Что общего у звуков букв ж ц ш
Твёрдые звуки [ж], [ш], [ц], буквы ж, ш, ц
Оборудование: Н. М. Бетенькова, В. Г. Горецкий, Д. С. Фонин. Азбука. 1класс.; записи на доске; рисунок одежды; сигнальные карточки с буквами Ж, Ш, Ц.
I. Организационный момент. Приветствие.
II. Вхождение в тему.
Чтение алфавита печатных букв по порядку и вразбивку. Выборочное чтение букв, которые обозначают всегда твёрдые звуки.
Выполнив задания, вы узнаете какие буквы приглашают вас к себе.
— Какой первый звук слышим? Какой буквой обозначим? ([ш], Ш)
Доброе слово.
Доброе слово
Приятно собаке.
Доброе слово приятно слону.
Давайте ребята
Не будем скупцами,
Ведь доброму слову
Мы рады и сами.
— О каком человеке мы говорим скупец? (О скупом, о жадном.)
— Как мы скажем о хитром?
— Какой последний звук слышим? Какой буквой обозначим? ([ц], Ц) (3, с. 25)
-Назовите слова, где есть звуки [ж], [щ], [ц]. (Орфографический словарь Грушникова.Чтение про себя, называние слов, составление предложений со знакомыми словами).
III. Работа по учебнику.
Хоровое чтение загадок и их отгадывание. Нахождение в тексте слов с буквами Ш, Ж, Ц.
IV. Слуховой диктант с сигнальными карточками. Учитель диктует слова, в каждом из которых есть один из звуков [ж], [ш], [ц] (школа, жёлуди, лошадка, цифра, лужа, лисица, ушанка, огурец, разноцветный, смешной, оранжевый).
V. Повторение смыслоразличительной роли букв Ж и Ш. На доске столбиками записаны слова. Детям предлагается читать слова в парах, чтобы приготовиться выполнить задание букв Ж и Ш.
ПРУЖИНКА ШАЛОСТЬ ШИТЬ ЛЁША ШАРЫ СНЕЖИНКА
ПУШИНКА ЖАЛОСТЬ ЖИТЬ ЛЁЖА ЖАРЫ СМЕШИНКА (2, с. 261)
Выполняются танцевальные движения под музыку.
VII. Работа по учебнику.
Подготовка к чтению рассказа «Две козы». Чтение с доски слов: ВСТРЕТИЛИСЬ, БЛАГОПОЛУЧНО, ОСТОРОЖНО, ПРОПАСТЬ.
Повторение алгоритма чтения многосложных слов. Объяснение значения слов ПРОПАСТЬ (очень глубокий овраг с крутыми склонами), БЛАГОПОЛУЧНО (хорошо, безнеприятностей) (2, с. 261)
— Почему они так стоят?
Чтение учителем вслух. Чтение учащимися цепочкой по предложению.
— Кто встретились на узкой тропинке, собаки или кошки?
— Что с ними случилось?
— Как же вели себя козы? Почему?
— Найдите, где описано опасное место. Чтобы произошло, если бы козы не уступили друг другу? (Упали бы в пропасть).
— Для чего Л.Н. Толстой сочинил такую историю? (Чтобы мы тоже думали над своими поступками, уступали друг другу.)
УСТУПЧИВОСТЬ (слово написано на карточке)
-Это доброе слово? (Да).
-Запомним и положим карточку в копилку добрых слов.
Чтение про себя. Подчёркивание слов с Ж, Ш.
VIII. Соотнесение содержания рассказа с текстом стихотворения С. Михалкова «Бараны».
— Почему утонули? (не уступили друг другу)
IX. Хоровое чтение стихотворения «Барашки» А.Шибаева.
— Посмотрите на рисунок? Что увидели овечки в реке?
Чтение хором с правильной интонацией.
— Чем занимались на уроке сегодня?
— Какое многозначное слово узнали?
Твёрдые звуки [ж], [ш], [ц], буквы ж, ш, ц
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Твёрдые звуки [ж], [ш], [ц], буквы ж, ш, ц
1.Закрепить знания о звуках [ж], [ш], [ц], умение различать их на слух, читать слова, предложения, тексты с буквами Ж, Ш, Ц.
2.Развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, речь, словарный запас.
3.Воспитывать культуру поведения.
1. Организационный момент.
Выполнив задания, вы узнаете какие буквы приглашают вас к себе.
-На экране изображена ШИНА. Какой первый звук слышим? Какой буквой обозначим? ([ш], Ш)
Доброе слово
Приятно собаке.
Доброе слово приятно слону.
Давайте ребята
Не будем скупцами,
Ведь доброму слову
Мы рады и сами.
— О каком человеке мы говорим скупец? (О скупом, о жадном.)
— Как мы скажем о хитром?
— Какой последний звук слышим? Какой буквой обозначим? ([ц], Ц)
2. Составление слогов.
Составь слоги. Прочитай их.
4. Найдите все слова, записанные в строчку. Запиши эти слова. Сколько слов у тебя получилось?
Прочитай текст загадки, спрятанный в паутине, соединив слоги в слова. Запиши отгадку.
Не летает, не жужжит, жук по улице бежит. И горят в глазах жука два блестящих огонька.(машина)
Выполнение движений под музыку.
7. Повторение характеристики звуков , которые они обозначают.
8. Слуховой диктант с сигнальными карточками.
Учитель диктует слова, в каждом из которых есть один из звуков [ж], [ш], [ц] ( лошадка, шар, лужа, машина, багажник, автовышка, мотоцикл, бетономешалка, внедорожник).
9. Работа по карточкам.
Составь и напиши предложения, подбирая к словам из первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика. Подчеркните буквы ж, ш, ц разными карандашами.
10. Чтение стиха про себя. Подчеркивание слов с ж, ш, ц.
Грузовик и его друзья
Я без дела не сижу –
Грузы разные вожу.
Весь мой кузов полон грузов –
Сладких и больших арбузов.
Все арбузы для ребят
Отвезу я в детский сад!
Прибежали дети вмиг:
«Вот, спасибо, грузовик!»
— Чем занимались на уроке сегодня?
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1.Закрепить знания о звуках [ж], [ш], [ц], умение различать их на слух, читать слова, предложения, тексты с буквами Ж, Ш, Ц.
2.Развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, речь, словарный запас.
3.Воспитывать культуру поведения.
1. Организационный момент.
Выполнив задания, вы узнаете какие буквы приглашают вас к себе.
-На экране изображена ШИНА. Какой первый звук слышим? Какой буквой обозначим? ([ш], Ш)
Доброе слово
Приятно собаке.
Доброе слово приятно слону.
Давайте ребята
Не будем скупцами,
Ведь доброму слову
Мы рады и сами.
— О каком человеке мы говорим скупец? (О скупом, о жадном.)
— Как мы скажем о хитром?
— Какой последний звук слышим? Какой буквой обозначим? ([ц], Ц)
Номер материала: ДБ-1407483
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Занятие по теме «Согласные шипящие звуки. Буквы «Ш», «Ж», «Ц»
Елена Шуршина
Занятие по теме «Согласные шипящие звуки. Буквы «Ш», «Ж», «Ц»
• Закрепить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких согласных звуках.
• Закрепить знания о согласных звуках [ш], [ж], [ц], о буквах которые они обозначают.
• Познакомить с понятием «шипящие» звуки.
• Развивать умение давать характеристику звукам.
• Отработать навыки слогоделения, постановки ударения.
Оборудование и материалы, используемые на занятии.
• Картинки с изображением различных предметов.
• Иллюстрация с изображением снегирей.
• Магнитная доска, магниты, мел.
•Дидактический материал: тетрадь «Обучение грамоте (часть 2)»
• Простые и цветные карандаши, ластики.
I. Методы организации и осуществления деятельности.
1.Аспект восприятия и передачи информации:
•словесные: беседа, рассказ
•наглядные: демонстрация, иллюстрация
• репродуктивные (воспроизведение): действия по образцу.
• работа под руководством педагога
•самостоятельная работа: творческая работа
II. Методы стимулирования и мотивации деятельности
•интереса к учению: творческие задания, загадки,
•долга и ответственности: единые требования и контроль над их выполнением, поощрение и порицание, разъяснение общественной и личной значимости знаний, умений и навыков.
III. Методы контроля и самоконтроля
•устный: фронтальный и индивидуальный опрос, наблюдение за ребятами
•практический: проверка умений и навыков
IV. Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю
• метод личного примера
V. Методы регулирования и стимулирования поведения и деятельности
• поощрение, замечание, наказание, создание ситуации успеха и доверия, поддержка положительных проявлений.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте мальчики и девочки! Ну, что ж, начнем наше занятие! А начнем мы его с маленького экзамена.Первый вопрос: что такое звук, и что такое буква?
Педагог: Верно. Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем. Следующий вопрос. Скажите мне, что вы знаете, про звуки?
Педагог: На какие делятся согласные звуки?
Педагог: Правильно! Согласных больше, чем гласных, согласные нельзя пропеть, произносятся они с шумом и голосом. Например, «з-з-з», «д-д-д», «р-р-р» Или только с шумом, например, «с-с-с», «т-т-т». Согласные делятся на звонкие и глухие, твердые и мягкие. А сейчас поиграем в игру «Угадай звук».
Каждому ребёнку педагог предлагает картинку, ребенок определяет с какого звука начинается слово и дает характеристику звуку.
Педагог: А сейчас я предлагаю немного отдохнуть, выполнить зарядку.
Быстро встали, улыбнулись,
Ну-ка плечи распрямите,
Вправо, влево повернитесь,
Руками коленей коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Педагог: Молодцы! Присаживайтесь на свои места.
Педагог: Ребята, вы уже знаете о том, что большинство звонких и глухих согласных образуют пары. Давайте вспомним, какие согласные образуют пары? Посмотрите на доску.
На доске написаны буквы Б-П, З-С, Д-Т, Г-К.
Каждому ребенку педагог называет твердый согласный звук, ребенок в ответ парный мягкий согласный звук.
Педагог: Ребята, в русском языке есть согласные, которые всегда остаются твердыми. Попробуйте догадаться о каких твердых согласных мы сегодня будем говорить, и так ….
У зверей сегодня праздник
Буквы взять из алфавита
Разрешили всем в подряд.
Лягушонок взял «ква-ква».
И налаялась сполна.
Буква «Ш» змее досталась
И на всех шипит она.
Но при этом очень злится,
Что ей звонко не шипится.
Педагог: Правильно, это звук [ш].Вслушайтесь в слова: шуба, шапка, шарф, штаны. В начале каждого слова отчетливо слышится звук [ш]. Кто готов дать характеристику этому звуку? Гласный он или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой?
Педагог: Напомню вам, звук [ш] живет в букве «Ша».
Педагог на доске пишет букву.
Буква очень хороша,
Педагог: Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
И работать продолжаем.
Выполнение движений вслед за педагогом.
Педагог: Ой, ребята к нам в гости заглянул усатый жук.
Педагог показывает муляж жука.
Педагог: Покружил и запел свою любимую песенку.
Жу-жу-жу, я на ветке сижу,
Букву Ж все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
Вы, конечно, догадались, что жук прилетел к нам неспроста. Его название начинается со звука [ж]. Кто расскажет нам про звук [ж]?
Педагог: Звук [ж] – согласный, звонкий. У него есть парный глухой звук [ш]. А вот парного по мягкости-твёрдости нет, звук [ж] – всегда твёрдый. Звук [ж] обозначается на письме буквой «ж».
Посмотри-ка: буква Ж
Шесть жучиных ножек.
Буква «Ж» может встречаться в начале слова (жук, жираф, живот). В середине (пожалуйста, пожар, в конце слова (гараж, корж). Когда буква «ж» стоит в конце слова, происходит оглушение, и на конце мы слышим глухой звук [ш]. На конце слова буква «ж» обозначает глухой звук [ш]. «Ж» и «Ш» парные согласные.
Звуки «Ш», «Ж» называют шипящими звуками. Произнеси звуки [ш], [ж] один за другим. Что тебе напоминают звуки? Может быть, так шипит масло на сковородке, кипит чайник, шуршат сухие листья под ногами, шипит утюг или газированная вода?
Педагог: А сейчас предлагаю вам снова немного отдохнуть.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
Педагог: Молодцы, а теперь продолжаем наше занятие! Ребята, я хочу поделиться с вами своими наблюдениями. Как красива наша природа. Зима – волшебница одела деревья и кусты в белоснежные наряды. Сегодня я увидела снегирей, которые лакомились ягодами рябины возле моего дома, и я решила их сфотографировать.
Педагог показывает иллюстрацию с изображением снегирей.
Педагог: А каких птиц вы видели?
Педагог: Вы назвали много разных птиц. А теперь посмотрите на доску, я написала названия птиц. Кто готов прочитать эти слова? (Ответы детей)
На доске педагогом написаны слова скворе., сини. а, …апля- пропущена буква «Ц».
Педагог: Какая буква пропущена в этих словах?
Педагог: Какой звук обозначает эта буква?
Педагог: Правильно, звук [ц]. Дайте характеристику этому звуку.
Педагог: А можно ли к глухому звуку [ц] подобрать звонкую пару?
Педагог: И так, звук [ц] – это всегда твёрдый глухой согласный звук, у которого нет звонкой пары.
Педагог: Мы с вами поговорили о буквах, о звуках, а теперь время поработать в тетрадях «Обучение грамоте». Откройте, пожалуйста, тетради на странице 14. Художник нарисовал несколько картинок, а так же написал названия картинок. Наша задача внимательно посмотреть на каждую картинку, прочитать название под каждой картинкой. Разделить написанные слова на слоги и расставить ударение в каждом слове. Давайте посмотрим на первую картинку. На ней нарисована часть машины – это колесо. Никита, сколько слогов в этом слове?
Педагог: Ребята, давайте проверим, правильно ли ответил Никита, мы все дружно прохлопаем слово «колесо».
Дети вместе с педагогом прохлопывают слово по слогам.
Педагог: Замечательно! В этом слове действительно три слога. Первый слог в этом слове «ко», второй – «ле», третий – «со». Каждый слог в слове мы отделяем чертой, посмотрите, как это сделал художник в вашей тетрадке.
Педагог: Молодец, Никита! А теперь произнеси слово «колесо» так, чтобы мы услышали ударную гласную в этом слове, ты должен произнести её сильнее, протяжнее голосом.
Педагог: Умница! И так, ударная гласная в твоем слове «О». Над ней мы поставим черточку, посмотрите, как это сделал художник. Ну, а теперь, нам предстоит поработать со словами «арбуз», «рыба», «корова», «газета», «телефон», «гитара», «береза».
Педагог на доске записывает слова. К доске по одному выходят дети, делят слова на слоги (прохлопывают слово по слогам) и обозначают ударную гласную (перед этим проговаривая слово и выделяя голосом ударную гласную).
Педагог: Молодцы, ребята, и снова вы справились с таким непростым заданием! А сейчас закрываем тетради и убираем карандаши в пеналы.
Уборка рабочего места.
Самоконтроль: дети проверяют чистоту своего рабочего места (стол, стул, пол).
III. Итоги занятия.
Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия, даёт положительную оценку деятельности каждого ребёнка.
Педагог: Сегодня мы с вами вспомнили, чем отличаются гласные звуки от согласных, буквы от звуков, вспомнили буквы «Ш», «Ж», «Ц», поговорили о том, какие звуки обозначают эти буквы, говорили о словах, в которых прячутся наши буквы, и еще раз поупражнялись в делении слов на слоги и определении ударных гласных. Вы здорово потрудились! Наше занятие, тем временем, подошло к концу. До свидания!
Прощаясь с педагогом, дети выезжают паровозиком из класса.
«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) Образовательная область «Коммуникация».Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с’], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.
«Буквы Б, б. Звуки [б ] [б’]» Орг момент. Встаньте ровно! Подарите свои улыбки друг другу и мне. Садитесь. Руки? На месте. Ноги? На месте. Спина? Прямая! Мотивация..
Конспект фронтального логопедического занятия. Звуки [ч], [ш, ]. Буквы Ч, Щ Тип занятия:занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: дифференцировать звуки [ч], [ш,].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:.
Конспект открытого занятия «Гласные звуки и буквы» Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель:1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. 2. Обобщение знаний.
Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки» Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет «Гласные и согласные звуки» Автор: Коняева Ольга Владимировна педагог дополнительного.
Логопедическая игротека «Волшебная избушка. Шипящие звуки» Методические аспекты деятельности учителя-логопеда по формированию артикуляционной моторики шипящих звуков у дошкольников с ОНР Образовательные.
Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка» Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звуки речи. Гласные и согласные». Тема: «В гостях у зайчика и лисы» (на примере русской.
Конспект образовательной ситуации «Села мышка в уголок, съела бублика кусок. Согласные звуки [С], [С’] и буква С» Образовательная ситуация «Села мышка в уголок, съела бублика кусок» Обучение грамоте «Знакомство с согласными звуками С, С* и буквой С».
Открытый урок в 1 классе по азбуке «Согласные звуки [Л]-[Л’], [М]-[М’]» Цели урока: 1. Познакомить учащихся с согласными звуками [л]-[л], [м]-[м] и буквами эль, эм. 2. Развивать навык чтения и фонетический слух.
Конспект занятия «Звуки [С], [С’]. Буквы С, с» в 1 классе Класс, учебник: 1 класс, учебник В. Г. Горецкого «Азбука» Тема: Звуки [с], [с’]. Буквы С,с. Оборудование: лента букв, касса букв, наборное.
Что общего у звуков ж, ц, ш, чем они отличаются?
Общим для звуков [ж], [ш], [ц] является то, что они произносятся с известной долей шума и являются согласными звуками. Также их объединяет такая характеристика, как твердость. Они являются твердыми согласными, не имеющими пары по мягкости, например:
Согласные ж-ш образуют пару по признаку глухости/звонкости, а глухой согласный [ц] является непарным глухим.
Все эти звуки согласные.
Звуки «ц» и «ш» глухие.
Звуки «ж» и «ш» образуют пару по звонкости-глухости.
У звука «ц» нет пары по звонкости-глухости.
Если изучать фонетику русского языка, то найдем общее для звуков Ж Ц Ш:
Общее:
-это согласные звуки
-эти звуки непарные по твердости-мягкости (это именно те три исключительные твердые согласные в русском языке для которых нет пары)
Разное:
Все эти «странные» фразы, кроме последней – это палиндромы. Они одинаково читаются как слева на право, так и наоборот, справа налево. По-другому они называются перевертень, а ещё палиндромон. С греческого – «движущийся обратно». Причём палиндромами могут быть не только слова, предложения и т.д., но и числа, такие, как 555, 717 …, т.е. читающиеся одинаково в обоих направлениях. У палиндрома есть разновидности, например: не буквенный, а словесный и многочисленные пограничные с ним формы. Палиндромы встречаются практически в любом языке. Самым первым (I век н. э.) из известных палиндромов считается SATOR из Геркуланума:
Это выражение с латинского приблизительно означает «Сеятель Арепо с трудом держит колёса». Оно примечательно тем, что, помещённое в квадрат, читается одинаково во всех направлениях: слева направо, справа налево, сверху вниз и снизу вверх. Многие палиндромы в старину использовались как заклинания. И этот тоже, скорее всего.
Однако, как сказал судья из «Фарса об адвокате Пьере Патлене» суконщику: «Вернёмся к нашим баранам». Помните, когда суконщик судился с пастухом из-за украденных баранов. В ходе судебного процесс он узнаёт в Патлене, адвокате пастуха, покупателя, не заплатившего ему за 6 локтей сукна и постоянно уходит от главной темы и переводит разговор с пастуха на Патлена. Судье же приходится напоминать присутствующим о пресловутых баранах.
Вот и мы должны вернуться к «нашим баранам», т.е. «странным» фразам. Последняя фраза, как вы уже догадались немного отличается от предыдущих.
Если слева направо написано: «Уж я веник не вяжу», то в обратном направлении справа налево она звучит несколько иначе, а именно: «Уж я венки не вяжу». Разница в одной букве «и», которая изменила слово, превратив «веник» в «венки». И в количественном отношении тоже, как волшебная палочка, поработала на «славу»: из одного веника сделала много венков.
Думаю, что много венков, если они, конечно, не траурные, лучше, чем один веник. Хотя некоторые хозяйки возразят и, может быть, будут правы: в хозяйстве веник нужнее.
Ну а остальным: как можно больше венков из лавровых или дубовых листьев в качестве награды, признания заслуг и символа победы.
И, конечно же, всем удачи, здоровья и процветания!