Что общего было у фовистов и экспрессионистов

Неопримитивизм и наивное искусство

Западный неопримитивизм: фовизм, кубизм и экспрессионизм

Западный неопримитивизм не оформился в отдельное направление, но сформировал такие стили, как фовизм, кубизм и экспрессионизм — поговорим о них и их главных представителях.

Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть картинку Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Картинка про Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов

Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть картинку Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Картинка про Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов

Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть картинку Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Картинка про Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов

Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть картинку Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Картинка про Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов

Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть картинку Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Картинка про Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов

Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть картинку Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Картинка про Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов

Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть картинку Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Картинка про Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов

Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть картинку Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Картинка про Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов

Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть картинку Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Картинка про Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов

Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть картинку Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Картинка про Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов

1. Анри Матисс. Женщина в шляпе, 1905
2. Анри Матисс. Красный лук, 1906
3. Анри Матисс. Прическа, 1907
4. Морис де Вламинк. Обнаженная на диване, 1905
5. Кес ван Донген. Женщина с вишнями на шляпе, 1905
6. Рауль Дюфи. Три зонтика, 1906
7. Рауль Дюфи. Лодки в Мартиге, 1908
8. Андре Дерен. Портрет Матисса, 1905
9. Андре Дерен. Три персонажа на траве, 1906
10. Жорж Руо. В цирке (Безумный клоун), 1907

🌍 По одной из версий, фовизм появился благодаря африканским маскам. Художник Морис де Вламинк увидел эти маски в каком-то парижском кафе и так впечатлился, что купил и поспешил показать друзьям — Анри Матиссу и Андре Дерену. Все трое решили, что это упрощение формы, грубость, яркие цвета — как раз то, что они искали.

🗣 Анри Матисс: «Мне стало неинтересно копировать предмет. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось? Что пользы в копиях предмета, который природа и без того поставляет в несметных количествах и который всегда можно вообразить себе еще более красивым? Важно показать отношение предмета к художнику, к его личности и способность художника организовать свои ощущения и чувства».

🎨 Фовисты делали акцент на очень ярком и свободном цвете. Этот цвет доминировал над формой и даже разрушал ее, передавал эмоции художника, а не оттенки реального мира. Первые живописные эксперименты фовистов были построены на безумных сочетаниях пятен чистого несмешанного цвета.

🗣 Морис де Вламинк: «Я рисую из своего сердца, из самого своего нутра, не беспокоясь о стиле».

🧐 На Парижском салоне 1905 года эти работы вызвали шок. Их сначала даже не хотели принимать — помог авторитет Матисса. Критики тоже негодовали, например, Луи Воссель назвал картины «дикими зверями». Художникам определение понравилось, именно такого эффекта они и добивались. С тех пор они стали называть себя дикарями или фовистами.

⛵️ Экспериментируя с цветом, фовисты обращались к традиционным жанрам. Они писали портреты, интерьеры, пейзажи, в том числе много морских — с пляжами, волнами и яхтами.

👨‍🎨 Фовисты выразили то, что давно назрело в искусстве. Поэтому их опыты были поддержаны многими художниками, среди которых Жорж Руо, Альбер Марке, Жорж Брак, Анри Манген.

🔜 Фовизм существовал всего несколько лет, но оказал огромное влияние на искусство. Его отголоски видны в новых подходах к живописи — в орфизме, абстрактной живописи, абстрактном экспрессионизме и живописи 20 века вообще.

🦁 Анри Матисс позже продолжал обращаться к африканскому искусству. Он дважды ездил в Африку, создав много работ с местным колоритом и тематикой.

☦️ Большое влияние на Матисса также оказали русские иконы. Он сотрудничал с коллекционером и меценатом Сергеем Щукиным, выполнял для него заказы, в том числе для особняков — и для этого приезжал в Москву. В это время как раз происходило раскрытие православных икон. Матисс был поражен увиденным, для него иконы стали одной из вершин мирового искусства — в них он тоже увидел упрощение и чистые цвета, которые искал.

Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть картинку Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Картинка про Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть картинку Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Картинка про Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов

Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть картинку Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Картинка про Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов

Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть картинку Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Картинка про Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов

Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть картинку Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Картинка про Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов

Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть картинку Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Картинка про Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов

Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть картинку Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Картинка про Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов

Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть картинку Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Картинка про Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов

Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть картинку Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Картинка про Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов

Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть картинку Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Картинка про Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов

Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть картинку Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Картинка про Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов

Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть картинку Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Картинка про Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов

1. Поль Сезанн. Гора Сент-Виктуар (Гора святой Виктории), 1906
2. Поль Гоген. Овири, 1894

3. Пабло Пикассо. Авиньонские девицы, 1907
4–7. Эскизы к «Авиньонским девицам», 1907

8. Пабло Пикассо. Танец с покрывалами, 1907
9. Пабло Пикассо. Две сидящие женщины, 1907
10. Пикассо в своей мастерской среди африканских скульптур, фото 1908

Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть картинку Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Картинка про Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов

Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть картинку Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Картинка про Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов

Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть картинку Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Картинка про Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов

Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть картинку Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Картинка про Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов

Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть картинку Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Картинка про Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов

Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть картинку Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Картинка про Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов

1. Дома в Эстаке, 1908
2. Деревья в Эстаке, 1908
3. Виадук близ Эстака, 1908
4. Виадук в Эстаке, 1908
5. Гавань в Нормандии, 1909
6. Обнаженная, 1908

Теперь поговорим о кубизме. Здесь нас интересуют два главных имени — Пабло Пикассо и Жорж Брак.

👩 Первой кубистической картиной считаются «Авиньонские девицы» Пикассо. Художника тоже вдохновили африканские маски и скульптуры. Только если фовисты увидели в них, прежде всего, цвета и условные формы, то для Пикассо главным стала скульптурность, ощущение пространства. Не зря его ранние кубистические картины были очень сдержанными по цвету.

🗿 Если картину можно охватить одним взглядом, скульптуру надо осматривать с разных сторон. И с разных точек обзора она открывается по-новому. Этот принцип и лег в основу кубизма: показать предмет на картине сразу со всех сторон.

🗣 Пабло Пикассо: «Отвратительный запах плесени сдавил мне горло. Я был так подавлен, что сначала собрался немедленно уехать, но заставил себя там остаться, изучить эти маски, все эти предметы, которые люди создавали для священных магических обрядов, чтобы они служили посредниками между людьми и неведомыми враждебными силами. Люди пытались преодолеть свои страхи, придавая им цвет и форму. И тогда я понял, что такое живопись. Это не эстетический процесс, а своего рода магия, служащая посредницей между враждебным миром и нами, способ взять в руки власть, навязав форму нашим страхам и нашим желаниям. В тот день я понял, что нашел свой путь».

🔞 «Девицы» вызвали шок. Картину считали аморальной — не зря Пикассо сначала хотел назвать ее «Бордель в Авиньоне». Он деформировал женские тела, которые всегда в искусстве считались идеалом красоты, и в этой почти абстракции они выглядят более живыми и бесстыдными.

🏠 Жорж Брак вошел в кубизм с серией видов и пейзажей Эстака — порта недалеко от Марселя. Эти дома, деревья переданы геометрически упрощенными формами и похожи на кубики. Отсюда появилось название направления.

👨‍🎨 Кубисты вдохновлялись не только африканскими масками:

▪️ Большое впечатление на них произвела выставка Поля Сезанна — ранний кубизм даже называется сезанновским.

▪️ Пикассо также интересовался детскими рисунками. Он признавался, что учиться рисовать как ребенок надо целую жизнь. Кстати, именно он поддержал и вывел в свет Анри Руссо, которого очень ценил.

Еще одно направление, о котором стоит упомянуть, говоря о неопримитивизме — экспрессионизм 👇

🇩🇪 В немецком экспрессионизме легко найти черты неопримитивизма. Это неудивительно: они ориентировались на готическое искусство, а также на экзотические страны — многие даже ездили за вдохновением в Океанию, как Гоген.

Источник

Что общего было у фовистов и экспрессионистов

Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть картинку Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Картинка про Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов

Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть картинку Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Картинка про Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов

Альбом запись закреплена

Фовизм и экспрессионизм

Своей историей экспрессионизм подтвердил собственный тезис – мир жесток и абсурден. По сравнению с почти одновременно развивавшимся французским фовизмом – достаточно локальным явлением – экспрессионизм выглядит очень солидным направлением.
Экспрессионизм проявил себя не только в визуальных искусствах, но и в кино, архитектуре, музыке, литературе. Он обладал серьезным мировоззрением и внятной идеологией. К нему примыкало очень большое число артдеятелей во многих странах мира. Кроме того, частью его художественной практики стала саморефлексия, зафиксированная в виде манифестов и другой документации. Это был уже взрослый, настоящий авангардизм.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ: Эгон Шиле, Эрнст Кирхнер, Эвард Мунк, Эмиль Нольде, Эрик Хекель
ФОВИЗМ: Kees van Dongen, Henri Matisse, Maurice de Vlaminick, Rauol Dufy

Сходство это принимало даже организационные формы – перед Первой мировой войной фовисты очень часто выставлялись в Германии вместе с экспрессионистами. При всем при этом фовизм и экспрессионизм отличаются друг от друга, как небо и земля.

Экспрессионизм складывался на фоне мощного экономического развития Германии и экспансии ее в мир, что выразилось в росте примитивного национализма, милитаризма, демагогии в политике, монетизации всех сторон жизни, упадке общественной морали, торжестве филистерства и утилитаризма. Картинка, в общем, похожа на ту, которую, с оговорками, мы наблюдаем сейчас в России.
Экспрессионизм противопоставлял этой двухмерной жизни дух, миф, тайну, веру, метафизику, трагедию и поэзию. Не пренебрегая, впрочем, и социальной критикой. Его идеология складывалась из средневековых легенд, немецкого романтизма, иррационализма Ницше, экзистенциализма Кьеркегора, теософии Штейнера, фрейдизма Фрейда.

Выставки «Моста», первая из которых прошла на ламповом заводе, были немногочисленны, публика категорически не принимала экспрессионизм даже среди ламп и называла его искусством сточных канав. К началу 1910-х годов группа распалась, а ее члены перебрались в Берлин, где продолжали шокировать зрителей в индивидуальном порядке.

Вторым объединением экспрессионистов был гораздо более многочисленный и очень интернациональный по составу мюнхенский «Голубой всадник», основанный Василием Кандинским и Францем Марком в 1911 году вокруг одноименного альманаха. Здесь существовала мощная русская группировка, представленная, помимо Кандинского, прежде всего Александром Явленским и Марианной фон Веревкин.

Задачи, решаемые художниками «Голубого всадника», были высокодуховными – они стремились освободиться от «кошмара материи», «оторваться от действительности» и раскрыть трансцендентную сущность вещей. В целом, большая часть группы уверенно дрейфовала в сторону абстракции.

В «Голубом всаднике» числились также такие знаменитости, как Август Макке, Альфред Кубин, Лионель Фейнингер и даже композитор Арнольд Шенберг, который тоже выставлял живопись.
Помимо «групповых» художников, к экспрессионизму как методу примыкали в той или иной степени многие крупные мастера, и не только немецкие: Эрнст Барлах, Вильгельм Лембрук, Оскар Кокошка, Пауль Клее, Отто Дикс, Георг Гросс, Кете Кольвиц, Франц Мазерель и наши Наталья Гончарова, Михаил Ларионов и Павел Филонов.

Один из идеологов экспрессионизма, Герман Барр, так высказался об экспрессионизме в 1916 году: «Никогда не было такого времени, потрясенного таким ужасом, таким смертельным страхом. Никогда мир не был так мертвенно нем. Никогда человек не был так мал. Никогда он не был так робок. Никогда радость не была столь мертва. Нужда вопит, человек зовет свою душу, время становится воплем нужды. Искусство присоединяет свой вопль в темноте, оно вопиет о помощи, оно зовет дух. Это и есть экспрессионизм».

После войны экспрессионизм становится более социальным и сильно левеет. Новых объединений не возникает, он существует среди конкурирующих течений как совокупность личных практик художников, самыми известными из которых становятся Георг Гросс и Отто Дикс.

Источник

Фовизм и Экспрессионизм.
Сходство техники и различие целей

Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Смотреть картинку Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Картинка про Что общего было у фовистов и экспрессионистов. Фото Что общего было у фовистов и экспрессионистов

Объекты в работах фовистов изображались потерявшими форму, силуэты — обобщенными. Производилось это опять же, отталкиваясь от того, что главной ценностью считалась плоскость полотна и бытие живописи на нем, а не соответствие реальности. Характерными особенностями фовизма является и сравнение непохожих хроматических плоскостей, заключенных в обобщенный контур. Фовисты сводили форму к элементарным… Читать ещё >

Содержание

Фовисты также уважали импрессионистов, называя их открывателями красоты тривиального, но отвергали их изобразительный метод, в частности, использовали линию, чего у импрессионистов не было. Писали они картины, не накладывая краску мелкими пестрыми мазками, а как пристанет, порой даже крупными одноцветными пятнами.

Цветовая гамма фовистов была чистой и яркой: «Исходный пункт фовизма, — писал Матисс, — решительное возвращение к красивым синим, красивым красным, красивым желтым — первичным элементам, которые будоражат наши чувства до самых глубин». Цвета раскрывались с своей контрастности — синий с оранжевым, фиолетовый с желтым, зеленый с красным. Цвет был главным героем фовистского изобразительного искусства, которое добивалось предельного интенсивного звучания открытых цветов.

Объекты в работах фовистов изображались потерявшими форму, силуэты — обобщенными. Производилось это опять же, отталкиваясь от того, что главной ценностью считалась плоскость полотна и бытие живописи на нем, а не соответствие реальности. Характерными особенностями фовизма является и сравнение непохожих хроматических плоскостей, заключенных в обобщенный контур. Фовисты сводили форму к элементарным очертаниям, отказываясь от светотеневой моделировки. По данной причине мастера-фовисты не обращали внимание на воздушную и линейную перспективы. Искусственность живописи фовистов определяют формы в плоскости, интенсивность чистых цветов, резко выделенный контур. Эталон фовистского полотна — сочная оптимистическая арабеска. Матисс так характеризовал свое искусство: «Я хочу, чтобы усталый, измученный, изнуренный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и вдохновение».

Высокая передача света («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и ясность цвета, организация пространства лишь при помощи цвета — еще характерные черты фовистской живописи. Фовизм стремился к предельному применению насыщенности цвета в живописи. Пейзаж служил для него не темой для изображения, а поводом для сотворения экспрессивных, интенсивных симфоний цвета, но не рвущих взаимосвязи с увиденной реальностью. Природа служила для фовистов вдохновителем основных цветовых отношений и мотивов, которые художники максимально множили и углубляли, часто используя цветное очертание, отделяя друг от друга пятна цвета. «Выразительные возможности цвета, выявленные фовистами, активно использовались многими живописцами XX в., начиная с экспрессионистов, абстракционистов и кончая появившимся в 50— 60-е гг. движением „Новые дикие“».

В итоге, добавив в искусство немало своего, фовисты сотворили живопись, в которой объект изображения не имеет важности, а значимо синтезирование деталей самого изобразительного искусства — цветов, линий, пятен. Иными словами, работы в их понимании представляли собой такой же автономный предмет, как, например, стол. Полотна перестали быть рабами действительности.

Фовистическое искусство — это полностью французское явление, это крайне жизнерадостный взгляд на жизнь, гимн ее началу.

«Неавангардистское в фовизме — это и отсутствие документации вроде манифеста, и отсутствие других видов деятельности (была еще лишь фовистская керамика), и невовлеченность в социально-политические процессы. Ведь политически фовизм был совершенно нейтральным».

В сравнении с формировавшимся в то же время французским фовизмом — довольно местным явлением — экспрессионизм смотрится как весьма солидное направление.

Это направление авангардизма проявилось не только в визуальном искусстве, но и в кинематографе, архитектуре, музыке, литературе. Оно обладало серьезной идеологией и четким миропониманием. Нет ничего более германского, нежели экспрессионизм — самое пессимистическое, сумрачное, мистическое течение авангардизма. Основным нервом экспрессионизма можно назвать боль и тревогу за участь несчастного человека, заброшенного существовать в недружелюбном мире. Естественно, это тема прослеживается в практически любом искусстве, но именно экспрессионизм сделал ее своей профессией. Как сформулировал эту жизненную позицию один поэт-экспрессионист — существовать с «сердцем, нарисованным на груди».

К экспрессионизму примкнуло немалое число художников многих стран мира. Частью его артдеятельной практики стала саморефлексия, закрепленная в виде манифестов и прочей документации.

Экспрессионизм формировался на фоне мощного развития экономики Германии и ее захвата различных территорий, как колоний, так и частей метрополий, в мире, что обнаружилось в повышении простейшего национализма, милитаризма, политической демагогии, монетизации сторон жизни, кризисе морали общества, триумфе филистерства и утилитаризма.

Экспрессионисты противопоставляли этой плоской, нищей жизни дух, легенду, тайну, веру, метафизику, драму и поэзию. Не пренебрегали и общественной критикой. Экспрессионистское мировоззрение складывалось из мифов Средневековья, германского романтизма, «иррационализма Ницше, экзистенциализма Кьеркегора, теософии Штейнера, фрейдизма Фрейда».

«Один из идеологов экспрессионизма, Герман Барр, так высказался об экспрессионизме в 1916 г.: „Никогда не было такого времени, потрясенного таким ужасом, таким смертельным страхом. Никогда мир не был так мертвенно нем. Никогда человек не был так мал. Никогда он не был так робок. Никогда радость не была столь мертва. Нужда вопит, человек зовет свою душу, время становится воплем нужды. Искусство присоединяет свой вопль в темноте, оно вопиет о помощи, оно зовет дух. Это и есть экспрессионизм“».

Единственная реальность для экспрессионизма был провозглашенный индивидуальный человеческий мир с его глубоким субъективизмом, и раскрытие выражения которого проходило красной нитью через все искусство. Экспрессионизм в отличие от фовизма — это не торжество оптимизма, не стремление к красоте. Он направлен пробуждение эмоций зрителей, чтобы научить и направить. Экспрессионизм изображает Человек в понимании экспрессионизма, — истерзанное равнодушием мира существо, которое не может определить свой жизненный путь между антитезами материального и духовного. Эуспрессионисты были не удовлетворены существующим порядком жизни, ломающими индивидуальность реалиями начала XX в., но не знали, где находится выход, как изменить существующий порядок мироустройства. Это безысходность, неразрешенность стали глубинными причинами состояния угнетенности, разочарования и неудовлетворенности и раздражения, неспособности отыскать в окружающей действительности что-то прекрасное, подающее надежду, напек на позитивизм.

Это видение, направленное лишь на негативные стороны жизни, отразилось в системе изобразительных средств экспрессионизма: деформация образа, тревожный ритм, изломанность линий, пронзительное смешивание плоскостей, контрастность звучания цвета.

Изобразительное искусство XX в. — одно из наисложнейших для изучения в истории всей мировой культуры. Это и понятно, так как ни в одном другом веке не было стольких драматических общественных потрясений, подобных ужасающих мировых войн, подобного поражающего научно-технического прогресса, подобного масштабного национально-освободительного движения. В общекультурное формирование были включены народы, которые ранее не имели профессионального искусства. Произошло изменение территориальных границ, стали почти невозможными попытки обрисовать ареол вырабатывания только европейского искусства, которые не коснулись бы искусства государств прочих континентов [28, «https://referat.bookap.info»].

В XX в. человечество в первый раз сталкивается с глобальными катастрофами, с чувством прервавшейся связи времен, с потерей традиционных моральных и нравственных ориентиров. Все это стало причиной порождения трагического разлада даже у крупнейших самостоятельный в своем развитии мастеров художественного искусства, девальвации эталонов, отсутствия авторитетностей. Любой более или менее самобытный художник XX в. желал зародить собственный стиль, собственную манеру, апробировать собственный почерк.

Нечеткость всевозможных разнообразных мерил привело ко всеобъемлющей иронии, скепсису, ощущению опустошенности.

Два направления одного течения авангардизма — фовиз и экспрессионизм, как двуликий Янус, имея одно сердце, смотрели в разные стороны. По сути, техника фовизма и экспрессионизма одинаковы: использование ярких пятен, изломанных линий, деформация образов.

Различия лежали более глубинно. Во-первых, место рождения, родина фовизма Франция, родина экспрессионизма — Германия. Различия также во времен существования. Фовизм, как направление просуществовал всего три года. В отличие от экспрессионизма, более фундаментального течения. Возможно, и скорее всего, тому причина в видении окружающей реальности. Если, соответственно, у первых — яркий сочный позитивизм, то у последних — хмурый, мрачный, безнадежный пессимизм. Позитивный взгляд на жизнь, не соответствующий мироощущению человека того периода не дал фовизму такого широкого и долговременного развития, как экспрессионизму, чей дух отражал миропонимание начала XX в. всего общества в целом.

Список литературы

Басси Э. Экспрессионизм. М.:ЗАО «БММ»., 2007. — 378 с.

Вентури Л. От Мане до Лотрека [Электронный ресурс] ;

Гомбрих Э. История искусства [Электронный ресурс]

Ильина Т. История искусств. Западноевропейское искусство[Электронный ресурс]

Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия./ Под ред. проф. Горкина А. П. ; М.: Росмэн; 2007

Корсаков А. Экспрессионизм. Трагический диагноз трагического существования [Электронный ресурс]

Корсаков А. Фовизм. Первый авангардистский «изм», повлекший появление всех остальных [Электронный ресурс]

Культурология и мировая культура [Электронный ресурс]

Культурология XX век. Энциклопедия. [Электронный ресурс]

Лалетин Д. Культурология [Электронный ресурс]

Набоков В. Собр. соч.: В 5 т. Т. 3., М., 1997. — 601 с.

Немецкие экспрессионисты: Каталог выставки. Дуйсбург — Москва, 1981. С. 35.

Полевой В. М. Малая история искусств. Искусство XX века. 1901;1945. М.: Искусство, 1991. — 142 с.

Сера Ж. Синьяк П. Письма. Дневники. Литературное наследие. Воспоминания современников. М.: Искусство, 1976. С. 234.

Синий всадник / Под редакцией В. Кандинского и Ф. Марка. Перевод, комментарии и статьи З. С.

Пышновской. — М.: Изобраз. искусство,

Фовизм [Электронный ресурс]

Фовизм [Электронный ресурс]

Фовизм. Цитаты. [Электронный ресурс]

Фовизм [Электронный ресурс]

Ильина Т. История искусств. Западноевропейское искусство[Электронный ресурс]

Ильина Т. История искусств. Западноевропейское искусство[Электронный ресурс]

Культурология XX век. Энциклопедия. [Электронный ресурс]

Корсаков А. Фовизм. Первый авангардистский «изм», повлекший появление всех остальных [Электронный ресурс]

Гомбрих Э. История искусства [Электронный ресурс]

Корсаков А. Экспрессионизм. Трагический диагноз трагического существования [Электронный ресурс]

Фовизм. Цитаты. [Электронный ресурс]

Фовизм [Электронный ресурс]

Сера Ж. Синьяк П. Письма. Дневники. Литературное наследие. Воспоминания современников. М.: Искусство, 1976. С. 234

Фовизм [Электронный ресурс]

Фовизм [Электронный ресурс]

Фовизм. Цитаты. [Электронный ресурс]

Ильина Т. История искусств. Западноевропейское искусство[Электронный ресурс]

Фовизм [Электронный ресурс]

Синий всадник / Под редакцией В. Кандинского и Ф. Марка. Перевод, комментарии и статьи З. С.

Пышновской. — М.: Изобраз. искусство, 1996. — 192 с.

Полевой В. М. Малая история искусств. Искусство XX века. 1901;1945. М.: Искусство, 1991. — 142 с.

Немецкие экспрессионисты: Каталог выставки. Дуйсбург — Москва, 1981. С. 35.

Набоков В. Собр. соч.: В 5 т. Т. 3., М., 1997. с.575−576

Ильина Т. История искусств. Западноевропейское искусство[Электронный ресурс]

Фовизм. Цитаты. [Электронный ресурс]

Фовизм. Цитаты. [Электронный ресурс]

Фовизм [Электронный ресурс]

Фовизм [Электронный ресурс]

Ильина Т. История искусств. Западноевропейское искусство[Электронный ресурс]

Корсаков А. Экспрессионизм. Трагический диагноз трагического существования [Электронный ресурс]

Корсаков А. Экспрессионизм. Трагический диагноз трагического существования [Электронный ресурс]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *