Что общего в атомах 816о и 817о

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ В 9 КЛАССЕ.

Что общего в атомах 816о и 817о

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ В 9 КЛАССЕ.

Важным звеном процесса обучения является контроль знаний и умений школьников. Глубина и прочность знаний учащихся явно зависит от систематичности и глубины контроля. В процессе обучения контроль, как правило, присутствует на всех этапах, начиная с самых первых моментов в овладении учениками новым материалом, и до завершения темы. Существует достаточно много видов контроля, распространенных в школьной практике.

Виды контроля: различаются по функциям в учебном процессе.

Предварительныйконтроль обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета.

Функциональное назначение предварительного контроля заключается в том, что учитель имеет в виду изучить уровень готовности учащихся к восприятию нового материала, т.е. проверка здесь играет диагностическую роль: установить, в какой мере сформированы у учащихся умственные возможности для полноценного восприятия нового учебного предмета.

Текущий контроль – наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.

Тематическийконтроль проводится по завершении изучения большой темы, например о периодическом законе, о металлах, о неметаллах и т.п. Это отчетливо видно на повторительно-обобщающих уроках. Назначение (функция) тематического контроля: систематизировать и обобщить материал всей темы; путем повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за I, II, III учебные четверти(1,2,3 триместр) и в конце года.

Традиционные методы контроля сегодня подчиняются гуманистической цели и поворачивает в русло новых школьных отношений. Контроль, без которого школа обойтись пока не может, служит не для того, чтобы «приколоть» ученика как бабочку в коллекции к определенному полю – отличников или середняков, но прежде всего для выяснения резервов школьника, его потенциальных возможностей. Возможно, отомрут, наконец, и оценки с их частью отрицательным влиянием на жизнь ребенка. В опыте больших мастеров педагогического труда уже немало примеров успешного безометочного обучения и воспитания. (Шалва Амонашвили) Ш. Амонашвили говорил: «Для одних детей отметка – Баба Яга, а для других – добрая фея. ( психолог Г.А. Цукерман)

При использовании любого вида контроля могут быть использованы различные формы его проведения, которые представлены на рисунке 1.

Рис.1. Виды контроля и его формы

Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.

Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с места) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые проверяют не только (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументирование строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия.

Контроль знаний в системе КСО (коллективный способ обучения): желающие отвечают у доски на любой вопрос, отличный ответ даёт ученику право экзаменовать всех остальных учащихся, но только по этому вопросу. В ведомости указываются фамилии учащихся и вопрос, по которому они экзаменуют. Кто получает отличную оценку у своего товарища, сам становится экзаменатором. Не хочешь сдавать одному – иди к другому «учителю».

Опрос по цепочке применим в случае, когда предполагается развёрнутый, логически связанный ответ. Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передаётся другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.

Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ. Самостоятельная работа – небольшая по времени (15–20 мин) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работы учащихся, который он проводит совместно с учениками. Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.

Вопрос по перечням определений. Для каждой учебной темы курса составляется перечень всех важнейших понятий, изученных ранее и необходимых для усвоения знаний в рамках данной темы и новых тем. Перечень в виде столбика пронумерованных понятий написан либо на плёнке кодоскопа, либо на переносной доске, либо на большом листе ватмана. Учитель демонстрирует учащимся перечень и предлагает сформулировать соответствующие определения с названием номера в перечне. Право ответа оперативно передаётся от одного к другому. При этом удаётся достичь полного внимания, учащиеся стараются с помощью учебника или тетради необходимое.

Опрос по алгоритму. Алгоритмы опросов разнообразны. По курсу неорганической химии используются дидактические карточки. Для курса органической химии используется универсальный план – основа устных ответов.

Диктанты.В настоящее время в школьной практике применяют три формы диктанта: цифровой, терминологический и графический. Главное их различие – в способе оформления ответов. Выполнение таких заданий возможно только после обучения школьников соответствующим приемам и способам.

Прицифровом диктанте основой служат однословные или малословные термины изучаемой темы, которые записываются на доске и зашифровываются цифрами.

Учитель последовательно зачитывает тезисы или вопросы для двух вариантов, четко и громко произнося их. Ученик, прослушав вопрос своего варианта, отыскивает нужный ответ в серии записанных на доске ответов и обозначенных определенными цифрами. Выбрав предполагаемый правильный ответ, он записывает на листке под цифрой номер вопроса и ставит напротив лишь цифру, под которой обозначен ответ на доске.

Притерминологическом диктанте ученик ответы не выбирает, а придумывает сам, поэтому они не записываются учителем заранее на доске. Выполнив работу, школьники сдают список пронумерованных ответов. Во время проверки и выставления оценки педагог должен учитывать не только правильность, но и грамотность написания химических терминов.

Отличительная особенность графического диктанта заключается в том, что ответы записываются условными графическими обозначениями – дугой или ломаной линией. Учащимся предлагается начертить на листке отрезок и разделить его на несколько равных частей, число которых зависит от количества тезисов в диктанте. Каждое деление снизу обозначается цифрой.

Содержание работы носит тезисный характер. Каждый тезис содержит определенный объем информации, характерный для одного или нескольких из предложенных вариантов. Если ученик считает, что данный тезис относится к его варианту, то он на своем графике ставит предложенное обозначение. Если тезис не относится к выполняемому учеником варианту, то на графике прочерчивается прямая линия.

Каждый тезис читается учителем дважды. По окончании работы учитель проверяет графическую запись ответа ученика при помощи дешифратора (зеркального отображения правильного графика соответствующего варианта).

Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний. Так, например, индивидуальную самостоятельную работу может получить ученик, который пропустил много учебных дней, не усвоил какой-то раздел программы, работающий в замедленном или ускоренном темпе. Целесообразно использовать индивидуальные самостоятельные работы и для застенчивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при ответе у доски. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки школьника, воспитания уверенности в собственных силах.

Предлагается проводить и динамичные самостоятельные работы, рассчитанные на непродолжительное время (5–10 мин). Это способ проверки знаний и умений по отдельным существенным вопросам курса, который позволяет перманентно контролировать и корректировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения школьников. Для таких работ учитель использует индивидуальные карточки, обучающие тексты, тестовые задания, таблицы.

Рассказы – сказки. Их можно предложить составить учащимся как вариант домашнего задания или зачитать готовый, сформулировав задание для школьников.

Дидактические игры. В зависимости от цели урока можно использовать игры при отработке умений, при опросе по обширному текстовому материалу, при обобщении знаний. По видам организации деятельности учащихся игры могут быть фронтальные, групповые, индивидуальные. Игра требует эмоционального настроя, увлекаясь, дети шире раскрывают свои способности, кроме того можно много раз проигрывать одну и ту же ситуацию, и она не вызовет раздражения. Например, «Крестики – нолики», кроссворды, шарады, химическое лото, химическое домино, «Кто построит дом?» (вместо жетонов детали дома), «Какое вещество я загадала?», «Третий – лишний», «Чёрный ящик».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *