Что общего у лужина и раскольникова
В чем смысл сопоставления Лужина и Раскольникова?
Персонажи Достоевского полны глубины и скрытых смыслов, каждый из них – яркий собирательный образ современности писателя. Второстепенные герои предназначены для того, чтобы подчеркнуть или опровергнуть некоторые черты главного героя. Это помогает понять, в чем смысл сопоставления Лужина и Раскольникова.
Образ Раскольникова
Родион – бывший студент, вынужденный оставить учебу из-за отсутствия денег. В нем воспитаны качества, которые присущи хорошему человеку – он добр и отзывчив, альтруистичен и готов отдать последнее нуждающимся. Окружающая его среда, засилие нищеты, несправедливости и бедствования рождают в нем мысль о страшной теории. Постоянно сомневается, находится в поисках истины, мечется от одного к другому.
Образ Лужина
Лужин уверен в себе и любит только себя самого. Прекрасные чувства, такие как любовь и истинная бескорыстная добродетель, чужды для него. Он не скрывает того, что в жены хочет взять бедную натерпевшуюся страданий девушку, чтобы властвовать над ней, чтобы она считала его благодетелем и не смела перечить ему. Лужин – преуспевающий делец, он всегда спокоен и рассудителен.
Сходства
В начале встречи героев кажется, что образы их не сопоставимы. Но уже к концу разговора в каморке Раскольникова, становится видно, что между идеями нищего студента и богатого дельца наблюдается некая схожесть. Главная черта, которая объединяет героев – стремление возвыситься над другими. Это видит и сам Раскольников, несмотря на то, что Лужин ненавистен ему. Родион Романович, опираясь на свою теорию, считает, что ему можно вершить преступления, так как он решил, что он избранный. Лужин откровенных преступлений не совершает, но сама суть его личности – прогнившая и чрезмерно эгоистичная. Преступления Лужина – моральные, в то время как преступление Раскольникова – физическое.
Различия
Различия социального статуса, внешнего вида героев не так важны, как то, что основным отличием все же является мотивация. Если Лужин открыто любит только себя и «зло» в его примере проявляется в виде эгоизма, то Раскольников уверен, что зло он вершит ради добра и правосудия, ради блага другим людям. Лужин уверен в себе, его линия поведения и чрезмерная любовь к себе сохраняются от начала и до конца. Раскольников сомневается, бродит в дебрях своей души и все-таки стремится к свету. Ему не чужды человеческие качества, такие как доброта и сострадание, альтруизм и даже любовь. Лужин же не признает никаких чувств, кроме любви к себе. Девушку в жены он готов взять жалкую, но не из жалости, а чтобы повысить свой статус перед ней, чтобы она была безотказной и считала его благодетелем. Так или иначе, к финалу романа Лужин остается таким, каким был, а Раскольников находит путь к свету, искуплению и добродетельной жизни.
Сопоставление со Свидригайловым
Еще один персонаж, с которым Достоевский сопоставляет Раскольникова – Свидригайлов. Схожи эти герои ощущением своей уникальности, а также непринятием жизни такой, какая она есть. Разные у них только способы отчуждения: Раскольников пытается убежать от действительности, разрабатывая свою страшную теорию, Свидригайлов же ударяется в разгул и разврат.
Таким образом, Достоевский на примере сопоставления образов Раскольникова с образами Лужина и Свидригайлова показывает многоплановость и разнообразность образа главного героя. Несмотря на схожие черты с откровенными негодяями, Родион все же находит путь для искупления.
Раскольников и Лужин: сравнительная характеристика
Произведение Достоевского Преступление и наказание стало классикой русской литературы. Это психологический роман, где в главной роли выступает бывший студент Раскольников, однако в работе автора раскрываются и другие образы. Так в романе Преступление и наказание мы встречаем Лужина, что представлял собой человека, глубоко противного самому автору. Но такой тип людей существовал. К тому же данный персонаж позволил глубже изучить и познать самого Раскольника, чьим моральным двойником и являлся Лужин. На первый взгляд, это совершенно разные образы, но у них было очень важное сходство. У обоих была своя теория и каждый из них ей следовал. Так теория Лужина заключалась в разумном эгоизме, и согласно ей люди должны учитывать свои лишь интересы. Согласно теории Раскольникова, великим людям позволялось все, поэтому он и захотел узнать, кем он является тварью дрожащей или право имеет.
Изучив роман мы понимаем, что образ Лужина является худшим проявлением человека, а чтобы поближе познакомиться с Раскольниковым и Лужиным сделаем сравнительную характеристику, отмечая их сходства и различия.
Характеристика Раскольникова
Раскольников герой романа, который бросил учебу из-за своей бедности и невозможности платить. Он привык делить людей на ничтожных и наполеонов, и захотел узнать, кто он, поэтому и пошел на преступление. Однако в своей теории, согласно которой великим людям позволено все, он ошибается. Считая, что он вправе карать и миловать, в дальнейшем приходит к осознанию того, что расчет его неверный. Раскольников понимает, что его разделение людей на определенные категории ошибочно. Понимает и то, что он обычный человек и раскаивается в содеянном. В этом большая заслуга Сони. Правда, к ней поначалу Раскольников холоден, но любовь девушки сумела разбудить в герое человечность. Он потянулся к девушке, полюбил ее, и принял ее отношение к жизни.
Характеристика Лужина
Второй персонаж Преступления и наказания, чью характеристику рассмотрим в нашем сочинении, был Лужин. Лужин юрист и советник, на чьем лице вечно читалась брюзгливость. Он никогда не поддавался эмоциям, был преуспевающим, рациональным и практичным человеком. Лужин подлый, аморальный, ничем не брезгует, лишь бы достичь своих целей. Лужин любит сплетни, для него неизвестно понятие благородства, а его стремлением в жизни была карьера и обогащение. При этом на жизнь он смотрит через призму своей теории, считая, что только эгоисты смогут в дальнейшем помогать другим.
Раскольников и Лужин имеют и общие черты. Оба умные, но при этом тщеславные, высокомерные и подлые. Причем Раскольников подлецом называет себя сам, а вот о том, что Лужин подлец из подлецов говорит Катерина Ивановна.
Рассматриваемые нами Раскольников и Лужин испытывают неприязнь друг к другу, не понимая, что они очень похожи, и их можно назвать даже моральными двойниками. Скорее всего неприязнь между Раскольниковым и Лужиным появилась оттого, что каждый из них в противоположном персонаже увидел свои самые худшие черты, что их сильно раздражало.
Теория Лужина о целом кафтане в романе «Преступление и наказание»
Пётр Петрович Лужин — персонаж романа «Преступление и наказание» (1866) Фёдора Михайловича Достоевского. Жених Дуни Раскольниковой, сестры главного героя романа Родиона Раскольникова.
Во второй части романа, при знакомстве с Раскольниковым в его каморке, Лужин, в присутствии Разумихина и доктора Зосимова, рассказывает свою экономическую теорию «целого кафтана».
Упомянув о Лебезятникове, Лужин похвалил мысли «молодых поколений», которые отвергли прежний дух религии и идеализма ради материальной выгоды и практической пользы. Вместе с молодёжью Лужин находил, что христианский призыв сочувствовать ближнему и делиться с ним проникнут «чрезмерной восторженностью». Он не соответствует «экономической правде», которая гласит: всё на свете основано на личном интересе.
Этот фрагмент (часть 2, глава 5) также называют монологом Лужина о целом кафтане.
Суть теории
Теория «целого кафтана» гласит о том, что каждый человек должен заботиться лишь о себе и собственном благе. То есть, не стоит делиться с кем-то своим кафтаном, так как в таком случае у обоих будет только по половине кафтана, то есть по сути оба останутся без кафтана. Третий вариант — отдать целый кафтан нуждающемуся — Лужин даже не рассматривает:
При этом, Лужин уверен, что, «по науке», такой подход полезен для «преуспеяния» всего общества, так как чем больше будет целых кафтанов, тем более устраивается общее дело:
Сходство теорий Лужина и Раскольникова
Слушая речи Лужина Раскольников узнает свою теорию, только рассказанную без украшений романтическими бреднями про Наполеона.
Теория Лужина действительно отчасти схожа с теорией Раскольникова о «людях и тварях дрожащих», но при этом Лужин утверждает, что «на всё есть мера» и его теория не предполагает совершения преступлений. Так, когда Раскольников заявляет, что, доведя теорию о кафтанах «до последствий», выйдет, что можно людей лишать жизни из личного интереса, Лужин категорически не соглашается с Раскольниковым. Он отвечает, что от совершения преступления человека должны сдерживать нравственность и правила:
Немаловажно и то, как Лужин и Раскольников оправдываю свои теории. Лужин считает, что забота о своем личном интересе в итоге ведет к всеобщему преуспеванию:
С этой точки зрения теория Лужина близка к «разумному эгоизму», но сам Лужин понятие о нравственности имеет весьма смутное. Он легко переступает правила, и ради своих мелких целей подставляет безобидную Соню Мармеладову, подсунув ей деньги, а после прилюдно, во время поминок ее отца, обвинив в воровстве.
Раскольников также говорит о пользе обществу, но без какой либо конкретики:
При этом, он относит себя к «необыкновенным» людям которые по необходимости «право имеют», но сам совершает преступление не во имя благого дела, а чтобы доказать свою избранность и решить собственные финансовые проблемы:
Текст фрагмента (часть 2, глава 5)
Происхождение теории Лужина
В 1860-е годы среди русской интеллигенции были популярны работы английских экономистов И. Бентама (1748–1832) и его последователя Д. С. Милля (1806–1873), сторонников утилитаризма. Согласно Бентаму, счастье человека зависит от его собственных интересов, но также зависит и от интересов общества. То есть интересы общества не должны игнорироваться и исключаться из виду.
Однако господин Лужин, как и многие современники Достоевского, извращает концепцию утилитаризма, доводит ее до абсурда — до идеи абсолютного эгоизма, когда человек думает только о себе, а интересы общества для него совершенно не важны. Эти идеи довольно далеки от изначальной концепции утилитаризма Бентама и Милля.
В то же время в словах Лужина содержится полемический отклик на рассуждения Лопухова и Кирсанова в романе «Что делать?» и на теорию «разумного эгоизма» Чернышевского. Возможно, что рассуждение Лужина о «кафтане», которого не следует делить с ближним, пародирует также и объяснение принципа личной выгоды в статье Д. И. Писарева «Исторические идеи Огюста Конта»:
Лужин как двойник Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
Раскольников и Лужин (фильм 1969 г.) |
В романе «Преступление и наказание» Достоевского можно встретить несколько так называемых «двойников» главного героя Родиона Раскольникова. Среди них — господин Свидригайлов, чиновник Мармеладов и господин Лужин.
В этой статье представлены материалы о Лужине как двойнике Раскольникова в романе «Преступление и наказание».
Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Лужин как двойник Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
Раскольников и Лужин являются яркими персонажами романа «Преступление и наказание» и имеют много общего. Есть целый набор качеств и особенных черт, которые позволяют называть Лужина двойником Раскольникова.
1. Теории Лужина и Раскольникова
«. доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…» (Раскольников о теории Лужина, часть 2 глава V)
«. ты малый умный. » (Разумихин о Раскольникове, часть 2 глава VI)
«. тщеславие, гордость и тщеславие. » (Свидригайлов о Раскольникове, часть 6 глава V)
«. несколько как бы тщеславен и очень любит, чтоб его слушали. » (Пульхерия Александровна о Лужине, часть 1 глава III)
«. угрюм, мрачен. » (Разумихин о Раскольникове, часть 3 глава II)
«. немного только угрюмый. » (Пульхерия Александровна о Лужине, часть 1 глава III)
«. оба угрюмые и вспыльчивые, оба высокомерные и оба великодушные…» (Пульхерия Александровна о Раскольникове и его сестре Дуне, часть 3 глава IV)
«. как бы высокомерный. » (Пульхерия Александровна о Лужине, часть 1 глава III)
«А я трус и… подлец. » (Раскольников о себе, часть 5 глава IV)
Это были материалы о Лужине как двойнике Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
Свидригайлов и Лужин как двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
Свидригайлов и Раскольников (фильм 1969 г.) |
Петр Петрович Лужин и Аркадий Иванович Свидригайлов являются яркими второстепенными персонажами романа «Преступление и наказание» Достоевского.
Лужина и Свидригайлова считают в какой-то степени двойниками главного героя романа Родиона Раскольникова.
В этой статье представлены материалы о Свидригайлове и Лужине как двойниках Раскольникова в романе «Преступление и наказание».
Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о Раскольникове
Свидригайлов и Лужин как двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
Лужина и Свидригайлова можно назвать двойниками Раскольникова по нескольким причинам:
1. Три похожих теории
Лужин, Свидригайлов и Раскольников являются носителями своих собственных теорий. При этом у этих теорий есть нечто, их объединяющее.
Теория Раскольникова
Теория Раскольникова об обыкновенных людях и «Наполеонах» говорит о том, что люди в целом якобы делятся на обыкновенных людей (людей-«материал») и людей гениальных, выдающихся («Наполеоны»). Согласно теории Раскольникова, «Наполеоны» идут к своей цели ради блага общества, не задумываясь о средствах и жертвах. Теория Раскольникова становится главной причиной его страшного преступления:
«Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.» (часть 3 глава V)
«. я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…» (часть 5 глава IV)
Экономическая теория Лужина о целом кафтане гласит о том, что каждый человек должен заботиться прежде всего о себе, а не об окружающих. Согласно теории Лужина, личный интерес и индивидуализм — это залог счастливого общества. Однако эта теория не так безобидна, как кажется на первый взгляд. Так, Раскольников приходит к выводу, что теория Лужина по сути оправдывает любые, даже самые страшные преступления во имя личного блага:
«Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. » (Лужин о своей теории, часть 2 глава V)
«. доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно рeзaть…» (Раскольников о теории Лужина, часть 2 глава V)
Теория Свидригайлова гласит о том, что зло может быть оправдано, если оно делается ради какой-то важной личной цели (даже если цель не самая благая). Именно этой теорией и руководствуется Свидригайлов, совершая свои преступления (см. Преступления Свидригайлова). Теория Свидригайлова по своей сути мало отличается от теорий Лужина и Раскольникова:
«. своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!» (Свидригайлов о своей теории, часть 6 глава V)
Очевидно, что теории Лужина, Свидригайлова и Раскольникова имеют много общего. На этом основании Свидригайлова и Лужина можно назвать двойниками Раскольникова.
2. Все трое — преступники
Лужин, Свидригайлов и Раскольников являются двойниками еще и потому, что все они так или иначе совершают преступления.
Из этих троих персонажей Лужин является самым «мелким» преступником. Лужин подбрасывает Соне Мармеладовой 100 рублей, а затем публично обвиняет ее в воровстве. Таким образом он совершает по сути два преступления — мошенничество (подбрасывание денег с целью извлечь выгоду) и публичное распространение клеветы о Соне:
«То значит, что вы. клеветник, вот что значат мои слова! — горячо проговорил Лебезятников. » (часть 5 глава III)
«. мерзкий, преступный вы человек. » (Лебезятников о Лужине, часть 5 глава III)
«. затушено было, в самом начале, уголовное дело, с примесью зверского и, так сказать, фантастического душегубства. » (часть 4 глава II)
«. об истории с человеком Филиппом, умершим от истязаний, лет шесть назад, еще во время крепостного права. » (часть 4 глава II)
Герои романа называют Свидригайлова и Лужина подлецами за их аморальные поступки. Самого Раскольникова никто не называет подлецом, он сам себя считает подлецом.
«. сладострастного развратника и подлеца. » (Раскольников о Свидригайлове, часть 6 глава V)
«. я и первого шага не выдержал, потому что я – подлец!» (Раскольников о себе, часть 6 глава VII)