Что общего между раскольниковым и свидригайловым
Свидригайлов и Раскольников как двойники в романе «Преступление и наказание»
Свидригайлов (актер Е. Копелян, фильм 1969 г.) |
В романе «Преступление и наказание» встречается несколько так называемых двойников главного героя Родиона Раскольникова. Эти персонажи схожи с Раскольниковым в некоторых своих взглядах, поступках, чертах характера и т.д.
Без сомнения, господин Свидригайлов является одним из самых ярких двойников Раскольникова.
В этой статье представлены материалы о Свидригайлове и Раскольникове как двойниках в романе «Преступление и наказание» Достоевского.
Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о Раскольникове
— Все статьи о Свидригайлове
Свидригайлов и Раскольников как двойники в романе «Преступление и наказание»
Свидригайлова можно считать двойником Родиона Раскольникова по нескольким причинам: этих героев сближают их теории, их преступления, а также их личные качества.
Сам Свидригайлов прямо говорит о том, что он и Раскольников очень похожи и являются «одного поля ягодами»:
«Ну, не правду я сказал, что мы одного поля ягоды?» (Свидригайлов о себе и Раскольникове, часть 4 глава I)
1. Теории Раскольникова и Свидригайлова
Теория Раскольникова оправдывает жертвы во имя благой цели. В свою очередь, теория Свидригайлова оправдывает жертвы во имя личного интереса. Теории героев являются очень схожими.
«. люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. » (часть 3 глава V)
«. я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел. » (часть 6 глава V)
2. Преступления Раскольникова и Свидригайлова
По сюжету романа «Преступление и наказание» бедный студент Раскольников совершает страшное преступление — убивает старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. Свидригайлов, судя по всему, совершает за свою жизнь несколько преступлений. Во-первых, в прошлом он был шулером (карточным мошенником), что тоже является преступлением. Также о Свидригайлове ходят страшные слухи о том, что он якобы виновен в смерти нескольких человек (крестьянина, девочки-подростка). Кроме того, Свидригайлов, вероятно, виновен в смерти своей жены Марфы Петровны.
«. я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, – и сделать все это широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать…» (часть 5 глава IV)
3. Оба имеют собственное мнение
И Раскольников, и Свидригайлов — это персонажи, которые всегда имеют свое мнение.
«Да ведь я ничьим мнением особенно не интересуюсь» (о себе, часть 4 глава I)
«Вы имеете собственное мнение и не струсили иметь его. Тем‑то вы и завлекли мое любопытство. » (Свидригайлов о Раскольникове, часть 6 глава III)
«— Да постой на минутку, трубочист! Совсем сумасшедший!» (Разумихин о Раскольникове, часть 2 глава II)
«— Вы сумасшедший, — выговорил почему-то Заметов тоже чуть не шепотом и почему-то отодвинулся вдруг от Раскольникова.» (часть 2 глава VI)
««А ведь это, пожалуй, и хорошо, что он меня почти за сумасшедшего считает», — подумал Раскольников.» (часть 3 глава III)
«— Но вы действительно, действительно сумасшедший! — вскричал Раскольников. » (часть 4 глава I)
Раскольников называет Свидригайлова «странным человеком». Господин Свидригайлов в свою очередь также считает Раскольникова «странным». В этом смысле герои в силу своей странности также могут считаться двойниками.
«. он мне очень странным показался. » (Раскольников о
Свидригайлове, часть 4 глава III)
«Он очень странный и на что‑то решился. « (Раскольников о Свидригайлове, часть 4 глава II)
«. вы мне сами почему‑то кажетесь ужасно как странным. Как хотите, а что‑то в вас есть» (Свидригайлов о Раскольникове, часть 4 глава I)
Раскольников называет себя подлецом за то, что он совершил. Однако следователь Порфирий Петрович не согласен с ним и считает его «не безнадежным подлецом». Что касается Свидригайлова, сразу несколько героев романа называют его подлецом. Таким образом, Раскольников и Свидригайлов могут считаться двойниками на этом основании.
«Пусть я подлец, а ты не должна. » (Раскольников о себе и сестре, часть 3 глава I)
«. я знал, что я подлец. » (Раскольников о себе, часть 6 глава VII)
«. нищий я, ничтожный я, подлец, подлец!» (Раскольников о себе, часть 6 глава VIII)
«Вышло‑то подло, это правда, да вы‑то все‑таки не безнадежный подлец. Совсем не такой подлец. » (Порфирий о Раскольникове, часть 6 глава II)
«— Подлец! — прошептала Дуня в негодовании.» (Дуня о Свидригайлове, часть 6 глава V)
«И я мог хоть мгновение ожидать чего-нибудь от этого грубого злодея, от этого сладострастного развратника и подлеца!» (Раскольников о нем, часть 6 глава V)
Это были материалы о Свидригайлове и Раскольникове как двойниках в романе «Преступление и наказание» Достоевского.
Свидригайлов и Лужин как двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
Свидригайлов и Раскольников (фильм 1969 г.) |
Петр Петрович Лужин и Аркадий Иванович Свидригайлов являются яркими второстепенными персонажами романа «Преступление и наказание» Достоевского.
Лужина и Свидригайлова считают в какой-то степени двойниками главного героя романа Родиона Раскольникова.
В этой статье представлены материалы о Свидригайлове и Лужине как двойниках Раскольникова в романе «Преступление и наказание».
Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о Раскольникове
Свидригайлов и Лужин как двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
Лужина и Свидригайлова можно назвать двойниками Раскольникова по нескольким причинам:
1. Три похожих теории
Лужин, Свидригайлов и Раскольников являются носителями своих собственных теорий. При этом у этих теорий есть нечто, их объединяющее.
Теория Раскольникова
Теория Раскольникова об обыкновенных людях и «Наполеонах» говорит о том, что люди в целом якобы делятся на обыкновенных людей (людей-«материал») и людей гениальных, выдающихся («Наполеоны»). Согласно теории Раскольникова, «Наполеоны» идут к своей цели ради блага общества, не задумываясь о средствах и жертвах. Теория Раскольникова становится главной причиной его страшного преступления:
«Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.» (часть 3 глава V)
«. я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…» (часть 5 глава IV)
Экономическая теория Лужина о целом кафтане гласит о том, что каждый человек должен заботиться прежде всего о себе, а не об окружающих. Согласно теории Лужина, личный интерес и индивидуализм — это залог счастливого общества. Однако эта теория не так безобидна, как кажется на первый взгляд. Так, Раскольников приходит к выводу, что теория Лужина по сути оправдывает любые, даже самые страшные преступления во имя личного блага:
«Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. » (Лужин о своей теории, часть 2 глава V)
«. доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно рeзaть…» (Раскольников о теории Лужина, часть 2 глава V)
Теория Свидригайлова гласит о том, что зло может быть оправдано, если оно делается ради какой-то важной личной цели (даже если цель не самая благая). Именно этой теорией и руководствуется Свидригайлов, совершая свои преступления (см. Преступления Свидригайлова). Теория Свидригайлова по своей сути мало отличается от теорий Лужина и Раскольникова:
«. своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!» (Свидригайлов о своей теории, часть 6 глава V)
Очевидно, что теории Лужина, Свидригайлова и Раскольникова имеют много общего. На этом основании Свидригайлова и Лужина можно назвать двойниками Раскольникова.
2. Все трое — преступники
Лужин, Свидригайлов и Раскольников являются двойниками еще и потому, что все они так или иначе совершают преступления.
Из этих троих персонажей Лужин является самым «мелким» преступником. Лужин подбрасывает Соне Мармеладовой 100 рублей, а затем публично обвиняет ее в воровстве. Таким образом он совершает по сути два преступления — мошенничество (подбрасывание денег с целью извлечь выгоду) и публичное распространение клеветы о Соне:
«То значит, что вы. клеветник, вот что значат мои слова! — горячо проговорил Лебезятников. » (часть 5 глава III)
«. мерзкий, преступный вы человек. » (Лебезятников о Лужине, часть 5 глава III)
«. затушено было, в самом начале, уголовное дело, с примесью зверского и, так сказать, фантастического душегубства. » (часть 4 глава II)
«. об истории с человеком Филиппом, умершим от истязаний, лет шесть назад, еще во время крепостного права. » (часть 4 глава II)
Герои романа называют Свидригайлова и Лужина подлецами за их аморальные поступки. Самого Раскольникова никто не называет подлецом, он сам себя считает подлецом.
«. сладострастного развратника и подлеца. » (Раскольников о Свидригайлове, часть 6 глава V)
«. я и первого шага не выдержал, потому что я – подлец!» (Раскольников о себе, часть 6 глава VII)
ЕГЭ. Литература. Задание № 9. Герои – «двойники». Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Раскольников и Свидригайлов.
ЕГЭ. Литература. Задание № 9.
Герои – «двойники».
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».
Раскольников и Свидригайлов.
Родион Романович Раскольников – главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Для более полного раскрытия его характера автор создал образ «двойника» героя – Андрея Ивановича Свидригайлова.
«Мы одного поля ягоды», — говорит Свидригайлов Раскольнику. Что он имел в виду, чем так похожи эти герои?
Да, причины у героев разные: Раскольников пытался доказать справедливость своей теории о праве «сильного» на преступления, а Свидригайлов – из-за своей нравственной распущенности, похоти, эгоизма. Но итог один – гибель людей, и нет оправдания героям.
Оба героя пришли к осознанию ужаса поступка, раскаялись о содеянном. С Раскольниковым это произошло на каторге при помощи Сони Мармеладовой, которая своей любовью, верой в него, а также благодаря библейским заповедям, приобщению героя к религии помогла ему встать на путь истинный.
Свидригайлов тоже понял ужас сделанного, он хоть как-то пытается искупить вину, помогая Соне Мармеладовой (дал «3 тысячи рублей, чтобы та могла начать новую жизнь») и детям. Но жить с таким грехом он не смог, ему стали мерещиться души загубленных, герой был близок к сумасшедствию, он закончил жизнь самоубийством.
Наконец, оба героя – очень противоречивые личности, в которых сочетаются разные черты характера: доброта и жестокость, внимание к людям, к их судьбам и эгоизм.
Так Раскольников, не раздумывая, отдаёт последние деньги Мармеладовым, помогает девочке на бульваре, к которой приставал богатый франт, герой нежен с матерью, любит сестру Дуня, у него есть хороший и преданный друг. Но в то же время – это высокомерный человек, всегда ставящий себя выше других (вспомним, как в университете у него не было друзей, на всех он смотрел свысока). А его теория – это стремление понять, кто он — «тварь дрожащая» или право имеет, конечно, герой хотел бы отнести себя к людям «необыкновенным», которым ради счастья тысяч позволено убивать других. (« «…я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…»)
Свидригайлов тоже имеет свою теорию, и она так же антигуманна, как и теория Раскольникова. Свидригайлов считает, что «единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!» Его теория оправдывает зло, даже жертвы ради личных целей.
Это человек «развратный и праздный», бесчестный, способный на любую подлость. В то же время и он совершает добрые поступки: избавляет Дуню от позора, ведь её обвинили в краже, а также от преследований Лужина; устраивает судьбу сирот Мармеладовых. Но всё это он делает не из-за жалости, милосердия, а просто от скуки.
Таким образом, использование двойника главного героя помогает автору ярче подчеркнуть черты характера Раскольникова, показать более выпукло бесчеловечность убийства. Да и сам герой в Свидригайлове видит себя и осознаёт, к чему может привести жизнь без чести и совести.
Кроме того, использование «двойника» подчёркивает типичность образа Раскольникова. Падение нравственности, эгоизм, гордыня, стремление решить проблемы бесчеловечными способами было свойственно некоторым современников автора, да и в наше время можно найти подобные примеры. Тем значимее воспринимается роман, заставляющий читателей взглянуть на себя со стороны, оценить свои поступки, цели жизни и способы их достижения и понять, что жить нужно по чести и совести.
Раскольников и Свидригайлов
Нестерова И.А. Раскольников и Свидригайлов // Энциклопедия Нестеровых
Особенности художественных образов Раскольникова и Свидригайлова.
Особенности характера Раскольникова и Свидригайлова
В российской классической литературе особое место занимает творчество Федора Ивановича Достоевского. Каждое произведение являет собой уникальное творение, наполненное глубоким смыслом. Преступление и наказание – это один из тех романов, который при повторном прочтении играет новыми смысловыми красками и открывает широкий спектр неповторимых образов и картин.
Роман был создан Ф.М. Достоевским в период с 1865 по 1866 год. Через всю канву романа проходит осознание автором трагизма существования как аристократического так и иных сословий. Именно в этот период в России возникает множество различных философских течений и это все на фоне появления большого количества униженных и оскорбленных людей. Эти теории прочно внедрялись в умы не только бедного студенчества, но и весьма зажиточного дворянства. Отсюда и формирование гипертрофированных идей направленных не на созидание а на уничтожение.
В этом плане особый интерес в романе «Преступление и наказание представляют образы Родиона Раскольникова и Аркадия Ивановича Свидригайлова.
Родион Раскольников является главным героем романа «Преступление и наказание». Но был бы его образ настолько полным без А.И. Свидригайлова, который являет собой антипод главного персонажа. Различия видны практически во всем, начиная внешнего вида и кончая мировоззрением. Так Раскольников «. был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить». Одежда же Свидригайлова наоборот была «щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельём». Из этого становиться очевидным, что Раскольников беден, а Свидригайлов богат. Аркадий Иванович назло всем выставляет свое богатство напоказ: » На пальце был огромный перстень с дорогим канем». Раскольников не имея возможности улучшить свое материальное положение выставляет свою бедность на всеобщее обозрение. Именно склонность к «показухе» является одной из общих для обоих персонажей черт. Оба персонажи отличаются удивительной внешней красотой. Родион Раскольников «темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». У Аркадия Ивановича очень красивое лицо «похожее как бы на маску: белое, румяное, с алыми губами, со светлою белокурой бородой». Однако, несмотря на необычайную внешнюю привлекательность в лице Свидригайлова было что-то «ужасно неприятное». В тоже время лицо Раскольникова было печально и красиво, на нем отразились задумчивость и грусть.
Достоевский не зря подчеркивает факт заселения Свидригайлова в дешевую гостиницу. Это заставляет читателя задуматься над намерениями Свидригайлова и заподозрить персонажа в дурном. Однако это может также служить отражением безразличия Свидригайлова к жизни и её благам.
Сравнительный анализ образов Раскольникова и Свидригайлова
Родион Раскольников очень часто находится под влиянием меланхолии. В этом характеры Свидригайлова и Раскольникова похожи. Основу внутреннего мира главного героя романа Ф.М. Достоевский отразил в фамилии «Раскольников». В тоже время многое указывает на то, что Свидригайлов создавался как двойник Родиона, именно поэтому внутренний раскол характерен и для Аркадия Ивановича. Так в Свидригайлов сочетаются пошлый и беспринципный развратник и ценитель большого искусства. Не зря же Федор Михайлович Достоевский именно в уста Свидригайлова вложил слова о Сикстинской Мадонне, любимой картине писателя: «. об Рафаэлевой Мадонне Госпоже Прилуковой в альбом сумел написать».
Противоречив несомненно и Родион Раскольников. Он горд и жалок одновременно, помимо этого он добр и зол на весь мир. Так увидев пьяную девушку и преследующего её господина, Раскольников заступился за неё.
Свидригайлов – шулер, знававший побои товарищей и волевой смельчак. Не каждый осмелится прийти к брату, чью сестру он хотел совратить. Раскольников холоден и бесчувственен, однако в раннем студенчестве он помогал нищему товарищу, а после его смерти и его отцу.
Свидригайлов жесток и одновременно гуманен. Он жестоко издевается над людьми, но в тоже время предлагает Дуне десять тысяч рублей. Аркадий Иванович «человек который всю жизнь носил маску самодовольства, но был неудовлетворен собой». Раскольников также испытывал глубокое самонеудовлетворение. Именно это привело его к разрушительной идеи.
Оба героя и Раскольников и Свидригайлов совершили преступление, но только один из них познал настоящее раскаинье: «Он вышел, весь, дрожа от какого-то дикого истерического ощущения, в котором между тем была часть нестерпимого наслаждения, – впрочем, мрачный, ужасно усталый. Лицо его было искривлено, как бы после какого-то припадка. Утомление его быстро увеличивалось. Силы его возбуждались и приходили теперь вдруг, с первым толчком, с первым раздражающим ощущением, и так же быстро ослабевали, по мере того как ослабевало ощущение». Свидригайлов же считает что подавил в себе все муки совести. Оба персонажа не видят просвета во тьме жизни. Им чужда вера в светлое будущее. Их преступления давят на них. И того и другого преследуют призраки прошлого. Свидригайлов сознается в этом Родиону Раскольникову: «Марфа Петровна вдруг садится подле меня, в руках колода карт: «Не загадать ли вам, Аркадий Иванович, на дорогу-то?» А она мастерица гадать была. Ну, и не прощу же себе, что не загадал! Убежал, испугавшись, а тут, правда, и колокольчик. Сижу сегодня после дряннейшего обеда из кухмистерской, с тяжелым желудком, – сижу, курю – вдруг опять Марфа Петровна, входит вся разодетая в новом шелковом зеленом платье, с длиннейшим хвостом: «Здравствуйте, Аркадий Иванович! Как на ваш вкус мое платье? Аниська так не сошьет». Стоит, вертится передо мной. «Охота вам, говорю, Марфа Петровна, из таких пустяков ко мне ходить, беспокоиться». – «Ах бог мой, батюшка, уж и потревожить тебя нельзя!» Я ей говорю, чтобы подразнить ее: «Я, Марфа Петровна, жениться хочу». – «От вас это станется, Аркадий Иванович; не много чести вам, что вы, не успев жену схоронить, тотчас и жениться поехали. И хоть бы выбрали-то хорошо, а то ведь, я знаю, – ни ей, ни себе, только добрых людей насмешите». Взяла да и вышла, и хвостом точно как будто шумит. Экой ведь вздор, а?» Свидригайлов испугался, так как чувствовал близость смерти. В отличии от Аркадия Ивановича, Раскольников не хочет признаваться в том, что призраки преследуют его.