Что общего в федеральных стандартах чем они отличаются
Ключевые особенности и отличия федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) от государственных образовательных стандартов (ГОС) общего образования
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 п.г.т. Актюбинский»
Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
«Ключевые особенности и отличия федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) от государственных образовательных стандартов (ГОС) общего образования»
учитель начальных классов
Ключевые особенности и отличия федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) от государственных образовательных стандартов (ГОС) общего образования
Слайд 2. Россия – часть мирового пространства. В последнее время образование России не соответствовало мировым фундаментальным ценностям образования, которые были сформулированы ЮНЕСКО.
Слайд 3. Юнеско. ЮНЕСКО —Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. В настоящее время членами Организации является 191 государство.
СССР вступил в ЮНЕСКО 21 апреля 1954 г. С декабря 1991 г. Россия заняла место СССР в ЮНЕСКО как “государство-продолжатель” Основная цель ЮНЕСКО — содействие укреплению мира и безопасности путём расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения, справедливости, соблюдения законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций, для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии.
Слайд 4. Мировые фундаментальные ценности образования (ЮНЕСКО). Научиться учить себя в любой ситуации и в любое время; научить работать и зарабатывать достойно; научить жить в современном, быстро развивающемся мире; научить жить вместе.
Слайд 6. Работу между многоточием должен выполнить ФГОС нового поколения. ФГОС II поколения – принципиально новый для отечественной школы документ.
Слайд 7. Инновационность стандартов
1. Впервые стандарты – это целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только требования к предметному содержанию образования
2.Впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни, определяет уклад школьной жизни.
3.Впервые основой внедрения стандартов в реальную жизнь является новая организационно- экономическая модель образования.
5. Организация внеурочной деятельности по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)
6. Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС общего образования
Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентирует учителя не только на предметные, как это было раньше, но на метапредметные и личностные результаты ребенка.
Слайд 11,12 . Отличия ФГОС общего образования от ГОС общего образования
Это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.
Совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП)
Совокупность трех компонентов (федерального, регионального (национально-регионального), образовательного учреждения), определяющая в первую очередь содержание ООП
— требования к структуре ООП;
— требования к условиям реализации ООП;
требования к результатам освоения ООП
— обязательный минимум содержания ООП;
— максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
— требования к уровню подготовки выпускников
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:
Требования (Т1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
Требования (Т2) требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Требования (Т3) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
Система оценивания результатов достижения освоения основной образовательной программы (С)
— часть, формируемая участниками образовательного процесса, под которыми мы понимаем обучающихся, педагогических работников общеобразовательного учреждения, родителей обучающихся.
— региональный (национально-региональный) компонент;
— компонент образовательного учреждения
Слайд15. Внеурочная деятельность
+Внеурочная деятельность входит о образовательную программу.
Организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение установленных стандартом результатов
Отдельно урочная и внеурочная деятельность
Слайд 16. Устанавливаемые стандартом результаты
— учащиеся должны знать;
— учащиеся должны уметь;
— учащиеся должны использовать в практической деятельности и повседневной жизни*
Слайд 17. Основа стандарта
Основные направления модернизации российского образования*
Формирование и развитие универсальных учебных действий (для ступеней НОО и ООО соответственно)
Формирование, совершенствование и расширение общеучебных умений, навыков и способов деятельности**
Финансирование образовательного процесса
Урочная и внеурочная деятельность (основная образовательная программа)
Базисный учебный план
* Определены Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.
**Относится к федеральному компоненту государственного образовательного стандарта
Слайд 18 . Новые умения В свете Стандартов II поколения в содержание образования закладываются новые процессуальные умения: самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию из разных источников;
работать в группах и принимать решения; использовать новые технологии информации и коммуникации.
Выражаясь научным языком, происходит формирование Универсальных Учебных Действий (УУД).
Слайд 19 УУД . УУД как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в построении самой учебной деятельности. Универсальные учебные действия носят надпредметный, метапредметный характер.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается, как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
Слайд 20 . Образовательные технологии В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования:
от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития;
от репродукции знаний к их продуктивному использованию и применению в зависимости от решаемых задач;
от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
Слайд 21 . Урок Происходящие в настоящее время изменения в образовании оказывают существенное влияние и на структуру построения урока. Главное отличие современного урока, несмотря на его тип (урок закрепление пройденного, интегрированный урок, комбинированный урок и т.д.) – это вовлечение учащихся в процесс активной совместной учебной деятельности в разных учебных ситуациях, т.е. системно-деятельностный подход.
Слайд 22 . Внеурочная деятельность Принципиально новое – это включение в обязательную часть учебного плана, который является одним из разделов основной образовательной программы начального общего обучения – внеурочной деятельности учащихся.
В соответствии со Стандартом определены 5 приоритетных направлений развития личности школьника, по которым осуществляется внеурочная деятельность в начальной школе.
(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Слайд 25 . Внеурочная деятельность Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Слайд 26 . Отличительная особенность нового Стандарта Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностный результат: развитие личности
В Стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным.
В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.
Вооружить ребенка умениями, которые помогут ему ориентироваться в новых ситуациях своей
профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленной цели (т. е. вооружить КОМПЕТЕНТНОСТЯМИ)
Слайд 32 – 38 ( по слайдам)
Слайд 39. Методическая литература по ФГОСТ
Слайд 40 . Заключение. Итак, ФГОС второго поколения – это нормативный правовой акт. Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, направленный на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
Слайд 42. Спасибо за внимание!
Что общего в федеральных стандартах чем они отличаются
«Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти
в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо,
свои корни, ценности, которые веками закладывались в обществе,
должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина».
По нятие «стандарт» впервые появилось в российском образовании в начале 90-х. Стандарт утверждает то, что школьники должны знать и уметь на определенных этапах своей учебы. За прошедшие годы школе было предложено несколько вариантов стандартов нового поколения, над которыми работали ученые и практики. Они представляли собой обязательный минимум тех знаний, умений и навыков, которые должен освоить ученик к концу каждого периода обучения. Но уже в начале 2000 года стало ясно, что российская система общего образования отстает от мировой практики и становится неконкурентоспособной. Главное отличие новых федеральных государственных образовательных стандартов в том, что на основе их освоения планируется выйти на новый уровень результатов школьников.
Новый стандарт адресован, прежде всего, взрослым и описывает то, чему они должны учить и научить ребенка. Причем учить желательно так, чтобы учиться детям было интересно и радостно. Нынешний стандарт понимается как общественный договор личности, семьи, государства, всех заинтересованных сторон. Поэтому рассматривается, прежде всего, как совокупность требований к структуре образовательных программ (чему и как учить), требований к результатам образования (чему научить), а также к условиям, которые должны быть школе обеспечены, чтобы она могла добиваться в очерченных рамках необходимых результатов, в которых заинтересована семья и сам ребенок.
Сегодня на уроке учебник — это не просто книга для чтения, это инструмент организации учебного процесса, а учитель— это не говорящий телевизор, а дирижер.
Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, в основе которого лежат формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий.
Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.
Итак, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – нормативный документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего образования, имеющих государственную аккредитацию.
1. Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования (новая ред. ст.7 Закона «Об образовании»).
2. Впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни.
3. Впервые основой эффективного внедрения стандартов в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель образования.
В чем же заключается инновационность ФГОС? А она заключается в следующих составляющих:
Вспомним основные этапы ФГОС.
В 2006 году социологические исследования образовательных потребностей привели к созданию Концепции ФГОС
В 2007 году были внесены изменения в закон «Об образовании» (Ст.№7) и разработаны документы и материалы, обеспечивающие ФГОС
В 2008 году началась апробация ФГОС начального общего образования
В 2009 году было принято два документа:
В 2010 году выходит в свет еще один документ президентская национальная инициатива «Наша новая школа», первым разделом, которого был «Переход на новые образовательные стандарты».
В этом же году в инициативном порядке началось введение ФГОС в начальной школе, был создан координационный совет, разработана примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Надо сказать, что ФГОСы строились не на новом, не на пустом месте. В их основу легла опора все самое лучшее в образовании: на опыт советской и российской школы, результаты предшествующих реформ и проектов образования, развитие отечественных научных теорий и концепций
u требования к результатам,
u требования к структуре
u требования к условиям освоения основной образовательной программы.
Обратите внимание, в старых стандартах этого не было.
Система трех «Т» характерна как для стандарта НОО, так и для стандарта ООО.
Так же в Примерной основной образовательной программе прописаны требования к:
• информационно-методическим условиям освоения основной образовательной программы
Отличительные особенности ФГОС:
2. Каким образом включить ученика в образовательный процесс. Как помочь его самоопределению? Только с помощью действия.
3. Отличия от традиционной концепции:
Больше разнообразных видов деятельности, включающих все предметы в широкий общеучебный и жизненный контекст
Меньше готовых знаний (выучивание правил, формул и таблиц наизусть), тренировки навыков(доведение навыков до автоматизма)
Изменение в требованиях к результатам
Стандарт 2004г. | Стандарт II поколения | ||
знать | личностные | ||
уметь | ЗУН | метапредметные | УУД |
использовать | предметные |
Изменения в образовательных технологиях
Компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести компьютерные, информационно-коммуникационные и телекоммуникационные технологии. Формированию информационных компетенций способствует применение интерактивного комплекса, ресурсов Интернета.
Чем отличается новый стандарт от предыдущих?
По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. На уроках сейчас основное внимание уделяется развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.
Новые федеральные образовательные стандарты также предполагают, что ученик например, начальных классов должен черпать знания не только из общеобразовательных предметов, но и из произведений искусства, духовной культуры и фольклора России, истории и традиций страны, а также периодической литературы, публикаций, радио и телепередач. При этом дети с 7 лет должны понимать, что эти источники информации могут нанести вред его морально-психологическому состоянию.
В стандарты включены такие требования, как умение организовывать свою учебную деятельность, работать с информацией и самостоятельно выполнять задание. Кроме того, учитываются личностные результаты. К ним, прежде всего, относится формирование ценностей, которые всегда были приняты в обществе — добро, мир, справедливость, терпение. Далее большие перемены затронут среднее звено школы, а затем старшеклассников. Для них сделают упор на самостоятельную работу, посещение библиотек, занятия по интересам. Одним словом, новшества нужны для того, чтобы детям было интересно учиться. На книжном языке педагогики это называется формированием мотивации.
Еще одна особенность нового стандарта в том, что он вводится как общественный договор. Если раньше главным ответчиком за результаты образования был ребенок, то теперь их число расширено.
Введение ФГОС влечет за собой утверждение нового перечня учебников, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС после проведения соответствующей экспертизы.
Правила экспертизы учебников остаются прежними; чтобы попасть в федеральные перечни, они должны соответствовать ФГОС, современным научным представлениям, возрастным и психологическим особенностям учеников.
1) Большинство заданий построены с акцентом на практическую и самостоятельную деятельность учащихся;
во всех учебниках включены странички для любознательных, на которых дети узнают много нового дополнительного материала по теме.
2) Широко применяется проектный метод. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое.
3) Внимание уделено самостоятельной оценочной деятельности учащихся. На страницах учебника введены обозначения, которые помогают ученику оценить себя.
Первые результаты работы по ФГОС.
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.
Основными результатами образования в начальной школе, согласно ФГОС НОО нового поколения, для наших педагогов стало:
· формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
· воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
· индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Отмечается следующие положительные тенденции :
· положительная динамика использования учителями начальных классов в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов, ориентированных на стандарты нового поколения (тесты, дидактические материалы, контрольно – измерительный инструментарий);
· использование учителями в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий;
· ориентация учителей начальных классов на организацию здоровьесберегающей среды;
· осознание необходимости педагогами перехода на развивающие системы обучения;
· возможность профессионального общения педагогов и обмена их опыта с коллегами
Наш адрес: 601655 г. Александров ул. Ческа-Липа д. 5
телефон 8(49244)60061, 8(49244)60145, 8(49244)60553
Срок получения НОО – 4 года
Не установлено сокращение
Срок получения НОО – не более 4 лет
Может быть сокращен для обучающихся по индивидуальным учебным планам
Три Т: требования к структуре программы, к условиям, результатам.
Программа реализуется через урочную и внеурочную деятельность.
Разделы программы: целевой, содержательный, организационный.
Единство обязательных требований к результатам освоения программы на основе системно-деятельностного подхода.
Общие, размытые формулировки:
Например, метапредметные результаты:
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения по родовидовым признакам, установления аналогий и т.д. (п. 11, пп.10)
Виды результатов освоения образовательной программы остались прежними:
Отказ от размытых формулировок.
А) Например, в метапредметные результаты
в УУ познавательных действиях выделяются: 1. Базовые логические действия. 2. Базовые исследовательские действия. 3. Работа с информацией;
в УУ коммуникативных действиях выделяются блоки «Общение» и «Совместная деятельность»;
в УУ регулятивных действиях выделяются блоки «Самоорганизация» и «Самоконтроль» (п. 42 ФГОС).
Б) Личностные результаты достигаются через направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание и др. (п. 41 ФГОС).
В) подробно указан перечень предметных результатов, тех навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи, по иностранному языку – читать и понимать тексты в объеме до 80 слов и др.).
В качестве предметных результатов по «Математике и информатике», «Окружающему миру» нет элементов финансовой грамотности
В качестве предметных результатов по «Математике и информатике», «Окружающему миру» включены элементы финансовой грамотности: «использование начальных математических знаний при решении задач, в том числе в сфере личных и семейных финансов» (п. 43.4), «получение знаний о небезопасности разглашения финансовой информации при общении с людьми вне семьи… и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных финансов»
Предметные результаты указаны в целом по предметной области ОРКСЭ
Детализированы предметные результаты по каждому из шести модулей ОРКСЭ