Что общего у всех общественных объединений
Что общего у всех общественных объединений
Глава I.
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО
§ 6. Гражданское общество
Что необходимо для существования гражданского общества? Какие задачи призвано решать гражданское общество?
Почти во всех странах в течение многих столетий сфера свободы человека и общества была чрезвычайно узкой, государство распространяло своё влияние практически на все стороны общественного бытия, поставив под свой контроль даже частную жизнь людей. Но чем дальше шло развитие общества, тем тягостнее становилась его полная зависимость от государства, тем отчётливее ощущалась потребность в свободе.
ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Возникновение понятия «гражданское общество» связано с Новым временем, с масштабными изменениями в общественной жизни, приведшими к новому взгляду на мир, человека и, как следствие, к новым общественным ценностям. Свобода мысли, творчества, предпринимательства, передвижения – отныне всё это мыслится как важнейшее условие прогресса, а прогресс представляется неизбежным и необратимым процессом. В это время в трудах философов Г. Гроция, Т. Гоббса, Ш. Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо и других появляется понятие «гражданское общество», которое по отношению к понятию «государство» является относительно самостоятельным, поскольку эти философы исходят из того, что все члены общества формально равны и свободны и публичная власть не вмешивается в отношения, складывающиеся между частными лицами. Идея организации граждан для защиты своих интересов от вмешательства государства получила широкое распространение. Но наиболее глубоко она раскрыта в трудах английского философа Дж. Локка и немецкого философа И. Канта. Именно в их работах получила развёрнутое теоретическое обоснование мысль о том, что государство существует для человека, а не наоборот. Единственная цель, оправдывающая существование государства, – это создание условий для того, чтобы человек мог реализовать свои собственные планы и стремления. Так, по мысли И. Канта, гражданская свобода, являющаяся непременным условием самосовершенствования человека, развития у него чувства собственного достоинства, возможна только при наличии правового гражданского общества.
За прошедшие столетия идея гражданского общества не только не была отвергнута, но в некоторых странах гражданское общество из идеи постепенно превращается в мощный институт. Многочисленные теоретические исследования гражданского общества позволили сформулировать его определение, согласно которому гражданское общество – это относительно независимая от государства сфера жизнедеятельности людей, общественных отношений, в которые вступают свободные индивиды, преследующие свои частные цели и интересы.
Для того чтобы человек мог поставить, а тем более реализовать свои частные цели, чтобы для их достижения он мог, а главное, захотел вступать в неподотчётные государству и относительно от него независимые общественные отношения (союзы, ассоциации, общества, партии и т. п.), т. е. для того чтобы существовало и развивалось гражданское общество, необходимо наличие ряда условий.
Одним из непременных условий является признание естественных и неотъемлемых прав человека и гражданина, превращение этих прав в одну из важнейших социальных ценностей, обеспечивающих его свободу. Другим необходимым условием существования гражданского общества является наличие частной собственности, которая позволяет индивиду свободно распоряжаться результатами своего труда, ставить свои частные цели и реализовывать свои интересы и тем самым обеспечивает автономию человека от государства, дистанцирует его от государства. Именно это свойство частной собственности позволило Г. Гегелю охарактеризовать её как «наличное бытие свободы».
Но, как известно, распорядиться результатами своего труда, поставить и реализовать свои собственные цели возможно только в том случае, если в государстве существует экономическая свобода, действуют рыночные отношения. Безусловно, всё это невозможно без демократии, которая предполагает разделение властей, политический и идеологический плюрализм, свободу мнений, печати, независимость средств массовой информации, наличие легальной политической оппозиции. Поэтому следующим не менее значимым условием существования гражданского общества выступает правовое государство, основанное на принципах равенства всех перед законом, независимого правосудия, правовой защищённости граждан.
Таким образом, гражданское общество невозможно при антидемократических политических режимах, характеризующихся подавлением прав и свобод граждан, даже если в государстве признаётся частная собственность и существуют рыночные отношения, поскольку для существования гражданского общества необходима совокупность правовых, экономических и идеологических условий.
ЭЛЕМЕНТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Как уже говорилось ранее, формирование гражданского общества было связано с появлением новых общественных отношений, с выходом на авансцену общественного развития буржуазии, существование которой обусловили собственность, инициатива, предприимчивость, что невозможно без свободы. Революции, прокатившиеся по Европе и Америке, привели не только к появлению республик, но и, что не менее важно, к изменению отношений между человеком и государством: вместо подданного появляется гражданин, наделённый правами и свободами. С этого времени начинается формирование гражданского общества – сфера деятельности свободных индивидов, преследующих свои частные цели и интересы в рамках общего для всех правопорядка.
Сфера гражданского общества состоит из различных по характеру и задачам элементов. К ним относятся собственность, труд, предпринимательство, политические партии, профсоюзы, творческие ассоциации, религиозные общины, научные организации, школа, семья, система средств массовой информации и др.
Поскольку в одном параграфе школьного учебника невозможно рассмотреть все элементы гражданского общества, мы остановимся на самых массовых. Так, например, местное самоуправление является одним из значительных среди них. Местное самоуправление – это негосударственная форма выражения народовластия, осуществляемого определённым территориальным сообществом населения при самостоятельном решении вопросов местного значения.
Из истории вы помните о крестьянских общинах, на протяжении столетий осуществлявших самоуправление в достаточно больших социальных группах. Вы знаете о возникновении городского самоуправления в средневековых городах Западной Европы, вы знаете о земствах, появившихся в России во второй половине XIX в. С момента своего появления местное самоуправление всегда играло заметную роль в общественной жизни. С ним связан расцвет средневековых городов, возникновение мунципальных больниц, школ, строительство дорог и т. д. Заметный след деятельности местного самоуправления обусловлен тем, что круг его участников очень широк, поскольку эта форма народовластия является одним из наиболее доступных для частных лиц способов реализовать свои цели и интересы.
В современной России местное самоуправление также является формой народовластия, и согласно статье 12 Конституции РФ оно не входит в систему органов государственной власти, следовательно, это – негосударственное образование. Основной Закон определяет круг вопросов, входящих в компетенцию органов местного самоуправления, которое самостоятельно управляет муниципальной собственностью, формирует и расходует местный бюджет, осуществляет охрану общественного порядка, устанавливает местные налоги и сборы, решает другие вопросы, являющиеся важными для конкретного территориального сообщества (например, проблемы телефонизации, газификации, развития инфраструктуры, защиты экологии и т. д.).
Следующим важнейшим элементом гражданского общества являются различные общественные объединения, в число которых входят политические партии, благотворительные организации, союзы, ассоциации и т. д. Правовая основа деятельности общественных объединений закреплена в Конституции РФ, а также в Законе «Об общественных объединениях», в которых гарантируется свобода их деятельности и их добровольный характер.
В Федеральном законе «Об общественных объединениях» раскрывается содержание понятия общественное объединение: «Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения». Помимо интересов, определяющих направление и характер деятельности общественных объединений, они могут различаться и по охватываемой ими территории. Так, среди них есть объединения общероссийские, межрегиональные, региональные и местные.
При всём различии общественных объединений есть то, что их объединяет и делает активной силой общества. Такими общими чертами являются массовость, добровольность, демократическая система управления, а также то, что возникновение объединений обусловлено инициативой неравнодушных, заинтересованных людей, их собственными потребностями, которые могут быть чрезвычайно разнообразными. Одни стремятся объединиться для того, чтобы в чём-то помочь себе, добиться реализации каких-то значимых для себя целей. Например, получить компенсацию за вред, причинённый недоброкачественным товаром, или получить помощь в приобретении и последующем воспитании породистого щенка. Другие объединяются для того, чтобы оказывать помощь людям, попавшим в беду. К числу таких организаций относятся благотворительные, причём некоторые из них давно уже стали международными, например Красный Крест или Врачи без границ и многие другие. В нашей стране существуют разнообразные общественные организации, среди них Союз солдатских матерей, Общество защиты прав потребителей, общество «Мемориал», Союз журналистов, Союз кинематографистов, Союз предпринимателей. К общественным организациям относятся и клубы по интересам, например клуб филателистов, собаководов, различные фитнес-клубы и множество других.
Автономность общественных объединений обеспечивается не только Конституцией РФ, но и Законом «Об общественных объединениях», который запрещает вмешательство органов государственной власти, в том числе и государственных чиновников различного ранга, в деятельность общественных объединений. Этот же закон предоставляет данному элементу гражданского общества достаточно широкий круг прав, среди которых такие, как право на участие в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, право выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти, право на митинги, демонстрации, пикетирование и т. п. Очень важными являются права, позволяющие общественным объединениям распространять информацию о своей деятельности, создавать свои собственные средства массовой информации, а также осуществлять издательскую деятельность.
Общественным объединениям предоставлена возможность защищать в органах государственной власти права и законные интересы своих членов и участников, а также других лиц. Таким образом, общественные объединения могут активно участвовать в жизни страны, предоставляя возможности гражданам и негражданам реализовывать свои интересы и потребности. Но возможности могут превратиться в реальность только в том случае, если не на словах, а на деле осуществляется политический и идеологический плюрализм, свобода мнений, обеспечивается свобода печати, независимость средств массовой информации. Необходимым условием, обеспечивающим существование гражданского общества, является правовое государство, в котором все равны перед законом, существует независимое правосудие и правовая защищённость граждан.
Важным элементом гражданского общества являются политические партии, деятельность которых закреплена Конституцией России и регулируется Федеральным законом «О политических партиях Российской Федерации». Круг интересов людей, являющихся членами политической партии, связан с определёнными политическими идеями и целями, которые реализуются в программных документах, а также в выдвигаемых требованиях, принимаемых проектах решений, проводимых мероприятиях. Само название «политическая партия» свидетельствует о том, что, будучи элементом гражданского общества, она не только открыто отстаивает свои цели и интересы, но и стремится к непосредственному участию в государственной власти, формированию её структур и тем самым реализует важнейшие политические права граждан.
Политические партии являются выразителями интересов и мнений различных социальных слоёв и групп населения. Пользуясь установленным Конституцией РФ политическим и идеологическим плюрализмом, свободой мнений, печати, независимостью средств массовой информации, в ходе борьбы за власть политические партии выступают с критикой проводимой политики, предлагают альтернативные пути решения насущных общественных проблем, формируют общественное мнение, способствуют развитию политической культуры. Так же как и другие общественные организации, в орбиту своей деятельности они втягивают большое количество людей, что обеспечивает им поддержку на выборах. Но особенно значимым ресурсом обладают политические партии, получившие места в парламенте в результате победы на выборах.
Очень существенным элементом гражданского общества является его экономическая структура, в которой обязательно должны быть представлены различные формы собственности: частная, государственная, муниципальная. В нашей стране после многих лет отрицания частной собственности как необходимого условия свободы личности в Конституции 1993 г. появилась статья, закрепляющая эту форму собственности наряду с государственной, муниципальной и др. Одновременно Конституция РФ признаёт и право на свободное использование частной собственности для любой не запрещённой законом деятельности. Названные конституционные положения способствовали возникновению рынка, который неотделим от конкуренции, обусловливающей развитие производства, повышение качества предлагаемых товаров и услуг.
Очень существенно то, что Конституция закрепила не только право частной собственности, но и её гарантии. Так, статья 35 содержит положение о том, что «никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда».
Как известно вам из курса обществоведения, рынок – это не только свободное движение товаров и услуг, но и свобода труда, связанная с правом распоряжения своими способностями, с выбором рода деятельности и профессии. Это также закреплено в Конституции России. «Принудительный труд запрещён», – говорится в части 2 статьи 37, а в частях 3–5 данной статьи закреплены требования к безопасности труда и права работников (например, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, в том числе и таких, как забастовка).
Само по себе наличие частной собственности не гарантирует появления гражданского общества, но без неё невозможно развитие социальной инициативы и активности граждан, появление широкого социального слоя, называемого средним классом. Именно этот слой во всех демократических обществах выступает в качестве стабилизатора общественных отношений, носителя культуры и традиций общества. Средний класс заинтересован и в общественной стабильности, и в классовом мире, и в законах, одинаково защищающих как работника, так и работодателя, и в законах, позволяющих найти компромиссные решения. Одновременно этот класс заинтересован и в других свободах, например в свободе СМИ, поскольку они позволяют ему вести диалог с властью.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
Как следует из определения понятия «гражданское общество», оно является относительно независимой от государства областью жизнедеятельности людей. Эта относительность независимости связана с тем, что гражданское общество неотделимо от государства, и поэтому его деятельность опирается на право. Наряду с этим гражданское общество – это саморегулирующаяся социальная система, способная самостоятельно определять то, что для неё необходимо, а также и то, что представляет вред. Однако нельзя противопоставлять гражданское общество и государство; важно определить баланс между правовыми основами гражданского общества и пределами его автономии, саморегулирования. Это возможно лишь в условиях демократии.
Какова же роль государства применительно к гражданскому обществу? Во-первых, создание правовой основы для его деятельности, обеспечение свободы, безопасности и прав человека. Во-вторых, развитие коммуникаций: связь (почта, телеграф, телефон, а теперь ещё и Интернет), транспортные артерии – железные, автомобильные дороги и т. д.
Для создания правовой основы необходима система законодательства, гарантирующая свободу, безопасность, защиту прав и свобод человека. Государство призвано обеспечить законность, т. е. строгое и неуклонное соблюдение законов и других нормативно-правовых актов всеми без исключения органами государства, должностными лицами, общественными объединениями и гражданами. В усилении режима законности особую роль играет деятельность суда, а также правоохранительных органов, прокуратуры, милиции, адвокатуры.
Законность, уважение прав и свобод человека – необходимые условия для функционирования свободного рынка. Решение этой проблемы возможно, если создана соответствующая правовая база, обеспечивающая развитие цивилизованной конкуренции. Например, во многих странах, в том числе и в России, существуют законы, направленные против монополий. Антимонопольные законы – важный элемент правовой системы, поскольку монополии в не меньшей степени, чем тоталитарные режимы, заинтересованы в подавлении гражданского общества, свидетельством чему является, например, очень тесное сотрудничество немецких монополий с существовавшим фашистским режимом. Развитию свободного рынка также служат законы, обеспечивающие свободное передвижение рабочей силы, товаров и услуг, эффективную бюджетную и налоговую политику, в частности предоставление налоговых льгот малому и среднему бизнесу. Цели развития свободного рынка будет служить и выполнение государством своей социальной функции – повышение социальной защищённости граждан.
Итак, гражданское общество невозможно без демократии, правового государства, свободного рынка и наличия реальных и защищённых законом прав и свобод человека и гражданина. Одновременно существование гражданского общества обеспечивает дальнейшее развитие демократии, правового государства, свободного рынка и защиту прав и свобод человека и гражданина.
Вопросы для самопроверки
1) Чем обусловлено появление идеи гражданского общества? 2) Дайте определение понятия «гражднское общество». 3) Понятие «гражданское общество» определяется как относительно независимая от государства область жизнедеятельности людей.Что обеспечивает незвисимость гражданского общества от государтсва? 4) Когда и почему начинается формирование гржданского общества? 5) Что называют местным самоуправлением? Каковы возможности его влияния на общественую жизнь? 6) Что общего у всех общественых объединений? Почему общественые объединения являются активной общственой силой? 7) Почму нельзя протипоставлять гражданское общество и государство? Какие задачи должно решить государство для существования и развития гражданского общества?
1. В параграфе говорится, что политические партии, получившие места в парламенте, обладают мощным ресурсом. Объясните, в чем приемущества политической партии, победившей на выборах, как института гражданского общества.
2. Объясните, почему средний класс является самой активной силой гражданского общества.
3. Выскажите ваше мнение, почему монополии не заинтересованы в развитии гражданского общества.
4. Объясните, каково значение развития коммуникаций (различных видов связи, транспортных линий) в стране для гражданского общества.
5. Какие общественные организации современной России вам известны? Соберите информацию о деятельности трёх-чётырех из них и докажите, что данные организации являются институтами гражданского общества.
6. Сопоставьте такие элементы гражданского общества, как местное самоуправление и политические партии: что между ними общего, в чём различие? На основе сопоставления сделайте вывод о роли каждого из этих элементов в общественной жизни.
7. Как вы думаете, заинтересован ли государственный аппарат в существовании гражданского общества? Обоснуйте свою точку зрения.
8. Чем вы можете объяснить тот факт, что в странах развитой демократии государство способствует развитию гражданского общества?
9. Как вы думаете, есть ли гражданское общество в современной России? Аргументируйте свою точку зрения.
«Не государство – где владыкою один».
Софокл (496–406 до н.э.), древнегреческий драматург
«Если правительство опирается на всеобщую волю, свобода каждого отдельного гражданина становится делом, важным для всех».
Томас Джефферсон (1743–1826), американский просветитель, политический деятель, 3-й президент США
Что такое общественное объединение? Создание, регистрация и устав общественных объединений
В развитых государствах огромной социально-экономической и политической значимостью характеризуются общественные объединения. Их сущность может предполагать осуществление самого широкого спектра активностей. Общественные объединения могут выражать интересы как небольшой группы людей, так и огромных по численности социумов. Соответствующие структуры могут вести активности как локальные, так и осуществляемые в мировом масштабе. В России деятельность общественных объединений регулируется на самых разных уровнях источников права. Ключевые правовые положения, имеющие отношение к данной области, закреплены в Конституции РФ. Каковы иные примечательные нюансы работы общественных объединений в РФ? Какие виды ассоциаций могут вести деятельность в России?
Определение термина
Что такое «общественное объединение»? Определение данного термина дается в российском законодательстве. В ФЗ «Об общественных объединениях» сказано, что под рассматриваемым словосочетанием следует понимать ассоциацию, которая ведет активности на территориях, которые составляют более половины субъектов РФ и обладает структурными подразделениями (например, филиалами и представительствами). В соответствии со статьей 47 данного ФЗ, общественное объединение следует считать международным, если за рубежом присутствует хотя бы одно из его структурных подразделений.
Рассматриваемый термин может трактоваться иными способами. Так, есть точка зрения, по которой под общественным объединением следует понимать добровольное, самоуправляемое, функционирующее на некоммерческих началах формирование, которое создается по инициативе жителей государства, решивших объединиться, исходя из общности интересов.
Классификация общественных объединений
Есть достаточно много оснований для классификации общественных объединений. Таковым может быть характеристика социальной группы, которая соответствующим образом консолидирует свои активности. Например, если это профессиональное сообщество, то оно, скорее всего, будет относиться к категории массовых объединений. Если это любители творчества, то это будет самодеятельный коллектив. Если это сторонники здорового образа жизни, то они, вероятно, будут формировать общественное движение.
К категории массовых принято относить детские, молодежные общественные объединения, религиозные организации, профсоюзы, кооперативы. Другой критерий классификации организаций рассматриваемого типа — масштабы деятельности. Есть местные общественные объединения, работающие в конкретном городе или муниципалитете. Есть региональные, федеральные и международные организации.
Как правило, любое основание для классификации общественных объединений предполагает деление структур на дополнительные группы. Например, если речь идет о профсоюзах, то они могут быть классифицированы по отраслевым признакам, географии деятельности.
Группы интересов и лобби
Весьма интересны такого типа ассоциации, как группы интересов. Дело в том, что они могут не иметь статуса общественного объединения. Более того, соответствующие группы могут функционировать вне каких-либо идеологических ориентиров, органов управления. Их государственная регистрация практически невозможна в силу того, что у подобных ассоциаций обычно не бывает учредителей.
Подобная неопределенность в статусе, с одной стороны, не позволяет подобным структурам рассчитывать на права общественных объединений, с другой — дает возможность вести различные неофициальные активности, если, конечно, они не запрещены законом. Таковым может быть лобби. Есть достаточно много его разновидностей. Есть парламентские и правительственные лобби. Первые могут иметь каналы воздействия на законотворческий процесс, вторые — на исполнительную власть.
В некоторых случаях участниками соответствующих коммуникаций могут быть представители официальных общественных объединений. Но их активности, как правило, ограничены уставом и иными ориентирами, принятыми за основу деятельности. Поэтому чаще всего диалоги с властью в формате лобби осуществляют люди, не имеющие обязательств перед официальными общественными структурами. Но на практике их способность «лоббировать» нужные решения на различных уровнях государственной власти может оказываться существенно выше, чем у объединений, которые носят официальный статус.
Клубы по интересам
Достаточно близкой к группам интересов, занимающихся лобби, формой общественных активностей можно считать клубы. Их основная специфика — в них собираются люди, которые изначально не ставят задач, связанных с коммуникацией с государственными структурами и лоббированием. В клубах по интересам люди общаются, развлекаются, дискутируют, обсуждают какие-либо значимые события. Подобные учреждения чаще всего не имеют официального статуса — как и группы по интересам.
Вместе с тем клубы могут формироваться участниками действующих общественных объединений. Например, профсоюз, с одной стороны, может консолидировать активности IT-специалистов, с другой — становиться базой для организации клуба любителей языка Pascal. Первое направление активностей может включать некие общественно значимые коммуникации, второе — предполагать взаимодействие людей, объединенных общим увлечением. Клубы, безусловно, также могут быть и политическими, но активности в рамках них, как правило, не предполагают коммуникаций с действующими органами власти и партиями. Люди ограничиваются общением на политические темы на досуге, обмениваются мнениями, дискутируют.
Исторические разновидности общественных объединений
Рассмотрим некоторые наиболее примечательные исторические разновидности общественных объединений.
В числе таковых можно выделить:
Общественные ассоциации могут возникать как результат технического прогресса. Например, по ряду признаков таковыми могут быть группы в соцсетях, форумы и иные форматы виртуальных коммуникаций.
Социально значимые активности объединений
Как правило, в каждой ассоциации реализуются некие социально значимые активности. Таковыми могут быть:
Активности общественных объединений необязательно могут быть связаны с предоставлением помощи и поддержки. Часто деятельность соответствующих структур сопряжена с организацией досуга, развлечениями, научной работой, природоохранной деятельностью. Активности общественных объединений также могут быть направлены на профилактику различных негативных социальных явлений.
Социальная функция общественных объединений
Деятельность общественных объединений в любой развитой стране характеризуется высокой значимостью с точки зрения обеспечения стабильности социума и государства в целом. Человек по природе — субъект, ориентированный на социум. Потребности людей в самореализации, как правило, предполагают их активные коммуникации с обществом. Рассматриваемые объединения — один из самых доступных и действенных механизмов взаимодействия человека и общества. Деятельность соответствующих структур полезна также и с точки зрения экономического развития государства. Активности общественных организаций могут быть направлены на улучшение правового регулирования тех или иных сфер хозяйственного развития, на повышение эффективности труда за счет освоения трудящимися новых знаний.
Кто может быть учредителем общественного объединения?
В общем случае учредителем общественного объединения может быть совершеннолетний гражданин либо другое юридическое лицо. Члены и участники ассоциаций, как правило, также должны быть совершеннолетними. Детские общественные объединения могут включать членов и участников в возрасте 8 лет. Тот факт, что гражданин принадлежит какой-либо ассоциации или, наоборот, не входит в какую-либо из них, не может быть основанием для ограничения его прав и свобод, либо предоставления ему со стороны государства льгот и преференций.
Государственная регистрация: устав и иные документы
Объединения рассматриваемого типа, работающие в РФ, должны проходить государственную регистрацию. Каковы нюансы данной процедуры?
Регистрация общественных объединений предполагает, прежде всего, сбор ряда необходимых документов. В числе таковых:
Государство может отказать учреждению в регистрации, если: устав общественного объединения противоречит законам РФ, документы предоставлены не полностью, указанные в заявлении лица не могут быть учредителями структуры, документы недостоверны, наименование создаваемой организации — некорректно.
Если регистрирующий государственные орган отказывает учреждению во внесении сведений о нем в соответствующие реестры, то данное решение должно быть мотивировано в письменном виде. Организация, получившая отказ в регистрации, может обжаловать действия конкретного подразделения компетентного госоргана в вышестоящих структурах либо в суде. Учреждение в любой момент вновь подать заявление на внесение сведений в государственные реестры — если причина, по которой компетентный орган отказал в регистрации организации, устранена (например, необходимые документы собраны в полном комплекте).
Пошлина за регистрацию
Для того чтобы зарегистрировать общественное объединение, нужно уплатить в бюджет предусмотренную законом пошлину. Если речь идет о создании юридического лица, то соответствующий сбор составляет 4 тыс. руб. Государственная регистрация общественных объединений инвалидов, а также структурных подразделений подобных учреждений предполагает уплату пошлины в размере 1400 руб. Изменения, которые могут вноситься в учредительные документы соответствующих организаций, также принимаются регистрирующими органами при условии перечисления сбора государству — в размере 100 руб. Аналогичное действие для юрлиц, а также ликвидация подобных структур предполагает уплату госпошлины в размере 800 руб.
Законное право на объединение
Рассмотрев то, что такое общественное объединение, а также изучив основные сведения, касающиеся регистрации подобных структур, исследуем подробнее то, как раскрывается сущность соответствующих ассоциаций в различных источниках права. Начнем с главного закона Российского государства — Конституции.
В соответствии со статьей 30 данного источника права, каждый гражданин РФ имеет право объединяться с другими. Подобная преференция предполагает создание на добровольной основе различных общественных объединений с целью обеспечения защиты интересов и достижения целей. Граждане РФ также имеют право вступать в существующие ассоциации, равно как и выходить из них. Общественные объединения и организации могут создаваться в России без согласования с органами власти.
Профсоюзы
Рассмотрим теперь некоторые разновидности ассоциаций, предусмотренных российским законодательством. В числе таковых — профсоюзы. Данные формы общественных объединений создаются гражданами, которые обнаруживают общность интересов в части профессиональной деятельности. Профсоюзы регистрируются с целью обеспечения представительства участников в тех или иных правоотношениях, а также защиты их интересов и прав.
Создавать соответствующие общественные структуры могут граждане в возрасте от 14 лет, если они трудоустроены. Профсоюзы призваны не только защищать экономические интересы трудящихся. Их роль также заключается в решении социальных и политических задач — например, в части обеспечения занятости, своевременной выплаты государственных пособий, законотворческой политики в сфере трудовых правоотношений.
Методы профсоюзов могут быть самыми разными. Так, активности соответствующих структур могут заключаться в ведении переговоров, проведении встреч, мирных митингов. Но в некоторых случаях руководства профсоюзов организуют забастовки, манифестации, различные акты неповиновения власти. Закон об общественных объединениях РФ гарантирует независимость профсоюзов от решений органов власти, позиции работодателей, партий и иных структур. Вмешательство каких-либо субъектов в деятельность профсоюзов не допускается.
Политические партии
Если рассматривать иные распространенные виды общественных объединений, то стоит, конечно же, изучить специфику политических партий. Подобные структуры создаются с целью обеспечения участия граждан РФ в управлении государством посредством выражения политической воли, участия в различных акциях, демократических процедурах.
Политические партии призваны представлять интересы жителей страны в органах власти. Статус общественных объединений соответствующего типа, как правило, предполагает формирование депутатских списков на выборах. Членом партии может быть совершеннолетний гражданин РФ. Вступление в соответствующие структуры — добровольное, выход — тоже. Однако гражданин может быть в составе только одной партии.
Признаки политических партий
Политические партии как отдельная разновидность общественных объединений имеют ряд признаков. Прежде всего, это автономия — прослеживаемая как в юридическом контексте, так и идеологии. Общественно-политические объединения, как правило, формируются людьми, для которых близки определенные идеологические убеждения, несхожие с теми, что составляют идейную основу работы иных ассоциаций.
Деятельность политических партий не связана с коммерческой сферой. Активности соответствующих объединений базируются на гласности, открытости, выражении мнений и позиций публично. В большинстве случаев создавать политические партии могут только граждане той страны, в которой объединение будет взаимодействовать с государственной властью. То же самое касается и членства в соответствующих организациях. Но в некоторых странах закон об общественных объединениях позволяет вступать в партии гражданам других государств.
Механизмы формирования партий
Основной механизм, в рамках которого осуществляется создание партии — созыв учредительного собрания. На нем должно присутствовать минимальное количество граждан, которые имеют право на вступление в соответствующее политическое объединение. В большинстве европейских государств данный показатель — несколько десятков человек. В ряде случаев учреждение партии должно осуществляться особой комиссией. Ее численность может быть существенно меньше, чем в случае с учредительным собранием.
При первом сценарии предполагается избрание главы партии, а также ее секретаря, формируется протокол о создании ассоциации. Одновременно с ним, как правило, принимается устав организации, включающий основные программные положения, которых будет придерживаться партия в ходе политической деятельности. В России соответствующие объединения должны регистрироваться, но во многих зарубежных странах подобная процедура не обязательна.
Некоммерческие организации
Изучим иные виды общественных объединений. Полезно будет изучить сущность некоммерческих организаций. Их принципиальное отличие от политических партий в том, что учреждение подобных структур не предполагает участия граждан в управлении государством. Несхожесть НКО с профсоюзами в том, что в ряды первых могут вступать люди, не трудоустроенные где-либо, а также не преследующие достижения целей, связанных с профессиональной деятельностью.
Главная мотивация учредителей НКО — защита интересов конкретных социальных групп. При этом в некоторых случаях активности некоммерческих организаций могут быть связаны с политикой. НКО можно классифицировать на несколько разновидностей: организации, объединения, а также учреждения самодеятельности.
Особенности работы общественных объединений за рубежом
Изучим то, какова специфика активностей общественных объединений за рубежом. Говоря о профсоюзах, можно отметить, что их деятельность в России и западных странах схожа. Деятельность общественных объединений соответствующего типа предполагает защиту интересов рабочих и служащих тех или иных отраслей. При этом практическое влияние профсоюзов в западных странах на органы власти может быть более выраженным, чем в России. Так, довольно часто в других государствах принимаются законы или поправки в них именно как результат деятельности профессиональных организаций.
В западных странах значимую социальную роль играют также предпринимательские объединения — такие как, например, союзы работодателей либо коммерческие ассоциации. Их влияние прослеживается также и на уровне коммуникаций с государственными структурами власти. Подобные объединения могут иметь сильное парламентское лобби. Участие общественных объединений на Западе также имеет большое значение в сельскохозяйственной сфере. Создаются фермерские союзы, также способные влиять на законотворческий и административный процессы.