Что общего у разных растений конспект урока 1 класс плешаков
Урок окружающего мира по теме «Что общего у разных растений?» 1-й класс
Класс: 1
План-конспект урока. Окружающий мир, 1 класс, УМК «Школа России».
Тема: Что общего у разных растений? Раздел: Что и кто?
Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с общими для всех растений частями.
Задачи:
Методы, методические приемы, технологии. ИКТ. Технология развивающего обучения Педагогика сотрудничества. Деятельностный подход.
Форма урока. Проблемно-диалоговый урок.
Планируемые результаты: ученики научатся находить, показывать и называть общие части у разных растений.
Тип урока: открытие нового знания и первичное закрепление.
Оборудование: презентация по теме урока, рисунок «Части растений» (на примере гороха), карточки – названия частей растений, предметные картинки, рисунок-схема растения (индивидуальные – у учеников, увеличенная – на доске), гербарии, муляжи овощей и фруктов, комнатные классные растения. Компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Библиография:
Структура урока:
Физкультаузы учитель проводит по своему усмотрению.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Цель: организованное начало урока)
Учитель и дети приветствуют друг друга, проверяется готовность к уроку, создается положительный настрой на работу.
II. Актуализация знаний
(Цель: воспроизведение ЗУН, нужных для «открытия» нового знания и выхода на задание, вызывающее познавательное затруднение).
– Вспомните основные вопросы нашего раздела.
– Отгадайте загадки и скажите, что это?
1. Масляна головушка, летом в огороде,
Светит, словно солнышко, при любой погоде? Подсолнух.
2. Сладок он, друзья, на вкус.
А зовут его… Арбуз.
3. Что за куст – ни с кем не знается.
Не собачка, а кусается. Крапива.
4. Стоит Алёна: платок зеленый,
тонкий стан, белый сарафан. Береза.
5. Вроде сосен, вроде елок
А зимою без иголок. Лиственница.
6. В сенокос – горька, а в мороз – сладка.
Что за ягодка? Рябина.
7. Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички. Ромашки.
(По мере отгадывания на Слайде 1 (Приложение 1) появляются: фотографии цветка подсолнечника, плода арбуза, листьев крапивы, веточки березы, веточки лиственницы с иголками и шишками, кисти рябины, букета ромашек).
– Как назвать одним словом? Растения (Появляется слово на слайде: Растения)
– Что вы знаете о растениях? Где встречали эти растения? (Дети отвечают. Одновременно идет демонстрация классных фотографий, подходящих к теме урока, с осенней экскурсии и прогулок).
III. Целеполагание и мотивация
– Растения такие разные: и по высоте, по месту обитания, по цвету и т.д. Но называем одним словом «растения». Значит, что-то есть общее, одинаковое у таких разных растений? Что же? (Примерные ответы детей: они живые, любят воду, свет, за ними нужно ухаживать и т.д. Анализируем рассуждения, выясняем, что всё это не является главным в определении растений. Знаний для ответа не хватает).
– Хотите узнать, что объединяет все растения?
IV. Изучение и первичное закрепление
(Цель: организовать деятельность учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала через постановку вопросов)
– На какой вопрос будем отвечать сегодня на уроке? (Что общего у разных растений?)
(После постановки вопроса детьми появляется Слайд 2 «Что общего у разных растений?»)
– Муравьишка Вопросик и Мудрая черепаха выслушали ваши ответы и хотят вам помочь. Посмотрите, как они сгруппировали картинки – ответы на загадки. Слайд 3. Подумайте, почему так?
1 группа: листья березы, крапивы, лиственницы.
2 группа: плоды рябины, арбуз.
3 группа: цветы ромашки, подсолнечника.
(В результате такого подводящего диалога дети приходят к выводу, что у всех растений есть листья, плоды с семенами, цветы, стебель-ствол. Одновременно на магнитной доске прикрепляются карточки со словами – в виде схемы)
– Мы не указали еще одну часть растения. Она не всегда бывает видна сразу. Но без нее растение не живет. Что же это? (Добавляем слово КОРЕНЬ)
– Для чего нужен корень? (Растения получают через корни питательные вещества из земли).
– Что у нас получилось? (Целое растение)
– Из чего мы его собрали? (Из частей)
– Значит… (Общее у разных растений – это части. Называем их и сравниваем с ответом на экране) Слайд 4.
– Давайте укажем общие части у растения, пользуйтесь карточками на магнитах. (На доске прикреплён рисунок гороха.)
Дети по желанию выходят и прикрепляют рядом с каждой частью растения карточку с названием этой части) – Проверяем. Кто сделал бы так же? Молодцы!
– Где, на месте чего образуются плоды? (На месте цветка, после того, как он завянет)
Работа в учебнике на стр. 22.
– Какое растение нарисовано? (Кабачок) Что у него обозначено? (Все части) Покажите, назовите (работа в парах).
– Какие растения есть еще на рисунке? (Яблоня и крыжовник)
– Что мы должны сделать? (Показать и назвать части растений)
– Работаем в парах. Если что-то непонятно, задавайте вопросы. (Взаимопроверка)
– Каких частей растений вы здесь не увидели? (Цветов)
– Посмотрите на фотографии, которые я принесла. Узнаете наш город? А вот это фото цветущих яблонь. Рассмотрите внимательно: цветы каких деревьев и кустарников вы видите на других фотографиях? (Это вишня, сирень, черемуха. Очень красиво!)
– А вы знаете, что…Слайд 5. … у многих растений цветки собраны в группы. Найдите на стр. 23, как называются эти группы. (Соцветия) Чем интересно это слово? (Похоже на слово цвет)
– Узнайте по рисунку, у каких растений цветки собраны в соцветия. Почему вы так решили?
– Проверьте себя по стр. 88. Кто правильно определил? Молодцы! Встречали ли вы такие растения? Где?
V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
(Цель: применение знаний в типовых условиях и фиксация достижения индивидуальной цели)
– Мудрая Черепаха и Муравей прислали вам рисунки незнакомых растений – как вы думаете для чего? (у каждого ученика – карточка с рисунком – по вариантам)
– Правильно! Найдем части этих растений. Но указываем части только одной буквой. (Дети выполняют задание индивидуально. Два хорошо читающих ученика – «помощника» – работают за доской по точно таким же рисункам, но только больших размеров, подписывают полные названия частей)
– Мудрая Черепаха проверила работу наших помощников. Дети, работающие у доски, выполнили всё правильно. Проверьте себя и сравните свои записи с образцом. (Проверка, выявление и исправления ошибок. Самооценка.)
– Что заметили? (На рисунках не нарисованы плоды с семенами.)
– Зачем растениям нужны семена? (С помощью семян растения размножаются.)
– Придумайте и дорисуйте семена вашим растениям, а дома можно раскрасить.
VI. Включение в систему знаний и повторение
(Цель: включение полученных знаний в общую систему представлений об окружающем мире).
– Посмотрите на предметы, которые есть у вас на партах. (Гербарии злаковых растений, листьев, шишки хвойных деревьев, муляжи овощей и фруктов, предметные картинки, классные комнатные растения небольших размеров: каждому ученику – один предмет)
– Подумайте, какие части растений вы видите. Если не понятно – спросите.
Выйдите к доске те, кто считает, что в его образце – листья. Назовите, от каких растений.
– Вторая группа: плоды. От каких растений?
– Третья группа: цветы. От каких растений?
– А теперь составим 4 группу. Что из всего названного человек использует в жизни? Для чего? (Ответы детей из личного опыта) Молодцы, вы много знаете про растения!
VII. Рефлексия.
(Цель: соотнесение цели у рока и результатов)
– На какой вопрос отвечали?
Выполнение тестов в тетради. Хорошо читающий ученик читает задания, дети выполняют. Взаимопроверка. Исправление ошибок. Поощрение учеников-помощников.
– Что бы хотели узнать о растениях? Слайд 6.
Для поддержания интереса к предмету учитель знакомит с некоторыми сведениями о растениях-рекордистах.
Слайд 7. (Бамбук – за сутки вырастает на 40 см;
Раффлезия – растение хищник;
Вольфия – водное растение размером, как маковое зернышко;
Кактус – выдерживает температуру воздуха до +70 градусов;
Баобаб – взрослое дерево может жить с пустой сердцевиной)
– Чем вы заинтересовались? Где можно подробнее узнать про эти растения?
Слайд 8. Оцените свою работу на протяжении всего урока.
– Какой момент урока запомнился? Где испытывали трудности? Удалось ли их преодолеть? Как? На чьи ответы обратили внимание? (Самооценка своей деятельности). Спасибо за работу!
Р.С. На всех слайдах применен эффект «После предыдущего». Эффекты анимации учитель меняет по своему усмотрению.
Конспект урока по теме «Что общего у разных растений».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: «Что общего у растений?»
Предмет: окружающий мир
Цель: учить различать части растений.
-образовательные: дать представление о соцветиях;
-развивающие: развивать умение работать в группе;
-воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
н аучиться находить у растений их части, показывать и называть их.
Регулятивные- ф ормулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения жизненных ситуаций.
Познавательные- осознанно и произвольно высказываться в устной форме о том, из каких частей состоит растение; осуществлять поиск существенной информации.
Коммуникативные- задавать вопросы, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности
Средства обучения: учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков «Школа России», рабочая тетрадь, таблица «Части растений», гербарий с образцами разных растений.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
-Здравствуйте, юные любители природы! Я рада вас приветствовать на уроке, где мы узнаем много интересного и удивительного!
2. Актуализация знаний.
-Любопытный Муравьишка просит напомнить, о чём мы говорили на прошлом уроке.
-Соедините название камней с их характеристикой.
Кто узнал что-нибудь об этих камнях?
-Выполним тест в КИМах №3, с.8.
О том, что у нас под ногами.
Кремень- используется при строительстве.
Гранит — можно высекать искры.
Известняк- состоит из раковин морских животных.
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
-Мудрая Черепаха хочет загадать вам загадку. Отгадайте, что это.
— А Муравьишка опять приготовил для нас хитрый вопрос: дерево и цветок — это растения. А есть ли что-то общее между ними?
-Предположите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
-Прочитайте тему нашего урока на с.22 учебника.
-Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
-Проверьте по учебнику, правильно ли вы назвали задачи урока.
-Рассмотрите рисунок на с.22. Кто узнал это длинное растение?
-Давайте рассмотрим, из каких частей он состоит.
-Теперь давайте эти же части покажем у других растений: крыжовника и яблони.
Практическая работа в группах.
-Рассмотрите гербарий. Что общего у всех растений?
-Найдите, назовите и покажите части растений.
-Какой вывод мы сделаем?
Ветер дует нам в лицо.
Мы немного отдохнём
И опять писать начнём.
Да, есть. На деревьях как и на цветке растут листья. У дерева есть корень. У цветка он тоже есть.
Что общего у разных растений?
1.Узнаем, из каких частей состоит растение.
2.Научимся находить, показывать и называть эти части.
Читают название части и показывают её на рисунке.
Показывают части в учебнике, сверяя свой ответ с ответом соседа.
Растения имеют одинаковые части.
Каждый член группы выполняет задание. Далее выполняют задание в РТ с.12, №1.
У разных растений есть общие части.
4. Первичное закрепление во внешней речи.
-Ребята, посмотрите на с.23 учебника. Мудрая Черепаха к нам пришла с цветами. Что она хочет нам сказать? Прочитайте новую информацию об этом самостоятельно.
-Рассмотрите рисунок на с.23. У каких растений есть соцветия?
-Рассмотрите изображение яблока, арбуза, гороха. Как вы думаете, к какой части растений относятся эти предметы?
-А что бывает в плодах у растений?
-Что вы можете рассказать о семенах и плодах разных растений?
-А для чего растению нужны семена?
Читают предложение о соцветиях.
Многие цветки имеют соцветия.
У подсолнечника, клевера, календулы, георгина.
Плоды и семена растений разнообразны.
Чтобы появлялись новые растения.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
-Рассмотрите рисунок. Это растение? Почему?
-Какая часть растения изображена?
-А каких частей не хватает?
-Найдите в приложении на с.61 части этого растения. Выполните задание.
-Какое растение у вас получилось?
Нет, не хватает некоторых частей.
6. Включение нового знания в систему знаний и повторения
-Перечислите части растения?
-Какая часть растений находится под землёй?
-Что образуется на месте цветка, когда он отцветёт?
Лист, стебель, корень, цветок, плод с семенами.
На месте цветка образуется плод
7. Рефлексия учебной деятельности.
-Вернёмся к учебной задаче урока. Вы узнали, из каких частей состоит растение?
-Кто может показать самостоятельно эти части?
Домашнее задание: учебник с.22-23, РТ №3,с.13.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-724504
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Время чтения: 2 минуты
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» на тему «Что общего у разных растений»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Что общего у разных растений?
Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с общими для всех растений частями.
Формирование первоначальных понятий об общих частях растений.
Учить находить, показывать и называть части растений.
Систематизация полученных и имеющихся у учеников знаний по теме.
Формирование реалистических представлений об окружающем мире.
Развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать, делать выводы, опираясь на изученный материал.
Развитие познавательной активности и интереса к изучаемому предмету.
Воспитание умения работать в коллективе.
Воспитание бережного отношения к природе.
Воспитывать потребность применять знания, полученные на уроках, в жизни.
I. Организационный момент.
— Наш урок хочется начать такими словами:
А вот Муравьишка собрал на наш урок целую коллекцию камешков.
-Кто попробует сказать, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.
Муравей Вопросик задаёт нам следующий вопрос. Прочитайте его на странице 20 учебника. <Что у нас под ногами?) На этот вопрос мы сегодня будем отвечать.
-Что вы можете рассказать о камнях, которые вам принёс Муравьишка?
Одинаковые камешки у вас или чем-то отличаются друг от друга?
— Мы узнаем какие бывают камни. Научимся сортировать камни по форме, размеру, цвету.
-Если посмотреть по сторонам, то всюду можно увидеть горные породы, или, как их называют, камни.
Уже первобытные люди использовали их.
Со временем был найден камень, с помощью которого можно было разводить огонь.
С некоторыми камнями мы сегодня познакомимся.
В руках мужчины два камня. Ударяя один о другой, он высекал искры.
Под слайдом даны фотографии трёх камней. Прочитайте их названия.
У Муравьишки есть к вам несколько вопросов.
-Может быть, кто-то из вас слышал, какой из этих камней помогал древним людям разводить огонь?
Речь идёт о кремне. Что это за камень? Прочитаем о нём на слайде.
-Может кто- то вспомнит пословицы связанные со свойствами этого камня?
Давайте прочтём пословицы со слайда.
— Прочитайте в толковом словаре, что означает это слово.
И в наще время кремень имеет очень широкое применение. Его используют в изготовлении солнечных батарей, в медицине, электронике и химии Чтобы познакомиться со следующими горными породами, Муравьишка предлагает вам разделиться на группы.
Учитель в это время раздаёт лупы и коллекции «Гранит» и «Известняк».
• Возьмите в руки коробки с надписью «Известняк». Рассмотрите образцы. Какого они цвета?
• Известняк часто встречается в природе. Из него могут быть сложены целые горы, или он может залегать глубоко в земле мощными толстыми слоями.
С давних пор люди получали из известняка известь, известковые растворы, строительные камни. Дома и стены часто делали из этого камня. Существует выражение «Москва белокаменная». Многие здания в старой Москве были построены из известняка.
• Сейчас из особых сортов известняка делают цемент, бетон, железобетон, которые используются в современном строительстве.
В обычном известняке остатки организмов, из которых он состоит, не видны. Но у вас в коробках есть образец под названием известняк- ракушечник. Рассмотрите его.
Найдите раковинки, из которых он состоит. Благодаря этим ракушкам известняк-ракушечник не спутаешь с его другими родственниками. Найдите этих «родственников» в коробках. Прочитайте названия.Слайд20.(Мел,мрамор)
Он бывает белым, серым, розовым. Мрамором отделывают стены вокзалов, метро, ступени лестниц.
Мы с вами познакомились с семьёй известняка. Какой камень у нас остался?
Мы дружно трудились, немного устали.
Быстро все сразу за партами встали.
Руки поднимем, потом разведём
И очень глубоко всей грудью вздохнём.
По дорожке все мы шли, шли
Много камешков нашли.
— название нерусское и переводится как «зернистый». Чтобы понять, почему этот камень так назвали, рассмотрим его. Возьмите лупы, поднесите их к камням. Что вы видите?
-Найдите среди этих названий двухсложное слово.Докажите.
Какий слог будет ударным?
• Первый вопрос, который задаёт вам Мудрая Черепаха.
Где именно можно увидеть гранит?
Из этого камня делают памятники, стены в метро, ступени на лестницах. Ещё гранит используют при строительстве мостов, зданий, дорог. Это очень прочный камень, поэтому люди часто делают из него вещи, которые должны быть прочными и долговечными.Слайд 29
— Как мы можем ответить на вопрос Муравья, что у нас под ногами?
А Мудрая черепаха спрашивает:
— С какими горными породами мы познакомились?
— Какого цвета бывают камни?
– Отгадайте загадки и скажите, что это?
1. Сладок он, друзья, на вкус.
А зовут его…( Арбуз.)
2. Масляна головушка, летом в огороде,
Светит, словно солнышко, при любой погоде?( Подсолнух)
3. Что за куст – ни с кем не знается.
Не собачка, а кусается. ( Крапива.)
4. Стоит Алёна: платок зеленый,
тонкий стан, белый сарафан. (Береза.)
5. Вроде сосен, вроде елок
А зимою без иголок. ( Лиственница.)
6. В сенокос – горька, а в мороз – сладка.
Что за ягодка? ( Рябина.)
7. Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички. ( Ромашки.)
Слайд 2 : фотографии цветка подсолнечника, плода арбуза, листьев крапивы, веточки березы, веточки лиственницы с иголками и шишками, кисти рябины, букета ромашек).
– Как назвать одним словом? ( Растения
— Чем они отличаются друг от друга?
УЧИТЕЛЬ: Растения такие разные: и по высоте, по месту обитания, по цвету и т.д. Но называем одним словом «растения». Значит, что-то есть общее, одинаковое у таких разных растений? Что же?
Ответ детей: они живые, любят воду, свет, за ними нужно ухаживать и т.д.
УЧИТЕЛЬ: (Анализируем рассуждения, выясняем, что всё это не является главным в определении растений. Знаний для ответа не хватает.)
– Хотите узнать, что объединяет все растения?
Изучение и закрепление нового материала.
– На какой вопрос будем отвечать сегодня на уроке?
Ответ детей: Что общего у разных растений?
УЧИТЕЛЬ:– Муравьишка Вопросик и Мудрая черепаха выслушали ваши ответы и хотят вам помочь. Посмотрите, как они сгруппировали картинки – ответы на загадки.
Подумайте, почему так?
1 группа: листья березы, крапивы, лиственницы.
2 группа: плоды рябины, арбуз.
3 группа: цветы ромашки, подсолнечника.
(В результате такого подводящего диалога дети приходят к выводу, что у всех растений есть листья, плоды с семенами, цветы, стебель. Одновременно на доске прикрепляются карточки со словами – в виде схемы)
– Мы не указали еще одну часть растения. Она не всегда бывает видна сразу. Но без нее растение не живет. Что же это? (Добавляем слово КОРЕНЬ)
– Для чего нужен корень?
Ответ детей : Растения получают через корни питательные вещества из земли.
– Что у нас получилось?
Ответ детей: Целое растение.
– Из чего мы его собрали?
Ответ детей: из корня, стебля, листьев, цветов, плодов и семян, т. е. из частей.
Физминутка
Представьте, что вы маленькое зёрнышко. Вас посадили в землю (дети сели на корточки, обняли себя руками). Прошли дожди, зёрнышко набухло (дети поднимают вверх одну руку, затем другую). Прошло немного времени. Вы растёте (дети потихоньку встают). Вот вы выросли (дети вытянули руки, покачивают ими). Вас гнёт и ломает ветер, вы качаетесь в разные стороны, но не ломаетесь. Вас твёрдо держит корень (дети наклоняются в разные стороны). На ваших ветках птицы свили гнёзда (дети руками имитируют полёт птиц). Пришла осень. Птицы улетели в тёплые края. Листья облетают. (Дети руками показывают падающие листья). Дерево на зиму засыпает (дети обнимают себя).
Работа с учебником.
— Ребята, а давайте проверим, правильно ли мы выделили части растений. Откройте учебник, найдите запись внизу на левой странице.
— Какое растение несёт черепаха? (землянику)
— Соедините линиями одни и те же части растений.
Работа по учебнику страница 18. Ребята задания выполняют самостоятельно.
Работа в рабочей тетради.
— Давайте откроем рабочую тетрадь на странице 8 и попробуем собрать растение из частей. Какое растение получилось. (цветок колокольчик)
Работа по учебнику.
Давайте посмотрим в учебнике на страницу 18. Какое ещё растение нарисовано на этой странице? (кабачок)
— Покажите нижнюю часть растения. Как она называется? (корень)
— Как называется часть растения, идущая от корня? (стебель)
— Что крепится к стеблю с помощью черешка? (лист)
— Какие ещё части растения вы можете выделить? (цветы, плод с семенами)
– На какой вопрос отвечали? Назовите эти части.
— Какие задания выполняли на уроке?
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.