Что общего между военными державами хеттов и ассирийцев
Хетты
Хеттская держава была одним из сильнейших государств своего времени. Она занимала обширную территорию, охватывающую Центральную и Восточную Малую Азию, а также северосирийские земли. Для окружавших их народов хетты, несомненно, служили примером организации военного дела. Государство Хатти имело огромное по тем временам войско, которое комплектовалось из разных источников. В высший командный состав входили сам царь, его родственники и приближенные. Средний и нижний офицерский состав, а также рядовые солдаты формировали постоянную армию, которая на взлете Хеттской державы могла составлять несколько десятков тысяч человек[13]. Каждый район в пределах государства обязан был предоставить в армию определенное количество рекрутов. Постоянные войска были расквартированы в военных казармах и могли быть «поставлены под ружье» в любой момент времени. Жили они за казенный счет. Пополнялась регулярная армия и военнопленными. У прежних ближневосточных владык имелись, конечно, постоянные контингенты, но не в таких больших количествах. Хронологически хеттская военная машина была современницей набиравшего силы Среднеассирийского государства, которое старалось заимствовать ее достижения. Существовала также практика использования резервистов, которые представляли нечто среднее между постоянными войсками и ополчением. Резервисты привлекались на срок ведения каких-либо кампаний. Царь давал им землю, на которой они жили со своими семьями и занимались своими делами, но при первом же зове владыки должны были влиться в армейские ряды. В случае необходимости мобилизовались силы ополчения. К армии также присоединялись войска царьков-вассалов.
Приступая к разговору о вооружении хеттов, сразу отметим, что оно в массе своей было бронзовым. Отдельные железные предметы вооружения являлись скорее исключениями из правила. Тяжелая пехота хеттов воевала длинными копьями, мечами и топорами. Для защиты использовались восьмеркообразные щиты (в неохеттский период вытесненные круглыми), однако иногда сражались без них, и тогда тело прикрывал чешуйчатый доспех. Легкая пехота вооружалась составными луками.
Широко известны хеттские колесницы, имевшие свою предысторию. Видимо, уже в конце XIX века до н. э. колесничное дело Анатолии, особенно Центральной Анатолии, по своему развитию опережало таковое у южных соседей; во всяком случае, в этом регионе наблюдалось значительное для рассматриваемой эпохи колесничное войско. Время шло, и в новохеттский период мы можем уже наблюдать армию, включающую несколько тысяч колесниц. Для хеттов
«колесницы представляли собой тяжелую наступательную силу, способную мощной организованной атакой прорвать и уничтожить оборонительные линии вражеской пехоты».
Для повышения «поражающей мощи» в колеснице размещали трех человек — возницу, воина с копьями для ближнего боя и воина со щитом, защищавшего всю колесничную команду. Для этого подходила как раз конструкция с осью посередине. На большой скорости, конечно, такие колесницы не были маневренны и часто переворачивались, зато в последующей рукопашной схватке (после спешивания) у хеттов оказывалось численное превосходство над противником. Ассирийцы позже, особенно с развитием кавалерии, пойдут потому же пути, наращивая ударную мощь этого «танка» древневосточных армий. Очевидно, что как раз у хеттов в середине II тысячелетия до н.э. сыны Ашшура позаимствовали практику оснащения колесницы большим копьем на случай плотного соприкосновения с сомкнутыми порядками противника.
Дошедшие до нас хеттские тексты содержат немало сведений об организации военного дела, которые равным образом касаются Хатти и Ассирии: боевыми действиями вместо царя могли руководить его вельможи (например, виночерпий и т.д.), в царские войска массово включали военнопленных, практиковались внезапные ночные нападения на противника.
Читайте также
6. ХЕТТЫ В ПАЛЕСТИНЕ
6. ХЕТТЫ В ПАЛЕСТИНЕ Теперь пора обратить внимание на тот парадоксальный факт, что, вопреки встречающимся в Ветхом Завете упоминаниям о хеттах как об одном из народов Палестины, в ходе изучения истории древнего народа Хатти мы отступали от палестинских земель все дальше
Митанни и хетты
Митанни и хетты Примыкавшие к северной Месопотамии районы Малой Азии и Армянского нагорья (оз. Ван) в начале II тысячелетия до н.э. были заселены разными племенами, в частности хурритами и хатти. Инфильтрация в эти земли индоевропейского племени хеттов (чье имя было, видимо,
Ахейцы и хетты
Ахейцы и хетты Лет шестьдесят назад у историков появилась великая надежда. Это произошло, когда Грозный и его ученики начали расшифровывать архивы Хаттусы, столицы хеттского царства, располагавшейся рядом с современным Богазкёем, в ста пятидесяти километрах к востоку
Хетты, ошибка XIX века
Хетты, ошибка XIX века Ранее мы показали, что Земля обетованная, на завоевание которой библейский Моисей вел свой народ, была не на Ближнем Востоке, а на севере Италии, юге Франции, в Швейцарии. Историческая Финикия также располагалась в Европе (Венеция). Неправильная
Великодушные хетты
Великодушные хетты В Ветхом Завете хетты фигурируют главным образом как одно из племен, живущих в Палестине, с которым израильтяне встретились, ступив на Землю обетованную. Хорошо известен перечень племен, упоминающихся в книге Бытия (XV. 19–21): кенеи, кенезеи, кедмонеи,
3. ХЕТТЫ
3. ХЕТТЫ С началом правления 19-й династии (1305 гдо н.э.) начались военные столкновения Египта с одним из самых могущественных государств в Малой Азии, называемом Хеттской державой, за господство в Сирии. Это государство не было однородно по своей структуре; в его состав
6. Хетты в Палестине
6. Хетты в Палестине Теперь мы должны рассмотреть следующий парадоксальный факт: в то время как хетты появляются в Ветхом завете как палестинское племя, накопление наших знаний об истории древнего народа хатти уводит нас все дальше от Палестины и, наконец, родина хеттов
3. ХЕТТЫ
3. ХЕТТЫ С началом правления 19-й династии (1305 гдо н. э.) начались военные столкновения Египта с одним из самых могущественных государств в Малой Азии, называемом Хеттской державой, за господство в Сирии. Это государство не было однородно по своей структуре; в его состав
Глава II. Кто же такие хетты?
Глава II. Кто же такие хетты? В 1902 г. норвежский ученый И. А. Кнудсон заявил, озадачив весь мир скептиков, что им открыт новый, доселе неизвестный индоевропейский язык. Он утверждал, что обнаружил его на двух глиняных табличках с клинописью, найденных пятнадцать лет назад в
«Малые хетты» и их письмена
«Малые хетты» и их письмена Хетты создали третью великую державу Древнего Востока, соперничавшую с Египтом и Вавилонией. Они оставили нам величественные барельефы, высеченные на скалах, руины городов, клинописные и иероглифические письмена. Хеттский царь Мурсили I
Атланты, хетты и русы
Атланты, хетты и русы Античные историки и поэты убедили нас, что мифы об Атланте возникли в Причерноморье и Малой Азии.Атлант – титан, из поколения наиболее древних богов, кои были почитаемы ещё до вторжения греческих племён на Балканы. Считается даже, что в мифах о борьбе
Хетты
Хетты Хеттская держава была одним из сильнейших государств своего времени. Она занимала обширную территорию, охватывающую Центральную и Восточную Малую Азию, а также северосирийские земли. Для окружавших их народов хетты, несомненно, служили примером организации
Хетты
Хетты Несколько лет назад мне довелось принять участие в одном из выездных заседаний Российско-Турецкой комиссии по внешнеэкономическим связям. По предложению турецкой стороны это заседание было проведено в Анапе, в которой сложилась довольно серьезная медицинская
Хетты
Хетты Индоевропейцы в Малой Азии. В IV–III тысячелетиях до н. э. усилилась засуха. Скотоводы степей Евразии в поисках травы для скота стали передвигаться к югу. Некоторые ученые считают, что в это время индоевропейцы проникли в Грецию и Азию. Например, из южнорусских степей
Хетты
Хетты Богазкеойский архив[64] Перед нами лежат клинописные таблички. Мы знаем уже клинопись на вавилонских и ассирийских памятникам, но эта клинопись выглядит иначе. Некоторые знаки совсем не похожи на вавилонские, хотя многие совпадают с ними. Что же это за таблички?
Как воевала самая крутая армия Древнего Востока
Ассирийское государство существовало почти 1800 лет, с XXIV по VII век до н.э. и большую часть этого времени оно провело, ведя войны — сначала оборонительные, а потом и завоевательные. Ассирийцы воевали с Вавилоном, Урарту, Эламом, Египтом, Мидией. В этой бесконечной мясорубке была выкована самая крутая армия Древнего Востока. Дисциплинированная и экипированная по последнему слову военной науки, она легко брала любые крепости и отличалась чудовищной жестокостью по отношению к тем, кто пытался ей сопротивляться. Рассказываем, чем были так круты ассирийские воины.
Пехота делилась на легкую — стрелков и пращников, и тяжелую — щитоносцев, копейщиков и бойцов с секирами и хопешами. Постепенно, с увеличением богатства страны, воины все больше облачались в надежные чешуйчатые и пластинчатые доспехи, сначала из бронзы, а затем и из железа. У некоторых, особенно у инженеров, такие доспехи напоминали халат доходивший до земли, весь покрытый пластинками. Шлемы были сфероконическими или гребенчатыми, часто с нащечниками и назатыльником.
Армия Ассирии была одной из первых, кто плотно экипировал своих бойцов качественными доспехами из железа. Найденные при раскопках в Харбаде железные предметы сохранились так хорошо, что спустя две с лишним тысячи лет прекрасно звучали при ударе.
Пехота часто воевала парами — копейщик с щитом защищал лучника, осыпавшего врага стрелами. Этот тактический прием использовали и до ассирийцев. Он появился потому, что главной ударной силой в древних войнах были лучники, а тяжелые пехотинцы со щитами защищали их от ответного огня, и прикрывали про атаке легкой пехоты.
Внутри царского полка существовала гвардия, охранявшая царя и его близких. Лучшими из лучших были «ша шепе», особо элитное подразделение, обученное рукопашному бою и при необходимости берущее противника живьем. У ранних ассирийских царей гвардия состояла из евнухов, сражавшихся храбро и стойко.
Колесничные войска были известны задолго до ассирийцев, но именно они вывели эти поначалу медлительные боевые повозки на новый уровень. Воины-колесничие считались элитой ассирийского войска, а обученные лошади стоили чудовищных денег. Но все затраты окупались на поле боя. Легкие и маневренные, колесницы носились перед вражеским строем, управляемые ловкими возницами, а стоявший в повозке лучник осыпал врага тучей стрел.
Если колесница застревала во вражеской пехоте, на борту также имелось копье для ближнего боя. В статичном положении ее охраняли с тыла специально назначенные бойцы.
Со временем этот род войск разросся. Вместо двух лошадей в колесницу начали запрягать четырех, а в кузов добавили еще одного или двух воинов со щитами и копьями — такая повозка была гораздо тяжелее, и могла справиться с вражескими колесницами, и давить не слишком плотно стоящую пехоту.
Одним из нововведений именно ассирийцев стала регулярная кавалерия. Конечно, до этого некоторые народы тоже экспериментировали с ее использованием, но не так часто и умело, как ассирийцы. Поначалу проблемой было то, что кони были слишком низкорослые, и не могли тащить всадника с вооружением. Но когда ассирийцы начали воевать на пересеченной местности, где колесницы себя показывали не лучшим образом, появилась необходимость в кавалерии — и подходящих лошадей вывели. Это случилось не за одно десятилетие: потребовались многие годы селекции, когда подбирали наиболее крепкое и рослое потомство, и скрещивали его.
Главным аргументом в завоевательных походах ассирийцев были осадные орудия и инженерные войска. На захватываемых территориях междуречья Тигра и Евфрата, было множество крепостей с высокими и мощными стенами из кирпича-сырца, и если раньше их брали чаще всего измором-осадой, то ассирийцы подошли к проблеме с другой стороны. Конечно, тараны и осадные башни были и до них, но так массово и профессионально их начали применять именно ассирийцы.
Стены или ворота вражеской крепости разбивали таранами, при этом от стрел защитников их прикрывал навес из сырых шкур, и небольшая башенка на таране, из которой стреляли лучники. Если шкуры загорались, высовывался воин, и поливал их водой с помощью трубы или гигантской ложки — во всяком случае так можно трактовать некоторые древние изображения. Скорее всего, возгорание происходило потому, что шкуры под восточным солнцем быстро высыхали, а защитники стреляли в них зажигательными стрелами.
Тушение пожара по-ассирийски
Часто использовали гигантские башни, с которых обстреливали стены, не давая защитникам мешать воинам, занимавшимся подкопами или просто долбивщих эти стены бронзовыми кирками. При этом бойцы использовали огромные щиты, загибающиеся сверху, которые они прислоняли к стенам, таким образом прячась как бы в «домик». Продолбив часть стены, они укрепляли ее деревянными конструкциями, чтобы кирпичи не упали раньше времени, и только додолбив до нужной глубины, поджигали дерево, отчего стена рушилась.
Но и это еще не все. При долгих осадах ассирийцы прямо напротив вражеских крепостей строили свои стены из земли и обстреливали защитников оттуда. Кроме того, в процессе им удавалось возводить земляные настилы к вражским стенам, по которым они подводили тараны — сверху стены были тоньше, и легче поддавались.
Инженерные войска использовались и при переправах — на лодках везли колесницы, воины плыли на надутых бурдюках из шкур, а через не слишком широкие реки наводили мосты из этих же бурдюков, поверх которых клали доски.
Как и многие народы того времени, ассирийцы старались заранее ослабить врага магией. Кроме жертвоприношений богам они также использовали ритуал «ишкар тахази»: вылепляли из сала фигурки врага, и с помощью бечевки выворачивали таким фигуркам голову назад. Ю.В. Мочалов предполагает, что это делалось, чтобы заставить врага испугаться и сбежать с поля боя.
Но еще лучше врага пугала показательная жестокость ассирийцев. Например, ассирийский царь Тиглатпаласар I захваченным царям Наири продел в носы кольца и отправил как скот в свою столицу. А Салманасар I, взяв в плен четырнадцать тысяч хеттов, приказал всех их ослепить.
Перед воротами Ниневии, новой столицы Ассирии, располагались несколько клеток с безумными, грязными людьми, которых заставляли толочь кости своих предков — это были несколько царей, бросивших вызов царю Ассирии. Их впрягали в колесницу, когда царь ехал в храм Ашшура. Но им еще повезло — с некоторых снимали кожу и прибивали ее к башням Ниневии.
Ниневия, столица Ассирии в 690-612 гг. до н.э.
Фрагмент крепостной стены в Ниневии, наши дни (территория современного Ирака)
Однако все эти зверства меркли перед деяниями ассирийской армии при Ашшурнацирапале II. Города, которые не сдавались, а брались штурмом, подвергались тотальному уничтожению. Воинам отрубали головы и насыпали из них пирамиды, военачальников сажали перед воротами на колья, а детей сжигали заживо.
Некоторых знатных горожан заставляли идти в столицу Ассирии, неся на себе корзины с головами их царей. При разгроме города Суди Ашшурнацирапал велел построить стену и обить ее кожей, снятой с жителей. Часть из них замуровали живьем, других распяли, из голов и тел сделали гирлянды.
Все это звучит, как фестиваль садизма, но делалось это только для одного — устрашения врагов. Если город сдавался без боя — его жителей никто не трогал, просто налагали дань и иногда брали заложников. Такая политика принесла плоды — в конце правления Ашшурнацирапала II крепости и целые страны предпочитали сдаваться сразу и приносить богатые дары. Правда, как только Ассирия ослабла, ее тут же уничтожили прекрасно помнящие «доброту» ее правителей соседи. Это случилось после смерти последнего великого ассирийского царя — Ашшурбанапала.
Ашшурбанапал пирует со своей женой. На втором дереве слева можно заметить голову — утверждается, что она принадлежит эламскому царю.
Начавшейся смутой и борьбой за власть между двумя его сыновьями и придворными группировками, воспользовался Набопаласар, халдейский правитель, сначала захвативший Вавилон — важнейший город междуречья, а затем, в союзе с Мидией, с 626 по 609 год до нашей эры разбивший и уничтоживший ассирийскую державу. Ассирию подвела ее собственная политика: вести завоевательные войны до бесконечности было невозможно, а экономика страны была сильно завязана именно на выкачивании ресурсов из вновь завоеванных территорий.
По материалам: Мочалов М.Ю. «Древняя Ассирия», Носов К. С. «Осадная техника Античности и Средневековья».
Что общего между военными державами хеттов и ассирийцев
Если уважаемый читатель видит сейчас эти строки, то, стало быть, предлагаемая книга привлекла его внимание и он надеется найти внутри ответы на вопросы, порожденные ее заголовком.
Дрееняя Ассирия — первая в истории империя. Она главенствовала над всем Ближним Востоком три столетия — с IX по VII век до нашей эры. Все это время военно-политической мощи ассирийцев, массово применявших железное вооружение, не было равных!
Специалистов, в принципе, волнуют те же вопросы, хотя интересуют и прочие. Что происходило в «темные века» ассирийской истории? Сколь велико митаннийское наследие в ассирийской культуре и военно-политическом устройстве? В чем заключалось культурное и военное взаимовлияние Ассирии и Урарту? А кроме того, они изучают подробности протекания военных кампаний ассирийских царей, последние годы правления Ашшурбанипала, мидийский и скифский вопросы, выясняют, насколько точно произведения ассирийского искусства отражают реалии военного дела в Древней Ассирии, и так далее, и так далее, и так далее.
В попытке ответить на эти и многие другие вопросы автор собрал воедино имеющиеся данные и обратился не только к военно-политическим реалиям, но и к социальной, экономической жизни Ближнего Востока III—I тысячелетий до н.э. Насколько это получилось — судить читателям.
Глава I. Староассирийский период. Каппадокийские торговые колонии и держава Шамши-Адада
Ассирия, часть месопотамского региона, о которой и пойдет далее повествование, расположена в верховьях рек Тигра и Евфрата; она занимает территорию Верхней Месопотамии. В древности здесь жили шубарейцы, или субареи, известные археологам по оставленной ими убейдской археологической культуре. В V—IV тысячелетиях до н. э. шубарейцы распространились на значительном пространстве от гор Центрального Загроса до Средиземного моря и Восточной Аравии. У них шумеры, видимо, позаимствовали какие-то знания по металлургии меди; долго оставались популярными на Ближнем Востоке и божества субарейского пантеона (Алалу, Кубаба, Забаба). На рубеже IV—III тысячелетий до н. э. на территорию Ассирии пришли с юга племена семитов, гонимых на север разразившейся засухой. Прибывшие именовали себя «сыновья Ашшура», по имени своего верховного божества. Он был покровителем охоты, изображался в виде человека, вооруженного луком и стрелами. Впоследствии Ашшур становится богом войны. Именно он дал имя стране — Ассирия, а ее население составили потомки семитов, шумеров и шубарейцев, со временем смешавшиеся в один народ[1]. Где-то во второй половине III тысячелетия до н. э. они основывают город Ашшур, выросший из поселения скотоводов.
Стоит отметить, что и в эти незапамятные времена, и позже, вплоть до XV века до н. э., говорить об Ассирии как о неком единстве, о суверенной стране, не приходится. Ашшур, Арбела (современный Эрбиль) и Аррапха были в описываемое время абсолютно независимыми и порой соперничавшими друг с другом городами-государствами. Жители их даже поклонялись поначалу разным главным божествам: ашшурцы — богу мужского пола Ашшуру, обитатели Ниневии и Арбелы — женскому божеству Иштар. Скорее всего, это связано как раз с тем, что в свое время город Ашшур заселялся выходцами с юго-запада, в то время как другие два города были основаны какими-то общинами с востока, с гор[2].
Поначалу во главе ашшурской общины находились ишшакум и уккулум. Первый сосредотачивал в своих руках жреческую власть, а второй занимался вопросами судебного и административного характера. Одним из уккулумов был Итити, сын Якулабы, из Ашшура, оставивший богине Иштар посвятительную надпись, в которой говорится о завоевании Гасура, позднее известного как Нузи.
«поставщиком важнейшего производственного и военного сырья эпохи бронзы — олова».
В начальный период своего развития Ассирия, имевшая сильных соседей, не обладала серьезным самостоятельным значением. Территория ее входила в состав державы Саргона Аккадского (XXIII век до н. э.), а затем попала под власть III династии Ура[3]. В эпоху III династии Ура наместничествами (одним из которых являлась и Ассирия) управляли назначаемые и сменяемые царем управители. Одним из таких наместников являлся некий Зарикум (Саррикум), оставивший древнейшую подлинную надпись из Ашшура, посвященную «ради жизни» урского царя Бур-Сина I (Амар-Суэ-на, 2045-2037 годы[4]) богине Белат-экаллим.
Цепь военных поселений третьей династии Ура по верхнему и среднему течению Тигра (коих было не менее 90, в каждом гарнизон от 300 до 1200 воинов) была создана для сдерживания нараставшей угрозы со стороны хурритов. Общая численность войск Ура III в интересующем нас регионе могла составлять от 60 до 100 тысяч воинов. Племена же хурритов, обосновавшись в предгорьях северо-востока Месопотамии, смешались с оставшимся там шубарейским субстратом. Они позаимствовали многие слова шубарейцев, в том числе и личные имена, даже их земли переняли поименование Субарту.
На излете существования III династии Ура и после ее падения хурритские князья на какое-то время захватывают власть в Ашшуре. Ассирийские правители того времени, о которых нам известно, — это некие Ушпиа и Киккиа. Имена их, запечатленные в надписях храма Ашшура, являются, вероятно, шубарейскими. Хурритские правители придали жизни города новый импульс: отстроили уже упомянутый храм бога Ашшура и возвели новые городские стены. Ашшурский город-государство из провинциального центра крупных держав вновь превратился в суверенную страну.
Где-то около 1970 года бразды правления в Ашшуре захватывает династия из коренных аккадоязычных жителей общины, и последовавшие шесть столетий их правления, с небольшими перерывами, составили эпоху существования самоуправляющегося города-государства, сохранявшего политический суверенитет. Рядовые жители говорили и писали на аккадском языке. Ассирийские правители, по словам Й.Лессёэ,
«подчеркивали освобождение от власти Южной Месопотамии, принимая имена, ассоциировавшиеся с традициями Аккадского царства».
По этой причине в перечне правителей появились Саргон (Саргон I Ассирийский) и Нарам-Син.
В правление Саргона I достигают расцвета малоазийские колонии Ашшура. Ассирийские купцы, имевшие свои фактории в Восточной Анатолии, наживались на посредническо-транзитной торговле, одну из основных статей которой составляли металлы. Дело в том, что Анатолия была богата серебром и медью, но не располагала оловом, имевшимся тогда на территории современного Афганистана. Осуществлялись также разного рода кредитно-финансовые операции. Главнейшей базой ашшурских купцов в Малой Азии являлся город Неша (Каниш, совр. Кюль-тепе), вернее, торговая колония при нем. Последняя процветала со времени упадка III династии Ура где-то до 1800 года. Сам город Каниш находился под управлением древнехеттско-индоевропейской династии. Известны имена царей Неша того времени: Инар (1810—1790 годы) и его сын Варсама (1790—1775 годы).
1. О шумерском влиянии говорят руины храма Иштар в Ашшуре и найденные там вотивные предметы, раскопанные немецким археологом Андрэ (Mallowan М. Е. L. Assyria and Mesopotamia. P. 298-301).
2. Saggs H. W. F. The might that was Assyria. P. 21
3. Ашшурская община входила, очевидно, в одну из провинций Аккадской державы. Милитаризованное государство Саргона Древнего было своего рода «предтечей» Новоассирийской империи в плане административного устройства и централизации власти, да и по размаху оно было ей соразмерно. (См.: Бухарин М. Д., Ладынин И. А., Ляпустин Б. С., Немировский А. А. История Древнего Востока. С. 224-226.)