Что общего между общественными науками
SPARGANON
Школа дает знания только тем, кто согласен их взять
Страницы
воскресенье, 16 сентября 2012 г.
Социальные и общественные науки
25 комментариев:
Социальные и естественно-научные методы познания имеют общий признак они изучают человека,но изучают они его в разных сферах. Так социальными методами познаёться жизнь человека в обществе, а естественно-научными взаимодействие с природой.
Можно согласиться с последним взглядом, так как я считаю что он больше всего расскрывает смысл данной темы.
«представители естественных и социальных наук «едят одно блюдо, но с разных концов и разными ложками»»
Фёдоров Павел. 10 кл.
Я не соглашусь ни с первым высказыванием, ни со вторым. Т.к. у социальных и естественно-научных есть и сходство и отличие. Сходство в том что они изучают человека и постигают истину; а отличия в том что естественно-научные изучают природу человека, а социальные деятельность людей.
А вот с последним могу и согласиться, т.к. они изучают одно и тоже, только с разных концов и разными методами изучения.
Котова Ирина 10 кл.
Ирина. ты себе противоречишь, сначала пишешь что не согласна ни с одним высказыванием, затем соглашаешься и с тем и с другим. Задания подобного типа предполагают выбор той точки зрения, которая Вам более близка. Ну и не надо забывать о формуле «ПОПС» (позиция, обоснование, примеры, следствие)
Олег Борисович! В тексте предложенном вами есть 3 точки зрения.
Первая начинается так:»никакого различия между социальными. «
Вторая так:»ежду естественно-научным и социальным познанием нет ничего общего. «
А третья:»представители естественных и социальных наук «едят. «
Так вот я не согласна с первой точкой зрения и со второй. Потому что впервой говориться что между социальными и естественно-научными формами никакого различия нету, но социальные изучают деятельность человека, а естественно-научные изучают природу человека. И со второй точкой зрения не соглашусь, потому что у социальных и естественно-научных формах есть сходства, их сходства в том что они изучают человека и постигают истину.
А вот с третьей точкой зрения я соглашусь, так как в ней говориться что они изучают одно и тоже, т.е. человека, а слова:» едят с разных концов и разными ложками»- это то что одни изучают деятельность человека, а другие изучают природу человека.
Социальные науки изучаю поведение человека в обществе, его внутренний мир и психику, а естественные науки изучают человека более внешне, его внешний облик, физический. Для социологии человек важен как духовное познание, а для естественных как физическое.Но обе эти сферы науки очень важны для общества.
Я соглашусь с мнением, что :»между естественно-научным и социальным познанием нет ничего общего, поскольку социальное познание обращено не к природе, а к сфере человеческой деятельности.»
Ммм..да. я незнаю что сказать)уже всё сказано свыше!
повторять можно?
Совпадение позиций возможно, над аргументацией нужно подумать.
Моя точка зрения заключается в том что социальные и естественные науки «едят одно блюдо, но с разных концов и разными ложками»,т.к. они обе изучают человека!социальные изучает общество в котором человек находится и его повадки,а естественные науки изучает его с другой стороны со стороны «Физики» со стороны его строения!ну как-то так)
Моей точкой зрения является заключение о том, что между естественно-научным и социальным познанием нет ничего общего, поскольку социальное познание обращено не к природе, а к сфере человеческой деятельности.
Социальные науки выполняют важную роль в обществе, поскольку они изучают человека как состоявшегося индивидуума. Естественно-научное же познание просто изучает человека и окружающий его мир как предметы. Социальные науки изучают внутренний мир человека, его действия, психику, общение с другими людьми и так далее, они более нужны для осмысления человеком его роли в жизни, нежели естественно-научное познание.
Социальные науки и методы (иногда рассматриваются как гуманитарные науки.) изучают человека «изнутри», те изучают изучают разные стороны общественной жизни человека.
.
Естественные науки отвечают за изучение внешних по отношению к человеку природных явлений ( естество-природа ),науки социально-биологического существа.Рассматривают человека внешне, нежели социальные науки.
.
Отношения между естественными науками и науками о человеке понимались по-разному на различных этапах истории научного познания, разгорались острые дискуссии.
Мне представляется, что сегодня предмет этих дискуссий может быть понят существенно по-новому. Это связано в первую очередь с теми изменениями,
которые ныне происходят как в естественных науках, так и в науках о человеке. Самое интересное состоит в том,
что эти изменения позволяют по-новому понять характер научного знания в целом.Речь не идет о возникновении некоей единой науки, о которой думали позитивисты.
Всегда будут существовать серьезные различия не только между естественными науками и науками о человеке, но также и внутри первых
(например, между физикой и геологией), и внутри вторых (например, между психологией и историей).
Моя точка зрения основывается на том, что между естественно-научными и социальными науками, познаниями, методами и тд. нет общего
Я согласна со второй точкой зрения » Между естественно-научным и социальным познанием нет ничего общего, поскольку социальное познание обращено не к природе, а к сфере человеческой деятельности.»
Если сравнивать социальные и естественные науки, то можно сказать. Что социальная наука познает самого человека внутри, его интерес, так сказать душу.
А происхождение естественных наук связано с применением философского натурализма к научным исследованиям. Допустимо рассмотрение природных процессов как независимых от познающего субъекта.
Я согласен со второй точкой зрения » Между естественно-научным и социальным познанием нет ничего общего, поскольку социальное познание обращено не к природе, а к сфере человеческой деятельности.»
Социальные науки Познают человека, его внутренний мир, как он понимает все происходящее и существующее вокруг него. Ну а естественные науки, как заметила Александра изучают «человека и окружающий его мир как предметы».
Какие бывают науки?
Наукой древности, или протонаукой, была философия. Античные философы стремились познать мир в его единстве. Кроме того, знания об окружающем мире не были столь полны, как сейчас, поэтому наука не разделялась на области. Однако поток информации, которая преобразовывалась в знания, все время рос. И неизбежно из общего знания об окружающем мире стали выделяться отдельные науки, создаваться учебные дисциплины и научные специальности. Назвать их все в рамках этой статьи просто невозможно. Перечислим только основные.
Сегодня науки принято разделять на гуманитарные, общественные, естественные и технические. Также существуют точные науки, к которым относят математику, физику, химию.
Общественные и гуманитарные науки исследуют человека, его духовную, умственную, нравственную, культурную и общественную деятельность. Они часто пересекаются или даже отождествляются друг с другом, а также противопоставляются естественным и точным наукам.
К общественным и гуманитарным наукам относятся следующие.
История изучает деятельность человека в прошлом. Поэтому выделяют истории отдельных периодов, например Древнего мира. Средних веков, Нового времени. Есть истории различных стран и регионов, например Востока.
Этнография считается частью исторической науки. Она изучает народы и другие этнические образования, их состав, культурно-бытовые особенности, расселение.
К историческим наукам относится и археология.
Интересно, что понятия «фалеристика», «нумизматика», «бонистика» обозначают также и коллекционирование медалей, монет и денежных знаков соответственно, но их следует отличать от одноименных наук, хотя коллекционеры часто бывают истинными знатоками в своих областях.
Культурология исследует культуру в целом. Кстати, наука тоже является частью культуры, но ей посвящена отдельная область — науковедение.
Филология — группа наук, которые изучают культуру того или иного народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Филология делится на классическую и современную. Классическая изучает латынь и древнегреческий язык, а также другие древние языки. К современной филологии относятся, например, славистика, романо-германская филология и т.д.
С филологией тесно связано литературоведение, изучающее художественную литературу.
Лингвистика, или языкознание, — наука о языках. Она может использовать методы точных наук — к примеру, математики, поэтому существует такая дисциплина, как математическая лингвистика.
Юриспруденция — наука, изучающая свойства государства и права.
Политология — наука о политике.
Социология — наука об обществе.
Экономическая география — наука о территориальной организации экономической жизни общества.
Особое место занимает философия, которую называют наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Хотя есть устойчивое мнение, что философия не относится к наукам, а является особой формой познания мира — рефлексией, то есть размышлениями, над истоками культуры, предельными вопросами бытия. Надо сказать, что в древности под философией понимались все естественные и гуманитарные науки. В наши дни к ней относятся такие области, как этика, которая изучает мораль и нравственность, и эстетика — учение о сущности и формах прекрасного. Философией также называют методологические основы науки в целом и отдельных ее отраслей.
Естественные науки — разделы знания, которые отвечают за изучение естественных явлений, то есть внешних по отношению к человеку, природных. К естественным наукам относят математику, хотя она чаще рассматривается как точная наука, а также физику, химию, астрономию, физическую географию, биологию и медицину.
Математика — группа наук, которая изучает величины, количественные отношения и пространственные формы. У этой науки существует множество способов классификации. Например, в школе изучают арифметику, элементарную алгебру, элементарную геометрию, теорию элементарных функций и элементы анализа. В высших учебных заведениях на нематематических факультетах изучают высшую математику, которая включает высшую алгебру и математический анализ.
Гораздо более разнообразны дисциплины этой науки, изучаемые на математических специальностях. Это и теория вероятностей, и функциональный анализ, и теория чисел, и топология, и многое другое. Вообще же математику называют царицей наук, и не зря. Математические методы незаменимы во множестве наук, от физики до лингвистики. Не зря ведь великий философ Иммануил Кант сказал: «В каждом отделе естествознания есть лишь столько настоящей науки, сколько в нем математики».
На заседаниях ученого совета физик Дж. Гиббс обычно молчал. Но однажды велось обсуждение, чему посвятить больше занятий в университете: математике или языкам. И тогда Гиббс заговорил. Он сказал: «Математика — это язык!»
Физика — наука о простейших и вместе с тем наиболее общих законах природы, о материи, ее структуре и движении. Она сильнее всех других наук связана с математикой и делится на множество областей, таких как механика, атомная физика, физика твердого тела, жидкостей и элементарных частиц, квантовая физика и др. Существуют и науки, находящиеся на стыке различных областей знания, например химическая физика, геофизика и биофизика.
Астрономия — наука о Вселенной, которая изучает происхождение, развитие, строение и движение небесных тел.
Физическая география — система наук, которые изучают географические оболочки Земли. К ним относятся климатология, география почв, океанология и др.
Геология — наука о составе, строении и закономерностях развития нашей планеты.
Геоморфология — наука о рельефе.
Областью геоморфологии является карстоведение — наука о карсте, процессах и формах рельефа, которые развиваются в растворимых в воде горных породах.
Химия — это наука о веществах, их свойствах, строении и превращениях, происходящих в результате взаимодействия, а также о законах, которым эти превращения подчиняются. Химия имеет множество отраслей, среди которых самые значительные — это неорганическая и органическая химия, аналитическая, физическая, коллоидная, квантовая химия и др. Биохимия — синтез двух наук: химии и биологии. Она изучает химический состав живых клеток и организмов, а также происходящие в них процессы.
Биология — система наук, изучающая живые организмы и их взаимодействие с окружающей средой. К биологии относится целый ряд наук, из которых назовем лишь основные.
Ботаника изучает растения. Она подразделяется на такие области, как альгология (наука о водорослях), дендрология (наука о деревьях), палеоботаника (наука об ископаемых растениях), палинология (наука о пыльце ископаемых растений) и др. Зоология изучает животных. В ней выделяют, например, арахнологию — науку о пауках, фелинологию — науку о домашних кошках, кинологию — науку о собаках и многие другие отрасли.
Генетика занимается изучением наследственности и изменчивости организмов.
Физиология — наука о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем.
Экология — наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.
С биологией тесно связана медицина — система знаний и практических мер, целью которых являются диагностика, лечение и профилактика заболеваний. К ней относятся такие теоретические и практические области, как анатомия и физиология человека, медицинская генетика и биохимия, кардиология и неврология, эндокринология, хирургия и терапия. В медицине используются знания некоторых других наук — физики, химии, психологии.
К техническим относятся науки, которые исследуют технику и явления, важные для ее развития. Среди технических наук можно назвать архитектуру, информатику, электротехнику, ядерную энергетику, материаловедение, электротехнику и многие другие.
Единство наук
100 000 лет назад первые люди двинулись на север из глубин Африки, чтобы расселиться по всей Земле. Тайны их путешествия, растянувшегося на тысячелетия, а также особенности современных народов помогают раскрыть геногеография и этногеномика. Эти удивительные науки функционируют во взаимосвязи сразу нескольких наук — генетики, истории, этнографии, географии. Действительно, самые интересные открытия делаются при сотрудничестве разных наук — ведь мир и природа едины.
Курьезы в науках
Вексиллология и геральдика иногда сталкиваются с курьезными случаями. Так, на гербе и флаге Иркутска и Иркутской области изображен фантастический хищный зверь с бобриными лапами. Оказывается, в конце XVIII в. на иркутском гербе присутствовало изображение тигра, местное название которого — бабр. Оно и было упомянуто в описании этого геральдического символа. Во второй половине XIX в. все российские гербы создавали и утверждали заново. Художник был родом из европейской части России и не понял, кто такой бабр, поэтому нарисовал сказочного зверя, напоминающего бобра. Он украшает герб Иркутска и сегодня.
Социология и другие общественные науки.
К середине 20 в. обнаружились две тенденции в развитии мировой социологии: европейская и американская. Европейская развивалась в тесной связи с социальной философией, а американская социология – это наука преимущественно о человеческом поведении. Сейчас эти различия стираются, хотя до сих пор европейская социология сохраняет классическую социально – философскую ориентацию, а американская социология – проблемно ориентированная, т. е. направлена на решение конкретных социальных проблем.
Социология тесно связана с философией. Социальная философия является разделом философии. Предмет социальной философии – общественная жизнь под углом мировоззренческих проблем, среди которых центральное место занимают проблемы смысла жизни, смысла и цели существования общества, его судеб и перспектив, движущих сил его развития, качественного своеобразия общества в его отличии от природы. По этим проблемам до сих пор теоретическая социология переплетается с социальной философией.
Между социологией и историей немало общего. И та и другая науки изучают все общество, а не только какую – либо одну его часть или сторону. Обе эти науки особое внимание уделяют деятельной, субъективной стороне исторического процесса. Каждая из этих наук так или иначе базирует свое знание на исследовании конкретных факторов общественной жизни.
Тесная взаимосвязь определяется между социологией и политологией тем, что, во–первых, личности, социальные группы и социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во–вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и ее общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе; в–третьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни (экономическая политика, социальная политика, культурная политика и т.д.)
Также социология тесно связана с психологией, экономикой, культурологией, статистикой. Но если, например, психология изучает поведение человека, социология исследует массовое поведение и массовые социальные процессы. Социологи изучают группы, а социальная психология – индивидов в группах. В настоящее время развиваются направления на стыке наук. Например, социогеография – влияние географической среды на общество; социобиология – влияние биологических основ, инстинктов на социальное поведение.
Практическая и теоретическая важность социологии объясняется следующим:
Практическая важность изучения явления человеческого взаимодействия несомненна хотя бы потому, что в изучении их мы кровно и эгоистически заинтересованы.
Теоретическая важность социология становится очевидной в том случае, если мы докажем, что свойства явлений, изучаемых ей не имеется, в других классах наук, и не изучаются другими науками. Рассмотрим их следующим образом:
Хоть это и верно с точки зрения механики, но нам ничего не дает для раскрытия межчеловеческих взаимодействий, так как в этом случае люди перестают существовать как люди в отличие от неодушевленных предметов и становятся только материальной массой.
Если преступление есть утечка энергии, то значит ли, что всякое рассеяние энергии есть в то же время и преступление? То есть в данном случае наблюдается не изучение социального общения людей, а изучение людей как обычных физических тел. Тем больше оснований для существования особой науки, изучающей людей и их взаимодействия как человеческое, со всем своеобразном богатством его содержания.
б) Социология и психология. Если говорить об индивидуальной психологии, то ее объект и объект социология различны. Индивидуальная психология исследует состав, строение и процессы индивидуальной психики и сознания. Она не может распутать клубок социальных факторов, а, следовательно, не может отождествляться с социологией.
Коллективная или, как ее иначе называют, социальная психология имеет объект изучения, частично совпадающий с объектом социологии: это явления человеческого взаимодействия, единицами которого являются индивиды «неоднородные» и «имеющее слабо организованную связь» (толпа, театральная публика и т.д.) В таких группах взаимодействие приобретает иные формы, чем в агрегатных «однородных» и «органически соединенных», которые изучает социология. Ясно, что они не подменяют друг друга, а более того социальная психология могла бы стать одним из разделов общей социологии, как науки, изучающей все основные формы взаимодействия между людьми.
Следовательно, получается, что психология сосредоточена на внутреннем мире человека, его восприятии, тогда, как социология изучает человека через призму его социальных связей и взаимоотношений.
в) Социология и специальные дисциплины, изучающие взаимоотношения людей. Все социальные науки: политология, право, наука о религии, нравах, морали, искусстве и т.д. изучают также явления человеческих взаимоотношений, но каждая со своей специальной точки зрения.
Так, наука права изучает специальный вид явлений человеческих взаимоотношений: верителя и должника, супруги и супруга.
Таким образом, социальные науки изучают тот или иной вид взаимодействия людей. А социология занимает в системе общественных и гуманитарных наук особое место. Это объясняется следующим.
— социология является наукой об обществе, его явлениях и процессах;
— она включает в себя общую социологическую теорию, или теорию: общества, которая выступает как теория и методология всех других общественных и гуманитарных наук;
— все общественные и гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект;
-техника и методика изучения человека и его деятельность, методы социального измерения и т.д., разрабатываемые социологией необходимы и используются всеми другими общественными и гуманитарными науками.
Сложилась целая система исследований проводимых на стыке социологии и других наук (социально-экономические, социально-политические и т.д.). Такие исследования получили название социологические.
Социология занимает общее, а не частное место среди общественных и гуманитарных наук, она дает научно обоснованную теорию об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов и закономерностей взаимодействия его различных элементов.
Вывод: соотношение социологии и других общественных наук показывает взаимопроникновение в реальном исследовании общественной жизни при сохранении предметных границ этих наук, но не о поглощении социологией этих наук.
Дата добавления: 2017-04-20 ; просмотров: 3091 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Общественные науки
Общественные науки (социальные науки) — крупная классификационная группа, соответствующая:
а) в контексте гносеологии — одной из трёх главных областей научного знания, наряду с естествознанием и философией.
б) в контексте утилитарных задач управления и планирования учебным процессом, организационной структуры учебных заведений, категоризацией и рубрикации областей науки для прикладных нужд (напр. библиографии, см. УДК) — некий набор дисциплин, составленный по признаку объекта (предмета) изучения: отношение к обществу, его социальным группам и индивидам.
Содержание
Возможные коллизии
При конкретизации объектов низлежащей иерархии по каждому из приведённых вариантов, на выходе могут получаться разные «списки» наук, причём в варианте (б) могут иметь место различия между странами, а также между эпохами. Эти расхождения свидетельствуют не о «противоречии» между обоими вариантами, а о различии между задачами (фундаментальные, утилитарно-прикладные) и, отчасти, объектами: (области, охватываемые познанием человечества по ходу общецивилизационного процесса, с одной стороны, и дисциплины в учебно-академическом понимании, с другой).
Методология и принципы, положенные в основу той или иной утилитарной классификации, могут различаться по причинам: государственно-специфическим, религиозно-культовым, историческим (конъюнктурным), субъективно-авторским и пр. При этом, независимо от формулировок, предпосылаемых таким перечням наук, при их взаимном сопоставлении следует иметь в виду неизбежное влияние утилитарных и/или узкоспецифических задач «заказчика» и/или «потребителя» той или иной классификации.
Оставаясь верным в контексте условий своего появления и стоящих перед ним задач, ни один из вариантов утилитарной классификации не может претендовать на абсолютную объективность. Попарное сопоставление вариантов может быть полезным, например, в плане совершенствования той или иной национально-государственной классификационной системы. Однако за пределами этой целеустановки споры, «какая классификация правильнее» — чаще всего ненаучны и схоластичны. Не могут привести к позитивному результату и попытки противопоставить какую-либо из утилитарных классификаций — фундаментально-эпистемологической: последняя сформулирована на качественно ином философском уровне, предполагающем абстракцию не только от национально-культурной, но и от, в известном смысле, исторической специфики (одновременно охватывая всю историю познания, от нерасчленённой философии древности до глубоко дифференцированной системы современных наук).
Место философии в системе научного знания
Наиболее яркий пример коллизии фундаментального и утилитарного подходов — определение места философии в системе научного знания.
Как видно из приведённого ниже реестра, в утилитарной классификации философия по признаку предмета помещена в разряд общественных наук наряду с другими науками «об обществе». Однако при решении вопроса классификации наук в его фундаментальной постановке науковедение различает два принципа: объективный (когда связь наук выводится из связи самих объектов исследования), и субъективный, когда в основу классификации наук кладутся особенности субъекта. При этом, методологически, сами принципы классификации различают соответственно тому, как понимается связь между науками (как внешняя — когда науки лишь ставятся рядом друг с другом в определённом порядке, или как внутренняя, органическая — когда они с необходимостью выводятся и развиваются одна из другой).
Вопрос о взаимоотношении между философией и частными науками — своего рода стержень всей истории классификации наук. В этой истории выделяются три основных этапа, соответствуюцие: 1) нерасчленённой философской науке древности (и отчасти средневековья); 2) дифференциации наук в XV—XVIII вв. (аналитическому расчленению знаний на обособленные отрасли); 3) реинтеграции (синтетическому воссозданию, связыванию наук в единую систему знаний), отмечаемой с XIX в. Соответственно этим этапам ведётся и поиск самих принципов классификации науки.
Взяв, в качестве примера т. н. энциклопедический ряд, составленный Сен-Симоном, и развитый Контом (здесь науки классифицированы соответственно переходу от более простых и общих явлений к более сложным и частным, причём механика земных тел включена в математику, психология — в физиологию, а социологии Конт — один из создателей этой науки — отводит особое место):
математика | → | астрономия | → | физика | → | химия | → | физиология | → | социология |
мы видим, что философия, с одной стороны, как бы поглощается социологией, но с другой — присутствует в математике в виде логики. В дальнейшем, по мере реинтеграции (а осознание её необходимости пришло в XX веке в силу появления множества наук, находящихся «на стыке» ранее диффкеренцированных категорий) научного знания, виток диалектически замкнулся, и наукознание пришло к необходимости выделить философию — не столько как «исторически первую», сколько как системообразующую, в отдельную категорию.
Этого принципа придерживалось и советское науковедение. Приводимая ниже таблица (источн.: БСЭ, статья «Наука») представляет собой один из вариантов линейной формы представления иерархии наук (ему соответствует сложная двумерная схема, где проведено много не отражённых здесь соединительных линий, демонстрирующих взаимосвязи между науками).
Философские науки | |
Диалектика | |
Логика | |
Математические науки | |
Математическая логика | и практическая математика, включая кибернетику |
Математика | |
Естественные и технические науки | |
Астрономия | и космонавтика |
Астрофизика | |
Физика | и техническая физика |
Химическая физика | |
Физическая химия | |
Химия | и химико-технологические науки с металлургией |
Геохимия | |
Геофизика | |
Геология | и горное дело |
Физическая география | |
Биология | и с.-х. науки |
Физиология человека | и медицинские науки |
Антропология | |
Социальные науки | |
История | |
Археология | |
Этнография | |
Экономическая география | |
Социально-экономическая статистика | |
Науки о базисе и надстройках: | политическая экономия, |
науки о государстве и праве, | |
история искусства и искусствоведение и т. д. | |
Языкознание | |
Психология | и педагогическая наука |
Коллизия заключается в том, что, признавая за философией особое место во всей системе научного знания в рамках фундаментальной классификации, при переходе к утилитарным схемам советские науковеды — как и современные систематизаторы — были вынуждены помещать философию в одну системную группу с политической экономией, научным коммунизмом и пр. В учебных планах, организационной структуре ВУЗов эта группа фигурировала под названием кафедр общественных наук (КОН; в техникумах и ПТУ — комиссий по общественным наукам). Это, повторим, — не противоречие, а функциональное различие, обусловленное утилитарной необходимостью; оба подхода — и фундаментальный, и утилитарный — имеют равное право на существование в контексте задач, на решение которых они нацелены.
Комментарий: термин «Социальные науки» употреблён в первоисточнике как синоним «общественным наукам» (отчасти ввиду необходимости формального избежания указанной коллизии). Описательный термин «Науки о базисе и надстройках» приблизительно соответствует современной политологии. Дидактико-иллюстративная задача была при составлении таблицы главной, и потому общий перечень указанных в ней наук не претендует на исчерпывающую полноту. При этом часть названий, соответствующих известным самостоятельным наукам, использованы в качестве собирательных, под которыми предполагаются целые группы «подотраслей» — напр., космонавтика.
Антагонистические коллизии
Антагонистические, то есть неразрешимо противоречащие друг другу (см. Законы философии) коллизии в классификации тех или иных наук (включая общественные науки) выводят на щепетильную проблематику соотношения понятий «наука» и «лженаука». Некоторые примеры такого антагонизма порождены фундаментальными различиями базовых форм мировоззрения: идеалистической и материалистической. Заняв отстранённую позицию, невозможно дать позитивный ответ на вопрос, относятся ли некоторые дисциплины, изучаемые в религиозных учебных заведениях, к разряду общественных наук? Является ли общественной наукой дисциплина «Научный коммунизм», значащаяся в дипломах десятков миллионов советских специалистов с высшим образованием? Исходя из принципа уважения личного права каждого на собственное мировоззрение, защищаемого правилами Википедии, здесь эти (и подобные им) агрессивные противопоставления на идейно-мировоззренческой почве следует признать неуместными. Оставляя за каждым выбор «правильного» ответа — в литературе соответствующего мировоззренческого направления, где ответ этот надлежаще обоснован в системе тех категорий миропознания, которыми оперирует то или иное течение общественной мысли.
Вышеуказанные коллизии следует отличать от попыток пополнить «официальный» перечень общественных наук категориями, сконструированными в сугубо коммерческих целях извлечения дохода от продажи знаний из якобы «новой» области науки. Примером этого являются эвфемизмы, за которыми скрывается набор дисциплин, ранее продававшихся под другими «фирменными названиями»: маркетинг, пиар, НЛП и т. п. Спам-реклама их платных курсов под видом статей о соответствующих «науках» с завидным упорством лезет на страницы Википедии. Не приводя конкретных названий, здесь можно порекомендовать действенный лакмус-индикатор, позволяющий отличить истинную науку от псевдонауки: изучить перечень (и происхождение) публикаций, выводимых поисковыми системами при вводе спорного названия на английском или другом распространённом иностранном языке.
Другие коллизии
Ряд коллизий, то есть нестыковок или, наоборот, неоправданных пересечений в определениях и трактовках понятия «общественные науки» и сопутствующих ему категорий, обусловлен следующими основными группами причин: а) лингвистическими, б) кросс-культурными, в) субъективно-академическими.
Лингвистические концентрируются вокруг понятий «общественный» и «социальный». Исторически термин «общественные науки» пришёл в русский из европейских языков, где чаще всего он образован на базе латинских праформ scientia = знание, и soci(etas) = общество (ср. англ. social sciences, фр. sciences sociales и т. п.). Одновременное внедрение в XIX веке в русский язык, наряду с «общественный», понятия «социальный» не было обусловлено объективной необходимостью (напр., описания качественно нового объекта, ранее не известного данной языковой культуре). Несмотря на очевидный вред (неоправданное смешение с однокоренными в латинском терминами из ряда «социалистический»), термин «социальный» из оборота не вышел. В ряде случаев с его участием в конце XX века образованы новые понятия, напр. «социальная сфера».
Наличие продолжительной практики употребления «социальный» в качестве синонима русскому «общественный» (в сочетании с «науками») лишает основания возможность противопоставить один другому, сформировав на их основе качественно различные категориальные ряды. Такие попытки были бы надуманными, а их результаты — контрпродуктивными. Не отрицая равноправие категорий «общественные науки» и «социальные науки», видимо, следует отдавать предпочтение русскому «общественные» — в силу отмеченного выше пересечения с другими категориальными рядами, восходящими к тому же латинскому soci(etas).
Кросс-культурные коллизии, как результат национально-государственной обособленности процессов формирования систем научного знания, наблюдаются в Википедии. Сопоставив между собой русскую, английскую, итальянскую версию настоящей страницы, нетрудно заметить, что приведённые на них перечни «общественных наук» как множества отнюдь не конгруэнтны; они лишь «во многом пересекающиеся». Слепо копировать с одной национальной странички на другую, либо брать какую-либо из них за образец — недопустимо. Кажущиеся «пропуски» чаще всего результат не недосмотра, а национальной специфики формирования перечней учебных дисциплин с утилитарными целями. Целесообразность их унификации, подведения под единый «мировой стандарт» (фактически, переход на чужой, уже существующий) — также сомнительна: борьба с национальной спецификой процессов научного миропознания означала бы де-факто признание антинаучной гипотезы наличия «монополии на истину» (что также идёт вразрез демократическому праву на уникальность философско-мировоззренческих позиций, особенно на совокупном уровне суверенных государственных составляющих современной цивилизации).
Субъективно-академические коллизии возникают, как правило, между разработками соперничающих научных школ, хотя иногда авторами оспариваемых классификаций могут выступать и индивидуальные учёные, стремящиеся сказать новое слово в науке. Оценивать эти попытки априорно (тем более в системе эмоционально-субъективистских критериев «амбиций» одной и «косности» другой стороны) — ненаучно и непродуктивно. Констатируя отсутствие монополии на истину и демократические свободы, и исходя из презумпции научной добросовестности, сопоставлять их между собой возможно, например, по признаку конечной целесообразности. Как и другие науки, общественные науки не стоят на месте, в своём развитии они неизбежно вторгаются в поле ранее «чужих» наук, вызывая, рано или поздно, необходимость проведения дифференциации или, наоборот, интеграции.
Так, к примеру, произошло с эконометрикой. Зарождалась эта наука в рамках одной из типичных общественных наук — политической экономии — и одновременно с ней. Сэр Уильям Петти почитается в истории науки основателем как классической политэкономии, так и (демографической) статистики — впрочем, сам он именовал своё детище «политической арифметикой». На известном этапе статистика оторвалась от политэкономии, расширив предмет и развив — с необходимым вторжением в область математики — собственные методы. Но к последней трети XIX века вновь созданный сложный математический аппарат «вернулся» в политэкономию. Некоторое время направление, представленное Л.Вальрасом и др., идентифицировалось науковедами как своего рода «фракция» в единой партии политэкономов — (лозаннская) школа экономической мысли. Наработки экономистов-математиков за последующие треть века, к 1930-м годам, поставили историю науки перед фактом, что в лице эконометрики мир имеет свою, самостоятельную науку. В силу достигнутой степени абстрагированности (а абстракция — один из общих методов познания) от историко-общественной специфики социально-экономических процессов эконометрика вышла из контекста политэкономии и других вновь сформировавшихся течений общественно-экономической мысли. Выйдя из разряда наук общественных, она вновь приблизилась к чистой математике, на развитии методов которой и строится её последующий прогресс.
Соотношение категорий общественных и гуманитарных наук
Использование словосочетания «гуманитарные дисциплины» в русском языке ограничено узкоспецифической сферой организации учебного процесса в классических университетах, то есть учебных заведениях, в составе которых есть факультеты как «естественных» (физики, химии, биологии), так и остальных наук — философия, языковедение, география и пр.
С учётом различий квалификационных требований к абитуриентам, и набора дисциплин, изучаемых впоследствии студентами, в советское время преподавание общественных наук (и прежде всего, политической экономии) студентам разных факультетов было специализировано. Методологически и организационно это обеспечивалось созданием на экономических факультетах двух-трёх самостоятельных кафедр политической экономии. Каждая из них, оставаясь в рамках единой для всех дисциплины (политической экономии), формировала самостоятельный учебный курс, приспособленный к менталитету и подготовке студентов той или иной группы факультетов. Соответственно, существовали:
Современная классификация общественных (социальных) наук
Российская Федерация
В образовательных стандартах и нормативных актах России в разряде общественных наук упоминаются [источник не указан 783 дня] :