Что общего между прикубанской и кобанской культурами история кбр
Что общего между прикубанской и кобанской культурами история кбр
Ответ:
Прикубанская культура — археологическая культура (не утверждена), прикубанских меотов, эпохи поздней бронзы.
Термин «прикубанская культура» широко употреблялся с 1951 года, однако позже — в 1980-х гг. В. И. Козенкова привела аргументы, указывающие на сомнительность выделения прикубанской культуры в самостоятельную археологическую культуру.
Дискуссия по вопросу возможности выделения данной археологической культуры продолжается.
Отдельные учёные предпринимают попытки приведения аргументов в пользу самостоятельности данной культуры (В.C. Бочкарев и Н. Г. Ловпаче, А. Л. Пелих, и др.)
К примеру Н. Г. Ловпаче выдвигает версию[1], что критериям на право называться первым памятником «Прикубанской культуры» соответствует древнее поселение на Гуамской скале (что далеко от «Прикубанья»).
Вопрос о содержании и арсенале понятий «прикубанский очаг» и «прикубанская культура» в настоящее время остаётся на повестке дня[2].
Сам термин «прикубанская культура» и образованный на его основе «кубанская культура» продолжают широко использоваться, имея под собой скорее географическое содержание.
Коба́нская культура (англ. Koban culture, нем. Koban-Kultur)[⇨] — археологическая культура на Кавказе позднего бронзового и раннего железного веков. Памятники обнаружены по обе стороны центральной части Главного Кавказского хребта, в большей степени к северу от него. Современная локализация — Северный Кавказ (РФ: Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, западные районы Чечни) и Закавказье (прилегающие к Главному хребту районы Грузии, Южная Осетия)[⇨]. Существовала в XIII/XII — IV вв. до н. э., иногда исследователи смещали датировку на более ранний период, включая в кобанскую культуру ещё и протокобанскую — с XIV в. до н. э., и даже ранее — со второй и третьей четверти 2-го тыс. до н. э.[⇨].
Адыги, нарты и кобанская культура
Изучая днк захоронений и современных народов приходишь к мысли, что некоторые группы последние 10 тысяч лет мигрировали неоднократно. Они явно не сидели на карантине и меняли локации и языки.
У меня нет абсолютно никаких сомнений в западноевропейском происхождении донских алан, и в словах уважаемого Анатолия Клёсова о Неродстве осетин с этими донскими аланами. Зачем ему надо что то здесь подтасовывать? Оставьте учёного в покое, если ваши старые представления оказались мифом. Проблема: от кого они могут принять эту давно уже известную весть?
Исходя из данных уже ДНК анализов Курчатовского института по кобанской культуре, можно предположить, что основу её составляли предки сванов. Исходный же нартский эпос был сформирован в адыго-абхазской среде как в ареале дольменников или нахов. Ведь осетинский Сослан имеет тюркское имя когда Сосруко балкарцев-тюрок адыгское.
Осетины, замечательный народ, должны выбрать или достойное родство с достойными и реальными братьями сванами-кобанцами, или фейковое родство с ушедшими в историю скифосарматоаланами с коими у них нет никаких общих гаплогрупп, если только не нахских. Не морочьте голову лживыми мифами сталинского периода псевдо историографии ни себе ни другим людям.
Адыги безусловно потомки Хаттов и имеют архаичную версию нартского эпоса. Находясь в одной гаплогруппе со сванами G у них немного другой гаплотип. Но эта же гаплогруппа и у этрусков и хурритов тоже была в миноре. От смешения сванского и нахского языков осетинский не мог появиться никак. А по отцовским ДНК эти группы и были в основе. Следовательно нужно смотреть отличные от северокавказских материнские мтДНК осетин. Но почему тогда у ПЕРВЫХ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ ХЕТТОВ НАХСКАЯ ОТ МАЙКОПА И УРУКА ГАПЛОГРУППА J2a? У ПАРСОВ ПАКИСТАНА ЧЬИ ПРЕДКИ СОБСТВЕННО И ДАЛИ ИМЯ АРИЯМ И АРИАНУ-ИРАНУ ТОЖЕ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ ГАПЛОГРУППА J2A, И ЛИШЬ МИЗЕР R1A!
Сос или сес ячмень на чеченском и дар Сослана или Сосруко людям злаков говорит о древности нахской трактовки нартского эпоса.
Стоило бы Искусственному Интеллекту или сильному компьютеру заказать по всем днк анализам вопрос о происхождении осетин от алан, как и прочие вопросы, чтобы не было подозрений в подтасовке данных. Восточно-иранский бактрийский язык выдаёт недавнюю миграцию предков осетин из Азии. Но как они тогда являются потомками сванов? Почему все забывают об Ануширване и его Согдебиле в Грузии как очаге осетинского этногенеза?
По другой протоадыгской ветви G дольменники задолго до сванов и даже до басков R1b, с хуррито-хорватами гаплогруппы I ушедших с территории близкой к Демавенду и Эльбурсу в Европу. Дольменники же это та же группа G конкурировавшая с более древним на Кавказе Майкопом. А через единую уже северокавказскую культуру позже и наследие Майкопа и дольмеников не могло не повлиять на кобанцев. Кавказский Праязык объединял в древности территории от Чили и Китая до Британии с совершенно разными гаплогруппами как сегодня английский. Чили и чил холод у индейцев кечуа у англичан и чеченцев, хэ-хы-ха вода у китайцев, чеченцев и индейцев майя и таких примеров масса.
Авторитетнейший и смелый Учёный С.В.Кулланда в статье На каком языке говорили скифы в журнале Наука и жизнь за апрель 2010 года доказывал движение с Запада на восток носителей иранских языков. При этом в восточных иранских обнаруживаются влияния северокавказцев, а в западных иранских их нет! Но может быть просто переферия восточно-иранских в отличие от западно-иранских, лучше сохранила архаику общекавказского массива Праязыка, о коем мы писали в своей эпохальной работе Праязык на Прозе.
Ман у немцев и тюрок отходит от корневого мар муж у нахов и хурритов как и нар муж у иранцев и морд угорских народов: нахский хурритский вариант корневой,и таких примеров масса.
Ранее дольменников считали даже выходцами из Европы и там же имелся древний кластер гаплогруппы G. А кавказские гаплогруппы J2 парадоксально обнаруживаются у таджиков и афганцев. Как впрочем и эрбины! Хотя азиатское происхождение R гаплогрупп я не рискнул бы оспаривать. Они скорее изачально были азиатские, чем европейские.
Странно ещё и близкое созвучие Урузмага и Ерюзмека осетин и карачаевцев, когда вайнахский аналог Арсамак как и Сасан прямо выводит нас в Иран и даже до Эламо-Шумерских древностей, без такой тюркской фонетики. Арсама был в Иране хорошо известен и до нашей эры и ещё до индоевропейских нашествий, то есть у хурритов. Среднеазиатская же близкая фонетика Ерюзмека-Урузмага карачаевцев-половцев и осетин не сучайна.
Напомню, что Сак и Саг встречается и у вайнахов как Человек и у Шумер и у Хурритов в теониме Нин хур саг. Человек ближе к этнонимии, чем даже пусть очень красивый, но олень!
Шунганцы и таджикские группы могут показать интересные для кавказцев днк! Наличие на Кавказе Q гаплогруппы ещё в палеолите тоже удивительно. Кавказ в древности напоминал мегаполис, коль уж скоро даже китайские D гаплогруппы обнаружены в кобанских захоронениях.
Абаевское иранство нарт опровергалось нами еще в 90х через шумерское и хурритское Нер-гал или Нер великий, теоним более древний и ближе к нартам. В чеченском целый кластер схожих нарт март аьрт, а хурритская основа оставляет в разряд и иранские как более поздние. Так же кроме хурритского и аккадского Неригала был у них же Нар теоним в паре Напшар. И к бактрийцам нар могло попасть от хурритского массива.Похожее Нерту после появляется и у древних германцев наряду с теонимом Ут.
Это переворачиаает картину устоявшуюся в головах историков-иранистов. Иран был позже Шумер и хурритов. Кто с этим хочет поспорить? Абаевская этимология ариев алан проигрывает этимологии ариев от хурритов, тем более пантеон индийских имен появился в Миттании раньше Индии, а гаплогруппа кшатриев саков хурритская J2a. Она и у потомков Будды, и созвучие Брахма-Ибрахим как и Сара-Сарасвати с 2й у брахманов этой же гаплогруппы хурритов отодвигает пришествие в Индию R1a к доарийской древности вплоть до дравидов, где у последних Непонятное для ариев родство!
Ваны Древнего Китая по К.Туманову и урарты одни те же, что и ваны пересекавшиеся с асами-викингами по Хейердалу на Кавказе!
Возможно влияние на кобанцев, Эдды и нартский эпос оказала так же и майкопская культура имеющая шумерское хурритское происхождение. Эпоним Урузмаг именно из-за этого соотносим с вайнахским антропонимом Арсамак с историей ведущей в Шумер, Элам и Иран. Уацила осетин в вайнахском Сэла теоним знакомый хурритам Палестины и Израиля.
Горепекин заметил более ста лет назад вайнахское Сата как древнеегипетское обозначение змеи, по фонетике наиболее архаичное из всего кавказского массива. Солс бери в Англии тоже почему то ближе к чеченскому варианту имени как и сассанахи англов и Сасан иранцев.
По какой то причине вайнахские варианты имеют больший охват по регионам мира о чём мы уже писали в своей работе Праязык на Прозе.ру Мачигов Альберт в апреле этого года в новой редакции.
Кавкасионский же тип осетин и отсутствие у осетин R1a ставит крест на абаевской скифо-осетинской теории. Отличия мтДНК осетин от общекавказских могли бы пролить свет на происхождение Осетинского языка. Ведь общая G мужских линия и у адыгов и у картвелов, особенно сванов, и у осетин.
Нартский эпос отсутствует у иранцев и у тюрок вне Кавказа, т.е. в Персии и в Средней Азии, что говорит о собственно кавказском происхождении нартского эпоса. А схожих элементов можно найти у многих разных народов. Интересно и тюркское название моря у осетин от денгиз на фоне нахских фуорд-хорд море почти как у норвежцев с фьордом.
У хурритов и викингов Бури общий эпоним. Ларса хурритов в Шумере и Ларс в Скандинавии.Борьба асов и ванов-урартов по Хейердалу на Кавказе первых веков нашей эры может объяснить и антропоним Руса царей урартов как отправную точку для русов и Руси Европы.
Этот вывод многое ставит на свои места, но язык кобанцев возможно был под влиянием Майкопской культуры всё же близкий к хурритскому. Майкоп это J2 от Урука и Шумер, но более глубокие автохтоны на Кавказе каякент-хорочовецы это безусловно J1 ровесники кобанской культуры.
Наличие большого до 20% это более 300 тысяч человек кластера J1 у нахов делает их несомненными автохтонами по меркам Северного Кавказа, и это собственно чеченские группы, без сомнения. J2a ушла частью с Кавказа и возвращалась обратно к своим родственникам с одной гаплогруппой J в течении нескольких тысяч лет от Майкопа до цанаров.
Якобы неясное происхождение шумеров с их языком вполне укладывающимся в нахо-дагестанскую и хуррито-урартскую языковую общность можно и нужно коррелировать с данными генетиков, где вышеозвученное положение вполне доказуемо нахо-дагестанскими
и абхазскими гаплогруппами J2a и R1b имеющими место сегодня у нас на Кавказе и в шумеро-хурритских захоронениях. По глоттохронологии Сводеша за 6 тысяч лет от шумер кого конгломерата языка эрбинов и нахов могли остаться лишь считанные проценты общих слов.
И ещё одна гипотеза: по ДНК и отцовским эрбинам и по материнским небольшой народ Кавказа багуалинцы по сути германцы забывшие свой язык. О древнегерманском амазонском обряде дарения в начале зимы подарков детям на деревьях имевших место на Кавказе мы уже писали как и о непонятном совпадении имени арабского Сатаны Иблиса с древнепрусским духом зла Убелитцем от коего и произошло само слово зло в эвел убел в германских. Таких примеров масса.
Языковая корреляция с генетикой на Кавказе до сих пор таит в себе очень много непонятного. R1a как скифская возможно всё таки тюркская, а эрбины западные европейцы на Кавказе были представлены амазонками. Парадоксы и тайны интереснее старых и надоевших всем лживых заказанных властью мифов. Но это только предположения.
Почему Дарий не говорил со скифами на одном языке, если они иранцы и по глоттохронологии 2 с половиной тысячи лет назад должны были говорить на куда более близких диалектах, чем сегодня фарси и ягнобский. Да и антропология осетин и скифов и даже Алан очень сильно разнится.
Ещё в начале нулевых я неоднократно указывал нашим попгенетикам на недопустимость игнорирования материнских мтДНК при корреляции языка и расы современных народов. Иначе как объяснить общую скифскую мужскую гаплогруппу R1a с максимумами у киргизов 63% и поляков 57%! У остальных восточных славян она больше половины, но меньше этих максимумов Европы и Азии.
Первенство за ДНК, а отнюдь не за языком, ведь афроамериканцы с Обамой говоря на родном английском не потомки англов. А вождь алан из бесланского могильника оказался чеченцем из тайпа шуоной, но его гаплогруппа у чеченцев в миноре где то 5 % и только у 5 чеченских тайпов. Они чистые чеченцы, а у осетин и даже у ингушей Q вообще нет. У карачаевцев она есть, но меньше, чем у чеченцев. Об этой находке не будут трендеть СМИ. Но быть и аланами после нашей эры и кобанцами до нашей эры с разными гапло это только сильно сталинизированный мозг может совместить.
Не имея гаплогруппы R1a и одновременно претендовать на скифское наследие это ошибка осетинских историков. К скифам ближе карачаевцы. И скифы это Не аланы, а аланы тем более не кобанцы. Вайнахи же на скифов и не претендуют, кроме самых тяжёлых случаев, но другое дело Сарматы, которые на Кавказе тоже не одно со скифами, хотя и породнились.
Царцары населявшие Овсетию до осетин это дзурдзуки, ведь и Цей в сердце Осетии имеет нахское имя и гаплогруппа J2a почти у всех народов Кавказа от автохтонов нахов, как и у мохевцев по другую сторону Терека и у Казбека. Овсы грузинских летописей это Овши или Аушевы ингушей с той же J2a как и большинство нахов. Но и другие минорные группы у нахов доказывают нашу автохтонность, что мы не живем на чужих землях, а на наших другие живут.
Не стоит так же путать исторические вопросы с юридическими правами на землю, иначе Англию надо вернуть кельтам, валлийцам, Москву финно-уграм, и так далее, до неандертальцев, что безусловно абсурдно.
Если кореец законно купил дом в Ростове, никто не может ему указывать на Корею как на место его единственного возможного проживания, после лекций ему о бывших когда то тут половцахпеченегах и неандертальцах. У нас эти вопросы некоторые псевдо историки и доморощенные попгенетики до сих пор путают.
Что до вопиющих искажений истории Великой Отечественной Войны именно на Кавказе и якобы справедливом наказании вайнахов в 44м тема отдельная, и требует отдельной работы. В прежних статьях мы её уже затрагивали. Коль уж и говорить о справедливости территориальных передач после ВОВ от сотрудничавших массами с гитлеровцами(что принято мировым правом) не от нас два района, а нам два района должны вернуть. Стоило бы известную в РИ книгу о ВОВ ПЕРЕИЗДАТЬ, но только очень сильно сократив её и оставив только сами документы и самые сильные и вопиющие из них.
Доказано родство представителей кобанской культуры с древними и современными народами Северного Кавказа
Группа ученых из Института археологии РАН, НИЦ «Курчатовский институт» и других научных организаций впервые провела генетический анализ останков из могильников кобанской культуры, датированных в промежутке между IX и V в. до н.э. Анализ палеоДНК по митохондриальным и Y-хромосомным гаплогруппам подтвердил генетическую преемственность культур древнего Кавказа и её связь как с древними, так и с современными народами, населяющими этот регион. Результаты исследования опубликованы в Journal of Archaeological Science: Reports.
«Кобанская археологическая культура, которая считается связующим звеном между культурами бронзового века и современными этническими группами на Северном Кавказе, до сих пор не изучалась генетически. Наши данные позволяют глубже понять происхождение и генетическое разнообразие северокавказских общин на рубеже бронзового и железного веков и показывают, что население, оставившее памятники кобанской культуры, имеет преемственность с другими древними и современными этническими группами Кавказа», — сказал руководитель исследования, заведующий отделом теории и методики ИА РАН, доктор исторических наук, профессор РАН Дмитрий Коробов.
Бронзовые предметы из могильника Заюково-3. Фото А. Кадиевой (ГИМ) и С. Демиденко (ИА РАН)
Для исследования были отобраны костные останки 14 представителей кобанской археологической культуры. Пять из них были получены из погребений могильника Клин-Яр-3 в окрестностях современного Кисловодска во время раскопок 1994–1996 гг., и девять — из комплекса археологических памятников возле села Заюково в Кабардино-Балкарии, который систематически изучается с 2014 г. совместной экспедицией Государственного Исторического музея и Кабардино-Балкарского государственного университета при участии Института археологии РАН.
В лаборатории НИЦ «Курчатовский институт» из зубов и костей были выделены образцы палеоДНК, которые использовались для идентификации материнской и отцовской гаплогрупп – групп, которые объединяют людей, имеющих общего предка с одинаковыми мутациями в ядерном или митохондриальном геноме.
Анализ древней ДНК индивидов из захоронений кобанской археологической культуры выявил преобладание нескольких митохондриальных и Y-хромосомных гаплогрупп, распространенных в древней Европе и на Кавказе.
Основные гаплогруппы Y-хромосомы, полученные исследователями, являются общими для Кавказа и Европы в период железного века: E1a2a, G2a1a, R1b и R1a.
Гаплогруппа G2a1a, которая в настоящее время широко представлена у осетин, балкарцев, карачаевцев и сванов, обычно ассоциируется с ближневосточными и европейскими неолитическими культурами. Особенно интересно, что эта гаплогруппа ранее была обнаружена при исследовании погребённых в Т-образных катакомбах, которые традиционно соотносятся с аланами, населявшими Предкавказье и Северный Кавказ в период с I по начало II тысячелетия, что может говорить об их генетической связи с предшествующим населением кобанского мира.
Гаплогруппы R1a и R1b обычно ассоциируются с индоевропейскими миграциями и ранее описывались у скифов и сарматов. На сегодняшний день эти гаплогруппы вместе с гаплогруппой E1a2a идентифицированы у современных северокавказских этнических групп – балкарцев, карачаевцев, даргинцев, лезгинов и абхазов. Таким образом, генетические исследования подтвердили теорию о скифском влиянии на кобанскую культуру, которая до настоящего времени была основана исключительно на археологическом материале.
Гаплогруппы митохондриальной ДНК людей, которые были захоронены на кладбищах Клин-Яр-3 и Заюково-3, относятся к H20a, J1c, N, HV1, T1a, H1e, W5a, R6, I1 – группам, которые ранее были обнаружены как у древних, так и современных этносов Северного Кавказа.
Места раскопок погребений кобанской археологической культуры (1 – Клин-Яр 3; 2 – Заюково-3)
Среди погребённых выделяется индивид из могильника Заюково-3 с редкой HV митохондриальной гаплогруппой, которая проникла в Европу через территорию Кавказа после последнего ледникового максимума (26,5–19 тыс.л.н.) и в неолите (10–3 тыс.л.н.). Также этот человек отличался необычным генетическим происхождением и по отцовской линии — гаплогруппа Y-хромосомы этого экземпляра D1a2a1 широко описана в Восточной Азии.
«Дальнейшие исследования древних митохондриальных и ядерных геномов кобанской, сарматской, аланской и других древних культур Кавказа и их сопоставление с ДНК современных народов, населяющих Северный Кавказ, позволят уточнить гипотезы об их происхождении и генетическом наследии у представителей современных этносов», — полагает Дмитрий Коробов.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского Фонда Фундаментальных Исследований (проекты №№ 18-00-00398 и 18-00-00399).
Своё название кобанская археологическая культура получила по селению Верхний Кобан (территория современной Северной Осетии), возле которого в середине XIX в. впервые были обнаружены захоронения с бронзовыми предметами этой культуры. Позже на территории современных Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной и Южной Осетии, Чечни и Грузии были обнаружены и исследованы другие памятники этой культуры — могильники и поселения. На сегодняшний день известно, что представители кобанской археологической культуры жили по обе стороны Главного Кавказского хребта в период между поздним бронзовым и ранним железным веками, с XIII по IV в. до н.э. На северо-западе кобанцы соседствовали с меотами, на юге – с представителями колхидской культуры. На севере соседями кобанцев были сначала представители срубной культуры, позже кобанские племена тесно взаимодействовали со скифами и сарматами, влияние которых прослеживается в кобанской культуре c VIII по IV в. до н.э. Кобанские племена знали скотоводство, земледелие и прекрасно владели технологиями металообработки.
Кобанская культура рассматривалась многими исследователями как автохтонная культура Северного Кавказа. Считалось, что кобанская культура сыграла важную роль в формировании некоторых современных народов Северного Кавказа, но прямых доказательств ранее получено не было.
Древняя история Кавказа: население Кобанской культуры, его предки и потомки
С самого своего возникновения человечество неоднократно обновляло свой генетический и культурный состав. На это влияли разные факторы: природные катастрофы, миграция человеческих групп на новые места, где было необходимо переходить к другим способам выживания. Человеческие культуры и расы смешивались, набравшиеся сил поглощали по каким-то причинам ослабевшие. 25 — 30 тыс. лет назад на планете остался только один биологический вид людей — человек разумный, а существовавшие ранее неандертальцы и архантропы вымерли либо ассимилировались среди людей современного типа. Вместе с их исчезнованием исчезли и культуры раннего и среднего палеолита: ашельская, сангойская, мустьерская. Вместо них распространились различные культуры позднего палеолита: ориньякская, мадленская и др., для которых было характерно аккуратное вытачивание каменных орудий, указывающее не только на практичность, но и на развитый эстетизм их хозяев. Люди позднего палеолита за тысячелетия распространились почти по всему земному шару, в том числе проникли в дотоле не знавшую человеческой культуры Америку. В то время человек жил исключительно присваивающим хозяйством: охотой, рыболовством, сбором съедобных растений. Каждая человеческая община нуждалась в достаточно обширных охотничьих и собирательских угодьях, поэтому общины расселялись на значительном расстоянии друг от друга. Это способствовало их взаимной изоляции. Обитая далеко одна от другой, человеческие общности в позднем палеолите мало смешивались, и это способствовало закреплению появлявшихся в них в ходе генетического дрейфа различных новых генов, так как те не поглощались первоначальным общечеловеческим генотипом. Из-за этого в течение веков внешний облик разных человеческих общностей значительно изменился: появились три основные человеческие расы, между ними — переходные и смешанные. Европа в позднем палеолите (40 — 10 тыс. лет назад) была населена людьми европеоидной расы, внешность которых имела характерный кроманьонский тип (по названию грота Кро-Маньон во Франции, где были сделаны первые описанные находки останков этих людей). С переходом к неолиту — новокаменному веку, когда появились хорошо обработанные (шлифованные и сверленые) каменные орудия, распространились скотоводство и земледелие, позволявшие людям меньше зависеть от окружающей природной среды, численность населения планеты стала расти. Люди стали жить плотнее, разные общины и племена чаще контактировали между собой, активно смешивались и перенимали друг у друга культурные достижения. Происходило дальнейшее изменение внешнего облика и культуры разных человеческих общностей: теперь уже за счет их смешения. А изоляция общин, живших в труднодоступных местах, теперь, скорее наоборот, способствовала сохранению их генотипа и культурных особенностей.
В особенно значительной изоляции проживали древние племена, жившие в горной местности, так как другим племенам было тяжело добираться туда, преодолевая крутые горные подъемы. Если предки населения гор соглашались на это, так как рассчитывали найти там обилие пищевых ресурсов и надежные укрытия в виде пещер и скальных навесов, то последующие поколения уже предпочитали не тратить силы, направляясь в труднодоступную местность, уже занятую другими людьми, которые могли их и не принять, изгнать. Население гор в первобытную эпоху гораздо реже переживало приток мигрантов и гораздо реже смешивалось с пришлыми людьми, чем население равнин. Поэтому у него особенно долго сохранялись одни и те же антропологические и культурные черты. Это было характерно и для первобытного населения гор Кавказа. В XXVI — XIX вв. до н.э., когда в Европе и Азии процветала эпоха бронзы, в горах Большого Кавказа сложился общий для большей части его древнейшего населения кавкасионский антропологический тип. Характерной его особенностью является значительная близость к верхнепалеолитическому европейскому кроманьонскому типу, который в результате смешения первобытных общностей друг с другом исчез еще до наступления новокаменного века.
Бронзовый топорик Кобанской культуры VIII — VII вв. до н.э.
Основным занятием племен кобанской культуры было скотоводство. Высоко в горах разводили овец, которых летом держали на высокогорных пастбищах, а на зиму перегоняли в долины. Такая форма овцеводства до сих пор распространена во многих горных районах Кавказа. Кобанцы, жившие ближе к равнине, предпочитали разводить крупный рогатый скот и свиней. Они круглый год держали скот в своих селениях и рядом, выпасая его на близкорасположенных выгонах. Земледелие тоже играло важную роль в хозяйстве. Выращивали пшеницу, просо, рожь, ячмень. Селения кобанских племен располагались в труднодоступных для врагов местах: на возвышенностях, вершинах скал, крутых уступах над долинами. Искусственных укреплений кобанцы обычно не строили. Дома строились из глины или обмазанного глиной плетня. Иногда для прочности закладывался фундамент из булыжников. Располагались дома тесно, впритык друг к другу, и крупные селения состояли из целых разделенных улицами кварталов. Улицы иногда мостились камнем.
Кобанская культура сложилась в эпоху бронзы, но не ограничилась ею. Она существовала и в эпоху раннего железа — до III в. до н.э. Кроме металлургии и металлообработки, у кобанских племен было развито гончарное мастерство.
Языковая принадлежность племен Кобанской культуры точно до конца не выяснена, хотя ясно, что они говорили, как и большинство происходящих от них современных народов, на языке иберийско-кавказской семьи. Многие исследователи считают, что они были нахоязычными, то есть, их язык был похож на современные чеченский, ингушский и бацбийский, поскольку именно эти из коренных кавказских языков преобладают сегодня на исторической области их расселения.
С ростом производства и увеличением численности населения племена Кобанской культуры стали вступать в активные торговые связи с соседними народами: населением Закавказья и Передней Азии, кочевавшими в северокавказских степях киммерийцами, а затем скифами. Тогда же кобанцы начинают активное заимствование культурных элементов и технических достижений у соседей. Дальнейшее усиление контактов с соседями, общее усложнение быта, приведшее к необходимости дальнейшего совершенствования культуры, которое разные территориальные общности кобанцев продолжали уже по-своему, послужили выделению из кобанской культуры новых культурных формаций и впоследствии к ее распаду. Сильная расчлененность кавказского рельефа, в той или иной степени ограничивавшая взаимные контакты племен, ускоряла их обособление друг от друга. В течение последующих веков этнокультурные общности, образовавшие на базе древней Кобанской культуры, продолжали самостоятельное развитие, одновременно принимая в своих землях периодически проникавшие в горы волны иноязычных переселенцев и смешиваясь с ними. Постепенно в горах Большого Кавказа образовался ряд народностей, часть которых, хотя сохранила в области быта и хозяйства наследие Кобанской культуры, стала говорить уже на других, привнесенных из других регионов, языках. Таким образом, потомками племен Кобанской культуры являются современные говорящие на исконно
кавказских языках абхазы, западно-грузинские субэтнические группы, ингуши, чеченцы, бацбийцы, часть народов Дагестана, тюркоязычные карачаевцы и балкарцы и ираноязычные осетины. Несмотря на сформировавшуюся в течение веков глубокую этнологическую разницу, эти народы фактически до наших дней сохранили часть бытового наследия древней Кобанской культуры, например, животноводческий уклад и традиционную планировку горных селений.