Что общего у онегина и автора повествователя

Автор и главный герой романа “Евгений Онегин”

Уже несколько десятков лет исследователей и просто неравнодушных читателей интересует вопрос: как соотносятся автор и главный герой романа «Евгений Онегин»? Образ автора имеет большое значение в романе, он выражает свою позицию по многим вопросам.

Образ автора

Автор в романе «Евгений Онегин» – герой значимый, именно с его точки зрения ведется повествование. Он не просто повествует события жизни главного героя, но и выражает свое отношение к ним. Он оценивает персонажей и их поступки, и эту оценку выражает различными лексическими средствами. Автор не старается дать характеристику персонажу деталями или отношением других персонажей к нему, он выражает собственное отношение к герою.

Образ автора присутствует в повествовании постоянно, с помощью своих лирических отступлений он как бы вторгается в историю Онегина. Автор рассказывает про себя, повествует свои жизненные истории, показывает свое отношение по поводу различных сфер жизни. С начала повествования автор говорит, что Онегин родился на берегах Невы, где когда-то бывал он сам. Автор связывает повествование с реальностью.

Авторское отношение к Онегину

Автор видит все достоинства и недостатки Евгения Онегина. Он дает ему характеристику молодого «пылкого» повесы. Фраза «Мы все учились понемногу, Чему-нибудь и как-нибудь» относится к главному герою. Автор иронично описывает Онегина как «театра злого законодателя, непостоянного обожателя очаровательных актрис, почетного гражданина кулис». Онегин – типичный dendy, «модный тиран», как называет его автор. Он был франтом и педантом в одежде, потому что учитывал общественное мнение, что высмеивается автором. Иронично автор описывает и то, в чем одет Онегин, потому что все эти слова иноязычного происхождения.

Когда же Онегин отказался от наскучившей ему праздной жизни, автор меняет тон своей оценки персонажа. Теперь он называет «отступника бурных наслаждений» так: «добрый мой приятель», «мой Онегин», «друг мой». Фразы «наш герой», «наш приятель» говорят о том, что автор пытается сблизить главного героя и с читателем.

Автор говорит о том, что подружился со своим героем, ему нравились его черты: преданность мечтам, неподражательная странность и резкий, охлажденный ум. Автор на протяжении всего повествования доказывает, что он «сердечно любит» своего героя, хотя он и остался «неисправленным чудаком».

Сопоставление образов

Автор постоянно сравнивает себя со своим героем. Между ними есть как сходства, так и различия.

Автор и Онегин имеют почти одинаковое детство и воспитание.

Оба они знали «игру страстей», их обоих томила жизнь, у обоих угас «сердца жар», а также обоих «ожидала злоба слепой Фортуны и людей».

Описывая бывшую праздную жизнь Онегина, он говорит и про себя: раньше он «был от балов без ума», а также погубил жизнь «на разные забавы».

Однако, как отмечает автор, между ним и Онегиным довольно много различий. Первое заключается в том, что Пушкин – известный и признанный поэт, который входит в «задорный цех людей». Онегин же даже не может отличить ямб от хорея, хотя и пытался писать, однако этот «труд упорный ему был тошен».

Разное у образов и отношение к природе: Онегин скучает в деревне, спокойной образ жизни и тишина которой нравятся автору. Еще Онегин не умеет ценить природу, а автору она нравится.

Автор в самом тексте романа указывает на цель сравнения его с Онегиным. Он замечает «разность», чтобы никто не смог сказать то, что А. С. Пушкин в центр повествования поместил самого себя.

Источник

Сравнительная характеристика Онегина и Пушкина: таблица с цитатами

Почти все сходства и различия между Пушкиным (образом автора) и Онегиным в романе «Евгений Онегин» можно найти в первой главе романа. Их можно представить в виде двух таблиц.

Сходства между Пушкиным и Онегиным

Тема

Отношение Пушкина и Онегина

Среда, в которой они вырослиОба героя провели молодые годы в Петербурге, оба принадлежат к дворянской среде, вращаются в великосветских кругах:

«Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы…
…Там некогда блистал и я…»Отношение к условностям светаПушкин и Онегин сближаются в пору, когда проходит их первая молодость, полная очарований и разочарований. Их сближает критическое отношение к жизни, усталость от пустой светской суеты:

Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба;
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей
На самом утре наших дней.Отношение к ТатьянеТатьяна – любимая героиня Пушкина, её он называет «милым идеалом». Ей признаётся в любви:

… Простите мне. Я так люблю
Татьяну милую мою…

Поэт окружает её эпитетами «милая», «нежная», «бедная», называет «моя душа», сопровождает прилагательными и существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Любит Татьяну и Онегин. При первой встрече с Лариными их двух сестёр он выделяет Татьяну.

«Неужто ты влюблён в меньшую?
… Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт…» — говорит он Ленскому, узнав о его влюблённости в Ольгу.

В конце романа Онегин прямо признаётся в любви Татьяне:

Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днём увижусь я…

Различия между Пушкиным и Онегиным

Пушкин

Онегин

ОбразованиеПушкин получил блестящее образование. Он обучался в первом экспериментальном заведении для дворянской элиты Императорском Царскосельском лицее, в котором преподавали лучшие педагоги своего времени.

Помимо этого, поэт постоянно занимался самообразованием. Он свободно читал на нескольких языках, прекрасно знал сочинения античных авторов и французских философов-просветителей.

Любопытный и живой характер направлял Пушкина в самые неожиданные места. Приезжая в новый город, поэт спешил познакомиться с людьми, побывать в архивах, посетить исторические памятники. Он постоянно узнавал что-то новое и подвергал любую информацию серьёзному осмыслению.Образование Онегина поверхностно. Он знает ровно столько, сколько нужно, чтобы произвести впечатление в беседе, но ничего не изучал системно и глубоко:

Онегин был по мненью многих
(Судей решительных и строгих)
Ученый малый, но педант:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнём нежданных эпиграмм.

Латынь из моды вышла ныне:
Так, если правду вам сказать,
Он знал довольно по-латыне,
Чтоб эпиграфы разбирать,
Потолковать об Ювенале,
В конце письма поставить vale,
Да помнил, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха.
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли:
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.Отношение к театруПушкин боготворит театр, творчески сопереживает каждой премьере:

Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил;
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой,
Там и Дидло венчался славой,
Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись.Онегин равнодушен к искусству. Он посещает театр лишь потому, что это модно:

Всё хлопает. Онегин входит,
Идёт меж кресел по ногам,
Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам;
Все ярусы окинул взором,
Всё видел: лицами, убором
Ужасно недоволен он;
С мужчинами со всех сторон
Раскланялся, потом на сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился — и зевнул,
И молвил: «Всех пора на смену;
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел».Отношение к литературеЛитература – жизнь и воздух Пушкина. С детства он пропадал в домашней библиотеке отца, наслаждаясь книжными сокровищами. Ум его развился стремительно и рано.

Первые поэтические опыты Пушкина начались ещё в детстве. В Лицее его поддержали преподаватели, на выпускном экзамене поэта «благословил» «старик Державин».

Всю жизнь Пушкин был жадным читателем и гением словесности.Онегин не занимается стихотворчеством, у него нет способностей к этому и необходимой творческой воли. Да и книги, которые находит в кабинете Онегина Татьяна, открыты, но не прочитаны:

…Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита…Отношение к любви и женщинамВ отличие от Онегина, в каждой своей влюблённости Пушкин был искренен. Он не лицемерил, не играл с женской душой. Даже милое кокетство у Пушкина благородно и трогательно.

Он называет женщин «мои богини» и видит в них идеал красоты. Как поэт, Пушкин преклоняется перед ней.

Но и он испытывает разочарование, оттого что глубокое чувство, посетившее его накануне начала работы над романом, было предано.

…Опять кипит воображенье,
Опять ее прикосновенье
Зажгло в увядшем сердце кровь,
Опять тоска, опять любовь.
Но полно прославлять надменных
Болтливой лирою своей;
Они не стоят ни страстей,
Ни песен, ими вдохновенных:
Слова и взор волшебниц сих
Обманчивы… как ножки их.

«Прошла любовь, явилась Муза», — говорит о себе поэт. Опыт разочарований стал основой для его творчества, вдохновил на создание новых произведений.

Онегину же после всех побед и поражений остаётся только пустота и усталость.Женская любовь для молодого Онегина – желанная добыча. Он напоминает охотника, преследующего жертву. Любовь занимает все его помыслы:

…Всего, что знал ещё Евгений,
Пересказать мне недосуг;
Но в чем он истинный был гений,
Что знал он тверже всех наук,
Что было для него измлада
И труд, и мука, и отрада,
Что занимало целый день
Его тоскующую лень, —
Была наука страсти нежной,
Которую воспел Назон…

Глубоких привязанностей герой не испытывает, важен результат:

…Как он умел казаться новым,
Шутя невинность изумлять,
Пугать отчаяньем готовым,
Приятной лестью забавлять,
Ловить минуту умиленья,
Невинных лет предубежденья
Умом и страстью побеждать,
Невольной ласки ожидать,
Молить и требовать признанья,
Подслушать сердца первый звук,
Преследовать любовь, и вдруг
Добиться тайного свиданья…
И после ей наедине
Давать уроки в тишине.

Но со временем лёгкие успехи надоедают Онегину, он становится равнодушен к игре страстей:

Нет: рано чувства в нём остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели,
Затем, что не всегда же мог
Beef-stеаks и страсбургский пирог
Шампанской обливать бутылкой
И сыпать острые слова,
Когда болела голова;
И хоть он был повеса пылкой,
Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец.ДружбаДружба была одной из главных ценностей в жизни Пушкина. В стихотворениях, посвящённых лицейскому братству, «Пущину», «К Дельвигу» и других звучит вера в спасительную и чудотворную силу дружеской поддержки, радостное, исцеляющее ото всех печалей ощущение духовного родства.

И. И. Пущину

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

Онегин не имеет глубоких привязанностей, потому что слишком занят собой.

В деревенском уединении «от делать нечего» он сближается с Ленским, но их приятельство нельзя назвать истинной дружбой:

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

Далее Пушкин объясняет, почему Онегин не мог стать никому настоящим другом:

Источник

Детский час

для детей и родителей

Что общего у онегина и автора повествователя. Смотреть фото Что общего у онегина и автора повествователя. Смотреть картинку Что общего у онегина и автора повествователя. Картинка про Что общего у онегина и автора повествователя. Фото Что общего у онегина и автора повествователя

Автор и главный герой в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Что общего у онегина и автора повествователя. Смотреть фото Что общего у онегина и автора повествователя. Смотреть картинку Что общего у онегина и автора повествователя. Картинка про Что общего у онегина и автора повествователя. Фото Что общего у онегина и автора повествователяПисатели всегда стремились к реальному изображению русской жизни; но в этих изображениях до поры до времени не хватало художественности, свободного творчества. Пушкин привнёс в русскую литературу красоту, мощное эстетическое начало; художественно изображая русскую действительность, он в то же время, прочно встал на позиции глубокого реализма.

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» — произведение историческое, философское, это роман-жизнь. Картины русского общества, изображенные в романе – это важнейший материал для анализа эпохи, характеров, нравов, традиций.

«Евгений Онегин» — один из самых самобытных романов в русской литературе. И Пушкин, безусловно, это понимал. До него романы писались в прозе, потому как именно жанр «проза» больше подходит для обрисовки деталей жизни, да и для показа её в целом. В стихотворном жанре по-другому. Когда автор пишет стихи, он невольно раскрывает свой внутренний мир, показывает своё «я», отображает жизнь сквозь призму собственных представлений.

В романе в стихах «Евгений Онегин» Пушкин показывает картину своей эпохи и не отделяет её от себя. В романе живут, любят, страдают придуманные герои, но они почти неотделимы от автора. Рассказ об их жизни — это дневник авторской души.

Новаторским решением Пушкина стало появление в романе необычного образа, образа автора. И поиски соотношений этого образа с образами героев.

Роман называется «Евгений Онегин», естественно предположить, что одним из главных героев романа является одноименный персонаж. Читая строку за строкой, мы понимаем, что наряду с ним, автор в романе тоже играет полноценную роль. Автор незримо присутствует там, где его герои. Он – не бездушный речевой повествователь; это мы можем заметить и по лирическим отступлениям, и по основной сюжетной линии. Автор постоянно вторгается в поле повествования, рассуждает на различные темы, создаёт определенное настроение, уточняет детали. Нам с автором лучше, он — связующее звено между героями и нами.

Особые отношения у автора с Евгением Онегиным. Автор старше Онегина, он «уже давно… не грешит». Они в чём-то похожи. Оба – дворянского сословия. Оба в совершенстве владеют французским языком. Круг чтения Онегина – Байрон, Метьюрин. Но ведь это же самое читал и сам Пушкин!

Произведение Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» — излюбленная книга Онегина. Пушкин и его современники также зачитывались ей. Чайльд-гарольдовская тоска, уныние, разочарование даже «копировались» некоторыми представителями высшего света; маска скучающего человека была популярна.

Что касается Метьюрина — то его романом «Мельмот-скиталец» интересовались и Онегин и Пушкин.

На этом этапе мы сделаем лирическое отступление и скажем, что в романе мы не отождествляем автора с Александром Сергеевичем Пушкиным. Пушкин и автор (речевой повествователь в романе) — не одно лицо. Хотя биографии их отчасти совпадают.

Литератор А.Тархов замечает, что существование двух «я», (некоего автора и реального поэта Пушкина), — одна из главных интриг (противоречий) «свободного романа» «Евгений Онегин».

Возвратимся же к нашим героям. Как относится автор к Евгению Онегину? С иронией, но нельзя не заметить, что и с нескрываемой симпатией тоже. Хотя…

«Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной»

Сходство героев присутствует в воспитании и образовании. Автор, с иронией замечает:

«Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть».

В чём ещё похожи, а в чём разнятся Онегин и автор?

Им обоим знакомы берега Невы. Онегин пробовал было взяться за перо, «но труд упорный ему был тошен», автор – не такой. Он принадлежит к «задорному цеху» писателей.

Для Онегина театр и балет – это не храмы искусства, где рождаются красота и эмоции, это место для флирта, романов, воздыханий.

«Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почетный гражданин кулис».

Для автора театр – совсем другое дело. О театре он пишет восторженно; строки о театре напоены любовью к прекрасному виду искусства.

Разницу и сходство между Онегиным и автором можно подметить и в следующих строках:

«Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба;
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей
На самом утре наших дней».

Ранний Онегин, как и когда-то автор, был «от балов без ума». Со временем балы для Онегина стали обременительными.

Разница же между типажами прослеживается и в том, что Онегин замечал «что и в деревне скука та же», а автор «был рожден… для деревенской тишины».

Образ Онегина в романе не статичен, он претерпевает изменения. Именно в то время, когда Онегин испытывает истинную разочарованность, автор сближается с «добрым приятелем» Онегиным, пытается развить в нём творческое начало, научить писать стихи. Но эта попытка не увенчалась успехом, ибо «не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить».

По мере развития сюжета мы видим, что мировоззрение автора и Онегина меняется. Онегин многое понял, многое прочувствовал. Другим стал и автор. Онегин в финале романа более лоялен и понятен; таковой он ближе автору.

Как сложится дальнейшая жизнь Евгения? Хотелось бы надеяться, что успешно. Положительные задатки у Евгения есть. Проблема вот только заключается в разрыве между потенциальными возможностями Онегина и той ролью, которую он для себя выбрал в обществе.

Заключение

В романе «Евгений Онегин» выступает тот же чудный образ «откликнувшегося поэта». Автор в романе – это не Пушкин, это самостоятельный герой, полноправный участник событий. Автор и Онегин во многом схожи. Они задумываются о жизни, критически относятся ко многим вещам, им свойственен напряжённый поиск цели в жизни. Они выше той толпы, которая их окружает. Но, вместе с тем, они разные. Автор относится к Евгению иронично, но с явной симпатией. Разность во взглядах этих двух типажей установлена ещё в первой главе. То есть точки над i расставлены в самом начале.

Автор, которого Пушкин мудро сделал героем романа, откровенничает с нами, даёт нужные пояснения. Благодаря автору мы лучше понимаем образ Онегина, образы других героев произведения, лучше разбираемся в сюжетной линии романа.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Различия и сходства Евгения Онегина и Александра Сергеевича Пушкина «Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной» (Сравнительный анализ)

Что общего у онегина и автора повествователя. Смотреть фото Что общего у онегина и автора повествователя. Смотреть картинку Что общего у онегина и автора повествователя. Картинка про Что общего у онегина и автора повествователя. Фото Что общего у онегина и автора повествователя

Пушкин же получил отличное образование в Царскосельском Лицее, а перед этим дома с ним занимался гувирнер-иностранец, и с семи лет Пушкин изучал три иностранных языка, писал стихи в девять лет только на французском я зыке.

Во-вторых, Александр Сергеевич Пушкин — величайший поэт, который через свои стихотворения доносит до читателей свой смысл, он любит создавать.

Что общего у онегина и автора повествователя. Смотреть фото Что общего у онегина и автора повествователя. Смотреть картинку Что общего у онегина и автора повествователя. Картинка про Что общего у онегина и автора повествователя. Фото Что общего у онегина и автора повествователя

В-третьих, ещё одним различием является отношение Онегина и Пушкина к театру. Пушкин называет театр «волшебным краем», всячески благотворит и воодушевляется им. А Онегин «ужасно недоволен». Ему скучно: «…взглянул, отворотился и зевнул…»; «…балеты долго я терпел», — говорил герой.

В-четвёртых, Онегин и Пушкин различаются своим отношением к любви и женщинам. Пушкин проявлял свою способность глубоко чувствовать, описывал свои мысли и чувства в прекрасных стихотворениях и посвящал их женщинам, в которых был влюблен.

Онегин полностью противоположен, мог «лицемерить», он умел «молить и требовать признанья», «Как рано мог уж он тревожить сердца кокеток записных!»; «Нет: рано чувства в нем остыли».

Несмотря на большое количество различий между автором и главным героем есть что-то общее.

И Онегин, и Пушкин принадлежат к дворянскому роду. Также оба они не раз появлялись в светском обществе.

Ещё одним сходством является близость Санкт-Петербурга. Евгений Онегин «родился на брегах Невы…». А Александр Сергеевич Пушкин прожил в Петербурге большую часть своей жизни.

Но всё же Александр Сергеевич Пушкин и герой Евгений Онегин несмотря на некоторые сходства все равно в большей степени отличаются друг от друга своими внутренними качествами, своими мыслями и взглядами, поступками.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *