Что общего у человека и животного обществознание 6 класс

3. Сходство и различия между человеком и животными

1. Что роднит человека с животными

Какие есть доказательства родства человека с животными?

Антрополог: Как все живые существа, человек для поддержания жизни нуждается в пище, воде, сне. Подобно всем животным, он старится и умирает. Эти черты сходства, как говорится, «лежат на поверхности». Но есть и другие, быть может, не столь очевидные. Я уже рассказывал вам, что строение тела человека во многом сходно со строением тела других животных. Сравнивая между собой скелет или отдельные органы, выполняющие одни и те же функции (например, пищеварения или дыхания), ученые находят множество совпадений. Конечно, больше всего таких совпадений с близкородственными животными (особенно обезьянами, все кто видели обезьяну, сразу это подмечают). Но даже в том случае, когда мы начинаем сопоставлять организм человека с организмом такого непохожего на него существа, как рыба, быстро обнаруживается много общих черт (у рыб, как и у людей, есть позвоночник, сердце, желудок, нервная система и т.п.).

А какие-нибудь другие подтверждения этому есть?

2. Инстинкты и разум

Чем человек отличается от других животных?

Антрополог: Главное отличие человека от всех остальных живых существ заключается в том, что он обладает разумом. Именно благодаря разуму человек способен быстро ориентироваться в окружающей обстановке и принимать решения, наиболее целесообразные для настоящего момента.

Ну, это еще не факт! Разве другие животные на это не способны? Вспомним хотя бы пчёл, муравьёв и других насекомых.

Антрополог: Да, на первый взгляд их поведение может показаться осмысленным. Однако учёные доказали, что все действия насекомых диктуются не разумом, а инстинктами.
Инстинкт — это врождённая форма поведения.
Вот только один пример. Для того чтобы обеспечить своих личинок кормом осы роют норки и затаскивают туда парализованных ядом насекомых (например, кузнечиков). Положив добычу у отверстия норки, оса, перед тем как окончательно втащить её, быстро «обыскивает» свое помещение. Это целесообразно, так как волочить добычу приходится издалека, и в «квартиру» мог кто-нибудь залезть. Убедившись, что всё в порядке, оса выбирается наружу, берёт добычу и прячет её в норке. А что будет, если внести в её инстинктивные действия незначительные коррективы? Когда оса исчезнет в норке, чуть-чуть отодвинем её добычу от входа. На наш взгляд ничего не изменилось, но для осы вся цепочка действий начинается сначала. Она вновь подтаскивает парализованное насекомое к входу и вновь ныряет в норку для «проверки». Один исследователь сорок раз отодвигал добычу, и оса каждый раз вновь и вновь «обыскивала» норку, вход в которую ей был прекрасно виден! Можно сказать, что она вела себя в данном случае как автомат. Впрочем, так оно и есть на самом деле. Поведение насекомых «запрограммировано» с самого их рождения. Они ведут себя так, как вели на протяжении многих миллионов лет эволюции. Каждое их действие продиктовано инстинктом. «Обдумать», изменить своё поведение в соответствии с изменившимися обстоятельствами, они просто не в состоянии.

Допустим, с насекомыми всё понятно. А как быть с собаками или обезьянами?

Антрополог: Действительно, поведение высокоорганизованных животных (например, собак или обезьян) гораздо сложнее, чем поведение насекомых. Они способны делать выбор, предвидеть последствия того или иного своего поступка. Однако и в этом случае поведение животных является инстинктивным, а не разумным. Просто высокоорганизованные животные способны к обучению. Обезьяны и собаки, в отличие от насекомых, могут менять своё поведение в зависимости от ситуации. Но они совершенно не способны к творчеству, к созданию чего-либо нового. Эта способность присуща одному только человеку. Человек трудится, и в результате его трудовой деятельности происходит преобразование окружающего мира. Человек может размышлять, анализировать, обобщать, делать выводы, накапливать и передавать информацию. Он единственный из живых существ, кто способен к познанию мира и самого себя. Эта его особенность и называется разумом.
Разум – это способность человека понимать и осмысливать мир и самого себя, способность к творчеству и познанию.
Именно разум позволил человеку изобрести множество полезных вещей и занять господствующее положение на нашей планете. Да, он не так быстро бегает, как леопард, не такой зоркий, как орёл, он не умеет летать, как птицы, у него нет острых когтей, мощных клыков, толстой шкуры. Но благодаря биноклю, человек видит лучше орла, благодаря автомобилю перемещается быстрее леопарда, а благодаря самолёту летает выше и быстрее любой птицы.

Люди сродни животным. Значит, у них тоже есть инстинкты?

Антрополог: Хотя человек обладает разумом, инстинкты ему также присущи. Например, новорожденный младенец, когда голоден, жадно сосёт молоко. Никто не учил его этому. Ребенок «умеет есть» с самого рождения. Однако способность говорить, читать, играть, трудиться и многое другое человек обретает только путем обучения. Поэтому и говорят, что инстинкты играют в его жизни несравнимо меньшую роль, чем в жизни других животных.

3. Мозг – основной инструмент мыслительной деятельности

Антрополог: Действительно, главным инструментом разумной деятельности человека является его головной мозг. Но этот жизненно важный орган есть и у многих других живых существ, например, у рыб, у птиц и у зверей. Однако разумом они не обладают! Заманчиво было бы считать, что его мозг устроен совсем не так, как мозг других животных. Однако научные исследования этого не подтвердили. В строении головного мозга человека, как и в строении других его органов, можно обнаружить множество общих черт со строением мозга зверей и птиц, что еще раз подтверждает тот факт, что человек вышел в своём развитии из животного мира, что он – часть природы. Начать с того, что в работе любого мозга, будь то мозг птицы, обезьяны или человека, ведущую роль играют особые нервные клетки – нейроны. (К примеру, у человека нейроны составляют одну десятую часть всех клеток нервной ткани). Сложность нервной системы находится в прямой зависимости от числа составляющих её нейронов. Например, у червей их всего около 100, а у человека – более 10 миллиардов!

Получается, чем больше объём головного мозга у какого-либо существа, тем оно «умнее»?

Антрополог: Это не совсем так. Известно, что у слонов и дельфинов мозг больше, чем у людей. Однако разумом из них обладает только человек. Учёные считают, что наряду с объёмом мозга чрезвычайно важную роль играет количество связей, возникающих между отдельными нейронами. Человеческий мозг можно уподобить волшебному лесу: из нейронов вытягиваются длинные отростки, которые переплетаются между собой, как ветви деревьев. При помощи этих отростков отдельные нейроны постоянно обмениваются друг с другом нервными импульсами. Количество подобных связей одного только нейрона может достигать 20 тысяч! Ни у одного другого существа нейроны головного мозга не образуют таких сложных и многочисленных связей. И именно этим человеческий мозг отличается от мозга животных. Однако следует отметить, что у новорожденного младенца разветвлённых связей между нейронами нет. Они образуются только в результате его общения с другими людьми и обучения. Чем больше человек узнаёт, чем больше он размышляет или занимается творчеством, тем больше нейронных связей устанавливается в его мозгу. А это показывает, что разум не даётся человеку с рождения. Он формируется, «создаётся» только в общественной среде!

Источник

Черты сходства и различия человека и животных — основная разница

Человек — многоклеточный организм, разумное и общественное существо, которое обладает определенным сознанием. Человек может изменить не только себя, но и окружающий мир. Основные отличия человека от других животных, являются хорошо развитый мозг, прямохождение, разговорная речь и мышление.

Что общего у человека и животного обществознание 6 класс. Смотреть фото Что общего у человека и животного обществознание 6 класс. Смотреть картинку Что общего у человека и животного обществознание 6 класс. Картинка про Что общего у человека и животного обществознание 6 класс. Фото Что общего у человека и животного обществознание 6 класс

Отличие и сходство человека и млекопитающих животных:

Черты сходства:

Черты отличия:

Что общего у человека и животного обществознание 6 класс. Смотреть фото Что общего у человека и животного обществознание 6 класс. Смотреть картинку Что общего у человека и животного обществознание 6 класс. Картинка про Что общего у человека и животного обществознание 6 класс. Фото Что общего у человека и животного обществознание 6 класс

Сходство человека с животными

1. Человек так же как и другие животные — гетеротрофный организм, который «ест все».

2. Человек относится к отряду приматов по большому мозгу и расположению конечностей.

3. Главные черты человеческого тела унаследованные от разных существ:

Различие человека с животным

1. У животных физическая сила играет важную роль, в то время как у человека на первом плане стоит душевная и умственная сила.

2. У человека небольшой волосяной покров.

3. Общение человека в несколько раз превосходит животную речь.

Органы человека — видео

Источник

Загадка человека. Наследственность, инстинкт, цель и смысл жизни

Содержание

Человек – часть природы. С одной стороны, мы имеем много общего с животными. Например, у всех нас есть потребность в пище и кислороде, все мы рождаемся, растем и умираем. Из этого следует, что человек – существо биологическое.

Природа человека

Но с другой стороны, мы сильно отличаемся от животных. Например, развитой речью, наличием культуры и письменности, а главное – наличием сознания, психики.

Сходства и отличия человека и животных

Что общего у человека и животного обществознание 6 класс. Смотреть фото Что общего у человека и животного обществознание 6 класс. Смотреть картинку Что общего у человека и животного обществознание 6 класс. Картинка про Что общего у человека и животного обществознание 6 класс. Фото Что общего у человека и животного обществознание 6 класс

Если мы внимательно рассмотрим таблицу, то мы увидим, что своими биологическими свойствами человек похож на животных. А отличается человек тем, что он еще и существо социальное. Это означает, что человек живет в обществе и по законам этого общества.

Получается, что в человеке соединены как бы две природы, две сущности – биологическая и социальная. Первая больше всего связана с человеческим организмом как таковым, а вторая – с нашим внутренним миром и общением с другими людьми.

Наследственность

Что такое наследственность?

Наследственность – это способность живых организмов передавать генетическую информацию (индивидуальные особенности) своим потомкам.

Именно из-за наследственности у собаки рождаются щенки, причем той же породы, что и она, а у лошади – жеребята. Именно из-за наследственности птицы умеют летать, рыбы – плавать, а тигры – охотиться за добычей. То есть животные наследуют инстинкты.

Инстинкт – это врожденная реакция организма на внутренние или внешние изменения.

Как мы узнали выше, человек имеет много общего с животными, но также и многим отличается.

Таким образом, человек тоже наследует от своих родителей (предков) особенности своей внешности и строения организма. Например, цвет волос, цвет глаз, рост. Поэтому родственники похожи между собой, особенно родители с детьми, а также братья и сестры.

Также человек наследует и группу крови, и тип нервной системы, а вместе с ней и свой темперамент. Поэтому кто-то обладает большим спокойствием, кто-то медлительный, кто-то очень активный, кто-то более общительный, а кто-то – менее и так далее.

В психологии принято считать, что склонности к определенным видам деятельности у человека тоже врожденные. Говорят, например, что у ребенка хороший музыкальный слух, как у его бабушки. Или талант к рисованию, как у папы.

Можно ли влиять на наследственность?

Если у человека так много всего врожденного, унаследованного, то возникает вопрос: если он унаследовал какие-то негативные черты, можно ли их как-то сгладить, или придется смириться?

И еще: если у человека хорошая, благополучная наследственность, дает ли это гарантию того, что он станет успешным и счастливым в жизни?

Мы изучили, что человек – не только биологическое существо, но и социальное, поэтому мы можем сделать вывод, что на человека влияет не только наследственность (биологический фактор), но и социум: школа, друзья, воспитание в семье, культурная жизнь, обычаи и традиции народа и страны проживания.

Более того, чтобы человек действительно стал человеком, ему просто жизненно необходим социум. Науке известны случаи детей, которые были воспитаны животными. Так называемые «дети-маугли». И их пример показывает, что даже после возвращения в человеческое общество, они уже не могут благополучно адаптироваться и «стать людьми» в полном смысле слова.

То есть влиять на наследственность можно, но лучше делать это сознательно, читая глубокую литературу, общаясь с интересными умными людьми и развивая свои таланты.

Поэтому ребенку, подростку, очень важно вовремя усвоить принятые в его обществе правила поведения, общения, и так далее. Для этого и существует предмет «обществознание».

Продолжим развивать тему о том социальном, что есть в человеке.

Зачем рождается человек?

Этот вопрос относится к «вечным» вопросам человечества, потому как на него невозможно дать однозначный и окончательный ответ. Поиском ответов на этот и другие «вечные» вопросы занимается наука философия.

Что общего у человека и животного обществознание 6 класс. Смотреть фото Что общего у человека и животного обществознание 6 класс. Смотреть картинку Что общего у человека и животного обществознание 6 класс. Картинка про Что общего у человека и животного обществознание 6 класс. Фото Что общего у человека и животного обществознание 6 класс

Каждый человек рано или поздно спрашивает себя «Зачем я родился? Для чего я живу?» И все находят разные ответы. Искать их можно в литературе, философии, психологии, религии или на основании своего жизненного опыта.

В обществознании приняты такие определения:

Смысл жизни – это осознание человеком направленности своей жизни, выстраивание им иерархии ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации.

Цель жизни – это некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека.

Для кого-то смыслом жизни будет создание семьи и забота о своих родных. Для кого-то – высокие достижения в профессиональной области. Для других это может быть посвящение своей жизни Отечеству, а для иных – служение Богу.

Каждый старается найти свой путь. Чем раньше это удается человеку, тем лучше, потому что он успевает многого добиться на этом пути. Поэтому рекомендуем не терять времени и не откладывать этот вопрос на потом, а регулярно к нему возвращаться.

Далее несколько цитат великих людей о смысле жизни для размышлений.

Источник

Профессор Знаев

ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок обществознания «Человек и мир животных: отличия и сходства. Человек как биосоциальное существо»

Что общего у человека и животного обществознание 6 класс. Смотреть фото Что общего у человека и животного обществознание 6 класс. Смотреть картинку Что общего у человека и животного обществознание 6 класс. Картинка про Что общего у человека и животного обществознание 6 класс. Фото Что общего у человека и животного обществознание 6 класс

С древнейших времён человек задавался вопросом, кто он такой и зачем пришёл в этот мир. Как ни пытались мыслители ухватить понятие «человек», попытаться выделить его основную сущность, им это не очень удавалось.

Когда древнегреческий философ Платон, пытаясь дать определение этому понятию, заявил, что человек – это «двуногое существо без перьев», другой мыслитель – Диоген Синопский в ответ принёс Платону ощипанного петуха и объявил: «Вот он – человек Платона!». Тогда Платон вынужден был дополнить своё определение: человек – это существо не только без перьев и «с плоскими ногтями». Можно считать этот ответ исчерпывающим? Боюсь, что нет.

Тема нашего урока: «Человек и мир животных: отличия и сходства». Так что же отличает человека от животных, а что сближает с ними? И уж не животные ли мы с вами?

2. Место человека в мире живых существ

Да, именно животные. С биологической точки зрения человек относится к царству животных, классу млекопитающих, отряду приматов, подотряду сухоносые приматы, семейству гоминид роду Homo и виду Homo Sapiens Sapiens (человек не просто разумный, а человек разумный разумный).

Задание для обучающихся. Используя дополнительные источники информации, установите, какие ещё животные относятся к классу млекопитающих?

С биологической точки зрения, нашими ближайшими родственниками являются гориллы, шимпанзе, орангутаны. Вы знаете, что тремя распространёнными точками зрения на проблему возникновения человека на Земле являются теория эволюции (человек и современные обезьяны имеют общих предков), религиозная теория (человек создан богом) и уфологическая теория (человек возник в результате деятельности инопланетных цивилизаций). Из этих точек зрения научной является только теория эволюции, поскольку она имеет неопровержимые доказательства и признанна сообществом учёных.

Основы теории эволюции заложили английский учёный Чарльз Дарвин и немецкий учёный Фридрих Энгельс в XIX в. Теория эволюции утверждает, что современный человек и современные обезьяны имеют общего предка. Например, последний общий предок человека и шимпанзе жил в интервале от 5 до 8 миллионов лет назад. Человек современного типа сформировался около 40 тыс. лет назад. Более того, современная теория эволюции утверждает, что все живые существа на планете Земля имели общего предка, который представлял собой существо размером меньше клетки. В геноме человека около 28 тысяч генов, которые передают наследственную биологическую информацию о каждой клетке нашего организма, причём общих генов с шимпанзе – 95% из них, а, например, с дождевым червём и бананом – около 50%. Но всё же мы – не животные в полном смысле слова. Точнее, человек занимает особое место в царстве животных. Далее мы остановимся на основных группах сходств и отличий человека и животных.

Рекомендация для учителя. Обучающиеся в 5 классе уже получили некоторые упрощённые представления о теории эволюции, поэтому необходимо повторить с ними основные признаки и этапы эволюции человека. Необходимо обратить особое внимание на то, по каким параметрам теории возникновения человека делятся на научные и ненаучные. Следует обратить внимание обучающихся на наличие доказательств современной эволюционной теории (например, наличие костных останков промежуточных стадий эволюции, биологическое сходство человека и животных и т.д.).

3. Сходства и отличия человека и животных

3.1. Биологические отличия и сходства

Видя опасность (например, большую хищную птицу), сова съёживается, чтобы быть менее заметной. Такое явление называется инстинктом. Основным инстинктом называют инстинкт самосохранения – спасения в случае опасности. Также выделяют, например, инстинкт размножения и материнский инстинкт (забота о потомстве). Инстинкты даны человеку и животным от природы, передаются естественным путём по наследству, поэтому им не нужно обучать. Например, самку собаки не нужно учить заботиться о щенках, умение делать это дано ей от природы.

Бывает, что животные ведут себя в соответствии с инстинктами? Да. Более того, считается, что животные в естественной среде обитания всегда ведут себя именно в соответствии с инстинктами (речь не идёт о домашних или дрессированных животных, на поведение которых оказывает влияние человек разумный). Бывает, что человек руководствуется инстинктом? Да. Например, человек спасается из здания, в котором происходит пожар.

Но бывает ли так, что человек идёт наперекор инстинктам? Например, когда человек отказывается следовать основному инстинкту – инстинкту самосохранения? Да. К примеру, когда во время пожара человек бросается в горящее здание, чтобы спасти оставшегося там ребёнка. Более того, некоторые профессии заставляют людей каждый день идти наперекор основному инстинкту.

Задание для обучающихся. Используя различные источники информации, назовите пять таких профессий, представители которых ежедневно жертвуют своей жизнью, преодолевая основной инстинкт.

Задание для обучающихся. Используя различные источники информации, в том числе электронные ресурсы, назовите героев Великой Отечественной войны, которые пожертвовали своими жизнями ради общих целей и ценностей, ради спасения Родины и соотечественников. Назовите несколько героев войны, которые происходили из вашего родного края.

Итак, если животные всегда следуют инстинктам, то человек, хотя также наделён инстинктами, но способен их сознательно, силой своей воли преодолеть.

Та же история с наследственностью. Во-первых, не следует путать наследство и наследственность. Наследство – это имущество и права, которые получает наследник после смерти завещателя в соответствии с законом (например, квартира, машина и т.д.). Наследственность – это биологические признаки, которые получает потомок от своих предков генетически, то есть в силу законов природы. Примерами наследственности могут служить черты внешности (например, черты лица ребёнка повторяют черты лица родителей), некоторые заболевания (например, проблемы со зрением) и т.д. И у животных, и у человека есть наследственность, но человек, в отличие от животных, способен с помощью своего сознания, силы воли или науки наследственность преодолеть. И речь здесь идёт не только о преодолении передающихся по наследству заболеваний. К примеру, цвет кожи – также проявление наследственности. Но человечество знает примеры людей, которые с помощью медицинских операций меняли цвет кожи (например, знаменитый американский певец Майкл Джексон).

Задание для обучающихся. Используя различные источники информации, приведите три примера преодоления человеком негативной наследственности.

У человека и животных в целом сходное строение тела. Основная часть органов тела совпадает: конечности, глаза, сердце, кровеносная система, мозг, нервная система и т.д. В теле человека и животных проходят сходные биологические процессы, связанные с жизнедеятельностью: дыхание, метаболизм, теплообмен и пр.

Но есть несколько основных отличий человека от животных в строении тела. Во-первых, это прямохождение – передвижение на двух ногах, что делает руки свободными. Первым из наших предков прямохождение закрепилось у австралопитека, жившего в Южной Африке 4-2 млн лет назад.

Задание для обучающихся. На основе знаний, полученных в курсе истории первобытного общества, а также дополнительных источников информации ответьте на вопрос, как звали самую известную девушку из всех австралопитеков? Так ли звали её родители и знакомые? Кто и почему так её назвал?

Во-вторых, развитый головной мозг, большой его объём в сравнении с объёмами тела. Например, у страуса объём глаза больше, чем объём мозга. Средний объём мозга человека – около 1450 кубических сантиметров, тогда как у шимпанзе – 500 кубических сантиметров. Большой объём головного мозга в сравнении с объёмами тела, а также развитая кора головного мозга создали возможности для развития сознания и мыслительных способностей у человека.

Задание для обучающихся. На основе дополнительных источников информации ответьте на вопросы, у какого известного русского писателя был мозг с одним из самых больших объёмов за всю историю медицины, а также у какого известного французского писателя был один из самых маленьких объёмов мозга.

Задание для обучающихся. На основе дополнительных источников информации, ответьте на вопрос: что больше влияет на мыслительные способности человека – объём головного мозга или площадь его коры?

В-третьих, развитая кисть. В отличие от обезьян, у человека большой палец противопоставлен всем остальным. Так не было изначально, у того же австралопитека все пять пальцев имели одинаковое строение. В ходе эволюции у предков человека отделился большой палец, что дало руке человека возможности совершать более сложные движения, например, при изготовлении орудий или при письме.

Эти три отличия в строении нашего с вами тела в XIX в. учёные называли «гоминидной триадой» и считали главными отличиями человека от животных. Современная наука выделяет намного больше отличий человека от животных. Да и сходств тоже.

Ещё одним биологическим сходством человека с животными является наличие биологических (естественных) нужд. Человек и животные нуждаются в воде, пище, воздухе, отдыхе, теплообмене и размножении. Но в отличие от животных (опять же: диких животных в естественной среде обитания, а не выдрессированных человеком), человек осознаёт эти нужды, поэтому у нас с вами они называются потребностями. Более того, человек и животные утоляют эти нужды по-разному. Человек, к примеру, способен силой воли и стремлением к цели вовсе преодолеть некоторые из этих потребностей: например, люди, выдерживающие религиозный пост или диету, отказываются от некоторой или иногда даже вообще от любой пищи. Удовлетворение потребности в отдыхе не сводится у человека к лежанию в горизонтальном положении, к полному бездействию или сну; отдыхом для человека является любая смена занятий: и чтение книг, и поход в музей, и прогулки, и занятия спортом, путешествия и т.д.

Мы с вами выделили четыре основных биологических сходства и отличия человека и животных. Ещё одна группа сходств и отличий связаны с деятельностью человека, с его трудом.

3.2. Хозяйственно-трудовые сходства и отличия

Мы уже сказали, что поведение животных определяется инстинктами. У человека присутствуют инстинкты, но он может их сознательно преодолеть, и деятельность его определяется не инстинктами, а осознанно поставленными перед собой целями. Только человек способен на трудовую деятельность.

Далее поговорим об орудиях труда.

Животные способны использовать встречающиеся в природе предметы в качестве орудий труда. Обезьяна с помощи палки сбивает бананы с ветки, а вороны с помощью камней разбивают орехи. Но при этом ни обезьяна, ни ворона не преобразовали взятый в природе предмет – палку или камень, они использовали их в имеющемся виде. Человек также способен использовать природные предметы в качестве орудий труда, но он вышел за эти рамки: он научился преобразовывать предметы природы и изготавливать из них новые орудия труда, которые в природе не встречаются. В отличие от обезьяны, уже первобытный человек способен был из палки сделать копьё (наточив её) или топор (привязав к палке камень). В отличие от вороны, уже первобытный человек способен был из камня выточить лезвие ножа или топорище. Итак, в отличие от животных, человек способен изготавливать орудия труда.

У человека и животных также различное отношение к таким предметам. Животные сразу после использования предметов в качестве орудий теряют к ним интерес и выбрасывают их, применяя их однократно (т.е. только один раз). Обезьяна и ворона выбросят палку и камень, когда добудут пищу с их помощью. Человек же осознанно относится к орудиям труда и использует их многократно. Человек способен понять, что орудие труда самоценно, что оно может быть использовано и после того, как в данный момент пища будет добыта.

Антропологи долго спорили между собой, кто из предков человека – ещё больше животное, а кто из них – уже больше человек. Советские учёные доказывали, что Человек умелый – ещё пока животное, а Человек прямоходящий – уже человек, поскольку Человек умелый умел изготавливать орудия труда (на то он и умелый), но не использовал их многократно, а Человек прямоходящий уже относился к орудиям труда осознано и использовал их много раз.

4) Ещё одним отличием деятельности человека от поведения животных является отношение к окружающему миру, к природе. Считается, что если животные приспосабливаются к окружающему миру (подстраивают себя под него), то человек, наоборот, стремится окружающий мир приспособить под свои нужды (мир подстраивает и переделывает под себя). Поэтому именно человек с помощью разума и труда изменил облик планеты Земля: построил асфальтовые и железные дороги, газопроводы, растянул линии электропередач, вырубил леса, прорыл каналы, соединил реки, выстроил города и т.д.

Таковы основные отличия деятельности человека от активности животных. Осталась третья группа сходств и отличий – они связаны с психикой и сознанием.

3.3. Интеллектуально-психологические отличия

Психика – это сфера нервной деятельности человека и животных, которая позволяет им воспринимать окружающий мир и которая регулирует их поведение в отношении этого окружающего мира. Психика включает в себя ощущения, восприятия, эмоции, стремления, память и т.д. Из этого определения видно, что и животные, и человек обладают психикой. Но человек кроме психики обладает также сознанием – частью психики, которая ему подконтрольна, т.е. в содержании которой человек отдаёт себе отчёт. Чтобы понять, как соотносятся психика и сознание, можно представить себе тёмную ночную улицу (это психика) и фонарь, который освещает её небольшую часть (это сознание). Во тьме на этой улице нам ничего не видно – так и наша психика для нас неясна, неподконтрольна нам. А под фонарём всё видно и понятно – также человеку ясно сознание. Человек с помощью сознания, силы воли, разума способен контролировать себя, своё поведение, своё отношение к миру. Это и называется сознанием. Поэтому деятельность человека осознанна. А поведение животных, как мы говорили, инстинктивно.

Люди способны обмениваться информацией. Имеют ли эту способность животные? Конечно, да. Пчёлы передают информацию языком танца, слоны – через вибрацию поверхности земли, которую они чувствуют благодаря специальным подушечкам на стопах. Самый сложный язык общения в животном мире, судя по современным данным, у дельфинов.

Задание для обучающихся. Используя дополнительные источники информации, ответьте на вопрос, почему способы обмена информации, которые используют дельфины, считаются самыми сложными и развитыми в мире животных? Какими «именами» называют друг друга дельфины? Сколько видов свита учёные выделяют у дельфинов? Что означает каждый из видов? Можно ли поставить знак равенства между «языком дельфинов» и человеческой речью»?

Задание для обучающихся. Используя дополнительные источники информации, ответьте на следующие вопросы. Удалось ли человеку обучить обезьян языку глухонемых? Удалось ли обезьянам самостоятельно обучить своих детенышей языку глухонемых?

Но человек способен обмениваться информацией таким путём, который недоступен животных – устная и письменная речь. Наша речь состоит как минимум из двух частей: биологическая и социальная. Биологическая сторона речи обеспечивается строением нашего речевого аппарата (гортани, языка, подбородка и т.д.), которые физически позволяют нам произносить разнообразные и членораздельные звуки. Социальная сторона речи заключается в том, что человек не просто издаёт звуки, а формирует из них слова и предложения и более того – понимает их значение.

Задания для обучающихся. Выполните задания 1-2, представленные в приложении к данному конспекту урока.

Итак, вот оно – противоречивое положение человека в мире живых существ: с одной стороны, мы относимся к царству животных (и нас многое с ними сближает), с другой – имеем множество очень существенных отличий от животных. Так в чём же сущность человека?

3. Человек как биосоциальное существо

А сущность человека противоречива. С древности люди в самих себе разделяли тело и душу как два различных начала. Современные учёные отметают, что в человеке есть как минимум две стороны: биологическая и социальная. Первая дана нам от природы и сближает нас с животными. К ней относятся, например, наши биологические потребности, строение тела, теплообмен и другие процессы в нашем организме. Социальная сторона приобретается человеком в обществе – благодаря обучению и воспитанию. К социальной стороне относят то, что отличает человека от животных, те качества, которым его обучают другие люди. Например, воспитание, самооценка, мировоззрение, разделяемые человеком идеалы и ценности и т.д.

Задания для обучающихся. Выполните задания 4-5, представленные в приложении к данному конспекту урока.

Сегодняшний урок мы посвятили разговору о человеке, т.е. о нас самих. И в первую очередь о том, какое место мы занимаем в мире живых существ, что объединяет нас с животными и что отличает он них.

А самостоятельно я предлагаю вам найти и изучить ещё несколько отличий человека от животных, связанных с сознанием, интеллектом и психикой человека.

Задание 1. Установите правильное соответствие между интеллектуально-психическими сходствами и различиями человека и животных

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *