Что общего у олега и кудесника

Что общего у олега и кудесника

Что общего у олега и кудесника. Смотреть фото Что общего у олега и кудесника. Смотреть картинку Что общего у олега и кудесника. Картинка про Что общего у олега и кудесника. Фото Что общего у олега и кудесника

Что общего у олега и кудесника. Смотреть фото Что общего у олега и кудесника. Смотреть картинку Что общего у олега и кудесника. Картинка про Что общего у олега и кудесника. Фото Что общего у олега и кудесника

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

УРОК 14
А. С. ПУШКИН.
«ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ»

Основное содержание урока
«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Баллада в актёрском исполнении. Развитие понятия о балладе. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «О летописном источнике баллады А. С. Пушкина „Песнь о вещем Олеге“». Восприятие и выразительное чтение баллады. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров Устная и письменная характеристика героев. Нравственная оценка их поступков. Выявление особенностей композиции баллады. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «баллада». Обсуждение иллюстраций к балладе.

I. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник

Краткое сообщение ученика о киевском князе Олеге и его боевых походах.

Чтение учителем фрагмента «Сказания о смерти Олега от коня» на древнерусском языке.

Какое впечатление производит звучание древнерусского текста?

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «О летописном источнике баллады А. С. Пушкина „Песнь о вещем Олеге“» (см текст статьи ниже):

III. Баллада в актёрском исполнении.
Развитие понятие о балладе

Прослушивание «Песни о вещем Олеге» в актёрском исполнении (см. фонохрестоматию). См текст баллады ниже

— Вспомните, что такое баллада. Найдите особенности баллады в «Словаре литературоведческих терминов».

— Какие черты баллады в «Песни о вещем Олеге»?

— В чём сходство и различие баллады Пушкина и летописи?

— Выявите черты жанра баллады в «Песни о вещем Олеге». Заполните примерами из баллады цитатную таблицу:

IV. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Особенности композиции.
Своеобразие языка

Группа 1.
Прочитайте выразительно фрагмент с начала до слов «В награду любого возьмёшь ты коня».

Озаглавьте этот отрывок.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам вещий, хозары, кудесник, Перун, любимец богов.

Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Что подчёркивают авторские эпитеты: неразумным хозарам, буйный набег, вдохновенный кудесник?

Как звучат формы древнерусских слов в современном языке? Какой характер они придают тексту?

Заполните таблицу соответствий:

Озаглавьте этот отрывок.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям волхв, Цареград, роковой, пращ, бранный, сеча, незримый хранитель могущему дан.

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Что подчёркивает автор употреблением метафор грядущие годы таятся во мгле; вижу твой жребий на светлом челе; и пращ, и стрела, и лукавый кинжал / Щадят победителя годы?

Продолжите заполнение таблицы соответствий. Определите, какой характер древнерусские слова придают тексту.

Группа 3.
Прочитайте выразительно фрагмент со слов «Олег усмехнулся — однако чело…» до слов «А князю другого коня подвели».

Озаглавьте этот отрывок.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям чело/ И взор омрачилися думой, позлащённое стремя, отроки-други.

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Найдите контекстуальные синонимы к слову конь.

Что подчёркивает автор их употреблением?

Какое настроение создаёт выражение прощальной рукой?

Продолжите заполнение таблицы соответствий. Определите, какой характер древнерусские слова придают тексту.

Группа 4.
Прочитайте выразительно фрагмент со слов «Пирует с дружиною вещий Олег…» до слов «И хочет увидеть он кости коня».

Озаглавьте этот отрывок.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям дружина, курган, ретивый, внемлет, презреть, давно уж почил непробудным он сном.

Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Ответы на вопросы 4—5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Какими деталями автор подчёркивает неумолимый бег времени?

Продолжите заполнение таблицы соответствий. Определите, какой характер древнерусские слова придают тексту.

Группа 5.
Прочитайте выразительно фрагмент со слов «Вот едет могучий Олег со двора» до конца баллады.

Озаглавьте этот отрывок.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям ковыль, тризна, секира, прах, ковши круговые, мне смертию кость угрожала.

Какие драматургические приёмы использует поэт в описании князя Олега (жесты, поза, интонации, настроение)?

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

Найдите во фрагменте самый выразительный эпитет, метафору и сравнение и объясните их смысловую роль.

Продолжите заполнение таблицы соответствий. Определите, какой характер древнерусские слова придают тексту.

Обобщающий вопрос:

Какие черты быта и нравов Древней Руси отразились в балладе?

V. Смысл сопоставления Олега и волхва

Практическая работа.
Составление плана сравнительной характеристики Олега и кудесника.

— Ответы на вопросы 2—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Итоговый вопрос:

Какую художественную цель преследовал Пушкин, создавая «Песнь о вещем Олеге»:
поэтически пересказать летописный сюжет; показать быт и нравы наших предков; доказать, что предсказания кудесников всегда сбываются; провозгласить творческую свободу поэта от всяческой цензуры и необходимости служить власти?

Аргументируйте свою позицию.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение баллады наизусть.

Письменно ответить на вопрос «В чём смысл противопоставления Олега и кудесника?».

Индивидуальные задания.

Создать свои иллюстрации к балладе (см. задание 1 из раздела учебника «Литература и другие виды искусства»).

Решить кроссворд (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

Выполнить «Творческое задание» учебника.

Подготовить историческую справку о Смутном времени и Борисе Годунове.

Найти иллюстрации к сцене «В келье Пимена» (из трагедии Пушкина «Борис Годунов»).

Групповые задания.

Создать диафильм «Песнь о вещем Олеге» в формате компьютерной презентации.

Подготовиться к выразительному чтению по ролям фрагмента из трагедии «Борис Годунов».

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2017.

О ЛЕТОПИСНОМ ИСТОЧНИКЕ
«Песни о вещем Олеге»

СКАЗАНИЕ О СМЕРТИ ОЛЕГА ОТ КОНЯ

Многие поэты и прозаики обращались к прошлому и находили в нем немало увлекательных преданий и легенд, на основе которых создавали свои произведения. Особенно интересный материал давали древнерусские летописи. Прочитаем историю об Олеге в летописи.

Сказание о смерти Олега от коня

И живяше Олегъ миръ има ко всем странамъ, княжа в Киев. И присп осень, и помяну Олегъ конь свой, иже б поставил кормити и не вседати на нь(1). Б бо въпрашал волъхвовъ и кудесникъ: «От чего ми есть умрети?» И рече ему кудесник один: «Княже! Конь, его же любит и и здиши на нем, от того ти умрети». Олегъ же приим въ ум(2), си рче: «Николи же всяду на нь, ни вижю его боле того». И повел кормити й не водити его к нему, и пребы яколико лт не вид его, дондеже(3) на грекы иде. И пришедшу ему Киеву и пребывьшю 4 лта, на пятое лто помяну конь, от него же бяхуть рекли волсви умрети. И призва старейшину конюхом, рече: «Кде есть конь мъй, его же бхъ поставил кормити и блюсти его?» Он же рече: «Умерлъ есть». Олег же посмася и укори кудесника, река: «То ти неправо глаголють волъсви, но все то льжа есть: конь умерлъ есть, а я живъ». И повел оседлати конь: «А то вижю кости его». И прииде на мсто, идьже бша лежаще кости его голы и лобъ голъ, и ссде с коня, и посмейся рече: «Отъ сего ли лба смьрть было взяти мн?» И въступи ногою на лобъ; и выникнувши змиа изо лба, и уклюну в ногу. И с того разболся и умре. И плакашася людие вси плачем великим, и несоша и погребоша его на гор, еже глаголеться Шековица; есть же могила его и до сего дни, словеть могыла Ольгова. И бысть всх лт княжения его 33.

* * *
Известный литературовед-пушкинист Сергей Михаилович Бонди пишет, что «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина это пересказ сохранившейся в летописи легенды о смерти киевского князя Олега (X век), предсказанной ему волхвом (жрецом славянского бога Перуна(4). Олег в летописях прославляется как мудрый («вещий») князь и победитель врагов Киевского княжества, не только хазар кочевого племени, нападавшего на русские владения, но и Византийской империи. По летописному преданию, Олег овладел столицей империи Константинополем (русские называли его Царьград) и, уйдя оттуда, в знак победы прибил на ворогах города свой щит. После смерти Олега княжить в Киеве стал князь Игорь, а после него его жена княгиня Ольга.

4. Перу́н — бог грома и молнии у древних славян.

В словах волхва — «вдохновенного кудесника» — Пушкин, несомненно, выражает и свое собственное отношение к преследующему его «могучему владыке», царю, и декларирует независимость, правдивость подлинной поэзии: «Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен».

(вернуться к уроку) «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ»
А. С. Пушкин
[2]

Как ныне сбирается вещий Олег[3]
Отмстить неразумным хозарам[4]:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.

Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну[5] старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».

« Волхвы[6] не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава – отрада;
Победой прославлено имя твое:
Твой щит на вратах Цареграда[7]:
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ[8], и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы.
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.

Олег усмехнулся – однако чело[10]
И взор омрачилися думой.
В молчанье, рукой опершись на седло,
С коня он слезает угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время:
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся – да помни меня.
Вы, отроки-други[11], возьмите коня!

Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте, кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.

Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана.
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

«А где мой товарищ?– промолвил Олег,–
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? всё так же ль лего́к его бег?
Всё тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.

Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят: на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь![12]

Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия
Шипя между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега:
Князь Игорь и Ольга[13] на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
1822 г.

1. Подготовьте развернутый ответ на вопросы: что поведал кудесник о жизни князя? Сравните тексты баллады и летописи. В чем вы видите разницу и что в них общего?

2. Как раскрываются отношения «могучего владыки» и «мудрого старца» в их диалоге? Что вы можете сказать о каждом из них и кто кажется вам привлекательнее? На чьей стороне автор?

3. Литературоведы считают, что словами волхва Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей. Согласны ли вы с этим суждением?

4. Читателю всегда интересно отношение автора к своим произведениям. Так, в письме к А. Бестужеву Л. С. Пушкин пишет: «Тебе, кажется, „Олег” не нравится; напрасно. Товарищеская любоdь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического».
Как бы вы оценили в собственном отзыве «Песнь о вещем Олеге» Пушкина?

5. Во многих случаях Пушкин обыгрывает прощание с конем драматургически (как в пьесе, в фильме), указывая на жесты, позу, поведение, состояние, настроение. Приведите примеры. Как это отражено в иллюстрациях В. Васнецова?

1. Подумайте, с какой целью в балладе используются устаревшие слова (тризнa, чело, секира и др.) и как можно объяснить появление не соответствующих седой старине слов «обманчивый вал», «дивная судьба», «незримый хранитель» и пр.

2. Объясните слово «вещий». К кому в большей степени, по вашему мнению, оно относится (к князю или к кудеснику)?

3. Известно, что в черновом варианте были слова «престарелый кудесник», в окончательном — «вдохновенный кудесник». Что меняется в представлении о характере героя с заменой одного слова?

1. Вы прочитали летопись и пушкинский текст «Песни о вещем Олеге». Какой из этих текстов лучше пересказать, какой — инсценировать или прочитать но ролям? Какие произведения изобразительного искусства предпочтительнее для каждого из текстов (иллюстрации, памятники, портреты героев)?

2. Подготовьте балладу к выразительному чтению в классе, передайте при чтении собственное отношение к событиям и героям.

3. Рассмотрите иллюстрацию. Так ли вы представляли себе героев? Если бы вам предложили подготовить памятник литературному герою, кому бы вы его поставили — князю или кудеснику»? Как бы он выглядел (из чего сделан, где поставлен)?

Подготовьте сценарий диафильма на основе текста «Песни о вещем Олеге» с помощью иллюстраций к ней.

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 240 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и учебникам, переработанным по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной). Разработанная система уроков способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций семиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Она поможет словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 7 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов «Читаем, думаем, спорим. ». В пособии содержатся ссылки на энциклопедии, словари, интернет-источники. В нём представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к ОГЭ и ЕГЭ по литературе. (вернуться)

2. «Песнь о вещем Олеге» — напечатано в «Северных цветах» на 1825 год.
Сюжетом послужил летописный рассказ из так называемой Львовской летописи. Этот летописный рассказ приведен Н.М.Карамзиным в главе V тома I «Истории Государства Российского». (вернуться)

3. Вещий Олег — князь Олег, в 882–912 гг. правитель Руси во время малолетства и юности князя Игоря, сына легендарного Рюрика, был прозван вещим в результате похода 907 г. на Константинополь (Царьград). (вернуться)

4. Хозары (хазары) – тюркский народ, образовавший в соседствующих с Киевской Русью степях Хазарский каганат (вторая пол. VII–сер. Х в.). (вернуться)

5. Перун — бог грозы в древнеславянской мифологии, верховное божество в языческом пантеоне Киевской Руси. (вернуться)

6. Волхвы́ (др.-рус. вълхвъ «кудесник, волшебник, гадатель») – древнерусские языческие жрецы, осуществлявшие богослужения и жертвоприношения, прорицавшие будущее. (вернуться)

7. Твой щит на вратах Цареграда. — согласно преданию, в 909 г. в ознаменование своей победы над Константинополем Олег водрузил свой щит на городских воротах («повеси щит свой на вратех на показание победы»). Эта деталь, отмеченная и К. Ф. Рылеевым в его думе «Олег Вещий», опубликованной вскоре после написания пушкинской баллады («Прибил свой щит с гербом России К царьградским воротам»), явилась поводом для полемики с ним. К слову «щит» в ст. 28 в беловой рукописи «Песни о вещем Олеге» Пушкин сделал приписку: «. но не с гербом России, как некто сказал во-первых, потому что во время Олега Рос[сия] не имела еще герба. – Наш Дв[углавый] Ор[ел] есть герб Р[имской] Империи и знаменует разделение ее на Зап[адную] и Вост[очную]. У нас же он ни[чего] не значит» (ср. письма Пушкина брату 1–10 января 1823 г. и К. Ф. Рылееву второй половины мая 1825 г.). (вернуться)

9. Бранное поле — ратное поле, поле битвы. (вернуться)

11. Отроки — младшие воины княжеской дружины. (вернуться)

12. На тризне, уже недалекой, // Не ты под секирой ковыль обагришь. — речь идет о древнеславянском обычае, отмеченном в «Истории Государства Российского» Карамзина: «Славяне Российские творили над умершим тризну и закалали на могиле любимого коня его» (Т. I. Гл. 3). (вернуться)

13. Князь Игорь и Ольга — Игорь Рюрикович – великий князь киевский в 912-945 гг. Ольга – жена Игоря, правившая Киевской землей после смерти Игоря. (вернуться)

Источник

Как сравнить Олега и кудесника?Что написать в сравнительной характеристике?

Как составить план сравнительной характеристики Олега и кудесника? («Песнь о Вещем Олеге» А.С. Пушкин)

Что общего у олега и кудесника. Смотреть фото Что общего у олега и кудесника. Смотреть картинку Что общего у олега и кудесника. Картинка про Что общего у олега и кудесника. Фото Что общего у олега и кудесника

Кудесник не обладает такой властью как Олег, но он гораздо мудрее его и видит намного дальше чем Олег и его дружинники. Он обладает знаниями, которые черпает в окружающей его природе. Народ приходит к убелённому сединой старцу за советами.

Что общего у олега и кудесника. Смотреть фото Что общего у олега и кудесника. Смотреть картинку Что общего у олега и кудесника. Картинка про Что общего у олега и кудесника. Фото Что общего у олега и кудесника

я, как бывший современный ребенок, могу сказать, что сказки Пушкина я отлично понимал. И до сих пор понимаю. Особенно мне запомнилась троица ткачиха, повариха и сватья баба бабариха. Я всегда над ними хохотал. Ведь они такие нелепые. Особенно повориха.

Что общего у олега и кудесника. Смотреть фото Что общего у олега и кудесника. Смотреть картинку Что общего у олега и кудесника. Картинка про Что общего у олега и кудесника. Фото Что общего у олега и кудесника

Рогдай, действительно, вместо того, чтобы поспешить за Людмилой, бросился вначале за своим соперником. Он понимал, что, пока жив Руслан, Людмила не будет его, Рогдая. Даже если он ее найдет, все равно любить она будет своего мужа. В поэме вообще оказывается, что никто, кроме Руслана, Людмилу и не любил. У каждого «любящего» какие-то свои, более важные дела нашлись, когда Черномор похитил девушку.

Что общего у олега и кудесника. Смотреть фото Что общего у олега и кудесника. Смотреть картинку Что общего у олега и кудесника. Картинка про Что общего у олега и кудесника. Фото Что общего у олега и кудесника

Это имена второстепенных персонажей, соперников главного героя, из сказочной поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Что общего у олега и кудесника. Смотреть фото Что общего у олега и кудесника. Смотреть картинку Что общего у олега и кудесника. Картинка про Что общего у олега и кудесника. Фото Что общего у олега и кудесника

Что общего у олега и кудесника. Смотреть фото Что общего у олега и кудесника. Смотреть картинку Что общего у олега и кудесника. Картинка про Что общего у олега и кудесника. Фото Что общего у олега и кудесника

Отрывок из произведения, Первая песня:

Что общего у олега и кудесника. Смотреть фото Что общего у олега и кудесника. Смотреть картинку Что общего у олега и кудесника. Картинка про Что общего у олега и кудесника. Фото Что общего у олега и кудесника

Что общего у олега и кудесника. Смотреть фото Что общего у олега и кудесника. Смотреть картинку Что общего у олега и кудесника. Картинка про Что общего у олега и кудесника. Фото Что общего у олега и кудесника

Что общего у олега и кудесника. Смотреть фото Что общего у олега и кудесника. Смотреть картинку Что общего у олега и кудесника. Картинка про Что общего у олега и кудесника. Фото Что общего у олега и кудесника

Безусловно гением перевода Александр Сергеевич Пушкин мог назвать только того величайшего переводчика, который перевел для нас со старославянского языка «Слово о полку Игореве», а так же сделал много переводов с латинского языка, а так же с французского и немецкого.

Так же вообще не стоит забывать, что этот человек считается родоначальником вообще всей школы русского перевода. Это безусловно Жуковский Василий Андреевич.

Пущин же Иван Иванович славен другой деятельностью, связанной с тайным обществом декабристов. Имел военную карьеру и карьеру заговорщика, был судим, приговорен к каторге. И переводов после себя никаких не оставил.

Портрет Жуковского кисти Ореста Кипренского прилагается.

Источник

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Смысл сопоставления Олега и волхва – кудесника. Причины смерти и бессмертия человека.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Смысл сопоставления Олега и волхва – кудесника. Причины смерти и бессмертия человека.

1.Познакомить учащихся с балладой А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

2.Проанализировать характеры персонажей баллады.

3.Рассмотреть взаимодействие характера человека и его судьбы в произведении.

Способствовать развитию интереса к литературному чтению, совершенствовать культуру речи, способствовать обогащению словарного запаса.

Воспитание нравственных качеств через изучение литературных произведений.

учебник, тетрадь, портрет А.С.Пушкина, тексты баллады «Песнь о вещем Олеге».

1. Орг. момент. Приветствие. Проверка присутствующих.

2. Сообщение темы и целей урока.

А.С.Пушкин… У каждого он свой, неповторимый, загадочный. Но всегда добрый друг и советчик, т. к. со страниц его произведений говорит сама мудрость. И сегодня мы не просто продолжаем знакомство с творчеством великого поэта, сегодня мы вместе с А. С.Пушкиным, окунувшись в страницы далекого прошлого, исследуя и сопоставляя древнюю летопись и балладу» Песнь о вещем Олеге», попытаемся выявить:

1) в чем же их различия;

2) в чем особенности композиции баллады и своеобразие ее языка;

3) увидеть мастерство художественного воспроизведения быта и нравов Древней Руси;

4) в чем основная мысль баллады.

Давайте обратимся к истории:

«Песнь о вещем Олеге» была закончена поэтом 1 марта 1822 года.

Олег был доблестным воином, он покорил много племен, повесил свой щит на вратах Цареграда ( тогда это был Константинополь – столица Византийской империи) как символ своей победы; добился, чтобы русичи без всякой пошлины торговали в Царьгороде.)

Произведение называется «ПЕСНЯ» Это ЛИРИЧЕСКОЕ стихотворное произведение. Т.е. поэт уже в заглавии говорит о том, что в стихотворении будет воспеваться мужество героя, его жизнь, подвиги.

Древнерусские обряды и поверья вспоминаются в «ПЕСНЕ..»

1- встреча с кудесником( волшебником) – несчастье.

2- во время тризны нельзя печалиться.

Пушкин разносторонне раскрывает характеры героев. Они не только действуют, но и не лишены чувств.

— Кудесник ( Какой он?)

— Князь Олег (Какой он?)

Составление сопоставительной таблицы, изображающей события, основные эпизоды летописи и баллады.

1.Князь едет в поход против хазар.

2.Когда-то он оставил его из-за предсказания волхва.

2.По дороге встречает кудесника и спрашивает о судьбе.

3.Князь спросил о судьбе коня и узнал о его смерти.

3.Диалог князя и кудесника.

4.Он поехал взглянуть на кости коня.

5.Князь, смеясь, наступил на череп, и его укусила змея.

5.Князь пирует с дружиной.

6.Он умер и был похоронен на горе Щековице.

6.Князь спрашивает о судьбе коня и узнаёт о его смерти.

7.Князь вспоминает предсказание (но не смеётся, а скорбит)

8.Князь едет взглянуть на кости.

9.Князь тихо наступил на череп и прощается с конём.

Определение жанровой принадлежности произведения.

Название отличительных признаков баллады. Сравнение баллады и летописи.

Общее: обе основаны на историческом событии.

Различие : летопись – проза, баллада – поэтический текст.

В балладе много средств художественной выразительности.

Вообще же для баллады характерно наличие сюжета, диалога, некой тайны.

«Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина – баллада. Вспомните, что характерно для баллады как жанра?

А) обращение к историческому прошлому;

Б) таинственный, иногда фантастический ход событий;

В) обилие средств художественной выразительности (привести примеры из текста баллады)

Выявление композиционных и смысловых различий между рассказами.

По ходу обсуждения эпизодов делаем запись в таблице.

-Сравним эпизоды летописи и «Песни» (учитель вместе с детьми обсуждает эпизоды, приводя примеры из текстов, составляет таблицу)

Тяжелое огорчение. Горе князя подчеркнуто противостоянием позы и эпитета:

Могучий Олег головою поник…

Душевная привязанность к коню.

5.Князь едет взглянуть на кости коня

Князь смеётся над кудесником и едет праздновать своё торжество

(победа над кудесником и судьбой)

князь скорбит о коне, досадует, что зря расстался, едет взглянуть на кости, чтобы проститься с другом

Ему горько, что не этот конь будет положен в могилу, князь мог бы перенести «дружбу» с конём в вечность.(Пушкин внёс мотив отношения князя к коню)

Олег – исторический деятель

Летописец не сомневался в мудрости Олега.

Пушкин ставит под вопросом мудрость князя.

Подведение итогов сравнения:

-Какой судьбы пытался избежать Олег, отказываясь от коня?

Обратите внимание: в «Песни» Олег едет в опасный поход и хочет узнать будущее.

-Сумел ли князь изменить свою судьбу?

События следуют за чувствами человека. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не общая судьба. Именно это делает Олега лицом поэтическим. Так что же, смысл «Песни» так горек? Неужели верность чувству ведет к гибели? Может быть, и так. Ведь сказал же Данте: «Дано любви нас с жизнью разлучать».

Почему Пушкин окружает Олега не семьёй, а дружиной?

(вся жизнь князя – битва. Дружина для него ближе, чем кто бы то ни было)

(он предал дружбу, пытаясь спасти свою жизнь)

Анализ эпизодов, связанных с поединком кудесника и князя.

— Какую роль сыграл здесь кудесник? Ведь вся история началась с их встречи.

Кто такой кудесник.

(Кудесник сродни поэту. Поэту тоже, считал А.С.Пушкин, дан божественный дар пророчества, вложен свыше «вещий язык»)

-Можно ли назвать их встречу поединком? Какой силой и властью обладает каждый из них?

Спокойно и гордо защищает своё достоинство.

Предлагает свою милость и плату, как будто подкупая судьбу.

Говорит высшую правду, которую нельзя изменить ни подкупом, ни угрозой. Судьба неподкупна. Ни сила, ни богатство не помогут. Даёт гордую отповедь. Конь, которым хотел задобрить, станет твоей

Пытается противопоставить свою волю высшей воле

признаёт небесную власть

Кот же герой баллады – Олег или кудесник?

— Как объясняет кудесник любовь Олега к коню? (цитата)

Подведение итогов беседы. Сравнение двух описаний кургана.

Прочтите описания курганов в «Песни». Чем они отличаются? Какое впечатление на нас производят?

(Князь совершил ошибку: пытаясь обмануть судьбу, он предал друга. Но от пушкинских стихов не остаётся тяжелое впечатление. Впечатление скорее светлое и умиротворённое. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, сравним два описания кургана.

В последней строфе свет, преодоление горечи. Верность чувству может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.

Место Олега на вершине кургана заняли князь Игорь и Ольга; его дружина отошла куда – то в сторону и пирует у брега. По сути, на наших глазах сменилось поколение. Пока был жив князь Олег, он пировал с дружиной на кургане какого – то прежнего героя, он был «на вершине жизни». Жизнь продолжается. Для Руси ещё всё впереди. Олег внёс свою лепту в русскую историю и ушел, оставив продолжать её потомкам, которые пируют на кургане.

Д ружина же его по – прежнему вспоминает «минувшие дни» и битвы, которые уже окончательно стали прошлым и переходят в предания. Олегова дружина, спустившись с кургана, вплотную подошла к границе, отделявшей мир живых от мира мёртвых. С отгремевших битв смывается их страшная кровавая реальность, они становятся поэзией. Так и со смерти князя Олега смыто впечатление мучительного ужаса, осталось лишь предание, овеянное поэзией старины.

Каким, по мнению Пушкина, должно быть творчество? Есть ли ответ в тексте стихотворения?

— ответ в устах волхва.

— творчество должно быть свободно, неподкупно, независимо.

Какова же главная мысль этого произведения?

— кудесник сродни поэту.

— поэту тоже дан божественный дар пророчества, вложен свыше «вещий язык», «жало мудрыя змеи», чтобы «глаголом жечь сердца людей».

Подготовьте планы баллады и отрывка из летописи. Сравните их.

1.Встреча вещего Олега с кудесником.

2.Беседа Олега со старцем и его предсказание.

3.Расставание с конем.

4.Весть о смерти коня.

5.Олег у останков своего боевого товарища.

6.Смертельный укус змеи и гибель князя.

7.Тризна по князю Олегу его дружины.

План отрывка из летописи

1.Воспоминание Олега о коне, с которым когда-то пришлось расстаться из-за предсказания волхвов. 2.Смысл предсказания.

3.Весть о гибели коня и укор Олега кудеснику.

4.Желание увидеть кости коня.

Подготовьте пересказ по одному из этих планов. В пересказе баллады старайтесь использовать стихотворные строки. Вот как может выглядеть пересказ летописного эпизода.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *