Что общего у животных каждой группы
Урок окружающего мира «Группы животных. Птицы, млекопитающие, рыбы, насекомые. Отличительные признаки групп животных»
Класс: 2.
Цель: создать условия для усвоения учащимися учебного материала об особенностях данных групп животных, используя метод классификации, группировки.
Задачи:
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия:
Оборудование: учебник, рисунки животных, материалы для работы в группах, карточки для самопроверки.
Ход урока
Время | Действия учителя | Действия учеников | |||||||||||||||||||||||||||||||||
птицы | млекопитающие | рыбы | насекомые |
сова | корова | карп | стрекоза |
петух | лев | окунь | муха |
дятел | мышь | щука | колорадский жук |
1 вариант – хищные и растительноядные (по питанию)
2 вариант – домашние и дикие (по отношению к человеку)
3 вариант – птицы, млекопитающие, рыбы, насекомые (по внешнему строению)
Вывод: животных можно разбить на группы по внешнему строению, по питанию, по отношению к человеку.
Углубляемся, уточняем тему: Группы животных.
– Как вы определяли группы? Какие признаки строения животных помогли вам определить группы?
– Выполним работу на фрейере, выделите существенные и несущественные признаки групп животных
Тема урока: Животные. Группы животных. Отличительные признаки групп животных. (записываю на доске)
– Находили отличия групп.
Модель фрейер (рассмотрение понятия с разных сторон, запись обязательных и необязательных характеристик, примеров и антипримеров) См. приложение
птицы | млекопитающие | рыбы | насекомые |
сова | корова | карп | стрекоза |
петух | лев | окунь | муха |
дятел | мышь | щука | колорадский жук |
– Тело покрыто перьями – Два крыла, две лапы – На голове клюв – Развиваются из яиц | – Тело покрыто шерстью, волосяным покровом – Две пары конечностей – Рождают живых детенышей – Вскармливают детей молоком | – Дышат жабрами – Передвижение с помощью плавников – Хорошо приспособлены к жизни в воде | – Тело разделено на три части – голова, грудь, брюшко – Шесть лапок – Два глаза, два или четыре крыла, пара усиков |
1 группа – рассматривает обязательные и необязательные признаки птиц;
2 группа – рассматривает обязательные и необязательные признаки млекопитающих;
3 группа – рассматривает обязательные и необязательные признаки рыб;
4 группа – рассматривает обязательные и необязательные признаки насекомых;
Каждая группа высказывает свое мнение по признакам.
Вывод: у каждой группы есть свои отличительные признаки.
Углубляемся, уточняем тему: Группы животных. Отличительные признаки групп животных.
– Возьмите карточку с изображением животного. (человек, осьминог, черепаха, белый медведь, лиса, волк, белка, тигр, заяц, слон, пингвин, утка, синичка, страус, тетерев, журавль, ласточка, пчела, бабочка, жук-плавунец, муравей, комар, шмель, кузнечик, карась, сом, сельдь, сазан, акула, горбуша, лосось)
– Определите к какой группе относится животное и встаньте в угол с данным названием группы.
– Объединитесь в пары и докажите правильность выбора группы.
Примечания: Специально при закреплении учитель вводит слова черепаха и осьминог. Те дети, которым попались эти животные, остаются в затруднении, т.к. на уроке рассматрива-лись только 4 группы животных, а данные животные не подходят по признакам не в одну группу. Возникает вопрос: в какую группу их определить?
Ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ответа.
Определяют к какой группе относится животное и встают в угол с данным названием группы.
Объединяются в пары и доказывают правильность выбора группы.
Млекопитающие – человек, белый медведь, лиса, волк, белка, тигр, заяц, слон
Птицы – пингвин, утка, синичка, страус, тетерев, журавль, ласточка
Рыбы – карась, сом, сельдь, сазан, акула, горбуша, лосось
Насекомые – пчела, бабочка, жук-плавунец, муравей, комар, шмель, кузнечик
Вывод: Существуют еще и другие группы животных. Надо узнать что это за группы.
Рассказывают в парах друг другу по схеме, чему научились:
Разработка урока по окружающему миру на тему «Что общего между разными животными?» (1 класс).
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: «Что общего между разными животными?».
Цель: познакомить с разнообразием животного мира; с отличительными признаками основных групп животных.
Формирование предметных задач:
различать группы животных (насекомые, паукообразные, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся)
узнавать животных различных групп по описанию
Формирование метапредметных задач:
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, удерживать цель деятельности
формирование учебно – познавательного интереса к новому материалу, способность к самооценке
строить речевые высказывания в устной форме, использовать в общении правила вежливости
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения: учебник, таблицы «Дикие и домашние животные», средства ИКТ.
Учитель: А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
2.Сообщение темы урока.
Демонстрация видео « В мире животных»
Кто догадался,кому будет посвящен наш сегодняшний урок? Сформулируйте тему урока. Что мы хотим узнать о животных?
3.Актуализация знаний учащихся.
Учитель : Вспомните, каких животных вам приходилось видеть в природе?
(Дети перечисляют животных).
Как одним словом назвать животных, которые живут у нас дома? (домашние).
Вот посмотрите, какие картинки я вам принесла.
(Учитель показывает картинки с изображением жука, рыбы, птицы, собаки). Учитель : Ой, что случилось? Клякса так не хотела, чтоб вы их увидели, и испортила все рисунки. Как быть, как теперь исправить все изображения.
4. Основной материал.
(Направленная беседа. Постановка проблемной ситуации.)
Учитель: Животных на Земле очень много. Они обитают везде – в воде, в земле, на земле, в воздухе. Сегодня на уроке мы будем настоящими маленькими исследователями и научимся отличать животных каждой группы
Сегодня на уроке мы будем настоящими маленькими исследователями и научимся отличать животных каждой группы.
Откройте учебник на страничке 26. Рассмотрите животных на рисунках. Дополните каждую группу.
По каким признакам объединили животных?
(Дети называют признаки каждой группы).
Учитель : Давайте поиграем. Я загадала животное одной из этих групп. Попробуйте угадать какое.
У него есть голова, тело и ноги. Кто это? Легко справиться? Почему?
У него есть голова, тело, ноги и крылья. Кто это? Хватает признаков?
У него есть голова, тело, ноги, крылья, клюв и перья. Так кто же это?
Учитель: Какие существенные признаки помогли вам определить животное?
По каким признакам вы узнаёте насекомых? Рыб? Млекопитающих?
(Слайд 2, 3, 4).Вслушайтесь в слово: млекопитающие?
Вдруг видит, а в луже
Извинился к тому же.
Давайте посмотрим, как ребята научились различать группы животных. Поработаем самостоятельно.
Я делаю вывод, что задумано животное. Это птица?
У него копыта или когти?
Вы задумали животное «Кошка»
Теперь я загадаю животное (Змея). Попробуйте угадать так, как это делала я.
Почему у вас не получилось?
Учитель: По особенностям строения животных разделили еще на группы. Страничка учебника 27. Перед вами основные группы животных. Инсценировка.
Я летаю, я порхаю,
На цветок похожая.
Я красивая такая,
Милая, пригожая! Кто я? Посмотрите на мое брюшко. Там есть поперечные полоски, словно, брюшко чем – то насечено. Поэтому нас и назвали – насекомые. У меня, как и у всех насекомых 6 ножек. Ой, кто это?
(Выходит паук). Сеть я крепкую сплету, и затаившись, мошек жду. Ну, кто я? У меня 8 ножек. Поэтому я не насекомое! Назовите мою группу.
(Дети называют: паукообразные). Чем я отличаюсь от насекомых?
(Выползает улитка). Ох, успела. Тяжело мне двигаться, ведь у меня тело без костей, мягкое, слизистое покрытое большими складками, которые называются «мантией». У многих моих собратьев эта мантия покрыта твердой раковиной, которую люди называют домиком.
Учитель: Ребята, как называют эту группу животных? Чем они отличаются от других животных?
(Выползает змея и прыгает жаба).
Учитель: Кто это? У неё чешуя, как у рыбы. Детёнышей она выводит из яичек, как птичка. Кто же она? (Ответы детей).
Змея: Тело моё подразделяется на голову, шею, туловище, хвост. У некоторых собратьев пятипалые конечности, кроме меня, 4 лапы. Кожа сухая, покрыта роговыми чешуйками, что защищает тело от высыхания. Передвигаемся в основном ползанием по земле, пресмыканием по земле. Поэтому и называют нас – пресмыкающиеся.
Жаба: Могу жить в воде и на суше, могу спать полгода и при этом ничего не есть и не пить. Тело покрыто тонкой влажной кожей, которую необходимо смачивать водой. Как называется моя группа животных?
Учитель: С какими новыми группами животных вы познакомились?
Учитель: Ребята, угадайте животное по описанию.
(Дети описывают животных и угадывают их название)
(Таблица. Морская звезда, Коралл, Актиния).
Какие бывают животные
Урок 11. Окружающий мир 2 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Какие бывают животные»
Здравствуйте. Рада снова видеть вас, ребята. Сегодня я расскажу вам о царстве животных.
Мир животных богат и разнообразен. Среди братьев наших меньших есть как огромные представители, (слоны, киты), так и очень маленькие (муравей, комар).
Несмотря на то, что животные очень разные и не похожи друг на друга, их можно разделить на группы: насекомые, рыбы, птицы звери (или млекопитающиеся), земноводные, пресмыкающиеся.
Рассмотрим представителей каждой группы и отметим их отличительные признаки.
Самая многочисленная группа животных. К ней относятся красивые бабочки, неприметные труженики муравьи, разные жуки, мухи и комары, стрекозы, пчёлы, шмели и мн. другие. Обитают насекомые везде: в почве, на земле, в воде, в воздухе; от холодных полярных льдов до жарких тропиков. Одни насекомые приносят пользу (божьи коровки, пчёлы), другие – вред (комары, саранча). Но все насекомые важны и нужны в природе.
Отличительными признаками насекомых являются:
· разделение тела на 3 отдела: голова, грудь, брюшко,
· 6 конечностей (ножек),
Насекомые — очень удивительные существа. Подумайте только: у людей орган слуха (уши) находится на голове, а у кузнечика и сверчка — на ногах.
Муравьи могут указывать дорогу к пище своим сородичам, умеют считать и объяснять. (например, пища находится за 10 поворотами).
Пчёлы очень трудолюбивы. Чтобы сделать килограмм меда, пчелка должна облететь более 2 млн. цветков.
Стрекозы считаются самыми быстролетающими насекомыми. Обычная скорость полета стрекозы — 30 км/ч. А максимальная скорость их движения — 57 км/ч.
Одной из самых крупных бабочек мира считается павлиноглазка атлас. Размах крыльев до 24 см. Она обитает в Китае, Таиланде, Индонезии.
А самым крупным жуком считается дровосек-титан.
Его размеры могут достигать 17 см. Дровосек-титан защищается с помощью специфического шипения и больших челюстей, которыми может укусить нападающего. А своими острыми когтями на лапках он может даже разодрать плоть. При всём при этом жук дровосек-титан никогда не нападает просто так: он может нанести серьёзные повреждения только в том случае, если чувствует опасность.
Следующая группа животных — рыбы.
Тело рыб покрыто скользкой чешуёй. Она растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт — и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт — и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе лет и сколько зим.
Рыбы – водные обитатели. Передвигаться им помогают плавники. С помощью жабр они дышат кислородом в воде.
Большинство рыб для воспроизводства потомства откладывают икру, но есть несколько видов рыб, которые рождают уже готовых мальков. Это, например, большая белая акула. Эта рыба вырастает до 5 м в длину и весит около 2 тонн.
Самыми медленными рыбками считаются морские коньки, которые движутся настолько медленно, что, глядя на них со стороны, можно сказать, что они находятся в состоянии покоя. А самой медленной из них считается карликовый морской конек, который за один час преодолевает расстояние в 1,5 метра. К тому же он просто мастер маскировки.
Самая быстроплавающая рыба— рыба парусник.
Она может развивать скорость до 100 км/ч (как автомобиль, движущийся по магистрали). Отличительной особенностью парусника является высокий и длинный первый спинной плавник, похожий на парус. Рыба вырастает в длину до 3,5 метров и весит около 100кг.
Следующая группа животных — птицы. Отличительной особенностью этой группы является наличие перьевого покрова тела.
Не будь перьев, птицы не смогли бы летать. Кроме того, перья защищают птиц от ушибов, царапин, холода и жары.
Вы уже знаете многих птиц и безошибочно можете определить воробья, синицу, снегиря, ласточку, сороку, лебедя и многих других птиц.
А вот знаете ли вы, что самой маленькой птичкой считается колибри-пчёлка.
Она весит около 2 граммов, а длина её тела около 6 см. Причем половину длины составляют хвост и клюв. Кроме того, колибри единственная птица, способная летать назад.
Самым крупным представителем птиц является африканский страус высотой до 2м 70 см и массой до 156 кг.
Он самый быстрый бегун в мире нелетающих птиц. Развивает скорость до 72 км/ч.
Самая быстрая птица – сапсан, его скорость достигает 200 км/ч, а в стремительном пикирующем полёте — свыше 322 км/ч.
А вальдшнеп — самая медленная птица в мире. Летает со скоростью 8 км/ч.
Больше всех летает черный стриж.
Эта птица ест, пьет и даже спит в воздухе. Оторвавшись от земли в первый раз, стриж пролетает около 500000 километров, прежде чем приземлиться.
Многие представители птиц умеют плавать. Быстрее всех плавает папуанский пингвин (до 27 км/ч). Кроме этого, пингвин глубже всех ныряет.
Следующая группа животных — звери (или млекопитающие).
К зверям относятся очень разные внешне существа: крылатые летучие мыши, похожие на рыб дельфины, изящные жирафы и тучные слоны, собаки, кошки, кроты, ежи, лошади, коровы, львы, тигры — всё это звери. Отличительной особенностью животных этого класса является то, что у них тело покрыто шерстью, и они выкармливают своих детёнышей молоком (отсюда название «млекопитающие»).
Слоны — самые крупные сухопутные звери. Они весьма интересным способом утоляют жажду. Сначала они набирают живительную влагу в хобот, а затем опускают его кончик в рот. В хобот слона вмещается до 8 литров воды. Но хобот нужен не только для утоления жажды и проведения водных процедур. Слоны здороваются очень милым образом – переплетая свои хоботы. Эти животные испытывают широкий спектр эмоций – могут грустить или радоваться. Они трепетно заботятся о малышах и считаются очень дружелюбными великанами.
А вот дельфины — уникальные млекопитающие не только по своему умственному развитию и дружелюбному отношению к человеку, но по способу сна. Спят дельфины с одним открытым глазом. Почему так происходит? А дело в том, что дельфины, как и все млекопитающие, дышат воздухом, и им нужно регулярно всплывать на поверхность для очередного вдоха. Полностью засыпать для дельфина было бы очень опасно — легко можно полностью погрузиться в воду и просто утонуть, что было бы обидно для существа, проводящего всю жизнь в воде. Поэтому дельфины спят разными полушариями мозга по очереди: дельфин отключает только одно полушарие мозга и закрывает при этом противоположный глаз (Например, левый глаз будет закрыт, когда правая половина мозга спит, и наоборот). Другая половина мозга дельфина в это время следит, что происходит в окружающей среде, и контролирует дыхательные функции.
А сейчас посмотрите это животное. К какой бы группе вы его отнесли: к насекомым, рыбам, птицам или млекопитающим? Ни к какой из вышеназванных групп. Ни к птицам, ни к зверям, ни к насекомым, ни к рыбам это животное отнести нельзя.
Лягушка принадлежит к группе, которая называется — земноводные. К этой группе принадлежат ещё жабы, тритоны, саламандры.
Как вы думаете, за что все эти животные получили такое название — земноводные? Земноводные — это удивительные существа. Они могут жить и в воде, и на суше. В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, как рыбы. Вырастая, они теряют жабры и начинают дышать лёгкими, как все наземные животные. Земноводные ловко плавают, ныряют, мечут икру в воде. Но также уверенно прыгают, ползают по земле, охотясь за червяками, мухами и личинками.
Уникально и кожа земноводных. Она у них тонкая и влажная. Для этой цели земноводные выделяют специальную жидкость, которая распространяется пол поверхности кожи. Тем самым удерживая на ней влажность. С помощью кожи земноводные могут дышать или даже пить. Голая кожа является отличительным признаком этой группы животных.
Следующая группа животных — пресмыкающиеся.
Представителями этой группы являются змеи, ящерицы, черепахи и крокодилы. Пресмыкающиеся – это такой вид животных, тело которых покрыто щитками, роговыми чешуйками или пластинами. По-другому пресмыкающихся называют рептилиями. Кожа рептилий всегда сухая. Это необходимо для того, чтобы удерживать влагу внутри организма и не давать ей испаряться.
В теплое время года рептилии становятся активными, а в холодное время – как бы замирают. Рептилии откладывают яйца, как птицы, но не высиживают их и не выкармливают детёнышей. Растут и развиваются пресмыкающиеся медленно, поэтому и продолжительность их жизни очень большая.
Представители этой группы обладают самыми разнообразными умениями. Так, например, всем хорошо известна способность ящерицы в целях самозащиты отбрасывать часть хвоста.
После потери хвоста у ящерицы вырастает другой, хотя новый хвост всегда отличается от первоначального.
Ещё одним удивительным представителем этой группы является хамелеон.
Глаза хамелеона могут поворачиваться в разные стороны: один будет смотреть вперед, а другой — назад или вниз. У хамелеонов длинный и гибкий хвост, на котором они могут висеть вниз головой, уцепившись за ветку. Добычу хамелеон ловит, «выстреливая» своим длинным языком, который выбрасывает вперёд. Хамелеоны могут менять свой цвет для того, чтобы спрятаться от врага или стать невидимым для своей жертвы.
А сейчас давайте подведём итог сказанному. Среди животных выделяют следующие группы:
Отличительным признаком рыб является то, что они обитают в воде, дышат жабрами, их тело покрыто чешуёй, есть плавники. У птиц тело покрыто перьями, у зверей — шерстью, своё потомство они выкармливают молоком, отсюда название «млекопитающие».
У земноводных кожа голая, а у пресмыкающихся покрыта роговыми чешуйками.
- Что общего у животных каждой группы петерсон
- Что общего у животных с другими царствами