Что общего между народным творчеством и прикладным искусством

Проверим себя и оценим свои достижения стр. 51-57

1. Народное искусство слова — песни, загадки, пословицы, сказки, легенды, былины. Разгадай кроссворд, и ты узнаешь, как ещё называют народное творчество (в переводе с английского языка это слово обозначает «народная мудрость, знание»).

1. Кто был хозяином Жар-птицы? — Афрон.

2. В кого превратился Иванушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? — Козлёночек.

3. Помнишь ли ты имя героини, которую хотела погубить ведьма? — Алёнушка.

4. О ком сказано: «…бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»? — Конь.

5. К чему прикоснулся Иван-царевич в конюшне царя Кусмана? — Уздечка.

6. Как звали невесту Иванушки-дурачка? – Елена.

7. Какие яблоки росли в саду царя Берендея? — Золотые.

8. Благодаря какому предмету Елена Прекрасная узнала своего жениха? – Перстень.

Загаданное слово – фольклор.

Что общего между народным творчеством и прикладным искусством. Смотреть фото Что общего между народным творчеством и прикладным искусством. Смотреть картинку Что общего между народным творчеством и прикладным искусством. Картинка про Что общего между народным творчеством и прикладным искусством. Фото Что общего между народным творчеством и прикладным искусством

2. Найди виды устного народного творчества. Обоснуй свой выбор.

К указанному виду творчества относятся произведения, которые не имеют одного определённого автора.

Они передаются из поколения в поколение, от родителей к детям.

Как правило, народ сочинял такие произведения по причине какого-то события, действия в жизни либо же они могли быть полностью плодами фантазии.

Среди указанного списка к такому виду творчества относится песня, прибаутка, потешка, пестушка, поговорка, считалка.

3. Объясни, что такое песня? Чем песня отличается от стихотворения?

Песня – это стихотворное произведение, предназначенное для напевания под музыку либо какой-то мотив.

Но рифмы в песне не всегда так созвучны, как в стихотворении.

К тому же стихотворение не требует напевания и наличия музыкального сопровождения.

Этим и различаются данные жанры литературы.

4. Прислушайся к звучанию каждой песни, её ритму и интонации. Как они связаны с содержанием песен?

Указанные особенности песни всегда зависят от её содержания.

Если в песне описываются радостные, весёлые события, то и поётся она поднесено, в достаточно быстром темпе.

Исполнитель передаёт поднесённое настроение, улыбку.

Если же в песне говорится о грустных событиях, трагедии, то исполняется она в замедленном ритме, протяжно.

При этом исполнитель передаёт все душевные переживания, что описаны в произведении: горечь, слёзы, тоску, уныние.

5. Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов: «Весна-красна. »

6. Дополни текст необходимыми словами. Обоснуй свой выбор.

Кто не знает пословиц и поговорок? В них народ раскрывает своё отношение к миру, природе, человеческим поступкам и характерам.

Эти маленькие народные произведения, богатые по мысли, так складно сложены, что запо­минаются сами собой.

Они дошли до нас с древних времён, живут в нашем родном языке и литературе.

Мой выбор обусловлен тем, что пословицы и поговорки являются отображением моральных взглядов народа, их повседневных наблюдений.

Всё это складывалось ещё до появления письма и передавалось с уст в уста.

А сейчас появилась возможность ещё и фиксировать народное достояние на письме, в литературе.

7. Почему так говорят: «Пословица недаром молвится», «Пословица всем делам помощница»?

Дело в том, что пословицы помогают нам во многих делах, подталкивают к правильному решению в той или иной ситуации, учат разбираться в людях и поступать по совести.

8. Собери пословицы. Запиши их в «Рабочую тетрадь».

Была бы охота — будет ладиться работа.

Труд человека кормит, а лень портит.

Раз соврал — навек лгуном встал.

Кто других не любит, сам себя губит.

Кончил дело — гуляй смело.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

9. Прочитай скороговорку. Какие звуки в ней часто повторяются? Почему?

Видит Грека: в реке — рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека — цап!

«Г», «р», «к». Повтор этих звуков нужен для того, чтоб развить речь, правильное произношение.

Благодаря подобным скороговоркам, речевой аппарат становится более подвижным, усовершенствованным.

Мы учимся говорить чётко, красиво и выразительно.

10. Как ты думаешь, что общего между устным народным творчеством и прикладным искусством (народными промыслами)? Рассмотри рисунки. Назови другие виды народного творчества.

Общее то, что их создаёт народ, нет одного известного автора.

А вдохновляет народ на такие творения окружающий мир, их быт и наблюдения за природой.

Все знания, мудрости, накопленные годами, люди передавали детям, затем внукам, правнукам.

Так они и дошли до наших времён.

И теперь мы имеем возможность увековечивать их с помощью письма и компьютерных технологий.

Другие виды: изготовление керамики, кружевоплетение, ковроткачество, резьба по дереву, вязание, вышивание, пошив одежды и обуви, изготовление орудий труда, изготовление игрушек, ковка, ювелирное искусство, архитектура.

11. Догадайся, о чём эти загадки. Восстанови их. Проверь себя по рифмам.

Придумай свои загадки к этим отгадкам.

В огне не горит, в воде не тонет. — Лёд

Зимой лежал, весной побежал. — Снег

Одетый летом, зимой раздетый. — Лес

Стоит Антошка на тонкой ножке. — Подсолнух

Весной вырастают, осенью облетают. — Листья

Шёл долговяз, в сырую землю увяз. — Дождь.

Пример своих загадок к отгадкам:

С морозом играет, под солнцем убегает. – Лёд

Падает пушистый, белый и игристый. – Снег

Зелёная стена на горизонте. – Лес

Было зёрнышко, стало солнышко. – Подсолнух

То зеленеют, то золотеют, то улетают в далёкую даль. – Листья

В окно стучит, но в дом не заходит. – Дождь

12. Какими качествами наделены главные герои прочитанных тобой сказок? Почему именно они одерживают в сказках победу над злом?

Герои сказок, что размещены в этом разделе обладают такими чертами, как храбрость, доброта, сила.

То есть все они были воплощением добра.

Именно благодаря таким качествам герои побеждали зло. Народ всегда прославлял позитивных героев и наказывал отрицательных.

Поэтому другого финала в сказках быть не могло.

13. Обрати внимание на то, как начинаются и заканчиваются прочитанные сказки. Есть ли сходство? Не вспомнишь ли ты другие сказки, которые начинаются и заканчиваются так же?

Сказка об Иванушке и Алёнушке начинается со слов «Жили-были», об Иване-царевиче – «Жил-был» и о Сивке-бурке – тоже «Жил-был».

То есть у них начало одинаковое. Конец также схож, ведь в каждой сказке говорится о счастливой жизни героев либо свадьбе.

Ещё сказки часто начинаются со слов:

«В некотором царстве, в некотором государстве», «За тридевять земель, в тридесятом государстве».

С тех сказок, что я читал, самый распространённые концы:

«Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Стали они жить-поживать и добра наживать…»

14. Зачин помогает узнать, кто будет героем сказки. А зачем нужна в сказке концовка?

Концовка показывает читателю, что история героев закончилась, добро победило зло и все позитивные герои счастливы.

Наличие концовки – одно из основных моментов народных творений.

15. Определи, где зачины и концовки.

Зачины:

«За тридевять земель, в тридесятом государстве…»

Концовки:

«Стали они жить-поживать и добра наживать…»

«Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…»

16. Что могло бы произойти, если бы Иван-царевич сам пошёл похищать Елену Прекрасную?

Он бы потерпел поражение.

Ведь для того, чтоб его не схватили, нужна была скорость.

А ею обладал именно Серый Волк.

17. Как бы ты сказал, что такое сказка?

Определение по опорным словам:

Сказка – это произведение фольклора, в котором изображаются чудесные, необычные события.

Раньше они передавались из уст в уста, а сейчас получили своё отражение и на письме.

18. Подумай, почему волшебные сказки получили такое название. По каким признакам можно их определить?

Причина в том, что в них задействовано волшебство.

Это могут быть различные чудесные события, перевоплощения, наличие волшебных объектов.

19. Какие ты знаешь волшебные предметы?

Правильный ответ: волшебная палочка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, шапка-невидимка.

Сказки с волшебными предметами: «Аладдин», «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», «Аленький цветочек», «Золушка», «Царевна-лягушка».

Вспомни сказки, в которых действуют волшебные предметы. Расскажи одну из них.

«Золушка или Хрустальная туфелька»:

Жила себе красивая, добрая и трудолюбивая девочка — Золушка.

Её отец женился на злой женщине, у которой уже было две дочери.

Мачеха не любила Золушку и заставляла её делать самую грязную работу.

Однажды принц устраивал бал.

Золушка тоже захотела его посетить.

И благодаря крёстной фее и её волшебной палочке, ей это удалось.

Крёстная превратила одежду Золушки в прекрасный наряд и наказала ей вернуться до полуночи.

На второй день бала девочка еле успела вовремя, но из-за спешки потеряла туфельку.

Принц, который влюбился в прекрасную незнакомку, взял туфельку и отправился на поиски.

Так он отыскал Золушку, и они сыграли свадьбу.

20. Рассмотри рисунок. Расскажи, что ты видишь. Обрати внимание на то, как одевались русские люди в старину.

Я вижу русский народ и их различные наряды.

Они значительно отличаются от современной одежды.

21. Рассмотри иллюстрации к разделу «Устное народное творчество». Какие из них тебе больше всего понравились? Сравни произведения художников Ивана Яковлевича Билибина и Виктора Михайловича Васнецова. Найди в энциклопедии сведения о жизни и творчестве этих художников. Составь рассказ об одном из них.

Иллюстрации к этому разделу очень красивые, впечатляющие.

Каждая из них особенна по-своему, поэтому не могу выделить одну.

Произведения Билибина и Васнецова хорошо отображают события сказок.

Хотя подача художников различается.

У Билибина более контрастные иллюстрации, все объекты на них чётко выделены, между собой не сливаются, хорошо прослеживается динамика.

У Васнецова более реалистичные иллюстрации, цвета приглушённые, неяркие.

Пример рассказа об Иване Яковлевиче Билибине для 3 класса:

Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) — русский художник, график.

Он создал много произведений к русским сказкам и былинам.

Обучался Билибин в студии живописи, которая находилась в Мюнхене.

Затем посещал школу-мастерскую княгини.

Большое влияние на творчество художника произвело одно из творческих заданий.

Ему предстояло изучить различные памятники.

Впечатления от них Билибин и начал отображать на полотнах.

Во время большевистской революции Иван Яковлевич отметился в агитпропагандистской деятельности.

Стиль художника отличается некой броскостью, своеобразной узорчатой манерой.

Больше всего мне понравилась иллюстрация «Красный всадник» к сказке «Василиса Прекрасная».

На ней изображён всадник на коне в лесу.

Художник использует яркие, контрастные элементы, что выгодно выделяются на фоне объектов тёмных оттенков.

Например, всадник и его конь изображены в красно-оранжевых цветах.

Поэтому взгляд сразу падает на них.

Ещё достаточно заметны цветы на траве, ведь их розово-бордовый цвет ярко выделяется на фоне зелёного.

Источник

Что общего между устным народным творчеством и прикладным искусством?

Задание по литературе для 3 класса 10. Как ты думаешь, что общего между устным народным творчеством и прикладным искусством (народными промыслами)?

Что общего между народным творчеством и прикладным искусством. Смотреть фото Что общего между народным творчеством и прикладным искусством. Смотреть картинку Что общего между народным творчеством и прикладным искусством. Картинка про Что общего между народным творчеством и прикладным искусством. Фото Что общего между народным творчеством и прикладным искусством

В устном народном творчестве, сказках, пословицах, песнях, народ выражает свое представление о том, каким должен быть наш мир, о том, что добро должно всегда побеждать и торжествовать справедливость, выражает свой накопленный веками опыт.

В народных промыслах народ выражает свое представление о красоте, и опять же о добре и это еще один общий момент между фольклором и прикладным искусством.

Что общего между народным творчеством и прикладным искусством. Смотреть фото Что общего между народным творчеством и прикладным искусством. Смотреть картинку Что общего между народным творчеством и прикладным искусством. Картинка про Что общего между народным творчеством и прикладным искусством. Фото Что общего между народным творчеством и прикладным искусством

Произведения устного народного творчества и произведения прикладного искусства принадлежат народу. Их придумывает и делает народ и хотя в народных промыслах есть некий первичный автор, который может выполнять чудесные произведения искусства, но воспринимаются они как часть целого, как часть творчества всего народа.

Что общего между народным творчеством и прикладным искусством. Смотреть фото Что общего между народным творчеством и прикладным искусством. Смотреть картинку Что общего между народным творчеством и прикладным искусством. Картинка про Что общего между народным творчеством и прикладным искусством. Фото Что общего между народным творчеством и прикладным искусством

Сестрица Аленушка главная героиня сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Это очень хорошая и добрая девушка, на плечи которой очень рано легла забота о маленьком брате.

Аленушка очень красивая, ведь не просто так ее сразу полюбил купец, только увидев в поле и даже согласился, чтобы козленок жил с ними. Конечно Аленушка также и добрая и ласковая, ведь злых не любят.

Аленушка очень доверчивая, она почему-то поверила незнакомой женщине, которая ласково звала ее купаться, а оказалась ведьмой.

Что общего между народным творчеством и прикладным искусством. Смотреть фото Что общего между народным творчеством и прикладным искусством. Смотреть картинку Что общего между народным творчеством и прикладным искусством. Картинка про Что общего между народным творчеством и прикладным искусством. Фото Что общего между народным творчеством и прикладным искусством

Что же значило в понимании Ивана Федорова «рассеивать духовные семена»?

Первопечатник сравнивал книги с духовными семенами, а книгопечатание назвал рассеиванием этих духовных семян.

Что общего между народным творчеством и прикладным искусством. Смотреть фото Что общего между народным творчеством и прикладным искусством. Смотреть картинку Что общего между народным творчеством и прикладным искусством. Картинка про Что общего между народным творчеством и прикладным искусством. Фото Что общего между народным творчеством и прикладным искусством

Главный герой сказки «Иван царевич и серый волк» Иван Царевич персонаж конечно положительный, но очень легкомысленный.

Он настойчивый и может быть ответственным. Именно таким он проявил себя, когда в отличии от братьев не заснул карауля похитителя золотых яблок.

Ивана царевича можно также назвать бесхитростным, простодушным и доверчивым. Это положительные качества, но они не могли помочь Ивану царевичу в его путешествии.

Что общего между народным творчеством и прикладным искусством. Смотреть фото Что общего между народным творчеством и прикладным искусством. Смотреть картинку Что общего между народным творчеством и прикладным искусством. Картинка про Что общего между народным творчеством и прикладным искусством. Фото Что общего между народным творчеством и прикладным искусством

Что общего между народным творчеством и прикладным искусством. Смотреть фото Что общего между народным творчеством и прикладным искусством. Смотреть картинку Что общего между народным творчеством и прикладным искусством. Картинка про Что общего между народным творчеством и прикладным искусством. Фото Что общего между народным творчеством и прикладным искусством

А тут и сравнивать нечего.

Братья отправились в разные стороны в поисках жар-птицы. но такого помощника как у Ивана они не нашли и возвращаясь с пустыми руками увидели спящего Ивана.

Тут они решили, что проще всего добыть жар-птицу просто убив Ивана царевича и забрав все его трофеи. То есть если Иван царевич все-таки пытался что-то делать, то его братья пришли на все готовое и завладели добычей нечестным путем. Поэтому справедливо то наказание, которое их потом постигло.

Источник

Лекция на тему «Народное искусство»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема 1. Народное и декоративно-прикладное искусство

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Народное искусство развивается по своим законам и взаимодействует с искусством профессиональных художников.

В широком значении народное искусство <фольклор) — это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных тради­ций и бытующие в народе поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), театр (драма, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоратив­но-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, ковка, литье, гравирование, чеканка и др. Расписной посудой, кружевными сал­фетками, деревянными резными досками, вышитыми полотенцами и мно­гими другими произведениями народного искусства мы можем пользовать­ся в быту.

Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет (вещь) или является его структурным элементом. Мотивы орнамента имеют древние мифологические корни.

В народном искусстве выделяют два направления: городское художествен­ное ремесло и народные художественные промыслы. В качестве примера тради­ционных художественных промыслов можно назвать: роспись по дереву (Хох­лома, Городец, Северная Двина) и по фарфору (Гжель), глиняную игрушку (Дымка, Каргополь, Филимоново, Абашево), матрешек (Сергиев Посад, Семенов, Полхов-Майдан), подносы (Жостово), лаковые миниатюры (Федоскино, Палех, Мстера, Холуй), платки (Павловский Посад), резную деревянную игрушку (Сергиев Посад, Богородское), ювелирные изделия (Кубачи) и др.

Народное искусство живет веками. Навыки технического мастерства и най­денные образы переходят из поколения в поколение, сохраняясь в памяти народных художников. В силу этого закрепляемая столетиями традиция отби­рает только наилучшие творческие достижения.

Декоративное искусство — это один из видов пластических искусств. Деко­ративное искусство разделяется на непосредственно связанное с архитекту­рой — монументально-декоративное искусство (витражи, мозаики, росписи на фасадах и в интерьерах, декоративная садово-парковая скульптура и т. д.), декоративно-прикладное искусство (бытовые художественные изделия) . Термин «декоративное искусство» широк по охвату понятий. Декоративное искусство во многом связано с художественной про­мышленностью и дизайном. Оно вместе с архитектурой и дизайном формиру­ет материальную предметно-пространственную среду, внося в нее эстетичес­кое, образное начало.

Декоративно-прикладное искусство — область декоративного искусства: со­здание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одеж­да, украшения, игрушки и т. д.). Все предметы, окружающие человека, дол­жны быть не только удобны, практичны, но и красивы. Предмет должен быть выразителен в целом — в конструкции, пропорциях, деталях, а также в отделке. Расписать узорами кувшин, украсить резьбой разделочную доску, связать кружевную салфетку, выткать узоры на ткани — все это требует боль шого мастерства. Такие украшенные орнаментами изделия относят к декоративно-прикладному искусству еще и потому, что необходимо руки приложить, чтобы создать эту красоту. Польза и красота всегда рядом, когда берутся за дело художники и из самых различных материалов (дерева, металла, стекла, глины, камня, ткани и др.) создают предметы быта, являющиеся произведениями искусства.

Еще одна область декоративно-прикладного искусства связана с украше­нием самого человека — создание художественно выполненного костюма, составляющего ансамбль вместе с головным убором, обувью и ювелирными изделиями. Но в последнее время костюм все чаще относят к дизайну одежды.

Однако декоративные изделия демонстрируют не только эстетический вкус и фантазию художника. В них, как и в произведениях других видов искусства, отражаются материальные и духовные интересы людей. И хотя сегодня изделия прикладного искусства создает художественная промыш­ленность, они в значительной мере сохраняют национальные особенности. Все это позволяет говорить о том, что в декоративном искусстве опреде­ленной исторической эпохи ярко выражены черты стилевого единства, например, период готики, модерна, классицизма и др.

Как можно определить, является ли данное изделие произведением декора­тивно-прикладного искусства? Иногда рассуждают так: если ваза имеет краси­вую форму, но она ничем не украшена, то она не является произведением декоративного искусства, а вот стоит нанести на нее какой-нибудь узор, так она сразу превратится в произведение. Это не так. Порой орнаменты, украша­ющие вазу, делают ее безвкусной подделкой, превращают в китч. И наоборот, сосуд из чистой глины или дерева может настолько поражать своим совершен­ством, что его художественная ценность становится очевидной.

Выразительность линии, силуэта, ритма, цвета, пропорций, формы, про­странства в каждом из видов декоративного искусства во многом зависит от применяемых материалов, технологии их обработки.

Очевидна взаимосвязь формы и материала. Пластичность глины, волокни­стость дерева, хрупкость и прозрачность стекла, прочность металла позволя­ют создавать сосуды разнообразной формы, ее наилучшее художественно-образное решение обусловлено свойствами материала.

Народный мастер или художник декоративно-прикладного искусства в своем творчестве стремится показать наилучшим образом эстетические каче­ства материалов: дерева, текстиля, металла, керамики, стекла, бумаги, кос­ти, кожи, камня и др.

Декоративность в народном и декоративно-прикладном искусстве являет­ся главным средством выражения красоты.

Необходимо учитывать, что в каждом виде искусства художественный образ имеет свою структуру, обусловленную, с одной стороны, особенно­стями выражения духовного содержания, а с другой стороны, технологией, характером материала, в котором это содержание воплощено. Художествен­ный образ в народном и декоративно-прикладном искусстве имеет общие и отличительные черты.

Декоративный образ выражает не единичное, а общее — «видовое», «ро­довое» (лист, цветок, дерево, птица, конь и т. д.). Декоративный образ требует художественно-образного мышления, мифо-поэтического отношения к действительности.

Поэтому в народном искусстве принято выде­лять образы-типы изделий традиционных художе­ственных промыслов, которые отражают мифоло­гические и эстетические представления народа. Например, образ птицы, коня, древа жизни, жен­щины, знаки-символы земли, воды, солнца мож­но увидеть, в разных художественных материалах: вышивке, ткачестве, кружеве, росписи по дереву и металлу, резьбе по дереву, керамике и др. Устойчи­вость и традиционность этих образов во многом обусловливают высокую худо­жественно-эстетическую ценность произведений народного искусства.

В то же время универсальность образов-типов в искусстве разных народов мира показывает их един­ство, связанное с общностью подходов к процес­су эстетического познания природных и обществен­ных явлений.

Образы в профессиональном декоративном ис­кусстве также отражают представления того или иного народа о красоте. Они тоже часто создаются на основе природных или геометрических моти­вов, однако здесь допускается большая свобода в трактовке образов.

Анализируя художественные достоинства кон­кретного произведения народного или профес­сионального декоративного искусства, необхо­димо обратить внимание на его образное решение, учет особенностей материала, выразительность формы и пропорций, на цветовое решение, связь орнамента с формой изделий, пластические, жи­вописные или графические достоинства вещи. При этом важно отметить, как ритмические повто­ры, композиционные особенности построения орнамента и вещи в целом влияют на ее образное решение.

Народное и профессиональное декоративно-прикладное искусство трактуются как искусства, обслуживающие нужды человека и одновременно удовлетворяющие его эстетические потребности, несущие красоту в жизнь.

Однако надо знать и о существенных разли­чиях между этими видами искусств. Народное ис­кусство, преображающее действительность, рас­сматривается современными искусствоведами как особый тип художественного творчества, отли­чительными признаками которого являются: коллективное начало и традиции, устойчивость тем и образов, универсальность языка, понятного всем народам мира, общечеловечность духовных ценностей. Все эти особенности искусства опре­деляются целостным восприятием мира.

Результаты художественно-творческой дея­тельности народа отражают его жизнь, воззре­ния, идеалы, поэтому в произведениях народ­ного творчества заключен опыт нравственных чувств, знаний, поведения.

Теоретические основы народного искусства, его сущность и значение как художественной системы в целом обосновали ведущие отечественные ученые А.Б.Бакушинский, И.Я.Богуславская, Г.К.Вагнер, В.С.Воронов, М.А.Нек­расова, С.Б.Рождественская, А.Б.Салтыков и другие.

Одним из первых исследователей народного изобразительного творче­ства, который признал высокую художественную и научную ценность «крестьянского» искусства, был В.С.Воронов. Художественные традиции он определял как «народный стиль». Ученый считал, что традиция способна к изменению, внутренне и внешне она подвижна. По мнению Воронова, де­коративность, конструктивность и орнаментальность в крестьянском быто­вом творчестве «утверждают неоспоримое право именоваться искусством» и «являются характерным суммарным признаком, по которому всегда можно отличить и выделить продукт художественного крестьянского труда».

М.А.Некрасова рассматривает народное искусство как творческую, куль­турную, историческую систему, которая утверждает себя через преемствен­ность традиций, функционирует как особый тип художественного творчества в коллективной деятельности народа. И каждый народ несет свою культуру поэтически-образных и ремесленных традиций. Они складывались веками и шлифовались многими поколениями людей. С традициями в народном ис­кусстве передаются не только мастерство, но и образы, излюбленные наро­дом мотивы, художественные принципы и приемы. Традиции формируют главные пласты народной художественной культуры — школы и одновремен­но определяют особую жизненность народного искусства.

В народном искусстве художественный навык, техническая сноровка, ме­тоды работы, мотивы передаются от мастера к ученику. Художественная система отрабатывается коллективно.

Основная литература

Константинова С.С. История декоративно-прикладного искусства. Конспект лекции.- Ростов н/Д.: Феникс 2004.

Буткевич Л.М. История орнамента: Учебное пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.

Королева Н.С., Кожевникова Л.А. Современное узорное ткачество. – М., 1970.

2. Жегалова С.К. Росписи Хохломы: Рассказ. – М.,1991

3. Коновалов А.Е. Городецкая роспись: Рассказы о народном искусстве. – Горький, 1988

5. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М., 1981.

6. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М., 1981г.

Светлова Л.П. Азбука орнамента. – М., 1998.

Митителло К. Аппликация: техника и искусство. – М.: ЭКСМО, 2003.

Банакина Л.В. Лоскутное шитье: техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.

Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): Учебно-методическое пособие для учителя. – М.: Школьная пресса, 2004.

Гильман Р.А. Иголка, нитка в умелых руках. – М.: Легпромиздат, 1993.

Дроздова О.Е. Пэчворк. Орнаменты и изделия. – М.: Мода и рукоделие, 2001.

Журавлева И.Д. Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик. – М.: Эксмо, 2003.

Дворкина Н. Гобелен за десять вечеров. – М.,1998.

Сензюк П.К. Композиция в декоративном искусстве. Киев, 1998.

Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. – Уфа: Башк. кн. изд., 1979.

Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. – М.: Изд. ЭКСМО, 2003.

Митителло К. Золотая коллекция аппликации. – М.: Изд. ЭКСМО, 2003.

Шитова С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир (этнографические очерки). – Уфа: Китап, 2006.

Янбухтина А. Г. Декоративное искусство Башкортостана. XX век: от тамги до авангарда. – Уфа: Китап, 2006.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *