Что общего у всех общественных объединений почему общественные
Почему общественные объединения являются активной общественной силой?
Ответы 2
алексеев сергей вячеславович
получение работы в должности финансового директора, заместителя директора, финансового менеджера
2000-1999 г. «солнышко», ростов-на-дону.
заместитель генерального директора
• ценообразование, контроль поставок
• организация работы офиса
1999-1998 г. «доктор-ф», ростов-на-дону.
1998-1996 г. тоо «тор-м», ростов-на-дону.
• организация и осуществление поставок и продаж
1999-2000 г. рэа им. плеханова, москва.
программа подготовки кадров для отраслей народного хозяйства рф
специальность: финансовый менеджмент
1996-1999 г. государственный аграрный университет, ростов-на-дону.
факультет: бухгалтерский учет и аудит
1989-1995 г. государственная медицинская академия, ростов-на-дону.
Что общего у всех общественных объединений почему общественные
Глава I.
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО
§ 6. Гражданское общество
Что необходимо для существования гражданского общества? Какие задачи призвано решать гражданское общество?
Почти во всех странах в течение многих столетий сфера свободы человека и общества была чрезвычайно узкой, государство распространяло своё влияние практически на все стороны общественного бытия, поставив под свой контроль даже частную жизнь людей. Но чем дальше шло развитие общества, тем тягостнее становилась его полная зависимость от государства, тем отчётливее ощущалась потребность в свободе.
ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Возникновение понятия «гражданское общество» связано с Новым временем, с масштабными изменениями в общественной жизни, приведшими к новому взгляду на мир, человека и, как следствие, к новым общественным ценностям. Свобода мысли, творчества, предпринимательства, передвижения – отныне всё это мыслится как важнейшее условие прогресса, а прогресс представляется неизбежным и необратимым процессом. В это время в трудах философов Г. Гроция, Т. Гоббса, Ш. Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо и других появляется понятие «гражданское общество», которое по отношению к понятию «государство» является относительно самостоятельным, поскольку эти философы исходят из того, что все члены общества формально равны и свободны и публичная власть не вмешивается в отношения, складывающиеся между частными лицами. Идея организации граждан для защиты своих интересов от вмешательства государства получила широкое распространение. Но наиболее глубоко она раскрыта в трудах английского философа Дж. Локка и немецкого философа И. Канта. Именно в их работах получила развёрнутое теоретическое обоснование мысль о том, что государство существует для человека, а не наоборот. Единственная цель, оправдывающая существование государства, – это создание условий для того, чтобы человек мог реализовать свои собственные планы и стремления. Так, по мысли И. Канта, гражданская свобода, являющаяся непременным условием самосовершенствования человека, развития у него чувства собственного достоинства, возможна только при наличии правового гражданского общества.
За прошедшие столетия идея гражданского общества не только не была отвергнута, но в некоторых странах гражданское общество из идеи постепенно превращается в мощный институт. Многочисленные теоретические исследования гражданского общества позволили сформулировать его определение, согласно которому гражданское общество – это относительно независимая от государства сфера жизнедеятельности людей, общественных отношений, в которые вступают свободные индивиды, преследующие свои частные цели и интересы.
Для того чтобы человек мог поставить, а тем более реализовать свои частные цели, чтобы для их достижения он мог, а главное, захотел вступать в неподотчётные государству и относительно от него независимые общественные отношения (союзы, ассоциации, общества, партии и т. п.), т. е. для того чтобы существовало и развивалось гражданское общество, необходимо наличие ряда условий.
Одним из непременных условий является признание естественных и неотъемлемых прав человека и гражданина, превращение этих прав в одну из важнейших социальных ценностей, обеспечивающих его свободу. Другим необходимым условием существования гражданского общества является наличие частной собственности, которая позволяет индивиду свободно распоряжаться результатами своего труда, ставить свои частные цели и реализовывать свои интересы и тем самым обеспечивает автономию человека от государства, дистанцирует его от государства. Именно это свойство частной собственности позволило Г. Гегелю охарактеризовать её как «наличное бытие свободы».
Но, как известно, распорядиться результатами своего труда, поставить и реализовать свои собственные цели возможно только в том случае, если в государстве существует экономическая свобода, действуют рыночные отношения. Безусловно, всё это невозможно без демократии, которая предполагает разделение властей, политический и идеологический плюрализм, свободу мнений, печати, независимость средств массовой информации, наличие легальной политической оппозиции. Поэтому следующим не менее значимым условием существования гражданского общества выступает правовое государство, основанное на принципах равенства всех перед законом, независимого правосудия, правовой защищённости граждан.
Таким образом, гражданское общество невозможно при антидемократических политических режимах, характеризующихся подавлением прав и свобод граждан, даже если в государстве признаётся частная собственность и существуют рыночные отношения, поскольку для существования гражданского общества необходима совокупность правовых, экономических и идеологических условий.
ЭЛЕМЕНТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Как уже говорилось ранее, формирование гражданского общества было связано с появлением новых общественных отношений, с выходом на авансцену общественного развития буржуазии, существование которой обусловили собственность, инициатива, предприимчивость, что невозможно без свободы. Революции, прокатившиеся по Европе и Америке, привели не только к появлению республик, но и, что не менее важно, к изменению отношений между человеком и государством: вместо подданного появляется гражданин, наделённый правами и свободами. С этого времени начинается формирование гражданского общества – сфера деятельности свободных индивидов, преследующих свои частные цели и интересы в рамках общего для всех правопорядка.
Сфера гражданского общества состоит из различных по характеру и задачам элементов. К ним относятся собственность, труд, предпринимательство, политические партии, профсоюзы, творческие ассоциации, религиозные общины, научные организации, школа, семья, система средств массовой информации и др.
Поскольку в одном параграфе школьного учебника невозможно рассмотреть все элементы гражданского общества, мы остановимся на самых массовых. Так, например, местное самоуправление является одним из значительных среди них. Местное самоуправление – это негосударственная форма выражения народовластия, осуществляемого определённым территориальным сообществом населения при самостоятельном решении вопросов местного значения.
Из истории вы помните о крестьянских общинах, на протяжении столетий осуществлявших самоуправление в достаточно больших социальных группах. Вы знаете о возникновении городского самоуправления в средневековых городах Западной Европы, вы знаете о земствах, появившихся в России во второй половине XIX в. С момента своего появления местное самоуправление всегда играло заметную роль в общественной жизни. С ним связан расцвет средневековых городов, возникновение мунципальных больниц, школ, строительство дорог и т. д. Заметный след деятельности местного самоуправления обусловлен тем, что круг его участников очень широк, поскольку эта форма народовластия является одним из наиболее доступных для частных лиц способов реализовать свои цели и интересы.
В современной России местное самоуправление также является формой народовластия, и согласно статье 12 Конституции РФ оно не входит в систему органов государственной власти, следовательно, это – негосударственное образование. Основной Закон определяет круг вопросов, входящих в компетенцию органов местного самоуправления, которое самостоятельно управляет муниципальной собственностью, формирует и расходует местный бюджет, осуществляет охрану общественного порядка, устанавливает местные налоги и сборы, решает другие вопросы, являющиеся важными для конкретного территориального сообщества (например, проблемы телефонизации, газификации, развития инфраструктуры, защиты экологии и т. д.).
Следующим важнейшим элементом гражданского общества являются различные общественные объединения, в число которых входят политические партии, благотворительные организации, союзы, ассоциации и т. д. Правовая основа деятельности общественных объединений закреплена в Конституции РФ, а также в Законе «Об общественных объединениях», в которых гарантируется свобода их деятельности и их добровольный характер.
В Федеральном законе «Об общественных объединениях» раскрывается содержание понятия общественное объединение: «Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения». Помимо интересов, определяющих направление и характер деятельности общественных объединений, они могут различаться и по охватываемой ими территории. Так, среди них есть объединения общероссийские, межрегиональные, региональные и местные.
При всём различии общественных объединений есть то, что их объединяет и делает активной силой общества. Такими общими чертами являются массовость, добровольность, демократическая система управления, а также то, что возникновение объединений обусловлено инициативой неравнодушных, заинтересованных людей, их собственными потребностями, которые могут быть чрезвычайно разнообразными. Одни стремятся объединиться для того, чтобы в чём-то помочь себе, добиться реализации каких-то значимых для себя целей. Например, получить компенсацию за вред, причинённый недоброкачественным товаром, или получить помощь в приобретении и последующем воспитании породистого щенка. Другие объединяются для того, чтобы оказывать помощь людям, попавшим в беду. К числу таких организаций относятся благотворительные, причём некоторые из них давно уже стали международными, например Красный Крест или Врачи без границ и многие другие. В нашей стране существуют разнообразные общественные организации, среди них Союз солдатских матерей, Общество защиты прав потребителей, общество «Мемориал», Союз журналистов, Союз кинематографистов, Союз предпринимателей. К общественным организациям относятся и клубы по интересам, например клуб филателистов, собаководов, различные фитнес-клубы и множество других.
Автономность общественных объединений обеспечивается не только Конституцией РФ, но и Законом «Об общественных объединениях», который запрещает вмешательство органов государственной власти, в том числе и государственных чиновников различного ранга, в деятельность общественных объединений. Этот же закон предоставляет данному элементу гражданского общества достаточно широкий круг прав, среди которых такие, как право на участие в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, право выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти, право на митинги, демонстрации, пикетирование и т. п. Очень важными являются права, позволяющие общественным объединениям распространять информацию о своей деятельности, создавать свои собственные средства массовой информации, а также осуществлять издательскую деятельность.
Общественным объединениям предоставлена возможность защищать в органах государственной власти права и законные интересы своих членов и участников, а также других лиц. Таким образом, общественные объединения могут активно участвовать в жизни страны, предоставляя возможности гражданам и негражданам реализовывать свои интересы и потребности. Но возможности могут превратиться в реальность только в том случае, если не на словах, а на деле осуществляется политический и идеологический плюрализм, свобода мнений, обеспечивается свобода печати, независимость средств массовой информации. Необходимым условием, обеспечивающим существование гражданского общества, является правовое государство, в котором все равны перед законом, существует независимое правосудие и правовая защищённость граждан.
Важным элементом гражданского общества являются политические партии, деятельность которых закреплена Конституцией России и регулируется Федеральным законом «О политических партиях Российской Федерации». Круг интересов людей, являющихся членами политической партии, связан с определёнными политическими идеями и целями, которые реализуются в программных документах, а также в выдвигаемых требованиях, принимаемых проектах решений, проводимых мероприятиях. Само название «политическая партия» свидетельствует о том, что, будучи элементом гражданского общества, она не только открыто отстаивает свои цели и интересы, но и стремится к непосредственному участию в государственной власти, формированию её структур и тем самым реализует важнейшие политические права граждан.
Политические партии являются выразителями интересов и мнений различных социальных слоёв и групп населения. Пользуясь установленным Конституцией РФ политическим и идеологическим плюрализмом, свободой мнений, печати, независимостью средств массовой информации, в ходе борьбы за власть политические партии выступают с критикой проводимой политики, предлагают альтернативные пути решения насущных общественных проблем, формируют общественное мнение, способствуют развитию политической культуры. Так же как и другие общественные организации, в орбиту своей деятельности они втягивают большое количество людей, что обеспечивает им поддержку на выборах. Но особенно значимым ресурсом обладают политические партии, получившие места в парламенте в результате победы на выборах.
Очень существенным элементом гражданского общества является его экономическая структура, в которой обязательно должны быть представлены различные формы собственности: частная, государственная, муниципальная. В нашей стране после многих лет отрицания частной собственности как необходимого условия свободы личности в Конституции 1993 г. появилась статья, закрепляющая эту форму собственности наряду с государственной, муниципальной и др. Одновременно Конституция РФ признаёт и право на свободное использование частной собственности для любой не запрещённой законом деятельности. Названные конституционные положения способствовали возникновению рынка, который неотделим от конкуренции, обусловливающей развитие производства, повышение качества предлагаемых товаров и услуг.
Очень существенно то, что Конституция закрепила не только право частной собственности, но и её гарантии. Так, статья 35 содержит положение о том, что «никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда».
Как известно вам из курса обществоведения, рынок – это не только свободное движение товаров и услуг, но и свобода труда, связанная с правом распоряжения своими способностями, с выбором рода деятельности и профессии. Это также закреплено в Конституции России. «Принудительный труд запрещён», – говорится в части 2 статьи 37, а в частях 3–5 данной статьи закреплены требования к безопасности труда и права работников (например, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, в том числе и таких, как забастовка).
Само по себе наличие частной собственности не гарантирует появления гражданского общества, но без неё невозможно развитие социальной инициативы и активности граждан, появление широкого социального слоя, называемого средним классом. Именно этот слой во всех демократических обществах выступает в качестве стабилизатора общественных отношений, носителя культуры и традиций общества. Средний класс заинтересован и в общественной стабильности, и в классовом мире, и в законах, одинаково защищающих как работника, так и работодателя, и в законах, позволяющих найти компромиссные решения. Одновременно этот класс заинтересован и в других свободах, например в свободе СМИ, поскольку они позволяют ему вести диалог с властью.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
Как следует из определения понятия «гражданское общество», оно является относительно независимой от государства областью жизнедеятельности людей. Эта относительность независимости связана с тем, что гражданское общество неотделимо от государства, и поэтому его деятельность опирается на право. Наряду с этим гражданское общество – это саморегулирующаяся социальная система, способная самостоятельно определять то, что для неё необходимо, а также и то, что представляет вред. Однако нельзя противопоставлять гражданское общество и государство; важно определить баланс между правовыми основами гражданского общества и пределами его автономии, саморегулирования. Это возможно лишь в условиях демократии.
Какова же роль государства применительно к гражданскому обществу? Во-первых, создание правовой основы для его деятельности, обеспечение свободы, безопасности и прав человека. Во-вторых, развитие коммуникаций: связь (почта, телеграф, телефон, а теперь ещё и Интернет), транспортные артерии – железные, автомобильные дороги и т. д.
Для создания правовой основы необходима система законодательства, гарантирующая свободу, безопасность, защиту прав и свобод человека. Государство призвано обеспечить законность, т. е. строгое и неуклонное соблюдение законов и других нормативно-правовых актов всеми без исключения органами государства, должностными лицами, общественными объединениями и гражданами. В усилении режима законности особую роль играет деятельность суда, а также правоохранительных органов, прокуратуры, милиции, адвокатуры.
Законность, уважение прав и свобод человека – необходимые условия для функционирования свободного рынка. Решение этой проблемы возможно, если создана соответствующая правовая база, обеспечивающая развитие цивилизованной конкуренции. Например, во многих странах, в том числе и в России, существуют законы, направленные против монополий. Антимонопольные законы – важный элемент правовой системы, поскольку монополии в не меньшей степени, чем тоталитарные режимы, заинтересованы в подавлении гражданского общества, свидетельством чему является, например, очень тесное сотрудничество немецких монополий с существовавшим фашистским режимом. Развитию свободного рынка также служат законы, обеспечивающие свободное передвижение рабочей силы, товаров и услуг, эффективную бюджетную и налоговую политику, в частности предоставление налоговых льгот малому и среднему бизнесу. Цели развития свободного рынка будет служить и выполнение государством своей социальной функции – повышение социальной защищённости граждан.
Итак, гражданское общество невозможно без демократии, правового государства, свободного рынка и наличия реальных и защищённых законом прав и свобод человека и гражданина. Одновременно существование гражданского общества обеспечивает дальнейшее развитие демократии, правового государства, свободного рынка и защиту прав и свобод человека и гражданина.
Вопросы для самопроверки
1) Чем обусловлено появление идеи гражданского общества? 2) Дайте определение понятия «гражднское общество». 3) Понятие «гражданское общество» определяется как относительно независимая от государства область жизнедеятельности людей.Что обеспечивает незвисимость гражданского общества от государтсва? 4) Когда и почему начинается формирование гржданского общества? 5) Что называют местным самоуправлением? Каковы возможности его влияния на общественую жизнь? 6) Что общего у всех общественых объединений? Почему общественые объединения являются активной общственой силой? 7) Почму нельзя протипоставлять гражданское общество и государство? Какие задачи должно решить государство для существования и развития гражданского общества?
1. В параграфе говорится, что политические партии, получившие места в парламенте, обладают мощным ресурсом. Объясните, в чем приемущества политической партии, победившей на выборах, как института гражданского общества.
2. Объясните, почему средний класс является самой активной силой гражданского общества.
3. Выскажите ваше мнение, почему монополии не заинтересованы в развитии гражданского общества.
4. Объясните, каково значение развития коммуникаций (различных видов связи, транспортных линий) в стране для гражданского общества.
5. Какие общественные организации современной России вам известны? Соберите информацию о деятельности трёх-чётырех из них и докажите, что данные организации являются институтами гражданского общества.
6. Сопоставьте такие элементы гражданского общества, как местное самоуправление и политические партии: что между ними общего, в чём различие? На основе сопоставления сделайте вывод о роли каждого из этих элементов в общественной жизни.
7. Как вы думаете, заинтересован ли государственный аппарат в существовании гражданского общества? Обоснуйте свою точку зрения.
8. Чем вы можете объяснить тот факт, что в странах развитой демократии государство способствует развитию гражданского общества?
9. Как вы думаете, есть ли гражданское общество в современной России? Аргументируйте свою точку зрения.
«Не государство – где владыкою один».
Софокл (496–406 до н.э.), древнегреческий драматург
«Если правительство опирается на всеобщую волю, свобода каждого отдельного гражданина становится делом, важным для всех».
Томас Джефферсон (1743–1826), американский просветитель, политический деятель, 3-й президент США
Общественные и другие негосударственные объединения
Понятие, основные черты и виды общественного объединения
Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст. 30 Конституции).
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе объединения.
Основные черты общественных объединений:
В зависимости от организационно-правовой формы общественные объединения делятся: на общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности, союзы (ассоциации) общественных объединений.
По условиям членства общественные объединения бывают с фиксированным (документальным) членством – члены общественных объединений (организаций) имеют членские документы с порядковым номером; с недокументальным (свободным) членством – члены общественного объединения не имеют документального подтверждения своей принадлежности к общественному объединению.
В зависимости от территории деятельности существуют объединения: общероссийские, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с провозглашенными уставными целями на территории более половины субъектов РФ, имеют там свои структурные подразделения; межрегиональные – объединения, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с провозглашенными уставными целями на территории менее половины субъектов РФ, имеют там свои структурные подразделения; региональные – объединения, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с провозглашенными уставными целями на территории одного субъекта РФ; местные – объединения, которые осуществляют уставную деятельность в пределах муниципального образования.
В зависимости от структуры общественные объединения разделяют на централизованные, в которых органы управления строятся на основе подчинения нижестоящих структурных подразделений вышестоящим, и нецентрализованные – не имеющие специальных органов управления, строящие свою деятельность на основе координации деятельности.
В зависимости от способа легализации есть объединения, получившие государственную регистрацию, т. е. прошедшие регистрацию в учреждениях юстиции и получившие права юридического лица, и не имеющие государственной регистрации, т. е. не прошедшие регистрацию в учреждениях юстиции и не получившие прав юридического лица.
В зависимости от сферы деятельности существуют политические, экономические, экологические, культурные и др. общественные объединения.
По социальному значению объединения могут быть прогрессивными, консервативными или реакционными.
Организационно-правовые формы общественных объединений. Принципы организации и деятельности
Общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения, если иное не установлено ФЗ «Об общественных объединениях» и законами об отдельных видах общественных объединений. Высший руководящий орган общественной организации – съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующий руководящий орган общественной организации – выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.
Общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высший руководящий орган общественного движения – съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.
Общественный фонд – один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах. Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании. В случае государственной регистрации общественного фонда данный субъект осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном ГК. Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и др.) могут регулироваться соответствующим законом о фондах.
Общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями). В случае государственной регистрации общественного учреждения данное учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, установленном ГК.
Орган общественной самодеятельности не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.
Союзы (ассоциации) общественных объединений – созданные общественными объединениями независимо от их организационно-правовой формы на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями) новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации. Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация союзов (ассоциаций) общественных объединений, в том числе с участием иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляются в порядке, предусмотренном ФЗ «Об общественных объединениях».
Организация и деятельность общественных объединений строятся в соответствии со следующими принципами.
1. Добровольность. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение либо пребывать в нем. Вступление в общественное объединение – индивидуальное дело субъекта, основанное на свободе выбора.
2. Равноправие. Члены общественных объединений пользуются одинаковыми (равными) правами, зафиксированными в уставе объединения.
3. Самоуправление. Образование и деятельность общественных объединений строится на основе самостоятельного и свободного решения вопросов собственной деятельности.
4. Законность. В своей деятельности общественные объединения руководствуются Конституцией и российским законодательством, нарушения со стороны общественных объединений преследуются по закону.
Взаимодействие между государством и общественными объединениями
Требования, предъявляемые к учредителям, членам и участникам общественных объединений:
Не может быть учредителем, членом, участником общественного объединения:
Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет. Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет. Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами соответствующих общественных объединений. Требование об указании в официальных документах на членство или участие в тех или иных общественных объединениях не допускается. Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может являться основанием для ограничения их прав или свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
Отношения между государством и общественными объединениями:
Регистрация и ликвидация общественных объединений
Принадлежность общественного объединения к политическим общественным объединениям должна быть оговорена в его уставе. Устав общественного объединения может содержать описание символики данного объединения. В нем могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения, не противоречащие законам.
Документы, необходимые для государственной регистрации общественного объединения:
В государственной регистрации общественного объединения может быть отказано по следующим основаниям:
Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается. В случае отказа в государственной регистрации общественного объединения заявителю сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений Конституции и законодательства РФ, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данного объединения. Отказ в государственной регистрации общественного объединения, а также уклонение от такой регистрации может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд. Отказ в государственной регистрации общественного объединения не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ. Повторная подача заявления о государственной регистрации общественного объединения и вынесение по этому заявлению решения осуществляются в порядке, предусмотренном ФЗ «Об общественных объединениях».
Ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 44 ФЗ «Об общественных объединениях». Имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом общественного объединения, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе общественного объединения, – на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях – решением суда. Решение об использовании оставшегося имущества публикуется ликвидационной комиссией в печати. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественного объединения, ликвидированного в порядке и по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном ФЗ от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей такой регистрации, установленных ФЗ «Об общественных объединениях».
На основании указанного решения, принятого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший указанное решение. Государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.
Административно-правовой статус общественных объединений
Осуществление указанных прав общественными объединениями, созданными иностранными гражданами и лицами без гражданства либо с их участием, может быть ограничено федеральными законами или международными договорами РФ.
Федеральным законом «Об общественных объединениях» могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественных объединений.
Обязанности общественных объединений:
Последствия несоблюдения установленных обязанностей общественным объединением:
Профсоюз: понятие, основные черты, права и их гарантии
Профессиональный союз (профсоюз) – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Основные черты профсоюзов:
Основные права профсоюзов:
Гарантии прав профсоюзов:
Религиозные объединения: понятие, признаки, формы
Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14 Конституции).
Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками.
Религиозное объединение отвечает таким признакам, как вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
По форме религиозные объединения могут быть религиозной группой или религиозной организацией.
В зависимости от территориальной сферы деятельности религиозные организации делятся на местные и централизованные.
Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.
Взаимосвязь государства и религиозных объединений
По отношению к религиозным объединениям:
Религиозной организации могут отказать в государственной регистрации, если: ее цели и деятельность противоречат Конституции и законодательству РФ (со ссылкой на конкретные статьи законов); она не признана религиозной; устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства РФ или содержащиеся в них сведения недостоверны; в Едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием; учредитель (учредители) неправомочен.
Основания для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозного объединения в судебном порядке:
Политические партии как субъекты административного права
Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий.
Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их в политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Требования, предъявляемые к политическим партиям:
Основные цели политических партий:
Деятельность политических партий должна отвечать таким принципам, как добровольность, равноправие, самоуправление, законность, гласность.
Существуют следующие ограничения на создание и деятельность политических партий:
В случае введения на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях чрезвычайного или военного положения деятельность политических партий осуществляется в соответствии с ФКЗ от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и ФКЗ от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении».
Права политической партии:
Обязанности политической партии:
Виды предпринимательской деятельности, разрешенные политической партии:
Виды государственной поддержки политических партий:
Политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда РФ в случае: