Что общего у зверей
Окружающий мир. 1 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 1 класс
Урок 6. «Такие разные животные?»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Зоология – наука о животных.
Жабры – органы дыхания рыб и некоторых других водных животных.
Саванны – тропические степные равнины с редко растущими деревьями и кустарниками.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Наша планета Земля – это огромный шар. Единственная планета, на которой существует жизнь. Жизнь – самое удивительное и замечательное явление природы. Оно превратила когда-то пустынную Землю в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях, и в вечных снегах, на суше, в воздухе, в воде. Всюду обитают живые существа.
Природа нашей планеты Земля уникальна. Мир животных огромен и разнообразен.
Среди них есть огромные, как великаны – это слоны, киты, так и совсем крошечные. Животные бывают разными – милыми, озорными, спокойными, грозными, бывают самых разных форм, размеров и окраски. При этом ведут образ жизни, который подходит им больше всего, живут именно там, где хотят, передвигаются так, как им удобно – по воздуху, по земле, воде, деревьям. Именно поэтому братьев наших меньших можно увидеть в любой точке земного шара.
Говоря о животных, мы представляем себе своего верного четвероногого друга – собаку, милую кошечку, белочку или красавца оленя. А может быть это пёстрые бабочки или мохнатые шмели, летающие над лугом. Вы спросите: разве бабочки и шмели тоже животные? Да, конечно! Бабочки, шмели и все другие насекомые – это настоящие животные. И птицы, и рыбы, и змеи, и ящерицы, и лягушки, и черви – всё это животные.
На этом уроке вы узнаете о разнообразии животных. Каких животных называют насекомыми, рыбами, птицами, зверьми.
Все животные не похожи друг на друга. Видов животных на нашей планете настолько много, что этим занимается целая наука, которая называется ЗООЛОГИЕЙ. Учёные-зоологи разделили всех животных на группы. Так их легче изучать.
1. Рассмотрите фотографии птиц. Птицы – одни из самых распространённых животных на земле. Они и в воздухе, и на суше, и в воде, обитают везде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы совсем крошечные, другие, наоборот, очень большие. Тело птицы имеет сложное строение, в роль в нём играют перья. Большие перья на крыльях помогают птице летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму. Пух, находящийся под пером, согревает тело. Перья хвоста позволяют птице держать равновесие, делать повороты, остановки. Тело птицы хитроумно устроенный аппарат, и важную роль в нем играют перья. Большие перья на крыльях помогают птице летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму. Пух, находящийся под пером, согревает тело. Перья хвоста позволяют птице держать равновесие, делать повороты, остановки. Тело птицы состоит из головы, шеи, туловища, передних и задних конечностей и хвоста. Крылья – это передние конечности, а ноги – задние. На голове расположены органы чувств и ротовая полость. Челюсти заканчиваются роговыми покровами, образующими клюв. Тело птиц покрыто перьями. Большие перья на крыльях помогают птице летать, перья на туловище защищают тело. Перья хвоста позволяют птице держать равновесие, делать повороты, остановки. Перо – это главный признак птиц. У других животных такого признака нет. Но не все птицы умеют лететь. Есть птицы, которые не умеют этого. Это пингвины, страусы.
Хоть пингвины и не умеют летать, они прекрасно ныряют и плавают.
2. Рассмотрите фотографию. Это рыбы. Они тоже относятся к животным. Рыбы живут в воде. Они отличаются от других животных. Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Дышат рыбы с помощью жабр. Жабры устроены таким образом, что могут удерживать кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Тело рыб покрыто чешуёй. Чешуя – это главный признак рыб. У других животных такого признака нет. Рыбья чешуя растет всю жизнь. Есть рыбы, которые могут жить только в морской солёной воде. Такие рыбы называются морскими. Это акула, морской окунь, треска, камбала. А есть рыбы, которые живут только в речной воде. Их называют речными рыбами. Это щука, сом, карась, ёрш.
3. Рассмотрите картинки. Это насекомые. На нашей планете живет 2 млн видов насекомых. Более чем всех остальных животных, да и растений вместе взятых. Они обитают в почве, на земле и в воде, в воздухе – везде. Насекомые отличаются от других животных тем, что у них шесть ног, пара усиков. 1–2 пары крыльев и тело, которое состоит из трёх частей – это голова, грудь и брюшко. Шесть ног – это главный признак насекомых. У других животных такого признака нет.
4. Следующая группа животных – звери. Отличительный признак зверей шерсть, которая покрывает тело. Количество шерсти на теле зверей может быть разной. У лисы её много, а у слона мало. Это зависит от того, где зверь живёт и какой образ жизни ведёт. И ещё звери выкармливают своих детёнышей молоком, поэтому их ещё называют млекопитающими. Рассмотрите, из каких частей состоит тело млекопитающих – это голова, шея, туловище, хвост и ноги. А как вы думаете, почему у одних млекопитающих шея длинная, у других на спине горб, или у некоторых зверей пушистый хвост? Дело в том, что особенности строения тела млекопитающих связаны со средой их обитания. Например, длинная шея помогает жирафу доставать еду с самых высоких деревьев, причем самую свежую. В жаркой африканской саванне, где обитают жирафы, самые свежие зеленые листья растут на верхушках деревьев. А горб верблюда – это хранилище запасов пищи. Верблюд живёт в пустыне и ему трудно искать пищу и воду. А запасов жира в горбе верблюду хватает примерно на две недели. В течение этого времени он может ничего не есть и не пить. Белка проводит свою жизнь на деревьях. Она пользуется своим пушистым хвостом как парашютом. Когда она прыгает с дерева на дерево, то расправляет хвост, который поддерживает ее в воздухе и помогает сохранить равновесие.
Все животные разные. В естественных условиях эти животные живут далеко друг от друга. Но есть такое место, где различные животные могут обитать рядом и не мешать друг другу. Это место называется зоопарк. Зоопарк или зоологический парк – место, где содержат диких животных, чтобы люди могли узнать о животных больше, наблюдая за ними. Здесь можно увидеть животных, которые живут не только в нашей местности, но и в дальних странах. В нашей стране очень много разных зоопарков.
Самые большие зоопарки находятся в городах – Новосибирске, Москве, Ижевске.
Разбор типового тренировочного задания
Текст вопроса: Рассмотрите изображения животных. Распределите их на группы. Перенесите картинки в соответствующие столбцы.
Разработка урока по окружающему миру на тему «Что общего между разными животными?» (1 класс).
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: «Что общего между разными животными?».
Цель: познакомить с разнообразием животного мира; с отличительными признаками основных групп животных.
Формирование предметных задач:
различать группы животных (насекомые, паукообразные, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся)
узнавать животных различных групп по описанию
Формирование метапредметных задач:
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, удерживать цель деятельности
формирование учебно – познавательного интереса к новому материалу, способность к самооценке
строить речевые высказывания в устной форме, использовать в общении правила вежливости
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения: учебник, таблицы «Дикие и домашние животные», средства ИКТ.
Учитель: А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
2.Сообщение темы урока.
Демонстрация видео « В мире животных»
Кто догадался,кому будет посвящен наш сегодняшний урок? Сформулируйте тему урока. Что мы хотим узнать о животных?
3.Актуализация знаний учащихся.
Учитель : Вспомните, каких животных вам приходилось видеть в природе?
(Дети перечисляют животных).
Как одним словом назвать животных, которые живут у нас дома? (домашние).
Вот посмотрите, какие картинки я вам принесла.
(Учитель показывает картинки с изображением жука, рыбы, птицы, собаки). Учитель : Ой, что случилось? Клякса так не хотела, чтоб вы их увидели, и испортила все рисунки. Как быть, как теперь исправить все изображения.
4. Основной материал.
(Направленная беседа. Постановка проблемной ситуации.)
Учитель: Животных на Земле очень много. Они обитают везде – в воде, в земле, на земле, в воздухе. Сегодня на уроке мы будем настоящими маленькими исследователями и научимся отличать животных каждой группы
Сегодня на уроке мы будем настоящими маленькими исследователями и научимся отличать животных каждой группы.
Откройте учебник на страничке 26. Рассмотрите животных на рисунках. Дополните каждую группу.
По каким признакам объединили животных?
(Дети называют признаки каждой группы).
Учитель : Давайте поиграем. Я загадала животное одной из этих групп. Попробуйте угадать какое.
У него есть голова, тело и ноги. Кто это? Легко справиться? Почему?
У него есть голова, тело, ноги и крылья. Кто это? Хватает признаков?
У него есть голова, тело, ноги, крылья, клюв и перья. Так кто же это?
Учитель: Какие существенные признаки помогли вам определить животное?
По каким признакам вы узнаёте насекомых? Рыб? Млекопитающих?
(Слайд 2, 3, 4).Вслушайтесь в слово: млекопитающие?
Вдруг видит, а в луже
Извинился к тому же.
Давайте посмотрим, как ребята научились различать группы животных. Поработаем самостоятельно.
Я делаю вывод, что задумано животное. Это птица?
У него копыта или когти?
Вы задумали животное «Кошка»
Теперь я загадаю животное (Змея). Попробуйте угадать так, как это делала я.
Почему у вас не получилось?
Учитель: По особенностям строения животных разделили еще на группы. Страничка учебника 27. Перед вами основные группы животных. Инсценировка.
Я летаю, я порхаю,
На цветок похожая.
Я красивая такая,
Милая, пригожая! Кто я? Посмотрите на мое брюшко. Там есть поперечные полоски, словно, брюшко чем – то насечено. Поэтому нас и назвали – насекомые. У меня, как и у всех насекомых 6 ножек. Ой, кто это?
(Выходит паук). Сеть я крепкую сплету, и затаившись, мошек жду. Ну, кто я? У меня 8 ножек. Поэтому я не насекомое! Назовите мою группу.
(Дети называют: паукообразные). Чем я отличаюсь от насекомых?
(Выползает улитка). Ох, успела. Тяжело мне двигаться, ведь у меня тело без костей, мягкое, слизистое покрытое большими складками, которые называются «мантией». У многих моих собратьев эта мантия покрыта твердой раковиной, которую люди называют домиком.
Учитель: Ребята, как называют эту группу животных? Чем они отличаются от других животных?
(Выползает змея и прыгает жаба).
Учитель: Кто это? У неё чешуя, как у рыбы. Детёнышей она выводит из яичек, как птичка. Кто же она? (Ответы детей).
Змея: Тело моё подразделяется на голову, шею, туловище, хвост. У некоторых собратьев пятипалые конечности, кроме меня, 4 лапы. Кожа сухая, покрыта роговыми чешуйками, что защищает тело от высыхания. Передвигаемся в основном ползанием по земле, пресмыканием по земле. Поэтому и называют нас – пресмыкающиеся.
Жаба: Могу жить в воде и на суше, могу спать полгода и при этом ничего не есть и не пить. Тело покрыто тонкой влажной кожей, которую необходимо смачивать водой. Как называется моя группа животных?
Учитель: С какими новыми группами животных вы познакомились?
Учитель: Ребята, угадайте животное по описанию.
(Дети описывают животных и угадывают их название)
(Таблица. Морская звезда, Коралл, Актиния).
Презентация по окружающему миру на тему «Что общего между разными животными?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Презентация к уроку окружающего мира 1 класс «Что общего между разными животными?»
дупло дятла осиное гнездо берлога медведя норка крота хатка бобров гнездо ласточки
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1034783
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Чем звери отличаются от всех других животных и кто к ним относится, разница
В разговорной речи и в литературных произведениях понятия «животные» и «звери» зачастую отождествляются. Потому многие люди воспринимают эти слова как синонимы. Однако с биологической точки зрения это неверно. Так чем же конкретно звери отличаются от других животных? Чтобы дать ответ на этот вопрос, важно разобраться в терминологии. Немаловажное значение имеет анализ главных признаков.
Что значит животное
С биологической точки зрения, животными называется царство, которое относится к эукариотам. Под этим термином подразумевают организмов, клетки которых имеют ядро. Изучением этих организмов занимается зоология.
Для всех животных характерны определенные отличительные черты. Все они считаются гетеротрофами, способными перемещаться. К тому же животные поглощают готовые органические соединения. При этом некоторые другие живые организмы способны их синтезировать самостоятельно.
В зависимости от особенностей питания всех животных стоит разделить на несколько категорий. Они бывают растительноядными, плотоядными, всеядными. Также существуют паразиты.
Особенности зверей
В биологической науке зверями называют определенный подкласс млекопитающих. К ним относится большая часть млекопитающих животных Земли. Исключением считается лишь подкласс, который называется первозвери. Этих особей также называют однопроходными.
Первозвери имеют особый проход, который они используют для откладывания яиц. Однако представители этого подкласса используют для вскармливания вылупившихся детенышей молоко. Представителями первозверей считаются ехидны и утконосы. Для этих особей характерно наличие примитивных молочных желез, которые продуцируют питательную жидкость.
Остальные млекопитающие считаются живородящими. Это означает, что они вынашивают своих детенышей в плаценте или используют для этой цели специальную сумку. Вскармливание потомства осуществляется сформированными молочными железами.
Для зверей характерны определенные особенности. Они отличаются наличием волосяного покрова. К тому же эти особи имеют разделенные зубы и наружные ушные раковины. Еще одной их чертой считается высокая температура тела. Потому зверей часто именуют теплокровными существами.
Схожесть
Многих людей интересуют общие черты между рассматриваемыми понятиями. По сути, все звери представляют собой животных, поскольку относятся к их царству. При этом далеко не каждое животное считается зверем. Есть мнение, что зверь – это подкласс млекопитающих, которые относятся к царству животных.
Чем звери отличаются от животных
Между рассматриваемыми понятиями существует определенная разница. К главным особенностям относят следующее:
В любом случае, рассматриваемые понятия позаимствованы из науки. При этом их разница рассматривается, как правило, исключительно в биологическом разрезе. В восприятии человека часто употребляется другое значение слов.
Иногда в отношении к людям применяют термин «озверел» и подразумевают при этом свирепое дикое животное. Оно умеет охотиться и способно растерзать добычу на куски. Таким образом, стоит сделать вывод, что в народе часто используются и другие значения слов.
При этом люди могут называть дикого волка зверем, а корову – домашним животным. На самом деле, оба вида живых существ считаются зверями. При этом один из них одомашнили и стали называть домашними. Существ, которые живут в лесу, называют дикими. Применительно к ним с лексической точки зрения чаще употребляют слово «звери».
Какие животные относятся к зверям
Зверями называют подкласс млекопитающих. Он объединяет современных млекопитающих, которые рожают детенышей без откладывания яиц. Сюда входят и плацентарные, и сумчатые особи. Таким образом, практически все современные млекопитающие – звери. В эту группу входят и люди.
К характерным особенностям зверей, которые отличают их от других животных, относят следующее:
Стоит отметить, что есть и особенная категория, которую противопоставляют зверям. Их называют первозвери. Такие особи представляют собой переходный вид от рептилий к млекопитающим. К этой категории относятся редкие особи – ехидна и утконос.
Первозвери адаптировались к жизни на суше, потому они отличаются волосяным покровом. Тем не менее, эти особи лишены наружного уха, которое помогает остальным живым существам слышать на суше. Эти особи также представляют собой яйцекладущих животных, как и их предшественники – рептилии. При этом остальные млекопитающие считаются живородящими.
Таким образом, если не брать в расчет особенную группу первозверей, стоит сделать вывод, что все звери – это млекопитающие животные. Однако важно отметить, что есть в мире и особая группа особей, которых сложно однозначно классифицировать. К примеру, синий кит отличается признаками и млекопитающих, и рыб.
Выводы
Между рассматриваемыми понятиями есть много отличий. Так, понятие животных значительно шире, нежели термин «звери». Дело в том, что звери считаются одной из составляющих царства животных. При этом их называют наиболее высокоорганизованным подклассом этого царства.
Окружающий мир 1 класс 1 часть. Кто такие звери стр. 38 – 39
Из этой темы учебника «Окружающий мир» первоклассник узнает о том, кто такие звери, и чем они отличаются от прочих живых существ.
1) Вспомните, каких зверей вы знаете. Рассмотрите рисунок. Какое из этих животных зверь?
Я знаю: кошку, собаку, мышь, зайца, медведя, слона, жирафа, носорога, льва, тигра и многих других.
Тело зверей покрыто шерстью, а своих детёнышей они выкармливают молоком.
На рисунке мы видим жука, который является насекомым. Видим орла, который оказывается птицей. Видим щуку, которая является рыбой.
А зверь здесь один — это крыса.
2) Изучите по рисунку строение тела жирафа. Найдите указанные части у других зверей, изображённых в учебнике. Чем покрыто тело всех зверей? Объясните, что изображено на фотографии.
Рассмотрим строение тела жирафа. На рисунке мы видим, что тело жирафа состоит из головы, шеи, туловища, хвоста и ног. Таково же строение тела всех остальных зверей.
Тело всех млекопитающих покрыто шерстью.
На картинке мы видим, как собака выкармливает молоком своих щенят. Все звери кормят молоком детёнышей и потому их также называют млекопитающими.
3) Практическая работа. Рассмотрите шерсть животных. Изучите её строение.
Шерсть животных служит для защиты кожи от перепадов температуры. Она состоит из волосков разной длины и густоты.
Самым густым и коротким является мягкий подшёрсток. Над ним растут более длинные, редкие и жёсткие волосы — это остевой волос.
4) Назовите этих зверей. Неизвестных вам зверей узнайте с помощью атласа-определителя. Проверьте себя с. 91
Определим, какие животные показаны на этом рисунке:
Слева вверху изображена Летучая мышь. Под ним сидит полосатый Бурундук. Ещё ниже мы видим Кабана. Правее стоит огромные лесной великан — Лось. Справа вверху Крот выбирается из своей подземной норы, рядом с ним Бобр с хвостом-лопатой, а внизу Выдра, на потопленном бревне.
5) Рассмотрите на рисунке летучую мышь, крота, бобра, выдру. Что необычного в строении их тела? Подумайте и объясните, с чем это связано.
Необычное в строении Летучей мыши: огромные кожистые крылья. С их помощью летучая мышь может летать.
Необычное в строении Бобра: лопатообразный хвост. Бобр хорошо плавает, живёт в хатке, вход в которую расположен под водой. И такая форма хвоста помогает ему плавать.
Необычное в строении Выдры: у выдры очень длинное вытянутое тело и хвост. Выдра хороший пловец и такое строение помогает ей быстро плавать и ловить рыбу и бобров.
Необычное в строении Крота: крот почти слеп, ведь он живёт под землёй. Поэтому у крота очень сильные загребущие лапы, которыми он проделывает свои подземные проходы.
Домашнее задание
1. Кто такие звери?
Это животные, которые покрыты шерстью и выкармливают детёнышей молоком.
2. Назовите основные признаки зверей.
Их тело покрыто густой шерстью, они кормят своих детёнышей молоком.
3. Почему второе название зверей — млекопитающие?
Потому что они кормят молоком своих детёнышей.
4. Приведите примеры зверей.
Слон, жираф, лев, кролик, кошка, собака, медведь, рысь, хомячок, корова, лошадь.