Что общего у прилагательного и существительного
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Ноя | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. Учебник №2. Контрольные вопросы и задания, с. 111 — 112
Контрольные вопросы и задания.
1. Дайте определение имени прилагательного.
Имя существительное — часть речи, которая обозначает признак предмета. Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? чей?
Имена прилагательные изменяются по числам, родам (только в единственном числе), падежам.
Имена прилагательные согласуются с именами существительными, т. е. ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.
В предложении имена прилагательные являются определениями или сказуемыми.
2. Что общего между полными и краткими именами прилагательными и чем они различаются?
Полные прилагательные склоняются, изменяются по числам, а в единственном числе — по родам. Краткие имена прилагательные не склоняются, но изменяются по числам, а в единственном числе — по родам.
В предложении полное прилагательное является определением или сказуемым. В предложении краткое прилагательное обычно является сказуемым.
3. Какие орфограммы вы изучили в разделе «Имя прилагательное»?
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных; правописание о/е в окончаниях имён прилагательных после шипящих; правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.
4. Почему вопросительное слово какой? помогает определить окончание прилагательных?
У прилагательных окончания совпадают с окончанием вопроса.
5. Как пишутся краткие прилагательные с основой на шипящую?
У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак на конце не пишется.
6. Чем отличаются имена прилагательные от имён существительных?
Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает признак предмета. Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет. Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? чей? Имя существительное отвечает на вопрос кто? или что?
Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду. Имена прилагательные изменяются по родам только в единственном числе.
В предложении имена прилагательные являются определениями или сказуемыми. В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями или обстоятельствами.
Урок-исследование. «Чем похожи и чем различаются два имени: имя существительное и имя прилагательное?
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема Урока: « Чем похожи и чем различаются два имени: имя существительное и имя прилагательное?»
увидеть сходства и различия Имен существительных и прилагательных;
посмотреть как изменяются имена существительные и имена прилагательные;
развивать интеллектуальные качества ребенка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображение, навыки совместных действий;
развивать умение контролировать свой результат;
воспитывать чувство товарищества, умение работать в группе.
воспитывать интерес к уроку русского языка.
Форма проведения урока : урок – практикум по данной теме (работа в группах).
Оборудование : мультимедийный проектор (слайды ), научные дневники для индивидуальной работы, изготовленные детьми «Зимние словарики»
Три особенности слов:
на какой вопрос отвечают,
А сейчас я предлагаю вам посмотреть на экран. Перед вами слова.
— Прочитаем их. Хорошо. Ребята, вы обратили внимание, что все слова зимние? Почему?
(Сейчас на улице зима.)
-Разделите эти слова на 2 группы и запишите в свои научные дневники.
-Какие слова вы записали в 1 группу?
-По какому признаку вы их разделили? (Имя прилагательное и имя существительное – имена, а глагол не имя.)
Презентация таблица сходства.
— А можете ли вы назвать ещё одно сходство имени существительного с именем прилагательным?
( Да. Имя существительное и имя прилагательное самостоятельные части речи)
-Хорошо. Мы нашли еще одно сходство.
2. Самостоятельные части речи.
— Всю вторую четверть мы с вами наблюдали за поведением слов. Предлагаю вам вспомнить, какие особенности ученые выделяют у слов?
— Кто вспомнил это правило?
на какой вопрос отвечают,
Открывается запись на доске. Три особенности слов.
-А сейчас вспомним, как изменяются имя существительное?
(По падежам и числам)
— А имя прилагательное?
(По падежам и числам)
-Я предлагаю вам это проверить.
— К каждому имени существительному, записанному в ваших научных дневниках, подберите подходящее по смыслу имя прилагательное.
— Зачитаем, что у вас получилось?
— А сейчас попробуйте изменить любую понравившуюся вам пару по падежам.
-Кто готов зачитать что получилось?
— И так, какой вывод можно сделать?
(Имя существительное и имя прилагательное изменяются по падежам)
3. Изменяются по падежам.
— Проверим, а изменяются ли они по числам? Запишите в свои дневники.
— Кто попробует сделать вывод самостоятельно?
Имя существительное и имя прилагательное изменяются по числам)
3. Изменяются по числам.
(Это небесные тела, имеют одинаковую форму, форму шара)
— Но так же мы можем назвать и различия.
(Солнце излучает свет, а луна его лишь только отражает, Размер солнца больше, чем размер луны, солнце светит днем, а луна – ночью).
— Можно сделать вывод: мир похож и различен. Вот эту мудрость рассмотрим на наших словах.
— Перед нами как учеными и стоит эта задача. Ответить на вопрос: чем различаются эти два имени? Имя существительное и имя прилагательное?
— Вернемся к записи на доске. И первая особенность слов – на какой вопрос отвечают?
Обратимся к нашим научным дневникам.
— Посмотрите на слова и ответьте на какой вопрос отвечают имена существительные?
— А на какой вопрос отвечают имена прилагательные?
-Можем ли мы с вами сделать вывод?
(Да. Они отвечают на разные вопросы).
— Значит мы с вами нашли первое их различие.
1. Отвечают на разные вопросы
Обратимся к записи на доске. 2. Что обозначают?
— Что же обозначают имена существительные? (Предмет)
— А имена прилагательные? (Признак предмета)
— Можно ли сделать вывод? Какой?
? У каждого на столе лежит «Зимний словарик», который вы составляли дома. Зачитайте из него имена существительные. Хорошо.
— А теперь имена прилагательные.
2. Различное обозначение
Выполним задание в научных дневниках.
Прочитайте слова, которые записаны в этом задании.
— У вас записаны три имени существительных и одно прилагательное. Можно ли составить из этих слов предложения?
— Составьте и запишите.
— Зачитаем свои предложения.
— Что произошло с именем прилагательным, при составлении предложений?
(У имени прилагательного изменилось окончание)
— Можно ли определить род имени прилагательного? (Да)
— А как? (Мы знаем, что род имени прилагательного зависит от рода имени существительного)
— А изменяются ли имена существительные по родам? (Нет, оно рождается с родом)
— Делаем следующий вывод.
(Имена прилагательные по родам изменяются, а имена существительные –нет)
Прилагательное изменяются по родам, а существительные не изменяются)
Обратимся к нашим научным дневникам. В них нарисована иголка и нитка.
-Почему они нарисованы?
-Похожи ли они на имя существительное с именем прилагательным?
-Кто же из них иголка? ( Имя существительное)
-Кто нитка? ( Имя прилагательное)
(Имя существительное командует, оно командир, а имя прилагательное ему подчиняется)
Вывод: Куда иголка, туда и нитка. Какого рода имя существительное, такого же и рода имя прилагательное.
— Подведем итоги нашей научной работы, нашего исследования.
— Чем же похожи имя существительное и имя прилагательное?
— В заключении научной работы сотрудники составляют отчет. Наш отчет будет в форме словесной картинки. Такие словесные картинки еще называют этюдом. С этюдом мы познакомимся позже. Но я хочу немного рассказать вам об этюдах. Это маленькие словесные картинки, в которых не сообщается что-то, а рисуется, изображается. А рисовать мы будем словами.
— У каждого из вас есть «Зимние словарики», в которые вы записали слова на зимнюю тематику и постарались написать слова эмоционально окрашенные. Используясь этими словами или словами, с которыми работали на уроке, напишите свою словесную картинку. Но помните, что ваша письменная речь должна быть правильной, понятной. А в первую очередь она должна грамотной, потому что на своем родном языке писать с ошибками стыдно. А чтобы уйти от ошибок мы с вами знаем один прием.
— Какой? ( Письмо с окошками). А пока вы будете писать я потихонечку включу музыку, может она кому –то из вас поможет увидеть образ.
— Ребята, кто желает прочитать свой этюд?
-А мне хотелось бы прочитать этюд, который нарисовал писатель …..
-Мне очень понравилась ваша работа на уроке, вы были настоящими учеными.
Домашнее задание будет творческим. Поискать в учебниках литературного чтения несколько предложений, в которых встретятся имена существительные и имена прилагательные, чтобы увидеть
Русский язык
Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет
С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒
План урока:
Лексическое значение
Прилагательное выполняет важную функцию в нашей речи. Без него мир был бы неинтересным. Почему? Рассудите сами. Перед вами парные картинки. Скажите, что на них изображено? Чем отличаются эти картинки? Слева нераскрашенные изображения, справа – цветные. Какие картинки приятнее рассматривать? Конечно, цветные. Подпишите картинки. Слова: жёлтый, зелёный, красный описывают предметы, обозначают признаки цвета.
Посмотрим на следующие изображения. Чем отличаются медведи? Правильно, один из них большого размера, другой – маленького. Слова: большой, маленький – это признаки размера предметов.Впишите эти определения в клеточки под картинками.
Теперь подумайте, какими отличительными признаками обладают вот эти люди?
Правильно, разница в возрасте: дедушка старый, а мальчик – молодой. Слова: молодой, старый – признаки возраста. Напишите эти слова в клетках.
Какие выводы можно сделать из наших рассуждений? Каждый предмет, явление, человек обладает определёнными признаками. Они обозначаются словами, которые представляют часть речи под именем прилагательное.Рассмотрите таблицу и выучите правило.
Ребята, список признаков предметов можно перечислять долго. Все они будут отличаться по значению. Вы уже знаете о признаках размера, цвета, возраста. К ним можно добавить признаки:
Прилагательные не только дают описания предметов, но и украшают нашу речь, обогащают язык.
Предлагаю потренироваться определять имена прилагательные в тексте.
ВНИМАНИЕ:правильные ответы на эти и другие задания вы найдёте в конце урока.
Задание 1.
Найдите и подчеркните в предложениях прилагательные.
Солнечным утром я проснулся рано. Мама оставила на плите вкусный завтрак. Это были румяные оладьи с деревенской сметаной. После завтрака я прочитал интересную книгу. В 11 часов я пошёл на футбольное поле. У нас хороший тренер.
Связь имени прилагательного с существительным
Ребята, подумайте, можно по указанным признакам догадаться, какой предмет имеется в виду? Давайте попробуем.
Тоненькая, стальная, острая. Что это? Игла.
Круглый, резиновый, для игры. Мяч.
Оранжевая, длинная, с зелёным хвостиком. Морковь.
Прилагательные настолько точно и подробно описывают предметы, что нетрудно догадаться, что было загадано.
Задание 2.
Прочитайте текст. Что вы о нём думаете?
На полянке росла ягода. Она …формы и … цвета. Листья …, …, цветочки … На вкус … Из неё делают … варенье.
Из такого текста, в котором отсутствуют признаки предмета, трудно понять, о какой ягоде идёт речь. Текст скучный, безликий.
А теперь вставьте слова, подходящие по смыслу, вместо точек: овальная, красная, зелёные, резные, белые, кисло-сладкая, ароматное.
А теперь можете дать ответ? Конечно же, это земляника. Прочитаем получившийся результат:
На полянке росла ягода. Она овальной формы и красного цвета. Листья резные, зелёные, цветочки белые. На вкус кисло-сладкая. Из неё делают ароматное варенье.
Вы заметили, ребята, какая тесная взаимосвязь установлена между существительным и прилагательным? Можно сказать, что они дружат между собой. При этом прилагательное принимает ту же форму, что и существительное.
Категории рода, числа, падежа прилагательного
Перед вами иллюстрация из известной сказки. Опишите героев, объекты, изображённые на ней, используя прилагательные.
Прочитайте словосочетания, составленные к картинке: синее море, золотая рыбка, песчаный берег, белые чайки.
Определим род существительных: море, окончание – е, средний род; рыбка, оканчивается на – а, женский род; берег, окончание нулевое, мужской род.
А в каком числе эти предметы нам представлены? Верно, в единственном.
Мы уже говорили о том, что прилагательное тесно связано с существительным. Порассуждаем: если предмет один, то и конкретный признак у него тоже в единственном числе. Соответственно, синее, золотая рыбка, песчаный – это прилагательные единственного числа. В словосочетании белые чайки прилагательное, как и существительное, находится во множественном числе.
Аналогичная взаимосвязь отмечается в отношении категории рода и падежа прилагательного.
Предмет женского рода может иметь признак только женского рода: рыбка золотая. Объект мужского рода – признак мужского рода: берег песчаный, предмет среднего рода – признак среднего рода: море синее.
В таблице вы видите, какими бывают окончания прилагательных в форме различных родов и чисел.
ВНИМАНИЕ: если прилагательное находится во множественном числе, род у него не определяется!
Существительные, перечисленные в начале раздела к сказочной иллюстрации, как и прилагательные к ним, имеют форму именительного падежа. Смена формы падежа существительного ведёт к аналогичной смене падежа у прилагательного.
Старик поймал золотую (В.п.) рыбку (В.п.). Жили у самого синего (Р.п.) моря (Р.п.). Стоял на песчаном (П.п.) берегу (П.п.).
Следовательно, выявляют падеж имени прилагательного в тексте по относящемуся к нему существительному.
У хитрой лисички глаз всё подмечает.
Чтобы определить падежную форму прилагательного хитрой, находим существительное, к которому этот признак относится: лисички. Выясняем в каком падеже находится существительное, задав вопрос: У кого? Это вопросительная форма родительного падежа. Значит, и прилагательное хитрой имеет форму родительного падежа.
Закрепите изученный материал, выполнив задания.
Упражнение 1.
Проведите стрелки от прилагательных к существительным, подходящим по смыслу:
Упражнение 2.
Прочитайте предложения, раскрывая скобки. Поставьте прилагательные в правильную падежную форму:
В парке развлечений гуляло много (маленький) детей. Дядя Вася был (удачливый) рыбаком. В машине (удобный) сиденья.Бабушка получила (поздравительный) телеграмму.За горы закатилось (оранжевое) солнце.
Упражнение 3.
Распределите прилагательные по трём столбикам.
Слова:серебристый, заграничные, железная, доброе, нижний, знойное, ответственный, речная, грязная, хрустальное, пушистые.
Какие слова не удалось поместить ни в один столбик? Почему?
Ответы на задания
Задание 1.
Солнечным, вкусный, румяные, с деревенской, интересную,футбольное, хороший.
Упражнение 1.
Упражнение 2.
В парке развлечений гуляло много маленьких детей. Дядя Вася был удачливым рыбаком. В машине удобные сиденья. Бабушка получила поздравительную телеграмму.За горы закатилось оранжевое солнце.
Упражнение 3.
Не распределены слова в форме мн.ч. заграничные, пушистые, так как род у них невозможно определить.
Ребята, наш урок закончился. Мы познакомились с частью речи, без которой наш язык был бы лишён яркости и красок. Разобрались в способе определения рода, числа, падежа у слов-прилагательных. Переходим к тестированию.
Морфология
Морфология. Части речи и образцы их морфологического разбора
Морфология — раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки.
Морфология и синтаксис составляют грамматику.
Самостоятельные части речи
ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Части речи — это группы слов, объединенных на основе общности их признаков.
Признаки, на основании которых происходит разделение слов на части речи, не однородны для разных групп слов.
Так, все слова русского языка можно разделить на междометия и немеждометные слова. Междометия — это неизменяемые слова, обозначающие эмоции (ах, увы, черт побери), волеизъявления (стоп, баста) или являющиеся формулами речевого общения (спасибо, привет). Особенность междометий заключается в том, что они не вступают с другими словами в предложении ни в какие синтаксические связи, всегда обособлены интонационно и пунктуационно.
Немеждометные слова можно разделить на самостоятельные и служебные. Различие между ними заключается в том, что самостоятельные слова могут выступать в речи без служебных, а служебные без самостоятельных формировать предложение не могут. Служебные слова неизменяемы и служат для передачи формально-смысловых отношений между самостоятельными словами. К служебным частям речи относятся предлоги (к, после, в течение), союзы (и, как будто, несмотря на то что), частицы (именно, только, вовсе не).
Самостоятельные слова могут быть разделены на знаменательные и местоименные. Знаменательные слова называют предметы, признаки, действия, отношения, а местоименные слова указывают на предметы, признаки, действия, отношения, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении (ср.: стол — он, удобный — такой, легко — так, пять — сколько). Местоименные слова формируют отдельную часть речи — местоимение.
Знаменательные слова разделяются на части речи с учетом следующих признаков:
1) обобщенное значение,
2) морфологические признаки,
3) синтаксическое поведение (синтаксические функции и синтаксические связи).
Выделяют не менее пяти знаменательных частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное (группа имен), наречие и глагол.
Таким образом, части речи — это лексико-грамматические классы слов, т. е. классы слов, выделенные с учетом их обобщенного значения, морфологических признаков и синтаксического поведения.
Сказанное можно представить в виде следующей таблицы:
В комплексе 3 выделяется 10 частей речи, объединяемых в три группы:
1. Самостоятельные части речи:
2. Служебные части речи:
При этом каждая самостоятельная часть речи определяется по трем основаниям (обобщенное значение, морфология, синтаксис), например: существительное — это часть речи, которая обозначает предмет, имеет род и изменяется по числам и падежам, в предложении выполняет синтаксическую функцию подлежащего или дополнения.
Однако значимость оснований при определении состава той или иной части речи различна: если существительное, прилагательное, глагол определяются по большей части по своим морфологическим признакам (говорится, что существительное обозначает предмет, но специально оговаривается, что это такой «обобщенный» предмет), то есть две части речи, выделенных на основании значения, — местоимение и числительное.
В местоимение как часть речи объединены морфологически и синтаксически разнородные слова, которые «не называют предмета или признака, а указывают на него». Грамматически же местоимения разнородны и соотносятся с существительными (я, кто), прилагательными (этот, какой), числительными (сколько, несколько).
В числительное как часть речи объединены слова, которые имеют отношение к числу: обозначают количество предметов или их порядок при счете. При этом грамматические (морфологические и синтаксические) свойства слов типа три и третий различны.
Комплекс 1 (его последние издания) и комплекс 2 предлагают выделять большее число частей речи. Так, причастие и деепричастие в них рассматриваются не как формы глагола, а как самостоятельные части речи. В этих комплексах выделены слова состояния (нельзя, нужно); в комплексе 1 они описываются как самостоятельная часть речи — категория состояния. В комплексе 3 статус этих слов четко не определен. С одной стороны, их описание завершает раздел «Наречие». С другой стороны, про слова состояния сказано, что они «по форме похожи на наречия», из чего, видимо, должно следовать, что наречиями они не являются. Кроме того, в комплексе 2 расширено местоимение за счет включения в него незнаменательных слов, грамматически соотносимых с наречиями (там, зачем, никогда и др.).
Вопрос о частях речи в лингвистике является дискуссионным. Части речи — это результат определенной классификации, зависящей от того, что принять за основание для классификации. Так, в лингвистике существуют классификации частей речи, в основании которых лежит только один признак (обобщенное значение, морфологические признаки или синтаксическая роль). Есть классификации, использующие несколько оснований. Школьная классификация именно такого рода. Количество частей речи в разных лингвистических работах различно и составляет от 4 до 15 частей речи.
В русском языке есть слова, не попадающие ни в одну из частей речи, выделенных школьной грамматической. Это слова-предложения да и нет, вводные слова, не использующиеся в других синтаксических функциях (итак, итого) и некоторые другие слова.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Имя существительное — это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые
1) имеют обобщенное значение предметности и отвечают на вопросы кто? или что?;
2) бывают собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными, имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа;
3) в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.
Существительное — это часть речи, при выделении которой на первый план выходят грамматические признаки слов. Что же касается значения существительных, то это единственная часть речи, которая может обозначать все, что угодно: предмет (стол), лицо (мальчик), животное (корова), признак (глубина), отвлеченное понятие (совесть), действие (пение), отношение (равенство). Объединены с точки зрения значения эти слова тем, что к ним можно задать вопрос кто? или что?; в этом, собственно, и заключается их предметность.
Разряды существительных по значению
В пределах слов разных частей речи принято выделять разряды по значению — группы слов, объединенных их лексическим значением, влияющим на их морфологические признаки. Принадлежность слова к определенному разряду по значению (лексико-грамматическому разряду) определяется на основе его лексического значения, выраженного основой этого слова.
У существительных выделяют две группы разрядов по значению:
1) собственность / нарицательность;
2) конкретность / абстрактность / вещественность / собирательность.
Нарицательные имена существительные обозначают предметы, не выделяя их из класса однотипных (город, река, девочка, газета).
Собственные имена существительные обозначают предметы, выделяя их из класса однородных предметов, индивидуализируя их (Москва, Волга, Маша, «Известия»). От собственных имен надо отличать собственные наименования — неоднословные названия индивидуализированных объектов («Вечерняя Москва»). В состав собственных наименований не обязательно входит собственное имя (Московский Государственный университет).
Конкретные существительные называют чувственно воспринимаемые предметы — вещи (стол), лица (Марина), которые можно воспринять зрением и осязанием.
Абстрактные существительные обозначают отвлеченные понятия (радость), признаки (белизна), действия (рисование).
Вещественные существительные обозначают вещества (молоко, сливки, песок).
Собирательные существительные обозначают совокупности однородных предметов (листва) или лиц (детвора).
Смысл морфологического выделения именно этих групп существительных по значению заключается в том, что принадлежность существительного к этим разрядам влияет на морфологический признак числа данного существительного. Так, форму обоих чисел имеют нарицательные конкретные существительные (дом — дома). Слова остальных групп чаще имеют форму только одного из чисел (преимущественно только единственного), например:
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Существительные имеют постоянный морфологический признак одушевленности.
Признак одушевленности существительных тесно связан с понятием живое / неживое. Тем не менее одушевленность является не разрядом по значению, а собственно морфологическим признаком.
Все морфологические признаки характеризуются тем, что они имеют типизированное формальное выражение — выражаются формообразующими морфемами (окончаниями или формообразующими суффиксами — см. морфемику). Морфологические признаки слов могут выражаться
1) внутрисловно — формообразующими морфемами самого слова (стол- — стол-ы),
2) внесловно — формообразующими морфемами согласуемых слов (нов-ое пальто — нов-ые пальто),
Оба этих средства выражения могут быть представлены вместе. В этом случае одно грамматическое значение выражается в предложении несколько раз — и внутрисловно, и внесловно (нов-ый стол- — нов-ые стол-ы).
Одушевленность как морфологический признак также имеет формальные средства выражения. Во-первых, одушевленность / неодушевленность выражается окончаниями самого существительного:
1) одушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и Р. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число;
2) неодушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и И. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число.
В русском языке представлены существительные с колебанием по одушевленности: у них В. п. может совпадать как с И. п., так и с Р. п., например, (вижу) микроб-ы / микроб-ов, описать персонаж-и / персонаж-ей, существ-о / существ-;
У существительных женского и среднего рода, имеющих формы только единственного числа, одушевленность формально не выражена (молодежь, студенчество), формально они не охарактеризованы по одушевленности.
Одушевленность имеет и внесловное выражение: окончание согласуемого с существительным прилагательного или причастия в В. п. различается в зависимости от одушевленности или неодушевленности существительного, ср.: (вижу) нов-ых учеников, но нов-ые столы.
Внесловное выражение одушевленности существительных более универсально, чем внутрисловное: оно выражает одушевленность даже в случае неизменяемости существительного: (вижу) красив-ых мадам, но красив-ые пальто.
Одушевленность большинства существительных отражает определенное положение дел во внеязыковой действительности: одушевленными существительными называются в основном живые существа, а неодушевленными — неживые предметы, однако есть случаи нарушения этой закономерности:
Одушевленность, как уже было сказано, постоянный признак существительного. При этом необходимо иметь в виду, что разные значения одного слова могут быть различно оформлены по одушевленности, например: вижу гени-я (человека) — ценю гений- (ум).
Род как морфологический признак существительного
Существительные имеют постоянный морфологический признак рода и относятся к мужскому, женскому или среднему роду.
Основное выражение морфологического рода внесловное — окончания согласуемых с существительным прилагательных, причастий в позиции определения и слов с непостоянным признаком рода в позиции сказуемого, в первую очередь глагола в прошедшем времени или условном наклонении, а также краткого прилагательного или причастия.
К мужскому, женскому и среднему роду относятся слова со следующей сочетаемостью:
мужской | нов-ый ученик приехал- |
женский | нов-ая ученица приехал-а |
средний | больш-ое окно раскрыт-о |
тво-я невежа пришл-а.
Такие существительные относят к общему роду.
Есть в русском языке существительные, обозначающие название лица по профессии, которые при обозначении лица мужского пола выступают как слова мужского рода, т. е. присоединяют согласованные слова с окончаниями мужского рода; когда же они обозначают лицо женского пола, определение употребляется в мужском роде, а сказуемое употребляется в женском роде (преимущественно в разговорной речи):
нов-ый врач пришел- (мужчина),
нов-ый врач пришл-а (женщина).
Эти слова — «кандидаты» в общий род, их род иногда называют переходным к общему, однако в словарях они охарактеризованы как слова мужского рода.
В русском языке имеется около 150 слов с колебанием по роду, например: кофе — мужской / средний род, шампунь — мужской / женский род.
Существительные только множественного числа (сливки, ножницы) не относятся ни к одному из родов, поскольку во множественном числе формальные различия между существительными разных родов не выражены (ср.: парт-ы — стол-ы).
Таким образом, основное выражение рода — внесловное. Внутрисловно род последовательно выражается только у существительных — субстантивированных прилагательных и причастий: часовой, мороженое, столовая: в формах единственного числа у этих слов представлены окончания, однозначно указывающие на их родовую принадлежность. Для существительных II склонения мужского рода и III склонения женского рода специфической является вся система их окончаний, что же касается окончаний отдельных падежных форм, то они могут быть не показательны, ср. стол- — ночь-.
Для всех неодушевленных существительных (а таких существительных в языке около 80%) род условен, никак не связан с внеязыковой реальностью.
Среди одушевленных существительных — названий лиц или животных род часто связан с полом обозначаемого существа, ср.: мама — папа, сын — дочь, корова — бык. Однако необходимо понимать различие между грамматическим признаком рода и неграмматическим признаком пола. Так, в русском языке есть одушевленные существительные среднего рода (дитя, животное), у существительных — названий животных особи мужского и женского пола часто называются одинаково (стрекоза, крокодил), среди слов — названий лиц также не всегда имеется соответствие рода и пола. Так, слово особа женского рода, хотя может обозначать как женщину, так и мужчину (см., например, у А. С. Пушкина: Кто-то писал ему из Москвы, что известная особа скоро должна вступить в законный брак с молодой и прекрасной девушкой).
Определенную сложность представляет определение рода сложносокращенных слов (аббревиатур) и несклоняемых существительных. Для них установлены следующие правила.
Родовая характеристика аббревиатур зависит от того, к какому типу относится данное сложносокращенное слово.
Род аббревиатур, образованных сложением начальных частей (завхоз), начальной части первого слова с несокращенным вторым (сбербанк) и начала первого слова с началом и/или концом второго (торговое представительство ® торгпредство), определяется родовой принадлежностью главного в исходном словосочетании слова: хорош-ая оргработа, российск-ое торгпредство, нов-ый сбербанк.
Род аббревиатур, состоящих из начальных звуков (ГУМ) или букв (МГУ), а также аббревиатур смешанного типа, у которых начальная часть первого слова соединена с первыми буквами или звуками остальных слов (главк), определяется неоднозначно. Первоначально они также приобретают род главного в исходном словосочетании слова, например, Братск-ая ГЭС. Однако в процессе употребления первоначальную родовую характеристику последовательно сохраняют только аббревиатуры из первых букв исходного словосочетания. Аббревиатуры же, состоящие из первых звуков, ведут себя по-разному. Некоторые из них приобретают родовую характеристику в соответствии с внешним видом слова. Так, слова БАМ, вуз, МИД, НЭП, загс и некоторые другие стали словами мужского рода и приобрели возможность склоняться по II склонению, как существительные типа дом. У других заканчивающихся на согласный аббревиатур со стержневым словом среднего и женского рода возможно колебание: они могут иметь родовую характеристику в соответствии с родом главного слова и при этом не склоняться (в наш-ей ЖЭК) или, склоняясь, употребляться как слова мужского рода (в наш-ем ЖЭКе). Аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный звук, не склоняются и преимущественно относятся к среднему роду (наш-е РОНО — районный отдел народного образования).
Несклоняемые имена существительные, попадая в русский язык или образуясь в нем, должны приобрести родовую характеристику, которая будет проявляться только при выборе согласованных с существительным прилагательных, причастий и глаголов.
Существуют следующие закономерности выбора такими существительными родовой характеристики: род зависит либо от значения слова, либо от рода другого русского слова, которое рассматривается как синоним или как родовое наименование для данного неизменяемого слова. Для разных групп существительных ведущими являются разные критерии.
Если существительное обозначает предмет, то оно обычно приобретает характеристику среднего рода: пальто, кашне, метро. Однако женского рода авеню (так как улица), кольраби (так как это капуста), кофе — с колебанием — мужской / средний, мужской род — пенальти, евро.
Если существительное обозначает животное, то оно обычно относится к мужскому роду: шимпанзе, какаду. Исключения: иваси, цеце — женский род (так как селедка, муха).
Если существительное обозначает лицо, то его род зависит от пола этого лица: слова месье, кутюрье мужского рода, так как обозначают мужчин; слова мадам, мадемуазель женского рода, поскольку обозначают женщин, а слова визави, инкогнито общего рода, так как могут обозначать и мужчин, и женщин.
Если существительное обозначает географический объект, то его род определяется родом русского слова, которое обозначает тип объекта: Тбилиси мужского рода, так как это город (слово мужского рода), Миссисипи женского рода, так как это река, Лесото среднего рода, так как это государство. Все сказанное относится только к словам несклоняемым, поэтому Москва — существительное не мужского рода, а женского рода, хотя это и город, так как оно изменяемое.
Число как морфологический признак существительного
Большинство существительных имеет формы единственного и множественного числа, т. е. изменяется по числам. Некоторые существительные имеют формы только единственного или только множественного числа, т. е. число для них — постоянный признак.
Число — морфологический признак, связанный с указанием на количество объектов.
С точки зрения обозначения количества объектов в русском языке представлены существительные счетные (обозначаемые ими реалии можно посчитать штуками) и несчетные.
Счетные существительные, как правило, имеют формы обоих чисел: форма единственного числа у них обозначает один предмет (стол), а форма множественного — множество предметов, каждый из которых называется формой единственного числа (столы — множество предметов, каждый из которых стол).
Среди счетных существительных представлены:
1) конкретные существительные, обозначающие дискретные предметы:
а) «нормальные» существительные с формами обоих чисел (стол),
б) существительные типа сани, у которых как по отношению к одному предмету, так и по отношению к множеству предметов употребляется форма множественного числа (одни сани — множество саней);
2) абстрактные существительные (в меньшей своей части): мысль — мысли, звук — звуки;
3) собирательные существительные типа армия: у них форма множественного числа обозначает противопоставленные единицы (ср.: реформа армии — на операцию брошено пять армий).
Счетные существительные обозначают, как уже сказано, реалии, которые можно посчитать штуками. Однако есть существительные, которые обозначают реалии, существующие или только в количестве один, или только в количестве два и более:
1) слова, обозначающие уникальные, единичные реалии (Москва, Луна в значении спутника Земли) имеют преимущественно форму единственного числа; надо иметь при этом в виду, что среди собственных есть слова типа Сокольники, у которых форма множественного числа не имеет значения множества предметов и обозначает один объект;
2) слова, обозначающие реалии, включающие несколько объектов, каждый их которых имеет свое название: только мн. число имеет слово супруги в значении супружеская пара (супруг + супруга, а не супруг + супруг или супруга + супруга).
Счетным противопоставлены несчетные существительные, обозначающие реалии, лишенные идеи счета. Несчетные существительные не сочетаются с количественными числительными. Это вещественные существительные, большинство абстрактных и большинство собирательных существительных. Эти слова имеют формы только единственного или только множественного числа, однако ни то, ни другое числовое оформление не несет смысловой нагрузки, связанной с идеей количества: