Что общего у человека и животного обществознание горелов
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Человек и общество 1.4 Биологическое и социальное в человеке.
ОГЭ. Обществознание.
1.4 Биологическое и социальное в человеке.
План.
Человек — биосоциальное существо.
Человек — это биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.
Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.
Биологическое в человеке.
Человек — высшее млекопитающееся, которому свойственны особенности анатомии, физиологии, протекания различных биологических, физиологических процессов в организме – то есть всё то, что дала человеку природа, каким он родился.
Социальное в человеке.
Человек связан с обществом и лишь в нём способен стать личностью; только в обществе формируются его черты характера, развивается речь, мышление.
Человек и животное.
Особенности, свойственные только человеку.
Особенности, свойственные только животному.
Особенности, свойственные и человеку, и животному.
Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой. Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.
Какие же инстинкты сохранились у людей?
Человек, индивид, личность.
Человек — это биосоциальное существо, представитель человеческого рода Homo Sapiens,наделённое разумом, сознанием, способностью говорить, прямохождением, то есть качествами, отличающими его от животного.
Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.
Индивид
Индивид – это единичный, конкретный представитель человеческого рода. Каждый из нас – индивид.
Личность
Личность – это индивид, социально и духовно развитый человек, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализация.
Индивидуальность
Индивидуальность – это неповторимое своеобразие каждого человека, то, что делает нас непохожими на остальных. Даже близнецы имеют различия.
В чём проявляется индивидуальность?
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Презентация по Обществознанию на тему: «Черты сходства и различий человека от животного».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема: «Черты сходства и различий человека и животного».
Цели урока: А) образовательные – дать представление о месте человека в системе органического мира; расширить знания учащихся об основных доказательствах происхождения человека от животных; установить основные черты сходства и отличия человека и человекообразных обезьян Б) развивающие – развивать у учащихся основные учебные умения и навыки (сравнение, выделение главного, анализ, умение делать выводы). В) воспитательные – показать учащимся, что человек – часть природы, он в ответе за все происходящее в ней.
Антропология – наука о происхождении и эволюции человека.
«Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.) – Ч. Дарвин
Систематическое положение человека Тип Хордовые Подтип Позвоночные Класс Млекопитающие Подкласс Плацентарные Отряд Приматы Подотряд Настоящие обезьяны Надсемейство Высшие узконосые обезьяны Семейство Гоминиды или люди Род Человек Вид Человек разумный
1 – плезиадацис; 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 2 – дриопитек африканский; 3 – рамапитек; 4 – австралопитек африканский; 5 – человек умелый; 6, 7 – человек выпрямленный; 8 – неандерталец; 9 – кроманьонец; 10 – современный человек; 11 – узконосые обезьяны; 12 – широконосые обезьяны; 13 – лемуры; 14 – лори; 15 – долгопяты; 16 – орангутаны; 17 – гиббоны; 18 – гориллы; 19 – шимпанзе. Эволюционные пути развития приматов
Ушные раковины 6-месячного зародыша взрослого человека Слепая кишка и червеобразный отросток Рудименты – органы или их остатки, выполнявшие определенные функции у предков и плохо развитые у человека совы Глаз человека обезьяны человека копытного
Атавизмы – проявление признаков и органов далеких предков у некоторых людей Волосатый человек Многососковость Хвостатый мальчик
1. Эмбриологические доказательства родства животных и человека. Зародыши каких животных находятся внутри окружности?
Сходство человека и человекообразных обезьян. Признак Проявление сходства Внешнее строение Крупные размеры, длинные конечности, широкие плечи, сходная форма ушной раковины, выступающий нос, шерсть без подшерстка, мимика, ногти. Скелет Одинаковые отделы, кости, 12-13 пар ребер. Кровь 4 группы крови, Биохимические процессы Сходство белковых молекул, взаимозаменяемость гормонов, общие болезни и паразиты. Хромосомы Сходное число, размер и форма хромосом (46 – 48)
Вывод: Человек – часть животного мира. Большое сходство человека и человекообразных обезьян указывает на общность происхождения.
Проверьте себя: Кто считал, что человек, как и все живое на Земле, создан Богом: а) Линней б) Дарвин в) Ламарк. 2. Рудиментом является: а) копчик б) многососковость в) хвостатость. 3. Изменения скелета человека связаны: а) с мутациями б) с ароморфозами в) с приспособлением к прямохождению. 4. Каково одно из последствий прямохождения: а) увеличение скорости передвижения б) усложнение деторождения в) улучшение кровообращения нижних конечностей 5. Что не передается по наследству от родителей к детям: а) инстинкты б) условные рефлексы в) цвет и форма глаз. 1-а; 2-а; 3-в; 4-б; 5-б.
Поставь себе оценку № Вопросы: 1 Удовлетворены ли вы результатом своей познавательной деятельности на уроке? 2 Проявился ли интерес к предмету на данном уроке? 3 Соответствовал ли уровень изложенного материала степени вашей готовности к уроку? 4 Осознаёте ли вы важность полученных на сегодняшнем уроке знаний? 5 Возникла ли на уроке атмосфера сотрудничества между вами и другими учениками вашей группы? 6 Удовлетворены ли вы сегодняшним уроком?
Домашнее задание: Прочитать конспект, предоставленный на занятии. Написать в тетради различия человека от животного (письменно).
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-997121
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что общего у человека и животного обществознание горелов
Авторы пишут о том, что сближает человека с животным миром и чем человек от животного отличается. Приведите любые два признака сходства и любые два отличительных признака, указанных в тексте.
Человек принадлежит к животному царству и подчиняется биологическим законам; более того, как телесно-материальное образование он – как любой вид материи – подвержен вещественным и энергетическим воздействиям. Но человек обладает мышлением, речью и сложной структурой мыслительной и эмоциональной деятельности, которую мы называем сознанием. Люди способны осознавать факт своего существования, выдвигать и реализовывать жизненные цели, соответствующие системе их ценностных установок. В поведении человека присутствуют биологические инстинкты, но они контролируются законами сообщества людей. Поведение же животных жёстко запрограммировано системой условных и безусловных рефлексов, не дающей им возможности выйти за рамки своего биологического естества. Каким бы сложным ни казалось нам поведение животного, оно остаётся поведением инстинктивно-биологическим.
Обратимся в подтверждение к примеру жизни человека, имеющего большой авторитет в философской антропологии. Мы имеем в виду Иммануила Канта. От рождения он был таким слабым и болезненным, что его жизнеспособность вызывала у окружающих большие сомнения. Кант же смог так организовать свою жизнь, так неукоснительно следовать им самим сформулированным принципам, что не только прожил восемьдесят лет, но и явил пример преданнейшего служения науке.
С другой стороны, природные задатки способствуют интеллектуальному развитию людей, во многом определяют их склонность к творческим формам деятельности. Таким образом, в понимании человека важно избегать двух крайностей: «биологизации» и «социализации» человеческой природы.
И всё же нельзя утверждать, что человек обладает двумя самостоятельными сущностями. Сущность человека едина, и её образует совокупность надприродных свойств, благодаря которым мы преодолеваем свою биологическую определённость. Свобода воли, проявляющаяся в способности выбирать свою судьбу, пути своей жизни, – главное и основное из этих свойств человека. Смысл жизни человека как раз и заключается в том, чтобы самостоятельно, усилием своей воли преодолевать или пытаться преодолеть все сопротивления и обстоятельства, реализуя свою жизненную программу. В этом случае человек становится действительно свободным, поскольку способен властвовать над внешними обстоятельствами и условиями.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Признаки сходства: принадлежит к животному царству и подчиняется биологическим законам, подвержен вещественным и энергетическим воздействиям.
2) Отличительные признаки: обладает мышлением, речью и сложной структурой мыслительной и эмоциональной деятельности, которую мы называем сознанием, человек способен осознавать факт своего существования, выдвигать и реализовывать жизненные цели.
Профессор Знаев
ОСНОВНОЕ МЕНЮ
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
ИСТОРИЯ
БИОЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЯ
МАТЕМАТИКА
ИНФОРМАТИКА
Урок обществознания «Человек и мир животных: отличия и сходства. Человек как биосоциальное существо»
С древнейших времён человек задавался вопросом, кто он такой и зачем пришёл в этот мир. Как ни пытались мыслители ухватить понятие «человек», попытаться выделить его основную сущность, им это не очень удавалось.
Когда древнегреческий философ Платон, пытаясь дать определение этому понятию, заявил, что человек – это «двуногое существо без перьев», другой мыслитель – Диоген Синопский в ответ принёс Платону ощипанного петуха и объявил: «Вот он – человек Платона!». Тогда Платон вынужден был дополнить своё определение: человек – это существо не только без перьев и «с плоскими ногтями». Можно считать этот ответ исчерпывающим? Боюсь, что нет.
Тема нашего урока: «Человек и мир животных: отличия и сходства». Так что же отличает человека от животных, а что сближает с ними? И уж не животные ли мы с вами?
2. Место человека в мире живых существ
Да, именно животные. С биологической точки зрения человек относится к царству животных, классу млекопитающих, отряду приматов, подотряду сухоносые приматы, семейству гоминид роду Homo и виду Homo Sapiens Sapiens (человек не просто разумный, а человек разумный разумный).
Задание для обучающихся. Используя дополнительные источники информации, установите, какие ещё животные относятся к классу млекопитающих?
С биологической точки зрения, нашими ближайшими родственниками являются гориллы, шимпанзе, орангутаны. Вы знаете, что тремя распространёнными точками зрения на проблему возникновения человека на Земле являются теория эволюции (человек и современные обезьяны имеют общих предков), религиозная теория (человек создан богом) и уфологическая теория (человек возник в результате деятельности инопланетных цивилизаций). Из этих точек зрения научной является только теория эволюции, поскольку она имеет неопровержимые доказательства и признанна сообществом учёных.
Основы теории эволюции заложили английский учёный Чарльз Дарвин и немецкий учёный Фридрих Энгельс в XIX в. Теория эволюции утверждает, что современный человек и современные обезьяны имеют общего предка. Например, последний общий предок человека и шимпанзе жил в интервале от 5 до 8 миллионов лет назад. Человек современного типа сформировался около 40 тыс. лет назад. Более того, современная теория эволюции утверждает, что все живые существа на планете Земля имели общего предка, который представлял собой существо размером меньше клетки. В геноме человека около 28 тысяч генов, которые передают наследственную биологическую информацию о каждой клетке нашего организма, причём общих генов с шимпанзе – 95% из них, а, например, с дождевым червём и бананом – около 50%. Но всё же мы – не животные в полном смысле слова. Точнее, человек занимает особое место в царстве животных. Далее мы остановимся на основных группах сходств и отличий человека и животных.
Рекомендация для учителя. Обучающиеся в 5 классе уже получили некоторые упрощённые представления о теории эволюции, поэтому необходимо повторить с ними основные признаки и этапы эволюции человека. Необходимо обратить особое внимание на то, по каким параметрам теории возникновения человека делятся на научные и ненаучные. Следует обратить внимание обучающихся на наличие доказательств современной эволюционной теории (например, наличие костных останков промежуточных стадий эволюции, биологическое сходство человека и животных и т.д.).
3. Сходства и отличия человека и животных
3.1. Биологические отличия и сходства
Видя опасность (например, большую хищную птицу), сова съёживается, чтобы быть менее заметной. Такое явление называется инстинктом. Основным инстинктом называют инстинкт самосохранения – спасения в случае опасности. Также выделяют, например, инстинкт размножения и материнский инстинкт (забота о потомстве). Инстинкты даны человеку и животным от природы, передаются естественным путём по наследству, поэтому им не нужно обучать. Например, самку собаки не нужно учить заботиться о щенках, умение делать это дано ей от природы.
Бывает, что животные ведут себя в соответствии с инстинктами? Да. Более того, считается, что животные в естественной среде обитания всегда ведут себя именно в соответствии с инстинктами (речь не идёт о домашних или дрессированных животных, на поведение которых оказывает влияние человек разумный). Бывает, что человек руководствуется инстинктом? Да. Например, человек спасается из здания, в котором происходит пожар.
Но бывает ли так, что человек идёт наперекор инстинктам? Например, когда человек отказывается следовать основному инстинкту – инстинкту самосохранения? Да. К примеру, когда во время пожара человек бросается в горящее здание, чтобы спасти оставшегося там ребёнка. Более того, некоторые профессии заставляют людей каждый день идти наперекор основному инстинкту.
Задание для обучающихся. Используя различные источники информации, назовите пять таких профессий, представители которых ежедневно жертвуют своей жизнью, преодолевая основной инстинкт.
Задание для обучающихся. Используя различные источники информации, в том числе электронные ресурсы, назовите героев Великой Отечественной войны, которые пожертвовали своими жизнями ради общих целей и ценностей, ради спасения Родины и соотечественников. Назовите несколько героев войны, которые происходили из вашего родного края.
Итак, если животные всегда следуют инстинктам, то человек, хотя также наделён инстинктами, но способен их сознательно, силой своей воли преодолеть.
Та же история с наследственностью. Во-первых, не следует путать наследство и наследственность. Наследство – это имущество и права, которые получает наследник после смерти завещателя в соответствии с законом (например, квартира, машина и т.д.). Наследственность – это биологические признаки, которые получает потомок от своих предков генетически, то есть в силу законов природы. Примерами наследственности могут служить черты внешности (например, черты лица ребёнка повторяют черты лица родителей), некоторые заболевания (например, проблемы со зрением) и т.д. И у животных, и у человека есть наследственность, но человек, в отличие от животных, способен с помощью своего сознания, силы воли или науки наследственность преодолеть. И речь здесь идёт не только о преодолении передающихся по наследству заболеваний. К примеру, цвет кожи – также проявление наследственности. Но человечество знает примеры людей, которые с помощью медицинских операций меняли цвет кожи (например, знаменитый американский певец Майкл Джексон).
Задание для обучающихся. Используя различные источники информации, приведите три примера преодоления человеком негативной наследственности.
У человека и животных в целом сходное строение тела. Основная часть органов тела совпадает: конечности, глаза, сердце, кровеносная система, мозг, нервная система и т.д. В теле человека и животных проходят сходные биологические процессы, связанные с жизнедеятельностью: дыхание, метаболизм, теплообмен и пр.
Но есть несколько основных отличий человека от животных в строении тела. Во-первых, это прямохождение – передвижение на двух ногах, что делает руки свободными. Первым из наших предков прямохождение закрепилось у австралопитека, жившего в Южной Африке 4-2 млн лет назад.
Задание для обучающихся. На основе знаний, полученных в курсе истории первобытного общества, а также дополнительных источников информации ответьте на вопрос, как звали самую известную девушку из всех австралопитеков? Так ли звали её родители и знакомые? Кто и почему так её назвал?
Во-вторых, развитый головной мозг, большой его объём в сравнении с объёмами тела. Например, у страуса объём глаза больше, чем объём мозга. Средний объём мозга человека – около 1450 кубических сантиметров, тогда как у шимпанзе – 500 кубических сантиметров. Большой объём головного мозга в сравнении с объёмами тела, а также развитая кора головного мозга создали возможности для развития сознания и мыслительных способностей у человека.
Задание для обучающихся. На основе дополнительных источников информации ответьте на вопросы, у какого известного русского писателя был мозг с одним из самых больших объёмов за всю историю медицины, а также у какого известного французского писателя был один из самых маленьких объёмов мозга.
Задание для обучающихся. На основе дополнительных источников информации, ответьте на вопрос: что больше влияет на мыслительные способности человека – объём головного мозга или площадь его коры?
В-третьих, развитая кисть. В отличие от обезьян, у человека большой палец противопоставлен всем остальным. Так не было изначально, у того же австралопитека все пять пальцев имели одинаковое строение. В ходе эволюции у предков человека отделился большой палец, что дало руке человека возможности совершать более сложные движения, например, при изготовлении орудий или при письме.
Эти три отличия в строении нашего с вами тела в XIX в. учёные называли «гоминидной триадой» и считали главными отличиями человека от животных. Современная наука выделяет намного больше отличий человека от животных. Да и сходств тоже.
Ещё одним биологическим сходством человека с животными является наличие биологических (естественных) нужд. Человек и животные нуждаются в воде, пище, воздухе, отдыхе, теплообмене и размножении. Но в отличие от животных (опять же: диких животных в естественной среде обитания, а не выдрессированных человеком), человек осознаёт эти нужды, поэтому у нас с вами они называются потребностями. Более того, человек и животные утоляют эти нужды по-разному. Человек, к примеру, способен силой воли и стремлением к цели вовсе преодолеть некоторые из этих потребностей: например, люди, выдерживающие религиозный пост или диету, отказываются от некоторой или иногда даже вообще от любой пищи. Удовлетворение потребности в отдыхе не сводится у человека к лежанию в горизонтальном положении, к полному бездействию или сну; отдыхом для человека является любая смена занятий: и чтение книг, и поход в музей, и прогулки, и занятия спортом, путешествия и т.д.
Мы с вами выделили четыре основных биологических сходства и отличия человека и животных. Ещё одна группа сходств и отличий связаны с деятельностью человека, с его трудом.
3.2. Хозяйственно-трудовые сходства и отличия
Мы уже сказали, что поведение животных определяется инстинктами. У человека присутствуют инстинкты, но он может их сознательно преодолеть, и деятельность его определяется не инстинктами, а осознанно поставленными перед собой целями. Только человек способен на трудовую деятельность.
Далее поговорим об орудиях труда.
Животные способны использовать встречающиеся в природе предметы в качестве орудий труда. Обезьяна с помощи палки сбивает бананы с ветки, а вороны с помощью камней разбивают орехи. Но при этом ни обезьяна, ни ворона не преобразовали взятый в природе предмет – палку или камень, они использовали их в имеющемся виде. Человек также способен использовать природные предметы в качестве орудий труда, но он вышел за эти рамки: он научился преобразовывать предметы природы и изготавливать из них новые орудия труда, которые в природе не встречаются. В отличие от обезьяны, уже первобытный человек способен был из палки сделать копьё (наточив её) или топор (привязав к палке камень). В отличие от вороны, уже первобытный человек способен был из камня выточить лезвие ножа или топорище. Итак, в отличие от животных, человек способен изготавливать орудия труда.
У человека и животных также различное отношение к таким предметам. Животные сразу после использования предметов в качестве орудий теряют к ним интерес и выбрасывают их, применяя их однократно (т.е. только один раз). Обезьяна и ворона выбросят палку и камень, когда добудут пищу с их помощью. Человек же осознанно относится к орудиям труда и использует их многократно. Человек способен понять, что орудие труда самоценно, что оно может быть использовано и после того, как в данный момент пища будет добыта.
Антропологи долго спорили между собой, кто из предков человека – ещё больше животное, а кто из них – уже больше человек. Советские учёные доказывали, что Человек умелый – ещё пока животное, а Человек прямоходящий – уже человек, поскольку Человек умелый умел изготавливать орудия труда (на то он и умелый), но не использовал их многократно, а Человек прямоходящий уже относился к орудиям труда осознано и использовал их много раз.
4) Ещё одним отличием деятельности человека от поведения животных является отношение к окружающему миру, к природе. Считается, что если животные приспосабливаются к окружающему миру (подстраивают себя под него), то человек, наоборот, стремится окружающий мир приспособить под свои нужды (мир подстраивает и переделывает под себя). Поэтому именно человек с помощью разума и труда изменил облик планеты Земля: построил асфальтовые и железные дороги, газопроводы, растянул линии электропередач, вырубил леса, прорыл каналы, соединил реки, выстроил города и т.д.
Таковы основные отличия деятельности человека от активности животных. Осталась третья группа сходств и отличий – они связаны с психикой и сознанием.
3.3. Интеллектуально-психологические отличия
Психика – это сфера нервной деятельности человека и животных, которая позволяет им воспринимать окружающий мир и которая регулирует их поведение в отношении этого окружающего мира. Психика включает в себя ощущения, восприятия, эмоции, стремления, память и т.д. Из этого определения видно, что и животные, и человек обладают психикой. Но человек кроме психики обладает также сознанием – частью психики, которая ему подконтрольна, т.е. в содержании которой человек отдаёт себе отчёт. Чтобы понять, как соотносятся психика и сознание, можно представить себе тёмную ночную улицу (это психика) и фонарь, который освещает её небольшую часть (это сознание). Во тьме на этой улице нам ничего не видно – так и наша психика для нас неясна, неподконтрольна нам. А под фонарём всё видно и понятно – также человеку ясно сознание. Человек с помощью сознания, силы воли, разума способен контролировать себя, своё поведение, своё отношение к миру. Это и называется сознанием. Поэтому деятельность человека осознанна. А поведение животных, как мы говорили, инстинктивно.
Люди способны обмениваться информацией. Имеют ли эту способность животные? Конечно, да. Пчёлы передают информацию языком танца, слоны – через вибрацию поверхности земли, которую они чувствуют благодаря специальным подушечкам на стопах. Самый сложный язык общения в животном мире, судя по современным данным, у дельфинов.
Задание для обучающихся. Используя дополнительные источники информации, ответьте на вопрос, почему способы обмена информации, которые используют дельфины, считаются самыми сложными и развитыми в мире животных? Какими «именами» называют друг друга дельфины? Сколько видов свита учёные выделяют у дельфинов? Что означает каждый из видов? Можно ли поставить знак равенства между «языком дельфинов» и человеческой речью»?
Задание для обучающихся. Используя дополнительные источники информации, ответьте на следующие вопросы. Удалось ли человеку обучить обезьян языку глухонемых? Удалось ли обезьянам самостоятельно обучить своих детенышей языку глухонемых?
Но человек способен обмениваться информацией таким путём, который недоступен животных – устная и письменная речь. Наша речь состоит как минимум из двух частей: биологическая и социальная. Биологическая сторона речи обеспечивается строением нашего речевого аппарата (гортани, языка, подбородка и т.д.), которые физически позволяют нам произносить разнообразные и членораздельные звуки. Социальная сторона речи заключается в том, что человек не просто издаёт звуки, а формирует из них слова и предложения и более того – понимает их значение.
Задания для обучающихся. Выполните задания 1-2, представленные в приложении к данному конспекту урока.
Итак, вот оно – противоречивое положение человека в мире живых существ: с одной стороны, мы относимся к царству животных (и нас многое с ними сближает), с другой – имеем множество очень существенных отличий от животных. Так в чём же сущность человека?
3. Человек как биосоциальное существо
А сущность человека противоречива. С древности люди в самих себе разделяли тело и душу как два различных начала. Современные учёные отметают, что в человеке есть как минимум две стороны: биологическая и социальная. Первая дана нам от природы и сближает нас с животными. К ней относятся, например, наши биологические потребности, строение тела, теплообмен и другие процессы в нашем организме. Социальная сторона приобретается человеком в обществе – благодаря обучению и воспитанию. К социальной стороне относят то, что отличает человека от животных, те качества, которым его обучают другие люди. Например, воспитание, самооценка, мировоззрение, разделяемые человеком идеалы и ценности и т.д.
Задания для обучающихся. Выполните задания 4-5, представленные в приложении к данному конспекту урока.
Сегодняшний урок мы посвятили разговору о человеке, т.е. о нас самих. И в первую очередь о том, какое место мы занимаем в мире живых существ, что объединяет нас с животными и что отличает он них.
А самостоятельно я предлагаю вам найти и изучить ещё несколько отличий человека от животных, связанных с сознанием, интеллектом и психикой человека.
Задание 1. Установите правильное соответствие между интеллектуально-психическими сходствами и различиями человека и животных