Что общего между пророком пушкина и лермонтова
Сравнение двух «Пророков»: Пушкина и Лермонтова
Стихотворения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, имеющие одинаковое название — «Пророк», посвящены теме назначения поэта в обществе. Несмотря на то что второй продолжал традиции первого в литературе, произведения обладают разными трактовками. Еще несколько отличий имеет «Пророк» Пушкина и Лермонтова. Сравнение стихотворений поможет понять, в чем они заключаются.
Произведение Пушкина
Свою работу Александр Сергеевич написал после казни декабристов. Это событие не могло не оставить следа в душе и творчестве поэта. Среди них Пушкин имел много друзей, считал их очень честными и искренними людьми с благородными порывами, настоящими патриотами своей Отчизны. Расправа, учиненная властями, казалась поэту несправедливой и жестокой. Это была его личная боль, трагедия. Под влиянием такой тяжелой ситуации и написан был стих о назначении поэта, поиске духовного смысла жизни.
Прототип персонажа
Создавая образ пророка, А. С. Пушкин обращается к библейским мотивам. Кто же явился прототипом героя стихотворения и почему? Это очень важный момент в анализе произведения, так как материал, на основе которого поэт создал свое творение, накладывает отпечаток на образ героя, на содержание.
А. С. Пушкин обращается к биографии библейского пророка Исайи. С иврита имя этой знаковой фигуры переводится как «спасение, посланное Богом». Здесь указывается и на божественный источник таланта поэта, и на его предназначение — проповедовать добро и уберегать людей от зла.
Жизнь пророка Исайи окончилась трагически, мученически по приказу одного из власть имущих. Это говорит о том, что поэт понимает: служение людям не будет оценено, придется терпеть нападки и жестокость окружающих.
В стихотворении А. С. Пушкин показывает трансформацию: из человека грешного, земного герой превращается с помощью божественного вмешательства в чистого, возвышенного пророка. Эти изменения даются непросто. Очищение от греховной прежней жизни проходит через муки и страдания не только физические, но и духовные.
За стремление к высоким идеалам, к поиску смысла жизни Создатель проводит героя самой трудной и тернистой дорогой. Пророк выстоял, вытерпел, за это и был награжден даром предвиденья. С этого момента герой перестает принадлежать только себе, он должен проповедовать людям благородные помыслы и идеалы.
Настроение стихотворения поразительно оптимистично. Несмотря на то что героя ждет непонимание и отторжение общества, пророк стремится к людям, верит в светлое будущее человечества.
Он знает, что рано или поздно мир очистится от грехов, от дурных помыслов, исправится. Нет и тени сомнения в том, что его труды, жизнь, полная страдания, не окажутся бессмысленными.
Главная идея и жанр
Замысел автора заключался в определении места поэта в обществе и его гражданском долге перед людьми. Словно пророк, он должен нести свет. Для этого необходимо:
Только вера в лучшие качества людей, надежда на светлое будущее помогут не отступить от своей миссии под гнетом непонимания и осуждения. А. С. Пушкин утверждает: чтобы служить обществу, надо жить в нем, не избегать. Молодым поэтам направление пути в этом мире было дано.
Написано произведение А. С. Пушкина в жанре оды, присущей классицизму. Здесь наблюдается ирония поэта. Александр Сергеевич всегда неодобрительно относился к назначению оды, потому что обычно именно с помощью таких восхваляющих строк люди добивались расположения, внимания, очередных званий и наград у властителей. Сам поэт осуждал подобное поведение, оно превращало искусство во что-то низменное и пошлое.
Пушкин никогда не стремился к славе, не добивался благосклонности властей (об этом свидетельствуют его сложные отношения с государством, вольнолюбивые настроения, последующие за этим ссылки). Если говорить кратко, он считал, что поэт должен жить высокими идеалами, а не заниматься обогащением, материальными ценностями.
Нельзя назвать А. С. Пушкина состоятельным человеком. Поэт был занят творчеством всегда, жилки торговца и хозяйственника не имел вовсе (это доказывает убыточность его имения в Болдино).
Тем не менее, несмотря на негативное отношение А. С. Пушкина к оде, он выдержал ее стиль от начала и до конца. Можно сказать, вернул этому жанру первоначальный вид. Поэт наделяет героя возвышенными качествами, использует старославянизмы, чтобы подчеркнуть это.
Злые языки замечали, что в этом стихотворении А. С. Пушкин восхваляет сам себя. На это поэт отвечал: его изменение и обретение жизненного смысла произошли в результате тяжелых испытаний и непростой душевной работы. И целью этого произведения было желание направить будущих творческих личностей в нужное, благородное русло.
Стихотворение Лермонтова
Если сопоставить «Пророка» Александра Сергеевича с произведением Михаила Юрьевича, то можно увидеть, что второй описал трудный и полный страданий путь поэта. Лермонтов считал себя продолжателем традиций А. С. Пушкина. Он активно развивал в творчестве тему назначения поэта в обществе. Но если сделать сопоставительный анализ произведений, можно увидеть, что взгляд на эту проблему и ее решение у автора были абсолютно иными, отличались от пушкинской трактовки.
Создавая образ своего пророка, Лермонтов тоже обращается к Библии. Но если провести сопоставление, то уже на этом, начальном уровне проявляются отличия от восприятия Пушкина:
Стихотворение Михаила Юрьевича как бы продолжает произведение Пушкина, описывает данное предшественником направление всем поэтам. Путь, по которому суждено пройти пророку, очень тяжел, трагичен. Молчать и не обличать поэт не сможет, так как он несет божественную миссию. Но никогда понимания не найдет, общество будет его отторгать и порицать. Поэт обречен на страдания, изгнание, одиночество.
Земные качества героя
Если пророк Пушкина более возвышенный, то персонаж Лермонтова наделен обычными человеческими характеристиками. Он обыкновенный внешне человек, но имеющий тайное знание. Пророк попытался донести до людей свои идеи, взывал к их совести, но отклика не получил. В ответ ему летели проклятья, угрозы. Народ объединился против него, так как стремился сохранить привычный уклад жизни.
Герой не выдержал такого сопротивления и удалился от общества, стал добровольным изгнанником. Только природа приносила ему умиротворение, там он смог найти понимание и приют. Несмотря на отсутствие пищи, каких-либо удобств, поэт был счастлив в отдалении от общества, которое считало его гордецом. Пророк Лермонтова не верит в лучшее и не надеется на исправление людей, это глубоко разочарованный персонаж.
Стихотворение Лермонтова — это романтическое произведение: сильная личность, особенный герой находится в конфликте с обществом, которое его не поймет никогда. Задача автора — показать последствия выбранного пути: поэт будет одинок.
Сравнительная характеристика
Подводя некий итог, можно сделать заключение: произведения этих двух поэтов имеют определенные сходства, являются продолжением друг друга. Их объединяет схожесть темы, которой посвящено стихотворение, присутствует некая преемственность. Но авторские трактовки существенно отличаются на всех уровнях. Это обусловлено особенностями характера каждого поэта, их биографией, историческим временем. Индивидуальность человека, история его жизни и обстановка в обществе не могут не сказаться на настроении, восприятии мира в целом.
Герой Лермонтова — это пророк, стоящий над людьми, потому что наделен более правильными ориентирами, чем другие. Ему присущи неверие в лучшее, пессимизм: он знает, что общество никогда не сможет исправиться и не станет прислушиваться к тем, кто не поддерживает их установки. Судьба бунтующей против пороков личности всегда будет печальной. Спасти себя от больших страданий поэт сможет в том случае, если уйдет от жизни в обществе, самоустранится. «Пророк» Лермонтова — это произведение о разочаровавшемся и уставшем от непонимания романтике.
Герой же Пушкина — оптимист, упорно верящий в людей. Он готов нести свет им, жить с ними. Любовь к каждому и стойкая надежда на лучшее не позволят сдаться, помогут терпеливо, с честью выполнять свою миссию. Герой не возвышается над людьми, не старается подчеркнуть собственную чистоту и указывать на греховность общества. В диалоге он говорит, что его задача — не обличать, не поучать, а показывать возвышенные, благородные идеалы, проповедовать вечные ценности, которые со временем найдут отклик в сердце каждого человека.
Таким образом, проведя анализ стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова и сравнив эти произведения, можно сделать вывод: несомненно, они имеют определенные сходства. Но существенных отличий гораздо больше. Совершенно разная трактовка общей темы — назначение поэта в социуме — проявляется на всех уровнях работы над созданием произведения. Вроде бы схожие библейские корни оказываются по-своему, строго индивидуально выражены этими поэтами.
dima_melkin
Мой ЖЖ
Михаил Юрьевич Лермонтов и Александр Сергеевич Пушкин стали новаторами в осмыслении темы поэта и поэзии, именно она поднимается в стихотворениях «Пророк» обоих поэтов.
Несмотря на то, что названия одинаковы, сюжеты произведений разные. Пушкинский сюжет – становление пророка. Образ поучающего и спасающего свой народ библейского пророка служит для Александра Сергеевича примером, он обращался к «Книге пророка Исайи». Лермонтов продолжает пушкинскую тему превращения поэта в пророка и развивает ее согласно своим убеждениям. Прототипом его пророка является Иеремия, поэтому за помощью Михаил Юрьевич обращался к «Книге пророка Иеремии» и к «Плачу Иеремии».
Пророк – посланник Бога, миссия пророка у Пушкина и Лермонтова – именно пророчествовать, «глаголом жечь сердца людей». В стихотворении Пушкина дана картина сурового и страшного перерождения человека во всевидящего и всезнающего пророка, он терпит муки, но зато ему открывается высшая истина, которую он понесет людям. Он платит своей жизнью за искру таланта.
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Спустя 15 лет М.Ю. Лермонтов в своем «Пророке» начинает с того, чем закончил Пушкин:
С тех пор как Вечный Судия
Мне дал всеведенье пророка.
«Пророк» Пушкина построен на использовании церковно-славянизмов, архаизмов, что придает стихотворению торжественность, оно звучит как призыв к великому делу, у Лермонтова в «Пророке» используется современная лексика, поэтому и стихотворение лишено всякой торжественности. Более того, Лермонтов выбрал трагический сюжет: непонимание в взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел служить. Толпа воинственна, ей не нужен «герой», открывающий правду, а старцы пугают им своих внуков:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас.
Что Бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья
И только природа понимает поэта:
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
У Лермонтова есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. Герой полностью разочарован в своем существовании и одинок в людском окружении. Именно эта тема — тема одиночества, изгнанничества проходит через все творчество Михаила Юрьевича Лермонтова.
Гармония мира открылась лирическому герою в стихотворении Пушкина. Он готов к встрече с людьми, готов “глаголом жечь сердца людей”. Лермонтовский пророк увидел «Страницы злобы и порока»: он не принят людьми, он изгнан.
“Пустыня мрачная” из пушкинского стихотворения приобретает у М. Лермонтова черты романтической пустыни, освещенной звездами. Она может приютить пророка, защитить его от всей этой воинственной толпы, она противопоставлена “шумному граду”.
Таким образом, можно сказать, что оба стихотворения имеют общие черты, например, они пронизаны темой поэта и поэзии. Но в то же время сюжеты совсем разные. Пушкин показывает муки становления пророком, а Лермонтов – тяжелую жизнь и изгнание пророка.
История написания стихов
А. С. Пушкин написал своего «Пророка» в 1826 году. Стихотворение было посвящено восстанию и казни декабристов. Поэт хорошо знал казнённых, дружил с ними и считал их благороднейшими людьми своего времени. Свой протест случившемуся он выразил в строках этого стихотворения. В это время его более всего заботил духовный аспект человеческой жизни.
Произведение Лермонтова преисполнено душевной боли и горьких переживаний. Его стихотворение служит как бы продолжением пушкинского. Между произведениями отслеживается духовная преемственность.
Подавленность и обречённость, пронизывающие стихотворения Лермонтова – это не только его реакция на опалу и ссылку. Такие настроения царили тогда среди просвещённого российского общества. В целом авторов обоих произведений постигла одна и та же участь – непонимание окружающих и ранний уход из жизни.
Содержание произведений
В произведениях Пушкина и Лермонтова главные герои наделены даром провидения. Прототипом пушкинского персонажа стал библейский пророк Исайя, лермонтовского – Иеремия:
Главная идея
Основная идея, которая прослеживается в стихотворениях обоих авторов – это противостояние поэта и общества. Однако пушкинский персонаж представлен как превосходящий человеческие пороки. Истина открывается ему в служении людям и донесении до них истины и воли Творца. Из «мрачной пустыни» пушкинский герой стремится к людям. По мнению автора, за полученный дар пророк обязан послужить людям и пожертвовать ради них своей жизнью. Его цель – нести свет и добро. Это главное, чем различаются образы поэта-пророка и писателя.
Лермонтовский пророк – абсолютная противоположность герою Пушкина. Поэт выражает свои взгляды, но не находит понимания среди окружающих его людей. В отчаянии он уходит от общества в пустыню. Стихотворение наполнено отчаянием и безысходностью. Поэт ощущает своё бессилие донести до людей истину. За свои старания он подвергается унижению и гонениям.
Основная идея у этих стихотворений одна. Оба они написаны как некие метафоры. Но авторы по-разному видят пророческую роль поэта в обществе и описывают разные стороны этого пути:
Темы и проблемы
Оба стихотворения затрагивают схожие проблемы. Основные темы, раскрытые авторами:
В обоих случаях поэты представляют народные массы тёмными, невежественными и порочными.
Особенности жанра и техники
Оба великих произведения русских поэтов созданы в едином жанре – лирической исповеди. Пушкин делает своего персонажа величественным и значительным. Для этого он пользуется старославянизмами и другими приёмами для усиления торжественности описания. Всё стихотворение составлено в стиле, близком к классической оде, написано в возвышенном духе.
В этом заключался намёк Пушкина на то, что поэзия в целом и оды в частности не должны служить только власть имущим. Ранее оды посвящали монаршим особам и писали по особо торжественным случаям: ко дню рождения, коронации и пр. В своём творении Пушкин бросает вызов мастерам старой школы – Ломоносову, Державину, Карамзину.
Судьба главного героя описывается последовательно. Этот приём носит название линейной композиции. Однако здесь отчётливо прослеживается и кольцевая композиция, при которой описание некоторых событий повторяется:
Стихотворный размер рифмы, которым написаны оба «Пророка» — четырёхстопный ямб.
Сравнение лирических героев Пушкина и Лермонтова показывает, что второй персонаж выглядит более «земным» и реальным. Лексика стихотворения более современная. Оно написано в стиле неоромантизма. Каждая строка пронизана глубокой душевной печалью и тяжестью возложенного на себя бремени. Жанр произведения – лирический. Однако в нём присутствует не столько описание событий, сколько исповедь героя. Читателю открываются его переживания и внутренний мир.
Лермонтов также объединяет в своём творении линейную и кольцевую композиции. Благодаря первой, смысл стиха легко воспринимается, вторая добавляет ему глубины и красок. Герой Лермонтова не встречается с высшей силой напрямую. Однако его пророческий дар – ссылка на Божью волю.
Композиция лермонтовского стиха включает:
Таким образом, поэт даёт возможность читателю ощутить остроту каждой из раскрытых проблем – гениальность поэта как Божий дар, его отрешённость от мира и отношения с толпой.
Средства художественной выразительности
Эти средства применяются авторами обоих произведений. Наиболее значимыми являются следующие:
Персонаж Пушкина одолеваем духовной жаждой. Он нуждается в сильном потрясении, чтобы возродиться морально. Таким потрясением для него становится встреча с серафимом. Теперь герой совсем по-другому видит окружающий его мир, почему его сознание коренным образом меняется. Если раньше его язык был «празднословным и лукавым», теперь его основная задача – жечь людские сердца словами (глаголом).
Образ толпы у Пушкина практически не прорисован. О её существовании можно догадаться только по тому, что пророк будет затрагивать людские сердца. Неизвестно, как будут восприняты слова поэта людьми, не знающими истины.
Пророк Пушкина отличается от пророка Лермонтова. Последний уже познал отношение и неприязнь толпы. Невежественные люди оттолкнули его и подвергли насмешкам. Единственные, кто его понимают – это звери в пустыне и высокие звёзды. Но герой не испытывает тоски, он наслаждается тишиной и гармонией пустыни.
Город в стихотворении Лермонтова описывается как средоточие невежественности. Живущие в нём не желают принимать истину и знания. Толпа забрасывает камнями пророка.
Сравнительный анализ
Сопоставительное сравнение «Пророка» Пушкина и Лермонтова — таблица:
сравнительный признак | характеристика у Пушкина | характеристика у Лермонтова |
жанр | лирическое повествование | лирическая исповедь |
поднятые вопросы | долг поэта перед обществом и его место в мире | отношения поэта и толпы |
литературные приёмы | гиперболы, сравнения, метафоры, эпитеты | сравнения, метафоры, эпитеты, антитезы |
главная идея | долг поэта-пророка донести истину до людей | непринятие пророка толпой |
стиль написания | классицизм, можно сопоставить с одой у мастеров старой поэтической школы | неоромантизм |
основное сходство | поднята проблематика роли поэта в обществе, написано в лирической тональности четырёхстопным ямбом, используется линейная и циклическая композиция | |
различия | повествует о начале пути пророка | раскрывает дальнейшую судьбу пророка и его отношения с людьми |
Стихотворение Пушкина является логическим началом темы отношений поэта и общества. Здесь описано самое начало истории – поиск героем знаний и истины, явление ему божьего посланника, духовное и физическое преображение. В аллегорической форме здесь отражена способность поэта видеть и чувствовать то, что недоступно остальным людям.
«Пророк» Лермонтова логически продолжает тему. Здесь как будто показано, какое будущее ждёт того, кто стал исполнителем Божьей воли и прорицателем истины. Лермонтов в своём стихотворении описывает не только себя. Он ссылается на библейский стих – пророк Иеремия также подвергался гонениям от своих современников.
Здесь просматривается намёк и на другого гениального пророка – Пушкина и его судьбу. Ему тоже приходилось неоднократно становиться добровольным узником, скрывшись в своём родовом имении.
Персонаж Лермонтова может быть счастливым только в уединении, ведя диалог со звёздами и животными. В этом отражается вся трудность пути пророков. Для обычных людей они становятся изгоями. Ведь большинство людей верит лишь тому, чему хочет верить.
Оба произведения написаны в лирическом жанре и основаны на библейских темах. Они подчёркивают общность судьбы тех древних пророков и поэтов в современном им обществе.
Сравнительный анализ стихотворений Пророк Пушкина и Лермонтова
Произведения «Пророк», написанные Пушкиным и Лермонтовым являются ключевыми в творчестве писателей. Каждый из них трудно переживал то, что современники не понимали их творчество, обоим пришлось рано закончить земной путь.
Пророки в обоих произведениях обладают даром видеть будущее. За основу и прототип в повествовании берутся библейские пророки, но разные Пушкин использует за основу образ Исаии, а Лермонтов – Иеремии.
Пушкин из ужасного образа превращает персонажа во всевидящего, он способен видеть великую высшую истину, для того, чтобы возвещать ее другим людям и открывать миру. Также автор описывает процесс того, как Создатель постепенно творил собственного пророка, поэтому наделяет его рядом привлекательных качеств. Пророк искренне верит в справедливость общества в целом и отдельно человеческую личность, способную развиваться.
В «Пророке» Лермонтова все совершенно иначе, он не верит в человечество в целом, помимо этого он страдает от жестокости и неверия окружающих людей, не способных разделить его веру. Над ним постоянно насмехаются, постоянно бросая презрительные взгляды в его сторону. Поэтому он наделяет пророка обычными человеческими чертами, ему трудно бороться с собственными пороками, при этом ему нужно нести порученную ему весть дальше. Он не верит в будущее и лишен всякой надежды на улучшение ситуации в целом.
Главной идейной разницей произведений является то, что «Пророк» Пушкина наделен положительным аспектом, он с радостью стремиться к людям, считает, что порученная ему весть должна распространится по всей земле. Так как пророк Лермонтова погряз в грусти и непримиримости, он с горестью идет к людям, которые не разделяют его верования, ему трудно общаться с окружающим миром, поэтому частично замыкается в себе. Все произведение насквозь пронизано болью и страданием.
Несмотря на то, что оба произведения написаны в лиричной форме, они в корне различаются в настроениях. Пушкин показывает то, что возможность пророчествовать – это настоящий дар, а у Лермонтова – неподъемная ноша, которую он не может нести по жизни дальше, окружающие люди не понимают его и не готовы принять его весть.
Сравнение стихотворения Пророк Пушкина и Лермонтова
Два таких разных человека, но оба являются мировыми личностями — это Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов, которые подарили множество бессмертных произведений. Эти произведения изучаются в школах, читают их и за рубежом и не перестают восхищаться стилем написания, мышлением, бесстрашными мыслями и идеями для того времени.
«Пророк» Лермонтова был написан уже после пушкинского. Михаил Юрьевич слолвно продолжает стихотворение Пушкина с момента окончания. В каждом произведении есть свой персонаж из библии и они обладают даром видеть будущее. У Лермонтова духовная жизнь — это боль изо дня в день, потому что никто не верит. Пророк Иеремии больше не верит в светлое будущее после стольких на смешок и оскорблений.
Стихотворения написаны в жанре лирической исповеди и можно заметить, что стих Лермонтова это продолжение стиха Пушкина. Иеремии как бы является преемником Исаей. Они ведут тяжкую борьбу с неверующим и циничным обществом.
Исайе хочет служить людям несмотря ни на что. Он уверен, что дар про виденья дан не случайно. Иеремии наоборот хочет поскорее уйти от циничных и безжалостных людей, чтобы больше никогда не встречаться с тем неверием и высокомерием.
Таким образом, «Пророк» Пушкина и Лермонтова это своего рода две части одной истории, но с разными библейскими персонажами. Пушкинский персонаж после всех событий не разочаровался в людях и хотел помогать несмотря ни на что, но его приемник совершенно противоположен ему. Видимо, лермонтовский персонаж разочаровался в людях по той причине, что за огромное количество времени люди не поменялись и скорее всего не поменяются никогда. Хотя разве это не библейский долг верить в людей?
Анализ-сочинение 3
Лермонтов восхищался Пушкиным и в чем-то подражал ему, хотел иметь с ним приятное знакомство. Также Лермонтов мог считать себя продолжателем традиции и хотел развить некоторые мысли Пушкина.
Таким образом, сомнений в том чтобы Михаил Юрьевич не знал о пушкинском пророке, быть не может. Является ли мысль, высказанная у Лермонтова, продолжением пушкинской – в этом вопрос. Конечно, довольно красиво было бы увидеть какой-то диалог поэтов или нечто подобное, но не следует, и отвергать возможности просто совпадения названий.
Начнем в хронологическом порядке. Пушкин, по сути, описывает обряд инициации и посвящения человека в область высших знаний. Некоторые исследователи говорят о принадлежности поэта к масонству, другие указывают на тайные знания, которые будто передала Арина Родионовна, помимо этого Пушкин просто был знатоком культуры.
Благодаря этому он довольно точно описывает схематический обряд посвящения, который корнями уходит в самые глубокие традиции, такие как шаманство, где посвящаемый как бы отдает собственное тело духам, и они меняют его части на более новые и ценные. В итоге человек рождается заново в новом более высоком качестве.
В завершение стиха мы видим призыв жечь сердца людей глаголом. Он разносится в пустоте пустыни, эхом.
Эхом, которое далее обрушивает лавину восстания декабристов и, тем не менее, взывает к чему-то новому и истинному.
Эхо утихает и рождает снова пустоту и разочарование. Откликается Лермонтов, который пишет о пророке, который как бы уже вышел в люди, чтобы «жечь сердца людей», но вот только в глаза людей читал «страницы злобы и порока».
Итогом такого чтения становится обратный уход в пустыню. Пророк побиваемый камнями возвращается в отшельничество, где обнаруживает более высокий смысл чем пребывание в обществе, которое довольно цинично и безразлично реагирует на него. Когда пророк обливает порок, то он побиваем камнями, когда спешно проходит по городу, то просто подвергается насмешкам, с помощью которых люди хотят себя превознести над ним и выглядеть лучше.
Характерной деталью в стихотворении Лермонтова являются именно старцы (даже не старики, а старцы) которые говорят про пророка как про глупца, который не ужился с людьми, бледен и худ. Старец в обществе – не только символ преклонных лет, но и эталон мудрости, он хранитель нравственности общества, кладезь традиционных ценностей, образец для подражания, духовная основа. Лермонтов представляет старцев такого общества, откуда сбегает пророк, они учат насмехаться над посланниками господа и сами порождают насмешки.