Что общего в характерах липочки и ее матери

Образ и характеристика Липочки в комедии Островского «Свои люди – сочтемся!» с цитатами помогут читателю понять какой расчетливой и эгоистичной была на самом деле главная героиня, поставившая личную выгоду превыше всего.

Липочка (Олимпиада Самсоновна Большова) – дочь купца Большова. Мечтает выйти замуж за перспективного жениха.

Характеристика

Липочка родилась в семье зажиточного купца Большова Самсона Силыча и Аграфены Кондратьевны. Глава семьи с супругой оба крестьянских корней, но уже немало лет принадлежат к купеческому сословию.

Прелестному юному созданию не исполнилось и 19.

Девушка считает себя настоящей барышней, ведь она получила должное по ее мнению воспитание. Чтобы казаться настоящей дворянкой ей приходилось брать уроки танцев у лучших учителей. Как знать, вдруг на очередном танцевальном вечере она встретит достойного кандидата для замужества. Липа абсолютно уверена, что заслуживает лучшей партии. Танцы не единственное увлечение. Липа владела французским, но весьма скверно и немного играла на фортепиано. Правда игра на музыкальных инструментах у нее тоже не особо получалась.

Ее высокомерие и самодовольство проявлялось по отношению не только к прислуге и приказчикам, но и к матери. Она могла запросто повысить голос, дав понять, что мнение родительницы пустое место.

Все мечты о благородном муже рухнули в момент, когда отец сообщил Липочке о намерениях выдать ее замуж за приказчика Подхалюзина. Попытки сопротивляться решению отца закончились ничем. Девушке ничего не оставалось, как принять его выбор.

Быть может Лазарю удастся сделать ее жизнь гораздо лучше. Жизнь в родительском доме была в тягость. Уж лучше на стороне, чем с родителями. Вскоре Липочка понимает, что сделала правильный выбор. Пообещав исполнить все ее прихоти, муж оказался верен слову. Одел, обул, купил новый дом, полностью обставив шикарной мебелью.

Истинный характер Олимпиады проявился в тот момент, когда отец пришел за помощью. Огромные долги перед кредиторами. Он банкрот. Единственная надежда оставалась на дочь и зятя, но он глубоко ошибался, рассчитывая на финансовую поддержку. Липочка вместе с мужем ясно дают понять, что свои проблемы он должен решать сам, а не за их счет. Большов покидает дом в самых расстроенных чувствах.

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ОГЭ по литературе. Задания 1.1.1. – 1.1.3. по фрагментам пьесы А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся» и комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1 1.1.3.

Липочка и Аграфена Кондратьевна.

Аграфена Кондратьевна (входя). Так, так, бесстыдница! Как будто сердце чувствовало: ни свет ни заря, не поемши хлеба божьего, да уж и за пляску тотчас!

Липочка. Как, маменька, я и чай пила, и ватрушку скушала. Посмотрите-ка, хорошо? Раз, два, три. раз. два.

Аграфена Кондратьевна (преследуя её). Так что ж, что ты скушала? Нужно мне очень смотреть, как ты греховодничаешь. Говорю тебе, не вертись.

Липочка. Что за грех такой! Нынче все этим развлекаются. — Раз. два.

Аграфена Кондратьевна. Лучше об стол лбом стучи, да ногами не озорничай! (Бегает за ней.) — Да что ж ты, с чего ж ты взяла не слушаться!

Липочка. Как не слушаться, кто вам сказал! Не мешайте, дайте кончить, как надобно! Раз. два. три.

Аграфена Кондратьевна. Долго ль же мне бегать-то за тобой на старости лет! Ух, замучила, варварка! Слышишь, перестань! Отцу пожалуюсь!

Липочка. Сейчас, сейчас, маменька! Последний кружок! Вас на то и бог создал, чтоб жаловаться. Сами-то вы не очень для меня значительны! Раз, два.

Аграфена Кондратьевна. Как! ты ещё пляшешь, да ещё ругаешься! Сию минуту брось! Тебе ж будет хуже: поймаю за юбку, весь хвост оторву.

Липочка. Ну, да рвите на здоровье! Вам же зашивать придётся! Вот и будет! (Садится.) Фу. фу. как упаточилась, словно воз везла! Ух! Дайте, маменька, платочка пот обтереть.

Аграфена Кондратьевна. Постой, уж я сама оботру! Ишь, уморилась! А ведь и то сказать, будто неволили. Коли уж матери не почитаешь, так стен- то бы посовестилась! Отец, голубчик, через великую силу ноги двигает, а ты тут скачешь, как юла какая!

Липочка. Подите вы с своими советами! Что ж мне делать, по-вашему! Самой, что ли, хворать прикажете? Вот другой манер, кабы я была докторша! Ух! Что это у вас за отвратительные понятия! Ах! какие вы, маменька, ей-богу! Право, мне иногда краснеть приходится от ваших глупостей!

Аграфена Кондратьевн а. Каково детище-то ненаглядное! Прошу подумать, как она мать-то честит! Ах ты, болтушка бестолковая! Да разве можно такими речами поносить родителей? Да неужто я затем тебя на свет родила, учила да берегла пуще соломинки?

Липочка. Не вы учили — посторонние; полноте, пожалуйста; вы и сами- то, признаться сказать, ничему не воспитаны. Ну, что ж? Родили вы — я была тогда что? Ребёнок, дитя без понятия, не смыслила обращения. А выросла да посмотрела на светский тон, так и вижу, что я гораздо других образованнее. Что ж мне, потакать вашим глупостям! Как же! Есть оказия.

Аграфена Кондратьевн а. Уймись, эй, уймись, бесстыдница! Выведешь ты меня из терпения, прямо к отцу пойду, так в ноги и брякнусь, житья, скажу, нет от дочери, Самсонушко!

Липочка. Да, вам житья нет! Воображаю. — А мне есть от вас житьё? Зачем вы отказали жениху? Чем не бесподобная партия? Чем не капидон? Что вы нашли в нём легковерного?

Аграфена Кондратьевн а. А то и легковерного, что зубоскал! Приехал, ломался, ломался, вертелся, вертелся. Эка невидаль!

Липочка. Да, много вы знаете! Известно, он благородный человек, так и действует по-деликатному. В ихнем кругу всегда так делают. — Да как ещё вы смеете порочить таких людей, которых вы и понятия не знаете? Он ведь не купчишка какой-нибудь. (Шепчет в сторону.) Душка, милашка!

Липочка. Видимый резон, что не хотите моего счастия. Вам с тятенькой только кляузы строить да тиранничать.

Аграфена Кондратьевн а. Ну, как ты хочешь, там думай. Господь тебе судья! А никто так не заботится о своём детище, как материнская утроба! Ты вот тут хохришься да разные глупости выколупываешь, а мы с отцом-то денно и нощно заботимся, как бы тебе хорошего человека найти да пристроить тебя поскорее.

Липочка. Да, легко вам разговаривать, а позвольте спросить, каково мне-то?

Аграфена Кондратьевн а. Разве мне тебя не жаль, ты думаешь? Да что делать-то! Потерпи малость, уж коли много лет ждала. Ведь нельзя же тебе вдруг жениха найти; скоро-то только кошки мышей ловят.

Липочка. Что мне до ваших кошек! Мне мужа надобно! Что это такое! Срам встречаться с знакомыми, в целой Москве не могли выбрать жениха — всё другим да другим. Кого не заденет за живое: все подруги с мужьями давно, а я словно сирота какая! Отыскался вот один, так и тому отказали. Слышите, найдите мне жениха, беспременно найдите. Вперёд вам говорю, беспременно сыщите, а то для вас же будет хуже: нарочно, вам назло, по секрету заведу обожателя, с гусаром убегу, да и обвенчаемся потихоньку.

Аграфена Кондратьевн а. Что, что, беспутная! Кто вбил в тебя такие скверности! Владыко милосердый, не могу с духом собраться. Ах ты, собачий огрызок! Ну, нечего делать! Видно, придётся отца позвать.

Липочка. Только и ладите, что отца да отца; бойки вы при нём разговари- вать-то, а попробуйте-ка сами!

Аграфена Кондратьевн а. Так что же, я дура, по-твоему, что ли? Какие у тебя там гусары, бесстыжий твой нос! Тьфу ты, дьявольское наваждение! Али ты думаешь, что я не властна над тобой приказывать? Говори, бесстыжие твои глаза, с чего у тебя взгляд-то такой завистливый? Что ты прытче матери хочешь быть! У меня ведь недолго, я и на кухню горшки парить пошлю. Ишь ты! Ишь ты! А. Ах матушки вы мои! Посконный сарафан сошью да вот на голову тебе и надену! С поросятами тебя, вместо родителей-то, посажу!

Липочка. Как же! Позволю я над собой командовать! Вот ещё новости!

Аграфена Кондратьевн а. Молчи, молчи, тарант Егоровна! Уступи верх матери! Эко семя противное! Словечко пикнешь, так язык ниже пяток пришью. Вот послал господь утешение! Девчонка хабальная! Мальчишка ты, шельмец, и на уме-то у тебя всё не женское! Готова, чай, вот на лошадь по-солдатски вскочить!

Липочка. Вы, я воображаю, приплетёте скоро всех будочников. Уж молчали бы лучше, коли не так воспитаны. Всё я скверна, а сами-то вы каковы после этого! Что, вам угодно спровадить меня на тот свет прежде времени, извести своими капризами? (Плачет.) Что ж, пожалуй, я уж и так, как муха какая, кашляю. (Плачет.)

Липочка плачет громче и потом рыдает.

Ну, полно ты, полно! Говорят тебе, перестань! Ну, я виновата, перестань только, я виновата.

Липочка! Липа! Ну, будет! Ну, перестань! (Сквозь слёзы.) Ну, не сердись ты на меня ( плачет ). бабу глупую. неучёную. (Плачут обе вместе ). Ну, прости ты меня. серёжки куплю.

Липочка ( плача ). На что мне серёжки ваши, у меня и так полон туалет. А вы купите браслеты с изумрудами.

Аграфена Кондратьевн а. Куплю, куплю, только ты плакать-то перестань!

Липочка ( сквозь слёзы ). Тогда я перестану, как замуж выду. (Плачет.)

Аграфена Кондратьевн а. Выдешь, выдешь, голубчик ты мой! Ну, поцелуй меня!

( А.Н. Островский. «Свои люди — сочтёмся »)*

1.1.1.Что общего в характерах Липочки и её матери?

Мать и дочь близки друг другу по мещанскому духу, потребительскому отношению к людям, упрямству и нежеланию выслушать противную сторону. Они недалёкие и вульгарные особы, плохо воспитанные и невежественные. Между Липочкой и Аграфеной Кондратьевной нет тёплых родственных чувств, истинной привязанности. Мать мечтает удачно пристроить дочь, а та стремится поскорее выпорхнуть из родного гнезда – подальше от назойливой опеки и самодурства родителей. Они не умеют разговаривать друг с другом по душам, только грубо бранятся и угрожают друг другу: Липочка – что сбежит с гусаром, мать – что отправит дочь работать на кухне. Обе циничны и бессердечны.

1.1.2.Какую речевую характеристику даёт драматург Аграфене Кондратьевне?

Аграфена Кондратьевна в диалоге с Липочкой предстаёт как грубая, деспотичная женщина. Требуя от дочери покорности воле родителей и полного послушания, она не скупится на брань и угрозы. Мать требует беспрекословного исполнения домостроевского уклада, её раздражает, что дочь танцует, поэтому она, по её мнению, «бесстыдница», «беспутная», греховодница. Не умея воспитать дочь, она в бессильном гневе осыпает её унизительными словами: «бесстыжие твои глаза», «дьявольское наваждение», «девчонка хабальная», «шельмец». Речь Аграфены Кондратьевны раскрывает её самодурную сущность.

1.1.3.Сопоставьте сцену из комедии А.Н. Островского «Свои люди — сочтёмся» со сценой из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Что общего в интересах героинь и стиле семейного общения?

Анна Андреевна. Ну, Машенька, нам нужно теперь заняться туалетом. Он столичная штучка: Боже сохрани, чтобы чего-нибудь не осмеял. Тебе приличнее всего надеть твоё голубое платье с мелкими оборками.

Марья Антоновна. Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и Ляпкина-Тяпкина ходит в голубом, и дочь Земляники в голубом. Нет, лучше я надену цветное.

Анна Андреевна. Цветное. Право, говоришь — лишь бы только наперекор. Оно тебе будет гораздо лучше, потому что я хочу надеть палевое; я очень люблю палевое.

Марья Антоновна. Ах, маменька, вам нейдёт палевое!

Анна Андреевна. Мне палевое нейдёт?

Марья Антоновна. Нейдёт, я что угодно даю, нейдёт: для этого нужно, чтобы глаза были совсем тёмные.

Анна Андреевна. Вот хорошо! а у меня глаза разве не тёмные? самые тёмные. Какой вздор говорит! Как же не тёмные, когда я и гадаю про себя всегда на трефовую даму?

Марья Антоновна. Ах, маменька! вы больше червонная дама.

Анна Андреевна. Пустяки, совершенные пустяки! Я никогда не была червонная дама. (Поспешно уходит вместе с Марьей Антоновной и говорит за сценою.) Этакое вдруг вообразится! червонная дама! Бог знает что такое!

В данных сценах приводятся диалоги матерей и дочерей. В обоих случаях драматурги показали неуступчивость родных людей, желание непременно настоять на своём, подчинить собственной воле. Все персонажи не умеют договариваться, их аргументы – это колкости, которые отпускают Марья Антоновна и Анна Андреевна: «Право, говоришь – лишь бы только наперекор», «Какой вздор говорит!», «Пустяки, совершенные пустяки!», злобные выпады и угрозы Липочки и Аграфены Кондратьевны: «Ах ты, собачий огрызок!», « Словечко пикнешь, так язык ниже пяток пришью», «Что это у вас за отвратительные понятия!». Интересы в семьях купца Большова и городничего Сквозник-Дмухановского тоже сходные: выгодно пристроить дочерей, пустить пыль в глаза окружающим. Героини обеих комедий мечтают повысить свой статус, заполучив богатого и знатного жениха. При этом даже речи не ведётся о браке по любви. Матери заменяют любовь к дочерям материальными заботами: Аграфена Кондратьевна обещает Липочке купить серьги, а Анна Андреевна думает лишь о том, чтобы дочь очаровала Хлестакова голубым платьем с оборками. И Островский, и Гоголь разоблачают душевную пустоту героинь, их желание получше устроиться в жизни за счёт удачного замужества, отсутствие любви и понимания в семье.

Источник

Характеристика Липочки в пьесе «Свои люди — сочтемся!», образ, описание

Что общего в характерах липочки и ее матери. Смотреть фото Что общего в характерах липочки и ее матери. Смотреть картинку Что общего в характерах липочки и ее матери. Картинка про Что общего в характерах липочки и ее матери. Фото Что общего в характерах липочки и ее матери
Художник В. Федяевская

Липочка является одной из ярких второстепенных героинь пьесы «Свои люди — сочтемся!» А. Н. Островского.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Липочки в пьесе «Свои люди — сочтемся!», описание персонажа в цитатах.

Смотрите:
Все материалы по пьесе «Свои людисочтемся!»

Характеристика Липочки в пьесе «Свои люди — сочтемся!» Островского, образ, описание

Липочка Большова является единственной дочерью купца Самсона Силыча Большова и его жены Аграфены Кондратьевны. Большов и его жена являются крестьянами по происхождению, но уже много лет состоят в купеческом сословии:

«Отец-то. Самсон Силыч, голицами торговал на Балчуге; добрые люди Самсошкою звали, подзатыльни ками кормили. Да и матушка-то Аграфена Кондратьевна чуть-чуть не панёвкица — из Преображенского взята. А нажили капитал да в купцы вылезли, так и дочка в принцессы норовит. А все это денежки.»

«Воспитанья-то тоже не бог знает какого: пишет-то. как слон брюхом ползает, по-французскому али на фортопьянах тоже сям, тям, да и нет ничего. «

«Попробую-ко теперь на досуге. (Дурно вальсируя.) Раз. два. три. раз. два. три. «

«За тем разве я так воспитана: училась и по-французски, и на фортепьянах, и танцевать!»

«А нажили капитал да в купцы вылезли, так и дочка в принцессы норовит.» (О Липочке)

«Где это видано, чтобы воспитанные барышни выходили за своих работников?» (Липочка о себе и Подхалюзине)

«А выросла да посмотрела на светский тон, так и вижу, что я гораздо других образованнее.»

«Не пойду я за купца, ни за что не пойду.— За тем разве я так воспитана: училась и по-французски, и на фортепьянах, и танцевать! Нет, нет! Где хочешь возьми, а достань благородного.»

«Уж сказала, что не пойду за купца, так и не пойду!»

«Конечно, Алимпияда Самсоновна барышня образованная, и, можно сказать, каких в свете нет. «

«Ничего и потолще, был бы собою не мал. Конечно, лучше уж рослого, чем какого-нибудь мухортика. И пуще всего, Устинья Наумовна, чтобы не курносого, беспременно чтобы был бы брюнет; ну, понятное дело, чтоб и одет был по-журнальному.»

«Коли уж матери не почитаешь, так стен-то бы посовестилась!» (мать о Липочке)

«Каково детище-то ненаглядное! Прошу подумать, как она мать-то честит! Ах ты, болтушка бестолковая! Да разве можно такими речами поносить родителей?» (мать о Липочке)

«Уймись, эй, уй мись, бесстыдница! Выведешь ты меня из терпения, прямо к отцу пойду, так в ноги и брякнусь, житья, скажу, нет от дочери, Самсонушко!»

«Вот послал господь утешение! Девчонка хабальная!»

«Фоминишна. Уж и не знаю, как сказать; на словах-то ты у нас больно прытка, а на деле-то вот и нет тебя. Просила, просила, не токмо чтобы что такое, подари хоть платок, валяются у тебя вороха два без призрения, так все нет, все чужим да чужим.»

«Липочка (плача). На что мне сережки ваши, у меня и так полон туалет. А вы купите браслеты с изумрудами.

Аграфена Кондратьевна. Куплю, куплю, только ты плакать-то перестань!»

«Ах, если бы вы знали, Лазарь Елизарыч, какое мне житье здесь! У маменьки семь пятниц на неделе; тятенька как не пьян, так молчит, а как пьян, так прибьет того и гляди. Каково это терпеть образованной барышне! Вот как бы я вышла за благородного, так я бы и уехала из дому и забыла бы обо всем этом.»

Подхалюзин. За что вы, Алимпияда Самсоновна, обижать изволите-с?

Липочка. Я вам один раз навсегда скажу, что не пойду я за вас, не пойду.»

«Я совсем, маменька, не воображала, что Лазарь Елизарыч такой учтивый кавалер! А теперь вдруг вижу, что он гораздо почтительнее других.»

«Что ж, тятенька, нельзя же нам самим ни при чем остаться. Ведь мы не мещане какие-нибудь.»

«Я у вас, тятенька, до двадцати лет жила — свету не видала. Что ж, мне прикажете отдать вам деньги, да самой опять в ситцевых платьях ходить?»

Это был цитатный образ и характеристика Липочки в пьесе «Свои люди — сочтемся!» Островского, описание героини в цитатах.

Источник

Краткое содержание пьесы Островского «Свои люди — сочтемся»

Пьеса А. Н. Островского «Свои люди – сочтемся!» рассказывает о жизни купеческой среды. Каждый образ раскрывается с помощью мельчайших деталей.

Самсон Силыч Большов — крестьянин по происхождению. Это подлый и хитрый купец, владеющий тремя торговыми лавками, в который ложь и мошенничество — обычное дело. Главной жизненной ценностью Большова являются деньги. Желание обогатиться нечестным путем приводит купца к большим долгам.

В семейных отношениях он не лучше: к собственной дочери герой относится с презрением, он не считается с ее мнением.

Аграфена Кондратьевна Большова — жена купца Большова. Она далеко не глупая, но в этой атмосфере самодурства начинает говорить. Героиня терпелива, но очень забита. Она подвергается неуважительному отношению от своего мужа и дочери. Находясь в атмосфере самодурства мужа, она не перестает любить свою семью. Жена Большова не насмехалась над неудачей мужа, а сохранила теплоту и любовь.

На Большова уже 20 лет работает Лазарь Елизарыч Подхалюзин. Он тоже хитёр и живёт нечестно, ставя свои корыстные цели на первый план. Умея поддакивать и потакать, плут с говорящей фамилией добивается того, что Большов переводит имущество на него. Когда же его начальник и уже родственник попадает в долговую яму, он отказывается помогать ему, так как уже получил все, что хотел. Подхалюзин — бесчувственный человек, который думает только о себе и своем материальном положении.

Если сравнивать образы Большова и Подхалюзина, то можно заметить разницу.

Большов идёт на аферу не потому, что он закоренелый плут, он говорит, что так делают все. После содеянного его начинает мучить совесть. Подхалюзин же никак не задумывается над своим поступком. Нет ни сострадания к человеку, попавшего в тяжёлую ситуацию, ни раскаяние за содеянное. Герой по природе своей — эгоист.

Сложившаяся ситуация исправляет Большова. Он начинает думать о тех истинах, про которые раньше не думал. Отношения с женой улучшаются.

А Подхалюзин не только получает имущество Большова, но и женится на его дочери. Липочка — единственная дочь Большова. Она необразованная девушка, однако считает себя очень образованной. Здесь Островский высмеивает современное тому времени щегольство. Мечтой героини становится брак с дворянином. Но она не против и выйти замуж за Подхалюзина, который не является дворянином. Вместе со своим мужем дочь не хочет помогать отцу, оставшемуся в тяжёлом положении. Она отличная пара своему мужу. Липочка даже суровее Подхалюзина относится к Большову.

Сысой Псоич Рисположенский — друг Большова. Из-за своего пьянства он не имеет работы. Поэтому решается заниматься документацией. В этой сфере он проявляет себя как нечестный человек. В частности именно он предлагает Большову провести аферу и помогает ему с этим.

Устинья Наумовна — такая же подлая женщина, помогающая Липовка найти жениха. Ради своих корыстных целей она способна на обманывать.

Эпизодическую, но важную роль играет Тишка, мальчик на посылках. Он с рождения видит только воровство и подхолимство. Вот из таких детей и получаются Большовы и Подхалюзины. Так, автор показал три поколения купечества и выразил основную мысль: не вырастут честные дети от бесчестных родителей. Нужно обладать высокими нравственными качествами, тогда и следующее поколение будет таким же.

Все персонажи комедии изображены саркастично. В пьесе «Свои люди – сочтемся!» А. Н. Островский показан мир подлых эгоистов, которые не имеют чувства.

Таким образом, в своей пьесе А. Н. Островский показывает купеческий мир, в котором правят подлые и лицемерные люди.

Популярные сочинения

Самсон Силыч Большов в пьесе А. Н. Островского «Свои люди — сочтемся»

Пьеса Островского «Свои люди — сочтемся» очень интересна современному читателю. В пьесе автор с присущим ему юмором описывает купеческую среду со своими привычками и стремлениями. Главные герои произведения одновременно недалеки и самонадеянны, упрямы и недальновидны. Каждый из персонажей пьесы заслуживает пристального внимания.

Самсон Силыч Большов, купец, глава семьи, превыше всего озабочен своими денежными делами. Он невежествен и корыстен, именно эти его качества и сыграли с ним злую шутку. Его жена, Аграфена Кондратьевна, представляет собой типичную купеческую жену. Не получившая никакого образования, она, тем не менее, весьма высокого мнения о себе. Аграфена Кондратьевна ведет на удивление примитивную жизнь. Она ни о чем не заботится, не стремится хоть как-то разнообразить повседневную действительность. Она живет только насущными, бытовыми проблемами.

Дочь Олимпиада Самсоновна, или Липочка, на редкость забавна. Она дурно воспитана, необразованна, даже не умеет как следует танцевать. Но вместе с тем она твердо уверена, что заслуживает самого выгодного жениха. Особенно смешны и нелепы рассуждения Липочки о желании выйти замуж за благородного. Приказчик Лазарь Елизарыч Подхалюзин, за которого в результате и выходит замуж Липочка, корыстен, эгоистичен, у него нет ни малейшей благодарности к купцу Вольтову, которому Подхалюзин, можно сказать, обязан всем. Подхалюзин превыше всего ценит свою собственную персону. И в результате добивается того, что для него так важно.

Остальные персонажи дополняют нарисованную автором картину купеческого быта. Среди персонажей есть и бойкая сваха устинья Наумовна, и стряпчий Сысой Псоич Рисположенский, и ключница Фоминишна, и мальчик Тишка, который служил в доме Большовых. Все герои пьесы одинаково примитивны, в них нет ни малейшего намека на благородство, стремление к прекрасному и возвышенному. Пределом мечтаний для них является обеспечение будничных, повседневных нужд.

Интересны отношения «отцов» и «детей» в данной пьесе. В самом начале произведения читатель получает возможность понаблюдать за ссорой между Липочкой и ее матерью. В дочери не заметно ни •малейшего почтения. Липочка просто и откровенно заявляет: «Вас на то и бог создал, чтобы жаловаться. Сами-то вы не очень для меня значительны!»

Липочка твердо уверена, что она намного воспитаннее и образованнее, чем мать. Конечно, такие заявления со стороны кажутся особенно смешными. Липочка высокомерно говорит: «…вы и сами-то, признаться сказать, ничему не воспитаны». И тут же она с гордостью хвастается: «А выросла да посмотрела на светский тон, так и вижу, что я гораздо других образованнее. Что ж мне, потакать вашим глупостям!»

Во время ссоры Липочки с матерью они обмениваются нелестными друг для друга характеристиками. Потом, правда, мирятся. В результате Аг-рафена Кондратьевна обещает купить браслеты с изумрудами. И на этом между ними воцаряется полное согласие. О чем может свидетельствовать такая сцена? Липочка совершенно лишена такого качества, как уважение к старшим. Она равнодушна к своим матери и отцу. Липочка думает только о себе. Она мелочна и глупа Липочка полностью соответствует семейной атмосфере, которая изображена в данной пьесе.

«Отцы» относятся к своим «детям» также с полнейшим равнодушием. Для купца Большова дочь — только средство для увеличения капитала. Первоначально он намеревается выдать дочь замуж за богатого человека. А потом, когда на ум купцу приходит денежная авантюра, которая позволит ему выглядеть в глазах всех вокруг банкротом, оставаясь при этом на самом деле состоятельным человеком, женихом Липочки становится Подхалюзин.

По отношению к дочери купец большое кажется настоящим самодуром. Он держит Липочку взаперти, затем выдает ее замуж исключительно по своему усмотрению. большое уверенно заявляет относительно своей дочери: «За кого велю, за того и пойдет, мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю». Такое отношение к дочери впоследствии дает свои результаты. Липочка становится женой Подха-люзина, благодаря этому вырывается из-под власти своего отца. И уже не желает проявлять к пожилому отцу ни жалости, ни сострадания. большое обращается к Подхалюзину и к Липочке: «Выручайте, детушки, выручайте!». И в ответ слышит уверения: «Что ж, тятенька, нельзя же нам самим ни при чем остаться. Ведь мы не мещане какие-нибудь». При этом Липочка упрекает отца: «Я у вас, тятенька, до двадцати лет жила — света не видала. Что ж, мне прикажете отдать вам деньги, да самой опять в ситцевых платьях ходить?»

Такие высказывания «детей» говорят сами за себя. Подхалюзин и его жена не желают выручить своего отца из долговой ямы, они совершенно равнодушны к тому факту, что пожилой человек находится в столь плачевном положении.

В пьесе «Свои люди — сочтемся» показан мир бездуховных людей, в котором каждый живет по собственным законам. И «дети», взрослея, перенимают отношение «отцов» к жизни, поэтому у них не возникает ни малейшего сомнения в том, как поступить в дальнейшем.

Многие сюжеты для своих комедий драматург не придумывал, а брал прямо из жизни. Ему пригодился опыт службы в московских судах, где рассматривалась имущественные споры, дела о ложных банкротствах, конфликты из-за наследства. Островский, кажется, просто перенес все это на страницы своих пьес. Одной из таких комедий, взятых из самой гущи купеческой жизни, стала комедия «Банкрот», которую драматург написал в самом конце 40-х годов 19 века. Она была напечатана в журнале «Москвитянин» в 1850 года названием «Свои люди – сочтемся!» и принесла молодому автору заслуженную славу.

В основе сюжета комедии лежит весьма распространенный в прошлом веке в купеческой среде случай мошенничества: богатый купец, Самсон Силыч Большов, занял у других купцов довольно крупную сумму денег, не желая возвращать ее, объявил о своем банкротстве. А все свое имущество он перевел на имя «верного человека» — приказчика Лазаря Подхалюзина, за которого, для большей своей уверенности и спокойствия, отдает замуж дочь Липочку – Олимпиаду Самсоновну.

Несостоятельного должника Большова сажают в тюрьму (долговую «яму»), но Самсон Силыч уверен, что дочь и зять внесут за него небольшую сумму денег из полученного имущества и его освободят. Однако, события развиваются совсем не так, как хотелось бы Большову: Липочка и Подхалюзин не заплатили ни копейки, и бедный Большов вынужден отправиться в тюрьму.

Казалось бы, в этом сюжете нет ничего интересного и занимательного: один мошенник обманул другого мошенника. Но комедия интересна не сложным сюжетом, а той правдой жизни, которая составляет, как мне кажется, основу всех произведений Островского. С какой точностью и реалистичностью нарисованы все персонажи комедии! Возьмем, например, Большова. Это грубый, невежественный человек, настоящий самодур. Он привык всеми командовать и всем распоряжаться. Самсон Силыч приказывает дочери выйти замуж за Подхалюзина, совершенно не считаясь с ее желаниями: «Важное дело! Не плясать же мне по ее дудочке на старости лет. За кого велю, за того и пойдет. Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю…» Большов сам начинал с низов, «голицами торговал»; его в детстве щедро награждали «тычками» и «подзатыльниками», но вот накопил денег, стал купцом и уже всех ругает и подгоняет. Конечно, суровая «школа жизни» по-своему воспитала его: он стал грубым, изворотливым, даже сделался мошенником. На в конце пьесы он же вызывает и некоторое сочувствие, ведь его жестоко предала собственная дочь и обманул «свой» человек – Подхалюзин, которому он так доверял!

Подхалюзин является еще большим мошенником, чем Большов. Он сумел не только провести хозяина, но и завоевать расположение Липочки, которая вначале не хотела выходить за него замуж. Это как бы «новый» Большов, еще более циничный и наглый, более соответствует нравам нового времени – времени наживы. Но есть в пьесе еще один персонаж, который неразрывно связан с предыдущими. Это мальчик Тишка. Он пока что еще служит «на побегушках», но уже понемногу, по копеечке, начинает собирать свой капитал, и со временем, очевидно, он станет «новым» Подхалюзиным.

Особенно интересен в комедии, как мне кажется, образ Липочки. Она мечтает о женихе «из благородных» и не хочет выходить замуж за какого-нибудь «купчишку»; ей подавай жениха «не курносого, беспременно чтобы был бы брюнет; ну, понятное дело, чтоб и одет был по-журнальному…» Она не похожа на купчих прежнего времени; ей хочется к деньгам отца добавить дворянство. Как это напоминает комедию Мольера «Мещанин во дворянстве»! однако хитрый Подхалюзин безособого труда убедил ее, что с деньгами ее отца и с его изворотливостью они смогут зажить даже лучше «благородных». Липочка, как и Подхалюзин, не вызывает у нас ни малейшей симпатии.

Все персонажи пьесы, как главные, так и второстепенные (сваха Устинья Наумовна, ключница Фоминична и другие) изображены сатирически. Островский в начале своего творчества сразу же заявил о себе как писатель-сатирик, продолжатель традиции Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя. И последующие творения драматурга лишь укрепили и расширили его славу.
Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй — » Самсон Силыч Большов в пьесе А. Н. Островского «Свои люди — сочтемся». И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *