Что общего в архитектуре и дизайне

От античности до модернизма: 8 основных стилей в архитектуре

Что общего в архитектуре и дизайне

Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время его постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже и на автора. Разные стили оперируют разными формами и материалами, отражая изменения моды, верований, владеющих умами идей, технологий. Какие-то стили следуют друг за другом в хронологическом порядке, какие-то развиваются параллельно во времени.

Чаще смена доминирующих стилей происходит постепенно, по мере того как архитекторы воспринимают дух времени и адаптируются к новым идеям. Вместе с экспертами разбираемся с базовыми стилями в архитектуре.

Эксперты в статье:

Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии DVEKATI

Николай Фанеев, ведущий архитектор студии IND architects

1. Античный стиль

Древнегреческая архитектура появилась на материковой части Греции, Пелопоннесе, островах Эгейского моря и в колониях в Анатолии и Италии в период приблизительно с 900 года до н. э. до I века н. э. Самые ранние сохранившиеся сооружения датируются примерно 600 годом до н. э.

Что общего в архитектуре и дизайне

Древнегреческая архитектура особенно известна своими храмами. Вторым важным типом зданий, дошедшим до наших дней, считается театр под открытым небом. Самый ранний из них датируется примерно 525-480 годами до н. э. Еще сохранились ворота для процессий (пропилеи), окруженные колоннадами рыночные площади (стоа), здания городского совета (булевтерии), гробницы (мавзолей) и стадионы.

Что общего в архитектуре и дизайне

Основные черты древнегреческой архитектуры:

Екатерина Сванидзе:

«К античному стилю можно отнести архитектуру Древней Греции VII-VI вв. до н.э. и архитектуру Древнего Рима. Преобладающей типологией в это время были храмы, спроектированные с учетом принципов симметрии, геометрии, гармонии частей и целого, перспективы. Отличительная черта античного стиля (в особенности в греческой архитектуре) — ордерная система (ионический, дорический, позднее — коринфский ордеры), которая впоследствии была переосмыслена римлянами — появились римско-дорический, тосканский, римско-ионический, римско-коринфский ордеры и композитная капитель. К самым ярким примерам античного стиля относятся Парфенон, построенный в Афинском Акрополе в V веке до н.э., и амфитеатр Флавиев (Римский Колизей) 72-80 гг. н.э».

2. Готика

Готика — стиль, особенно популярный в Европе с середины XII по XVI век, а в некоторых районах сохранившийся до XVII—XVIII веков. Стиль возник в регионе Иль-де-Франс на севере Франции, развившись из романской архитектуры.

Что общего в архитектуре и дизайне

Одной из главных инженерных инноваций готической архитектуры стала каркасная система. С виду ажурная и «сложносочиненная» (полная противоположность монументальной романской), она изменила распределение нагрузки в здании, облегчила стены и перекрытия, дала возможность увеличить высоту сооружений и их площадь, а также сэкономить строительные материалы.

Что общего в архитектуре и дизайне

Образцы готических построек можно найти в христианской церковной архитектуре — соборах, аббатствах и приходских церквях. В этом стиле также строили замки, дворцы, ратуши, университеты и даже частные жилые дома. Многие образцы средневековой готической архитектуры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Что общего в архитектуре и дизайне

Николай Фанеев:

«Готическая архитектура в основном представлена религиозными сооружениями. Безусловно, готика ассоциируется, прежде всего, с собором Нотр-Дам-де-Пари, Шартрским Собором, Аббатством Сен-Дени, Кельнским собором и др. Несколько особняком стоит английская готика, которая, переняв характерные черты оригинального французского стиля, адаптировала его к своим региональным предпочтениям. Например, английская готика, в отличие от французской, тяготеющей максимально ввысь, подчеркивала длину здания, а не его высоту. Примеры: кафедральные соборы в Линкольне и Йорке, кафедральный собор в Глостере и др».

3. Барокко

Барокко — декоративный стиль, который появился в Италии в начале XVII века и постепенно распространился по всей Европе. Своего пика стиль достиг в эпоху высокого барокко (1625-1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675-1750) стиль пришел в Россию, а также в испанские и португальские колонии в Латинской Америке.

Что общего в архитектуре и дизайне

Архитекторы эпохи барокко до предела развили основные элементы архитектуры Возрождения (которая, в свою очередь, наследует античному стилю), включая характерные купола и колоннады, и сделали их более высокими, величественными, украшенными. Внутри здания часто использовалась живопись Тромплей (также известна как «обманка» — изображение, выполненное настолько точно, что его можно принять за кусок реальности) в сочетании со скульптурой. Для барокко характерен избыточный декор: многочисленные ангелы и раскрашенные фигуры на потолке, витые колонны, изобилие декоративных элементов, занимающее все пространство. Во дворцах в стиле барокко парадные лестницы стали центральным элементом.

Что общего в архитектуре и дизайне

Екатерина Сванидзе:

«Барокко» (в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы») — это стиль абсолютистской эпохи (с 1600 г. до 1780 г.), когда власть церкви солидаризируется со светской. Пышность декора, впечатляющие размеры сооружений и особое членение барочных помещений усиливают авторитет церкви и государства — католическая церковь взывала к верующим через искусство и архитектуру. В этом стиле архитектуре подчиняются все остальные виды искусства — скульптура, живопись. Сложные архитектурные формы, в основе которых, как правило, был овал/эллипс, а также динамическое противопоставление и взаимопроникновение пространств, величие, драматизм и контраст освещения, пышные формы и богатый декор — характерные черты барокко. Грандиозные творения барокко — церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции, базилика Санта-Кроче в Лечче».

4. Классицизм

Корни классицизма уходят в храмовую архитектуру Древней Греции и в религиозную, военную и гражданскую архитектуру Римской империи. Стиль отличается ясностью и простотой традиционных форм, например, колоннами, каждая из которых имеет фиксированные пропорции и орнаменты. Он развился в архитектуре в эпоху итальянского Возрождения, особенно ярко ранний классицизм представлен в работах и проектах Леона Баттисты Альберти и Филиппо Брунеллески.

Что общего в архитектуре и дизайне

Классицизм быстро распространился в Италии, а затем пришел во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны. В каждой из них он трактовался по-своему, обретая индивидуальные черты. В эпоху правления Людовика XIV на фоне абсолютизма появился «Большой стиль» — в нем соединились классицизм и барокко. В России на классические здания в этом стиле «наложилась» военная и патриотическая тематика.

Что общего в архитектуре и дизайне

Николай Фанеев:

«На рубеже 1800 г. старый мировой порядок сменяется — получают развитие идеи субъективизма, либерализма, демократии, церковь утрачивает былую силу, а церковное строительство перестает быть стилеобразующим. Однако для создания нового стиля не хватало знаний и развитого вкуса, поэтому в этот век обратились к формам античности. Идеалы красоты «археологического классицизма» были определены в труде Винкельмана «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре». Характерные черты стиля: членение корпуса сооружения пилястрами и карнизами, фасадная сторона напоминает греческий или римский храм с треугольным фронтоном или портиком. Пара примеров классицизма в архитектуре — Сан-Франческо ди Паола в Неаполе и кафедральный собор Казанской Божьей Матери в Санкт-Петербурге».

5. Рококо

Стиль рококо возник в XVIII веке как реакция против величия и симметрии классицизма. Это более плавный и детализированный стиль, включающий витиеватые, асимметричные узоры, работу с пастельными оттенками.

Стиль появился в Париже в ответ на тяжеловесную архитектуру барокко и вскоре был принят во Франции, Германии, Австрии. К концу XVIII века господство рококо в значительной степени сменилось неоклассическим стилем.

Что общего в архитектуре и дизайне

Хотя между архитектурой барокко и рококо есть много общего, можно найти и различия. Внешний вид зданий в стиле рококо более игривый, легкий и с обильным использованием изгибов. Одно из принципиальных различий еще и в том, что рококо подчеркивает асимметрию форм.

Стены, молдинги (выпуклые декоративные детали на фасадах) и потолки зданий в этом стиле украшены многочисленными переплетениями декоративных деталей, основанных на формах «C» и «S», раковинами и другими натуралистическими формами.

Что общего в архитектуре и дизайне

Цвета рококо преимущественно пастельные, активно задействуются слоновая кость и золото, в декоре много зеркал — для усиления ощущения открытого пространства. В стиле рококо построены Азамкирхе в Мюнхене, Дворец Сан-Суси в Потсдаме, Дворец Келуш в Синтре, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Дворец Чапских в Варшаве.

6. Ампир

Ампир как движение в архитектуре, интерьерах, изобразительном искусстве возник во Франции во время правления Наполеона. Этот стиль процветал в первой трети XIX века в странах Западной Европы, а затем и в России.

Что общего в архитектуре и дизайне

Стиль активно продвигали придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен. Декор дворцовых интерьеров в стиле ампир отличался контрастными цветовыми решениями: синий, белый, ярко-красный, четкие линии, обилие позолоты. Стены обычно обтягивали шелком яркого цвета, орнаментом служили ромбы, круги, военные символы — мечи, копья, щиты. Большой популярностью пользовались египетские мотивы, которые вошли в моду после Египетского похода Наполеона.

Что общего в архитектуре и дизайне

Основными сооружениями, которые относятся к этому стилю, считаются триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, Вандомская колонна, триумфальная арка на площади Шарля де Голля. Интерьеры в стиле ампир можно увидеть во дворце Фонтенбло и в Большом дворце в Версале.

Николай Фанеев:

«Стиль ампир появился во Франции во времена правления Бонапарта (1804-1814), считавшего себя величайшим императором со времен античности и использовавшего архитектуру для создания визуальной связи и коннотаций между Французской Империей и Римской Империей. В сооружениях той эпохи — преимущественно триумфальных арках — широко применялись символы и орнаменты, заимствованные из античного мира (в частности, Римской Империи)».

7. Модерн / Ар-нуво / Югендстиль

На рубеже XIX—XX вв. стиль модерн буквально захватил весь европейский континент, по-разному проявляясь в каждом национальном контексте: в Германии и Австрии он известен как югендстиль или стиль Сецессиона, в Бельгии и Франции — ар-нуво, в Италии — стиль либерти или stile floreale (цветочный стиль). Главное утверждение модерна: искусство и жизнь неразделимы. Природа становится основным источником вдохновения для движения, которое стремилось к полному единству структуры и декора. Модерн характеризуется извилистыми линиями и органическими объемами, часто встречаются флоральные и анималистические мотивы. Ярчайший пример модерна — входы на станцию метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром.

Что общего в архитектуре и дизайне

8. Модернизм

Модернизм — архитектурный стиль, основанный на инновационных для прошлого века технологиях строительства, в частности, использовании стекла, стали и железобетона. Основными критериями в архитектуре стали функциональность, минимализм, отказ от орнамента. Стиль возник в первой половине XX века и стал доминирующим после Второй мировой войны и до конца 1980-х.

Что общего в архитектуре и дизайне

Архитектура модернизма появилась в результате прорыва в технологиях, инженерии и строительных материалах, а также из желания оторваться от исторических архитектурных стилей и изобрести что-то новое.

Что общего в архитектуре и дизайне

Использование чугуна, гипсокартонного листового стекла и железобетона позволило строить конструкции, которые были как никогда прочными, легкими и высокими. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года — ранний пример революционной для своего времени конструкции из железа и листового стекла

В 1884 году был построен первый небоскреб со стальным каркасом — десятиэтажное здание страховой конторы в Чикаго архитектора Уильяма Ле Барона Дженни. Железный каркас Эйфелевой башни, в то время самого высокого сооружения в мире, поразил воображение миллионов посетителей Всемирной выставки 1889 года, которая проходила в Париже.

Николай Фанеев:

«Модернизм зародился в первой половине XX века и быстро стал ведущим стилем и даже философией архитектуры того времени. Это было связано со строго рациональным использованием материалов, конструктивными нововведениями, аналитическим подходом к функциям зданий. Главные постулаты — «форма следует за функцией» и «меньше значит больше». Пионерами движения были Ле Корбюзье и Вальтер Гропиус, а среди ярких представителей — немецкая школа Баухауз и Фрэнк Ллойд Райт».

Источник

Сравнительный анализ «Искусство-архитектура-дизайн»

Что общего в архитектуре и дизайне

Комаровой Ксении гр. 100-01

Сравнительный анализ «Искусство-архитектура-дизайн»

Что общего в архитектуре и дизайне

Дизайн – профессиональная деятельность по созданию потребительской ценности продукта массового потребления.

Дизайн – новый вид деятельности по проектированию предметного мира.

Искусство – деятельность по созданию специфического продукта, носителем которого выступает произведение искусства.

Искусство – один из универсальных способов конкретно-чувственного выражения невербализуемого духовного опыта.

Искусство – феномен конкретно-чувственного выражения некой смысловой реальности, не поддающейся никаким иным формам и способам выражения.

Искусство – форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения.

Искусство – творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений эстетически-выразительных форм.

Архитектура – деятельность художественно-образной организации пространства на основе строительных конструкций.

Архитектура – преображение утилитарно-строительной конструкции в композицию.

Архитектура – строительная деятельность, отражающая эстетическое отношение процесса создания строительного объекта.

Массовое искусство – коллективное создание произведений группами специалистов, часто остающихся анонимными, образность, визуальная убедительность предлагаемых потребителю произведений, отсутствие аргументации и убеждений.

Мода – суммарный стандарт визуальных признаков, отражающих символические, знаковые различия совокупности вещей, создающих вещное, предметное окружение человека «как у всех» (превращение товара в произведение искусства).

По составленной схеме дизайн, архитектура и искусство представлены в виде сфер, обозначающих деятельность людей. Каждый новый слой сферы появляется исторически с новым этапом в теории. Как видно, искусство, возникшее раньше архитектуры и дизайна, имеет больше наслоений в сфере деятельности.

Можно выделить наслоение сфер архитектуры, дизайна и искусства, и со временем наблюдается более сильное проникновение их между собой.

Если сравнивать дизайн, архитектуру и искусство как виды деятельности, можно вывести следующие различия: главной целью деятельности в дизайне выступает удовлетворение материальных потребностей, проектирование предметного мира, главная черта – утилитарность + искуственное создание ценностей; цель деятельности в искусстве – выражение духовного мира в предметную среду, если дизайн выступает как профессиональная деятельность, решающая определенные поставленные задачи, то искусство скорее творческая деятельность, не нацеленная на конкретный результат и подвластная любому человеку. Цель деятельности в архитектуре можно сказать затрагивает и цель дизайна и искусства, это и эстетическое отражение так и деятельность с конечной задачей – создание строительного объекта.

Рассматривая общее между дизайном и искусством – наслоение сфер деятельности, можно выделить следующее: идет проникновение дизайна и искусства и заимствование одного в другом. Данное наслоение можно охарактеризовать как современное искусство – деятельность, рассчитанная на массовое потребление, имеющая конечные цели: поразить, заинтересовать, эмоционально воздействовать на зрителя. В области современного искусства можно выделить 2 тенденции как «массовое искусство» и мода, как результат данного наслоения искусства и дизайна. Массовое искусство – как коллективная деятельность создания произведений, рассчитанных на потребление. Мода – тенденция на превращение предметов промышленного производства в произведения искусства.

Хотелось отметить так же явление как элитарное искусство, характерное для настоящего времени. Данный слой искусства рассчитан на общность людей, разбирающихся в искусстве. Объекты, созданные как произведения искусства сначала держатся в данном слое, в последствии копируются и выходят в массовое искусство как тенденции будущего.

Наслоение искусства и архитектуры появилось намного раньше по времени. Нельзя сказать, что архитектура – один из видов искусства с точки зрения деятельности. Причиной тому является 2 функции архитектуры: утилитарная и художественная. Помимо творчества в архитектуре должно учитываться и практическое использование данного объекта человеком. Если рассматривать наслоение архитектуры и искусства появляется художественное творчество в камне, дереве, глине на основе строительных конструкций. Лучшим примером может быть сакральная, храмовая архитектура, когда на первом месте стоит выражение духовного мира, творческая деятельность.

Третье наслоение: архитектура и дизайн – наиболее практическая деятельность, в основе которой утилитарное строительство, проектируемое на определенного потребителя. Творческая составляющая как таковая исчезает, идет акцент на массовое использование строительных сооружений. Как пример могут быть показаны застройки районов стандартными панельными домами, которые легко возвести за короткий срок. Налаженное конвейерное производство.

Источник

Что такое архитектура и дизайн

Архитектура и дизайн интерьеров неизменно сопровождают человека всю жизнь. Начиная с древних времен, когда люди строили простейшие сооружения для жизни и заканчивая высокотехнологическими современными зданиями архитектура и дизайн тесно связалась с нашей жизнью, работой, отдыхом и передвижением. Архитектура связывает между собой все аспекты нашего повседневного быта, начиная от дома и улицы, заканчивая бизнес центром, театром или стадионом.

Строительство и технический прогресс

Дизайн зданий варьируется в зависимости от страны, города и года создания, воплощая идеи архитектора и отображая определенные тенденции в архитектуре. Изучая здания из различных эпох, можно отследить изменения в дизайне, появление новых форм архитектуры (амфитеатры, стадионы и т.д.), а также определенный технический прогресс.

Что общего в архитектуре и дизайне

С развитием технологий, в строительстве начали использовать как натуральные материалы (дерево, камень, стекло), так и качественные износостойкие материалы, полученные искусственным путем. Прогресс также повлиял на внешний вид зданий – этажей становится все больше, а дизайн становится все изощреннее. Казалось бы, что уже все давно придумали, но современные архитекторы регулярно удивляют нас новыми и оригинальными проектами, украшая мир и привнося в него новые предметы искусства.

Изучение архитектуры

Архитектура и дизайн включают в себя довольно обширный спектр знаний, поэтому обучение этому искусству занимает много времени и сил. Благодаря различным онлайн порталам, как, например, The Architect, можно разбавить сухие лекции в университете интересной и живой информацией с наглядным примером современных зданий и проектов. Такие онлайн ресурсы также помогут найти друзей по интересам, с которыми можно бесконечно обсуждать архитектурные стили и последние строительные технологии.

Говоря об архитектуре, мы часто упоминаем именно здания и строительство. Однако, ландшафтный дизайн занимает довольно большую нишу в этой сфере и неразрывно связан с архитектурой домов и городов. Различные парки отдыха, сады и частные дворики дополняют дома и оживляют общий вид улицы или города. Невозможно представить Нью-Йорк без его Центрального парка, расположившегося посреди бетонных джунглей, а Париж без роскошного Сада Тюильри, созданного еще в 16-м веке.

Как видите, архитектура и дизайн понятия довольно обширные и многогранные. Изучая архитектуру, мы погружаемся в мир искусства и технологий, где творчество и креатив неразрывно связаны с точностью и скрупулезностью. Но несмотря на столь непростую науку, мир архитектуры не может не привлекать к себе внимание. Ведь созерцание прекрасного обогащает наш внутренний мир и делает нас немного лучше.

Добавлено: 28.02.2017 15:07:39

Еще статьи в рубрике Интерьерные решения от дизайнеров интерьера и производителей:

Источник

Новости

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Что общего в архитектуре и дизайнеХолодова Людмила Петровна

доктор архитектуры, профессор,
зав. кафедрой теории архитектуры и профессиональных коммуникаций,
ФГБОУ ВО «Уральский государственный архитектурно-художественный университет»,
Екатеринбург, Россия, e-mail: lph@usaaa.ru

АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ

В статье сравниваются две специальности: архитектура и дизайн архитектурной среды. Выясняется их схожесть и различие, причины возникновения дизайна и изменения в профессии архитектора.

Ключевые слова: архитектор, дизайнер, высшее архитектурно-художественное образование, специализации

Введение

Не секрет, что между архитекторами и дизайнерами есть легкий конфликт, недоверие или какая-то нестыковка. Скорее всего, есть зоны недопонимания. Видимо, система ожидания от дизайнеров у архитекторов одна, а от архитекторов у дизайнеров – другая. Посмотрим глазами дизайнера на многоэтажный дом постройки 80-х или 60-х гг. Эти серые чудовища не только не вызывают никаких эстетических эмоций, но и побуждают что-то написать на стенах этих домов или как-то их раскрасить. А дома, выполненные в стиле модерн или классицизм с их специфическими декорами и скульптурами, ни один дизайнер не тронет. Тут очень важно отметить, что архитектор не возьмется переделать фасад многоэтажного дома, выполненный в стиле функционализма. А дизайнер с легкостью нарисует на фасаде клеточки и полоски. Архитектор считает, что это глупая идея, а дизайнер полагает, что оставлять такой безликий дом в городе скучно и преступно. И оба правы.

Постараемся разобраться в причинах нестыковки этих специалистов, которые в равной степени занимаются искусственной средой обитания. Причем акцент сделаем на взаимодействии специальностей «архитектура» и «дизайн архитектурной среды» (в рамках государственного стандарта последний относится к архитектуре).

Рождение дизайна глазами архитектора

Дизайн в переводе с английского означает проектирование. Дизайнер – проектировщик. Когда нас спрашивают, кто Вы по образованию, архитектор говорит, что он архитектор, а дизайнер (т.е. проектировщик) отвечает, что он дизайнер. Казалось бы, логично. Однако, когда человек заявляет, что он проектировщик, то логичен вопрос: проектировщик чего? Отсюда начинается некоторый скепсис.

Уместно напомнить, что определения понятия архитектура тоже нет. Ни один серьезный ученый не будет определять, что такое архитектура. Суть в том, что архитектура создается для человека, а человек перманентно меняется: меняются его мировоззрение, образ жизни, социальный статус, отношение к техногенной среде и т.п. Мне очень нравится высказывание физика. На вопрос, что такое физика, он ответил: физика – это то, чем занимаются физики. Однако каждый знает, что архитектор формирует искусственную среду для жизнедеятельности человека. Причем архитектор опирается на знания в области строительства, экономики, строительного производства, социальных практик, художественных предпочтений общества, для которого он проектирует свой объект. Кроме того, существуют различные внутренние концепции архитектурной «моды». Достаточно долго архитекторы опирались на первый глобальный стиль [1], который относится к стилевой архитектуре. Затем, с появлением новых строительных материалов, радикального изменения в художественном творчестве (появление супрематизма и пр.) создается концепция СОВРЕМЕННОГО ДВИЖЕНИЯ, СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ. Стремление навсегда оставить прежнюю стилевую архитектуру породило новый подход к архитектурному творчеству, когда были сформулированы основы архитектурной композиции. Возник второй глобальный стиль [2], отрицающий стилевую архитектуру и преодолевший все препятствия на пути завоевания всего мира. Однако и конструктивизм сейчас называют стилем. Произошла некоторая метаморфоза. Но раз возник второй глобальный стиль, значит, будет и третий, и четвертый… Архитектурная наука развивается уже более пятисот лет. Дизайн совсем молодая специальность.

Дизайн как самостоятельная дисциплина «вышел» из недр технической эстетики. В России были созданы ВНИИТЭ – Всесоюзные научно-исследовательские институты технической эстетики, где эта дисциплина развивалась, обрастала отдельными рубриками (например, эргономика, цветоведение и др.) и никаких посягательств на архитектуру со стороны тех специалистов не было. Отметим два знаковых аспекта на конкретных примерах.

В недрах архитектуры промышленных зданий и сооружений возникла необходимость проектировать здания в тесной взаимосвязи с крупногабаритным, отдельно стоящим инженерным оборудованием. На примере архитектуры доменного цеха это выглядит особенно наглядно. Сначала домны были скрыты в каменном корпусе, потом доменная печь была открыта в своей верхней части, а затем стала самостоятельным сооружением, примыкающим к корпусу литейного двора. Необходимость гармонизации отдельно стоящего оборудования и здания – новая задача для архитектора. Помощь специалиста в области технической эстетики была жизненно необходима. На рис. 1 показан доменный цех Липецкого металлургического завода, который убедительно показывает роль инженерной инфраструктуры в композиции цеха.

Что общего в архитектуре и дизайнеРис. 1. Доменный цех Липецкого металлургического завода. Источник: Yandex.ru/imagets/search

Хочу привести фрагмент текста из автореферата диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры И.А. Касьяненко. Диссертация была защищена в 1985 г. и называлась «Заводы с открытым оборудованием (архитектурное исследование)». Это, конечно, давняя история, но, по меркам существования архитектурной науки, это было совсем недавно. В заключении по диссертационному исследованию написано следующее.

«Необходимо проводить:
— комплексное проектирование заводов с открытым оборудованием с участием различных специалистов, в том числе архитекторов. Архитектор при этом должен активно участвовать в работе таких групп, глубоко изучать характер технологических процессов и постоянно искать наилучшее сочетание функциональных и архитектурных решений;
— включение архитекторов в состав конструкторских бюро, разрабатывающих технологическое оборудование, предназначенное для открытой установки»
[3].

Выявилась потребность в специалистах, которые бы умели работать с технической инфраструктурой промышленных зданий. Открытое техническое оборудование появлялось не только на промышленных предприятиях, но и в городской застройке. Архитектор, конечно же, может освоить работу по приведению в гармонию оборудования в виде многочисленных труб, этажерок, кабелей и пр., но он обучен совершенно другому. Возникла потребность в специалистах, которые бы обеспечивали эту работу. Но специалистов по технической эстетике в высшем образовании не было. Возникла специальность «дизайнер». История могла бы развиваться по сценарию, в котором архитекторы бы работали в паре со специалистами по технической эстетике. Например, знаменитый Алвар Аалто всегда работал с архитектором-ландшафтником. Минималистические фасады Аалто дополнялись растениями с определенной кроной и цветом в разные периоды года, цветами и фонтанами. Опыт великолепный.

Можно привести другой впечатляющий пример из архитектуры гражданских зданий. Это всемирно известный центр Помпиду (рис. 2). Союз архитектуры и технической эстетики продемонстрирован в этом произведении искусства не только ярко, но и очень грамотно. Здесь на фасад вынесена инженерная инфраструктура здания, лестницы и галереи. Само здание – стеклянно-зеркальное.

Что общего в архитектуре и дизайне

Рис. 2. Центр Помпиду в Париже. Источник: Yandex.ru/imagets/search

Казалось бы, совершенно определилась новая специальность, которая будет востребована. Этого не произошло, но возникла специальность дизайн архитектурной среды. Известно, что преподаватели вузов должны отвечать за своих выпускников. Должно быть точно определено, чем будет заниматься выпускник, чем будет зарабатывать деньги. К архитектору обратятся заказчики с просьбой спроектировать здание, площадь, парк, беседку, промышленное предприятие, жилой район и др. А кто придет к выпускнику по специальности «дизайн архитектурной среды»? Вот тут возникает путаница. Может ли выпускник с дипломом по специальности «дизайн архитектурной среды» делать все, что угодно? Может, но это будет непрофессионально.

Однако обратимся к известному сайту «Мир вокруг: кто такой дизайнер среды – Учеба. ру», где подробно написано, кто такой дизайнер архитектурной среды и чем он занимается после окончания вуза. Хочу сразу оговориться, что выбор сайта случаен и его, может быть, некорректный текст не так уж важен, суть совершенно в другом.

«Дизайнер архитектурной среды проектирует здания, занимается их внутренним устройством и внешним видом. Это позволяет сделать городскую среду гармоничной, даже если она сочетает в себе массу разных объектов. Такие специалисты должны обладать развитым вкусом, хорошо знать историю архитектуры и понимать, как вписать ту или иную постройку в существующую среду» [4].

Однако известно, что учебный план для архитекторов и дизайнеров архитектурной среды существенно различается. Архитектор осваивает знания не только в области архитектурной композиции, но и в области конструкций, строительного производства, инженерной инфраструктуры зданий, вентиляции и еще много всего, что относится к возведению зданий и других сооружений. Кстати, архитектор несет уголовную ответственность в случае неграмотного решения, приведшего к разрушению объекта. Он обязан знать методы расчетов строительных конструкций из различных материалов, строительную механику, сопромат, материаловедение и пр.

Далее мы читаем про дизайнера. «Выпускники могут не только работать над проектированием объектов городской среды, но и заниматься дизайном интерьеров, ландшафтным дизайном, реставрировать старые постройки, разрабатывать архитектурную подсветку, создавать предметы интерьера и мебель. Также можно остаться в сфере образования» [4].

Но в отличие от дизайна архитектурной среды, у архитекторов имеются специальности, которым учатся семь лет. Это относится к реставраторам и ландшафтникам. Универсализм подготовки снижает его качество, глубину и ответственность. И разрабатывать мебель и подсветку надо только после того, как получил специальные знания. Нельзя качественно подготовить такого специалиста, который декларируется в документах вузов, готовящих таких специалистов.

Польза, прочность, красота

Содержание архитектурной специальности меняется. От витрувианской триады «польза – прочность – красота» давно отказались (правда, не все это осознали). Что касается пользы, то архитектор сейчас сам не разрабатывает перспективный план развития города или отдельной локальной территории, а получает техническое задание. Поэтому польза определена другими специалистами. Прочность отдана в руки конструкторов, которые имеют множество специализаций. Остается красота. И тут дизайнеры идут на помощь: раскрашивают здания в диагональную полоску, прикрепляют рекламы, делают световые инсталляции и пр.

Задачи, которые выполняет архитектор, за последние десятилетия сильно изменились. Однако кроме архитекторов, которые упустили очень многое, винить никого нельзя. Свято место пусто не бывает. Дизайнеры пришли на помощь. Такую среду, которая появилась в городах в 60-е – 80-е гг., терпеть нельзя. Архитекторы даже перестали заниматься разработкой интерьеров, и подобные заказы ушли к дизайнерам. Если это произошло, значит, были на то причины.

Попробуем разобраться. Вот как трактуется профессия архитектора на сайте МАРХИ: «Архитектор (греч. – основа, происхождение; и лат. tectum – дом, укрытие) – это специалист, который занимается разработкой планов, объемных форм зданий и расчетом их конструкций. Архитекторы формируют облик городов и поселков. Они проектируют жилые дома, промышленные предприятия и объекты социального назначения. Будни профессионалов состоят из расчетов, чертежей, бесед с заказчиками и представителями смежных профессий. Архитектор – это технолог окружающей среды. Основная задача архитектора заключается в разработке новых и оптимизации существующих объемно-планировочных решений окружающей среды, необходимых для нормального функционирования человека».

Совершенно очевидно, что обе профессии декларируют одно и то же. Однако образование у них разное. Отсюда идет некоторое непонимание друг друга.

Но вот что интересно. Если раньше, когда все признавали триаду «польза, прочность, красота», специальность архитектора была универсальна, архитектор обеспечивал все стороны создания архитектурного объекта и назывался зодчим, т.е. строителем, то в настоящее время эта профессия делится на отдельные специализации, на узкие профессии, востребованные временем и требующие специального образования. На сайте МАРХИ мы читаем: «В настоящее время профессия продолжает распадаться на специализации, и в крупных архитектурных бюро одни специалисты осуществляют проработку дизайн-макета, другие заняты планировкой, третьи ориентированы на разработку документации по проекту».

Универсальность исчезает. А дизайнер-архитектор претендует на такую универсальность. Оказывается, что он может проектировать здания, парки, поводить реставрационные работы, быть ландшафтником и пр. Но верен ли этот путь, ведь архитектор по этому пути уже прошел.

Вновь обратимся к триаде «польза, прочность, красота». Мы заявили, что она уже «не работает». Однако ее три составляющие для архитектора остались незыблемыми. С пользой и прочностью мы определились. А вот что происходит с «красотой»? Когда в 60-е гг. ХХ в. в России была объявлена «война» украшательству, когда здания полностью «оголились», наступила эпоха безликой архитектуры и типовых проектов, красота просто исчезла. И эту нишу пытается заполнить дизайнер, действуя самыми простыми средствами – раскрасить и прикрыть.

Здесь есть два пути. Первый: архитектор и дизайнер работают вместе, добиваясь гармоничной среды обитания, но каждый выполняет свою работу. Для этого надо четко разделить сферы деятельности. Дизайнер-архитектор работает не просто со средой, а средой, заполненной архитектурой, уже созданной, так или иначе. Нужно разработать новую методику такой работы. Второй: архитектор выполняет техническую работу по разработке документации, функциональной схеме, определению конструктивной основы и т.п., а дизайнер выполняет композиционную составляющую объекта. На одном сайте я даже прочитала, что архитектор должен реализовать уникальную дизайнерскую мысль [5]. Оказывается, что уникальная мысль образа архитектурного объекта может возникнуть только у дизайнера. Архитектор уходит на задний план, но сможет ли дизайнер в полной мере заменить архитектора? Тут важно вспомнить, что научной специализации «дизайнер» просто не существует. Есть кандидат и доктор архитектуры, и есть кандидат и доктор искусствоведения. Это очень разные науки. Если мы хотим восстановить позиции архитектуры, то проблемы гармонизации среды обитания человека должен решать не дизайнер, а архитектор (может быть, с помощью дизайнера, если будут сформулированы методы взаимодействия) на основе современных научных концепций. Сейчас же дизайнеры пытаются работать со средой, но умалчивают, что эта среда полностью состоит из архитектурных объектов. Что же это за среда, которую надо гармонизировать с помощью дизайнера? Кто ее такую сделал? Требуются научные исследования по пересмотру искусственной среды обитания с позиции теории архитектуры, поскольку объектом исследования является архитектура. Вот как раз таких исследований пока проводится недостаточно. Архитекторы сами должны признать свои ошибки или заблуждения.

Научные разработки ФГОСов ( федеральные государственный стандарты) тоже должны подвергнуться критическому анализу. Вот как в ФГОСах для архитекторов и дизайнеров архитектурной среды записано в п.4.3 1,2 :

4.3. Магистр по направлению подготовки 270100 Архитектура готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
проектная;
научно-исследовательская;
коммуникативная;
организационно-управленческая;
критическая и экспертная;
педагогическая.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4.3. Магистр по направлению подготовки 270300 Дизайн архитектурной среды готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
проектная;
научно-исследовательская;
художественно-эстетическая;
коммуникативная;
организационно-управленческой;
критическая и экспертная;
педагогическая.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр дизайна архитектурной среды, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.

Заключение

Возникновение специальности дизайн архитектурной среды произошло вполне объективно в период запретов на стилевую архитектуру и всеобщий переход на типовое строительство. Дизайнеры оказались востребованы. Однако в мире происходят изменения, которые доказывают необходимость научного мониторинга искусственной среды обитания человека. Взаимоотношения между архитектором и дизайнером архитектурной среды необходимо выстраивать для совместных действий на научной основе. При подготовке бакалавров и магистров по той и другой специальности важны их четко сформулированные профессиональные компетенции.

1 Приказ МО РФ от 25 января 2011 г. N98.

2 Приказ МО РФ от 29 марта 2010 г. N235.

Библиография

1. Хан-Магомедов, С.О. Претензии классицистической концепции на формирование стиля ХХ века/ С.О. Хан-Магометов// Архитектура мира. Architectura. – 1994. – Вып. 3: Запад-Восток: Античная традиция в архитектуре: мат-лы конф. – С. 181–183.

2. Холодова, Л.П. Профессиональное архитектурное образование: два глобальных стиля – две школы/Л.П. Холодова// Непрерывное архитектурное образование: проблемы и перспективы: мат-лы междунар. науч. конф., 19–25 сентября 2004 г. ВолГАСУ. – Волгоград, 2004. – С. 133 – 135.

3. Касьяненко, И.А. Заводы с открытым оборудованием (архитектурное исследование): дис. … канд. архитектуры / И.А. Касьяненко. – М.: МАРХИ, 1965.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *