с духовными семенами, а книгопечатание назвал рассеиванием этих духовных семян.
Главный герой сказки «Иван царевич и серый волк» Иван Царевич персонаж конечно положительный, но очень легкомысленный.
Он настойчивый и может быть ответственным. Именно таким он проявил себя, когда в отличии от братьев не заснул карауля похитителя золотых яблок.
Ивана царевича можно также назвать бесхитростным, простодушным и доверчивым. Это положительные качества, но они не могли помочь Ивану царевичу в его путешествии.
А тут и сравнивать нечего.
Братья отправились в разные стороны в поисках жар-птицы. но такого помощника как у Ивана они не нашли и возвращаясь с пустыми руками увидели спящего Ивана.
Тут они решили, что проще всего добыть жар-птицу просто убив Ивана царевича и забрав все его трофеи. То есть если Иван царевич все-таки пытался что-то делать, то его братья пришли на все готовое и завладели добычей нечестным путем. Поэтому справедливо то наказание, которое их потом постигло.
Лекция на тему «Народное искусство»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема 1. Народное и декоративно-прикладное искусство
Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Народное искусство развивается по своим законам и взаимодействует с искусством профессиональных художников.
В широком значении народное искусство <фольклор) — это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), театр (драма, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, ковка, литье, гравирование, чеканка и др. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резными досками, вышитыми полотенцами и многими другими произведениями народного искусства мы можем пользоваться в быту.
Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет (вещь) или является его структурным элементом. Мотивы орнамента имеют древние мифологические корни.
В народном искусстве выделяют два направления: городское художественное ремесло и народные художественные промыслы. В качестве примера традиционных художественных промыслов можно назвать: роспись по дереву (Хохлома, Городец, Северная Двина) и по фарфору (Гжель), глиняную игрушку (Дымка, Каргополь, Филимоново, Абашево), матрешек (Сергиев Посад, Семенов, Полхов-Майдан), подносы (Жостово), лаковые миниатюры (Федоскино, Палех, Мстера, Холуй), платки (Павловский Посад), резную деревянную игрушку (Сергиев Посад, Богородское), ювелирные изделия (Кубачи) и др.
Народное искусство живет веками. Навыки технического мастерства и найденные образы переходят из поколения в поколение, сохраняясь в памяти народных художников. В силу этого закрепляемая столетиями традиция отбирает только наилучшие творческие достижения.
Декоративное искусство — это один из видов пластических искусств. Декоративное искусство разделяется на непосредственно связанное с архитектурой — монументально-декоративное искусство (витражи, мозаики, росписи на фасадах и в интерьерах, декоративная садово-парковая скульптура и т. д.), декоративно-прикладное искусство (бытовые художественные изделия) . Термин «декоративное искусство» широк по охвату понятий. Декоративное искусство во многом связано с художественной промышленностью и дизайном. Оно вместе с архитектурой и дизайном формирует материальную предметно-пространственную среду, внося в нее эстетическое, образное начало.
Декоративно-прикладное искусство — область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.). Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобны, практичны, но и красивы. Предмет должен быть выразителен в целом — в конструкции, пропорциях, деталях, а также в отделке. Расписать узорами кувшин, украсить резьбой разделочную доску, связать кружевную салфетку, выткать узоры на ткани — все это требует боль шого мастерства. Такие украшенные орнаментами изделия относят к декоративно-прикладному искусству еще и потому, что необходимо руки приложить, чтобы создать эту красоту. Польза и красота всегда рядом, когда берутся за дело художники и из самых различных материалов (дерева, металла, стекла, глины, камня, ткани и др.) создают предметы быта, являющиеся произведениями искусства.
Еще одна область декоративно-прикладного искусства связана с украшением самого человека — создание художественно выполненного костюма, составляющего ансамбль вместе с головным убором, обувью и ювелирными изделиями. Но в последнее время костюм все чаще относят к дизайну одежды.
Однако декоративные изделия демонстрируют не только эстетический вкус и фантазию художника. В них, как и в произведениях других видов искусства, отражаются материальные и духовные интересы людей. И хотя сегодня изделия прикладного искусства создает художественная промышленность, они в значительной мере сохраняют национальные особенности. Все это позволяет говорить о том, что в декоративном искусстве определенной исторической эпохи ярко выражены черты стилевого единства, например, период готики, модерна, классицизма и др.
Как можно определить, является ли данное изделие произведением декоративно-прикладного искусства? Иногда рассуждают так: если ваза имеет красивую форму, но она ничем не украшена, то она не является произведением декоративного искусства, а вот стоит нанести на нее какой-нибудь узор, так она сразу превратится в произведение. Это не так. Порой орнаменты, украшающие вазу, делают ее безвкусной подделкой, превращают в китч. И наоборот, сосуд из чистой глины или дерева может настолько поражать своим совершенством, что его художественная ценность становится очевидной.
Выразительность линии, силуэта, ритма, цвета, пропорций, формы, пространства в каждом из видов декоративного искусства во многом зависит от применяемых материалов, технологии их обработки.
Очевидна взаимосвязь формы и материала. Пластичность глины, волокнистость дерева, хрупкость и прозрачность стекла, прочность металла позволяют создавать сосуды разнообразной формы, ее наилучшее художественно-образное решение обусловлено свойствами материала.
Народный мастер или художник декоративно-прикладного искусства в своем творчестве стремится показать наилучшим образом эстетические качества материалов: дерева, текстиля, металла, керамики, стекла, бумаги, кости, кожи, камня и др.
Декоративность в народном и декоративно-прикладном искусстве является главным средством выражения красоты.
Необходимо учитывать, что в каждом виде искусства художественный образ имеет свою структуру, обусловленную, с одной стороны, особенностями выражения духовного содержания, а с другой стороны, технологией, характером материала, в котором это содержание воплощено. Художественный образ в народном и декоративно-прикладном искусстве имеет общие и отличительные черты.
Декоративный образ выражает не единичное, а общее — «видовое», «родовое» (лист, цветок, дерево, птица, конь и т. д.). Декоративный образ требует художественно-образного мышления, мифо-поэтического отношения к действительности.
Поэтому в народном искусстве принято выделять образы-типы изделий традиционных художественных промыслов, которые отражают мифологические и эстетические представления народа. Например, образ птицы, коня, древа жизни, женщины, знаки-символы земли, воды, солнца можно увидеть, в разных художественных материалах: вышивке, ткачестве, кружеве, росписи по дереву и металлу, резьбе по дереву, керамике и др. Устойчивость и традиционность этих образов во многом обусловливают высокую художественно-эстетическую ценность произведений народного искусства.
В то же время универсальность образов-типов в искусстве разных народов мира показывает их единство, связанное с общностью подходов к процессу эстетического познания природных и общественных явлений.
Образы в профессиональном декоративном искусстве также отражают представления того или иного народа о красоте. Они тоже часто создаются на основе природных или геометрических мотивов, однако здесь допускается большая свобода в трактовке образов.
Анализируя художественные достоинства конкретного произведения народного или профессионального декоративного искусства, необходимо обратить внимание на его образное решение, учет особенностей материала, выразительность формы и пропорций, на цветовое решение, связь орнамента с формой изделий, пластические, живописные или графические достоинства вещи. При этом важно отметить, как ритмические повторы, композиционные особенности построения орнамента и вещи в целом влияют на ее образное решение.
Народное и профессиональное декоративно-прикладное искусство трактуются как искусства, обслуживающие нужды человека и одновременно удовлетворяющие его эстетические потребности, несущие красоту в жизнь.
Однако надо знать и о существенных различиях между этими видами искусств. Народное искусство, преображающее действительность, рассматривается современными искусствоведами как особый тип художественного творчества, отличительными признаками которого являются: коллективное начало и традиции, устойчивость тем и образов, универсальность языка, понятного всем народам мира, общечеловечность духовных ценностей. Все эти особенности искусства определяются целостным восприятием мира.
Результаты художественно-творческой деятельности народа отражают его жизнь, воззрения, идеалы, поэтому в произведениях народного творчества заключен опыт нравственных чувств, знаний, поведения.
Теоретические основы народного искусства, его сущность и значение как художественной системы в целом обосновали ведущие отечественные ученые А.Б.Бакушинский, И.Я.Богуславская, Г.К.Вагнер, В.С.Воронов, М.А.Некрасова, С.Б.Рождественская, А.Б.Салтыков и другие.
Одним из первых исследователей народного изобразительного творчества, который признал высокую художественную и научную ценность «крестьянского» искусства, был В.С.Воронов. Художественные традиции он определял как «народный стиль». Ученый считал, что традиция способна к изменению, внутренне и внешне она подвижна. По мнению Воронова, декоративность, конструктивность и орнаментальность в крестьянском бытовом творчестве «утверждают неоспоримое право именоваться искусством» и «являются характерным суммарным признаком, по которому всегда можно отличить и выделить продукт художественного крестьянского труда».
М.А.Некрасова рассматривает народное искусство как творческую, культурную, историческую систему, которая утверждает себя через преемственность традиций, функционирует как особый тип художественного творчества в коллективной деятельности народа. И каждый народ несет свою культуру поэтически-образных и ремесленных традиций. Они складывались веками и шлифовались многими поколениями людей. С традициями в народном искусстве передаются не только мастерство, но и образы, излюбленные народом мотивы, художественные принципы и приемы. Традиции формируют главные пласты народной художественной культуры — школы и одновременно определяют особую жизненность народного искусства.
В народном искусстве художественный навык, техническая сноровка, методы работы, мотивы передаются от мастера к ученику. Художественная система отрабатывается коллективно.
Основная литература
Константинова С.С. История декоративно-прикладного искусства. Конспект лекции.- Ростов н/Д.: Феникс 2004.
Буткевич Л.М. История орнамента: Учебное пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.
Королева Н.С., Кожевникова Л.А. Современное узорное ткачество. – М., 1970.
2. Жегалова С.К. Росписи Хохломы: Рассказ. – М.,1991
3. Коновалов А.Е. Городецкая роспись: Рассказы о народном искусстве. – Горький, 1988
5. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М., 1981.
6. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М., 1981г.
Светлова Л.П. Азбука орнамента. – М., 1998.
Митителло К. Аппликация: техника и искусство. – М.: ЭКСМО, 2003.
Банакина Л.В. Лоскутное шитье: техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.
Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): Учебно-методическое пособие для учителя. – М.: Школьная пресса, 2004.
Гильман Р.А. Иголка, нитка в умелых руках. – М.: Легпромиздат, 1993.
Дроздова О.Е. Пэчворк. Орнаменты и изделия. – М.: Мода и рукоделие, 2001.
Журавлева И.Д. Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик. – М.: Эксмо, 2003.
Дворкина Н. Гобелен за десять вечеров. – М.,1998.
Сензюк П.К. Композиция в декоративном искусстве. Киев, 1998.
Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. – Уфа: Башк. кн. изд., 1979.
Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. – М.: Изд. ЭКСМО, 2003.
Митителло К. Золотая коллекция аппликации. – М.: Изд. ЭКСМО, 2003.
Шитова С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир (этнографические очерки). – Уфа: Китап, 2006.
Янбухтина А. Г. Декоративное искусство Башкортостана. XX век: от тамги до авангарда. – Уфа: Китап, 2006.