Что общего в формировании наций

Существует несколько теорий нации.

Что общего в формировании наций. Смотреть фото Что общего в формировании наций. Смотреть картинку Что общего в формировании наций. Картинка про Что общего в формировании наций. Фото Что общего в формировании наций Что общего в формировании наций. Смотреть фото Что общего в формировании наций. Смотреть картинку Что общего в формировании наций. Картинка про Что общего в формировании наций. Фото Что общего в формировании наций Что общего в формировании наций. Смотреть фото Что общего в формировании наций. Смотреть картинку Что общего в формировании наций. Картинка про Что общего в формировании наций. Фото Что общего в формировании наций Что общего в формировании наций. Смотреть фото Что общего в формировании наций. Смотреть картинку Что общего в формировании наций. Картинка про Что общего в формировании наций. Фото Что общего в формировании наций

Что общего в формировании наций. Смотреть фото Что общего в формировании наций. Смотреть картинку Что общего в формировании наций. Картинка про Что общего в формировании наций. Фото Что общего в формировании наций

Что общего в формировании наций. Смотреть фото Что общего в формировании наций. Смотреть картинку Что общего в формировании наций. Картинка про Что общего в формировании наций. Фото Что общего в формировании наций

Билет № 6

Вопрос 1:

Формирование наций

Возникновение наций исторически связано с развитием производственных отношений, преодолением национальной замкнутости и раздробленности, с образованием общей системы хозяйства, в частности общего рынка, созданием и распространением общего литературного языка, общих элементов культуры и т. д. Так, первые европейские нации вырастали на базе уже сложившихся крупных народностей, имевших общность языка, территории и других этнических признаков, выступавших как условия формирования этих наций. В других случаях нации складывались и тогда, когда не было ещё полной готовности всех условий их образования. Так, в ряде стран Азии и Африки нации формировались в ходе борьбы за независимость и особенно после её завоевания на исторически сложившейся в результате колониальных разделов территории из различных по языку, культуре, экономическим связям племён и народностей и становились формой территориально-экономического сплочения, политического и культурного развития этих стран. Следует учитывать также, что образование наций не является универсальной стадией развития всех народов мира. Многие малочисленные народы (племена, языково-территориальные группы) нередко сливаются с крупными нациями.

Эрнест Геллнер считал индустриальное общество условием возникновения национализма, а Бенедикт Андерсон считал национализм условием перехода к индустриальному обществу.

В формировании нации большую роль играют поэты, художники, журналисты, историки и лингвисты (иногда говорят, что почти все европейские нации — проекты представителей романтизма). На формирование шотландской нации оказали большое влияние Роберт Бёрнс и Вальтер Скотт, датской — Ганс Христиан Андерсен иБертель Торвальдсен, польской — Фредерик Шопен, Адам Мицкевич и Генрик Сенкевич, итальянской — Джузеппе Мадзини, финской — Элиас Лёнрот, еврейской —Бен-Йехуда, немецкой — Фридрих Шиллер, Иоганн Гёте и Иоганн Гердер, а татарской — Габдулла Тукай.

Существует несколько теорий нации.

Политическая теория нации. Родоначальником ее считается голландский философ Гуго Гроций (XVIII в.). Согласно этой теории, нация – политическая общность, которая имеет собственное государство или стремится реализовать свое право на самоопределение и борется за его создание или возрождение. Она объединяет всех граждан государства, независимо от их этнического или социального происхождения. Это «социальная нация», «нация-государство», «политическая нация». Ее объединяют общий язык, общие символы, лояльность к государству и его законам, единая воля, интересы, общие надежды на будущее.

Психологическая теория нации. Ее автор – французский ученый Эрнест Ренан (XIX в.). По его мнению, «нация – это душа, духовный принцип. Ее складывают две вещи. Одна – в прошлом, другая – в будущем. Первая – это владение обширным наследством воспоминаний, вторая – общее согласие, желание жить вместе, продолжать сообща пользоваться доставшимся единым наследством». Нация – большая группа людей, объединенных духовным принципом, большой солидарностью и моральным сознанием; общей национальной психологией, национальным характером, национальной солидарностью, национальной волей, национальным сознанием и другими чертами чисто психологического характера. Решающий фактор в существовании нации – не внешние объективные черты, а субъективные убеждения.

Культурологическая теория нации. Австрийский ученый Карл Реннер (XIX в.) считал, что нация – это культурное сообщество. Для ее возникновения необходимы «общий литературный язык», «развитая национальная литература», «национально-духовная культура»; таким образом, «нация – это союз одинаково думающих и одинаково говорящих людей». Согласно своей теории, Реннер утверждал, что введение государственного языка в многонациональной стране будет проявлением господства, а не равенства, может вызвать в обществе враждебность и сепаратистские настроения.

Историко-экономическая теория нации. Ее творцами стали теоретики марксизма-ленинизма, среди них Карл Каутский и И.В. Сталин. Согласно марксистскому учению, нация – категория историческая, возникшая вследствие развития капитализма. Главное условие ее формирования – общие экономические связи и общие классовые интересы. Ненаучным является деление наций на «исторические» и «неисторические», то есть находящиеся на магистральном пути общественного прогресса и на его обочине; на «революционные» и «реакционные», на «буржуазные» и «социалистические». На основе приоритета классовых интересов над национальными марксисты делали вывод, например, о существовании двух культур – угнетенных масс и господствующих классов – в каждой национальной культуре.

Что общего в формировании наций. Смотреть фото Что общего в формировании наций. Смотреть картинку Что общего в формировании наций. Картинка про Что общего в формировании наций. Фото Что общего в формировании наций

Источник

Как образовались нации и народы

Согласно современной науке, вид Homo sapiens в ходе эволюции возник из семейства гоминид в отряде приматов, и это событие произошло более 300 тысяч лет тому назад. В начале верхнего палеолита, то есть около 40 тысяч лет назад, ареал Homo sapiens уже охватывал почти всю Землю (кроме Американского континента, который был заселен человеком позже, примерно 16-22 тысячи лет назад).

Разделение человека разумного (Homo sapiens) на отдельные группы, приведшее к появлению современного генетического разнообразия и таких рас, как монголоиды, негроиды и капоиды, начался более 260 тысяч лет назад. Это происходило до того, как Homo sapiens покинули Африку (сто тысяч лет назад), переселившись на Ближний Восток и в Европу.

А вот древнейшие народы и нации, скажем народы Южной Месопотамии, возникли всего 6-7 тысячелетий тому назад, то есть 98% периода своего существования Homo sapiens пребывал в первобытно-племенном существовании, а народы и созданные ими государства начали образовываться в сравнительно недавние времена, где-то в 4-5-м тысячелетиях до н. э.

Хотя понятия «каменный век» или «железный век» относятся к конкретным культурно-историческим периодам в развитии человечества, в разных местах земного шара они начались и закончились в разные века. Каменный век хронологически совпадает с большей частью эпохи первобытно-общинного строя и охватывает время, начиная с выделения человека из животного состояния и кончая эпохой распространения первых металлов (около 8 тысяч лет назад на Древнем Востоке и около 6-7 тысяч лет назад в Европе). Некоторые африканские племена использовали каменные орудия вплоть до европейской колонизации. Первобытные племена дожили до наших дней в отдаленных и изолированных уголках планеты.

Самым первым государством в мире считается цивилизация шумеров. Возникла она в IV тысячелетии до н. э. Государство шумеров находилось на берегу Евфрата там, где он впадает в Персидский залив. Эта территория называлась Месопотамией. Сегодня здесь расположены Ирак и Сирия, причем никаких связей с древними шумерами у них не просматривается…

По своей территории древнейшие государства были небольшими. В центре древней страны находился укрепленный город с храмом местного бога-покровителя и резиденция главы государства. Правитель зачастую был и военным предводителем, и руководителем оросительных работ. Так, например, в долине Нила во второй половине IV тысячелетия до н. э. государств насчитывалось более сорока. Между ними постоянно шли войны за территории — то есть между возникшими в этих государствах народами продолжилась извечная первобытно-племенная рознь… К слову молвить, понятия национализма и патриотизма довольно давние и издавна глубоко пропитались духом розни, насилия и войны… Скажем, сегодня установлено, что первые поселенцы Европы неандертальцы были полностью уничтожены следующей волной пришельцев — кроманьонцами…

Я хочу сказать, что само понятие народов и наций возникло сравнительно недавно, а, раз возникнув, сразу же начало размываться смешениями, рассеяниями, эмиграциями, переселениями, почти полными исчезновениями…

Образованию народов и наций способствовал ряд исторических факторов:
— репродуктивная и культурная изоляция (хотя бы частичная):
— нарастание культурных отличий с течением времени;
— разные условия жизни;
— случайно распространившиеся нейтральные или слабовредные мутации.

То есть на протяжении длительного времени людей связывали не только кровные узы, места проживания, изоляция, авторитет правителей, но, позже, быт и культура.

Репродуктивная и прочая изоляция обусловлены географически и ментально: чаще всего партнеров ищут в ближайшем окружении или среди «своих» (единоверцев, единоплеменников, лица со сходным социальным статусом). Любая изолированная, или частично изолированная популяция приобретает какие-то свои отличительные особенности. Некоторые из этих особенностей связаны с условиями жизни и носят приспособительный характер. У разных популяций условия жизни разные и полезными будут разные признаки. Белая кожа вблизи экватора — вредный признак (плохая защита от ультрафиолета). Она же на севере Европы — полезный (облегчает собственное производство витамина Д при слабом ультрафиолетовом облучении).

Помимо биологии у разных групп людей возникали культурные отличия. Здесь тоже роль играет изоляция: территориальная, или групповая (деление сородичей на «своих» и «чужих»). Один и тот же вид птиц может исполнять РАЗНЫЕ песни в разных местностях. Потому что в детстве слышали разное. А пришелец с другой территории со временем переобучится петь на новый лад. У людей та же история с языками.

Кстати, разные национальности могут не отличаться антропологически, но всегда отличаются языком и традиционной культурой. И наоборот, разные антропологические типы могут иметь одну культуру и принадлежать к одной национальности.

Так что культура для национальности первична, а биология и антропологический тип — вторичны (есть негры-абхазы, например; великий русский поэт Пушкин биологически был метисом-квартероном и т. д.).

Сегодня говорят о родстве почти всех современных жителей Европы, поскольку они являются дальними потомками людей, проживавших на той же территории более 1500 лет назад. Данный тезис послужил еще одним доказательством и без того популярной теории о достигнутом за пару десятков тысяч лет дальнем родстве абсолютно всех жителей Земли.

Другим интересным открытием стало совпадение по датам важнейших исторических событий и примерного возраста первопредков. Так, неуклонный рост их числа в Восточной и Центральной Европе за последние полтора тысячелетия может быть связан с последовательными миграциями гуннов в IV веке нашей эры, а также различных славянских племен в V-X веках нашей эры. Данная теория также подтверждается тем фактом, что Италия, Испания, а также Франция, где процент общих с остальной Европой первопредков наименьший в Европе, почти не были затронуты подобными миграциями и поэтому смогли сохранить свою генетическую самобытность. Вместе с тем генетическая близость не воспрепятствовала тому, что европейские государства, появившиеся после крушения Римской империи, пытались щеголять не только своей отсутствующей древностью, но и национальными особенностями.

Еще Исаак Ньютон, работая над своей знаменитой «Хронологией», обратил внимание на то, что «удлинять» свою историю было принято или модно во все времена: многие народы стремятся продемонстрировать свою родословную, начав ее с древнего мира, а еще лучше, с каменного века. Поэтому сегодня столь распространен фейковый феномен «древности» многих наций, пытающихся перехватить инициативы армян, басков, эфиопов или евреев.

Кстати, европейские нации и народы сформировались гораздо позже азиатских, а славянские — позже западноевропейских. Но дело, видимо, не только в возрасте, а в том, что Лев Гумилев именовал пассионарностью, а я — креативностью. Талантливы так или иначе все народы, но талантливые люди имеют свойство кучковаться вокруг продвинутых государей, а в наши дни — в кремниевых долинах даже сравнительно молодых государств…

Под культурными различиями народов наука понимает сложившиеся в ходе исторической эволюции формы материальной (пища, одежда, жилище и прочее) и духовной (язык, религия, фольклор, обряды, обычаи и прочее) культуры. Сопричастность к той или иной общности — это и есть идентификация себя со страной, народом, нацией. Всё это передается от поколения к поколению и составляет так называемый образ жизни и облик нации. Но такой результат — не навечно закрепленная данность. Он имеет свою динамику, меняется во времени, его, казалось бы, неизменное содержание переосмысливается. Поэтому могут меняться и границы-маркеры, по которым выстраивается та или иная общность.

Уже со времени ранних государственных образований и складывания больших социальных коллективов не менее важной основой выступала общность на основе культурной схожести. Это могли быть религиозные верования, кастовые различия, языковая однородность, близость нравов, позже — законы, формы власти и т.д.

Со временем на ведущие по своей значимости позиции стали выходить категории отечества, гражданства и лояльности той или иной политико-государственной общности, чаще всего называемой национальным государством.

Нация — это прежде всего форма коллективного самосознания (идентичности) людей по поводу принадлежности к определенной общности, которую они и считают нацией.

Для того, чтобы нация обрела сама себя, необходим длительный путь ее исторического формирования. Обычно этот путь включает определенную территорию с исторически сложившимися границами, общий язык, веру, историческую судьбу, отличающуюся одними и теми же физическими и душевными качествами и создавшую специфическую культуру.

Я не буду здесь обсуждать различие и своеобразие понятий «нация» и «народ», детально рассмотренное в литературе, отмечу только, что по мере эволюции государственности народ может включать в себя много наций, как это ярко выражено в США или в России.

Почти все современные народы — плоды древних завоеваний, слияний, смешений. Скажем, генетический анализ ДНК индийских народов показал, что они возникли в результате смешения разных племен 2–4 тыс. лет тому назад. Северные индусы имеют родственные связи с населением Западной Евразии (народы Центральной Азии, Среднего Востока, Кавказа, Европы), южные — с коренным населением Андаманских островов.

Давними предками славян были, вероятно, племена венедов, в первых веках новой эры расселившиеся по берегам Вислы и Венедского (теперь Гданьского) залива Балтийского моря. У византийских авторов VI в. новой эры появилось название «склавины», но оно применялось только к племенам, жившим к западу от Днестра. Восточнее этой реки помещали антов, которых многие ученые считают прямыми предшественниками восточных славян. После VI в. имя антов исчезает, и становятся известны названия восточнославянских племён: поляне, древляне, вятичи, радимичи, дреговичи, кривичи и др. Иными словами, славянские народы начали образовываться гораздо позже ближневосточных, то есть всего полтора тысячелетия тому назад. Впрочем, многие историки склонные считать их еще не народами, а племенами. И только около тысячи лет тому назад восточнославянские племена были объединены в одно из государств средневековой Европы — Киевскую Русь. Но тогда тоже не было разделения народов на русский, украинский или белорусский — их можно назвать восточнославянскими. В 988 году князь Владимир I Святославович сделал христианство государственной религией Киевской Руси. Языческие идолы были низвергнуты, а киевляне крещены в Днепре. Принятие христианства способствовало тесным культурным связям с Европой, расцвету искусства, распространению письменности. Но все равно единство Киевской Руси оказалось непрочным, и к концу XII века это восточнославянское государство распалось на самостоятельные княжества, более близкие к племенам, чем к народам. Обращаю внимание на то, что в короткий период существования Киевской Руси понятия «украинцы» не существовало. Русские, украинцы и белорусы как самостоятельные народы сложились, по разным оценкам, лишь в к XIV-XVIII вв.

Московское государство — центр образования русского народа — сначала объединило земли в бассейнах Верхней Волги и Оки, затем в верховьях Дона и Днепра; еще позднее — псковские, новгородские земли в бассейне Северной Двины и на побережье Белого моря.

Намного сложнее складывались судьбы потомков тех племен, которые жили на западе Киевской Руси. С XIII-XIV вв. западные районы переходят под власть литовских князей. В конце XVI в. Великое княжество объединилось с Польшей. Местное население, прежде всего знать, стало в той или иной мере ополячиваться, но среди крестьян сохранялись восточнославянские традиции. В XVI-XVII вв. на этих землях окончательно сформировались две народности — украинцы и белорусы, то есть этим народам всего около 350 лет отроду. На их культуру большое влияние оказали поляки и литовцы. Слово «украинцы» обозначало жителей степной «окраины» Московской Руси, а к XVII в. так стали именовать в основном население Среднего Поднепровья. Под властью католической Польши украинцы, православные по вероисповеданию, терпели религиозные притеснения и потому бежали в Слободскую Украину (Слобожанщину).

Третий по численности славянский народ России — белорусы. Белорусские земли вошли в состав Российской империи лишь в конце XVII в. Названия «Белая Русь» некоторые ученые связывают со светлым цветом волос и белой одеждой населения страны. По другой теории, «Белая Россия» первоначально означало «свободная Русь, независимая от татар». В 1840 г. Николай I запретил официально употреблять наименования «Белая Русь», «Белоруссия», «белорусы»: последние стали населением «Северо-Западного края». Белорусы относительно поздно осознали себя особым народом. Только в середине XIX в. белорусская интелегенция выдвинула мысль о белорусах как об отдельном народе.

Увы, понятия «народа» и «нации» в той или иной форме разделяют и абсолютизируют племенные, родовые и расовые корни народа в ущерб его духовным качествам, уровню культуры, восприятию реальности…

Лично для меня формирование нации — это не создание национальной идеи или единомыслия, но — разномыслия, критического мышления, способности адекватно воспринимать реальность, просто умения мыслить адекватно, а не сообразно государственной пропаганде, возвращающей народ или нацию в состояние стада. Тогда народ ничего не объединяет, кроме бюрократической бумажки — паспорта, кстати, тоже политизированного Маяковским.

Отсюда же спекуляции типа «полиэтническая гражданская нация под названием «советский народ», или брежневский «национальный агностицизм», или «российская нация, включающей все народы России», или кургиняновская «полиэтническая государствообразующая русская нация и еще ряд наций, которые отличаются от русской неспособностью и неготовностью к самостоятельному государственному строительству». То бишь, как говаривал Дмитрий Рогозин, «нацией в пределах России признается только один русский народ, а все остальные переводятся в разряд национальных меньшинств».

Гордиться своей национальностью, быть начиненным шовинизмом и ксенофобией стало признаком зомбированности и несвободы. Иные «патриоты» заполнены злобным и ядовитым патриотизмом до такой степени, что подходить к ним близко стало опасным — расплескают свои яды. Еще Артур Шопенгауэр гениально подметил: «Убогий человечек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит».

Увы, национализм грешит неоправданной нетерпимостью, нетолерантностью, сужением мира до собственного болота. Изо всех лжей и обманов самая доступная и оттого самая распространенная — спекуляция национализмом и патриотизмом. Бойчее всего распродается любовь к родине — в наши времена товар этот идет нарасхват.

Договорились уже до такой глупости, что разбавление крови кровью других народов ведет к национальной деградации и к смерти национального чувства, к гибели национального сознания.

Хотя племенное сознание, деление мира на «своих» и «чужих» — давнее свойство животного мира, понятие патриотизма — относительно новое изобретение ущербной власти, созданное для производства «промышленного» «пушечного мяса», то бишь для мобилизации на фронт миллионов «патриотов». Диктаторы используют это изобретение, когда нужно резко увеличить производство пушечного мяса, я уж не говорю о том, что с его помощью можно подавить любое народное сопротивление, организовав травлю «граждан мира» общественным мнением быдла (http://proza.ru/2020/10/16/256).

Современное деление человечества на нации и народы стало не меньшим злом, чем неолитическое пещерное сознание, направленное на уничтожение соседей. Сегодня патриотизм не объединяет, а разделяет. Потому-то я давно числю себя «гражданином мира», а не горжусь своей нацией или своим народом — тем более, что и гордиться-то особенно нечем…

Независимая журналистка Татьяна Абрамовская по этому поводу пишет; «Я горжусь тем, что я. » — дальше может следовать всё, что угодно, скажем, — «русский». А если бы вы родились в другой стране, вам всю жизнь было бы за себя стыдно? Чем вы гордитесь? Тем, что родились там или сям? Вопрос на засыпку. Если бы вы родились не в этой стране, а в какой-нибудь другой, вы бы были патриотом другой страны? Северной Кореи, например? Или Монголии? Или Буркино Фасо? Мы совершенно не вольны выбирать, где нам родиться. Место рождения — чистейшая случайность. Так при чем тогда здесь патриотизм? Подписка под местом рождения, типа — «согласен»? Вместо того, чтобы раздувать национальный патриотизм, не полезнее ли объединиться по признаку добра, справедливости и гуманности.

Ментальность нации, ее «скрепы» не могут определяться нынешней способностью вредить миру или соседям. Поэтому некоторые нации обращаются в зашоренное и оболваненное стадо, пребывающее в коме, а не в реальности. Для них либеральность, свобода, демократия, инакомыслие — ругательства… Когда главная скрепа — полицейские дубинки, — вместо нации имеем население, быдло, пекус. Как в Северной Корее. В Южной Корее нация есть, а в Северной — только запуганные толпы с исковерканными мозгами…

Глобализация, растущий космополитизм, «граждане мира», даже «обрусение» или «англизация» — всё это неотвратимые и необоримые приметы нашего времени, свидетельствующие об архаичности племенного и даже национального подхода к человеку. Мне лично они все больше напоминают идеологию Хомякова или Московской Руси «Самодержавие, Православие, Народность». Да, да! Современник Царя Алексея Михайловича Юрий Крижанич утверждает следующие основы государства: «Вера Православная, самовладство совершенно (Самодержавие), нераздельность кралевства и сбережение от чужевладства, запертие рубежев и недопущение празнующаго и бездельнаго жития».

Всё в этом мире обладает свойством рождаться и умирать: Вселенная, галактики, звезды, жизнь, государства и народы… Я полагаю, что народы и нации — это пролонгирование первобытно-племенного сознания человечества, и поэтому до наших дней сохранились войны и вражда между ними. Но уже в наши дни начинают просматриваться иные формы «обустройства» человечества, связанные с глобализацией: интеграция, интернационализация, коллаборация, наднациональные структуры, мощное перетекание мозгов…

Я верю в глобализацию как в неотвратимый процесс объединения людей мира в единое мировое сообщество. Это не просто процесс изменения экономических, технологических, социокультурных или политических сил, не просто единая экономика, свободное перемещение и распространение технологий, но межнационализация всего, связанного с различными странами. Это не отмена понятий народов, наций и языков, не просто исчезновение границ виз или экосистем, не упразднение религиозных, национальных, культурных или ментальных различий между людьми, но — сложный процесс наращивания политологических институтов глобального уровня, при котором мир становится единым и устойчивым. Это процесс взаимопроникновения культурных символов и ценностей, свободного перемещения людей, информации, технологий со все возрастающей скоростью и по всему миру, но — и это главное — переход человечества на новый, более высокий уровень сознания, на котором нет «своих» и «чужих», «наших» и «ненаших», «друзей и врагов», а еще — диктаторов, провокаторов, троллей и доживших до наших дней людоедов в генеральских или диктаторских мундирах…

Источник

Формирование нации

Возникновение нации исторически связывается со становлением капитализма, ликвидацией феодальной раздробленности и образованием централизованного государства, усилением хозяйственных связей. При этом отнюдь не игнорируется то обстоятельство, что все предшествовавшее капитализму экономическое, политическое и духовное развитие общества явилось подготовкой материальных и духовных предпосылок для образования наций. И все же в докапиталистическом обществе нации вызреть не могли. Если такие предпосылки консолидации народностей в нации, как общность территории, языка, определенные черты культурной общности, зачатки хозяйственной целостности, можно обнаружить еще при феодализме, то становление общности экономической жизни связано уже с процессом генезиса и утверждения капитализма, сломавшего всякого рода феодальные перегородки и установившего прочные экономические связи между различными регионами той или иной страны.

Стремление буржуазии обеспечить условия для своего свободного развития, с одной стороны, способствовало объединению разрозненных и изолированных феодальных хозяйств. С другой стороны — требовало государственного единства территории, на которой проживало бы население, говорящее на одном языке. Кроме того, помогало устранению всех препятствий развитию языка и закреплению последнего в литературе. Поэтому формирование нации происходит как процесс экономического, территориального и языкового объединения людей, обеспечивающий беспрепятственное развитие производительных сил. Экономические отношения и интересы становятся важнейшей движущей силой национальной интеграции. На становление нации влияли и другие факторы, ускорявшие и затруднявшие процесс ее формирования. В качестве таких факторов можно назвать, например, тип власти, расовые и культурно-психологические факторы, религию и географический фактор.

Следует отметить, что складывающиеся национальные отношения, национальные узы и сама нация не являлись простым продолжениєм исторических племенных, родственных и этнических связей. Переход от феодализма к капитализму резко ускорил этнические процессы, которые в значительной степени выступают как следствие и форма социально-экономических процессов. Поэтому такие общественные явления, как язык, особенности культуры, нравов, привычек и обычаев, самосознание, т. е. по сути своей этнические особенности и признаки человеческих групп, играют важную сплачивающую роль, способствующую развитию национальных связей.

Процессы национальной интеграции обычно совершаются среди сравнительно гомогенного (однородного) в этническом, а следовательно, языковом, отношении, или же родственного населения, отличающегося в ходе своей длительной истории уже относительной этнической однородностью. Но гомогенность — не обязательное условие этих процессов. Если в ходе предшествующей истории возникали народы крупные, политически жизнеспособные, относительно однородные по этническому, а значит, и языковому составу, как это было в Европе, процесс образования нации происходил в рамках этих народов. Если же такой исторической основы не существовало, как, например, в Северной и Южной Америке, тогда процесс образования нации происходил путем смешения и ассимиляции различных этнических и языковых групп населения. Наряду с этим нации формировались в ходе развития этносов в рамках многонационального государства, что было характерно для некоторых народностей России.

Большинство европейских наций возникло в результате сплочения народностей. Особенно крупные народности в сильно централизованных государствах, такие как английская, французская, русская, в ходе развития капиталистических отношений превращаются в нации. Так было и с немецким и итальянским этносами, которые, несмотря на долго длившуюся раздробленность государства, стали основой для образования немецкой и итальянской наций.

В процессе образования нации нередко происходило слияние различных народностей. Французская нация образовалась из ряда народностей, возникших в центре и на севере Франции. Французское королевство выросло из маленьких независимых феодальных государств, подчинив себе другие народности. Так, на юге французы в результате войн покорили провансальцев; на северо-западе бретонцы и фламандцы, на Корсике итальянцы — также влились в формирующуюся французскую нацию. Эльзасцы и лотарингцы, в значительной степени ассимилировавшись, тоже стали составной частью французской нации.

Английская нация возникла из оседлых кельтских бриттов, переселившихся в V в. англов и саксов и завоевавших в XI в. Англию офранцуженных норманнов. Как кельтские валлийцы, так и кельтские шотландцы, стали объектом завоевания, были аннексированы и ассимилировались. Они тоже в общем и целом вошли в состав английской нации, хотя их некоторые этнические элементы сохранились и по сей день.

Другие нации возникли путем независимого развития отколовшихся частей какого-либо этноса. Так, голландская нация уходит корнями в немецкий этнос. Древнерусская народность послужила общим корнем русской, украинской и белорусской народностей, сложившихся впоследствии в нации.

Важную роль в формировании многих наций играли и продолжают играть политические моменты и, в первую очередь, государственное обособление. Так, образование двух отдельных государств — Германии и Австрии — привело к возникновению самостоятельных наций, говорящих на немецком языке. Поскольку в странах Западной Европы, где впервые в истории началось формирование наций, этот процесс совпал с возникновением и централизацией государств, сложившихся на территориях с преимущественно этнически однородным населением, то и сам термин «нация» приобрел здесь политический смысл — принадлежность людей к одному, «национальному», государству.

Таким образом, в рамках государства ускоряются консолидационные процессы, нередко ведущие к объединению и слиянию близких по историческим судьбам народностей. Как и народности, нации скреплены связями территориального, а не брачно-родственного характера. Государство и здесь играет роль важного цементирующего фактора. Однако для обеспечения сплочения нации еще большее значение, чем политические, имеют связи экономические. Присущие народностям признаки получают новое качество: нации отличаются устойчивой общностью территории, экономики и культуры, общим языком. Внутренние культурно-информационные связи в нации, как правило, намного интенсивнее, чем в предшествующей народности. Наконец, на почве всего этого у наций формируются общие черты национального характера, более четкое, чем у народностей, этническое самосознание.

Процесе формирования наций в Европе в основном завершен.

Так, английская нация сложилась в XVI в., русская — в XVII — XVIII вв., немецкая и итальянская — к XIX в. Десятки наций сформировались в XX в. Однако, в некоторых частях света процесс становления наций продолжается, разворачиваясь в иных экономических и, прежде всего, политических условиях, нежели формирование европейских и особенно западноевропейских наций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *