Что общего между причастием и деепричастием и что их различает
Причастие и деепричастие
Причастие и деепричастие — это две особые формы глагола, которые можно отличить по общему значению, морфологическим признакам и синтаксической роли в предложении.
Выясним, что такое причастие и деепричастие в русском языке, какие они имеют отличия и как их выявить в предложении, если задать к ним соответствующие вопросы.
Причастие — это неспрягаемая форма глагола
Говоря о причастии, будем иметь в виду, что в русском языкознании его квалифицируют по-разному. Одни ученые считают причастие вполне самостоятельной частью речи, а другие — особой глагольной формой. Независимо от этих взглядов на причастие оно соединяет в себе признаки двух самостоятельных частей речи:
Эта форма глагола обозначает признак предмета по действию, то есть такой признак, который сопряжен с действием, развивающимся в некоторых временных пределах:
Исходя из выясненных значений, дадим следующее определение этой глагольной форме (части речи):
Различают действительные и страдательные причастия, для которых характерны определенные суффиксы:
Причастие изменяется по падежам, числам и родам, как и имя прилагательное.
В словосочетании и предложении причастие в полной форме согласуется с определяемым словом и выступает в синтаксической роли определения. В соответствии с этим причастие отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Примеры
К вечеру видимые на горизонте облака стали розоватого цвета.
Растаявший снег побежал по двору быстрым ручейком.
Научимся отличать причастие от другой глагольной формы — деепричастия.
Чем отличается причастие и деепричастие?
Деепричастие в отличие от причастия не изменяется ни по родам, ни по числам, ни по падежам. Эта неизменяемая форма является результатом соединения грамматических признаков глагола и наречия. Для деепричастий характерны совершенно другие формообразующие суффиксы:
Как форма глагола деепричастие обозначает добавочное действие по отношению к основному действию, обозначенному сказуемым.
Собачонка (что делала?) лаяла. Лаяла (что делая?) бегая.
Собачонка лаяла и в то же время бегала.
Слово «бегая» обозначает добавочное действие к основному действию, обозначенному глаголом «лаяла».
В предложении деепричастие примыкает к глаголу и выполняет синтаксическую роль второстепенного члена предложения обстоятельства.
Неизменяемость этой глагольной формы — это признак наречия. Как глагольная форма деепричастие имеет общую основу, сходное лексическое значение с глаголом, вид (совершенный или несовершенный), возвратность или невозвратность и способность управлять наречием, существительным, местоимением в падежной форме.
Как видим, причастие и деепричастие имеют существенные грамматические различия, в соответствии с которыми можно безошибочно определить эти глагольные формы в предложении.
Суффиксы причастий и деепричастий (таблица)
Суффиксы причастий и деепричастий | Особенности употребления | Примеры | |
---|---|---|---|
Деепричастия |
(Что делая? Что сделав?)
Причастия
Видеоурок
В чем отличия между причастием и деепричастием, как определять и примеры
Причастие и деепричастие представляют собой особые формы глагола. Они отличаются по грамматическим признакам и выполняемым языковым функциям. Правильное понимание отличий причастий и деепричастий позволяет грамотно использовать их в синтаксических конструкциях и верно выражать устные и письменные мысли. При этом стоит учитывать множество важных особенностей.
Что такое причастие?
Под этим термином понимают форму глагола, которая обозначает признак предмета, состояния или явления. Для нее характерны черты глаголов и прилагательных. Причастие отвечает на целый ряд вопросов:
К постоянным признакам причастий, которые они получают от глаголов, стоит отнести следующее:
К непостоянным признакам от прилагательных относятся:
В словосочетаниях и предложениях полная форма согласуется с определяемым словом. Ее синтаксическая роль – определение.
Что такое деепричастие?
Под этим термином понимают часть речи, которая сочетает в себе признаки глагола и наречия. При этом полученные характеристики присущи для всех слов этой части речи. Они отвечают на следующие вопросы:
От глагола деепричастие получило следующие признаки:
От наречия деепричастие получило неизменяемую форму. Как глагольная форма она получила общую основу, сходства в лексическом значении с глаголом, совершенный и несовершенный вид, возвратность и невозвратность. В предложениях эта часть примыкает к глаголу. Она выполняет синтаксическую роль обстоятельства.
В чем сходство
Рассматриваемые понятия отличаются сходным звучанием. Однако главной общей чертой является бесспорная связь с глаголом. Стоит учитывать, что большая часть лингвистов считает причастие и деепричастие не самостоятельными понятиями, а особенными формами глагола.
Как образуются
Процесс формирования рассматриваемых частей речи зависит от их разновидности. Все причастия делятся на действительные и страдательные. Первая форма представляет активный признак и может формироваться от переходных и непереходных глаголов. Страдательные разновидности представляют пассивный признак и формируются исключительно от переходных глаголов.
Причастные формы настоящего времени образуют глаголы несовершенного вида. Они обозначают действие, которое совершается в настоящем. Разновидности в прошедшем времени могут быть сформированы от совершенных и несовершенных глаголов. Они означают, что действие, которое совершалось или совершилось в прошлом, представлено как характеризующий признак. Страдательные разновидности могут обладать краткими формами, которые меняются по родам и числам.
Как найти в тексте
Полные причастия в предложениях, как правило, выполняют функции определения. Если слово формирует причастный оборот, оно считается обособленным. Краткие виды используют как часть составного именного сказуемого. Деепричастие имеет отношение к глаголу и выступает обстоятельством.
Многие филологи утверждают, что данные части речи выполняют функции особых форм глагола. При этом есть те, кто говорит об относительной самостоятельности от остальных частей речи. В предложениях такие элементы относятся к глаголам или существительным. В итоге в тексте появляются обороты, которые служат украшением речи и привлекают внимание читателей к определенным деталям.
Как отличить причастие от деепричастия и наречия
Главной особенностью считается то, что деепричастие не меняется. Это означает, что оно не склоняется и не спрягается. При этом окончания причастия могут меняться, и это считается их характерным признаком.
Чтобы отличить эти глагольные формы, стоит обратить внимание на вопросы, на которые они отвечают:
Важная разница касается синтаксической роли. Деепричастие представляет собой обстоятельство. Краткое причастие бывает только сказуемым. При этом полная форма бывает определением или элементом составного именного сказуемого.
При переходе в наречия деепричастие теряет значение добавочного или сопутствующего действия. Оно утрачивает все глагольные категории, а именно – значения времени, вида, залога и управления. Части речи, которые перешли в наречия, могут быть частью фразеологических сочетаний – к примеру, «сложа руки» или «спустя рукава».
Чтобы не спутать деепричастие с наречием, важно правильно поставить правильные вопросы. Для наречий характерны варианты «где?», «когда?», «куда?», «почему?».
Как пишется не с деепричастия и причастиями
Рассматриваемые части речи пишутся с «не» слитно, если не могут без нее употребляться. В остальных случаях деепричастие пишется с «не» всегда раздельно.
Исключением считается приставка «недо-», которая обладает значением «меньше, чем положено» или «некачественно». В качестве примера стоит привести фразу «недосмотрев за ребенком». При этом ее стоит сравнить с таким оборотом: «не досмотрев фильм» в значении «не закончив смотреть фильм».
Частицу «не» рекомендуется писать раздельно с краткими причастиями – к примеру, «не написан», «не сделан». Такой же вариант применяется и для полной части речи при наличии поясняющих слов, отрицания или противопоставления. В качестве примеров стоит привести следующее:
Употребление одной и двух букв н
Удвоенный суффикс «-нн-» применяется в полных причастиях при наличии следующих элементов:
В конце кратких форм всегда присутствует единственная буква «-н-». В качестве примера стоит привести такие слова: «основан», «распакован».
Сравнительная таблица
Основные отличия и особенности рассматриваемых частей в таблице:
Причастие | Деепричастие |
Указывает на признак предмета по действию и относится к существительному или субстантивированным видам. | Означает добавочное действие и принадлежит к глагольной форме. |
Отвечает на вопросы «какой?», «каков?», «что делающий?», «что сделавший?». | Отвечает на вопросы «что делая?», «что сделав?». |
Может изменяться по типу прилагательного. | Не меняется. |
Выступает в предложение в роли определения или является фрагментом составного именного сказуемого. Краткая форма бывает исключительно сказуемым. | Синтаксической ролью считается обстоятельство. |
Причастия и деепричастия обладают определенными сходствами, но имеют и много отличий. Они касаются синтаксической роли, вопросов, происхождения. Это стоит учитывать при составлении предложений и их разборе.
Урок русского языка на тему: «Отличие причастий от деепричастий». 7-й класс
Класс: 7
Тип урока: комбинированный урок применения ЗУН.
Метод: репродуктивно-творческий, наглядно-образный.
Эпиграфы:
Они [причастия] служат сокращением человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.
[Деепричастные обороты] являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность
Ход урока
I. Объявление темы и цели урока.
Ребята! Мы закончили изучение тем “Причастие” и “Деепричастие”. Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем ваши знания путем составления таблицы “Отличительные признаки причастия и деепричастия”. Для чего нужна такая таблица? Во-первых, как уже было сказано, чтобы систематизировать ваши знания, ведь знания, приведенные в систему, остаются в памяти прочно и надолго. Во-вторых, возможно, кому-то из вас предстоит сдавать устный экзамен по русскому языку на итоговой аттестации по окончании 9 класса. В этом случае составленная нами таблица поможет быстро вспомнить все сведения о причастии и деепричастии. В-третьих, что особенно важно, вы сможете составлять подобные сравнительные таблицы по другим темам.
Дома вы подготовили примеры предложений с причастными и деепричастными оборотами из повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”, которые будете использовать при составлении таблицы. У каждого из вас есть также карточка-информатор, откуда вы можете брать примеры для иллюстрирования того или иного положения таблицы.
В течение урока вы самостоятельно будете подсчитывать заработанные баллы. Класс делится на две команды. В конце урока, когда будет определена команда-победитель, тот из вас, кто принесет победившей команде наибольшее количество баллов, получит дополнительную оценку.
II. Эпиграф.
— К нашему уроку подобраны эпиграфы, но прежде чем они появятся на доске, определите, о чем в них идет речь.
(Учитель зачитывает эпиграфы, ребята добавляют недостающие слова: причастия, деепричастный оборот.)
III. Составление таблицы.
— Какие грамматические признаки имеются у причастия и деепричастия? По каким признакам мы будем их сравнивать?
(Учащиеся называют грамматический признак, затем рассказывают, как он проявляется в причастии и деепричастии. Учитель в это время заполняет таблицу на доске. Лучше заранее подготовить карточки и прикреплять их на доску с помощью магнитов.
На каждое положение таблицы дети приводят примеры из домашнего задания или из информационной карточки).
Отличительные признаки причастия и деепричастия | ||
Грамматические признаки | Причастие | Деепричастие |
1. На какой вопрос отвечает? | Какой? Какая? Какое? Думающий, сплетенный, рассказавшая | Что делая? Что сделав? Играя, восхищаясь |
2. Что обозначает? | Признак предмета по действию: человек, который думает – думающий человек | Добавочное действие: смотрел, восхищаясь |
3. К какому слову в предложении относится? | К имени существительному: падающие листья; сыновей, учившихся в бурсе | К глаголу: пошли, беспрестанно оглядываясь |
4. Как изменяется? | По падежам, числам и родам: глядевший – глядевшая; глядевший – глядевшие; глядевший, глядевшего, глядевшему и т.д. | Не изменяется |
5. Какие признаки глагола имеет? | Вид, время, возвратность: глядевший – поглядевший; смеющийся | Вид, возвратность: смотря, посмотрев, рассмеявшись |
6. Как образуется (суффиксы)? | ащ-ящ (смотрящий); вш, ш (строивший, несший) ом-ем-им (ведомый, видимый, читаемый); енн, нн, т (увиденный, прочитанный, сжатый) | а, я (глядя, слыша) в, вши, ши (поужинав, остановившись, прилегши) |
7. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)? | Определением: И вывели на вал скрученных веревками запорожцев. | Обстоятельством: Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. |
8. Как выделяется на письме знаками препинания? | Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова: Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом. | Одиночное деепричастие и деепричастный оборот всегда выделяются запятыми: Рыдая, глядела она им в очи. |
VI. Связный рассказ на лингвистическую тему.
По одному представителю от каждой команды тянут билет и отвечают на вопросы: “Что я знаю о причастии?” или “Что я знаю о деепричастии?”
Во время ответа класс внимательно слушает и рецензирует ответ.
V. Индивидуальная работа по карточкам или графический диктант.
(на усмотрение учителя)
Подведение итогов урока.
Итог подводится по индивидуальным счетчикам:
Счетчик (фамилия, имя ученика) Задание Баллы Эпиграф
ТаблицаСвязный рассказ на лингвистическую тему.
IV. Графический диктант (или карточка)2 5
Общий результат 28
Ученик из победившей команды, набравший наибольшее количество баллов, получает дополнительно оценку “5”.
Причастный и деепричастный обороты: учимся различать
Теоретические основы изучения причастного оборота
Изучению особенностей причастия и деепричастия (в том числе причастных и деепричастных оборотов), как правило, посвящена большая часть рабочей учебной программы по русскому языку в 7 классе, в календарно-тематическое планирование включены такие темы, как «Причастный оборот: понятие, примеры использования в тексте», «Обособление причастного оборота», «Особенности деепричастного оборота», «Обособление деепричастного оборота», «Ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов» и др.
Как учителю логически выстроить уроки по данным темам таким образом, чтобы школьники не только поняли, что такое причастный и деепричастный обороты, но и научились корректно обособлять их?
Полагаем, педагогу поможет использование методических приемов, упражнений, которые используются в учебниках для 7 класса по русскому языку.
Рассмотрим, как построена методика изучения причастных и деепричастных оборотов в УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской.
В этих учебниках информация о причастном обороте предваряет сведения о деепричастном обороте.
В обоих рассматриваемых УМК под причастным оборотом понимается причастие с зависимыми словами, и приводятся такие примеры: исправляющий ошибки, рассказывающий о походе, грозно потемневшая и т.д.
● Прочитайте словосочетания. Определите, в каких из них причастие является главным словом, а в каких — зависимым. Спишите, распределяя эти словосочетания в три группы в соответствии с данными схемами:
Приводим словосочетания, которые предлагаются школьникам для анализа:
Одним из вариантов выполнения данного задания, на наш взгляд, является заполнение таблицы:
Ребята, выполняя это упражнение, повторяют орфографические правила (правописание приставок пре- и при-, правописание окончаний причастий, правописание проверяемых гласных в корне слова и др.), повторяют синтаксические правила построения словосочетания и основные синтаксические термины «определяемое слово в словосочетании», «главное слово в словосочетании». На наш взгляд, важно, чтобы учитель на данном этапе акцентировал внимание семиклассников на вопросах, которые задаются от главного слова к причастию (какой? какая? какое? и др.). Как следствие, ребята сделают важный вывод: причастие в предложении является определением.
Семиклассники, выявляя особенности обособления причастного оборота, находят следующую информацию в этом учебнике.
1) Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми на письме. В этом случае причастный оборот является одним членом предложения — определением.
2) Если причастный оборот находится перед определяемым словом, то он не выделяется запятыми. В этом случае каждое слово причастного оборота принято подчеркивать как член предложения.
В качестве правила, регулирующего обособление причастного оборота, в учебнике «Теория. Русский язык. 5-9 класс» В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой на с. 169 дается следующая информация:
В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой УМК В. В. Бабайцевой дается образец графического выделения причастного оборота на письме:
Как видим, в этом учебнике причастный оборот (независимо от своего положения перед или после определяемого слова) графически выделяется волнистой линией как единый член предложения — определение.
Закрепление полученных сведений о причастном обороте
В учебнике по русскому языку для 7 класса М. М. Разумовской в качестве упражнений, закрепляющих полученные сведения о причастном обороте, предлагаются задания на с. 75-78. Приведем некоторые из них.
● Замените выделенные слова подходящими по смыслу причастными оборотами и закончите предложения. Обозначьте в каждом из них определяемое слово и причастный оборот. В причастиях выделите суффиксы и окончания.
Рассмотрите записанные вами предложения. Докажите, что для каждого из них подходит схема:
Перестройте свои предложения так, чтобы для них подходила схема:
Определите, изменится ли при этом пунктуация предложений. Запишите два перестроенных предложения (на выбор), обозначая в них определяемые слова и причастные обороты.
Предлагаем один из вариантов выполнения упражнения.
Отредактированное школьником предложение
Предложение, отредактированное школьником по схеме
Семиклассники могут поделиться своими наблюдениями о том, что причастный оборот поясняет определяемое слово, отвечает на вопрос определения и подчеркивается волнистой линией; сделать вывод об изменении пунктуации при перестроении предложений: если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется.
● Выразительно прочитайте примеры и определите, почему они разделены на две группы. Установите, какой группе примеров соответствует каждая из схем.
Начертите схемы и к каждой из них выпишите из предложений соответствующие причастные обороты с определяемыми словами.
Выполните морфологический анализ выделенных слов.
Семиклассники могут начертить две схемы и привести примеры из каждой группы предложений; сделать вывод, что предложения разделены на две группы на основании того, что причастный оборот по отношению к определяемому слову может занимать разные позиции, и вспомнить правила обособления причастного оборота.
В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой и др. (УМК В. В. Бабайцевой) на с. 35-44 приводятся такие упражнения для закрепления знаний о причастном обороте и правилах его обособления.
● Спишите предложения, согласуя данные в скобках причастия с выделенными определяемыми словами (ставьте от них вопросы к определениям, чтобы не ошибиться в выборе окончаний!). Причастные обороты обозначьте графически.
Школьники могут выполнить упражнение таким образом:
Отредактированное школьником предложение
Школьники сделают важный вывод о том, что причастие поясняет определяемое слово и согласуется с ним в числе, падеже и роде (в единственном числе), отвечают на вопросы определения какой? какая? какое? и др. Следовательно, от того, сможет ли ученик найти определяемое слово и задать от него корректный вопрос, зависит, сделает ли он ошибку при употреблении причастного оборота или нет.
● Объясните ошибки в употреблении причастий, исправьте их. Запишите отредактированные предложения, подчеркивая причастные обороты.
Приводим вариант выполнения данного упражнения:
Отредактированное школьником предложение
Выполнение упражнение направлено на формирование у школьников умения выбирать правильную форму причастия-определения и ее корректно использовать.
Полагаем, среди основных результатов на данном этапе обучения, свидетельствующих об успешном освоении школьниками сведений о причастном обороте, необходимо назвать умение графически выделять причастный оборот волнистой линией, находить определяемое слово и задавать от него к причастию вопрос определения (какой? какая? какие? и др.).
Теоретические основы изучения деепричастного оборота
В рассматриваемых учебно-методических комплектах теоретические сведения о деепричастных оборотах и правилах его обособления представлена схожим образом:
● деепричастный оборот определяется в учебниках по русскому языку для 7 класса как деепричастие с зависимыми от него словами (например, скользя по утреннему снегу);
● как и одиночные деепричастия, деепричастный оборот рассматривается в предложении в качестве обстоятельство (т.е. отвечает на вопрос обстоятельства как? каким образом? и др.);
● правила обособление деепричастного оборота сформулировано следующим образом: он всегда выделяется на письме запятыми, например,
Закрепление полученных сведений о деепричастном обороте
Учебник по русскому языку для 7 класса УМК М. М. Разумовской включает пять заданий на закрепление знаний школьников о причастном обороте, среди которых мы выделим следующие упражнения.
● Спишите, подчеркивая грамматические основы предложений и обстоятельства. Чем выражены эти обстоятельства?
Используя данные примеры, школьники расскажут о знаках препинания при деепричастном обороте и выявят предложение (третье), в котором содержится причастный оборот, графически обозначат его и сделают вывод об основном отличии причастного и деепричастного оборота.
● Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений. Обозначьте деепричастные обороты.
Предлагаем вариант выполнения данного задания:
При выполнении этого упражнения семиклассники обязательно увидят в тексте использование причастного оборота (в предложениях 1 и 2), обозначат его графически и назовут вопросы, на которые отвечает причастный оборот (какой? какая? какие? и др.) и деепричастный оборот (как? каким образом? и др.).
В учебнике по русскому языку для 7 класса УМК В. В. Бабайцевой (с. 92-98) хотим выделить несколько упражнений, выполнение которых, на наш взгляд, сформирует у школьников умения использовать деепричастный оборот.
● Подберите к деепричастиям подходящие по смыслу зависимые слова. (Следите за порядком слов!) Запишите предложения, подчёркивая деепричастные обороты и объясняя постановку запятых.
● Перед вами предложения с пунктуационными ошибками. Объясните причину их возникновения. Запишите предложения в исправленном виде.
Исправляя пунктуационные ошибки в данных предложениях, семиклассники научатся видеть «границы» деепричастного оборота и сделают вывод о важности анализа предложений такого характера.
Методический комментарий
Как показал проведенный нами анализ учебников по русскому языку для 7 класса названных учебно-методических комплектов, «репертуар» упражнений, формирующих умения видеть причастный оборот и деепричастный оборот в предложении, исправлять нарушения при их употреблении, использовать их в собственной речи, достаточно широк.
На наш взгляд, при изучении особенности причастного и деепричастного оборотов на основе УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской учителю необходимо провести параллель между причастным оборотом и определением, деепричастным оборотом и обстоятельством, закрепить знания школьников, выполняя упражнение (например, представленные нами выше). Полагаем, такая дифференциация учебного материала позволит школьникам избежать путаницы между причастным и деепричастным оборотами и, как следствие, ошибок.
- Что общего между причастием и глаголом
- Что общего между причастием и деепричастием