Что общего у евреев и армян
Армянские евреи
История армян и евреев, переплелась больше чем двадцать семь веков назад, во времена когда и речи не было об Армении и Израиле, как об отдельных государствах. Начиная со времени первого насильственного переселения евреев в земли современной Армении вавилонским царем победоносным Навуходоносром, еврейские общины были и в столице, и во всех больших городах. Это два народа, разделивших прекрасную, богатую и печальную на события историю.
Что общего
Время и события больше чем двух тысяч лет свели евреев и армян, связав в определенной степени два этих народа и оставили следы в летописях. Похожесть подмечают и не оставляют без внимания историки уже много лет. Когда-то часть народа евреев была выслана в земли Армении, есть данные о том, что отправлены были избранные, знатные люди, мастера и ремесленники. В исторических источниках это событие известно как Вавилонский плен. В Армении по данным историков евреев приняли хорошо, не принуждали менять вероисповедание. А еще их очень ценили как городских жителей, умеющих развивать культуру и различные производства.
Яндекс картинки
Именно поэтому в дальнейшем при строительстве городов армянский царь Тигран Великий расселял еврейские общины, чтобы они больше способствовали развитию новых поселений. Тигран Великий, а позже и его сын Артавазд II, перенявший многое от своего отца, в процессе своих военных походов часто брали пленных евреев. Но есть версия, что евреев приглашали и они добровольно направлялись к собратьям в чужие края. Часто больше половины населения городов того времени составляли именно евреи. По информации армянского историка пятого века Мовсеса Хоренаци, от этих переселенных общин произошел род Багратуни, от которого позже взяли начало два царских рода армянский и грузинский.
И именно тогда, шел второй век до нашей эры, появились первые поселения армянского народа в Израиле, также в результате политических действий царя Тиграна. Можно сказать, что в то время и появились понятия еврейские армяне и армянские евреи.
Стабильность и относительное процветание жизни евреев в Армянском нагорье была нарушена персидским царем Шапуром II, который депортировал большую часть еврейского населения в Персию, что в разы уменьшило долю евреев в Армении.
“Евреям в Армении живется хорошо”, — Иосиф Флавий сказал однажды на приеме у римской императрицы. (Первый век нашей эры)
В современном мире численность армянских евреев варьируется от шестисот до трех тысяч человек, в то время как еврейских армян насчитывают больше двадцати пяти тысяч человек. Не зря два этноса называют родственными народами — многие века они жили бок о бок, переживая взлеты и падения своих судеб. Основные их схожести можно объединить в следующие группы:
По данным Berman Jewish Databank 44,9% всех евреев проживает непосредственно в Израиле, 39% в США и 16,1% в остальных странах мира.
Армяне — это евреи или нет
Происхождение еврейского народа по сей день источник множества дискуссий. По большей части оттого, что по еврейской традиции их начало идет от Авраама, Исаака и Иакова. А это означает, что истории евреев уже четыре тысячи лет. С этнографической точки зрения это вызывает скептицизм, ведь представляется крайне сложным сохранение этнической уникальности на протяжении такого длительного времени.
Вполне возможно имеет место вопрос определения. Становление и развитие народа может включать в себя и все изменения, включая генетические, с которым народность сталкивалась не одно тысячелетие. А исторические формулировки и информация из священных писаний трактуются уже исходя из идеологии читающих.
Яндекс картинки
Есть исследования медицинского колледжа Альберта Эйнштейна на тему генетического происхождения еврейского народа, по результатам которого вычислено время появления первых предков современных евреев Его провели ученые Гиль Ацмон, Эдвард Бернс и Эйтан Фридман. Они изучили геномы основных еврейских популяций: сефардов, мизрахов и ашкеназов. Ашкеназами называются евреи восточной и центральной Европы, мизрахами называются евреи Ирана, Ирака и Сирии (потомки плененных персами), а сефардами — евреи, чьи предки когда-то попали в земли Греции, Турции и Италии. И выяснили, что они появились на территории Месопотамии, примерно 150 поколений назад, то есть две с половиной тысячи лет.
Армянский язык — это единственный сохранившийся язык из индоевропейской языковой семьи.
С историей армян конкретики намного больше. Их народность образовалась в промежуток с восьмого по шестой век до нашей эры в Армянском нагорье. Но начало формирования народности определяют началом второго тысячелетия до нашей эры. По крайней мере на пять веков они моложе своего брата.
Один из факторов, который заставляет задуматься о родстве двух народов — это часть общих слов в айрен лезу, то есть армянском языке, и иврите. Но это объясняется общим происхождением на Ближнем Востоке и пересечением армян и евреев с римлянами, персами, и предками англичан.
Есть популярные версии о том, что истоки обеих этнических групп берут свое начало от вавилонян и финикийцев. Даже если так, развитие народов хоть и имело много общего, но протекало по отдельности, ввиду культурных и религиозных особенностей. Самобытность двух народов сохранялась из поколения в поколение.
Даже сегодня экономическая успешность диаспор этих народов наравне с их этнической целостностью по всему миру вызывает восхищение. Может быть этим они и родственны по большей части, своим отношением к родной культуре, религии и предкам.
Геноцид армян произошел в период с 1915 по 1923 года. Его контролировала Османская Империя уничтожая и депортируя армянских жителей. Турция до сих пор не признает эти события геноцидом.
Кто такие армянские евреи
Армянскими евреями называют диаспору евреев в Армении. В Устной Торе говорится, что первые евреи попали в Армению в пятом веке до нашей эры. Они внесли свой вклад в развитие Великой Армении и их высоко ценили цари того времени. Армянские евреи развивали коммерцию и ремесла в городах. Часть принимала христианство, другая часть придерживалась иудаизма.
В современной Армении проживают в основном евреи эмигрировавшие из разных частей Советского Союза. Знаменитыми представителями этой диаспоры являются композиторы Арам Хачатурян, Арам Мерангулян и художница Гаяне Хачатурян. Они заслужили любовь многих своим выдающимся творчеством, удостаивались Сталинской награды и мирового признания, и стояли у истоков современного искусства обоих своих народов.
На сегодняшний день по разным данным численность их диаспоры в Армении достигает до трех тысяч человек. Периодически имеют место случаи антисемитского активизма, и даже среди политиков появляются антисемиты. С этим правительство борется и стремится к миру. Успешно функционируют общинные, религиозные и культурные еврейские центры и даже налажено собственное производство кошерной пищи, которая отправляется на экспорт. В Ереване установлен памятник жертвам Холокоста.
Яндекс картинки
В Ехегисе найдено самое первое в мире еврейское кладбище. Датируется оно тринадцатым веком. Там археологами были изучены надписи на надгробьях на иврите и арамейском языках. И там же обнаружены выбитые письмена на армянской церкви, которые сообщают о том, что эта земля была приобретена у евреев.
Великая история двух народов порождает огромное количество споров и дискуссий о происхождении как отдельных личностей, так и общего влияния на культурно-историческое развитие друг друга. История дает нам много ответов на вопросы, но оставляет еще больше вопросов, от чего процесс изучения таких интереснейших тем будет продолжаться еще очень долго.
По Закону Катастрофы европейского еврейства статус Праведники Мира был определен тринадцати армянам. Это значит, что они бескорыстно спасали жизни потомков Авраама во время Холокоста.
Что общего между армянами и евреями?
Комментировать
Все комментарии (25)
комментирует материал 07.05.2012 #
комментирует материал 07.05.2012 #
Был один мальчик, на половину еврей, на половину армянин.
как-то раз прибегает он к маме и спрашивает «Мама, я еврей или армянин?»
Мама отвечает: «Не знаю, сынок иди у папы спроси.»
Он побежал к отцу и задал ему тот же вопрос. Отец послал его к дедушке.
Мальчик прибегает к дедушке и спрашивает:
Хороший анекдот.
Улыбнулся.
Вообще то статья не о чём. В сути своей провакационна. Один брат пытается посорить двух других. Это не для меня.
Мне интересны все, не зависимо от приписываемых им достоинств или недостатков.
Искать недостатки в национальности, это не рационально и просто безумно. В семье не без урода.
А что делать тем в ком хранится память предков нескольких национальностей?
Осознаный мутант это благо. Другие национальности это его родня и выискивать национальных уродов ему явно не придёт в голову.
А что делать тем, кто из всей своей родословной знает только маму и папу?
А вы знаете всех своих предков до 40 колена?
Покапайтесь в своих родословных бабушек, дедушек и их пра пра. Вы обязательно найдёте прилив свежей крови. Войны, миграция и просто иноземные невесты были присущи не только простолюдинам но и высшим властителям в их гаремах. Это только по женской линии. О мужской я не говорю.
Представляете, если генетическая память Вашего организма, осмыслив статью, начнет делить Ваш организм на наших и Ваших, что будет с Вами?
Внутреннее разложение организма мне не надо.
Смерть от ничего, от кликушества мне так же не нужна.
Не будите генную память, не кликушествуйте, и будет вам Мир и счастье.
Знание 9 колен это ни что. До Адама ещё далеко.
Кстати его сын Каин убивший Авеля ушёл в другое племя.
Не будите гены, беду накличите.
Помните о смешении народов и их разделении.
Удачи!
Лучше пишите о Советских разнонациональных анекдотах, объединяющие народы, несущие улыбку и смех. Хороший анекдот с тонким юмором гораздо полезнее, грязной политики. В отличии от проповедников политики, анекдотисты живут дольше.
Для начала, в моих жилах течет кровь четырех племён. Национализмом не болею и этим горжусь. Это позволяет смотреть на мир шире сс широкораспахнутой душой и доброжелательностью, не зацикливаясь на узком национализме. Национализм, это узость мышления с ограниченным кругозором. Это как бы у человека искусствено отобрали кусок мозга, которым он мог созерцать многообразие мира.
Не ограничивайте себя рамками, это тюрьма ума.
Насчет анекдотов, я плохой рассказчик.
комментирует материал 07.05.2012 #
преданиия о горе Арарат. и вообще, самообожествляющий образ героической нации, двигателя науки и прогресса.
Не существует. Как и всё, что упомянуто в Писании, не имеет отношения к существующим физическим объектам.
Как и евреи, о которых здесь говорится, не имеют отношения к слову «евреи» в Библии. Обратим внимание на костяк этого слова В-Р, такой же имеет слово «вера», и оба слова обозначают «переход».
Хотя в силу того, что слово требует исполнения, в нём как бы заложен код, то и в жизни евреев переход как образ жизни имеет место.
Но в Библии со словом евреи связаны очень значительные перемены, в жизни же что-то очень стабильненько, неизменно, предсказуемо, как бы что-то остановилось в своём развитии. И это объяснимо, они сами себе поставили преграду буквальным пониманием Писания. Завели свой ум, который всем на зависть, в ловушку. И кто их таких сверхумных сможет оттуда вывести? У них не хватит ума попросить о помощи, и ни у кого не хватит ума, чтобы их переубедить.
А армяне очень остроумны. И все народы хороши по-своему, и пусть хранят свои традиции и ум.
комментирует материал 07.05.2012 #
Не согласен. Все перечисленные выше (да еще столько же неперечисленных) негативные качества действительно присуще армянам. Что же касается евреев, то как и любой народ они не лишены недостатков и изъянов, но между армянами и евреями разница как между небом и землей, это два разных полюса. Главный недостаток евреев то что они как я высказался являются полюсом (мировым), но положительным, а армяне напротив отрицательный во всех отношениях полюс. Мир многим чем обязан евреям и если евреи не ладят (далеко не совсеми) мусульманами то в этом не только их вина. Более того я считаю что это дело утрясется.
В чем сходство армян и евреев
Что общего может быть у армян и евреев? Эти народы географически живут довольно далеко друг от друга, да и на первый взгляд вовсе разные. Но ученые давно доказали, что сходство между ними есть, да еще и немалое.
Сходство не нужно путать с родством. Многие ошибочно говорят о том, что армяне якобы «пошли» от евреев, но это совершенно не так. У армян и евреев схожие история и религия, и даже есть некоторые элементы в традициях и культуре. При этом исторически, согласно этнографии, это абсолютно разные народы.
История
Как ни крути, а у армян и евреев история очень богатая и очень печальная. Оба народа пережили немало бед из-за своих более могущественных соседей, поддавались гонениям и даже могли быть уничтожены в определенное время.
Да и в современной истории эти два народа находятся в постоянном напряжении из-за непрекращающегося конфликта, не имеющего своего окончания. Главные противники этих народов – мусульмане.
Мало кто знает, что в свое время армяне пережили не меньший по масштабам геноцид, чем евреи. Правда, мучения иудеев закреплены в мировой истории, а вот про уничтожение армян в современном обществе говорят очень мало.
Диаспоры
Армяне и евреи составляют крупнейшие в мире диаспоры. Количество представителей этих народов за пределами исторической родины превышает в разы количество живущих на ней. Появились группы переселенцев из-за внешней угрозы государству: уехавшие люди, нашедшие дом на чужой земле, после уже не вернулись обратно.
При этом «внедряться» в чужую культуру и привыкать к чужим традициям они не стали – диаспоры евреев и армян даже вдалеке от Родины сохраняют свою уникальную первобытность и оригинальность. Они не мешают жить своим соседям, но и не позволяют вмешиваться в свои сугубо народные верования.
В Армении живут всего три миллиона человек, а по всему миру диаспоры армян исчисляются миллионами представителей этого народа. Евреев в Израиле около семи миллионов, еще столько же живут в других странах мира.
Эти народы даже в чужой стране создают своеобразные «группировки», в том числе и финансовые. Количеству ресурсов могут позавидовать даже китайцы, которые также расселились по нашей планете в немалом количестве. По оценкам экспертов, армянская диаспора зачастую богаче еврейской, хотя стереотипно принято считать именно евреев самыми богатыми людьми в современном обществе.
Религия
У армян и евреев есть уникальное представление о вероисповедании. У каждого из этих народов своя собственная религия, не схожая ни с одной религией мира. Близка вера к христианской, но имеет свои уникальные особенности и вкрапления из исторических событий, пережитых народами.
Армяне, как и иудеи, имеют свою собственную церковь, сложенную еще в те времена, когда Вселенские соборы пытались определить понятие христианства и установить некие рамки и ограничения между представителями разных вероисповеданий.
При этом религия армян считается более первобытной, так как представители этого народа ни в каких собраниях не участвовали. Вера передавалась у них из поколения в поколение, не терпя вмешательства извне даже в самые сложные исторические времена.
Таким образом, можно подытожить, что у армян, как и у евреев, есть некая «национальная» религия, национальная первобытная культура и уникальные традиции, не схожие с традициями ни одного народа на Земле.
Армяне и потомки десяти колен Израиля
C окончательным разрушением в 719 г. до н.э. Израильского царства и с уводом в плен значительной части его жителей в Ассирию и отчасти в Мидию, отдельные кланы, составлявшие это царство, как бы совершенно исчезают с исторической арены.
Библейские летописцы, которые сообщают множество рассказов про колено Иегудово, а также сопровождавшее его в Вавилонию колено Веньяминово, совершенно умалчивают о дальнейшей судьбе остальных Десяти колен Израилевых. Последнее сообщение о них летописца гласит: «И переселен был Израиль из своей земли в Ассирию до сего дня» (II кн. Цар., 17, 23). Это было написано в правление вавилонского царя Эвиль-Меродаха (ок. 560 г.); итак, в течение 160 лет после своего изгнания Израиль ещё существовал; а затем всякие сведения о нем исчезают, как будто Десять колен Израиля исчезли с лица земли.
Это можно объяснить только одним – потомки Десяти Колен стали язычниками и поэтому перестали упоминаться в еврейских хрониках, дабы их примеру не последовали остальные евреи.
Но куда же всё-таки делись 10 колен Израиля?
А это установить не так сложно как кажется.
Ассирийская держава не была огромной империей.
Евреев увели в горы – туда «где на них спустилось облако и покрыло их» – «позади тёмных гор» (Иер. Санг., X, 29с; ср. Bemidb. rab., XVI, 15).
Также известно, что в местах их поселения существует река Самбатион. Эта река отождествляется с протекающей на границе между Ассирией и Мидией рекой Zabatus.
Эльдад Га-Дани, известный еврей-путешественник, говорит о колене Иссахаровом, «кочующем на горах, на берегу моря, в конце мидо-персидской земли». Посетил он также колена Реубеново и Зебулоново на горе «Париап».
Из этого можно сделать вывод, что евреев пересилили на север или восток Ассирийской державы, в гористой местности.
Такой местностью в пределах Ассирии может быть либо Мидия, либо Урарту.
Поселились они именно в Урарту, в прародине Армении.
Это ясно потому, что эти пленные евреи вовсе не забыли о своём еврейском происхождении.
Помнили о своём происхождении и потомки увидённых в плен вместе в евреями финикийцы – хананеи.
И те и другие упомянуты средневековыми армянскими историками.
Начнём с того, что легендарным предком своим армяне считают Хайка, вавилонского вельможу, восставшего против вавилонского царя Бела. Хайк отправился со своим сыном Араменаиком и ещё с 300 мужами на север. Характерно и еврейское имя сына Арменаика – Кадмос («Восток»). Мовсес Хоренаци в своей истории доводит до нас сведения древних о том, что с предками Хайка-Айка соседствовали потомки 2-х сыновей Сима. Эти Симовцы присоединились к Айку и участвовали в битве против Бела.
Ассирийцы – ветвь вавилонян (халдеев), – предков евреев. Мовсес Хоренаци говорит о поселении в Армении и ассирийцев – Адрамелека и Санасара, сыновей царя Ассирии Сенекерима: «Одного из них наш храбрый предок Скайорди поселил на юго-западе нашей страны, близ границ той же Ассирии; это был Санасар. Его потомство разрослось и умножилось и заполнило гору, называемую Симом. Впоследствии выдающиеся и главные из них, выказав верность на службе наших царей, удостоились получения сана бдеашхства этих краев. Ардамозан же поселился к юго-востоку от той стороны; летописец рассказывает, что от него произошли роды Арцруни и Гнуни. Такова причина упоминания нами Сенекерима». Сыновья Санхерива после убийства своего отца бежали в страну Арарат (II Ц. 19:37 и Ис. 37:38).
Из этого понятно, что предками армян были некие семиты ушедшие из Вавилонии в Урарту. Таким образом, армяне не прямые потомки урартинцев, а потомки смешавшихся с жителями Урарту семитами.
Кем могли быть эти семиты?
Трудно поверить, что «вавилоняне» отделились от «вавилонян» же, и от самих себя бежали на север.
Очевидно, что предки армян были хотя и из числа жителей Вавилона, но не вавилонянами, а пленными евреями и финикийцами.
Грузинский автор Леонтии Мровели в «Жизни картлийских царей» также говорит о происхождении армян из Вавилона: «По разделении языков, когда воздвигали башню Вавилонову, разлучились и рассеялись оттуда языки по всему свету. Пришёл Таргамос со всем племенем своим и утвердился между двумя недоступными человеку горами – Араратом (Арарад Кордукской области – южная Армения) и Масисом. И было племя его велико и бесчисленно, обзавёлся он многодетным потомством, детьми и внуками сыновей и дочерей своих, ибо жил он 600 лет. И не вмещал их земли Арата и Масиса».
В Талмуде (Кидуш., 72а) Самуил включает местность Мешех в мидийские города, куда ассирийский царь Салманассар переселил израильских пленников (II Цар., 18, 11).
Мешех – Muski в Малой Армении, к северу от Мелитены. Из текста Псал., 120, 5 («Горе мне, ибо я жил у Мешеха, имел стоянки в шатрах Кедара»), ясно, что там жили пленные евреи.
Ара – название той местности, куда были отведены Пулом и Тиглат-Пилессером, ассирийскими царями, колена Рувимово, Гадово и половина колена Манассиина (I кн. Хрон., 5, 26: «Халах, Хабор и Ару и реку Гозанскую») – очень схоже с названием Арарат.
В Устной Торе (Эйха Раба, 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (Навуходоносор) сразу после разрушения I Храма, V в. до н.э.) пригнал часть евреев в Армению.
Таким образом, и еврейская традиция увязывает пленных евреев в Армении!
И из армянских авторов мы видим, что именно в Армении и поселились пленные евреи и финикийцы.
Так Мвсес Хоренацы говорит, что от пленных финикийцев, поселившихся в Армении, идёт известный род Гнтуни, «обычаи мужей этого рода выдают в них хананеев». Он также пишет, что царь Валаршак назначает «одевающим себя Дзереса, потомка хананейцев, и род его, не ведаю по какой причине, наименовывает Гнтуни». По другим известиям, Гнуни были еврейского происхождения, что ещё раз доказывает, что финикийцы и евреи – один народ (см. Мои статьи «Финикийцы – это евреи», «Евреи в Карфагене» и «Гиксосы были евреями»).
Так, Мхитар Айриванкский, говоря о временах Моисея и Иисуса Навина, сообщает, что «Ханидес Ханаанитянин прибыл в Армению».
Тот же Мовсес Хоренаци (как и другие армянские авторы) пишет, что сам род царей Армении происходит от одного пленного еврея – Шмбата Багратуни.
Невозможно себе даже в наше время представить, чтобы президентом Армении стал еврей.
Но характерно, что, говоря об этом, армянские авторы Средних Веков не выражают ни какого беспокойства или возмущения по этому поводу.
Очевидно, еврейского происхождения был весь народ, а потому и не было ни чего необычного в еврейском происхождении царя.
Царями в Великой Армении были представители династии Ирода Тигран IV (примерно 6 г. н.э.), Тигран V (60–61), и Аристобул (55–60) в Малой Армении.
По летописным преданиям, феодальные роды Аматуни и Мамиконян также были еврейского происхождения.
Мовсес Хоренаци пишет, что Вагаршапат – столица Армении, сложилась из еврейской колонии основанной здесь при Тигране VI (150–188).
Он же сообщает о 2 пленениях евреев при Тигране Среднем: более раннее, совершенное им самим (кн. II, гл. 16), когда переселенцы были помещены в Армавире и Валаршапате, и более позднее, совершенное при нём Барзапраном Рштуни (кн. II, гл. 19), разместившим пленных в Городе Шамирам (то есть в Ване).
По словам Мар-Аббас-Катины, автора истории Армении, отрывки которой приводятся у того же Мовсеса Хоренаци, армянский царь Харачеай (Гайк II), современник Навуходоносора, выпросил у последнего одного из знатных еврейских пленников по имени Шамбат (Смбат) и взял его в Армению.
Другой могущественный род еврейского происхождения был, по словам Моисея Хоренского, Аматуни, переселися из восточных стран в царствование Арташеса (85–127) –было одно из самых могущественных армянских племён, жившее по склонам Араратских гор. До настоящего времени сохранились развалины их деревень и замков. Аматуни властвовали над другим населением, жившим от Еревана до Гумри. Моисей Хоренский передаёт, что это племя было еврейского происхождения, что оно явилось из восточных арийских стран, то есть из Персии, и что предком его был некий Мануе, по имени которого персы называют их до сих пор мануенами. Моисей прибавляет, что Арсак, первый царь парфянский, привёл их в Армению и что в его царствование они составили могущественное племя в странах Ахмадана. Армянский царь Арташес – мифический современник Домициана, Траяна и Адриана – одарил их поместьями. По словам того же историка, аматуни означает advenae – «пришельцы» или «прозелиты»; это, быть может, соответствует персидскому слову amat. Они упоминаются в V в. Лазарем из Фарпа и Агафангелом. Они доставляли Армении полководцев, советников и духовных лиц до начала Крестовых Походов.
В рассказе Моисея Хоренского нет ничего невероятного, потому что все города Армении и Кавказа были, по словам летописцев V в., населены евреями.
В Талмуде также упоминается раввин Я‘аков Армянин (ТИ., Гит. 6:7, 48 а). Кроме того, упомянута и иешива (школа изучения Торы) в Низбисе.
Во II в. еврейские пленники привозились из Армении в Антиохию и там выкупались местными евреями (Иеб., 45а).
В 360 по сообщению Фауста Византийского, персы во время нашествия персидского царя Сапора (Шабура) увели из армянских городв Арташата, Круандашата, Зерагавана, Заришата и Вана 75 000 еврейских семейств, потомков тех евреев, которых привёл пленниками из «Палестины» царь Тигран Аршакуна вместе с первосвященником Гирканом. Евреи составляли большинство среди изгнанников из трех городов: Ервандашата, Вана и Нахичевани.
Казалось бы, зачем персам отделять евреев от армян и переселять их в Исфахан?
Это говорит о том, что между армянами и евреями не было тогда вражды, наоборот они были союзниками, и представляли потенциальную угрозу для Персии.
Средневековые еврейские авторы также упоминают евреев в Армении:
Так, Вениамин Тудельский (XII в.) говорит, что юрисдикция эксиларха (главы евреев) распространялась, между прочим, и на евреев «всей Армении и страны Кота, близ горы Арарат, в стране Алании».
К тому же времени относится свидетельство Авраама ибн-Дауда, что еврейские поселения простираются до Кавказа.
Петахья Регенсбургский (XII в.) сообщает, что «в земле Араратской большие города, но евреев в них очень мало. Прежде, в старину, их там было много; но они истребляли друг друга, а потом рассеялись и разошлись по городам Вавилонии, Мидии, Персии и земли Куш». Он уверяет также, что во время пребывания в Багдаде видел «своими глазами» посланцев царей «земли Мешех» и эти посланцы рассказали, что «стали евреями цари Мешеха и вся земля их» и о том, что среди жителей Мешеха находятся учители, обучающие «их и детей их Торе и Талмуду Иерусалимскому».
В 1996 были открыты несколько еврейских надгробий в районе Ехегиза (Сюникской области Армении).
В 1910 Н.Я. Марру прислали фотоснимок еврейского надгробия, найденного из деревни Алагяз (Шаруро-Даралагезский уезд Эриванской губернии), т.е. в исторически известном местечке Ехегисе области Вайоц-Дзора.
В отдельные периоды Средневековья на территории Восточной Армении жило некоторое число евреев, о чём свидетельствует обнаруженное археологами еврейское кладбище в Егегнадзоре.
Царство легендарного восточно-христианского императора Иоанна Престера, который то ли управлял еврейской землей, то ли соседствовал с ней, иногда помещают рядом с Арменией. Эфиопский труд по истории Kebra Negast, датируемый XIV в., утверждает, что Эфиопия будет помогать “Риму” (Византии) в ликвидации мятежной Еврейской страны в Армении. Географический сборник XIV в. «Путешествие сэра Джона Мандевилла», утверждает, что прикаспийские евреи были подданными царицы Грузии Тамары [1184–1212].
Армения занимает видное место в средневековых и более поздних преданиях о существовании легендарных поселений «свободных евреев». В 1646 Дон-Хуан Менелес предложил Турции в подданство «Армению, населённую евреями».
Еврей чиновник на службе кордовского эмира Хисдай ибн-Шапрут хотел послать своё знаменитое письмо Иосефу, царю хазар, через Армению, из чего ясно.
ЗОКИ (самоназв. зок) – историко-этнографическая (субэтническая) группа армян еврейского происхождения, традиционно проживавших до начала 90-х гг. XX в. на территории Араксской области в уезде Гохтн (Голтн). Устойчивые представления зоков и остального армянского населения об их еврейском происхождении дают право считать зоков стигматизированной группой. Зоки идентифицируют себя с армянским этносом, но среди остального армянского населения принято считать их «армянскими евреями». Историческую связь древнееврейского и древнеармянского народов подтверждают свидетельства об Армении в Ветхом Завете, которая упоминается под названием, не встречающемся более ни в каком другом историческом источнике Передней Азии, а именно: «Тогарма» или «дом Тогармы» (Быт., 10, 3; Иезек., 27, 14, 38, 6). Потомки еврейских пленников, уведенных из Иерусалима вавилонским царём Навуходоносором II, в большом числе проживали в прилегающих к Армении царствах Парфянском и Персидском. Армянский историк Фавстос Бузанд (V в.) утверждал, что армянский царь Тигран II (95–55 гг. до н.э.) в результате военного похода в 69 г. до н.э поселил множество иудейских пленников из Палестины в городах Великой Армении. Он же сообщает, что персы в IV в., при царе Шапуре II, «разрушили эти города, пленили их жителей, с ними вместе всю Армянскую страну и гавары. Из всех этих гаваров, краев, ущелий и стран вывели они пленных, пригнали всех в город Нахичеван, который был сосредоточием их войск. Этот город они тоже взяли и разрушили и оттуда увели 2 тысячи семейств армян и 16 тысяч семейств евреев и увели вместе с другими пленными». Именно этот регион Нахчевана (с X в. Нахичеван) совпадает с местом проживания зоков до 1989–1990. Фавстос Бузанд перечисляет и другие армянские города, откуда персидский шах вывел армян и евреев. Так, он замечает, что персы в период с 360 по 370 увели из города Арташата – 40 тыс. армянских и 9 тыс. еврейских семейств, из Ервандашат – 20 тыс. армянских и 30 тыс. еврейских семейств, из Зарехвана – 5 тыс. армянских и 8 тыс. еврейских семейств, Заришата – 10 тыс. армянских и 14 тыс. еврейских семейств, из Вана – 5 тыс. армянских и 18 тыс. еврейских семейств. Я.А. Манандян писал, что «не подлежит сомнению, что евреи и сирийцы. составляли в Армении значительную часть городского населения». Исторические свидетельства о населении Нахичевана имеются в труде армянского историка XVII в. Аракела Даврижеци «Книга историй». Он сообщает, что в самом начале XVII в., во время правления иранского шаха Аббаса I, множество семей армян были выселены из городов Армении, в т.ч. из крупного города Джуги и переселены на другой берег р. Аракс, в глубь Ирана, где в окрестностях Исфахана (тогда – столицы Ирана) они основали город Нор-Джуга (Новая Джуга). В период правления иранского шаха Аббаса II в 1659 был издан указ, в котором «армянам, а с ними вместе и племени гебров (от библ. традиц. – иври, в англ., фр. яз. – hebrew(u), в рус. яз. – евреи) предписывалось уйти оттуда и переселиться туда, где устроились ереванцы, даштинцы и джугинцы» т.е. рядом с Нор-Джуга.
Талмуд (Иебам., 45а) сообщает, что пленные евреи были переведены в Тивериаду из «Армона», то есть Армении.
Царь Тигран I (II в. до н.э.) пригласил дополнительное число евреев, отведя для их расселения горные районы царства.
В Армении, в селе Ехегис, были обнаружены надгробные камни XI–ХIII вв. с надписями на иврите и хозяйственные постройки, предметы.
По свидетельству летописей о завоевании Армении персами, в IV веке н.э. во многих армянских городах евреи составляли 30–70% от всего их населения!
Армяне приняли монофизитство – направление, которое противостояло гегемонии Византийской церкви, заявляя о своей связи с Израилем. Монофизитство очень близко Иудаизму. Само крещение Армении связано с царём Трдатом Великим, который в 286 с помощью римлян взошёл на наследственный престол. Новой религией он провозглашал независимость Армении от Персии в союзе с римлянами.
Предполагают также, что литургия Армянской Церкви имеет связь с музыкой Иерусалимского Храма. Армянское слово «шаракан» (песенник, пенсопения) легко свести к ивритскому слову «шир» («шар»), что несет в себе идею из смыслового ряда «издавать соразмерные звуки, петь, прославлять». Труды А.Ц. Идельсона, Э. Вернера, Х. Авенари и др. выявили бесспорное родство григорианских песнопений с кантилляциями вавилонских и йеменских евреев. Эта преемственность отмечалась и в XIX в.: так, В. Стасов утверждал, что «все григорианские, амвросианские и прочие христианские мелодии. стоят на еврейских фундаментах».
Еврейский пророк Иеремия в словах, призывающих на «войну против Вавилона: Созовите царство Айраратское и воинство Асканазское!», может быть подтверждает эту Мою теорию: во-первых, Иеремия вообще знает о существовании Армении (Арарата), важность чего понял ещё Мовсес Хоренаци, во-вторых, надо задаться вопросом, а можно ли как-то объяснить его призыв к армянам (аскеназам), если не а) те знают еврейский язык, слушают его проповеди; в) им глубоко не безразличны судьбы евреев.
Согласно Мовсесу Хоренаци, в Армении поселил евреев царь Тигран II Великий, (правивший в 95–55 гг. до н.э.), точнее, он дважды переселял евреев в Армению. Он направляется в «Палестину», по пути пленяет иудеев, и приступает к осаде Птолемиады. Птолемаида располагалась южнее Тира, на берегу Средиземного моря. Тигран пленил евреев ещё до того, как приблизился к ней, т.е. он захватывал иудеев Сирии. Армянский царь поселяет пленных иудеев в Армавире и в селении Вардгеса, что на р. Касах. Ещё ниже, вкратце рассказав об этом поселке, Мовсес повторяет, что Тигран поселил в нём половину иудеев первого пленения, и стал этот посёлок городским поселением с торжищем.
Второе пленение, согласно Мовсесу Хоренаци, произошло из-за того, что армяне вмешались в междоусобные распри двух претендентов на иудейский престол – Антигона и Гиркана. Армянские войска при помощи сторонников Антигона вступили в Иерусалим и, никому не нанося ущерба, захватили лишь имущество Гиркана. Совершая набеги на окрестные области, они грабили сторонников Гиркана. Взяли в плен жителей города Марисы, поставили царём Антигона, а Гиркана в путах вместе с пленниками повели к Тиграну. Тигран же приказал поселить пленных иудеев в городе Шамирам (Шамирам – армянское имя царицы Семирамиды), то есть в Ване. Поскольку известно, что Гиркан лишился престола в 40 г. до н.э., Мовсес ошибся: 2-я часть иудеев была переселена в Армению не Тиграном, а его сыном Артаваздом II, который царствовал в 55–34 гг.
Из этих рассказов Мовсеса Хоренаци можно сделать несколько интересных выводов: армяне считали Иудею зоной своих интересов, а также проводили политику переселения евреев в свои города.
Рассказывая о нашествии персов на Армению, Мовсес Хоренаци пишет о приказе персидского шаха «увести в плен иудеев, тех, которые были приведены (в Армению) в дни Тиграна и жили в Ване, оставаясь при своей вере. Увели в плен также тех ИУДЕЕВ, живших в Арташате и Валаршапате, КОТОРЫЕ В ДНИ СВЯТОГО ГРИГОРА И ТРДАТА УВЕРОВАЛИ В ХРИСТА».
Отсюда видно, что евреи Армении приняли христианство.
В дореволюционной «Еврейской энциклопедии» написано: «Некоторые учёные ар-мяне утверждают, что именно их народ происходит от 10 Колен израилевых, причём указывают на некоторые обычаи, соблюдаемые армянами при резке скота и относительно видов животных, употребляемых ими в пищу». В статье о Турции там же сказано: «На востоке Турции, в вилайетах Ван и Мосул, живут евреи, которые считают себя прямыми потомками пленников в Ассирии и уведённых из Палестины армянским царём Тиграном III. От туземцев последние ничем не отличаются, кроме длинных локонов над висками. Из 5000 евреев Ванского вилайета только 360 человек остались верны еврейству, остальные приняли веру армян».
Одному из исследователей еврейско-армянского вопроса, Гагику Саркисяну, академик Иосиф Орбели поведал, что ещё в нач. ХХ в. крестьяне из сёл, окружавших Ван, видели в жителях города евреев, переселенных в Армению Тиграном Великим. Бытует мнение, что ВАНЦЫ – потомки евреев. Вообще самое название – Ван напоминает еврейское имя Баана (Ваана, Ваан).
В Армении и в Турции существует религиозно-племенная группа – ПАКАРАДОНЦЫ. Они христиане, но не вступают в браки с другими армянами, не едят свинину, соблюдают Шаббат. Существует предание, что они – потомки вавилонских евреев переселившиеся на Кавказ во времена II Храма.
Бывший президент Израиля Ицхак Бен-Цви описывал странный случай, который произошёл с его приятелем Хаимом Гринбергом. После революции Гринберг жил в Киеве и учился в университете. Однажды армянский профессор Егиазаров позвал его к себе в гости и ошеломил следующим заявлением: “Вы, конечно, изучали иврит. Так вот, если отбросить окончание, моя фамилия звучит так: Ехиэзер! В нашей семье есть предание, что мы – потомки евреев. Поэтому существует традиция давать детям еврейские имена и с теплотой относиться к этому народу. ”
Арменианская теория происхождения семитов разрабатывалась ещё Эрнестом Ренаном (Histoire g;n;rale des langues s;mitiques, livre V, ch. 2, § 6) и A.Я. Гаркави («Исследование о первоначальном обиталище семитов, индоевропейцев и хамитов»). Так, Э. Ренан выделяет 3 антропотипа евреев, но большинство ашкеназов относятся к арменоидному типу и его метисам. Выделяют ашкеназскую разновидность арменоидного типа.
Антиох Великий переселил множество евреев в Апамею, не сирийскую, а расположенную во «Фригийской области» («Древности», XII, 3, § 4). Согласно «Еврейским Сивиллиным книгам» (I, 261), гора Арарат, на которой остановился Ноев ковчег, находилась во Фригии, – следовательно сирийский царь переселял евреев в Армению.
По преданию именно в Армении живёт Вечный Жид (Агасфер) – еврей, свидетель мученичества Иисуса Христа.
У древнего армянского историка Егише узнаём, что до христианства армяне праздновали Субботу, причём в оригинале на грабаре (древнеармянском) словосочетание «встреча субботы» отражено словом «шабатhамут», т.е. начало шаббата (субботы) в вечер пятницы.
Мовсес Хоренаци тоже пишет, что «армянским» царям (на самом деле Арсакиды – иранцы) стоило больших усилий склонить уведённых в плен евреев к идолопоклонству, и что многие из евреев «поплатились жизнью за богопочитание».
О том же свидетельствует и Ованес Драсханакертци (40-е гг. IX в. – 925): «Во время его [Аршака царствования, II в.] кое-кто из евреев, живших в земле булкаров, что в ущельях Кавказа, отделились и пришли, поселились у подножья Кола [Кол – гора в первом, одноименном гаваре Тайка/Геле, который занимает территорию у истоков Куры]. Двое из них, подвергшиеся мучениям за то, что не поклонялись богам, были загублены мечом за веру отцов по примеру св. Елеазара и сыновей Шамовоны».
Известно, что евреев Армении насильственно крестил и византийский император армянского происхождения Маврикий (582–602).
В ряде источников Армения именуется Амалек, евреи называли армян амалекитами. Такой же термин для их обозначения использовали в Византии. Иосиф Флавий писал, что Амалек был завоеван коленом Вениаминовым в царствование Саула и что потомки этого племени положили начало Иудаизму в Армении.
Тот же Иосиф Флавий пишет, что евреи Иудеи были взяты в плен армянским царём Артаваздом II (55–34 гг. до н.э.) и отправлены в район Вана. Но ещё его отцом Тиграном II (95–56 гг. до н.э.) множество ремесленников-евреев были переселены из эллинистических городов Малой Азии.
Прямо связывал армян с евреями Мовсес Каланкатуйский (Каганкатваци) – «И ещё, в чтениях, о дне Давида и Иакова говорится, что в некоторых других городах Рождество Христово празднуют 25 декабря. В тех городах это объясняют тем, что они обратились в христианство из язычников, а не из обрезанных [евреев]. В дни язычества у них было обыкновение восход солнца праздновать в тот день, и потому они не захотели отказываться от этого праздника. Поэтому и апостолы были вынуждены согласиться с ними и назначить им Рождество Христово в этот день. А ТЕ, КТО ОБРАТИЛСЯ В ХРИСТИАНСТВО ИЗ ЧИСЛА ОБРЕЗАННЫХ, [Рождество] повсюду празднуют 6 января, что и было передано нашим предкам, ТАК МЫ И ОТМЕЧАЕМ ПО СЕЙ ДЕНЬ, ибо, как говорит [Исайя], «от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима» (Исайя, 2, 3)».
То есть, Мовсес Каланкатуйский прямо писал, что предки армян были обрезанными – евреями, что подтверждает слова Егише, о празднуемом когда-то предками армян Шаббате.
К тому же выводу, что и Я – то есть, что армяне – потомки евреев смешавшихся с урартинцами, – пришли многие историки, например турецкий историк еврей Авраам Галанти (1873–1961). Так он находил следы пребывания еврейского населения в Малой Азии в районе от Каппадокии до Киликии: Эгине (ныне Кемалие), Даренде, Див-рике и Арапкире. Название древнего города Эгин (Агин) по-армянски «взгляд» либо «источник». Оно сходно со словом ayin в транскрипции с древнееврейского. Далее Галанти пришёл к выводу, что ещё в начале XX в. в Эгине существовала иудео-армянская религиозная община, именовавшая себя Пакрадунис, отличавшаяся от других армянских общин нормами внутренней жизни и некоторыми традициями. Долихоцефальный череп и другие особенности внешнего вида приближали их к еврейскому типу. Соблюдение семидневного траура – распространенная еврейская традиция. Близки еврейским и другие обычаи. Жители названных городов не едят свинину, соблюдают некоторые законы Субботы, употребляют вино, произведённое только членами общины. У них преобладают внутриобщинные браки. Галанти считал, что распространенные у армян фамилии типа Исраэлян подтверждает его версию.
Многие отмечают удивительную схожесть армян и евреев – их деловые качества, таланты в медицине, астрономии, чувстве юмора и т.д. Недаром существуют поговорки вроде «Из двух котлов жидов черти выварили одного армянина», «где армянин прошёл, еврею делать не чего» и т.д.
Даже существует выражение: «армяне – это евреи Востока».
Из-за одинаковой талантливости к определённым видам деятельности, армяне и евреи часто были конкурентами, отсюда пошла враждебность между двумя этими народами.
Впрочем враждебность армяне и евреи вызывают и у окружающих народов. Армянофобия имеет много общего с антисемитизмом. Армянофоб В.Величко, например, писал: «Кто такие армяне? Основное их происхождение мало выяснено. История свидетельствует о слиянии с ними сперва во время вавилонского пленения, а затем после разрушения Иерусалима огромной массы евреев. С антропологической точки зрения они, в большинстве, крайние брахиценалы, т. е. короткоголовые и наиболее сходны в этом отношении, как видно из исследований Шантра, Эркерта, Потнюхова и др., с горскими евреями и сирохалдеями (айсорами). Английский учёный Бертин считает их людьми одного типа с евреями допалестинского периода».
Вообще история евреев рассеяния и еврейских государств очень похожа на историю армян, Армении и армянской диаспоры.
Также само название армян может указывать на происхождение от слова «арамей», а ведь арамейский язык был когда-то языком евреев.
Европейские евреи называются Ашкенази. Ашкен – армянское собственное имя, т.к. Западную Армению когда-то завоевали скифы («царство Магога»), народ иранского происхождения. Ашкеназ, по Библии (Бытие, X, 3) и Армения у Иеремии (Иер., 51, 27, 28) упоминается в связи с царствами Арарот и Минни и рядом с Мидией как племя, враждебное вавилонянам.
Анонимный хазарский еврей – так наз. Кембриджский Аноним писал, что предки евреев Хазарии бежали из Армении, т.к. «не могли выносить ига идолопоклонников».
Курдские евреи называют себя аншей таргум (`народ Таргума`), как и армяне и ха-зары.
Географ Шемеуд-дин-Димешки называет хазар армянами.
По булгарскому историку Бахши Иману хазары родом из Армана (Армении): «По словам бека, хазары были теми самыми самарскими булгарами, которых барджийцы [персы] выселили из Армана [ср. сообщениям о выселении евреев из Армении персами] в Кашан». Мало того, он, со слов хазарина Джамбека, сына историка хазар Карамыша, фактически повторяет мысль хазара-иудея Кембриджского анонима о взгляде хазар на Армению как на свою родину: «Под давлением куманов Сельджуки [отколовшиеся от хазар] покинули свой бейлик и двинулись через Хорасан к священным для булгар [= хазар] озёрам Бан [Ван, Западная Армения] и Сабан [Севан, Армения] в исконно булгарской [хазарской] области Арман, чтобы очистить эту свою землю от расплодившихся в ней неверных. ».
По Синкеллу (I, 91) и армянским историкам (Самуил Армянский y Евсевия, Chron. Ar-men., II, 12) и Мовсесу Хоренаци, потомками «дома Тогармы» (;;;;;; ;;;) являются армяне. Но и хазары считали себя потомками Тогармы.
Еврейские авторы называли иудеев-хазар «минеями», что напоминает и старое название армян. По рассказу сановника хазарского царя Иосифа евреи Хазарии бежали из «Армении…И бежали от них наши предки. потому что не могли выносить ига идолопоклонников». Хазары считали себя потомками позабывших веру утерянных колен Израиля, что согласуется с вышеописанной легендой о происхождении армян от врагов Вавилона. Потомками хазар многие считают евреев-ашкенази, а словом «Ашкеназ» Библия называет Армению (см. главы о хазарах и горцах).
В одном из архивных документов ХIХ в. встречается и такое определение: «Окочанами (хазарами) назывались переселенцы персияне и вышедшие из Персии армяне, поселившиеся в окрестности Святого Креста».
И действительно, современная наука знает, что изначально хазары были ираноязычны.
Армянина Фотия император (армянин) Лев Философ называл «хазарской мордой».
По древнерусской легенде 3 братьях – основателях города, восходящим к хазарам, братья Кий, Щек и Хорив их сестра Лебедь основали города, названные именами братьев – Киев и др. В «Истории Тарона» братья Куар, Мелтей и Хориан (и их сестра Карап, – «лебедь» по-армянски!) также основывают города в Армении названные в их честь. Т.н. «Влесова книга» (хотя источник сомнительный) основание Киева связывает с Смбатом Багратуни – евреем на службе у армян, Византии и Ирана, и из булгарских источников мы опять видим основателем Киева того же Самбата, да и само древнее название Киев Самбат доказывает это, с чем согласны и некоторые армянские энтузиасты.
В самом деле, по Бахши Иману Шамбат – племянник Атилькэсэ (Аспарух) и Бат-Бояна – правнуков Тубджака, правнука Бел-Кермека, сына Атилле Айбата (Мышдаулы) – осно-вателя рода Дуло. Шамбат возвёл город Башту (Киев), отделился и назвал свою страну – Дулоба.
Изобретатель славянской азбуки армянин Кирилл посетил с миссионерской целью Хазарию и владел хазарским языком. Месроп Маштоц переводил Евангелие на один из албанских диалектов, приспосабливая письменность ак-хазиров (белых хазар), язык которых схож с языком гаргаров, т.е. по Мовсесу Хоренаци Маштоц создает алфавит для гаргарского (кангарского) языка: “Stegts nshanagirs kokordakhos aghkhazur hjakan khetsbekazunin aynorik gargaratsvots lezun” (“создал письмена для богатого горловыми звуками дикого языка белых хазар [“agh” – “белый”, “khazur” – “хазар”] похожего на варварский гаргарский”). А как заметил А. Периханян, Маштоц не мог бы создать алфавит для языка, ему незнакомого.
Потомками хазар многие считают евреев-ашкенази, но словом «Ашкеназ» Библия называет Армению. Термин Askenaz этимологизируется на основе иранских языков. I;kuza-A;kenaz – Sakas;n;-Sacasinae – ;aka;;n буквально означает «обиталище, место проживания Саков, страна Саков» древне- и новоармянский ;;n, ср. в огромном количестве армянских топонимов Geta;;n, Verni;;n, ;;nuhayr и т.д.), ср. др. инд. ;аyanaka – «жилище, обитали-ще, процветающая местность», ср. арм. ;en «благосостоятелный, процветающий (о городе, поселении)», ср. хазарское царство Саксин.
Магомедов заметил, что христианство у хазар и албан армянского происхождения.
Таким образом, можно сделать такой вывод – пленные евреи поселились в Армении, где частью смешались с местными жителями и отошли от Иудаизма.
Другая часть евреев сохранила свою веру и ушла в Дагестан и в Чечню дав начало иудео-хазарам.
Из разгромленной русскими и Огузами в 965 Хазарии евреи частью бежали на Запад, частью же приняли ислам, дав начало кумыкам и возможно, вайнахам (см. Мою статью «Чеченцы и Евреи»), у которых прослеживается общий языковой пласт с Урарту и легенды о проживании в Нахичевани и т.д.
Ушедшие на Запад иудео-хазары смешались с восточно-европейскими евреями образовав крупнейший еврейский субэтнос – ашкеназов.