Что общего в 18 веке было между чтением газеты ведомости и асторией

«РОССИЯ 18 ВЕК» СРОЧНО

1. Где в России находилось Лодейное поле и почему оно так называлось?

2. Какое сооружение в России в 18 веке было сооружено так, как никогда и нигде не сооружалось, потому что, оно было ограничено территорией другого архитектурного сооружения. Что это за сооружение?

3. Что общего в 18 веке было между чтением газеты «Ведомости» и асторией (рестораном) у Главной аптеки на Красной площади?

4. Один из первых учебников русской истории «Синопсис» весьма оригинально объяснял происхождение людей и государства? Каким образом?

5. «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за царя, но за государство. Не должна вас также смущать слава неприятеля-шведа, будто бы непобедимого. Имейте в сражении перед очами вашими правду и Бога…». Кому принадлежали эти слова?

6. По свидетельству современников, петровские школяры организовывали шайки для разбойных нападений на обывательские погреба и их кладовые. Почему так получилось?

7. Какое наказание ожидало учеников петровских школ и уилищ, если они прогуливали занятия?

8. Елизавета Петровна называла его «голштинским чертушкой»; ярый поклонник прусского Фридриха Второго; «случайный гость русского престола» по определению В. О. Ключевского. О ком идет речь?

9. Он был одним из последних, кто открыто восстал за сохранение казачьих льгот и привилегий; тайно он присутствовал на казачьем круге, где решался вопрос о его поимке; два месяца он был войсковым атаманом; он был казнен целых три раза. Кто этот человек?

10. В эти годы в России произошли события: а) Полтавская битва б) проведена подушная перепись населения и первая ревизия в) Крым присоединен к России г) издана Жалованная грамота дворянству. Что в эти годы произошло в Странах Европы и Востока?

11. Пришла к власти в результате дворцового переворота; любила балы и маскарады; страшная модница, в ее гардеробе было 15 тысяч нарядов; была тайно обвенчана с сыном украинского казака. О ком идет речь?

12. В знаменитом «Наказе» Екатерины 2, изданном для депутатов Уложенной комиссии, сформулирована мысль о том, что Россия нуждается в крепкой единоличной власти. Для чего понадобилось это «упоминание»?

13. Для каких целей Екатерина привлекала в «Новороссию» немцев, армян, греков и даже татар?

14.Кому из людей 18 века принадлежит впервые сказанная фраза, что «крестьянам помещики не вековые владельцы». К чему это привело?

15. В 1771 году в Москве были закрыты все лавки и прекратились все работы. Почему?

16. Был ли знаком А. В. Суворов с Е. И. Пугачевым?

17. Представьте себе, что Вы-свободный крестьянин и в 1758 году решили открыть свою мануфактуру. Удаться ли Вам это сделать?

18. Каким образом русско-турецкие войны 18 века влияли на изменение фамилий русских людей?

18. вопрос интересный. насколько помню массово фамилии у всего народа стали появляться больше в 19 веке, но, конечно процессы и раньше шли.

фамилии обычно идут от прозвищ, физических особенностей, названий мест, от имен (обычно предковых), от видов деятельности и от участия в событиях,

соответственно, в данном случае это должны быть фамилии, как-то связанные с реалиями этих войн.

казаки, например, могли притащит с собой трофейных турецких жён, у тех рождаются дети, сам казак гибнет и получается новая фамилия типа «турчанин» и т. д.

затем сражения. в тот период солдаты служили пожизненно, но могли все же получить отставку по болезням и ранам, еще как-то. Вот вам какие-нибудь Измайловы, Крымовы.

Опять же некие иноземцы могли поступить на службу со своими именами-фамилиями, которые начали обрусевать.

Источник

СБОРНИК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ИСТОРИИ РОССИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ОБУЧАЮЩИХСЯ

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

СБОРНИК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ИСТОРИИ РОССИИ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ОБУЧАЮЩИХСЯ

АВТОР: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИСТОРИИ

«ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. КИЕВСКАЯ РУСЬ».

1. Византийский император Константин примерно в 948 году писал: «Когда наступает ноябрь месяц, князья их в тотчас выходят со всеми русами и отправляются в круговой объезд именно в славянские земли. Прикармливаясь там в течении целой зимы, они в апреле месяце, когда растает лед на Днепре, снова возвращаются в Киев. Затем забирают свои корабли… снаряжаются и отправляются в Византию». Кто эти князья и какое явление описывал император?

2. Мифы представляли его кузнецом и пахарем, статным, высокого роста, с черными волосами и золотой бородой. По преданию он пускал стрелы, которые возвращались на землю лишь через три года. Как славяне называли своего бога-громовержца?

3. Летопись говорит о нем, что он «к книгам прилежа и собра писцов многы и перекладаше от грек на славянское письмо, и списаша книги многы»:

— в детстве повредил ногу, и потом его поддразнивали «хромцом»

— большие средства он затратил на украшение своей столицы, взяв за образец столицу Византии Константинополь

— благодаря ему мы знаем о порядках, существовавших в его государстве

— он осмелился сам, без ведома константинопольского патриарха назначить главу церкви

— не довольствуясь титулом великого князя, он приказал именовать себя царем. О ком идет речь?

4. Какого князя Древней Руси в народных преданиях называют «Красное солнышко»?

5. Какой алфавит состоит из шести букв?

6. Как в древности можно было попасть из Царьграда в Константинополь?

7. В 1072 году в Киеве один из торговцев обвинил крестьянина в краже принадлежавшей ему вещи. На суде крестьянин показал, что купил эту вещь в соседней волости… и тут же был приговорен к наказанию. Почему ему никто не поверил?

8. Во времена Святослава одних мужчин называли «мужами», а других – «мужиками». Какая здесь разница?

9. Для работы им требовались кожи, «телятины», «меха», «харатьи». Чем занимались эти люди?

10. В Европе и странах Востока в эти годы произошли следующие события: 1. образовался герцогство Нормандия 2. распался Арабский Халифат 3. Византия отвоевала у мусульман Сицилию 4. папа Урбан 2 объявил крестовый поход на Иерусалим. Что в эти годы происходило на Руси?

11. Он сам вел в бой свои дружины, воодушевляя воинов пламенной речью: «Да не посрамим земли русской, но ляжем костьми, мертвые срама не имут» и предупреждал своих врагов о своем появлении; современники сравнивали его то с барсом, то с гепардом; простые жители обвиняли его в том, что он не заботиться об охране своей столицы; в походах он питался сырым мясом; он погиб в бою, из его головы печенежский князь сделал себе чашу. О ком идет речь?

12. Мог ли архитектор, наблюдавший за постройкой Софийского собора в Новгороде, при посещении дома новгородского посадника посмотреть на знаменитое «Остромирово Евангелие»?

13. Какие изделия в Киевской Руси вы могли бы приобрести у «златарей» и «серебрянников»?

14. В «Повести Временных лет» упоминаются такие транспортные средства как «волокуши». Где и как их использовали?

15.В Киевской Руси существовали люди, занимающиеся «оборонной работой». Что это за люди, чем они занимались?

16. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ПРОТИВНИКИ В БИТВЕ

Русские и половцы-монголы

17. Кто из Киевских князей был одновременно внуком и русского князя, и византийского императора?

18. Ниже приведен список имен монархов. Все они, за исключением одного, относятся к династии Рюриковичей. Укажите это имя. 1. Святослав 2. Иван Грозный 3. Александр Невский 4. Борис Годунов 5. Владимир Мономах 6. Игорь.

19. Укажите имя русского князя, основателя первых библиотек при соборе святой Софии в Новгороде.

1. В состав этого государства входили земли Окско-Клязьминского междуречья со средним течением Волги, на юго-западе граница доходила до реки Вазузы, северные границы-до нижних течений Тверцы и Мологи, а также земли Белого и Лаче озер, Покубенье, на востоке – земли по Нижней Сухоне и притоками Ваги. О каком государстве идет речь?

2. «Не передавивши пчел, меду не есть», очень часто говорил утвердившийся в Галиче Роман Мстиславич Волынский. Что он имел в виду?

3. Могущество Всеволода Большое Гнездо, по свидетельству летописей, основывалась на «детских», «отроках», «пасынках», «милостниках», «мечниках», «вирниках». Что это за люди?

4. Кого в Новгороде Великом называли «господою»?

5. Он стал правителем, когда ему было 4 года; он был самым молодым князем, участвовавшим в сражении на Калке; о его отце сохранилось предание, будто своих побежденных врагов он запряг в луг, заставив их расчищать и обрабатывать землю; он породнился с венгерским королем, австрийским герцогом, литовским князем; время его правления было временем расцвета подвластных ему земель. О ком идет речь?

6. Во время нашествия монголо-татар на Русь русские плотники ставили избы, хоромы, церкви «в один стук топора». Что это значит?

7. Известно, что великий князь Ярослав Владимирович получил прозвище Мудрого. Но и в 13 веке во Владимире был князь, также получивший прозвище Мудрого. Чем это было заслужено и о ком идет речь?

8. 13 век, время когда русским людям приходилось постоянно сражаться с иноземными завоевателями. Каковы же были основные законы средневекового боя? Все ли определялось только численным перевесом?

9. В эти годы на Руси: 1 Москва впервые упоминается в русских летописях 2 Ярослав Осмомысл начал княжить в Галиче 3 На Калке монголы разбили соединенное русско-половецкое войско 4 Завершилась ордынская перепись Руси. Что в эти годы произошло в странах Европы и Востока.

10. В Пскове в 1368 году разбирается судебное дело – ремесленник-плотник жалуется в суде, что богатый торговец не выплатил ему всей суммы за работу, которую он выполнил для него по найму. Торговец объясняет, что поступил так потому, что плотник не выполнил всего объема работы, который был предусмотрен договором. Плотник же утверждал, что работа выполнена полностью. Письменной записи договора суде нет, так как договор заключался устно. Какое решение вынесет суд? На какой документ при этом будет опираться судья?

11. История Новгорода в 12-15 веках-это необычный пример существования не княжества, а феодальной республики. Можно-ли найти подобные примеры в истории других государств, например, в Западной Европе?

12. В 1396 году в Торжке крестьянин Влас Михалев взял в долг у землевладельца 2 кади зерна. Когда пришло время отдавать долг, у Власа этой емкости не оказалось, и он отмерил 9 четвертей. Хватит ли ему этого, чтобы вернуть долг? Переведите эти меры в современную метрическую систему.

13. Как в старину на Руси называли тех, кто собирался в каком-нибудь одном месте?

14. Князя отличали осторожность, расчетливость, стремление решать политические проблемы дипломатическим путем. Ему удалось получить в Золотой Орде ярлык на великое княжение. Ярлык стал наградой за помощь в подавлении вспыхнувшего в 1327 году в Твери восстания, где горожане перебили ханских баскаков. О ком идет речь?

15. Какие земли в 14 веке стали «прикупом» Ивана Калиты?

16. В 14 веке Москву охватил Москву охватил «пожар всех святых». Почему он так назывался? Каковы были масштабы пожара, судя по названию?

17. Большую роль в Куликовской битве сыграли пороки русских воинов. Как это понять?

18. Что в 14 веке в Великом Новгороде делали «шильники»?

«ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В ЕДИНОЕ РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. РОССИЯ 16 ВЕК».

1. «Жениха звали Иваном, а ему было 7 лет от роду. Невеста же звалась Марьей, а ей было 5 лет». Кто эти жених и невеста, чем объяснялся их столь юный возраст?

2. Почему церкви, выстроенные по инициативе Ивана Третьего (в том числе церковь Иоанна Златоуста), долгое время оставались неосвященными?

4. Кого на Руси в 15 веке называли «печальниками»? Почему?

5. Для чего Иваном 3 был отправлен в Венецию Семен Толбузин?

6. В 1498 году один крестьянин ушел от своего землевладельца, выплатив полтину за «пожилое». Второй крестьянин при уходе от землевладельца уплатил рубль. Где жили эти крестьяне?

7. Мог ли Иван 3 видеть часы, установленные на одной из кремлевских башен Христофором Галовеем?

8. Летописи упоминают, что на реке Угре против Ахмата были выставлены «огненные стрельцы» и «полевой наряд». Что это за воины и наряды?

9. В 1543 году и в 1552 году поместье дворянина Афанасия Караулова подверглось разбойному нападению, была похищена часть имущества. Кто должен был заниматься расследованием этого дела в первом случае и кто – во втором? Почему?

11. Когда в 16 веке боярские дети переставали быть «недорослями» и становились «новиками». Что это означало?

12. Она воспитывалась в Западной Европе; ради нее великий князь нарушил один из самых строгих церковных законов; она стала первой женщиной в средневековой России, отказавшейся от «вдовьего удела» после смерти мужа; она провела денежную реформу и усилила подчинение местных органов власти центральной; ее сын был уверен, что она была отравлена боярами. Кто эта женщина?

13. Какую крепость при Иване Грозном называли «Гуляй-поле» и почему?

14. В 15 веке в России были щитники, бронники, гвоздочники, игольники. Кто они?

15. Введенные в 1581 году «заповедные лета» действовали поначалу не на всей территории страны. В Каких землях они были введены прежде? Почему?

16. Где в 16 веке жили «горные люди»?

17. Что общего можно найти между одной из шахматных фигур и взятием Казани в 1552 году?

18. Как в 16 веке называлась Красная площадь?

1. Почему Лжедмитрий сначала провозгласил Марину Мнишек императрицей, а затем женился на ней?

2. Трое бояр в 1605 году подали Лжедмитрию 1 челобитные с просьбой вернуть бежавших от них крестьян а) холоп боярина Басманова убежал от хозяина в 1600 году, до начала голода б) холоп боярина Плещеева убежал от хозяина в 1602 году, когда хозяин в голодный год отказал ему в ссуде зерна в) холоп боярина Чистого бежал в 1603 году, бросив, как уверял хозяин, вполне благополучное хозяйство. Как решиться вопрос с этими челобитными?

3. Во время организации Второго ополчения была введена «пятая деньга». Для каких целей?

5.Почему Патриарх Никон назвал «Соборное уложение» «беззаконной книгой»?

6. В 17 веке один молодой торговец решил забросить торговлю сукном и, чтобы разбогатеть, заняться торговлей с иностранцами пушниной, черной икрой и поташом. Но его планам не суждено было осуществиться. Почему?

7. Можно ли было в 17 веке в России за один рубль получить целых 15 рублей?

8. Одно время его называли «великим государем»; однажды царю пришлось стоять перед ним на коленях; он стал виновником одного из самых значительных социальных потрясений; длившегося не одно десятилетие; восемь лет он руководил самой важной организацией государства после того, как он сам от этого оказался; он завершил свою жизнь там, где и начал ее: простым монахом. Кто этот человек?

9. В эти годы в России произошли события: началось восстание И.И.Болотникова, принято «Соборное Уложение», состоялась Переяславская рада, основан г. Нерчинск. Что в эти годы произошло в странах Западной Европы и Востока?

10. Документы утверждают, что С.Т.Разин происходил из зажиточной казачьей семьи. Каким количеством земли нужно было обладать в 17 веке, чтобы быть причисленным к зажиточным казакам? Сколько человек трудилось на пашне богатого казака в то время?

11. Что именно входило в «царское жалованье» присылаемое казакам на Дон из Москвы.

12. Мог ли французский король Людовиг 14 быть свидетелем «Азовского сидения казаков», если бы он приехал в Россию?

13. В 17 веке донские казаки дали первую офицерскую клятву на верность московскому царю. Когда это произошло и чем было вызвано?

14. Первая морская победа России одержана в 17 веке. Когда это произошло и какое отношение к этому имеют донские казаки?

15. В 17 веке возникла насмешливая поговорка; «Аз, буки, веди страшат, что медведи». Что она означала и против кого была направлена, о каких переменах в общественной жизни свидетельствовала?

16. Можно ли было в 17 веке прочитать московские Куранты? Кто мог это сделать?

17. В 1670 году иностранный купец Иоган фон Румпе открыл в Москве собственную лавку, где продавались различные мануфактурные изделия, предметы быта и прочее. В первый же день он продал зашедшему покупателю одни ножницы и несколько лент. За это он был оштрафован, а лавку пришлось закрыть. Почему? В соответствии ли с законом поступили русские власти?

1. Где в России находилось Лодейное поле и почему оно так называлось?

2. Какое сооружение в России в 18 веке было сооружено так, как никогда и нигде не сооружалось, потому что, оно было ограничено территорией другого архитектурного сооружения. Что это за сооружение?

3. Что общего в 18 веке было между чтением газеты «Ведомости» и асторией (рестораном) у Главной аптеки на Красной площади?

4. Один из первых учебников русской истории «Синопсис» весьма оригинально объяснял происхождение людей и государства? Каким образом?

5. «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за царя, но за государство. Не должна вас также смущать слава неприятеля-шведа, будто бы непобедимого. Имейте в сражении перед очами вашими правду и Бога…». Кому принадлежали эти слова?

6. По свидетельству современников, петровские школяры организовывали шайки для разбойных нападений на обывательские погреба и их кладовые. Почему так получилось?

7. Какое наказание ожидало учеников петровских школ и уилищ, если они прогуливали занятия?

8. Елизавета Петровна называла его «голштинским чертушкой»; ярый поклонник прусского Фридриха Второго; «случайный гость русского престола» по определению В.О.Ключевского. О ком идет речь?

9. Он был одним из последних, кто открыто восстал за сохранение казачьих льгот и привилегий; тайно он присутствовал на казачьем круге, где решался вопрос о его поимке; два месяца он был войсковым атаманом; он был казнен целых три раза. Кто этот человек?

10. В эти годы в России произошли события: а) Полтавская битва б) проведена подушная перепись населения и первая ревизия в) Крым присоединен к России г) издана Жалованная грамота дворянству. Что в эти годы произошло в Странах Европы и Востока?

11. Пришла к власти в результате дворцового переворота; любила балы и маскарады; страшная модница, в ее гардеробе было 15 тысяч нарядов; была тайно обвенчана с сыном украинского казака. О ком идет речь?

12. В знаменитом «Наказе» Екатерины 2, изданном для депутатов Уложенной комиссии, сформулирована мысль о том, что Россия нуждается в крепкой единоличной власти. Для чего понадобилось это «упоминание»?

13. Для каких целей Екатерина привлекала в «Новороссию» немцев, армян, греков и даже татар?

14.Кому из людей 18 века принадлежит впервые сказанная фраза, что «крестьянам помещики не вековые владельцы». К чему это привело?

15. В 1771 году в Москве были закрыты все лавки и прекратились все работы. Почему?

16. Был ли знаком А.В.Суворов с Е.И. Пугачевым?

17. Представьте себе, что Вы-свободный крестьянин и в 1758 году решили открыть свою мануфактуру. Удаться ли Вам это сделать?

18. Каким образом русско-турецкие войны 18 века влияли на изменение фамилий русских людей?

1. На его гербе был начертан девиз: «Без лести предан»; обладал обширными знаниями в математике и военных науках; современники отмечали такие черты его характера, как безупречную честность, высокомерие по отношению к тем, кто стоял ниже властной лестнице; на протяжении четверти века фактически управлял Россией; любимец императоров Павла 1 и Александра 1. О ком идет речь?

2. Какой овощ русские крестьяне называли «чертово яблоко»?

3. Как назывался доклад, отчет чиновника в 19 веке?

4. В какой конечный пункт вы смогли бы доехать по первой железной дороге Санкт-Петербург— _________________?

5. Слово «бухгалтер» появилось в русском языке в 19 веке. А что оно означает дословно в переводе с немецкого языка?

6. Какого царя и за что называют царь «Освободитель»?

7. Кого из императоров 19 века называют «Благословенным»?

8. «День коронации государя ознаменовался целым рядом милостей. На три года приостановлены рекрутские наборы, прощены все казенные недоимки, освобождались, или, по крайней мере, смягчалось наказание разным преступникам, в том числе и государственным, участникам мятежа 14 декабря 1825 года, и в тайных обществах того времени. Но все эти частные меры, встреченные с восторгом Россией, были только преддверием тех коренных реформ, которыми ознаменовалось новое царствование. О како императоре идет речь?

9.Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Источник

Конспект урока итории: «В начале славных дел» (личность и первые преобразования Петра Великого)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Департамент среднего профессионального и начального профессионального образования Томской области

ОГБПОУ «Томский техникум прикладных строительных квалификаций»

«В начале славных дел»

(личность и первые преобразования Петра Великого»

Автор: преподаватель истории Шашко Е.Н.

Предназначение: данный урок предназначен для проведения первого урока по теме: «Эпоха Петра Первого» курса истории России для основной и средней школы и системы НПО и СПО. Материалы урока можно использовать при проведении внеклассных мероприятий по теме: « Петр Первый». Сценарий урока хорошая помощь особенно для начинающих педагогов.

Материал урока включает в себя: характеристику личности Петра Первого, характеристику внутреннего и международного положения России в конце 17 века и необходимость преобразований, позиций в исторической литературе относительно начала 18 века, первые петровские преобразования, таблицу для домашнего задания, нестандартные задачи для самостоятельной (дополнительной) работы обучающихся.

Примечание : целесообразно дать задание обучающимся подготовить сообщение о личности Петра Первого и несколько слайдов для сопровождения сообщения. Подготовить классную доску с темой и планом урока и подобрать иллюстративный материал (можно все на компьютере).

Этап третий. Внутреннее и международное положение России в конце 17 века. Необходимость преобразований.
Педагог: ребята давайте вспомним как выглядели в конце 17 века передовые страны мира и как на их фоне выглядело положение России.
(карта: Англия и Голландия, Россия). В странах Западной Европы в 16-17 вв произошли важные исторические события – Нидерландская буржуазная революция (16в) и Английская буржуазная революция (17 в). В Голландии и Англии утвердились буржуазные отношения, обе эти страны далеко опередили другие государства по своему социально-экономическому и политическому развитию. Многие европейские страны по сравнению с Голландией и Англией были отсталыми, но наиболее отсталой была Россия.
Педагог: ребята давайте вместе с вами рассмотрим причины петровских преобразований и определим какие задачи предстояло решать Петру.
Будем работать с вами с таблицей. (первый столбик заполнен, педагог предлагает ребятам совместно заполнить второй столбик).

Россия – причины преобразований

1. Утверждение буржуазных отношений

1. Российская промышленность отставала в развитии, в 17 веке появились лишь первые элементы буржуазных отношений: мануфактуры и складывание всероссийского рынка, в России имелось лишь только 15 крупных промышленных предприятий.

2. Выходы в моря: возможность торговли, дипломатические отношения, обмен достижениями

2. Не имела выходы к морям: торгово-промышленные, культурные и, в известной степени, дипломатические связи России были затруднены и прежде всего из за отсутствия у России удобных морских гаваней на Балтике

3. Военно-морской флот, регулярная армия

4. Светское образование, музеи, печать

5. Территории не представляли собой объект для подчинения

5. внешнеполитические причины также диктовали необходимость перемен, т.к. Россия была объектом интересов соседних государств –Швеции, Речи Посполитой, турецких и татарских ханов. Все они стремились захватить и подчинить себе русские земли. Для Европы, Россия того времени была варварской, многие смотрели на нее как на будущую колонию.

Педагог: мы заполнили с вами таблицу и рассмотрели причины преобразований, теперь на основании причин давайте вместе уточним, какие задачи должен был решить Петр Первый.
— Добиться выхода к морям для торговли и культурного обмена со странами Европы на севере – к побережью Финского залива и Балтики; на юге- к берегам Азовского и Черного морей;
— быстрее развивать национальную промышленность
— создать регулярную армию и военно-морской флот
— реформировать государственный аппарат
— наверстать упущенное в области культуры

Этап четвертый. Три позиции в исторической литературе относительно начала 18 века.
Педагог: в настоящее время в исторической литературе нет единого мнения относительно петровских преобразований: были ли они «чисто» петровскими или они были продолжением века 17?
В настоящее время в исторической литературе существует три позиции относительно начала 18 века:
1. начало 18 века – это рубеж в истории России – новое время, коренным образом отличное от 17 века;
2. начало 18 века есть продолжение (в основном и главном) века 17;
3. начало 18 века есть продолжение века 18 по содержанию, но отличное от него по форме.
Если давать анализ и содержание реформ Петра, то мы увидим, что как писал русский историк Ключевский, в момент когда Перт пришел к власти, он застал в русском обществе «преобразовательное настроение», давайте с вами вспомним, что еще при Алексее Михайловиче – отце Петра появились мануфактуры, происходит промышленная специализация районов, происходит развитие торговли и зарождается национальный рынок, зародилась политика протекционизма, появляются «полки нового строя», начинается процесс обмирщения культуры. Поэтому мы можем сказать, что реформы Петра были продолжением политики своего отца, но другими методами и темпами. (Обучающиеся могут высказать свою точку зрения)

Этап пятый. Работа с информационным листом № 1.
Педагог: переходим к следующему этапу работы. Перед вами информационный лист № 1 «Первые преобразование Петра». Ваша задача ознакомиться с текстом и выполнить задание после текста. Внимание: ответы отмечать прямо в тексте.

Информационный лист № 1.
«Первые преобразование Петра Первого».

«Важнейшей внешнеполитической задачей, которую предстояло решить Петру и с попытки решения которой началась его преобразовательная деятельность стала борьба за выход к южным Азовскому и Черному морям. Он был жизненно необходим России, без выхода к морям хирела русская торговля, страна находилась по существу в экономической изоляции, а ее южные границы (особенно со стороны Крыма) были открыты для вражеских нападений.
В 1697 году за границу выезжает «великое посольство», цели которого состояли в том, чтобы найти союзников против Турции в Европе; «сыскать за границей на морскую службу капитанов, добрых всевозможных мастеров, присмотреться в Европе к новым воинским искусствам и поведениям». Вместе с посольством под именем Петра Михайлова за границу выезжает и сам Петр. Посольство посетило Польшу, Германию, Голландию и Англию.
С решением внешнеполитических задач Петр приступил к некоторым внутренним преобразованиям. Необходимо отметить, что у Петра не было четко выработанной долгосрочной программы реформ, его мероприятия были обусловлены как насущными, сиюминутными потребностями государства, так и его личными пристрастиями.
В 1698 году был учреждена первая государственная награда. Орден святого Андрея Первозванного.
В 1699 году был издан указ об организации в Москве бурмистрской палаты – ратуши. Эта мера по существу ввела самоуправление для городского населения. Тогда же, 8 ноября 1699 года Перт ввел новую систему комплектации вооруженных сил – рекрутский набор, согласно которому от определенного числа крестьянских и посадских дворов на службу в армию набирались рекруты (новобранцы), т.к. стрелецкое войско после стрелецкого бунта 1698 г. было распущено. Переход формирования армии на основе рекрутских наборов завершился к 1705 г. С 1 января 1700 года Петр ввел в России европейское летоисчисление, так называемый «юлианский календарь». Годы стали считать от Р.Х. (от Рождества Христова», а не от С.М. (сотворения мира), вводился гражданский шрифт, в Амстердаме была создана русская типография. В 1702 году в Москве появляется первый русский общественный театр «Комедиальная храмина», сначала в нем играли немецкие актеры, затем по царскому приказу в актеры стали брать детей подъячих и учить их «всяким комедиям». В 1701 году в Москве была открыта Навигацкая (морская ) школа для обучения юношей из дворян и посадских людей морскому делу. В 1702 году в Германии был опубликован петровский манифест, который приглашал на весьма льготных условиях в Россию иностранных фабрикантов, ремесленников, банкиров. Петр посылает за границу русских людей для обучения различным профессиям.
Со 2 января 1703 года в Москве начала издаваться первая русская газета «Ведомости о военных и иных делах». Всего за первый год было опубликовано 39 номеров газеты.
В России вводилось европейская мода, вышел указ о бритье бород, кто отказывался брить бороду, тот должен был заплатить в казну налог на бороду и носить на одежде специальный знак об уплате этого налога.
Внимание ответы отмечать в тексте.
Задания к тексту:
1. Укажите, с решения какой внешнеполитической задачи началась преобразовательная деятельность Петра Первого?
2. Укажите цели «великого посольства».
4. Была ли у Петра Первого долгосрочная программа преобразований?
3. Назовите самый первый указ Петра Первого
4. Какой «необычный» налог появился при Петре.
5. Укажите не менее трех первых преобразований Петра.

После окончания работы обучающиеся озвучивают ответы.

Этап шестой. Закрепление пройденного материала. Были ли достигнуты цели и задачи урока. Домашнее задание.
Педагог: давайте с вами посмотрим как вы усвоили пройденный материал.
Вопросы обучающимся:
1. Что нового узнали о личности Петра Первого?
2. Назовите причины петровских преобразований.
3. С решения какой задачи начались петровские преобразования.
4. Какие вы запомнили первые преобразования.
Вернуться к целям и задачам урока. Были ли достигнуты цели и задачи урока?
Оценивание работы обучающихся на уроке

Домашнее задание. Предложить обучающимся используя материал в учебника и электронные ресурсы заполнить таблицу « Реформы Петра Первого»
(таблицу можно использовать и для работы на последующих уроках по Петру Первому).

Информационный лист № 2.

« Реформы Петра Первого»
(заполните пустые графы).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *