Что общего у героинь пьес гроза и бесприданница

Сравнение героинь «Грозы» и «Бесприданницы» (Островский А. Н.)

Александр Николаевич Островский — известный русский драматург, познакомивший мир с такими произведениями, как «Бесприданница» и «Гроза». Обе пьесы посвящены непростым судьбам главных героинь. Так что же общего между Катериной Кабановой из «Грозы» и Ларисой Огудаловой из «Бесприданницы»?

На самом деле, героини похожи только на первый взгляд. Если рассмотреть этот вопрос подробнее, то можно найти множество различий между ними.

Катерина — нежная, свободолюбивая, мечтательная девушка, которую выдали замуж не по любви, «луч света в темном царстве».

Она влюбляется в Бориса, тем самым совершая страшный грех.

Лариса— более образованная, нежели Катерина девушка, которую пытается выгодно выдать замуж ее же мать, пользуясь красотой дочери. Лариса любит Паратова, но не за его личные качества, а за мечту о другой жизни, которую он способен ей дать.

В семьях обеих героинь весьма сложная ситуация. Оба мужчины не стоят героинь: Борис бездействует в ответственный момент, а Паратов окпзывается лжецом и подлецом. Лариса испытывает давление со стороны родни, так как ее пытаются продать как можно выгоднее. Для всех она является лишь красивой игрушкой, вещью, а не человеком, у которого есть свои чувства, эмоции и переживания. А муж Катерины не проявляет к ней должных чувств до самой трагедии. Катерина увядает, становится жертвой жестких деспотичных порядков, которые царят в семье Кабановых, а Лариса одинока, её красота сыграла с ней злую шутку, ведь никто не хочет узнать, какая она внутри, общество интересует лишь её внешность.

А Лариса осознаёт, что окружающие видят в ней лишь красивую вещь. Она дарит свою любовь, но понимает, что даже для любимого человека она оказывается просто забавой.

Смерть становится своего рода спасением для девушки, освобождением от мук, которые она испытала при жизни.

Обе героини стремятся к свободе, к тому, чтобы обрести своё счастье, но гнилое, порочное общество, показанное в обеих пьесах, делают эти мечты недосягаемыми. Несмотря на сходство конфликта в пьесах, героини сильно отличаются друг от друга. Лариса была не способна совершить решительный поступок, она прощает и никого не винит в том, что произошло, в отличие от Катерины, которая не хочет больше находиться среди порочных, злых людей, не хочет жить в этом «тёмном царстве», где всё «будто из-под неволи».

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Сравнительная характеристика Катерины и Ларисы — героинь драм А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»

Значение имён героинь

Главным героиням драмы «Гроза» и драмы «Бесприданница» автор дал значимые имена. Катерина в переводе с греческого означает «чистая», а Лариса имеет два значения: «чайка» (от латинского «ларус») и «приятная, сладкая» (от греческого «ларос»).

Лариса из драмы «Бесприданница» как бы объединяет в себе эти значения своего имени. Богатым людям города Бряхимова, которых её мать, надеясь выгодно отдать дочь замуж, привечает в своём доме, приятно общаться с красивой, умной девушкой. Например, Кнуров говорит Вожеватову: «Приятно с ней одной почаще видеться, без помехи» (действие 1, явление 2), а Ларисе делает такой комплимент: «Велико наслаждение видеть вас, а ещё больше наслаждения слушать вас» (действие 3, явление 11).

Чайка — свободная птица, которая парит над морем, то вздымая над ним, то резко падая вниз. Так и душа Ларисы из «Бесприданницы» парит над миром, стремится к любви, но разочарование в жизни и людях бросает её вниз.

Происхождение, воспитание, семейное положение

Катерина родилась, вероятно, в патриархальной семье. Вспоминая своё детство и юность, она не упоминает отца, братьев и сестёр, так что состав её родной семьи неизвестен. Мать в дочери души не чаяла, работать не принуждала, поэтому Катерина жила привольно, делала, что хотела: выращивала цветы, слушала, как странницы и богомолки, которых привечала мать, рассказывают о своих странствиях по святым местам, о житиях святых. Катерина выросла набожной, очень любила ходить в церковь. О своём образовании она ничего не сообщает, скорее всего, её выучили только читать и писать.

Катерину рано выдали замуж, своего слабохарактерного мужа Тихона, во всём подчинявшегося своей деспотичной матери, Катерина жалела, но не любила.

Лариса Огудалова родилась в небогатой семье, поэтому считается бесприданницей. Живёт она с матерью, так как отец умер, а две старшие сестры замужем. Ларисе дали приличное воспитание и образование, она начитана, умеет вести себя в обществе, хорошо поёт и играет на музыкальных инструментах.

Её мать задалась целью удачно выдать замуж младшую дочь. Для этого она устраивает в своём доме вечера, приглашает на них местных зажиточных холостых мужчин, заставляет Ларису с ними любезничать, улыбаться. Это угнетает искреннюю девушку, вынужденную по приказу матери лицемерить с гостями.

В этом отношении положение Катерины сходно с положением Ларисы. Молодую женщину деспотичная свекровь заставляет вести себя не искренне, а соблюдая устаревшие домостроевские обычаи.

Черты характеров героинь

Характер Катерины во многом схож с характером Ларисы. Они обе свободолюбивы, но терпеливы, стараются подчиняться старшим в семье: Катерина — свекрови, а Лариса — матери.

Эти героини хотят быть честными и искренними в проявлении своих чувств, но деспотичная свекровь Катерины и меркантильная мать Ларисы заставляют их прятать свои чувства.

У обеих девушек чувствительные натуры, они ждут в любви романтических отношений.

Обе героини решительны: Катерина, когда муж уехал, немного посомневавшись, пошла всё же на свидание с Борисом, а Лариса, бросив нелюбимого жениха, уехала с Паратовым на пикник за Волгу. При этом они не думают о том, что принесут горе мужу и жениху. Их эгоизм продиктован страстным желанием романтической любви. Обе героини принимают своих любимых, Бориса и Паратова, за порядочных людей, но на самом деле они такими не являются. Катерина видит слабость характера своего мужа Тихона, Лариса тоже понимает, что её жених Карандышев — ничтожная личность.

Различие в характерах героинь состоит в том, что Катерина скромна и безропотна, а Лариса самолюбива и горда. Катерина не винит Бориса в том, что он воспользовался её страстным и необдуманным порывом и сделал несчастной, не винит, что он не берёт её с собой в Сибирь. Лариса же после поездки за Волгу решительно требует от Паратова ответа на свой вопрос: «Вы мне скажите только: что я — жена ваша или нет?» (действие 4, явление 7). Узнав, что он обручён, упрекает его: «Что ж вы молчали? Безбожно, безбожно!» (действие 4, явление 7).

Источник

Лариса Огудалова и Катерина Кабанова: опыт сравнения

Во всех пьесах Островского раскрываются образы русских женщин через героинь его пьес. Что же может сближать двух героинь пьесы Н. Островского “Бесприданница” и “Гроза” Ларису Огудалову и Катерину Кабанову. Первое, что бросается в глаза – это судьбы двух женщин. Они обе трагичны и ужасны. Обе женщины кончаются свою жизнь, совершив самоубийство, показывая нескончаемую боль в их жизни.

Автор очень подробно описывает внешний облик девушек. Они обе крайне привлекательны и очень красивы. Девушки помимо этого имеют высокое образование и статус в обществе. Также они обе духовно богатые и полноценные личности, что подчеркивает не раз сам Островский.

Обе девушки страдают от своих чувств. У них обоих взаимная любовь с их избранниками, но в момент, когда женщинам необходима будет их помощь, оба парня подведут их. Один нагло соврав ей, причем не раз, а другой просто не подав руку помощи, когда девушка больше всего в ней нуждалась.

Так что, первым важным объединяющим фактором обеих девушек может служить именно их несчастная любовь и предательство близких им мужчин. Обе девушки будут сильно подкошены именно этим, что приведет в развитии пьесы к их скоропостижной смерти.

Две героини — схожая судьба

Действие происходит в небольшом провинциальном городке, в купеческо-мещанской среде, второстепенные персонажи – представители так называемого третьего сословия. Воссоздание бытовой жизни занимает центральное место в сюжете, служа фоном для конкретизации и развития образов действующих лиц, а также создавая резкий контраст между Ларисой Огудаловой и Катериной с одной стороны и окружающей обстановкой – с другой. Характеристика Ларисы Огудаловой и сравнение героини с Катериной Кабановой являются предметом настоящего обзора.

Особенности купечества в двух произведениях

В «Грозе» купцы лишь становятся буржуазией. Видно это из того, что для них отживают традиционные патриархальные отношения, утверждается лицемерие и обман (Варвара, Кабаниха), которые Катерине противны.

В «Бесприданнице», более позднем творении Островского, купцы — это уже не самодурные и невежественные представители так называемого «темного царства» а люди, претендующие на образованность, одетые по-европейски, читающие зарубежные газеты.

Это следует учитывать, когда проводится Катерины и Ларисы. Ведь купеческая среда во многом повлияла на развитие характеров и судеб этих девушек.

Общие черты в характерах Ларисы и Катерины

Что сближает Ларису Огудалову из «Бесприданницы» и Катерину Кабанову из «Грозы»?

Самые известные пьесы из творческого наследия Николая Островского — “Бесприданница” и “Гроза” — благодаря классическим театральным постановкам неумираемо актуальны и входят в репертуар огромного количества трупп. Такой интерес приводит не только к всестороннему анализу этих литературных произведений, но и к сравнению персонажей между собой. Так, в школьной программе часто выносится на обсуждение вопрос, что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову — двух главных героинь наших пьес. А действительно, что между этими барышнями общего?

На самом деле Лариса и Катерина совершенно друг на друга не похожи — это два самостоятельных образа, связанных между собой разве что метафорично. Слегка похожи их судьбы: обе несчастливы в личной жизни, обе не имеют возможности жить самостоятельно, обе в достаточной мере экзальтированны и эмоциональны, обе трагически погибают в молодом возрасте. За исключением гибели героинь такие же точно судьбы в России, современной Островскому, были даже не редкостью, а едва ли не нормальным явлением. И одно, и другое произведение на момент появления воспринимались исключительно как бестселлер, своего рода дамский роман для сцены, потому и в основе их — узнаваемое женское бытие, доведенное художником до трагизма.

Что может быть общего у блистающей в своем провинциальном светском обществе подчеркнуто бедной Ларисы Огудаловой и купеческой дочери, жены, невестки Катерины Кабановой? Если рассматривать биографию, то очевидна общая беда — неудачный запретный роман, закономерным итогом которого станет неминуемое страшное общественное порицание. Нравы той эпохи были весьма суровы, так что наказание действительно жестокое. Однако обе женщины готовы принять его ради возможности быть рядом с любимым человеком, обе просят своих избранников забрать их, увезти, жениться, принять. Избранники же у Ларисы и Катерины хоть и почти диаметрально разные, но ведут себя одинаково — оставляют своих женщин “волею судеб”, ничего не предпринимая для разрешения ситуации.

Что общего у героинь пьес гроза и бесприданница. Смотреть фото Что общего у героинь пьес гроза и бесприданница. Смотреть картинку Что общего у героинь пьес гроза и бесприданница. Картинка про Что общего у героинь пьес гроза и бесприданница. Фото Что общего у героинь пьес гроза и бесприданница

Сходство биографий — далеко не последнее, что сближает Ларису и Катерину. Давайте посмотрим на их избранников, которые в обоих случаях и стали косвенными виновниками трагедии. Конечно, Борис и Паратов не похожи друг на друга ровно настолько, насколько не похожи между собой и сами героини. Однако оба они играют для Катерины и Ларисы одну роль — дают ирреальную возможность вырваться из неподобающего окружения. В других условиях, в другой обстановке привлекательность этих мужчин в глазах наших барышень стремилась бы к нулю, здесь же мы видим иное. Борис, человек умный, образованный, с тонкой душевной организацией, резко контрастирует с членами семьи Кабановых и их кругом, которые в лучших традициях русского купечества темны, скудны разумом и духом, жестоки — словом, олицетворяют собой косное прошлое. Катерине хочется легкости, свободы, жизни “как при маменьке”, она ищет не столько романтики, сколько защиты и человеческого отношения, участия, доверия. Борис способен дать ей только видимость желаемого, он и сам отчаянно в том же самом нуждается. Избранник Катерины не подлец, а очень слабый человек, потому альтернативы самоубийству у нее не оказывается: она понимает, что вместо поддержки нашла такое же бессилие.

У Огудаловой и Паратова отношения несколько иные. Несмотря на то, что она тоже ждет тепла и участия, ее желания принимают книжно-романтическую форму: Лариса воспитана на любовных романах. Именно поэтому она принимает показное гусарство Паратова за смелость, страстные речи за проявление любви, цыганщину за эстетство, проведенную вместе ночь — за обещание жениться. Лариса создала для себя идеал мужчины и полюбила его за кажущуюся возможность вырваться из окружения дельцов и мещанского быта. Но, в отличие от Катерины Кабановой, Огудалова гораздо теснее со своим миром связана, она его порождение. Трагедия ее в предательстве Паратова, который оказывается таким же дельцом, как Кнуров или Харита Игнатьевна. Лариса несчастна, но чувствует себя на своем месте — это ее “темное царство”. Личная обида делает реальным вариант пойти в содержанки, согласиться быть вещью.

Что общего у героинь пьес гроза и бесприданница. Смотреть фото Что общего у героинь пьес гроза и бесприданница. Смотреть картинку Что общего у героинь пьес гроза и бесприданница. Картинка про Что общего у героинь пьес гроза и бесприданница. Фото Что общего у героинь пьес гроза и бесприданница

Есть и еще один общий момент для образов Ларисы и Катерины. Между созданием “Грозы” и “Бесприданницы” прошло без малого двадцать лет. В этот период российское общество стремительно менялось, не могли изменения не отразиться и на творчестве Островского. Можно легко представить, как Катерина эволюционирует в Ларису — с учетом социальных процессов и отношений, новых явлений. Вместо необразованной купеческой дочки в героинях теперь светская полуаристократка, вместо страха перед наказанием свыше за грех — тоска и метания в ожидании замужества, вместо сказок богомольцев и церкви — цыганский хор и гитара, вместо “темного царства” — просвещенное приличное общество. Таким как Катерина в изменившемся социуме нет больше места, потому появляется современная автору Лариса, которая не может быть настолько цельной, чтобы вырвать свою жизнь из тех условий, в которых оказалась. Люди стали сложнее, их проблемы и противоречия лишились однозначности, стали многоплановыми.

Протест героинь против патриархального уклада

Каждая по-своему выражает протест против патриархального уклада: Лариса Огудалова всеми силами пытается противиться усилиям матери, Хариты Игнатьевны, выгодно выдать ее замуж за богатого и влиятельного жениха. Катерина прямо заявляет о неприятии того образа жизни, который она ведет в доме своей свекрови Кабановой. При этом следует отметить, что Катерина более решительно и смело выражает свою позицию, чем Лариса: она в принципе не может ужиться в той новой обстановке, в которой очутилась после замужества. В семье мужа все ей кажется чужим, и она еще до рокового свидания с Борисом прямо заявляет Варваре о том, что ничто ей не мило в семье супруга. Протест же Ларисы проявился только тогда, когда она всерьез увлеклась Сергеем Сергеевичем Паратовым: девушка неожиданно проявляет такие черты характера, которые, казалось, никак нельзя было заподозрить в этой воспитанной барышне. Впрочем, уже по первым репликам героини читатель может судить о ее решительном нраве: она довольно резко отзывается о своем женихе Карандышеве и прямо говорит ему, что он проигрывает в сравнении с Паратовым.

Любовь в судьбах героинь

Прежде всего стоит отметить, что автор подчёркивает внешние данные обеих героинь: они красивы, стройны – этот факт ни раз упоминается в художественных текстах. Кроме того девушки умны, духовно богаты, требовательны и строги к себе.

На долю Екатерины выпала случайное чувство, оно осветило её тёмную, безрадостную жизнь, в которой кроме веры в Бога не было ничего стоящего. Избранник Катерины, как и Паратов из “Бесприданницы” – не в состоянии стать частью будущего той, кто преданно любит его. Оба мужчины не стоят героинь: Паратов лгун и подлец, а Борис бездействует тогда, когда решается судьба любимой женщины.

Несчастная любовь – вот то, что объединяет два образа из различных пьес автора. Лариса Огудалова и Екатерина Кабанова не встретили на своём пути достойного человека, который мог стать равным по своим моральным и духовным качествам.

Характер Ларисы

Лариса Огудалова, бесприданница, очень горда: так, ей стыдно за себя и за мать, за тот нищенский образ жизни, который они вынуждены вести, угождая богатым гостям, которые толпами являются в их дом посмотреть на красивую, но бедную невесту. Тем не менее, Лариса терпит эти вечеринки, несмотря на неоднократные скандалы в доме, о которых тут же становится известно всему городу. Однако когда затронутыми оказались ее чувства, героиня презрела все условности и бежала вслед за Паратовым в день его отъезда из Бряхимова (который, кстати, как и Калинов, расположен на берегу Волги). После возвращения домой героиня продолжает жить привычной жизнью и даже соглашается выйти замуж за Карандышева – брак неравный во всех отношениях. И если бы не повторное появление Паратова на сцене, то, скорее всего, Лариса стала бы госпожой Карандышевой, уехала бы с мужем в деревню и, возможно, через некоторое время на лоне природы нашла бы в себе силы продолжать вести привычное существование.

Отличия в воспитании и характере

Продолжаем сравнение Катерины и Ларисы в «Грозе» и «Бесприданнице». Небогато семейство Огудаловых, но настойчивость матери Ларисы помогает завести знакомство с состоятельными и влиятельными людьми. Она внушает своей дочери, что та должна выйти замуж непременно за богатого избранника. Выбор за Катерину сделали уже давно, выдав за безвольного, нелюбимого, но зато обеспеченного Тихона. Героиня «Бесприданницы» привыкла к непринужденной жизни «света» — танцам, музыке, вечеринкам. Она сама обладает способностями — девушка хорошо поет. В подобной обстановке представить себе Катерину невозможно. Она связана намного больше с народными поверьями, с природой, религиозна. В трудную минуту Лариса также вспоминает о Боге и мечтает, согласившись связать свою судьбу с Карандышевым, мелким чиновником, уехать в деревню с ним, подальше от состоятельных знакомых и городских соблазнов. В целом она является, однако, человеком иной среды и эпохи, чем главная героиня «Грозы». Катерина и Лариса, сравнительная характеристика которых нами проводится, по характеру различны. Ларисе присущ более тонкий психологический склад, она чувствует прекрасное более тонко, чем Катерина. Это же ее делает более беззащитной перед неблагоприятными обстоятельствами.

Лариса тоже является жертвой лицемерия и обмана, но у нее иные, которые для другой героини немыслимы. Исток их кроется, прежде всего, в воспитании. Героиня «Бесприданницы» получила европеизированное образование. Она жаждет найти красивую, возвышенную любовь и такую же жизнь. Ей для этого требуется, в конечном итоге, богатство. А вот цельности натуры, силы характера у этой девушки нет. Культурная и образованная Лариса, казалось бы, должна выразить, в отличие от Катерины, хоть какое-то подобие протеста. Но эта девушка — натура слабая. И помогает нам понять, какие разные они, Катерина и Лариса, сравнительная характеристика девушек.

Характер Катерины

Однако такой сценарий трудно предположить применительно к Катерине: вряд ли последняя смирилась бы с подобным существованием. К характеристике Ларисы Огудаловой следует добавить, что героиня чрезвычайно замкнута в себе: при своем первом появлении на сцене она ограничивается лишь несколькими репликами, в то время как Катерина с самого начала откровенничает с сестрой своего мужа Варварой. Она охотно делится с ней воспоминаниями детства, признается, как ей нелегко в новой обстановке. В свете сказанного есть смысл сравнить образы героинь с Татьяной Лариной, с которой у них, на первый взгляд, можно найти много общего: все трое отличаются импульсивностью и непосредственностью восприятия окружающего мира. Однако и Катерина, и Лариса слишком оторваны от действительности: обе живут точно во сне, и, кажется, все время пребывают в каком-то своем внутреннем мире.

Отношение к жизни

У Ларисы Огудаловой больше внешней свободы для маневров. Катерина Кабанова же в этом плане имеет проблемы из-за высокой духовности своей семьи. Плюс ко всему девушки живут в разное время, что также негативно сказывается на свободе Екатерины Кабановой. Внутри же обе девушки крайне несчастны. Они хотят иметь собственную свободу выбора для своих действий, но не получают ее.

Многое роднит судьбы Екатерины Кабановой и Ларисы Огудаловой. Они обе имеют несчастную любовь, которая разрушит их до основания. Невозможность иметь собственный выбор в тех вещах, в которых он необходим столь эмоциональным натурам. Данный тип девушек как бабочки, скованные цепями запретов и разочарований. Единственный выбор, который им остается –это принятие собственной смерти. Пожалуй, в их картине мире это действительно путь спасения от всего груза, что свалился на них.

Сравнение Ларисы и Катерины

Кнуров неспроста говорил о том, что в Ларисе «ничего житейского нет», что она похожа на «эфир». Пожалуй, это лучшая характеристика Ларисы Огудаловой: девушка действительно постоянно отвлечена и остается удивительно равнодушной ко всему окружающему, и лишь иногда у нее срываются отдельные замечания, которые выдают ее неприязнь к мещанскому быту. Удивительно, что она нисколько не выражает своей любви или даже хотя бы какой-нибудь привязанности к родной матери. Разумеется, с нравственной точки зрения портрет Хариты Игнатьевны далек от идеала, однако эта женщина, как-никак, заботится о дочери, озабочена ее судьбой и, безусловно, заслуживает некоторой почтительности. Лариса производит впечатление отчужденной от жизни барышни: ее образ, если можно так выразиться, бестелесен и оторван от исторической и социальной почвы. В этом отношении Катерина более реалистична: она живо и остро реагирует на происходящее вокруг; она живет полнокровной, насыщенной, хотя и более трагической, жизнью. Однако образ Катерины отличается некоторой идеализированностью, несмотря на вполне узнаваемые черты.

Семья и окружение

Лариса испытывает гнёт родни, которая пытается её “продать” как можно выгоднее. Ни заботы, ни понимания не получает героиня от своей родной матери, её взгляды на жизнь и брак – причина, по которой Лариса стыдится её.

Катерина же вовсе одинока, даже родной муж – пустой мягкотелый человек не проявляет к ней заботы и участия, пока не случается трагедия. Бесприданница также одинока среди своего окружения, как и жертва самодурства – Катерина. Сравнение Ларисы и Катерины в этом аспекте приводит к выводу, что автор делает особый акцент на бесправие женщины, на зависимость судьбы женщины от своего социального статуса.

Социальное положение героинь

Наша сравнительная характеристика Катерины и Ларисы начинается с определения девушек. В двух пьесах главные героини существенно отличаются по этому критерию, зато трагическими судьбами они очень похожи. В «Грозе» Катерина — это жена слабовольного, но богатого купца, который находится всецело под влиянием своей деспотичной матери.

В «Бесприданнице» Лариса — незамужняя красивая девушка, которая рано лишилась отца и воспитывается матерью, очень энергичной, небогатой женщиной, не склонной к самодурству. Кабаниха по-своему печется о счастье Тихона, своего сына. Огудалова Харита Игнатьевна так же ревностно заботится о благополучии Ларисы, своей дочери, по-своему понимая его. В результате этого Катерина бросается в Волгу, а Лариса гибнет от рук своего жениха. Героиням в обоих случаях суждено умереть, несмотря на то, что близкие и родные как будто желают им лишь добра.

Источник

Сравнение «Грозы» и «Бесприданницы» А. Н. Островского

Реферат подготовил Стрекалов Тимур, 11С класс

Кажется, что два произведения, написанные одним и тем же автором в одном и том же веке на, в принципе, одну и ту же тему, не должны сильно различаться. Однако в данных пьесах Островский описал буквально различные эпохи развития России – патриархально-купеческий быт «Грозы» с его самодурством, своеволием и безграничной властью над зависимыми – абсолютным деспотизмом – и мало на это похожей жизнью общества в «Бесприданнице», в которой нет уже той грубости и домостроевской заскорузлости; не власть авторитета и устоявшихся традиций решают дело в этой среде – уверенность в полной власти денег царит в мире «Бесприданницы». И все-таки видно, что проблемы «Грозы» никуда не исчезают по прошествии времени; они существуют и в новом обществе также.

Сюжетные линии до того схожи, что порой начинаешь путать произведения между собой. Обе – и Катерина и Лариса живут, точнее существуют в обществе, которое им неприятно, где они не чувствуют себя теми, кем являются, они хотят свободы, вырваться из этого душного и противного им города навсегда. Их спутники жизни – Кабанов и Карандышев – «жалкие, ничтожные люди», как говорил Паниковский в «Золотом теленке», совершенно им не подходящие, не имеющие того стремления к свободе и прогибающиеся под этот мир. Конечно, Катерина и Лариса не могут вынести такой жизни, и им обеим предоставляется возможность убежать от нее, как они думают, с прекрасными людьми, которые на самом деле оказываются ничуть не отличающимися от остальных. И после этого у них ничего не остается, кроме как покинуть этот бренный мир, но по-разному, о чем скажу дальше.

Действие обоих произведений происходит на берегу Волги, – очевидно, этим Островский хотел показать то, что спустя почти двадцать лет ничего не изменилось, старые взгляды царят в обществе. Волга выбрана потому, что она символизирует ту свободу, которую хотели получить героини. Столь близко к затхлому духу города существует такая красота, простор, приволье, что это еще раз подталкивает героинь на их смелые шаги.

«Паратов. Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно. А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчеты. Я женюсь на девушке, очень богатой, беру в приданое золотые прииски».

И все равно он подает Ларисе надежду, общаясь с ней – жестоко, зная ее чувства к нему. Его мимолетное увлечение быстро проходит и он нисколько не задумывается о том, что он сломал ей жизнь. Его бессердечность проявляется также в том, как он, проезжая мимо острова, берет с него только одного из двух человек, и то потому, что он ему нужен как развлечение.

В общем, обе пьесы очень схожи по всем параметрам, но тогда возникает вопрос: для чего А. Н. Островский написал по прошествии двадцати лет еще одно произведение, которое настолько похоже на «Грозу»? В «Бесприданнице» изображен мир, очень отличающийся от мира «Грозы», но в этом и суть. Проходит немалый период времени. Кажется, общество изменилось, другие нравы, другие взгляды. Нет уже Кабаних и Диких, людей, которые что хотят, то и творят в своем «царстве». Но появляется другой источник абсолютной власти – деньги, и вот теперь на смену тем самодурам приходят Кнуровы, Вожеватовы и Паратовы. Люди, не имеющие особых ценностей, или не имеющие их вообще. Их цель в жизни – богатство, они смотрят на людей как на вещи, считая, что можно легко решать судьбу человека, играя в «орлянку». Островский показывает, что вопросы, которые он поднимает в «Грозе» остаются нерешенными по сей день, и в этом новом, изменившемся обществе. Таким людям, как Катерина и Лариса, нет возможности жить счастливо в этом мире, в духоте и полумраке повседневной жизни.

Интернет: статьи «Образ Екатерины», «Образ Ларисы», «Второстепенные герои в пьесах «Гроза» и «Бесприданница»».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *