Что общего у капитализма и феодализма
Разница между капитализмом и феодализмом
В публицистике и научных статьях социально-экономической направленности термины «капитализм» и «феодализм» часто встречаются в одном контексте. С чем это может быть связано?
Что такое капитализм?
Капитализм — это социально-экономический строй, при котором основой национального хозяйства становятся рыночные отношения. Человек реализует себя исходя из того, какой объем и качество товаров, услуг либо работы, выполняемой лично, он сумеет предложить другим людям. Один из главных признаков капитализма — частная собственность, которая может находиться во владении любого гражданина, имеющего денежные средства, достаточные для ее приобретения.
В основе развития хозяйства при капитализме — законы спроса и предложения. Участие государства в развитии экономики и общества сводится к регулированию ключевых отраслей, законотворчеству в области гражданского права, которое призвано защищать интересы собственников, правоохранительной деятельности.
Общество при капитализме в достаточной мере свободно с точки зрения выбора человеком места проживания, профессии, вида занятий. Государство, как правило, не насаждает социуму никакой идеологии, каждый гражданин имеет право на свои взгляды и убеждения. Вместе с тем социальная ответственность властей обычно весьма ограничена. Человек должен сам заботиться о своем образовании и экономическом достатке — государство будет готово разве что содействовать в решении поставленных гражданином задач, но не выполнять их за него.
Что такое феодализм?
Феодализм — это социально-экономический строй, исторически предшествовавший капитализму, при котором основой национального хозяйства являлось производство товаров, услуг и выполнение работы на нижестоящих уровнях социальной лестницы — в личных хозяйствах вассалов, имеющих в подчинении крепостных. В свою очередь, вышестоящие субъекты социальной лестницы — сеньоры — активного участия в экономической деятельности, как правило, не принимали, пользуясь доступными в силу властных полномочий ресурсами.
Вассалы получали в распоряжение свое хозяйство — феод, представляющее собой чаще всего земельный надел, а также крепостных в обмен на службу у сеньора. Можно отметить, что термин «крепостные» в данном контексте вовсе не равен «рабству». Крестьяне, работавшие на вассала, как правило, имели в распоряжении частные средства производства, могли вести самостоятельное хозяйство. Но вассал при необходимости был способен воспользоваться ими по своему усмотрению, равно как и принудить подчиненного крепостного выполнять определенную работу.
По мере совершенствования средств производства, формирования специализированных фабрик и фирм вместо частных крестьянских хозяйств субъектами активной экономической деятельности становились и вассалы, превращавшиеся в крупных предпринимателей. Бизнесом начинали заниматься и крестьяне. Так появился капитализм.
Сравнение
Главное отличие капитализма от феодализма в том, что при социально-экономическом строе первого типа активное участие в хозяйственных процессах, производственных и торговых отношениях принимает основная часть населения государства. При феодализме производство товаров и услуг сконцентрировано на уровне низших социальных слоев — в крепостнических хозяйствах, принадлежащих вассалам. Предпринимательством и торговлей крестьяне занимались весьма ограниченно. Владельцы феодов, как правило, также не занимались предпринимательством — их профилем была служба у сеньоров. Свой доход они получали за счет реализации результатов труда подчиненных крепостных.
Определив то, в чем разница между капитализмом и феодализмом, зафиксируем ключевые выводы в таблице.
НАУЧНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕОДАЛЬНОГО И КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕОДАЛЬНОГО И КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
Основные социальные слои (их привилегии, занятия, обязанности)
Феодальное общество: Феодальное общество распадалось на два основных класса — феодалов и крестьян. «Крепостническое общество представляло такое деление классов, когда громадное большинство — крепостное крестьянство — находилось в полной зависимости от ничтожного меньшинства — помещиков, которые владели землей».
Класс феодалов не представлял собой однородного целого. Мелкие феодалы платили дань крупным феодалам, помогали им в войне, но зато пользовались их покровительством. Покровитель назывался сеньором, покровительствуемый — вассалом. Сеньоры в свою очередь были вассалами других, более могущественных феодалов.
Как господствующий класс, феодалы–помещики стояли во главе государства. Они составляли одно сословие — дворянство. Дворяне занимали почётное положение первого сословия, пользуясь широкими политическими и экономическими привилегиями.
Духовенство (церковное и монастырское) было также крупнейшим земельным собственником. Оно владело обширными землями с многочисленным зависимым и крепостным населением и наряду с дворянами было господствующим сословием.
Широким основанием «феодальной лестницы» служило крестьянство. Крестьяне были подчинены помещику и находились под верховной властью самого крупного феодала — короля. Крестьянство было политически бесправным сословием. Помещики могли продавать своих крепостных и широко пользовались этим правом. Крепостники подвергали крестьян телесным наказаниям. Крепостную зависимость Ленин называл «крепостным рабством». Эксплуатация крепостных крестьян была почти такой же жестокой, как эксплуатация рабов в древнем мире. Но всё же крепостной мог часть времени работать на своём участке, мог до известной степени принадлежать себе.
Носителями верховной власти считались короли (в России — великие князья, а затем цари). Но за пределами собственных владений королей значение королевской власти в период раннего феодализма было ничтожно. Часто эта власть оставалась номинальной. Вся Европа разделялась на множество крупных и мелких государств. Крупные феодалы были полными господами в своих владениях. Они издавали законы, следили за их исполнением, творили суд и расправу, содержали собственное войско, совершали набеги на соседей, не стеснялись и грабить на больших дорогах. Многие из них самостоятельно чеканили монету. Феодалы помельче также пользовались весьма широкими правами в отношении подвластных им людей; они старались равняться по крупным сеньорам.
Капиталистическое общество: Два основных класса – это капиталисты (буржуазия) и наемные рабочие (пролетариат). Буржуазия представляет собой класс собственников основных средств производства, который живет за счет эксплуатации наемного труда рабочих. Это господствующий класс капиталистического общества.
Буржуазия в свое время сыграла прогрессивную роль в развитии общества, возглавив борьбу против отживших феодальных отношений. В погоне за прибылью, подгоняемая конкуренцией, она вызвала к жизни могучие производительные силы. Но по мере развития противоречий капитализма буржуазия из прогрессивного класса превратилась в реакционный, а ее господство стало главным тормозом развития общества.
Создателем колоссальных богатств, присваиваемых буржуазией, является рабочий класс — главная производительная сила капиталистического общества. В то же время это класс, лишенный собственности на средства производства и вынужденный продавать капиталисту свою рабочую силу.
Но ни в одной стране капитала состав общества не сводится только к этим двум классам. Капитализма в таком «чистом виде» нигде не было и нет. Капитал проникает во все отрасли народного хозяйства и переделывает их, но нигде полностью не уничтожает старые экономические уклады.
Поэтому во многих буржуазных странах сохраняется крупная земельная собственность помещиков. Они перестраивают хозяйство в своих поместьях на капиталистический лад, при случае приобретают промышленные предприятия, становятся пайщиками акционерных компаний, превращаются в капиталистов. Многочисленные представители класса помещиков идут в государственный аппарат, а также в армию и флот в качестве командного состава.
Из феодального общества в капиталистическое переходит и крестьянство. За исключением наиболее богатой прослойки (сельской буржуазии, кулаков), оно представляет собой класс эксплуатируемых. Эксплуатация крестьян принимает различные формы: арендной платы, уплачиваемой землевладельцу, кабальных ссуд и займов, получаемых от капиталистов, прямой эксплуатации труда бедняков, вынужденных прирабатывать на помещичьих и кулацких полях, и т. д. Массы крестьян вынуждены платить дань крупным капиталистам также в виде повышенных цен на покупаемые ими промышленные товары.
Крестьяне, которые трудятся на собственной земле, вместе с ремесленниками, мелкими торговцами, кустарями образуют довольно многочисленный слой мелкой буржуазии. К нему принадлежат люди, которые владеют собственностью на мелкие средства производства, но в отличие от буржуазии не живут эксплуатацией чужого труда. Мелкие буржуа занимают в капиталистическом обществе промежуточное положение. Как частные собственники, они примыкают к буржуазии, но как представители слоев, живущих за счет своего труда и эксплуатируемых буржуазией, — к рабочим. Промежуточное положение мелкой буржуазии порождает ее неустойчивую, колеблющуюся позицию в классовой борьбе.
По мере развития промышленности, техники и культуры в капиталистическом обществе складывается широкий слой интеллигенции, т. е. лиц умственного труда (инженерно-технические работники, учителя, врачи, служащие учреждений, ученые, писатели и т. д.). Интеллигенция — не самостоятельный класс, а особая социальная прослойка, существующая за счет продажи своего умственного труда. Она рекрутируется из различных слоев общества, главным образом из имущих классов и только частично из рядов трудящихся. По своему материальному положению и образу жизни интеллигенция неоднородна. Верхние ее слои — высшие служащие, видные адвокаты и другие — близки к капиталистам, а низы — к трудящимся массам.
Господство натурального хозяйства;
Сочетание крупного землевладения феодалов с мелким крестьянским землепользованием;
Личная зависимость крестьянина от феодала. Внешнеэкономические принуждения к труду и распределение продукта;
Крайне низкое и рутинное состояние техники;
Рентные отношения: за пользование землей крестьянин отдавал продукт в виде ренты (барщина, оброк).
Капитал и земля находятся в частной собственности буржуазии на средства производства (заводы, фабрики, оборудование) и на эксплуатации наемного труда;
Накопление капиталов сопровождалось обезземеливаниям крестьян, освобождением их от собственного хозяйства, отчуждением человека от средств производства;
Преобладание промышленного производства
Бурное развитие тяжелой промышленности и добывающих отраслей;
НТР и ее внедрение в производсво.
Вдоиндуст-риальном обществе феодального типа высоко ценилась знатность и развитость происхождения (аскриптивный критерий), религиозная набожность, рыцарская честь и благородство.
Физический труд считался прерогативой низших сословий и был презираем феодалами и другими людьми, которые были наделены богатством и властью.
Мораль и нравственные категории феодального общества строились на обосновании их принадлежности Богу. Он формирует добродетели человека, исходя из положения, которое тот занимает в обществе и усилий, которые тратит человек для поклонения покровителю и исполнения божественных ритуалов.
Господствующее место занимала религиозная мораль, которая закрепляла определенные нормы, традиции и ритуалы, по которым предписывалось жить обществу. Религиозные догмы защищало государство системой законов.
Клерикальная культура охватывала все стороны бытия и жизненных отношений. Католичество стремилось «уже не только к самостоятельности, а и к поглощению государства, общества и культуры».
Ценности индустриального (буржуазного) общества.
Сложный механизм промышленно развитой системы требует для своего поддержания не только соответствующей социальной структуры, разделяемой прежде всего на различные категории рабочего класса и предпринимателей (или бюрократическое начальство) различного уровня, но и соответствующей политической системы, которая в нормальном состоянии обычно имеет демократический характер.
Приоритет производственной сферы, связанной с промышленным производством, придает особое значение поддержанию тех ценностей, без которых не может быть обеспечено полноценное участие «социальных партнеров» или «участия в общем деле». Рассмотрим основные ценности, присущие буржуазному индустриальному обществу.
1. Достижение и успех — ценности, в соответствии с которыми культура буржуазного общества подчас получает определение до-стижительной. Неслучайно так популярны в ней рассказы о том, как кто-то вырвался из бедняков в богачи, из бедной эмигрантской семьи в высокооплачиваемую «звезду» массовой культуры.
2. Обладание частной собственностью. В системе ценностей буржуазной личности центральное место занимает обладание собственностью, обеспечивающей право гражданства в мире собственников. Превращение частной собственности в основу социального взаимодействия придает общественным отношениям обезличенно-формальный характер. Отношения между людьми подменяются отношениями капиталов, доходов, имущественных статусов.
3. Индивидуализм. Под ним подразумевается признание приоритета прав личности, ее свободы и независимости от общества и государства. Направив энергию свободной личности в сферу экономической и политической деятельности, буржуазный индивидуализм способствовал ускоренному развитию производительных сил.
4. Право как признанная система обязательных норм, соблюдение которых обеспечивается через судебную систему. Среди основных принципов правовой регуляции следует указать следующие: а) субъект правопорядка — прежде всего изолированный индивид, ищущий частную выгоду, обретаемую через взаимную «честную конкуренцию»; б) свобода и равенство возможностей, обеспечиваемое товарно-меновыми отношениями; в) за каждой личностью признаются права на жизнь, свободу и собственность, что и составляет основу «естественного права». Право свободы отрицает всякое отношение личной зависимости, но гарантией этой независимости является частная собственность.
6. Потребительство. Созревание капиталистического общества, повышение совокупного дохода привели в области культуры к смене гуманистической и духовной устремленности. Прежние ценности заменяются ценностями гедонизма, материального комфорта, расширенного потребления. Но жажда потребления не всегда находится в соответствии с возможностями индивидов, что приводит к острым эмоциональным стрессам.
7. Универсализм, т.е. распространение ценностей западного общества на другие культуры. Стандартная позиция среднего американца или европейца выражается в идее превосходства западной цивилизации над всеми остальными и отношении к другим как «отставшим».
8. Вера в прогресс. В индустриальном обществе широко распространена ориентация на то. что новое лучше старого. Увлечение стилем «ретро» лишь дополняет такую ориентацию. Однако прогрессизм оказался глубоко скомпрометированным теми издержками и противоречиями, которые приходится решать обществу.
9. Уважение к науке и технологии. Промышленно развитое общество ожидает от науки практического решения как технических, экологических, медицинских, так и социальных проблем. Ни капитал, ни власть сами по себе, без соединения с профессиональной экспертизой «не берутся за дело». Как мы увидим, и позиции научно-технического рационализма во многом оказываются подорванными теми издержками, которые претерпевает в буржуазном обществе гуманистическая сторона жизни.
5. Особенности политической власти
Феодальное общество: Политическая система феодализма определялась тем, что власть была непосредственно связана с земельной собственностью, выступала в качестве её атрибута. Например, поместная форма землевладения была связана с экономической децентрализацией и вызвала политическую раздробленность (Европа X-XI вв.). В политической системе феодализма были города, сельские общины, церковь.
Сельская община в первоначальной форме (марка) просуществовала до X в., но затем она испытала второе рождение, как объединение крестьян, имеющих индивидуальное хозяйство, но выступающих за сохранение коллективной организации из-за необходимости коллективной защиты своих интересов перед сеньором. Община удержала лишь минимальные административно-хозяйственные функции и практически не принимала участия в осуществлении политической власти.
Методы и формы осуществления политической власти различны, но демократические методы управления не имели под собой при феодализме социальной почвы и получили крайне незначительное распространение (как пережитки военной демократии в раннефеодальных монархиях и на уровне общинного и городского самоуправления). Но даже городским республикам в период феодализма были свойственны не демократические, а автократические и олигархические формы политической жизни.
Сама система внеэкономического принуждения, сословная иерархия, бесправие народа порождали такие черты феодального политического режима как произвол и жестокость государственной власти на всех уровнях. Это находило выражение в насилии по отношению к крестьянству и городским низам, в личной и имущественной незащищенности зарождающейся буржуазии.
История государства в эпоху феодализма делится на ряд этапов:
Раннефеодальные монархии (V-IX вв.) возникают в период становления феодальной собственности, когда формирующийся класс феодалов группируется вокруг политически укрепившейся королевской власти и создаются относительно крупные феодальные государства.
Сеньориальная монархия (X-XIII вв.) возникает в период расцвета феодального способа производства и господства натурального хозяйства, которые повлекли за собой феодальную раздробленность. Это сопровождалось переходом власти от короля к отдельным феодалам, к организации государственной власти на основе вассальных отношений.
Сословно-представительная монархия (XIV-XV вв.) возникает в период развития товарно-денежных отношений и роста городов, что обусловило консолидации сословий и способствовало централизации государства и возвышению королевской власти.
Абсолютная монархия (XVI-XVII вв.) возникает в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений, упадка феодальной олигархии и формирования буржуазии, когда королевская власть, как бы возвышаясь над обществом, но опираясь прежде всего на феодальные силы, предпринимает последнюю попытку предельно централизовать и тем самым укрепить феодальное государство.
Развитие производительных сил ставит перед государством – коллективным органом правящего класса задачи, ранее не стоявшие перед ним. Теперь уже отдельные производства, такие как связь, железные дороги, судоходство, финансы и др. не могут управляться отдельными капиталистами, и государство забирает их в свою собственность. Так появляется государственная собственность. Для управления этой собственностью в государственном аппарате появляются специальные службы – министерства, чиновники которых являются коллективным управляющим отдельных отраслей. Это явление получило название государственного капитализма. При государственном капитализме государственный аппарат, являясь собственником средств производства, присваивает и распределяет, произведенный на его средствах производства, продукт. Прикрываясь лицемерными лозунгами, что якобы государственный аппарат осуществляет свою деятельность в интересах всего общества, на самом деле он распределяет в интересах правящего класса.
К. Маркс и Ф. Энгельс, исследуя развитие буржуазного общества, пришли к выводу, что государство всё больше и больше будет брать в свои руки производительные силы общества, стремясь стать монопольным капиталистом. Ф. Энгельс в работе «Развитие социализма от утопии к науке» пишет: «Современное государство, какова бы ни была его форма, есть по самой своей сути капиталистическая машина, государство капиталистов, идеальный совокупный капиталист. Чем больше производительных сил возьмёт оно в свою собственность, тем полнее будет его превращение в совокупного капиталиста и тем большее число граждан будет оно эксплуатировать. Рабочие останутся наёмными рабочими, пролетариями. Капиталистические отношения не уничтожаются, а, наоборот, доводятся до крайности, до высшей точки. Но на высшей точки происходит переворот. Государственная собственность на производительные силы не разрешает конфликта, но она содержит в себе формальное средство, возможность его разрешения. Это разрешение состоит в том, что общественная природа современных производительных сил будет признана на деле и что, следовательно, способ производства, присвоения и обмена будет приведён в соответствие с общественным характером средств производства. А это может произойти только таким путём, что общество открыто и не прибегая ни к каким окольным путям возьмёт в своё владение производительные силы, переросшие всякий другой способ управления ими, кроме общественного» (К. Маркс и Ф. Энгельс, т.5,с.333).
Таким образом, современное буржуазное государство выполняет две функции. Первая – это аппарат, через который реализуется политическая власть буржуазии; вторая – это совокупный, коллективный капиталист. Понимание этого явления очень важно для дальнейшего понимания роли пролетарского государства в переходный период от государственного капитализма к социализму.
Если политическую составляющую буржуазного государства пролетариат сразу же меняет на свою, беря, таким образом, политическую власть в свои руки, то ту часть государственного аппарата, которая занималась организацией производства (коллективный государственный капиталист), пролетариат в связи с отсутствием пролетарских специалистов вынужден сохранить некоторое время. И таким образом сохранять организацию производства на капиталистических принципах. Этот государственный капитализм отличается тем, что политическая власть будет принадлежать пролетариату. Поэтому пролетариат устанавливает контроль за работой буржуазных специалистов и одновременно через контроль учится управлять производством. Государство в этот период является собственником средств производства и поэтому налицо отчуждение средств производства от производителей. Поэтому экономический уклад остаётся капиталистическим. Именно это имел в виду В.И.Ленин, когда критиковал позицию фракции «левые коммунисты»: «Им казалось, что нельзя называть государственным капитализмом тот строй, при котором средства производства принадлежат рабочему классу и этому рабочему классу принадлежит государственная власть» (т.45,стр.34).
Такое двойственное положение государства, с одной стороны коллективного капиталиста, а с другой – органа коллективной власти пролетариата, будет существовать вплоть до его отмирания. Процесс отмирания государства начинается с его экономической составляющей, а именно с передачи управления предприятиями, фабриками и заводами трудовым коллективам.
Государственный капиталистический экономический уклад должен решить основную задачу: развитие производительных сил до уровня, при котором все граждане общества будут иметь рабочие места и их разумные потребности будут обеспечены обществом.
Разница между феодализмом и капитализмом
Знание разницы между феодализмом и капитализмом представляет интерес для многих, поскольку феодализм является приквелом капитализма. Феодализм был общественным порядком в средневековые времена по всей
Содержание:
Феодализм против капитализма
Знание разницы между феодализмом и капитализмом представляет интерес для многих, поскольку феодализм является приквелом капитализма. Феодализм был общественным порядком в средневековые времена по всей Европе и характеризовался дворянами, которые владели земельными правами и обеспечивали монархов военной службой. В этой системе крестьяне и безземельные работали арендаторами у этих дворян, которые их защищали. Со временем возникла еще одна политическая и экономическая система, которая в настоящее время стала спасательным кругом для большей части западного мира. Эта система также дает власть контролировать активы и ресурсы горстке в обществе, такой как феодализм. Несмотря на сходство, есть много различий, о которых будет рассказано в этой статье.
Что такое феодализм?
Те, кто не знаком с концепцией феодализма, могут думать о монархии как о нынешнем правительстве, при котором права на землю передаются дворянству. Простые люди работали вассалами на землях этих дворян и получали часть их продукции в качестве средств к существованию, в то время как остальная часть принадлежала дворянам. Дворяне защищали крепостных, но использовали их для военной службы короне в обмен на земельные права. Феодализм характеризовался принципом обмена, при котором права на землю принадлежали дворянам в обмен на военную службу, которую они оказывали королям, тогда как крепостные владели небольшими участками земли вместо службы, которую они оказывали дворянам. Они могли оставить себе часть сельскохозяйственной продукции, и они получали защиту от помещиков вместо послушания, которое они проявляли по отношению к ним.
Что такое капитализм?
Рождение капитализма можно увидеть в политической и социальной системе, где средства производства не остаются в руках аристократа или монарха. Несколько человек, которые вкладывают средства в машины и создают фабрики, чтобы нанять услуги рабочего класса, называются капиталисты и система упоминается как капитализм. Капитализм определяется индивидуальными правами, а с политической точки зрения он называется laissez-faire, что означает свободу. Есть верховенство закона, и это рыночная экономика. Средства производства и распределения остаются в руках частных лиц, а не в руках государства. Промышленная революция привела к условиям, которые созрели для подъема и популярности капитализма, поскольку богатые люди создавали отрасли, которые привлекали людей из далеких сельских мест. Масштабная миграция людей из сельской местности в города началась с капитализма.
В чем разница между феодализмом и капитализмом?
• При феодализме крестьяне остаются в контакте со средствами производства, тогда как при капитализме рабочие отчуждаются с помощью средств производства, которые переходят в руки капиталистов.
• Феодализм характеризуется принципом обмена, когда короли предоставляли дворянам права на землю в обмен на военную службу, а дворяне предоставляли защиту крестьянам в обмен на часть сельскохозяйственной продукции.
• Капитализм характеризуется свободной рыночной экономикой и частной собственностью.
• При феодализме сельское хозяйство является основой экономики.
Фото: Родни (CC BY 2.0), Уоррен Норонья (CC BY 2.0)