Что общего в композиции этих стихотворений памятник пушкина и державина

Два Памятника Державина 1795 и Пушкина 1836

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.

1.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

2.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгуз, и друг степей калмык.

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.

Источник

Три «памятника» в русской литературе. 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9

Формы и методы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная; вербальные (рассказ, выразительное чтение, беседа), практические (анализ стихотворения).

Оборудование: портреты поэтов, сборники стихов, карточки-задания.

Ты прав, Певец: ты будешь жить;
Ты памятник воздвигнул вечный:
Его не могут сокрушить
Ни гром, ни вихорь быстротечный.

К.Ф. Рылеев “Державин”

Ход урока

1). Слово учителя.

Тема поэта и поэзии традиционная, сквозная в европейской культуре. Монолог поэта о самом себе встречается еще в античной поэзии. Так, ода Горация “К Мельпомене” в переводе М.В. Ломоносова послужила основой для стихотворений Г.Р. Державина и А.С. Пушкина о “памятнике”. Основные ее аспекты – процесс творчества, его цель и смысл, взаимоотношения поэта с читателем, с властью, с самим собой. Таким образом, среди поэтов разных эпох была традиция лирического изображения “нерукотворного” памятника, как бы подводящего итог творческой деятельности. Сегодня на уроке мы сопоставим стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина. Проследим, как развивается тема поэта и поэзии в этих произведениях, чем разнится позиция авторов в понимании этой темы? Сравним художественные средства, с помощью которых выражена точка зрения поэтов.

2). Чтение и анализ стихотворений.

а) Итак, впервые обратился к теме поэта и поэзии еще в I веке до н. э. древнеримский поэт Квинт Гораций Флакк в оде “К Мельпомене”. Переводов оды Горация было множество. Некоторые из них (М.В. Ломоносова, В.В. Капниста, А.Х. Востокова, С.А. Тучкова), несомненно, были известны Пушкину, а другие (А.А. Фета, Н. Фоккова, Б.В. Никольского, П.Ф. Порфирова, В.Я. Брюсова) появились уже после смерти Пушкина.

(Двусложный размер – ямб – придает нерифмованным строчкам стихотворения четкость, чеканность. Торжественность звучанию придают слова высокого стиля: воздвигну, превыше, возрастать, отечество, препятство и др., много слов и выражений греко-римского происхождения, из истории и мифологии: аквилон, Авфид, стихи эольски, муза, дельфийский лавр и т.д.).

Объяснить значение этих слов: (аквилон – северо-восточный ветер; Авфид – река в Италии на родине Горация; стихи эольски – образцовые, древнегреческие; Алцейской лирой – лирой Алцея=Алкея, одного из лучших древнегреческих поэтов; муза – богиня, покровительница наук и искусства; Дельфийским лавром – в городе Дельфы находился храм Аполлона, предводителя муз. Лавр считался священным деревом).

Ни слеза вдовиц не тронет,
Ни сирот несчастных стон:
Пусть в крови вселенна тонет,
Был бы счастлив только он… (“Любителю художеств”)

По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Именно с этих позиций подходит он к оценке своего творчества в стихотворении “Памятник”. Свое творчество он уподобляет “чудесному, вечному” памятнику. Неторопливый, торжественный ритм стиха (стихотворение написано шестистопным ямбом) соответствует важности темы. Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан. Он высказывает уверенность, что имя его будет жить в сердцах и памяти “народов неисчетных”, населяющих пространство “от Белых вод до Черных”. Свое бессмертие поэт связывает с “родом славянов”, то есть с русским народом:

… И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

В “Памятнике” Державин поясняет, в чем состоят его заслуги перед “родом славянов” и отечественной литературой:

…первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.

в) За год до смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, осмысливая собственный творческий путь, Пушкин написал стихотворение “Памятник” (1836 г.). В.Ф. Ходасевич считал, что это стихотворение – запоздалый ответ на лицейское стихотворение Дельвига “Два Александра”, где Дельвиг предрекал, что Александр I прославит Россию как государственный деятель, а Александр Пушкин – как величайший поэт. Однако начало XIX века впоследствии будут называть пушкинской эпохой, а не эпохой Александра I.

(Жанр – ода, это продиктовано традицией: стихи написаны как своеобразное подражание стихотворению Державина, которое, как мы уже говорили, является переделкой оды Горация, известной русскому читателю по переводу Ломоносова.

(Эпитеты: памятник нерукотворный, душа в заветной лире, в мой жестокий век, главою непокорной;

И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян и финн, и ныне дикой
Тунгус и друг степей калмык.

(Подбор слов, интонация отличаются торжественностью, возвышенностью, благодаря славянизмам: воздвиг, главою, тленья, пиит, сущий в ней язык (т.е. народ), велению и другие. По интонации “Памятник” представляет собой торжественную речь народного поэта-гражданина, утверждающего свое право на историческое бессмертие).

1 строфа. Как характеризует свой “Памятник” Державин? Какой новый, по сравнению со стихотворением Державина, смысл возникает со словами Пушкина “памятник нерукотворный”, с упоминанием о “народной тропе” и сравнением с Александрийским столпом?

(Уже в первой строфе Пушкин подчеркивает народность своего творчества. Поэт “воздвиг” себе “нерукотворный памятник”, который выше “Александрийского столпа”, т.е. колоны, поставленной в честь Александра I на Дворцовой площади в Петербурге).

2 строфа. С какими фактами и явлениями общественной жизни связывает мысль о длительности своей славы каждый из поэтов?

Гораций: “…до тех пор буду расти свежей славой, пока будет подниматься в Капитолий верховный жрец с молчаливой девой” (букв. перевод).

“И слава возрастет моя не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить…”

“И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит”.

(Пушкин говорит о своем историческом бессмертии и пророчески предсказывает будущую широкую известность своей поэзии среди всех народов России).

4 строфа. Какими заслугами своего творчества каждый из поэтов обусловливал свое право на славу?

Гораций: “За то, что первый я на голос эолийский свел песнь Италии…”

“…первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить…”

“…чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал”.

(Пушкин утверждает, что право на бессмертие, на признание и любовь народа он заслужил, во-первых, высокой человечностью своего творчества: “чувства добрые я лирой пробуждал; во-вторых, своей борьбой за свободу: “в мой жестокий век восславил я свободу”, а в одном из вариантов этой строки называл себя последователем Радищева: “вослед Радищеву восславил я свободу”; в-третьих, защитой декабристов: “и милость к падшим призывал”).

5 строфа. У всех трех поэтов стихотворение заключается обращением к музе. Что нового появляется в пушкинских строках по сравнению с державинскими?

(“Памятник” Державина – своеобразный “рапорт” о проделанной работе: о достижениях в “забавном русском слоге” и “воспитательных” беседах с царями об истине. Пушкинское же стихотворение по своему масштабу космично – оно адресовано всему “подлунному миру”, посмертная слава поэта отождествляется с вечной жизнью: “Нет, весь я не умру, душа в заветной лире // Мой прах переживет и тленья убежит…”. Державинское разделение на “поэта” и “гражданина” в нем отменяется – творческое кредо и человеческий долг для Пушкина нераздельны, едины. Он не учил людей, не проповедовал, но пробуждал “чувства добрые” в их душах, стремясь пробудить к жизни то доброе, что есть в каждой душе – единственное, к чему может и должно апеллировать искусство. Противопоставление “жестокого века” Свободе, призыв к милосердию – это и есть те “добрые чувства”, которые пробуждает пушкинская лира).

5). Итоговая работа по группам

Первая группа анализирует “Я знак бессмертия себе воздвигнул…” М.В. Ломоносова, вторая группа – “Памятник” Г.Р. Державина, третья группа – “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” А.С. Пушкина.

План анализа (единый для всех групп)

1. Выразительно прочитайте стихотворение.

2. Какие черты биографии поэта нашли отражение в стихотворении?

3. Какими видит поэт границы собственного творческого бессмертия?

4. С какими словами обращается творец к Музе? Каковы отношения между ними?

Результатом обсуждения может стать заполнение следующей таблицы:

М.В.ЛомоносовГ.Р.ДержавинА.С.Пушкин
Черты биографии“Мне безззнатный род препятством не был”.“…первый я дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить, // В сердечной простоте беседовать о Боге // И истину царям с улыбкой говорить”.“…чувства добрые я лирой пробуждал… в мой жестокий век восславил я Свободу // И милость к падшим призывал”.
Границы творческого бессмертияПоэт будет жить, пока живо его Отечество.“Доколь славянов род вселенна будет чтить”.“…доколь в подлунном мире // Жив будет хоть один пиит”.
Каковы отношения у поэта с музойМуза – высокая покровительница.Муза – верная подруга поэта.Муза – соратник на великом поприще поэзии.

— В каком стихотворении, на ваш взгляд, меньше всего прослеживается личностное авторское начало? С чем это связано?

— Почему для своего стихотворения о долге и назначении поэта и поэзии А.С. Пушкин взял за образец вольное переложение оды Горация Г.Р Державиным, а не более точный к подлиннику перевод М.В. Ломоносова?

6. Подведение итогов урока.

Итак, сделайте вывод, как развивалась тема поэта и поэзии в творчестве М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина и чем различается позиция авторов в понимании этой темы.

Список литературы

1. Кучина Т.Г., Леденев А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе в 9-11 классах. М., Дрофа, 2000г., стр. 23-24.

2. Турьянская Б.И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. – М., Русское слово, 2002г., стр.42-43.

3. Читаем. Думаем. Спорим. Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе в 9-м классе/ Под ред. Г.И. Беленького/, М., Просвещение, 1996г., стр. 115-117.

Источник

Сравнить Памятник Пушкина и Державина (сравнение и анализ стихотворений)

Что общего в композиции этих стихотворений памятник пушкина и державина

Что общего в композиции этих стихотворений памятник пушкина и державина

Оба произведения восходят к стихам древнеримского поэта Горация, но по всему строю “Памятника” Пушкина очевидно, что он мысленно обращался к Державину и его стихотворению.

В стихотворениях много общего:

Поэты единодушны в оценке поэтического слова как самого прочного, нетленного “материала”, памятник из которого переживёт века. Но Пушкину важно, что “не зарастёт к нему народная тропа”, он уже осознал себя как народный поэт. Он и власть поэта считает сродни власти пророка, и потому она выше “Алексанрийского столпа”.

Державин же, очевидно, не допускает возможности равнять поэта и власть, а мысль о превосходстве поэта вообще ему чужда. Причина разности оценок – в том, что Державин, бывший и личным секретарём Екатерины II, и придворным поэтом, самое большее, что мог позволить – “истину царям с улыбкой говорить”. Поэт видит свою заслугу в этом, а ещё в том, что “дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы (императрицы) возгласить”.

Оценка Пушкиным своего творчества включает как самый важный критерий – он “любезен народу” тем, что “чувства добрые…лирой пробуждал”. Он гордится, что в свой “жестокий век восславил…свободу И милость к падшим призывал”.

Очевидно, что пушкинское понимание роли поэта и его творчества более зрелое, глубокое и бескомпромиссное, чем державинское.

Источник

Сравнительная характеристика: «Памятник» Державина и Пушкина

Важное место в творчестве Пушкина и Державина всегда занимала тема памятников. Затрагивая их в своих стихотворениях, авторы пытались выразить своё право на бессмертие. Произведения обоих поэтов очень похожи, но каждое из них имеет и отличия. Сравнительная характеристика «Памятника» Пушкина и Державина поможет школьникам лучше подготовиться к уроку литературы.

Сходства и различия в стихотворениях

Стих впервые был написан около II тысячелетий назад Горацием, а его последующие версии имеют некую схожесть с ним. Если сравнить «Памятники» Пушкина и Державина, можно сделать вывод, что они похожи по своей структуре. В них используется один размер — шестистопный ямб. В стихотворениях присутствуют и женские, и мужские речи. Во всех куплетах первая строка созвучна третьей, вторая — четвёртой и так далее. Проще говоря, оба автора при написании пользовались перекрёстным методом.

Ища общее в произведениях, следует обратить внимание и на то, что поэты используют много живых и ярких эпитетов.

Пушкин пользуется такими словами, как «великий», «нерукотворный». Державин — «сердечный», «чудесный». В стихотворениях поэты используют инверсию — это один из видов литературных приёмов:

С его помощью становится возможным подчеркнуть особенно важные слова и придать произведению эмоциональности.

Мнение поэтов о себе

Державин в своём стихотворении показывает себя не только творцом, но и придворным. Именно по этой причине его будут уважать, ведь он может без смущения общаться с высокопоставленными людьми. Кроме того, Гавриил Романович считает, что о высших духовных ценностях нужно говорить, словно о боге.

Если сопоставить его с Александром Сергеевичем, то он, наоборот, в первую очередь считает себя поэтом. Через этот образ автор познаёт себя как человека. В первых строках стихотворения он подчёркивает то, что находится рядом с народом. Для него признание людей является высшей ценностью. Гаврила Романович ставит на первое место свою близость с находящейся у власти знатью, а Александр Сергеевич — служение народу, и его ценности намного выше.

​Отношение авторов к самодержавию

Державина очень уважали в высшем обществе, ведь он был придворным поэтом. До написания своего «Памятника» автор издал известную оду «Фелица», в которой воспевались положительные качества Екатерины II. В этом и заключалось главное отличие произведений.

Пушкин был самым настоящим противником самодержавия. Николай I предпринимал множество попыток, чтобы сделать из Александра Сергеевича придворного поэта, но все они были провальными. По этой причине Пушкин подвергался гонению и травле.

Подведение итогов

Оба поэта стихотворением «Памятник» пытались подвести итоги собственной жизни. Гавриил Романович написал своё произведение в 52 года. Помимо литературы, Державин ещё и работал, а также служил при дворе. Своей главной заслугой автор считал то, что смог воспеть Екатерину II. Об этом достижении он упомянул в стихотворении «Памятник». Державин был уверен, что все люди на земле будут помнить его именно за это.

Цели творчества

При сравнении «Памятника» Державина и Пушкина отдельно стоит упомянуть о том, какими были их главные ценности в творчестве. Гаврила Романович говорил, что он был первым, кто решился отказаться от торжественности слогов.

Обладая большим талантом — смелостью, Державин смог «истину царям с улыбкой говорить».

Делая кратко сопоставительный анализ «Памятников», нужно обратить внимание, что Пушкин главной ценностью своего творчества считал борьбу за свободу народа — это заметно уже с самых первых строк произведения. Александр Сергеевич был уверен, что его стихотворения делают людей добрее. Он был единственным из поэтов, кто не побоялся просить императора о милостыне к декабристам.

Обращение к музам

Обращение поэтов к музам является важной частью сопоставления двух стихов. Державин просил вдохновительницу гордиться «заслугой справедливой», а также презирать тех людей, кто осмелится выразить ей презрение. Александр Сергеевич желал немногого — он хотел, чтобы его муза не противилась «веленья Божьего» и не боялась напрасных обид. Он просил её:

Лирика Пушкина делает его одним из главных представителей общественного мнения своего времени.

Белинский считал Александра Сергеевича не классическим поэтом. Он относил его к романтизму и называл певцом тех лет. Помимо этого, Белинский говорил, что в произведениях Державина и Пушкина всё находится на своих местах, и каждое слово верно.

Сравнительный анализ стихотворений «Памятник» Державина и Пушкина пригодится школьникам для написания любых проверочных работ и составления таблиц.

Источник

Сравнительная характеристика: «Памятник» Державина и Пушкина

Сходства и различия в стихотворениях

Что общего в композиции этих стихотворений памятник пушкина и державина

Стих впервые был написан около II тысячелетий назад Горацием, а его последующие версии имеют некую схожесть с ним. Если сравнить «Памятники» Пушкина и Державина, можно сделать вывод, что они похожи по своей структуре. В них используется один размер — шестистопный ямб. В стихотворениях присутствуют и женские, и мужские речи. Во всех куплетах первая строка созвучна третьей, вторая — четвёртой и так далее. Проще говоря, оба автора при написании пользовались перекрёстным методом.

Ища общее в произведениях, следует обратить внимание и на то, что поэты используют много живых и ярких эпитетов.

Пушкин пользуется такими словами, как «великий», «нерукотворный». Державин — «сердечный», «чудесный». В стихотворениях поэты используют инверсию — это один из видов литературных приёмов:

С его помощью становится возможным подчеркнуть особенно важные слова и придать произведению эмоциональности.

Мнение поэтов о себе

Державин в своём стихотворении показывает себя не только творцом, но и придворным. Именно по этой причине его будут уважать, ведь он может без смущения общаться с высокопоставленными людьми. Кроме того, Гавриил Романович считает, что о высших духовных ценностях нужно говорить, словно о боге.

Если сопоставить его с Александром Сергеевичем, то он, наоборот, в первую очередь считает себя поэтом. Через этот образ автор познаёт себя как человека. В первых строках стихотворения он подчёркивает то, что находится рядом с народом. Для него признание людей является высшей ценностью. Гаврила Романович ставит на первое место свою близость с находящейся у власти знатью, а Александр Сергеевич — служение народу, и его ценности намного выше.

​Отношение авторов к самодержавию

Державина очень уважали в высшем обществе, ведь он был придворным поэтом. До написания своего «Памятника» автор издал известную оду «Фелица», в которой воспевались положительные качества Екатерины II. В этом и заключалось главное отличие произведений.

Пушкин был самым настоящим противником самодержавия. Николай I предпринимал множество попыток, чтобы сделать из Александра Сергеевича придворного поэта, но все они были провальными. По этой причине Пушкин подвергался гонению и травле.

Подведение итогов

Оба поэта стихотворением «Памятник» пытались подвести итоги собственной жизни. Гавриил Романович написал своё произведение в 52 года. Помимо литературы, Державин ещё и работал, а также служил при дворе. Своей главной заслугой автор считал то, что смог воспеть Екатерину II. Об этом достижении он упомянул в стихотворении «Памятник». Державин был уверен, что все люди на земле будут помнить его именно за это.

Литературный анализ стихотворения

Данное стихотворение было впервые запечатлено на бумаге в 1795 году, когда Державину было пятьдесят два года и он уже находился в зрелом периоде своего творчества. В этом возрасте он уже обзавёлся поэтическим и служебным успехом, а также начал анализировать свою роль в русской поэзии и культуре.

Жанр стихотворения — ода. Но не совсем обычная ода, Державин первый из русских поэтов, хоть и косвенно, но посвятил оду себе. Это можно назвать слегка эгоистической одой; но с другой страны талант, масштаб и влияние личности поэта этого заслуживает.

Размер стихотворения: шестистопный ямб. Вид рифмовки: перекрёстная рифмовка.

Главная мысль и тема стихотворения — это вера в бессмертие как поэзии в частности, так и искусства в целом. Державин говорит нам, что человеку не обязательно возводить города, увековечивать себя в граните или быть центром внимания своей эпохе, но ему лишь нужно творить искусство и тогда его запомнят и без лишних атрибутов.

Но ко всему прочему Державин также выдвигает несколько условий к будущим поэтам: Во-первых, быть абсолютно честными всегда и везде и с кем бы то ни было. Пускай и король перед вами, или император, но коль вы поэт, то обязаны не льстить, а правдою как мечом рубить.

Во-вторых, не стеснятся и даже гордиться собственными успехами и заслугами. Державин собственным примером показывает, что если вы действительно сдюжили в борьбе за славу и достигли чего-то грандиозного, то нет ничего постыдного в том, чтобы похвастаться этим. В‑третьих, подобно примеру поэта из его последней строфы, безгранично, бесцельно, но перманентно, резво и яро славить, восхвалять. Ту самую соблаговоляющую в творчестве, но при том неуловимую поэтическую музу.

Для поддержания величественности и высокопарности своего стихотворения, дабы выделить его непомерную важность, Гавриил использует множество разных художественных приёмов. Эпитеты: памятник (какой) чудесный, вечный; вихрь(какой) быстротечный; слог забавный. И др. Гипербола: металлов тверже, а также выше пирамид. Метафоры: времени полет; зарей бессмертия. Олицетворения: ни гром не сможет сломить; ни времени полёт ни сокрушит. Также стоит отметить общий подбор слов для этого стихотворения, многие из них считаются очень возвышенными и редкими. Стихотворение изобилует восклицанием и духом высокой поэзии.

Цели творчества

При сравнении «Памятника» Державина и Пушкина отдельно стоит упомянуть о том, какими были их главные ценности в творчестве. Гаврила Романович говорил, что он был первым, кто решился отказаться от торжественности слогов.

Обладая большим талантом — смелостью, Державин смог «истину царям с улыбкой говорить».

Делая кратко сопоставительный анализ «Памятников», нужно обратить внимание, что Пушкин главной ценностью своего творчества считал борьбу за свободу народа — это заметно уже с самых первых строк произведения. Александр Сергеевич был уверен, что его стихотворения делают людей добрее. Он был единственным из поэтов, кто не побоялся просить императора о милостыне к декабристам.

Сравнение «Памятника» Пушкина и Державина таблица по строфам, удобная шпаргалка для написания сочинений после которой данные стихи станут понятными даже двоечнику.

Испокон веков на Руси сложилась традиция: повторять хохмы разных идиотов на свой лад, выдавая их за свое творчество. Так случилось и со стихотворением «Памятник», который сначала написал Державин в 1775 году, а в 1936 году Пушкин. Вопреки расхожему мнению, что Пушкин скопировал стихотворение у Державина, основным прототипом для обоих стихов являлась ода Горация (был такой древнеримский поэт-неудачник) под названием «Я воздвиг памятник». В ней поэт решил донести до общественности, чего же он достиг в жизни, ибо если себя не похвалишь, то никто не похвалит.

Поскольку Горация знает весь мир, а Пушкина и Державина только в России, оба поэта, позавидовав лаврам римского поэта, решили пойти по его стопам, и написали себе по подобному стихотворению.

С первых строк «Памятники» Пушкина и Державина похожи, но потом идут кардинальные различия.

ПушкинДержавинОтличия
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Пушкин будучи ножным фетишистом и поклонником дярёвни восхищается народными тропами, по которым Танька Ларина с грязными пятками ходила с коромыслом. Державин апеллирует к физике и металлам, как бы намекая, что у него полно орденов.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Пушкин воспевает новые методы бальзамирования, но при этом особо не надеется, что его будут чтить после смерти за стихи. Державин проявляется расизм, упомянув одних славян, и высказывает предположение, что труп может убежать от разложения.
И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

Пушкин снова проявляет толерантность, и вспоминает, как оставлял бублики падшим женщинам. Державин же вспоминает золотую табакерку, которой наградила его Екатерина Вторая (Фелица).
Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

О муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай.

Пушкин показывает, что гордыня – это плохо, а смирение есть христианская традиция. Державин же воспевает гордыню. Поэтому Пушкиным правили светлые силы, а Державиным – темные.

В целом, оба стихотворения больших различий не имеют, их было бы целесообразнее называть вольным переводом стихов Галиция, а не самостоятельными произведениями. В школьной программе учителя пытаются донести до учащихся всю красоту эпохи классицизма, но это получается очень слабо, поскольку представители поколений Державина и Пушкина из высшего света очень глубоко изучали древнеримскую культуру, а сейчас из древней философии почти ничего в программе нет.

Сравнивать «Памятники» Сашки и Гаврилы целесообразно исключительно по строфам, используя разницу в определениях и существительных. Если исключить юмор, то два поэта преследовали одну цель, но применяли разные литературные приемы, слова, словосочетания. Это определенным образом раскрывает их мировоззрение, но вряд ли в момент сочинения поэты пытались донести некий скрытый смысл. Так что «Памятники» двух стихоплетов – это просто иной набор описательных слов, а основные моменты одинаковые.
Теги:школа литература

Обращение к музам

Обращение поэтов к музам является важной частью сопоставления двух стихов. Державин просил вдохновительницу гордиться «заслугой справедливой», а также презирать тех людей, кто осмелится выразить ей презрение. Александр Сергеевич желал немногого — он хотел, чтобы его муза не противилась «веленья Божьего» и не боялась напрасных обид. Он просил её:

Лирика Пушкина делает его одним из главных представителей общественного мнения своего времени.

Белинский считал Александра Сергеевича не классическим поэтом. Он относил его к романтизму и называл певцом тех лет. Помимо этого, Белинский говорил, что в произведениях Державина и Пушкина всё находится на своих местах, и каждое слово верно.

Сравнительный анализ стихотворений «Памятник» Державина и Пушкина пригодится школьникам для написания любых проверочных работ и составления таблиц.

«Памятник» В.Брюсов

«Памятник» Валерий Брюсов

Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен. Кричите, буйствуйте, — его вам не свалить! Распад певучих слов в грядущем невозможен, — Я есмь и вечно должен быть.

И станов всех бойцы, и люди разных вкусов,

В каморке бедняка, и во дворце царя, Ликуя, назовут меня — Валерий Брюсов, О друге с дружбой говоря.

В сады Украины, в шум и яркий сон столицы, К преддверьям Индии, на берег Иртыша, — Повсюду долетят горящие страницы, В которых спит моя душа.

За многих думал я, за всех знал муки страсти, Но станет ясно всем, что эта песнь — о них, И, у далеких грез в неодолимой власти, Прославят гордо каждый стих.

И в новых звуках зов проникнет за пределы Печальной родины, и немец, и француз Покорно повторят мой стих осиротелый, Подарок благосклонных Муз.

Что слава наших дней? — случайная забава! Что клевета друзей? — презрение хулам! Венчай мое чело, иных столетий Слава, Вводя меня в всемирный храм.

Анализ стихотворения Брюсова «Памятник»

В 1912 году Брюсов создает стихотворение «Памятник». Текст отсылает сразу к двум великим одноименным произведениям русской литературы. Из двадцатого столетия поэт общается с Державиным и Пушкиным. Кроме того, Валерий Яковлевич оглядывается на древнеримского гения Горация, беря эпиграф из его XXX оды. В России она наиболее известна в переводе Капниста под названием «Я памятник себе воздвигнул долговечный…».

Если сравнивать державинское стихотворение с брюсовским, в первую очередь бросается в глаза сильное различие, касающееся пространственных планов. Гавриил Романович надеется, что слух о нем пройдет «от Белых вод до Черных, где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал…». У Валерия Яковлевича география в несколько раз шире. Он исключительно в границах Российской империи оставаться не собирается: В сады Украины, в шум и яркий сон столицы, К преддверьям Индии, на берег Иртыша… Через несколько строк поэт добирается до европейских стран: …и немец, и француз Покорно повторят мой стих осиротелый… Державин ставит себе в заслугу то, что смог сделать русский поэтический слог более легким, простым, что сумел дерзнуть писать не о подвигах и великих деяниях императрицы, а о ее добродетелях. Брюсов также не забывает упомянуть собственные достижения. В чем они состоят? В умении облачить в «певучие» слова человеческие страсти и думы.

Пушкина Валерий Яковлевич воспринимал в качестве некоего символа, эстетического образца. Перу Брюсова принадлежат теоретические работы, посвященные его творчеству. У него есть опыт «дописывания» некоторых стихотворений Александра Сергеевича. Естественно, Валерий Яковлевич не мог пройти мимо «Памятника» — одного из программных пушкинских произведений. Ключевое различие между двумя текстами заключается в разности восприятия вопросов бессмертия и грядущей славы. Пушкин предполагает, что останется в веках, благодаря творчеству, способному оказывать нравственное воздействие на людские души, сеять добро. Брюсову гораздо важнее непосредственно литературные заслуги: Распад певучих слов в грядущем невозможен, — Я есмь и вечно должен быть. Здесь стоит вспомнить о невероятном самолюбии, которое ярче всего проявилось в раннем творчестве Валерия Яковлевича. Например, свой первый сборник под нескромным названием «Chefs d’oeuvre» («Шедевры», 1896) поэт завещал «искусству и вечности».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *